Научная статья на тему 'Психологические концепции сознания как основа прикладных исследований'

Психологические концепции сознания как основа прикладных исследований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
454
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сознание / индивидуальное и общественное сознание / теории / концепции и функции сознания / направления исследований / consciousness / individual and social consciousness / theories / concepts and functions of consciousness / research directions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Китова Джульетта Альбертовна, Булгучева Раиса Магомедовна

Сознание выступает ведущей формой отражения реальности, во многом предопределяет траекторию личного и социального развития человека. За вековой период развития психологии возникли и стали развиваться разнообразные направления исследования сознания. В работе представлен анализ сознания как психологического феномена, раскрывается характер осмысления его сущности, структуры и функций, рассмотрены основные концепции исследования (измерения) сознания. Показано, что полученные в конкретных научных исследованиях данные о сознании трудно соединимы в целостное научное представление о нем, но спектр этих данных уже давно позволяет говорить о высоком прикладном значении исследования данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Китова Джульетта Альбертовна, Булгучева Раиса Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological concepts of consciousness as the basis of applied research

Consciousness is the highest form of reflection of reality and, by virtue of this, in many respects predetermines the trajectory of personal and social development. Over the century-long period of development of psychology, various areas of the study of consciousness have arisen and began to develop. The paper presents an analysis of consciousness as a psychological phenomenon, reveals the nature of understanding its essence, structure and functions, examines the main concepts of the study of consciousness. It is shown that the data on consciousness obtained in concrete scientific studies is difficult to combine into an integral scientific understanding of it, but the spectrum of these data has long been indicative of a high dialectical (applied) value of the phenomenon.

Текст научной работы на тему «Психологические концепции сознания как основа прикладных исследований»

методология психологии

психологические концепции сознания как основа прикладных исследований1

Китова Джульетта Альбертовна

Доктор психологических наук, профессор, Институт психологии РАН (г. Москва), e-mail: j-kitova@yandex.ru Булгучева Раиса Магомедовна

Кандидат психологических наук, доцент, Ингушский государственный университет (г. Назрань), e-mail: kit-juli@mail.ru DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10050

Аннотация: Сознание выступает ведущей формой отражения реальности, во многом предопределяет траекторию личного и социального развития человека. За вековой период развития психологии возникли и стали развиваться разнообразные направления исследования сознания. В работе представлен анализ сознания как психологического феномена, раскрывается характер осмысления его сущности, структуры и функций, рассмотрены основные концепции исследования (измерения) сознания. Показано, что полученные в конкретных научных исследованиях данные о сознании трудно соединимы в целостное научное представление о нем, но спектр этих данных уже давно позволяет говорить о высоком прикладном значении исследования данного феномена.

Ключевые слова: сознание, индивидуальное и общественное сознание, теории, концепции и функции сознания, направления исследований.

1 Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 18-013-01143.

psychological concepts of consciousness as the basis of applied research

Kitova Julietta Albertovna

Doctor of Psychology, Professor, Institute of Psychology RAS (Moscow), e-mail: j-ki-tova@yandex.ru

Bulgucheva Raisa Magomedovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Ingush State University (Nazran), e-mail: kit-juli@mail.ru

Abstract: Consciousness is the highest form of reflection of reality and, by virtue of this, in many respects predetermines the trajectory of personal and social development. Over the century-long period of development of psychology, various areas of the study of consciousness have arisen and began to develop. The paper presents an analysis of consciousness as a psychological phenomenon, reveals the nature of understanding its essence, structure and functions, examines the main concepts of the study of consciousness. It is shown that the data on consciousness obtained in concrete scientific studies is difficult to combine into an integral scientific understanding of it, but the spectrum of these data has long been indicative of a high dialectical (applied) value of the phenomenon.

Key words: consciousness, individual and social consciousness, theories, concepts and functions of consciousness, research directions.

Введение. Проблема сознания, как и проблема человека в целом, имеет междисциплинарный статус и исследуется в контексте многих научных направлений: философии, логики, нейрофизиологии, антропологии, социологии, педагогики и т.д., каждая из которых выделяет в сознании свой аспект изучения, свои методологические подходы к развертыванию исследований и обобщению результатов анализа.

