Научная статья на тему 'Психологическая оценка коррупционного поведения в структуре представлений молодежи'

Психологическая оценка коррупционного поведения в структуре представлений молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология коррупции / мотивы коррупционного поведения / представления личности / отношение к коррупции / психологическая оценка коррупции / psychology of corruption / motives of corrupt behavior / personal perceptions / attitude to corruption / psychological assessment of corruption

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Файзура Ореловна, Салпагарова Аминат Умаровна

Исследования коррупции не стали традиционным объектом современных психологических исследований по многим объективным и субъективным причинам. Это связано как с высокой латентностью коррупционных правонарушений, так и с отсутствием научных традиций, общепринятых методологических подходов. Тем не менее, в современной психологической науке наметилась тенденция психологического анализа коррупции. В работе представлены мотивы коррупционного поведения, которые находят свое отражение в представлениях студентов московских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семенова Файзура Ореловна, Салпагарова Аминат Умаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological evaluation of corruption behavior in the structure of youth representation

Corruption studies have not become a traditional object of modern psychological research for many objective and subjective reasons. This is due to both the high latency of corruption offenses and the lack of scientific traditions, generally accepted methodological approaches. Nevertheless, in modern psychological science there has been a tendency for a psychological analysis of corruption. The paper presents the motives of corrupt behavior, which are reflected in the representations of students of Moscow universities.

Текст научной работы на тему «Психологическая оценка коррупционного поведения в структуре представлений молодежи»

социальная психология

психологическая оценка коррупционного поведения в структуре представлений молодежи1

Семенова Файзура Ореловна

Доктор психологических наук, профессор, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск), e-mail: faizura66@mail.ru Салпагарова Аминат Умаровна

Кандидат психологических наук, доцент, Северо-Кавказская гуманитарно-технологическая академия (Черкесск), e-mail: shakov78@mail.ru DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10060

Аннотация: Исследования коррупции не стали традиционным объектом современных психологических исследований по многим объективным и субъективным причинам. Это связано как с высокой латентностью коррупционных правонарушений, так и с отсутствием научных традиций, общепринятых методологических подходов. Тем не менее, в современной психологической науке наметилась тенденция психологического анализа коррупции. В работе представлены мотивы коррупционного поведения, которые находят свое отражение в представлениях студентов московских вузов.

Ключевые слова: психология коррупции, мотивы коррупционного поведения, представления личности, отношение к коррупции, психологическая оценка коррупции.

1 Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 18-013-01143

psychological evaluation of corruption behavior in the structure of youth representations

Semenova Fayzura Orelovna

Doctor of Psychology, Professor, Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev (Karachayevsk), e-mail: faizura66@mail.ru Salpagarova Aminat Umarovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, North Caucasus Humanitarian and Technological Academy (Cherkessk), e-mail: shakov78@mail.ru

Abstract: Corruption studies have not become a traditional object of modern psychological research for many objective and subjective reasons. This is due to both the high latency of corruption offenses and the lack of scientific traditions, generally accepted methodological approaches. Nevertheless, in modern psychological science there has been a tendency for a psychological analysis of corruption. The paper presents the motives of corrupt behavior, which are reflected in the representations of students of Moscow universities.

Keywords: psychology of corruption, motives of corrupt behavior, personal perceptions, attitude to corruption, psychological assessment of corruption.

Актуальность. Исследования коррупции пока еще не стали традиционным объектом современных психологических исследований [8, 11, 20, 25, 26]. Обусловлено данное состояние многими объективными и субъективными причинами. Среди таких причин можно отметить, наряду с высокой латентностью коррупционных правонарушений - объективные основания, такие факторы как отсутствие научных традиций, общепринятых методологических подходов и конкретных методик психологического исследования данного феномена, что можно отнести к разряду субъективных причин [12, 22, 23, 33 и др.].

Вместе с тем, в различных отраслях психологического знания наметилась тенденция скрупулезного анализа коррупции, которые отличаются друг от друга по различным основаниям изучения: уровню взаимодействующих лиц (ма-

кро-мезо- и микроуровни), объекту коррупционных правонарушений (личность, группа, общество), структурной направленностью анализа, связанного с акцентуацией на психические процессы, состояния или свойства личности [12, 13, 15, 21, 32 и др.].

