Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОРРУПЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОРРУПЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / психологические методы / методологические подходы / отношение к коррупции / представления личности / эмоциональная оценка / поведенческие оценки / социальные последствия / corruption / psychological methods / methodological approaches / attitude to corruption / personality perceptions / emotional assessment / behavioral assessments / social consequences

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гочияева Палисат Ильясовна, Бостанова Светлана Николаевна

В статье рассматриваются методологические подходы к изучению коррупции в рамках психологических исследований. Отмечается, что коррупция выступает комплексным междисциплинарным феноменом и включает в себя философские, социальные, экономические, политические, психологические и педагогические аспекты его изучения. Коррупция объединяет в едином исследовательском пространстве и разнообразие субъектов – участников коррупционного взаимодействия. Сложности возникают и при рассмотрении основных субъектов коррупции, и с необходимостью изучать коррупцию с учетом различных уровней ее распространения бытовой, административный, верхушечный и международный. Особого внимания заслуживает сложность разграничения коррупционных правонарушений и иных видов экономических преступлений — воровства, мошенничества, краж, вымогательства и т.д. Показано, что психологические особенности и последствия коррупции чаще всего выявляются посредством методик шкалирования в ходе полевых исследований, анализа, конкретных частных событий и интервью. Указывается, что непосредственно измерить коррупцию невозможно, а социально-психологические методы ее изучения практически отсутствуют. В качестве одной из эффективных возможностей психологического исследования коррупции предлагается обращение к феномену «отношения личности», так как порождаемые миром объективных явлений отношения имеют субъективный характер, – когда одни и те же социальные явления и события для разных людей приобретают различные значения. Наиболее стойкие и длительные из них выражаются в целостном отношении личности к социально-экономической реальности, что отвечает целям комплексного психологического исследования. Вместе с тем, феномен отношений структурно включает в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, которые могут рассматриваться как самостоятельные явления. Предлагаемые подходы к исследованию коррупции и коррупционных правонарушений способны отразить целостную психологическую картину мира личности, которую можно рассматривать с точки зрения согласованности ее когнитивных (структурных и содержательных) и эмоциональных характеристик, в частности в сфере отношения к коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF CORRUPTION IN PSYCHOLOGICAL RESEARCH

The article discusses methodological approaches to the study of corruption in the framework of psychological research. It is noted that corruption is a complex interdisciplinary phenomenon and includes philosophical, social, economic, political, psychological and pedagogical aspects of its study. Corruption unites in a single research space a variety of subjects participants in corrupt interaction. Difficulties arise both when considering the main subjects of corruption, and with the need to study corruption taking into account the various levels of its distribution domestic, administrative, top and international. The complexity of distinguishing between corruption offenses and other types of economic crimes theft, fraud, theft, extortion, etc. deserves special attention. It is shown that the psychological characteristics and consequences of corruption are most often revealed through scaling techniques in the course of field research, analysis, specific private events and interviews. It is indicated that it is impossible to directly measure corruption, and there are practically no socio-psychological methods for studying it. As one of the effective opportunities for the psychological study of corruption, it is proposed to turn to the phenomenon of «personality attitudes», since the relations generated by the world of objective phenomena are subjective, when the same social phenomena and events acquire different meanings for different people. The most persistent and long-lasting of them are expressed in the individual’s holistic attitude to socio-economic reality, which meets the goals of a comprehensive psychological study. At the same time, the phenomenon of relationships structurally includes cognitive, emotional and behavioral components, which can be considered as independent phenomena. The proposed approaches to the study of corruption and corruption offenses are capable of reflecting a holistic psychological picture of the world of an individual, which can be considered from the point of view of the consistency of his cognitive (structural and content) and emotional characteristics, in particular, in the sphere of attitudes towards corruption.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОРРУПЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОРРУПЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ1

Гочияева Палисат Ильясовна

Кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказской гуманитарно-технологической академии (г. Черкесск), e-mail: [email protected] Бостанова Светлана Николаевна

Кандидат психологических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет (г. Черкесск), e-mail: [email protected]

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10103

Аннотация:

В статье рассматриваются методологические подходы к изучению коррупции в рамках психологических исследований. Отмечается, что коррупция выступает комплексным междисциплинарным феноменом и включает в себя философские, социальные, экономические, политические, психологические и педагогические аспекты его изучения. Коррупция объединяет в едином исследовательском пространстве и разнообразие субъектов - участников коррупционного взаимодействия. Сложности возникают и при рассмотрении основных субъектов коррупции, и с необходимостью изучать коррупцию с учетом различных уровней ее распространения - бытовой, административный, верхушечный и международный. Особого внимания заслуживает сложность разграничения коррупционных правонарушений и иных видов экономических преступлений — воровства, мошенничества, краж, вымогательства и т.д.

