Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К КОРРУПЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ / МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ОТНОШЕНИЕ К КОРРУПЦИИ / ОТНОШЕНИЕ К КОРРУПЦИОННЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Китова Д.А.

Одним из существенных негативных последствий коррупции выступает снижение конкурентоспособности государства, предприятий и конкретных людей с высоким уровнем профессионализма. Предупреждение коррупции является сложным и трудоемким процессом, а психологические факторы противодействия выступают самостоятельным направлением такой деятельности. Представлены основные антикоррупционные позиции студентов, которые могут составить психологическую основу противодействия коррупции у молодежи.One of the major negative effects of corruption is decline in the competitiveness of the state, corporations and even specific individuals with a high level of professionalism. Prevention of corruption appears to be a complex and time-consuming process, and psychological factors are an independent direction of such activities.The paper presents the main anti-corruption position of students, who can take on the role of psychological foundation of fighting corruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Китова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К КОРРУПЦИИ»

38 Исследования

Китова Д.А.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К КОРРУПЦИИ1

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PERCEPTION OF CORRUPTION BY MODERN YOUTH

Китова Джульетта Альбертовна, д.псх.н., профессор, первый проректор. Университет российского инновационного образования, 119017 Москва, ул. Малая Ордынка, д. 7. Тел. 8 (495) 953 19 04. E-mail: j-kitova@yandex.ru Kitova Djulietta Albertovna, Psy.D., Professor. First prorector, University of Russian Innovative Education. 119017 Moscow, Malaya Ordynka st., 7. Tel: 8 (495) 953 19 04. E-mail: j-kitova@yandex.ru

Аннотация: Одним из существенных негативных последствий коррупции выступает снижение конкурентоспособности государства, предприятий и конкретных людей с высоким уровнем профессионализма. Предупреждение коррупции является сложным и трудоемким процессом, а психологические факторы противодействия выступают самостоятельным направлением такой деятельности. Представлены основные антикоррупционные позиции студентов, которые могут составить психологическую основу противодействия коррупции у молодежи.

Annotation: One of the major negative effects of corruption is decline in the competitiveness of the state, corporations and even specific individuals with a high level of professionalism. Prevention of corruption appears to be a complex and time-consuming process, and psychological factors are an independent direction of such activities.The paper presents the main anti-corruption position of students, who can take on the role of psychological foundation of fighting corruption.

Ключевые слова: антикоррупционные представления, социальные последствия коррупции, механизмы противодействия коррупции, отношение к коррупции, отношение к коррупционным правонарушениям.

Key words: anti-corruption perceptions, social consequences of corruption, means of fighting corruption, perception of corruption, perception of corruption offenses.

Актуальность проблемы исследования. Рост коррупции и ее негативное влияние распространяется на основные социальные процессы в современном обществе. Многие специалисты счита-

1 Государственное задание ФАНО РФ 0159-2016-0002.

ют, что социальные институты общества оказались подвержены коррупции [6-9, 11, 12, 16, 24, 25 и др.] Наличие такой проблемы признается как населением, так и руководством государства. Более того, в обществе формируется и такое явление, как «принуждение к коррупции», когда со стороны некоторых представителей властных органов или правоохранительных структур оказывается давление на отдельного человека, или даже группу людей, для достижения каких-либо корыстных интересов.

При этом, изучение психологических факторов противодействия коррупции выступает относительно самостоятельным теоретическим и научно-практическим направлением исследования [9, 11, 18, 19, 24, 25 и др.]. К сожалению, прогнозирование и противодействие коррупции являются трудоемкими процессами и не всегда приносящими быстрые результаты. При стратегическом прогнозировании коррупционных рисков необходимо учитывать и психологические особенности отношения молодежи к коррупции. Как известно, система отношений человека к чему-либо выражает не только его личный опыт и переживания, но и внутренне определяет его действия и поступки.

Если обратиться к психологической теории отношений, как основного методологического принципа анализа отношений молодежи к коррупции, следует начать с анализа самого феномена отношения. В частности, В.Н. Мясищев полагал, что отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, которые, основываясь на личном опыте, задают направленность будущего поведения личности [15]. Ряд авторов указывает на особенности феномена отношений, проявляющихся в актах социального поведения личности. В частности, в социальной психологии представлены следующие позиции: отношения проявляются в социальных действиях и поступках [22, 23 и др.]; отношения являются способом решения личностью основных проблем ее жизнедеятельности [1].