Теоретико-методологические подходы к исследованию. К анализу феномена отношений с исторических времен обращаются представители различных областей знания (Аристотель, Дж. Милль, М.М. Троицкий, Г. Спенсер, Н.Я. Грот, И.Ф. Гербарт, В. Вундт, С.Л. Френк и др.). Феномен отношений занимает одно из центральных мест в системе понятий психологической науки [28], позволяя анализировать представления личности о мире и самом себе [31]. В основу уже первых психологических концепций М. Троицким было заложено понимание психических явлений как отношений [5]. В эволюционной теории Спенсера отношения рассматриваются в контексте идей субъектно-объектной связи и предполагают рассмотрение системы «организм-среда» с позиции целого [27]. В свою очередь, Н.Я. Грот определил отношение сначала как взаимодействие, а затем и как деятельность [9]. В.М. Бехтерев обосновал идею избирательности в субъектно-объектной связи организма и внешней среды, отметив, что отношение на уровне личности характеризуется активностью и избирательностью [6].

Специфика отношений личности определяет особенности его адаптации к социальной среде. К примеру, А.Ф. Лазурский обращается к данному феномену для обозначения активного и избирательного приспособления личности к окружающей среде [18], а М.Я. Басов представил отношения как связь субъекта и объекта, поддерживаемую взаимной активностью организма и среды [5]. В свою очередь, В.Н. Мясищев предложил рассматривать отношения человека как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей, которая задает направленность поведению личности» [19, с. 143].

На поведенческие проявления феномена отношений указывают и другие авторы. Так, Е.В. Шорохова отмечает, что отношения проявляются в социальных действиях и поступках [24], а К.А. Абульханова-Славская рассматривает отношения в контексте способов, посредством которых человеком решаются основные проблемы жизнедеятельности [1].

Структурно, отношения личности к окружающей действительности организуются в сложную устойчивую систему представлений, содержательные особенности которых выступают важнейшими характеристиками психологического склада личности, определяют направленность ее активности [2, 3, 7, 10, 17, 30 и др.].

В процессе формирования и развития человека отношения организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим потребностям и мотивам, другие остаются потенциальными, нереализованными. Наиболее стойкие и длительные из них выражаются в целостном отношении личности к социально-экономической действительности [29].

Порождаемые миром объективных явлений отношения имеют субъектив-

ный характер, поскольку для разных людей одни и те же явления не равнозначны. Таким образом, отношения выступают одним из ведущих механизмов внутренней регуляции психической деятельности и социального поведения личности [2, 4, 7]. Приведенный обзор проблемы позволяет достоверно утверждать, что отношение молодежи к коррупции и коррупционным правонарушениям выступает определяющим фактором их реального поведения и деятельности, предопределяет поступки, лежит в основе принятия правовых решений.

Многие российские авторы отмечают, что позитивные правовые представления личности и уважительное отношение граждан к закону являются основой правового и социального благополучия государства, создают основу для эффективного функционирования общества [14, 28, 32]. Таким образом, исследование отношений молодежи к коррупции и коррупционному поведению является актуальной и значимой проблемой психологической теории и социальной практики.

Эмпирический этап исследования. Опираясь на представленную теоретико-методологическую концепцию, нами проведен эмпирический анализ представлений молодежи о коррупции (грант РФФИ № 18-013-01143). Эмпирическое исследование проводилось среди студентов вузов в возрасте от 18 до 25 лет в Москве. В исследовании приняли участие 527 человек (247 девушек, 280 юношей).

В целом, респонденты ответили на 19 вопросов о коррупции, ее причинах, последствиях и предполагаемых способах противодействия [ подробнее см. 14, 15, 16]. Комплексная программа исследования показала общий негативный фон отношения к коррупции. Негативное к ней отношение продемонстрировали более 90% респондентов.

