Научная статья на тему 'Психологические особенности переживания страхов мирным населением в ситуации военного конфликта'

Психологические особенности переживания страхов мирным населением в ситуации военного конфликта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1065
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХ / FEAR / ТЕРРОР / TERROR / ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ / MILITARY CONFLICT / СТРАХ ВОЙНЫ / СТРАХ СМЕРТИ / FEAR OF DEATH / FEAR OF WAR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новикова Елена Владимировна, Ревуцкая Ирина Викторовна

В статье представлен исторический анализ проблемы страха, современные подходы к пониманию понятия «страх», его стимулы и функции. Проанализированы результаты эмпирического исследования психологических особенностей переживания страхов мирным населением в ситуации военного конфликта. Обозначены основные пути и способы преодоления страхов личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A historical analysis of the problem of fear, modern approaches to understanding the concept of “fear”, its incentives and functions are presented in the article. Results of empirical research of psychological features of experience of fears by the peaceful population in a situation of the military conflict are analyzed. The main ways and means of overcoming personal fears are outlined.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности переживания страхов мирным населением в ситуации военного конфликта»

Новикова Елена Владимировна

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк. ДНР)

Ревуцкая Ирина Викторовна

ст. преподаватель кафедры психологии ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк. ДНР)

УДК 159.96

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХОВ МИРНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ В СИТУАЦИИ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FEARS OF THE CIVILIAN POPULATION IN A SITUATION OF MILITARY CONFLICT

В статье представлен исторический анализ проблемы страха, современные подходы к пониманию понятия «страх», его стимулы и функции. Проанализированы результаты эмпирического исследования психологических особенностей переживания страхов мирным населением в ситуации военного конфликта. Обозначены основные пути и способы преодоления страхов личности.

Ключевые слова: страх, террор, военный конфликт, страх войны, страх смерти.

A historical analysis of the problem of fear, modern approaches to understanding the concept of "fear", its incentives and functions are presented in the article. Results of empirical research of psychological features of experience of fears by the peaceful population in a situation of the military conflict are analyzed. The main ways and means of overcoming personal fears are outlined.

Key words: fear, terror, military conflict, fear of war, fear of death.

Исторический анализ проблемы страха приводит нас еще к греческой мифологии, согласно которой у богини Афродиты был возлюбленный Арес, бог войны. От них на свет появились сыновья Деймос (страх) и Фобос (ужас), которые повсюду сопровождали своего отца. Страх как эмоциональное состояние человека будоражил сознание простых людей, находя свое отражение в сказках и легендах, в работах философов, пытающихся осмыслить это понятие. Одной из актуальных проблем для античных мудрецов была проблема страха смерти. Платон, Эпикур и другие философы вели речь о пагубном влиянии этого страха на жизнь человека, однако подчеркивали при этом, что преодоление страха смерти приводит к постижению истины бытия. Античные ученые противопоставляли страх разуму. Именно разум, отмечают учёные, выступает в качестве решающего

95

фактора на пути избавления человека от страха смерти. В Средневековье философы рассматривали страх с теологических позиций и связывали проблему страха с душеполезностью, имея в виду тот факт, что страх сдерживает человека от совершения злодеяний. В эпоху Возрождения Н. Макиавелли показал социально-политическую роль страха как инструмента управления подданными государя. Мыслители Нового времени, среди которых Ф. Бэкон, рассматривали страх как фактор, порождающий предрассудки, ложные и фантастические представления о действительности, особенно в трудные и смутные времена. Средством преодоления страха большинство учёных считают, с одной стороны, знание, а, с другой стороны, привычку к тем или иным явлениям. Страх далеко не всегда рассматривался учёными только как негативное явление. Так Г.Ф. Гегель, например, рассматривал страх как позитивное чувство, помогающее человеку обрести самость [2; 4].

Несмотря на многовековую традицию изучения понятия «страх», его форм, видов, функций и т.д., проблемой страха в психологии до сих пор занимаются в основном клинические психологи, а патологическими страхами - психиатры. До сих пор остаются неясными многие вопросы, связанные даже с использованием понятий, относящихся к данной проблематике, таких, например, как «тревога», «боязнь», «опасение», «страх», «испуг», «фобии» и пр.

Для населения Донецкой Народной Республики, живущего в ситуации затяжных военных действий малой интенсивности, периодически переходящих в военные действия средней интенсивности, чувство страха является неотъемлемой составляющей повседневной жизни.