Показано, что психологические особенности и последствия коррупции чаще всего выявляются посредством методик шкалирования в ходе полевых исследований, анализа, конкретных частных событий и интервью. Указывается, что непосредственно измерить коррупцию невозможно, а социально-психологические

1 Исследование проведено по проекту РФФИ № 18-013-01143 4

методы ее изучения практически отсутствуют.

В качестве одной из эффективных возможностей психологического исследования коррупции предлагается обращение к феномену «отношения личности», так как порождаемые миром объективных явлений отношения имеют субъективный характер, - когда одни и те же социальные явления и события для разных людей приобретают различные значения. Наиболее стойкие и длительные из них выражаются в целостном отношении личности к социально-экономической реальности, что отвечает целям комплексного психологического исследования. Вместе с тем, феномен отношений структурно включает в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, которые могут рассматриваться как самостоятельные явления.

Предлагаемые подходы к исследованию коррупции и коррупционных правонарушений способны отразить целостную психологическую картину мира личности, которую можно рассматривать с точки зрения согласованности ее когнитивных (структурных и содержательных) и эмоциональных характеристик, в частности в сфере отношения к коррупции.

Ключевые слова: коррупция, психологические методы, методологические подходы, отношение к коррупции, представления личности, эмоциональная оценка, поведенческие оценки, социальные последствия.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF CORRUPTION IN PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Gochiyaeva Palisat Ilyasovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, North Caucasian Academy of Humanities and Technology (Cherkessk), e-mail: [email protected] Bostanova Svetlana Nikolaevna

Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor, Karachay-Cherkess State University (Cherkessk), e-mail: [email protected]

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10103

Abstract:

The article discusses methodological approaches to the study of corruption in the framework of psychological research. It is noted that corruption is a complex interdisciplinary phenomenon and includes philosophical, social, economic, political, psychological and pedagogical aspects of its study. Corruption unites in a single research space a variety of subjects - participants in corrupt interaction. Difficulties arise both when considering the main subjects of corruption, and with the need to study corruption taking into account the various levels of its distribution - domestic, administrative, top and international. The complexity of distinguishing between corruption offenses and other types of economic crimes - theft, fraud, theft, extortion, etc. deserves special attention.

It is shown that the psychological characteristics and consequences of corruption are most often revealed through scaling techniques in the course of field research, analysis, specific private events and interviews. It is indicated that it is impossible to directly measure corruption, and there are practically no socio-psychological methods for studying it.

As one of the effective opportunities for the psychological study of corruption, it is proposed to turn to the phenomenon of «personality attitudes», since the relations generated by the world of objective phenomena are subjective, when the same social phenomena and events acquire different meanings for different people. The most persistent and long-lasting of them are expressed in the individual's holistic attitude to socio-economic reality, which meets the goals of a comprehensive psychological study. At the same time, the phenomenon of relationships structurally includes cognitive, emotional and behavioral components, which can be considered as independent phenomena.

The proposed approaches to the study of corruption and corruption offenses are capable of reflecting a holistic psychological picture of the world of an individual, which can be considered from the point of view of the consistency of his cognitive (structural and content) and emotional characteristics, in particular, in the sphere of attitudes towards corruption.

Keywords: corruption, psychological methods, methodological approaches, attitude to corruption, personality perceptions, emotional assessment, behavioral assessments, social consequences.