Нет 93%

Рис. 3 Ответы на вопрос «Любой ли подарок, выражающий благодарность должностному лицу, является взяткой?»

Анализ ответов на вопрос «Любой ли подарок, выражающий благодарность должностному лицу, является взяткой?» показал, что лишь 4,38% респондентов признают любой подарок должностному лицу взяткой, 3,13% респондентов

выражают неуверенность в возможности такого утверждения. Абсолютное же большинство студентов (92,49%) убеждено, что благодарность должностному лицу за оказанные услуги не всегда является взяткой. Обобщенные данные представлены на диаграмме (рис. 2). Нам стало интересно обратиться к аргументации данной позиции и выявить факторы, лежащие в основе этой убежденности.

Как оказалось, респонденты выделяют ряд психологических, организационных и бытовых условий, при соблюдении которых благодарность должностному лицу за оказанную услугу не может рассматриваться как взятка. К психологическим условиям вне коррупционного восприятия подарка респонденты относят следующие позиции: благодарность связана с выражением личного отношения (10,0%) или предложена добровольно (13,3%), бескорыстно (11,88%), без обсуждения каких-либо предварительных (последующих) условий (19,38%). Организационные условия связаны с тем, что студенты полагают, будто подарок не может быть признан взяткой, если благодарность выражена после оказания услуги, а должностное лицо не выдвигало никаких требований (13,13%). Эту позицию можно рассматривать как акт добровольного поведения и оценивать с психологической точки зрения, соотнеся с условиями бескорыстия и (или) добровольности. Третья позиция связана с мнением, что благодарность не может быть признана взяткой в случае, если это продукты питания (бытовые условия). Такую оценку можно рассматривать как проявление культурно-обусловленных форм поведения, что также переводит ее в разряд психологических факторов.

Рис. 4 Мнение респондентов об условиях, когда подарок не является взяткой

Исходя из представленных ответов респондентов, можно утверждать, что в основе восприятия коррупционных действий должностных лиц заложена оценка психологических (а не правовых) признаков коррупционного поведения. По мнению респондентов (92,49%), если благодарность выражена добровольно, с соблюдением этических норм поведения и традиционных (пиететных) форм социального взаимодействия, то она (благодарность) не может расцениваться как взятка. Эта позиция объяснима с психологической точки зрения, но несовместима с правовой.

Выводы. Оценка коррупционного поведения происходит через обращение к традиционным (культурно-обусловленным) представлениям о хорошем и плохом, вынужденном и добровольном, т.е. без оценки правовых аспектов проблемы. Респонденты склонны рассматривать коррупционное поведение как традиционное стремление граждан благодарить окружающих за предоставленные услуги, оказанное содействие, затраченное время и усилия.

Оценка коррупционного поведения имеет искажения и при осмыслении общественного вреда коррупции: передача и получение взятки рассматривается респондентами в рамках межличностного взаимодействия, без осознания ущерба третьей стороны - государства и его социальных институтов.

В целом, оценка коррупции (как минимум, на бытовом уровне) обусловлена обыденными представлениями респондентов, которые недостоверно отражают правовую реальность, что свидетельствует о низком уровне правовой компетентности молодых людей и необходимости профилактических мероприятий.

Заключение. Обращение к представлениям студентов привлекательно тем, что в этом возрасте уже сформирована система социальных ценностей и молодые люди готовы не только перенимать социальный опыт, но и начинают активно воспроизводить этот опыт в своей повседневной жизнедеятельности [4]. Неадекватная оценка правовых признаков коррупции может быть опасна как для самой развивающейся личности, так и для общества в целом [33].

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы социальной психологии и психологии профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во НИЦ-АРТ, 2015.

2. Апреликова Н.Р., Китова Д.А. Отношение пользователей социальных сетей к знаниям по психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 2(10). С. 99-128.

3. Балова Д.Ю., Китова Д.А. Психологические особенности представлений студентов о создании семьи // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 1. С. 9.

4. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика,

1975.

5. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности / Избр. труды по психологии личности: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1999.

