Научная статья на тему 'Психологические особенности подростков'

Психологические особенности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1282
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностная тревожность / фрустрация / агрессия / ригидность / подросток. / personal anxiety / frustration / aggression / rigidity / teenager.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлова Любовь Геннадьевна

Личностная тревожность, фрустрация, агрессия и ригидность – очень важные психологические состояния подростка, на которые следует обратить пристальное внимание, для того чтобы скорректировать реакцию ребенка на неблагоприятные воздействия окружающей социальной среды, научить подростка не бояться жизненных трудностей и по возможности предотвратить их затяжной характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Орлова Любовь Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TEENAGERS

Personal anxiety, frustration, aggression and rigidity are very important psychological states of the adolescent, which should be paid close attention to, in order to correct the child's reaction to the adverse effects of the surrounding social environment, to teach a teenager not to be afraid of life difficulties and, if possible, to prevent their protracted nature.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности подростков»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Орлова Любовь Геннадьевна.

Ханты-Мансийский автономный округ, г. Сургут, Сургутский финансово-экономический колледж - филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", заместитель директора по учебно-воспитательной работе, orlova_surgut@mail.ru.

Аннотация. Личностная тревожность, фрустрация, агрессия и ригидность -очень важные психологические состояния подростка, на которые следует обратить пристальное внимание, для того чтобы скорректировать реакцию ребенка на неблагоприятные воздействия окружающей социальной среды, научить подростка не бояться жизненных трудностей и по возможности предотвратить их затяжной характер.

Ключевые слова: личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, подросток.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TEENAGERS

Orlova Lyubov Gennadievna.

Surgut, Surgut branch of the Financial University, Deputy Director for Educational work, orlova_surgut@mail.ru.

Abstract. Personal anxiety, frustration, aggression and rigidity are very important psychological states of the adolescent, which should be paid close attention to, in order to correct the child's reaction to the adverse effects of the surrounding social environment, to teach a teenager not to be afraid of life difficulties and, if possible, to prevent their protracted nature.

Key words: personal anxiety, frustration, aggression, rigidity, teenager.

Предмет исследования - психологические особенности подростков, такие как личностная тревожность, фрустрация, агрессия и ригидность.

Цель: выделить положительные аспекты перечисленных психологических состояний на начальном этапе их проявления.

Задачи:

1. Провести тестирование на предмет тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности среди студентов 1-3 курса Сургутского филиала Финуниверситета.

2. Провести сравнительный анализ данных психологических состояний по курсам.

3. Обозначить положительные стороны представленных психологических состояний на ранних этапах их проявления.

4. Сделать выводы и предложить педагогические методы снижающие риск развития суицидального поведения для данной возрастной группы детей.

В соответствии с поставленными задачами используются теоретические методы исследования (анализ психологической и педагогической литературы) и эмпирические (наблюдение, опрос, беседа).

Гипотеза: не всегда такие психологические состояния, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия и ригидность можно интерпретировать как строго отрицательные характеристики поведения подростков, на начальной стадии их проявления они носят временный характер, и являются лишь дополнительными инструментами для решения различных ситуационных задач.

Практическая значимость состоит в том, чтобы родители и педагоги смогли помочь ребенку скорректировать реакцию на неблагоприятные воздействия окружающей среды, научить подростка не бояться жизненных трудностей и по возможности предотвратить их затяжной характер.

Новизна работы заключена в том, что соответствующие психологические состояния рассматриваются исключительно предвестниками суицидального поведения, мы попытаемся представить проявления этих психологических особенностей, на начальном этапе их проявления, как необходимый опыт для развития личности в целом.

Изучая данный вопрос, было проведено тестирование среди студентов 1,2 и 3 курса Сургутского филиала Финуниверситета по методике «Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту. Опросник Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале - «8-14». Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности (таблица 1).