Всё вышесказанное актуализирует важность изучения психологических особенностей переживания страхов мирным населением в ситуации военного конфликта с целью разработки психологических мероприятий, направленных на снижение уровня страха и гармонизацию эмоциональных состояний личности.

В современной психологии в широком смысле под понятием «страх» понимается отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании им реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Учёные подчеркивают, что чувство страха присуще любому высокоорганизованному живому существу, независимо от пола и возраста, выступая естественной защитной реакцией в ответ на опасность или угрозу [2; 5; 6].

Исследователи отмечают различные причины, вызывающие страх. Е.П. Ильин дает схематичное их описание, представленное на рисунке 1.

Рис. 1. Стимулы страха

В.Н. Гуляихин и Н.А. Тельнова выделяют следующие функции страха: мотивационная, адаптивная, оценочная, сигнально-ориентационная, организационная, социализирующая, мобилизационная, прогностическая, смыслообразующая. Рассмотрим выделенные функции более подробно. Мотивационная функция связана с побуждением к поиску безопасной среды существования, с избеганием опасности и предупреждением возникновения опасных ситуаций. Адаптивная функция отражает полученный опыт переживания страха в данной ситуации и более осторожное поведение. Оценочная функция представляет оценку степени опасности и защищенности от нее. Сигнально-ориентировочная функция определяется тем, что страх является сигналом, предупреждающим об опасности, ориентирующим человека на определенный вид поведения, связанного с самосохранением. Организационная, или упорядочивающая, функция связана с повиновением и послушанием из-за страха. Социализирующая функция представляет собой трансляцию для общества моделей поведения. Страх подавляет проявление социально неприемлемых качеств и способствует формированию социально необходимых качеств человека. Мобилизующая функция связана с мобилизацией энергоресурсов и силы воли для преодоления опасной ситуации. Известны случаи, когда при страхе люди проявляли такую физическую силу и быстроту бега, которые в обычной ситуации были недостижимы, несмотря на все старания. Прогностическая функция дает возможность в ряде случае прогнозировать типичные варианты поведения людей. Смыслообразующая функция способствует формированию новообразований в структуре личности (изменение картины мира,

97

переосмысление мировоззрения, формирование новых смыслообразований) [1].

Страх может влиять на человека по-разному. В одном случае он может привести к гибели человека, в другом - к его спасению. В ряде случаев страх низводит поведение человека на уровень животных инстинктов. Феномен страха рассматривается в работах экзистенциального психолога К. Ясперса в рамках философского осмысления проблемы будущего. Согласно учёному, страх заставляет человека задуматься о своей судьбе, дает возможность оставаться самим собой, сохранить свою идентичность. К. Ясперс рассматривает страх как положительное состояние, заставляющее человека обратиться к рефлексии и позволяющее ему обрести свою сущность [2].

Одной из разновидностей страха являются социальные страхи. Социальные страхи имеют свои особенности: носителями общественных страхов являются социальные группы; социальные страхи характеризуются массовостью; массовые социальные страхи могут быть вызваны нарушениями стабильности социальной жизни, отсутствием полной и позитивной информации, неуверенностью в будущем; социальные страхи имеют рациональный характер: люди осознают страх, его образы и источники, формулируют его в виде смысложизненных проблем. Одним из факторов, вызывающих появление социальных страхов, являются военные действия [2; 3].

Военные действия, проходящие на территории Донецкой и Луганской Народных Республик с 2014 года, с точки зрения психологии, являются проявлением террора. Понятие «террор» (лат. terror - страх, ужас) представляет собой устрашение политических противников путем физического насилия, от которого страдает, в первую очередь, мирное население.

Целью нашего эмпирического исследования является изучение психологических особенностей переживания страхов мирным населением в ситуации военного конфликта. Исследование проводилось в 2018 году, спустя 4 года с момента начала ведения боевых действий. В нем приняли участие 40 обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого -педагогическое образование. С целью исследования особенностей страхов на осознанном уровне был использован «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, на неосознаваемом уровне - методика «Несуществующее животное».