6. Гараганов А.В., Китова Д.А. Методологические принципы исследования

потребностей как основы социальной активности личности // Вестник УРАО, 2016. №2. С. 104-107.

7. Гармаев Ю.П., Китова Д.А. Экономико-правовая компетентность личности: проблемы формирования в условиях рыночных преобразований // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2015. № 9. С. 56.

8. Грот Н. Я. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. Мелитополь: Издательский дом Мелитопольской городской типографии, 2013.

9. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Глобальные процессы как объект социально-психологического исследования // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2017 (а). № 4(85). С. 4-9.

10. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Китова Д.А., Юревич А.В. Коррупция как объект социально-психологических исследований: состояние и перспективы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 3. С. 6-38.

11. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Коррупция в современной России: психологический аспект // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 56-65.

12. Журавлева Н.А., Журавлев А.Л. Программа социально-психологического исследования экономического сознания личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 5. М., 2002. С. 11-41.

13. Китова Д.А. Отношение населения к коррупции и коррупционным правонарушениям: эмпирический анализ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016в. Т. 1. № 4. С. 145-167.

14. Китова Д.А. Представления о коррупции в сознании старшеклассников // Гуманизация образования. 2016а. № 6. С. 131-140.

15. Китова Д.А. Психологические аспекты отношения населения к коррупции // Вестник УРАО. 2016б. № 5. С. 91-97.

16. Китова Д.А. Экономическая психология субъекта жизнедеятельности: теория, методология, практика // Экономическая психология в современном мире. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2012. С. 148-161.

17. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. М.: Юрайт,

2016.

18. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 142-155.

19. Найманова Б.А., Китова Д.А. Правовые аспекты в представлениях студентов о способах достижения экономического благополучия // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 1. С. 87-91.

20. Нестик Т.А., Соснин В.А., Журавлев А.Л., Китова Д.А., Юревич А.В., Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М., 2017.

21. Проблемы социальных конфликтов в современной психологии: сущность, детерминанты, регулирование. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.

22. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.

23. Совместная деятельность: методология, теория, практика. Коллективная монография. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1988.

24. Соснин В.А., Китова Д.А., Журавлев А.Л., Юревич А.В. Коррупция как объект социально-психологических исследований: состояние и перспективы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 3. С. 6-38.

25. Социально-психологические исследования коррупции. М., 2017.

26. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб.: Санкт-Петербург,

1996.

27. Субъект труда и организационная среда: проблемы взаимодействия в условиях глобализации: монография. Тверь: Изд-во Тверского государственного ун-та, 2019.

28. Узденов Т.М., Китова Д.А. Представления студентов о целях и средствах достижения экономического благополучия // Гуманизация образования. 2009. № 3. С. 129-133.

29. Хубиева Р.Т., Китова Д.А. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях // Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 104-109.

30. Человек, субъект, личность в современной психологии: Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского: В 3 т. Т. 3. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.

31. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Психологические факторы коррупции // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 8-21.

32. Юревич А.В., Соснин В.А., Китова Д.А., Журавлев А.Л. Коррупция в предметном поле психологических исследований // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

REFERENCES

1. Aktual'nye problemy sotsial'noy psikhologii i psikhologii professional'noy deyatel'nosti [Actual problems of social psychology and psychology of professional activity]. SPb.: Publ. NITs-ART, 2015.

2. Aprelikova N.R., Kitova D.A. Otnoshenie pol'zovateley sotsial'nykh setey k znaniyam po psikhologii [Attitude of users of social networks to knowledge in psychology]. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya [Institute of Psychology, Russian Academy of

Sciences. Social and Economic Psychology]. 2018. vol. 3. no 2(10). pp. 99-128.

3. Balova D.Yu., Kitova D.A. Psikhologicheskie osobennosti predstavleniy studentov o sozdanii sem'i [Psychological features of students' ideas about creating a family]. Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz [Applied Psychology and Psychoanalysis]. 2011. no 1. p. 9.

4. Basov M.Ya. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya [Selected Psychological Works]. Moscow: Publ. Pedagogika, 1975.