В ходе исторического осмысления феномена многие мыслители выделяли его особенности, по-разному оценивали его сущность и структуру. В частности, сознание рассматривали как: субъективную данность человеку его собственных психических переживаний (Р. Декарт); взаимодействие представлений (И. Гербарт); сменяющийся поток впечатлений (У Джемс); вербализируемая часть процессов поведения (Дж. Уотсон); паутину, сотканную из значений или смысла слов (М. Вебер); психическую причинность (В. Вундт); механизм восприятия и осознания окружающего (В. Даль); особую функцию мозга, благодаря которой человек приобретает знания о природе и самом себе (Ж. Ламерти); отношение к социальной среде, т.е. бытию (К. Маркс). Этот список можно продолжить.

Психофизиологические концепции сознания. Некоторые исследователи трактуют сознание как нечто внеположное психике, лишь как условие функционирования сознания. Такова, в частности, позиция В. Вундта, который полагал, что сознание - это биологическое условие, и поэтому мы не можем рассматривать сущность сознания как биологического явления, следует рассматривать лишь внешние ее проявления, которые являются лишь следствием деятельности сознания, но не самим сознанием[5, с. 59]. Ту же мысль мы находим у П. Наторпа: «сознание лишено собственной структуры, оно лишь условие психологии, но не ее предмет. Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, но оно не поддается определению и выводимо только из самого себя» [21, с. 39] .

Стремление понять специфику сознания и обозначить его границы мы находим в концепции выдающегося отечественного ученого В.М. Бехтерева. Опираясь на выдвинутую И.М. Сеченовым рефлекторную концепцию психической деятельности, он разработал естественнонаучную теорию поведения. Выступая в оппозиции к традиционной интроспективной психологии, Бехтерев выдвинул теорию об объективной детерминации психологических явлений. В частности, он рассматривал сознание как субъективно окрашенное состояние, т. е. внутреннее, самоощущаемое человеком состояние, которое сопровождает основную массу психических процессов. Благодаря субъектной сущности человека, исследователь способен дифференцировать процессы психики по уровню сложности или другим присущим им психологическим особенностям. В частности, В.М. Бехтерев описал несколько типичных форм состояния сознания:

- простейшая - неясное безотносительное чувствование собственного существования;

- элементарная - присутствие хотя бы одной группы представлений о своем «Я» в отличие от «не-Я» или объекта, т.е. проявление самосознания;

- пространственная - способность создавать пространственные представления, возможность ориентироваться относительно окружающей обстановки;

- осознание времени - способность улавливать последовательность внешних явлений;

- осознание собственной личности - присутствие нравственных, религиозных, правовых (и иных) представлений о «субъективном ядре личности», которые человек готов отстаивать (связан с феноменом волевых усилий личности);

- способность к анализу - способность произвольно вводить, контролировать и управлять различными природными и социальными явлениями [3].

Динамические концепции сознания. Среди наиболее известных динамических концепций сознания, оказавших влияние на развитие проблемы, находится идея «потока сознания» У. Джемса. С точки зрения автора, сознание личности отражается в процессе самоосознания «потока» собственных мыслей. Каждый структурный элемент в этом «потоке» сопряжен с остальными и осознается в контексте конкретного времени (прошлого, настоящего, будущего) и непрерывно рефлексируется [8]. Сознание, способствуя процессу приспособления человека к внешней среде, способствует преодолению возникающих проблем жизнеосуществления, отбирает значимые объекты и ситуации, посредством которых регулируется поведение человека в целом, с учетом его индивидуально-личностных характеристик и предпочтений. Он отмечал У Джемса, что в психологии из «кирпичиков сознания» (ощущений) формируются и развиваются высшие психические состояния, которые представляют собой разного рода ассоциации, которые смешиваются и интегрируются между собой:

- каждое единичное состояние сознания становится частью жизненного опыта человека;

- состояния сознания подвижны и непрерывно трансформируются;

- сознание можно рассматривать как непрерывную последовательность различного рода ощущений;

- восприятие фактов и событий в сознании подвержены фильтрации, некоторые явления внешнего мира воспринимаются желанием и готовностью принять, другие отвергаются или даже отрицаются (там же).

Возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя, замечает в свою очередь С.Л. Рубинштейн. По мере того, как из жизни и деятельности человека, из его «безотчетных» переживаний выделяется рефлексия на мир и на самого себя, психическая деятельность начинает выступать в качестве сознания. Он также отметил, что осознание (или неосознание) зависит не только от знания, позволяющего опознать предмет, но и от отношения, которое этот предмет или явление вызывают у субъекта. Из данной позиции следует, что для осознания существует, очевидно, некоторая оптимальная сила «раздражителя» [25].

При изучении процесса осознания необходимо учитывать не только знания и отношения, но и «устремленность сознания». «Явления, оказывающиеся для субъекта антагонистически действующими силами, взаимно тормозят их осознание. Этим обусловлены трудности, на которые наталкивается осознание эмоционально действующих явлений, всегда наделенных положительным или

отрицательным знаком, а иногда и одним, и другим» (там же, с. 76). Автор указывает на затрудненность осознания собственных побуждений, находящихся в противоречии с устойчивыми установками и чувствами человека. Таким образом, Рубинштейн вводит в поле сознания еще и эмоциональный фон чувствований и переживаний человека. При этом осознанное и неосознанное предлагается различать не по тому, что в одном случае все исчерпывающе осознается, а в другом - ничего не осознано. Различение осознанного и неосознанного требует учета того, что в каждом конкретном случае осознается (избирается) самим индивидом, т.е. для признания осознанности явления достаточно осознания человеком своих целей и ожидаемых от их реализации последствий.

Обобщая свою теорию сознания, С.Л. Рубинштейн указывает, что возникновение сознания - это возникновение сознательных действий, сознательного поведения, как специфического способа существования человека.

Структурные концепции сознания. Одним из концептуальных проблем исследования сознания выступает его структура, которая также получила различные интерпретации. Так, Л. С. Выготский первым указал на необходимость рассматривать сознание в контексте его смыслового содержания, а Г.Г. Шлет отметил, что смысловые основания сознания задаются внешними условиями жизнедеятельности человека, а посредством активности, человек реализует эти смыслы в своем поведении, общении и деятельности. В продолжение этих идей, З. Фрейд выдвинул концепцию о структурном характере строения сознания. Согласно его взглядам, сознание имеет трехуровневую структуру: подсознание, сознание, сверхсознание. В этой структуре, по мнению автора, основная функция целостного сознания реализуется подсознанием [2, 4, 27].

Л.С. Выготский развил идею Л. Фейербаха о существовании двух разновидностей сознания: сознания, ориентированное на восприятие самого себя, и сознание, ориентированное на восприятие бытия. Выделенные слои сознания автор определ как бытийный уровень и рефлексивный. На первом уровне анализируются сложные и многоуровневык проблемы ситуативного характера, что требует от человека выработки актуального в данный момент времени образа, а также программы действий, посредством которой избранный образ может быть воплощен в реальном мире [6].

В свою очередь, мир идей, понятий и знаний (обыденных и научных) соотносится со значением рефлексивного сознания, которое рассматривается автором как способность сознания «к самоанализу и самоуправлению». При этом сознание имеет высокий уровень устойчивости и не теряет собственного значения, присущего конкретному человеку.

Идея выделения слоев в структуре сознания находит свое отражение и в работах В.П. Зинченко. Автор отметил условный характер разделения уровней сознания, указав на неизбежность взаимопроникновения выделенных рефлексивного и бытийного слоев сознания, определив эти слои как событийный и сорефлексивный. При этом автор фиксирует мысль о том, что сознание едино и его нельзя рассматривать как множественность сознания, а лишь как единое,

в котором существуют два ведущих слоя, каждый из слоев содержит в себе конструкты других, иначе «они не могли бы взаимодействовать и даже узнавать друг друга» [13, с. 223].

Размышления над структурой сознания развернуто описаны в работах А.Н. Леонтьева. Автор выделил в нем три самодостаточных элемента - чувственную ткань сознания, его значение и смыслы. Первая позиция рассматривается в качестве конкретных образов внешнего мира. Эти образы могут различаться по самым разным основаниям, - устойчивости, осмысленности, степени выраженности и характеру проявления и т.д. Благодаря такому содержанию условия жизнедеятельности осознаются как объективная реальность, существующая не в сознании конкретного человека, а существующая за пределами сознания. Природа чувственных психических образов заключается в их предметности, которая возникает в процессе деятельности и связывает человека с внешним миром.