Введение. Объективно коррупция выступает комплексным междисциплинарным феноменом и включает в себя философские, социальные, экономические, политические, психологические и педагогические аспекты его изучения [8]. Коррупция объединяет в едином исследовательском пространстве и разнообразие субъектов - участников коррупционного взаимодействия. На уровне общества эти субъекты представлены институтами государства, бизнеса и общества, а на психологическом (уровне сознательных участников) субъектами выступают должностные лица, предприниматели2 и «незримый Другой»3. Эти три основных субъекта коррупции (лица, наделенные властными полномочиями, представители бизнеса и население) выступают объектами психологического изучения коррупционного взаимодействиями (или противодействия). С методологических позиций трудности возникают и с необходимостью изучать коррупцию с учетом различных уровней ее распространения, которые традиционно принято делить на бытовой, административный, верхушечный и международный (глобальный уровень). Выделяются виды коррупции и в связи с характером ее распространения: «вертикальная» коррупция или коррупция с преимущественным распространением по «горизонтали». Особого внимания заслуживает сложность разграничения коррупционных правонарушений и иных видов экономических преступлений — воровства, мошенничества, краж, вымогательства и т.д., которые близки по смыслам и могут сливаться в единое целое или выступать нетождественными друг другу социальными явлениями, в зависимости от конкретных участников совершенных преступлений.

Эмпирические методы исследования. Исследователи единодушно признают, что непосредственно измерить коррупцию невозможно, а психологи отмечают практическое отсутствие во многих исследовательских подходах социально-психологических методов. Психологические особенности и последствия коррупции чаще всего выявляются посредством методик шкалирования в ходе полевых исследований, анализа, конкретных частных событий и интервью. Выявление и анализ психологических аспектов коррупции предлагается проводить посредством интервьюирования «будущих руководителей компаний», которыми с наибольшей вероятностью являются студенты вузов, что также соотносится с представленными нами позициями [13].

Теоретико-методологические подходы к психологическому исследованию коррупции. Одной из эффективных возможностей психологического исследования коррупции, с целью выявления причин амбивалентного отношения к ней, является непосредственное обращение к феномену «отношения личности». Как известно в истории, к анализу феномена отношений обращались представители различных областей знания (Дж. Милль, М.М. Троицкий, Г. Спенсер, Н.Я. Грот, И.Ф. Гербарт, В. Вундт, С.Л. Франк, А.Ф. Лазурский и др.). Отношение занимает одно из ведущих

2 В данном случае термин используется как объединяющий любых участников бизнеса, — людей, официально занятых приносящей доход деятельностью.

3 Референтная группа или общественное мнение, на негласное одобрение которых опирается легитимация коррупционной деятельности [14].

позиций в системе понятий психологической науки [1], позволяет анализировать представления личности не только о себе самом, но и о внешнем мире. В отечественной психологии понимание психических явлений как отношений было заложено уже в основу первых теоретических концепций (М. Троицкий), отмечены функциональные характеристики отношений при взаимодействии с внешней средой, такие как активность и избирательность (В.М. Бехтерев). В последующем концепция отношения расширилась за счет его рассмотрения в контексте взаимодействия, а затем и деятельности (Н.Я. Грот), а также в контексте поддержания взаимной активности организма и среды (М.Я. Басов). К феномену отношений обращались и для выделения активного (избирательного) характера его воздействия на процесс адаптации (приспособления) личности к окружающей среде (А.Ф. Лазурский). Психология отношений окончательно была сформирована как самостоятельное научное направление В.Н. Мясищевым. В зарубежной эволюционной теории отношения также рассматривались в контексте идей субъектно-объектной связи и предопределяли рассмотрение системы «организм-среда» с позиций целостного и взаимосвязанного подхода [12].

В более поздних работах отечественных психологов указывается на возможность феномена отношений проявляться в социальных действиях и поступках человека (Е.В. Шорохова), предлагается рассматривать отношения в контексте жизнедеятельности, как феномен, который опосредует характер, особенности и направленность жизнедеятельности человека в целом (К.А. Абульханова-Славская).