5. Bekhterev V.M. Ob»ektivnoe izuchenie lichnosti [Objective study of personality]. Izbr. trudy po psikhologii lichnosti [Fav. works on personality psychology]: in 2 vol. vol. 1. Moscow: Publ. Nauka, 1999.

6. Garaganov A.V., Kitova D.A. Metodologicheskie printsipy issledovaniya potrebnostey kak osnovy sotsial'noy aktivnosti lichnosti [Methodological principles of the study of needs as the basis of social activity of the individual]. Vestnik URAO, 2016. No 2. pp. 104-107.

7. Garmaev Yu.P., Kitova D.A. Ekonomiko-pravovaya kompetentnost' lichnosti: problemy formirovaniya v usloviyakh rynochnykh preobrazovaniy [Economic and legal competence of an individual: problems of formation in the conditions of market transformations]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri [Humanities and education in Siberia]. 2015. no 9. p. 56.

8. Grot N. Ya. Sochineniya v 4-kh tomakh. T. 1. [Works in 4 volumes. Vol. 1.] Melitopol': Izdatel'skiy dom Melitopol'skoy gorodskoy tipografii, 2013.

9. Zhuravlev A.L., Kitova D.A. Global'nye protsessy kak ob»ekt sotsial'no-psikhologicheskogo issledovaniya [Global processes as an object of socio-psychological research]. Chelovecheskiy faktor: problemy psikhologii i ergonomiki [The human factor: problems of psychology and ergonomics]. 2017 (a). no 4(85). pp. 4-9.

10. Zhuravlev A.L., Sosnin V.A., Kitova D.A., Yurevich A.V. Korruptsiya kak ob»ekt sotsial'no-psikhologicheskikh issledovaniy: sostoyanie i perspektivy [Corruption as an object of socio-psychological research: state and prospects]. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya [Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences. Social and economic psychology.] 2017. Vol. 2. no 3. pp. 6-38.

11. Zhuravlev A.L., Yurevich A.V. Korruptsiya v sovremennoy Rossii: psikhologicheskiy aspekt [Corruption in modern Russia: psychological aspect]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill] 2012. no 2. pp. 56-65.

12. Zhuravleva N.A., Zhuravlev A.L. Programma sotsial'no-psikhologicheskogo issledovaniya ekonomicheskogo soznaniya lichnosti [The program of socio-psychological research of the economic consciousness of the individual]. Sovremennaya psikhologiya: sostoyanie i perspektivy issledovaniy. Chast' 5 [Modern psychology: state and prospects of research. Part 5]. Moscow, 2002. pp. 11-41.

13. Kitova D.A. Otnoshenie naseleniya k korruptsii i korruptsionnym pravonarusheniyam: empiricheskiy analiz [Attitude of the population towards corruption and corruption offenses: an empirical analysis]. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya [Institute of

Psychology, Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology]. 2016v. vol. 1. no 4. Pp. 145-167.

14. Kitova D.A. Predstavleniya o korruptsii v soznanii starsheklassnikov [Perceptions of corruption in the minds of high school students]. Gumanizatsiya obrazovaniya [Humanization of Education]. 2016a. no 6. pp. 131-140.

15. Kitova D.A. Psikhologicheskie aspekty otnosheniya naseleniya k korruptsii [Psychological aspects of the attitude of the population towards corruption]. Vestnik URAO [Bulletin of URAO]. 2016b. no 5. pp. 91-97.

16. Kitova D.A. Ekonomicheskaya psikhologiya sub»ekta zhiznedeyatel'nosti: teoriya, metodologiya, praktika [Economic psychology of the subject of life: theory, methodology, practice]. Ekonomicheskaya psikhologiya v sovremennom mire [Economic psychology in the modern world]. Moscow: Publ. «Ekon-Inform», 2012. pp. 148-161.

17. Lazurskiy A.F. Psikhologiya obshchaya i eksperimental'naya [Psychology general and experimental]. Moscow: Publ. Yurayt, 2016.

18. Myasishchev V.N. Problema otnosheniy cheloveka i ee mesto v psikhologii [The problem of human relations and its place in psychology]. Voprosy psikhologii [Psychology Issues]. 1957. no 5. pp. 142-155.