Отношения личности носят избирательный характер, который проявляется в их избирательной направленности (интенции) на объекты отношений и поведении личности по отношению к ним. Отношения личности к окружающей действительности организуются в сложную устойчивую структуру, содержательные характеристики которой выступают важнейшими компонентами психологического склада личности — ее направленности. Важной особенностью психологических отношений является их обусловленность

предшествующим жизненным опытом личности и теми объективными связями, которые складываются у нее с объектами отношений, субъективным отражением которых являются психологические отношения [4, 15, 17, 22, 23 и др.] .

В содержании доминирующих отношений человека выражены его мировоззренческие установки, имеющие для человека стабильную мотивирующую значимость. Феномен отношений позволяет диагностировать глубинные личностные характеристики человека, которые, в свою очередь, являются ведущими регуляторами поведения личности.

Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, порождаемые миром объективных явлений, носят субъективный характер и для разных людей могут иметь разное значение. В связи с этим, у нас есть возможность не только выявлять особенности психологического отношения конкретной личности к тем или иным явлениям, но и классифицировать их по однородным признакам.

Возникая как результат обобщения отдельных эмоций и чувств, сформировавшиеся отношения становятся новообразованиями эмоционально-чувственной сферы человека, определяющими динамику и содержание эмоционального фона деятельности личности, ипозволяют определять значимость внешних воздействий на самочувствие человека.

В процессе формирования личности отношения организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие остаются потенциальными, нереализованными. Наиболее устойчивые отношения выражаются в целостном отношении личности к социально-экономическому явлению. Таким образом, отношения личности выступают одним из ведущих механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения личности не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе.

На современном этапе развития отечественной социальной психологии концепция психологических отношений наиболее прописана и систематизирована в монографии А.Л. Журавлева и В.П. Познякова. Авторы подробно выделяют и обобщают устоявшиеся в социальной психологии основные положения теории психологических отношений и предлагают свое видение проблем и перспектив ее дальнейшей разработки [4]. В другой специальной работе того же года Позняков отмечает, что: «Психологические отношения — это феномены или характеристики сознания лично-

сти или, если говорить более точно, осознаваемые психические явления. Это особые состояния сознания, которые предшествуют реальному поведению личности и выражают готовность к этому поведению (в чем выражается поведенческая сторона отношений). Они включают в себя, наряду с готовностью к определенному поведению, и эмоциональный компонент, выражающийся в эмоциональных переживаниях и в оценке объектов отношений» [17, с. 169]. Таким образом, «отношения» включают в себя феномены или характеристики сознания личности, которые предшествуют ее реальному поведению — обобщает автор. Отношения как феномен включают в себя еще и когнитивный компонент, выражающийся в знании об объектах отношения, и эмоциональную модальность [17, с. 170].

В завершение обобщим значимую для нашего анализа особенность феномена «отношения»: отношения личности к явлениям действительности формируются в процессе общественного развития человека и детерминируются конкретными социальными условиями. Таким образом, отношения людей к событиям и явлениям не идентичны друг другу в разных социально-экономических условиях, что обуславливает актуальность исследуемой нами проблемы.

Опираясь на описанную теоретико-методологическую концепцию, нами проведен эмпирический анализ представлений молодежи о коррупции. В данной статье изложены результаты анализа отношения молодежи к коррупции (в частности, к коррупционерам и последствиям коррупции). Эмпирическое исследование проводилось среди студентов 1-4-х курсов гуманитарных факультетов вузов в возрасте от 18 до 25 лет. В исследовании приняли участие 134 юношей и 113 девушек (всего 247 человек).

В общей сложности, респонденты ответили на 17 различных вопросов о коррупции, два из которых были направлены на выявление их отношения к коррупции. В частности, нас интересовали: отношение молодежи к личности коррупционера и к последствиям коррупции. Отношение к коррупционерам выявлено с помощью контент-анализа [20 21 и др.] из общего количества ответов на вопросы анкеты. Ответы об отношении к коррупции являются результатами обработки незавершенного предложения: «Последствием коррупции являются...».

Если условно классифицировать полученные характеристики коррупционеров, которые идентифицируются самими студентами, в соответствии с психологической структурой личности можно выделить несколько структурных психологических блоков отноше-

ния молодежи к коррупции (все выявленные характеристики коррупционеров отражены в таблице 1).