Значение сознания рассматривалось в работах А.Н. Леонтьева, который толковал его как факт осознания человеком своего существования и как самостоятельную психологическую «единицу», выступающую в качестве индивидуального сознания [18]. Автор раскрыл три вида значений сознания -операциональный - связанный с биодинамической тканью сознания, предметный - отражает чувственные образы, вербальный - образы, соотносимые со смыслом.

Согласно А.Н. Леонтьеву, понятие смысла выражает специфическую направленность сознания каждого отдельно взятого человека и указывает на уникальность (не типичность) сознания, которое нельзя свести к безличному (объективному - присущему каждому) знанию. Индивидуальное сознание, в силу принадлежности конкретному субъекту и реальной включенности сознания в систему субъектной деятельности всегда имеет эмоциональный фон, что соотносится с утверждением Рубинштейна о том, что сознание выступает не только в качестве знания, но и в качестве отношения (к себе, другим и миру).

Концепции общественной обусловленности сознания. В свое время, А.Н. Леонтьев указал и на тот факт, что индивидуальное сознание всегда сопряжено с его включенностью в систему деятельности, а потому не сводимо лишь к индивидуальному (личностному) сознанию. Сознание всегда является осознанным бытием, формируется в процессе общественной практики и определяется через свое отношение к предмету сознания и рассматривается как часть (ткань) общественного сознания и культуры [18].

Общественно обусловленный характер сознания связан с характером идеального (не материального) отражения условий жизнедеятельности человека и общества (бытия), отмечает в свою очередь Б.Ф. Ломов. Как форма отражения социально-экономических условий жизнедеятельности, сознание имеет значение только в обществе и общественных отношениях конкретного общества, заданного своими законодательными, политическими и экономическими характеристиками. Так же автор обращает внимание, что сознание не только отражает общественные условия бытия, но и детерминировано потребностями

человека и общества, а впоследствии реализуются в результатах трудовой деятельности [19].

Эту позицию развивает К.А. Абульханова, констатируя, что сознание служит своеобразным механизмом включения человека в жизнедеятельность общества, служит фактором их взаимопроникновения т.е. также выступает механизмом интеграции общественного сознания и сознания личности. В иных ситуациях развитие человека в обществе было бы невозможно. Автор также отмечает, что представленные позиции обоснованы в концепции сознания, разработанной С.Л. Рубинштейном. Автор в 1957 году выделил две основополагающие характеристики сознания, связанные с субъективными характеристиками и идеальными, а в 1973 обосновал концепцию двух миров сознания: объективный мир общественного сознания, в котором человек проживает, и субъективный мир, в котором он формируется, определив его как менталитет [1].

Адаптационные концепции сознания. Эти концепции в целом сводятся к тому, что сознание в онтогенезе развивается у человека только в социальных контактах, а в филогенезе развитие сознания стало возможным в условиях активного воздействия на природу [11, 26, 28, 30].

Как уже отмечалось выше, в рамках психологии получило развитие и неосознаваемых человеком структур сознания. В психологии неосознаваемые психические процессы получили разделение на три больших класса:

- неосознаваемые сознательные действия, к которым относятся автоматизмы и установки;

- неосознаваемые сознательные действия, которые рассматриваются как готовность субъекта к свершению определенного действия или реагированию определенным образом (неосознаваемые побудители действий).

- неосознаваемое сопровождение сознательных действий, среди них можно выделить непроизвольные движения, тонические напряжения, а также большой класс вегетативных реакций.

Надсознательные процессы (творческого мышления, кризисы чувств, большие жизненные события, личностные кризисы и т.д.) также неосознанно «вторгаются» в сознательную жизнь человека и могут радикально изменить ее протекание (П.Я. гальперин, А.Р. Лурия, Д.Н. Узнадзе).