19. Naymanova B.A., Kitova D.A. Pravovye aspekty v predstavleniyakh studentov o sposobakh dostizheniya ekonomicheskogo blagopoluchiya [Legal aspects in students' views on ways to achieve economic well-being]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education]. 2016. no 1. pp. 87-91.

20. Nestik T.A., Sosnin V.A., Zhuravlev A.L., Kitova D.A., Yurevich A.V., Massovoe soznanie i povedenie: tendentsii sotsial'no-psikhologicheskikh issledovaniy [Mass consciousness and behavior: trends in socio-psychological research]. Moscow, 2017.

21. Problemy sotsial'nykh konfliktov v sovremennoy psikhologii: sushchnost', determinanty, regulirovanie [Problems of social conflicts in modern psychology: essence, determinants, regulation]. Moscow: Publ. «Institut psikhologii RAN», 2018.

22. Psikhologicheskie issledovaniya global'nykh protsessov: predposylki, tendentsii, perspektivy [Psychological studies of global processes: background, trends, prospects]. Moscow: Publ. «Institut psikhologii RAN», 2018.

23. Sovmestnaya deyatel'nost': metodologiya, teoriya, praktika. Kollektivnaya monografiya [Joint activities: methodology, theory, practice. Collective monograph]. Moscow: Publ. «Institut psikhologii RAN», 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Sosnin V.A., Kitova D.A., Zhuravlev A.L., Yurevich A.V. Korruptsiya kak ob»ekt sotsial'no-psikhologicheskikh issledovaniy: sostoyanie i perspektivy [Corruption as an object of socio-psychological research: state and prospects]. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya [Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology]. 2017. vol. 2. no 3. pp. 6-38.

25. Sotsial'no-psikhologicheskie issledovaniya korruptsii [Socio-psychological

research of corruption]. Moscow, 2017.

26. Spenser G. Sotsiologiya kak predmet izucheniya [Sociology as a subject of study]. St. Petersburg:: Publ. Sankt-Peterburg, 1996.

27. Sub»ekt truda i organizatsionnaya sreda: problemy vzaimodeystviya v usloviyakh globalizatsii: monografiya [The subject of labor and the organizational environment: problems of interaction in the context of globalization: monograph]. Tver': Publ. Tver State University, 2019.

28. Uzdenov T.M., Kitova D.A. Predstavleniya studentov o tselyakh i sredstvakh dostizheniya ekonomicheskogo blagopoluchiya [Students' views on the goals and means of achieving economic well-being]. Gumanizatsiya obrazovaniya [Humanization of Education]. 2009. no 3. pp. 129-133.

29. Khubieva R.T., Kitova D.A. Psikhologicheskaya gotovnost' molodezhi k ekonomicheskim otnosheniyam v sovremennykh usloviyakh [The psychological readiness of young people for economic relations in modern conditions]. Gumanizatsiya obrazovaniya [Humanization of Education]. 2009. no 1. Pp. 104-109.

30. Chelovek, sub»ekt, lichnost' v sovremennoy psikhologii: Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 80-letiyu A.V. Brushlinskogo: V 3 t. T. 3. [Man, subject, personality in modern psychology: Materials of the International scientific conference dedicated to the 80th anniversary of A.V. Brushlinsky: In 3 vol. T. 3.] Moscow: Publ. Institut psikhologii RAN, 2013.

31. Yurevich A.V, Zhuravlev A.L. Psikhologicheskie faktory korruptsii [Psychological factors of corruption]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied Legal Psychology]. 2012. no 1. pp. 8-21.

32. Yurevich A.V., Sosnin V.A., Kitova D.A., Zhuravlev A.L. Korruptsiya v predmetnom pole psikhologicheskikh issledovaniy [Corruption in the subject field of psychological research]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya sovremennoy psikhologii: rezul'taty i perspektivy razvitiya [Fundamental and applied research of modern psychology: results and development prospects]. Moscow: Publ. Institut psikhologii RAN, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.