Таблица 1. Отношение молодежи к коррупционеру

Характеристики коррупционера

1. Авторитарный 2. Уход от ответственности 3. Неумелый

4. Агрессивный 5. Коварный 6. Неучтивый

7. Алчный 8. Ленивый 9. Отчужденный

10. Аморальный 11. Лживый 12. Подлый

13. Безжалостный 14. Лицемерный 15. Подозрительный

16. Безликий 17. Малокультурный 18. Порочный

19. Безответственный 20. Меркантильный 21. Презрительный

22. Безразличный 23. Надменный 24. Склонный к рутине

25. Беспринципный 26. Не любит профессию 27. Скользкий

28. Бестактный 29. Не общительный 30. Скрытный

31. Бесчувственный 32. Невежественный 33. Скупой

34. Вероломный 35. Невоздержанный 36. Собранный

37. Грубый 38. Недобросовестный 39. Угрюмый

40. Двуликий 41. Некомпетентный 42. Упрямый

43. Жадный 44. Ненадежный 45. Циничный

46. Закрытый 47. Неразборчив в средствах 48. Черствый

49. Замкнутый 50. Несговорчивый 51. Чинопочитатель

52. Низкая самооценка 53. Несправедливый 54. Эгоистичный

55. Заносчивый 56. Несчастный 57. Эгоцентричный

58. Злобный 59. Неуважительный

Психологические характеристики коррупционера для удобства восприятия и оценки были сведены в несколько блоков. Первый блок — это система отношений коррупционера к окружающему миру, которая отражает его потребности, мотивы поведения, интересы, убеждения и мировоззрение. Здесь употребляются та-

кие характеристики личности, как жадный, аморальный, циничный, эгоистичный, чинопочитающий. Второй блок включает в себя задатки и способности человека: некомпетентный, неумелый, скользкий. Третий блок отражает психологические особенности поведения человека, такие как агрессивный, надменный, грубый, неучтивый, ненадежный, черствый, злобный. Четвертый блок включает морально-нравственные характеристики человека, среди которых можно отметить следующие характеристики: аморальный, подлый, двуликий, лживый, эгоистичный, коварный. Пятый блок включает эмоциональную оценку внутреннего мира коррупционера: несчастный, с низкой самооценкой, подозрительный, закрытый, замкнутый. Шестой блок — стилистические особенности поведения: малокультурный, бестактный, лицемерный. Седьмой блок отражает его отношение к работе: безответственный, безразличный, не любит свою профессию.

Исходя из приведенных характеристик личности коррупционера, можно говорить: во-первых, о преобладающем негативном отношении молодежи к коррупционерам; во-вторых: о возможности разработки социально-психологического портрета коррупционера, непосредственно с помощью опроса людей, признающих себя вступавшими в коррупционные отношения. Разработка методологических подходов, методов и методик, выявление и описание социально-психологического портрета коррупционера, конечно же, требуют дополнительных исследовательских усилий.

Далее представлены результаты, полученные по завершении предложения «Последствием коррупции являются.». Обработка полученных ответов позволила выделить 16 позиций (категорий), раскрывающих экономические, политические, правовые, социальные и психологические последствия коррупции в представлениях респондентов (таблица 2). Рассмотрим выявленные позиции.

Нерациональное расходование бюджетных средств. Респонденты высказывают следующие суждения: «деньги отдают «нужным людям», а не на решение проблем»; «важно, чтобы деньги вернулись в качестве «откатов», а куда они пошли — это второстепенный вопрос»; «даже те небольшие деньги, которые выделены на решение каких-то задач, разворовываются»; «воруют даже социальные деньги — у инвалидов, сирот, пенсионеров»; «главное «отбить» деньги, потраченные на покупку должности, а остальное им не интересно»; «деньги должны быть «распилены», а до дела никому нет дела».