Следующая адаптационная концепция сознания, имеющая самостоятельное значение, разработана Н.Ф. Добрыниным. Автор предположил, что особое значение для активности сознания человека имеют его убеждения. Убеждения вытекают из мировоззрения человека, которое тесно связано с системой знаний человека о закономерностях развития природы и общества. Однако обладание определенной совокупностью знаний не решает проблем мировоззрения. Мировоззрение человека тесно связано с характером отношения человека к этим знаниям, т.е. благодаря наличию определенных отношений, знания могут приобретать различную значимость для каждого отдельно взятого человека. Соответственно, желание разобраться в себе и окружающем мире, стремление понять причинно-следственные связи происходящего, неизбежно выражается

в поведении и поступках человека. Чем большим объемом знаний обладает человек, чем более точными являются эти знания, тем лучше они будут отражать реальную действительность, тем эффективнее он сможет регулировать собственное поведение. Таким образом, сознание по существу выступает не только инструментом созерцания, связанного с качеством отображения реального мира и его рефлексии, но и отражает отношения человека к реальным событиям, лежит в основе оценки (социального признания и отвержения) житейских ситуаций, утверждении и отрицании фактов общественного бытия [9].

Функциональные концепции сознания. Конечно, структура сознания не является самим сознанием, но из такого понимания выводимы его наиболее важные функции, такие как когнитивная, коммуникативная и регулятивная [7, 10, 15, 17, 23, 24].

Когнитивная функция рассматривается в контексте приобретения знаний (общественно-исторических, научных, идеологических, этических и т.д.). «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это знание» - писали еще К. Маркс и Ф.Энгельс. Усложнение общественно-исторического опыта человечества выражается посредством усвоения и воспроизводства людьми культурно обусловленных видов и форм общественного прогресса и социального взаимодействия [20].

Коммуникативная функция сознания наиболее полно проявляется в процессе межличностного взаимодействия и общения, что позволяет рассматривать (оценивать) ее как психологическое отражение общественной жизни, в ходе которого происходит дальнейшее развитие общественного сознания.

Регулятивная функция сознания проявляется посредством выражения воли человека и реализуется через его поведение в соответствии с требованиями природной и социально-экономической среды. Саморегуляция опосредует социальное поведение и общественный образ жизни индивида (подробнее см. [29]).

Все эти концепции нашли широкое отражение в прикладных исследованиях сознания, в самых различных сферах исследований [12, 14, 16, 22, 29 и др.].

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова К. А. Проблемы сознания и его исследований в отечественной психологии ХХ-ХХ1 столетий /Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

2. Апреликова Н.Р., Китова Д.А. Структура потребностей студенческой молодежи в знаниях по психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 2 (10). С. 110-133.

3. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. М.: СПб: Алетейя, 2018.

4. Взаимоотношения исследовательской и практической психологии М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.

5. Вундт В. Введение в психологию. М.: КомКнига, 2007.

6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, Т. 3. М.: Педагогика, 2003.

7. Гусева А.Ю., Журавлев А.Л. Программа социально-психологического исследования экологического сознания личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 231-250.

8. Джемс У Научные основы психологии. Минск: Харвест, 2003.

9. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. М.: Просвещение, 2002.

10. Егизов У.С., Китова Д.А. Психологические особенности коррупционных представлений молодежи // Вестник УРАО. 2015. № 4. С. 50-54.

11. Журавлев А.Л. Взаимодействие социально-психологических и социально-экономических феноменов в изменяющемся обществе // Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1999. С. 8-27.

12. Журавлев А.Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 3-16.

13. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. № 1. С. 207 - 231.

14. Китова Д.А. Отечественная психология в условиях развития глобальных процессов // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 128-131.

15. Китова Д.А. Отношение населения к коррупции и коррупционным правонарушениям: эмпирический анализ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016а. Т. 1. № 4. С. 145-167.

16. Китова Д.А. Представления о коррупции в сознании старшеклассников // Гуманизация образования. 2016б. № 6. С. 131-140.

17. Китова Д.А. Экономическая психология субъекта жизнедеятельности: теория, методология, практика // Экономическая психология в современном мире. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2012. С. 148-161.

18. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,

1975.

19. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984

20. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. В 50 т-х. Издание второе. М.:

Государственное издательство политической литературы, 1955. Т.3.

21. Наторп П. Развитие народа и развитие личности. СПб.: Изд-во газ. «Шк. и жизнь», 1912.

22. Принцип развития в современной психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.