Такое многообразие возможностей для исследовательского анализа отразилось на значительном количестве исследований в различных областях психологии. В качестве примера, можно обратиться к такого рода работам как исследование динамики эмоционального отношения российских потребителей к рекламе (А.М. Лебедев); изучение отношений к нравственно-этическим нормам делового поведения партнеров (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко); психологические отношения субъектов экономической деятельности (В.П. Позняков); влияние отношения к собственности на психологию человека (А.Д. Карнышев) или же особенности личности и группы в системе отношений собственности (А.И. Китов); отношение к деньгам в контексте потребления (А.Б. Фенько) или противоречия в нравственной оценке денег (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко); отношение личности к времени как один из феноменов психологии социального познания (Т.А. Нестик); динамика отношения личности к инновациям в условиях формирующего естественного эксперимента (Т.В. Дробышева, А.Е. Митькина); отношение к детям пользователей социальной сети Twitter (А.Л. Журавлев, Д.А. Китова) и ряд других работ. Отдельно можно отметить теоретическую работу В.П. Познякова, в которой рассматривается история развития и современное состояние исследований психологических отношений человека [3].

Для психологии ведущее значение приобретает тот факт, что порождаемые миром объективных явлений отношения имеют субъективный характер, - когда одни и те же социальные явления и события для разных людей приобретают

различные значения. Наиболее стойкие и длительные из них выражаются в целостном отношении личности к социально-экономической реальности, что значимо для целей нашего исследования. Это первая позиция, обуславливающая обращение к феномену отношений.

Вторая позиция связана с тем, что феномен отношений структурно включает в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Такая сложноорганизованная система функционирует в соответствии с актуально действующими потребностями и мотивами личности, выступает, как уже отмечалось выше, важнейшей характеристикой психологического склада личности и определяет направленность ее активности. Если спроецировать систему отношений на исследования психологических особенностей молодежи к коррупции и коррупционным правонарушения как фактора их социальной активности в будущем, - после завершения обучения и приобретения профессии, - целесообразно выделить прежде всего их характеризующие когнитивные и эмоциональные компоненты отношения. При этом, целесообразно отграничить реальные поведенческие компоненты, которые представляются менее актуальными в силу пока еще незначительной их вовлеченности в социальную практику, реализуемую молодыми людьми [6].

В свою очередь, когнитивные феномены наиболее детально могут подвергаться изучению и в рамках психологической теории представлений личности, которые, рассматриваются и как самостоятельный феномен. В психологии представления признаются одной из форм индивидуального познания, имеющего своим результатом целостный образ определенного объекта, в том числе социального. В отечественной исследовательской традиции, представления тесно связаны с личностной направленностью, с обращением к глубинным, архетипическим основаниям, с концепцией субъекта индивидуальной или совместной деятельности и т.д.

Общие теоретико-методологические подходы к изучению представлений, необходимые с целью нашего анализа, можно сформулировать в следующих основных позициях (подробнее см.: [11]):

- представление формируются как на основе воспоминаний, связывая настоящее с прошлым, так и в рамках продуктивного воображения, соединяя прошлое и настоящее с будущим (операциональная функция);

- представления, обладая возможностью к обобщению, выступают исходным элементом мыслительных операций, что позволяет оценивать их по степени соответствия реальности и степени новизны и оригинальности (оценочная функция);

- исходным пунктом и результатом представлений личности является образ мира в целом, который опосредует, преломляет через себя всевозможные внешние воздействия (регулятивная функция);

- выступая ведущим механизмом продуктивного мышления, представления, концентрируя опыт прошлого и наличный опыт личности, порождают новые образы - образы будущего (проективная функция);

- процесс формирования нового образа выражается в построении как самого образа будущего, так и средств преобразования реального состояния в желаемое (функция планирования);

- представления выступают основой в создании программы поведения в ситуации неопределенности, когда возникает необходимость в выборе целей дальнейшего развития (функция контроля);

- в содержании доминирующих отношений человека заложены мировоззренческие установки, убеждения, ожидания и притязания, которые выступают регуляторами его поведения и деятельности (ценностно-детерминирующая функция).

Таким образом, представления можно рассматривать и как образ социального, и как процесс формирования переходных (измененных) образов и как результат этого процесса, - образ мира. Становится понятно, что представления, в том числе о коррупции, можно рассматривать как когнитивный механизм восприятия и координации социальных явлений.

Второй элемент, который включен в структуру отношений, связан с эмоциональными оценкой социальных явлений [2, 4, 9]. Известно, что эмоциональные оценки выполняют самые различные функции: мотивируют, организуют и направляют восприятие, мышление и социальную активность личности (К. Изард), указывают «потребностную значимость» внешних воздействий (М.И. Еникеев), вплетены в переживания жизненного смысла явлений и событий (А.А. Реан). В целях нашего исследования важно выделить эмоциональное восприятие личности в качестве психологических «индикаторов» образа мира, обуславливающих самочувствие человека, его социальное поведение и общественно обусловленную деятельность.