Таблица 2. Отношение молодежи к социальным последствиям коррупции

№ Последствия коррупции Всего(%)

1. Нерациональное расходование бюджетных средств 60,7

2. Разрушение эффективной конкурентной среды 40,9

3. Рост теневой экономики 36,4

4. Снижение инвестиций 35,2

5. Отток квалифицированных кадров в другие страны 26,3

6. Снижение собираемости налогов 22,3

7. Неэффективное использование человеческих ресурсов 18,2

8. Замедление экономического роста 16,6

9. Повышение издержек товаропроизводителей и предпринимателей 13,0

10. Препятствование естественному функционированию рыночной экономики 12,6

11. Рост социального неравенства 10,5

12. Увеличение социальной напряженности в обществе 8,9

13. Снижение качества общественного сервиса со стороны государства 8,1

14. Дисфункции системы государственного управления 4,9

15. Снижение имиджа власти 3,6

16. Снижение общественной морали 2,8

Разрушение эффективной конкурентной среды. В этой подгруппе ответов доминируют высказывания следующего характера: «выживает наиболее приближенный к бюджетным деньгам»; «монополии разрастаются, а малому бизнесу приходится выкручиваться самостоятельно»; «на фирмы, которые «не платят дань» совершаются постоянные «наезды»; «без «крыши» фирме сложно выжить»; «фермеры, которые, получают субсидии, ничего не делают, только отчеты пишут»; «строительный бизнес развивается за счет коррупции, а самостоятельно ни разрешение на строительство не получишь, ни инвестиций, ни контрактов, — вот и строят проходимцы, что попало и как попало».

Рост теневой экономики. Респонденты высказывают следующие суждения: «выгоднее откупаться, чем платить налоги и всякие там сборы, штрафы и т.п.»; «слишком высокие налоги, вот и отдают предприятия своим работникам зарплату в конверте, а у работников никакого выбора, — кругом безработица»; «лучше раз в год заплатить участковому (он все решит), чем все время платить государству»;

«несколько раз в день останавливают гаишники, если честно выплачивать все штрафы, то без машины можно остаться»; «за репетиторство лучше платить преподавателю: и дешевле, и оценку получишь».

Снижение инвестиций. Эта позиция сопряжена со следующими типичными высказываниями «никаких гарантий для бизнеса и долгосрочных инвестиций»; «что чиновнику в голову взбредет — то и закон»; «зачем вкладывать в Россию, если есть Китай»; «платить нужно ни за что-то конкретное, платить нужно все время»; «не заплатишь — не разрешат, а заплатишь — «не слезут» потом»; «в России без связей во власти или в правовых структурах только сумасшедший будет деньги в бизнес вкладывать»; «бизнес надо планировать с учетом коррупции, иначе разоришься».

Отток квалифицированных кадров в другие страны. Молодые люди высказываются следующим образом: «за границей за все то же самое, что делаешь в России, платят больше»; «здесь сложно делать карьеру, если у тебя нет хороших родственных связей»; «за границей платят за работу и создают достойные условия труда, а здесь все время надо пробиваться через бюрократию и нищету»; «в Газпром никогда не возьмут, потому что ты умный»; «здесь занять руководящую должность можно только через крупную взятку»; «все толковые ребята уезжают и правильно делают».

Снижение собираемости налогов. Честные налоговые выплаты представляются респондентам невозможными, в силу непродуманности налоговой политики и высоких налоговых ставок. Типичные высказывания носят следующий характер: «мелкий бизнес прячется, а крупный откупается»; «олигархам легче один раз заплатить за налоговые льготы депутату, чем каждый раз выплачивать налоги»; «да любой рядовой служащий в налоговой инспекции может решить твои проблемы с проверками»; «налоги в этой стране платят только рядовые служащие, да и только потому, что их удерживают до выдачи зарплат».

Неэффективное использование человеческих ресурсов (необоснованные затраты материальных и моральных ресурсов населения, в том числе и нерациональное использование их времени). Встречаются высказывания следующего характера: «Вы пробовали паспорт получить? А фамилию поменять? Да, конечно, лучше заплатить эти гроши «с вечера» и не пылиться в очередях»; «сколько времени потрачено на получение заграничного паспорта, никуда уже ехать не хочется...»; «пробовал сам получить водительские права...смешно, — пришлось заплатить»; «оформляли наследство, полтора месяца промучились.отдали риелторам.только пару подписей пришлось поставить.а сколько было времени по-

трачено, а сил и нервов.»; «проходил медосмотр, — полторы недели бегал, а другу его мама за один день «все проставила».