Среднестатистические результаты, полученные по опроснику иерархической структуры актуальных страхов личности, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Иерархическая структура актуальных страхов личности

Степень Нормативные Средне-

выражен- СТРАХИ показатели статистические

ности показатели

1 Страх болезни близких 8 7,8

2 Страх перед публичными выступлениями 4 7,7

3 Страх перед «экзаменами» 5 7,0

4 Страх ответственности 4 6,6

4 Страх перед негативными последствиями болезней близких людей 6 6,6

5 Страх перед будущим 5 6,2

6 Страх руководства 5 5,9

6 Страх бедности 5 5,9

7 Страх изменений в личной жизни 5 5,6

7 Страх войны 6 5,6

8 Страх глубины 4 5,3

9 Страх агрессии по отношению к близким 3 5,2

10 Страх преступности 5 5,1

10 Страх высоты 4 5,1

11 Страх пауков и змей 5 5,0

12 Страх старости 4 4,8

13 Страхи, связанные с половой функцией 3 4,1

14 Страх заболеть каким-либо заболеванием 4 4,0

15 Страх за сердце 5 3,9

16 Боязнь замкнутых пространств 3 3,5

17 Страх сумасшествия 4 3,1

18 Страх темноты 3 3,0

19 Страх смерти 3 2,9

20 Страх самоубийства 2 2,6

Наглядно полученные результаты представлены на графике (рис. 2)

Рис. 2. Иерархическая структура актуальных страхов личности

Полученные данные позволяют констатировать высокий уровень выраженности актуальных страхов студентов: по 15 шкалам из 24 (63 %) показатели превышают нормативные данные. Среднестатистический интегральный показатель страха составил 122,2 балла при нормативных показателях выраженности страха у мужчин - 77.9±4.7 баллов, у женщин -104.0±2.5 балл. Превышение нормативов по шкалам опросника иерархической структуры актуальных страхов личности мы рассматриваем как общий негативный эмоциональный фон испытуемых (напряжение, тревога и пр.). Общий негативный эмоциональный фон является одной из особенностей испытуемых, проживающих на территории ведения военных действий.

По степени выраженности страхов наиболее ярко выраженным страхом в данной выборке испытуемых является страх болезни близких людей (1-е место). Страх публичных выступлений и экзаменов у студентов стоят на 2-м и 3-м местах соответственно, являясь наиболее актуальными. Студентов-психологов пугает ответственность (4-е место) и страх перед будущим (5-е место). Страх бедности (6-е место) и страх изменений в личной жизни (7-е

100

место) беспокоят студентов, однако не являются ярко выраженными. Уровни страхов глубины, высоты, агрессии по отношению к близким, преступности, старости, замкнутых пространств, страха, связанного с половой функцией, превышают нормативы, как проявление общего негативного эмоционального фона, однако не являются актуальными для обучающихся.

Интересным представляется выявленный в исследовании факт: при общей тенденции выраженности страхов, превышающей нормативные показатели, страх войны и страх смерти не находятся на лидирующих позициях (страх войны - на 7-м месте, страх смерти - на 19-м месте), а выраженность показателей по этим шкалам находятся в диапазоне - ниже нормы. Это говорит о том, что люди, живущие 4 года в ситуации гибридной войны, с одной стороны, имеют уже определенные знания о специфике боевых действий, осознанно относятся к ситуации, что уменьшает субъективное ощущение страха войны и смерти, а, с другой стороны, произошла адаптация к условиям военного времени на экзистенциальном личностном уровне.

Наименее выраженным является страх самоубийства (20-е место), что свидетельствует об устойчивом желании студентов жить и радоваться жизни. Однако этот страх превышает нормативные показатели. Это говорит об экзистенциальном внутриличностном конфликте: желании жить и уйти из жизни. Этот экзистенциальный внутриличностный конфликт обусловлен всей сложностью актуального бытия личности, находящейся в ситуации затяжного военного конфликта.

Результаты получены по методике «Несуществующее животное» подтверждают наличие неосознанных личностных актуальных страхов в сочетании с агрессией, потерянностью, личностной «разорванностью», выработанными защитными механизмами. Иллюстрации этих состояний наглядно показаны на рисунках 3 и 4.