В таком аспекте, резюмируя представленные в современной психологии теоретические разработки, можно отметить, что эмоции и эмоциональные оценки:

- проявляют себя практически во всех формах восприятия (отражения) внешней среды, обеспечивая связь человека с миром;

- возникают в случае, когда человек осознает наличие некоторой угрозы, а также неуверенность в возможности ее избежать (Р. С. Лазарус);

- преломляясь через систему ценностей и потребностей личности, эмоции способствуют осознанию мотивационной значимости предметов внешнего мира (В.К. Вилюнас);

- способствуют созданию общей картины мира, смыкая в единое психологическое пространство представления о внешнем мире и о себе;

- обеспечивают «пристрастность» восприятия мира через выделение значимого и не очень значимого (цель в плане образа);

- преломляясь через систему ценностей и целей, предопределяют направленность личности и траектории его самоорганизации и самореализации в различных сферах жизнедеятельности.

Эмоции проявляют себя и на уровне социального взаимодействия, что обуславливает социальную значимость их анализа. Так, эмоции:

- выступают формой социального реагирования и лежат в основе передачи другим информации о возникающих эмоциональных состояниях;

- формируются как на основе собственного опыта, так и на оценке информации, поступающей от других людей;

- могут настраивать/перенастраивать отношения между людьми и объектами в социальной среде;

- эмоциональные оценки могут зависеть от дифференциации источника информации на «своих» и «чужих», к примеру события, имеющие значение для «своей» группы, оцениваются как личностно-значимые и могут определять (усиливать или снижать) характер эмоциональных реакций личности (С.Р. Мэнстид и А.Х. Фишер), а групповые оценки могут оказывать воздействие на личностное восприятие и изменять их эмоциональный фон и интенсивность (Э. Смит).

Можно выделить и частные (ситуативные) характеристики эмоционального реагирования в контексте социального взаимодействия. Так:

- эмоции зависят от внутригрупповых отношений и соотносятся со статусом и оценками группы, касающихся легитимности/нелегитимности явлений и процессов;

- социальная идентичность личности влияет на эмоциональную оценку воспринимаемых событий, хотя и имеют индивидуально-личностные особенности при ее интерпретации (Б. Паркинсон).

Таким образом, эмоции выступают самостоятельным классом психических явлений, которые характеризуются личностными, социальными и ситуативными (не тождественными друг другу в разных условиях или при различных обстоятельствах) проявлениями. Возникновение, проявление и трансформация конкретных эмоций и эмоциональных состояний оказывают воздействие на процессы самооценки и самореализации личности, проявляются в его социальном поведении и деятельности, включая реакции социального выбора [5, 7, 10].

Заключение. Предлагаемые подходы к исследованию коррупции и коррупционных правонарушений способно отразить целостную психологическую картину мира личности, которую можно рассматривать с точки зрения согласованности ее когнитивных (структурных и содержательных) и эмоциональных характеристик, в частности в сфере отношения к коррупции. Практическая значимость предложенных подходов определяется возможностью использовать их результаты при разработке и реализации антикоррупционных программ или в рамках программ формировании экономического правосознания населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Китова Д.А. Отношение населения к коррупции и коррупционным правонарушениям: эмпирический анализ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016а. Т. 1. № 4. С. 145-167.

2. Китова Д.А. Представления о коррупции в сознании старшеклассников // Гуманизация образования. 20166. № 6. С. 131-140.

3. Китова Д.А. Психологические аспекты отношения населения к коррупции // Вестник УРАО. 2016в. № 5. С. 91-97.

4. Купрейченко А.Б., Журавлев А.Л. Роль нравственной элиты в российском обществе: постановка проблемы и возможности исследования // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 5-19.

5. Купрейченко А.Б., Журавлев А.Л. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. С. 89 - 109.

6. Найманова Б.А., Китова Д.А. Правовые аспекты в представлениях студентов о способах достижения экономического благополучия // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 1. С. 87-91.