Замедление экономического роста. Рост коррупции одна из причин сложившейся негативной экономической ситуации в стране, считает часть респондентов, которым свойственны следующие высказывания: «уровень научно-технического развития страны близок к нулю»; «бороться нужно с реальными, а не надуманными причинами замедления экономического роста»; «чиновники делят портфели, и никого не волнует, что практически вся промышленность стоит»; «.и население, и бизнес, и производство «задыхаются» от постоянных увеличений тарифов на энергоносители»; «заработная плата «стоит», товары дорожают, зато чиновникам хорошо, — им хватает»; «никто не будет вкладывать в эту страну, даже мы сами»; «.они, наверное, думают, что чем выше процентные ставки в банках, тем эффективнее экономика»; «производительность труда резко падает вместе с уровнем зарплат, люди думают лишь о дополнительных приработках».

Повышение издержек товаропроизводителей и предпринимателей. Высказывания респондентов носят следующий характер: «друг держит свой бар, все время жалуется на постоянные проверки»; «есть свой бизнес недвижимости, всем плачу «по-черному» в конвертах, иначе не имеет смысла этим заниматься».

Препятствование естественному функционированию рыночной экономики. Здесь присутствуют такие мнения: «с крупными фирмами конкуренции не выдержать, они могут заказать госпроверку, а с нашими противоречивыми законами не нарушающих фирм быть не может»; «если у человека нет неограниченных финансовых ресурсов и мощной структурной поддержки, бизнес не для него»; «из-за коррупции, мы никогда не сможем избавиться от монопольных цен и услуг».

Рост социального неравенства. Типичные высказывания носят следующий характер: «есть деньги — учишься в хорошей школе, нет денег — где получится»;«лежала в больнице в общей палате, рядом пустовала коммерческая за 2 500 рублей в день, плюс медсестра»; «тем, кто не успел принять участие в приватизации 90-х, на эти экономические высоты уже не подняться никогда»; «... или воруй, или живи на зарплату»; «у кого-то в 20 лет уже все есть, а у другого и в 50 ничего нет»; «происходит обнищание пенсионеров, да и работающих людей, — а у олигархов миллиарды».

Увеличение социальной напряженности в обществе. Эта позиция аргументируется следующими высказываниями: «сажать всех этих коррупционеров, — живут на народном добре»; «детские

сады, школы, вузы, больницы, суды, милиция — всем надо платить, платить и платить»; «кто-то работает с утра до ночи, а кто-то нефть качает из МОЕЙ страны»; «... почему газ стал чьим-то, может они его из собственных карманов закачивали в недра»; «безответственность олигархов недопустима, пусть платят социальные выплаты».

Снижение качества общественного сервиса со стороны государства. Высказываются следующие суждения: «в эти больницы заходить без ужаса невозможно»; «не понятно, чиновники нас должны обслуживать, или мы им на «корм» отданы»; «ощущение, что государство создано прессовать население, а не помогать своим гражданам».

Дисфункции системы государственного управления. Респонденты высказываются следующим образом: «демократичность наших выборов вдохновляет»; « чем больше денег, тем выше должность»; «говорят красиво, правильно, но не более.»; «политики все время обещают, но ничего не меняется»; «смотришь на наших пенсионеров, и стыдно за свою страну»; «олигархам позволено все, а народу — ничего: и о чем эти политики думают»

Снижение имиджа власти. Высказывания респондентов носят следующий характер: «кто может заплатить за заботу, о том государство и заботится»; «услышал про поддержку молодых предпринимателей, но ничего не смог получить»; «кто-то этот чиновничий произвол должен остановить?».

Снижение общественной морали. Приведем типичные высказывания по этой проблематике: «всем все равно»; «воруют не стесняясь, даже хвастаются потом»; «все давно привыкли, что чиновники только воруют, думают о своем кармане»; «с экрана все рассказывают, что нельзя брать взятки, а кто их берет-то, если не они сами»; «все берут, и я беру»; «за взятки никто не осуждает, — завидуют только»; «во всех религиях взятка осуждается, но все берут, и все молятся».

В завершение анализа можно сделать несколько выводов.

Представления молодежи о коррупции имеют типичные и индивидуальные особенности. К типичным особенностям представлений можно отнести негативную оценку разрушительного влияния коррупции на все уровни взаимодействия личности, групп, общества и государства.