Рис. 3. Страхи обучающихся

Рис. 4. Страхи обучающихся

Таким образом, полученные результаты показывают, что общий уровень выраженности страхов обучающихся, мирных жителей Донецкой Народной Республики, выше нормативных показателей. Высокий общий уровень выраженности страхов объясняется нахождением обучающихся в военных условиях, в ситуации постоянного ожидания возобновления интенсивных боевых действий. Однако при этом непосредственно страх войны и смерти для студентов не являются актуальными на сознательном уровне, поскольку они постоянно находятся в опасной ситуации и со

временем эта опасность воспринимается ими все менее и менее остро. Мы можем предположить, что страх войны и смерти на неосознаваемом уровне актуализирует другие виды страхов, тем самым увеличивая уровень общего негативного эмоционального фона личности. Актуальными для обучающихся являются страхи, связанные с жизнью и здоровьем своих близких, а также с учебной деятельностью (страх перед экзаменами). Менее всего выражен страх самоубийства, однако его уровень превышает нормативные показатели, что свидетельствует о наличии экзистенциального внутриличностного конфликта: конфликта жизни и смерти, что объясняется психологической сложностью нахождения студентов в ситуации гибридной войны, окончания которой они не видят.

Учёные отмечают, что имеются несколько путей преодоления страхов: педагогическое воздействие, привыкание (адаптация) к опасности, психотерапия, волевая регуляция. Большая роль в ослаблении выраженности страха принадлежит педагогам, задачей которых является проведение, прежде всего, профилактической работы, недопущение возникновения у обучающихся необоснованного страха только из-за того, что они не знакомы с ситуацией, деятельностью, слабо подготовлены к ней или не уверены в успешности её выполнения. Другое направление работы - формирование волевого компонента воли. Этот компонент стимулирует силу воли и определяет смысл её проявления. Задача воспитания состоит в том, чтобы придать волевым усилиям такую направленность, которая позволит человеку, по словам И.М. Сеченова, совершить подвиг, несмотря на имеющийся страх. При этом необходимо формировать волевые умения: приемы самоубеждения, самоодобрения, самоприказа. При воспитании человека и при его морально-волевой подготовке в первую очередь необходимо формировать целостную личность, у которой хорошо развиты те мотивы, которые имеют общественную направленность. Установлено, что воспитание чувства коллективизма, ответственного отношения к общему делу создает хорошие предпосылки для волевого преодоления страха. Обращение педагогов к моральным и нравственным чувствам человека увеличивает его смелость и решительность [2]. Выделяют ряд способов преодоления страхов. Среди тех, которые могут использовать студенты самостоятельно, можно выделить следующие: «just do it» (просто сделай это), оценка наихудшего результата, предварительная подготовка, вера в высшие силы (в Бога, ангела-хранителя и пр.), ощущение Вселенской любви. Работа с психологом позволяет использовать ряд психологических техник: упражнение «Нарисуй свой страх», техника «Вдыхание смелости и выдыхание страхов» и т.д. С целью

снижения уровня страха используются и более глубинные методы проработки - психотерапевтические методы: десенсибилизация, игровая терапия, арт-терапия и т.д.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в разработке комплексной программы профилактики и коррекции страхов личности, находящейся в условиях военных действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуляихин В.Н. Страх и его социальные функции / В.Н. Гуляихин, Н.А. Тельнова // Философия социальных коммуникаций. Научно-теоретический журнал. - 2010. - № 1 (10). - С. 49-56. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://qps.ru/4Eb8q (дата обращения: 29.04.2018)

2. Ильин Е.П. Психология страха. / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 261 с.

3. Риман Ф. Основные формы страха / пер. с нем. Э.Л. Гушанского. - М.: Алетейа, 1999. -336 с.

4. Чернавский А.Ф. Системное исследование страха: автореф. Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии / А.Ф. Чернавский. - Екатеринбург, 2008. - 14 с.

5. Щербатых Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. - М. : Эксмо, 2005. - 512 с.

6. Эмануэль Р. Страх. / Р. Эмануэль. - М. : ООО «Издательство Проспект», 2002. - 79 с.

Скляренко Ольга Николаевна

старший преподаватель ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков

(г. Горловка, ДНР)

Екатериненко Александра Олеговна

студентка 4 курса ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков

( г. Горловка, ДНР)

УДК 159.922

ПСИХОЛОГИЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ В ПАРЕ

THE PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF EMOTIONAL ATTACHMENT IN А COUPLE

В статье проводится теоретический анализ феномена привязанности, показано, что существует два вида привязанности: надежная и ненадежная. Указано, что привязанность формируется в раннем возрасте и в последующем влияет на характер отношений супругов в паре. Приведены данные экспериментального исследования эмоциональной привязанности супругов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.