23. Проблемы социальных конфликтов в современной психологии: сущность, детерминанты, регулирование. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.

24. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.

25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Изд-во «Питер»,

2000.

26. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Т. Л. Крюкова, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.

27. Соснин В.А., Журавлев А.Л., Китова Д.А., Нестик Т.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

28. Субъект труда и организационная среда: проблемы взаимодействия в условиях глобализации: монография / Под ред. Журавлева А.Л., Жалагиной Т.А., Журавлевой Е.А., Короткиной Е.Д. Тверь: Изд-во Тверского государственного ун-та, 2019.

29. Формирование экономического правосознания молодежи как стратегический фактор развития современного общества: коллективная монография. Карачаевск: Изд-во КЧГУ им. У Д. Алиева, 2011.

30. Юревич А.В., Соснин В.А., Журавлев А.Л., Китова Д.А., Нестик Т.А. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

REFERENCES

1. Abul'khanova K. A. Problemy soznaniya i ego issledovaniy v otechestvennoy psikhologii XX-XXI stoletiy [Problems of consciousness and its research in Russian psychology of the XX - XXI centuries]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya sovremennoy psikhologii: rezul'taty i perspektivy razvitiya [Fundamental and applied research of modern psychology: results and development prospects]. Moscow: Publ. Institut psikhologii RAN , 2017.

2. Aprelikova N.R., Kitova D.A. Struktura potrebnostey studencheskoy

molodezhi v znaniyakh po psikhologii [The structure of the needs of students in knowledge of psychology]. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya [Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology] 2018. Vol. 3. № 2 (10). P. 110-133.

3. Bekhterev V.M. Izbrannye trudy po psikhologii lichnosti [Selected works on personality psychology]. Moscow: SPb: Publ. Aleteyya, 2018.

4. Vzaimootnosheniya issledovatel'skoy i prakticheskoy psikhologii [The relationship of research and practical psychology]. Moscow: Publ. Institut psikhologii RAN, 2015.

5. Vundt V. Vvedenie v psikhologiyu [Introduction to Psychology]. Moscow: Publ. KomKniga, 2007.

6. Vygotskiy L.S. Istoriya razvitiya vysshikh psikhicheskikh funktsiy [The history of the development of higher mental functions]. Sobranie sochineniy [Collected works], Vol. 3. Moscow: Publ. Pedagogika, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Guseva A.Yu., Zhuravlev A.L. Programma sotsial'no-psikhologicheskogo issledovaniya ekologicheskogosoznaniya lichnosti[Theprogram ofsocio-psychological research of environmental consciousness of the individual]. Sovremennaya psikhologiya: sostoyanie i perspektivy issledovaniy [Modern psychology: state and prospects of research]. Moscow: Publ. Institut psikhologii RAN, 2002. P. 231-250.

8. Dzhems U. Nauchnye osnovy psikhologii [Scientific basis of psychology]. Minsk: Publ. Kharvest, 2003.

9. Dobrynin N.F. Proizvol'noe i neproizvol'noe vnimanie [Arbitrary and involuntary attention]. Moscow: Publ. Prosveshchenie, 2002.

10. Egizov U.S., Kitova D.A. Psikhologicheskie osobennosti korruptsionnykh predstavleniy molodezhi [Psychological features of corrupt ideas of youth]. Publ. Vestnik URAO. 2015. № 4. P. 50-54.

11. Zhuravlev A.L. Vzaimodeystvie sotsial'no-psikhologicheskikh i sotsial'no-ekonomicheskikh fenomenov v izmenyayushchemsya obshchestve [The interaction of socio-psychological and socio-economic phenomena in a changing society]. Sotsial'naya psikhologiya ekonomicheskogo povedeniya [Social Psychology of Economic Behavior]. Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.V. Shorokhova. Moscow: Publ. Nauka, 1999. P. 8-27.

12. Zhuravlev A.L. Sotsial'no-psikhologicheskaya dinamika v izmenyayushchikhsya ekonomicheskikh usloviyakh [Socio-psychological dynamics in changing economic conditions]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. 1998. Vol. 19. № 3. P. 3-16.