К психологическим детерминантам коррупционного поведения респонденты относят личностные, поведенческие и нравственные характеристики коррупционера. Респонденты приводят более 50 оценочных психологических характеристик коррупционера, при этом среди них практически нет ни одной положительной оценки, учитывающей поведенческие или нравственные позиции.

В представлениях молодежи о коррупции находит свое отражение преимущественно бытовой уровень коррупции. Этот факт позволяет предположить, что респонденты рассуждают о коррупции с учетом жизненных ситуаций, с которыми им реально приходилось сталкиваться.

При таком подходе необходимо говорить о проблеме коррупции не только как о психологическом феномене, но и как политическом, экономическом и социальном (см. также: [18, 19 и др.]). Проблема будет иметь отсроченные последствия (в силу возрастных характеристик респондентов, которые только готовятся к самостоятельной жизнедеятельности) для будущего развития общества [3, 5, 10, 13 и др.].

Сложившаяся ситуация должна послужить основанием для разработки и создания системы антикоррупционного просвещения населения [2]. В таком случае, психологическая наука может реализовать одну из своих ведущих социальных функций — функцию конструирования социальных практик. Значимость данной функции отмечается многими ведущими психологами: «.социальные практики актуальны для психологии как предмет изучения и как объект практического воздействия, минимальным вариантом которого является встраивание психологического знания в соответствующие практики, максимальным — их реорганизация на его основе» [14, с. 5].

Особого внимания психологов заслуживает и юридическая практика, которая без учета социального и психологического знания становится недостаточно эффективной и создает социально нецелесообразные и «не работающие» законы. Эти практические задачи не могут быть решены силами лишь самих психологов без привлечения высококвалифицированных юристов с опытом соответствующей практической деятельности. Также не может быть речи об эффективном антикоррупционном просвещении населения, реализуемом без учета личностных, групповых и ситуационных особенностей развития человека, без учета возрастных, гендерных, этнических и иных его особенностей.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта // Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995.

2. Гармаев Ю. П., Китова Д.А. Экономико-правовая компетентность личности: проблемы формирования в условиях рыночных преобразований // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2015. № 9. С. 56-58.

3. Грачев А.А. Терминальный образ в регуляции поведения человека // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. С. 75-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.

5. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть III. На пути к технологиям согласования социальных институтов и менталитета // Психологический журнал. 2013. Т.34. № 6. С. 5-25.

6. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Коррупция в современной России: психологический аспект // Знание. Понимание. Умение. 2012а. № 2. С. 56-65.

7. Журавлев А.Л, Юревич А.В. Психологические факторы коррупции // Нравственность современного российского общества: психологический анализ. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012б. С. 294-322.

8. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции // Прикладная юридическая психология. 2012в. № 1. С. 8-21.

9. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции //Социологические исследования. 2014. № 7. С. 63-71.

10. Журавлева Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.

11. Китова Д.А., Егизов У.С. Психологические особенности коррупционных представлений молодежи // Вестник Университета РАО. 2015. № 4. С. 50-54.

12. Китова Д.А., Найманова Б.А. Правовые аспекты в представлениях студентов о способах достижения экономического благополучия // Вестник Университета РАО. 2016. № 1. С. 83-87.

13. Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.

14. Макропсихология современного российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.

15. Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж, МПСИ, 2004.

16. Нестик Т. А. Коррупция и культура // Теневая экономика в советском и постсоветском обществах. 2002. № 4 // URL: http://corruption.rsuh.ru/ magazine/3/n4-05.html (дата обращения: 26.05.2016).

17. Позняков В. П. Психологические отношения субъектов совместной жизнедеятельности/знание. Понимание. Умение. 2013. №1. С. 167-213.

18. Соснин В.А., Журавлев А.Л. Коррупция в России как политическая и социально-психологическая проблема // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2013а. № 4 (67). С. 6-16.

19. Соснин В.А., Журавлев А.Л. Феномен коррупции в России как социополи-тическая и психологическая проблема // Прикладная юридическая психология. 2013б. № 2. С. 8-24.

20. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФОРУМ, 2014.

21. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2002.

22. Социальная психология экономического поведения. М.: Наука, 1999.

23. Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999.

24. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Психологические факторы коррупции //Психология в экономике и управлении. 2012. № 1. С. 57-66.

25. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Психологические аспекты коррупции // Наука. Культура. Общество. 2013. № 2, 3. С. 81-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.