7. Проблемы социальных конфликтов в современной психологии: сущность, детерминанты, регулирование. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 412 с.

8. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.448 р.

9. Соснин В.А., Нестик Т.А., Китова Д.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение как объекты исследования в социальной психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 4 (8). С. 71-105.

10. Социально-психологические исследования коррупции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 285 с.

11. Узденов Т.М., Китова Д.А. Представления студентов о целях и средствах достижения экономического благополучия // Гуманизация образования. 2009. № 3. С. 129-133.

12. Хубиева Р.Т., Китова Д.А. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях // Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 104-109.

13. Юревич А.В., Журавлев А.Л., Соснин В.А., Китова Д.А. Коррупция как объект социально-психологических исследований: состояние и перспективы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 3. С. 6-38.

REFERENCE

1. Kitova D.A. Otnoshenie naseleniya k korrupcii i korrupcionnym pravonarusheniyam [The attitude of the population towards corruption and corruption offenses]. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. 2016. T. 1. № 4. S. 145-167.

2. Kitova D.A. Predstavleniya o korrupcii v soznanii starsheklassnikov [Ideas

about corruption in the minds of high school students]. Gumanizaciya obrazovaniya. 2016a. № 6. S. 131-140.

3. Kitova D.A. Psihologicheskie aspekty otnosheniya naseleniya k korrupcii [Psychological aspects of the population's attitude to corruption]. Vestnik URAO. 2016v. № 5. S. 91-97.

4. Kuprejchenko A.B., Zhuravlev A.L. Rol' nravstvennoj elity v rossijskom obshchestve: postanovka problemy i vozmozhnosti issledovaniya [The role of the moral elite in Russian society: problem statement and research opportunities]. Psihologicheskij zhurnal. 2010. T. 31. № 2. S. 5-19.

5. Kuprejchenko A.B., ZHuravlev A.L. Otnoshenie sovremennyh rossijskih predprinimatelej k moral'no-eticheskim normam delovogo povedeniya [Attitude of modern Russian entrepreneurs to moral and ethical standards of business conduct]. Social'no-psihologicheskie issledovaniya rukovodstva i predprinimatel'stva. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 1999. S. 89 - 109.

6. Najmanova B.A., Kitova D.A. Pravovye aspekty v predstavleniyah studentov o sposobah dostizheniya ekonomicheskogo blagopoluchiya [Legal aspects in students' ideas about ways to achieve economic well-being]. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2016. № 1. S. 87-91.

7. Problemy social'nyh konfliktov v sovremennoj psihologii: sushchnost', determinanty, regulirovanie. [Problems of social conflicts in modern psychology: essence, determinants, regulation]. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2018. 412 p.

8. Psihologicheskie issledovaniya global'nyh processov: predposylki, tendencii, perspektivy. [Psychological research of global processes: preconditions, trends, prospects]. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2018. 448 p.

9. Sosnin V.A., Kitova D.A., Nestik T.A., Yurevich A.V. Massovoe soznanie i povedenie kak ob»ekty issledovaniya v social'noj psihologii. [Mass consciousness and behavior as objects of research in social psychology]. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya. 2017. T. 2. № 4 (8). S. 71-105.

10. Social'no-psihologicheskie issledovaniya korrupcii. [Mass consciousness and behavior as objects of research in social psychology]. M.: Izd-vo IP RAN, 2017. 285 p.

11. Uzdenov T.M., Kitova D.A. Predstavleniya studentov o celyah i sredstvah dostizheniya ekonomicheskogo blagopoluchiya [Students' ideas about the goals and means of achieving economic well-being]. Gumanizaciya obrazovaniya. 2009. № 3. S. 129-133.

12. Hubieva R.T., Kitova D.A. Psihologicheskaya gotovnost' molodezhi k ekonomicheskim otnosheniyam v sovremennyh usloviyah [Psychological readiness of young people for economic relations]. Gumanizaciya obrazovaniya. 2009. № 1. S. 104-109.

13. Yurevich A.V., Zhuravlev A.L., Sosnin V.A., Kitova D.A. Korrupciya kak ob»ekt social'no-psihologicheskih issledovanij [Corruption as an object of social and psychological research]. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya. 2017. T. 2. № 3. S. 6-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.