13. Zinchenko V.P. Soznanie kak predmet i delo psikhologii [Consciousness as a subject and matter of psychology]. Metodologiya i istoriya psikhologii [Methodology and History of Psychology]. 2006. Vol.1. № 1. P. 207 - 231.

14. Kitova D.A. Otechestvennaya psikhologiya v usloviyakh razvitiya global'nykh protsessov [Domestic psychology in the context of the development of global processes]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. 2019. Vol. 40. № 2. P. 128-131.

15. Kitova D.A. Otnoshenie naseleniya k korruptsii i korruptsionnym pravonarusheniyam: empiricheskiy analiz [Attitude of the population towards corruption and corruption offenses: an empirical analysis]. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya [Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology]. 2016a. Vol. 1. № 4. P. 145-167.

16. Kitova D.A. Predstavleniya o korruptsii v soznanii starsheklassnikov [Perceptions of corruption in the minds of high school students]. Gumanizatsiya obrazovaniya [Humanization of Education]. 2016b. № 6. P. 131-140.

17. Kitova D.A. Ekonomicheskaya psikhologiya sub»ekta zhiznedeyatel'nosti: teoriya, metodologiya, praktika [Economic psychology of the subject of life: theory, methodology, practice]. Ekonomicheskaya psikhologiya v sovremennom mire [Economic psychology in the modern world]. Moscow: Publ. Ekon-Inform, 2012. P. 148-161.

18. Leont'ev A.N.. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Publ. Politizdat, 1975.

19. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow: Publ. Nauka, 1984

20. Marks K., Engel's F., Sochineniya. V 50 t-kh. Izdanie vtoroe [Compositions. In the 50s. Second Edition]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoy literatury [State Publishing House of Political Literature], 1955. Vol.3.

21. Natorp P. Razvitie naroda i razvitie lichnosti [People development and personality development]. St.Petersburg: Publ. Magazine «Shk. i zhizn'», 1912.

22. Printsip razvitiya v sovremennoy psikhologii [The principle of development in modern psychology]. Moscow: Publ. Institut psikhologii RAN, 2016.

23. Problemy sotsial'nykh konfliktov v sovremennoy psikhologii: sushchnost', determinanty, regulirovanie [Problems of social conflicts in modern psychology: essence, determinants, regulation]. Moscow: Publ. Institut psikhologii RAN, 2018.

24. Psikhologicheskie issledovaniya global'nykh protsessov: predposylki, tendentsii, perspektivy [Psychological research of global processes: background, trends, prospects]. Moscow: Publ. Institut psikhologii RAN, 2018.

25. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg: Publ. Piter, 2000.

26. Sovladayushchee povedenie: sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Coexisting behavior: current status and prospects].Otv. red. A.L. Zhuravlev, T.L. Kryukova, E.A. Sergienko. Moscow: Publ. Institut psikhologii RAN, 2008.

27. Sosnin V.A., Zhuravlev A.L., Kitova D.A., Nestik T.A., Yurevich A.V. Massovoe soznanie i povedenie: tendentsii sotsial'no-psikhologicheskikh issledovaniy [Mass consciousness and behavior: trends in socio-psychological research]. Moscow: Publ. Institut psikhologii RAN, 2017.

28. Sub»ekt truda i organizatsionnaya sreda: problemy vzaimodeystviya v usloviyakh globalizatsii: monografiya [The subject of labor and the organizational

environment: problems of interaction in the context of globalization: monograph]. Ed. Zhuravleva A.L., Zhalaginoy T.A., Zhuravlevoy E.A., Korotkinoy E.D. Tver': Publ. Tver State University, 2019.

29. Formirovanie ekonomicheskogo pravosoznaniya molodezhi kak strategicheskiy faktor razvitiya sovremennogo obshchestva: kollektivnaya monografiya [The formation of economic justice of youth as a strategic factor in the development of modern society: a collective monograph]. Karachaevsk: Publ. KChGU im. U. D. Alieva, 2011.

30. Yurevich A.V., Sosnin V.A., Zhuravlev A.L., Kitova D.A., Nestik T.A. Massovoe soznanie i povedenie: tendentsii sotsial'no-psikhologicheskikh issledovaniy [Mass consciousness and behavior: trends in socio-psychological research]. Moscow: Publ. Institut psikhologii RAN, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.