Таблица 1

Итоговая таблица анализируемых психологических состояний

Курс / шкала Уровень тревожности Уровень фрустрации Уровень агрессии Уровень ригидности

I 70% 40% 20% 70%

II 40% 30% 70% 50%

III 50% 70% 40% 40%

Уровень тревожности превышает пороговые значения на 1 курсе (таблица 1). Во-первых, это может быть связано с адаптацией подростков при переходе из школы в средне-специальное образовательное учреждение. Во-вторых, личностная тревожность может быть индивидуальной особенностью, когда человек просто излишне озабочен, испытывает обостренное чувство ответственности. Психолог Д. Каган [Приводится по: 1], специализирующийся на

проблемах тревожных людей утверждает, что люди с излишней тревожностью являются ценными работниками, они не позволяют себе опаздывать на работу или не выполнять свои должностные обязанности. Нейропсихолог Д. Коплан [Приводится по: 1] считает, что повешенная тревожность сегодня может привести к успеху завтра.

Уровень фрустрации в 70 % выявлен у студентов 3 курса (таблица 1). Этот показатель вполне оправдан, поскольку студенты 3 курса - выпускники, на данном этапе студенты озадачены написанием и защитой выпускной квалификационной работы. Возникает естественный страх перед будущим: «А куда я пойду работать? А где я буду учиться?» Несомненно, здесь необходима поддержка родителей, психологическая и финансовая в том числе. В противном случае у подростка возникает чувство неполноценности, развития апатичного состояния, дезорганизации. Но состояние фрустрации может быть и толчком для дальнейшего роста, например злость на себя при неудачах позволяет личности завершить начатое дело до конца, собраться.

Уровень агрессии составляет 70 % на 2 курсе (таблица 1). Конечно, речь не идет о выраженной агрессии, мы говорим о грубости, некой враждебности, причем не обязательно на окружающих, но и на самого себя. Это может быть форма протеста на ограничения в школе, дома, подростки ищут себя, пытаются занять свое место в коллективе, конфликтуют с родителями за право быть самостоятельными и принимать решения. В образовательной среде агрессию можно скорректировать путем расширения круга увлечений, построенного на основании предпочтений и способностей молодого человека. Роль родителей в процессе коррекции также велика - это расширение общения.

Ригидность большинство составляет на 1 курсе (таблица 1), это вполне объяснимо. Студенты 1 курса - бывшие школьники, зачастую не готовы к изменениям внешней среды, субъект использует стандартные, стереотипные формы поведения. Но если речь идет об отработанных до автоматизма действиях то в решении знакомых задач подросток чувствует себя уверенно, быстро достигает результата, опираясь на свой базовый алгоритм.

Резюмируя выше сказанное, можно подвести итоги:

1. Диагностика психических состояний учащихся в образовательной среде является необходимым условием контактной работы преподавателя.

2. Это обязательно должен быть пакет методик по выявлению особенностей личности, поскольку на основании одного какого-либо теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицида.

3. При диагностике первых психических состояний тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности выясняют период действия повреждающего фактора, если состояние носит временный характер, то применимы методы, позволяющие скорректировать поведение подростка.

4. В приведенном исследовании повышенный уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности являются исключительно временным. Данные респонденты, как правило, являются активистами, участниками научно-практических конференций и др. Их психологические состояния связаны с незрелостью, чувством страха перед жизнью, перед будущим, обучающиеся

данной возрастной группы ищут себя, стремятся занять своё место в коллективе -группе.

5. Рассматривая динамику психологических состояний видно, что к 3 курсу уровень тревожности, ригидности, агрессии падает, это связано с тем, что в арсенале подростка увеличивается количество инструментов, позволяющих управлять ситуацией, подросток понимает, что трудности носят временный характер. Рост показателя фрустрации, возможно, связан с навязыванием родителями и педагогами чувства несостоятельности, неполноценности, в этом случае у ребенка возникает чувство обиды, бессилия (эти чувства отличаются продолжительностью действия). Желание выслушать, разобраться детально в проблеме, помочь найти варианты и пути решения - эти приёмы помогут вывести ребенка из данного психологического состояния.

Библиографический список: 1. Scott Stossel. Век тревожности. Страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя. 2016 [Электронный ресурс].- URL: https://www.rulit.me/books/vek-trevozhnosti-strahi-nadezhdy-nevrozy-i-poiski-dushevnogo-pokoya-read-439954- 1.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.