Научная статья на тему 'ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
936
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история психологии / когнитивные потребности / интеллектуальное развитие / эмоциональные переживания / личностная активность / ненасыщаемые потребности / теоретическое мышление / когнитивная устойчивость / history of the formation of psychology / cognitive needs / intellectual development / emotional experiences / personality activity / unsaturated needs / theoretical thinking / cognitive stability

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Апреликова Наталия Руслановна

Изучение познавательных потребностей выступает одной из признанных проблем фундаментальной психологии. Разрабатываемые в этом направлении концепции выделяются своим многообразием, как в понимании самого феномена, так и его структурных и содержательных элементов, а также функциональных механизмов. В работе отмечается, что структура познавательных потребностей личности подвержена изменениям в зависимости от индивидуальных особенностей развития человека и воздействий социальной среды. Анализируется распространенная в науке позиция о том, что познавательные потребности тесно взаимосвязаны с эмоциональным миром человека и позволяют говорить о неразрывном единстве интеллектуального и эмоционального компонентов познавательных потребностей. В работе рассматривается целый ряд теоретических положений, представленных в отечественной и зарубежной психологии, в частности: о независимости познавательных и витальных потребностей; об особенностях воздействия внешней среды; соотношении познавательных потребностей и целей; внутренних детерминантах активизации познавательных потребностей; потенциальных особенностях познавательных потребностей, обусловленных жизненным опытом и индивидуально-личностными характеристиками. В статье приводится анализ ряда теоретических концепций. Например, взаимовлияние уровня устойчивости познавательных потребностей и продуктивности когнитивной деятельности: предполагается, что повышенный уровень устойчивости приводит к возрастанию креативности мышления, отмечается что, чем выше степень неопределенности проблемных жизненных ситуаций, тем выше значение устойчивости познавательных потребностей. В работе показано, что в рамках психологии единого определения познавательных процессов так и не сформировалось, что требует разработки авторских подходов к анализу различных исследовательских ситуаций. В качестве перспективных направлений таких исследований предлагается анализ познавательных потребностей личности в знаниях по психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Апреликова Наталия Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE NEEDS AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

The study of cognitive needs is one of the recognized problems of fundamental psychology. The concepts developed in this direction are distinguished by their diversity, both in understanding the phenomenon itself and its structural and content elements, as well as functional mechanisms. The work notes that the structure of a person’s cognitive needs is subject to changes depending on the individual characteristics of a person’s development and the impact of the social environment. The article analyzes the position widespread in science that cognitive needs are closely interconnected with the emotional world of a person and allow us to talk about the inseparable unity of the intellectual and emotional components of cognitive needs. The work examines a number of theoretical provisions presented in domestic and foreign psychology, in particular: on the independence of cognitive and vital needs; about the features of the impact of the external environment; the ratio of cognitive needs and goals; internal determinants of the activation of cognitive needs; potential features of cognitive needs due to life experience and individual and personal characteristics. The article analyzes a number of theoretical concepts. For example, the mutual influence of the level of stability of cognitive needs and the productivity of cognitive activity: it is assumed that an increased level of stability leads to an increase in the creativity of thinking, it is noted that the higher the degree of uncertainty of problematic life situations, the higher the value of the stability of cognitive needs. The work shows that within the framework of psychology, a unified definition of cognitive processes has not been formed, which requires the development of author’s approaches to the analysis of various research situations. An analysis of the cognitive needs of an individual for knowledge in psychology is proposed as promising directions for such research.

Текст научной работы на тему «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Апреликова Наталия Руслановна

Старший преподаватель Высшей школы бизнес-технологий (г. Москва), e-mail: [email protected]

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10107

Аннотация:

Изучение познавательных потребностей выступает одной из признанных проблем фундаментальной психологии. Разрабатываемые в этом направлении концепции выделяются своим многообразием, как в понимании самого феномена, так и его структурных и содержательных элементов, а также функциональных механизмов. В работе отмечается, что структура познавательных потребностей личности подвержена изменениям в зависимости от индивидуальных особенностей развития человека и воздействий социальной среды. Анализируется распространенная в науке позиция о том, что познавательные потребности тесно взаимосвязаны с эмоциональным миром человека и позволяют говорить о неразрывном единстве интеллектуального и эмоционального компонентов познавательных потребностей. В работе рассматривается целый ряд теоретических положений, представленных в отечественной и зарубежной психологии, в частности: о независимости познавательных и витальных потребностей; об особенностях воздействия внешней среды; соотношении познавательных потребностей и целей; внутренних детерминантах активизации познавательных потребностей; потенциальных особенностях познавательных потребностей, обусловленных жизненным опытом и индивидуально-личностными характеристиками.

В статье приводится анализ ряда теоретических концепций. Например, взаимовлияние уровня устойчивости познавательных потребностей и продуктивности когнитивной деятельности: предполагается, что повышенный уровень устойчивости приводит к возрастанию креативности мышления, отмечается что, чем выше степень неопределенности проблемных жизненных ситуаций, тем выше значение устойчивости познавательных потребностей.

В работе показано, что в рамках психологии единого определения познавательных процессов так и не сформировалось, что требует разработки авторских подходов к анализу различных исследовательских ситуаций. В качестве перспективных направлений таких исследований предлагается анализ познавательных потребностей личности в знаниях по психологии.

Ключевые слова: история психологии, когнитивные потребности, интеллектуальное развитие, эмоциональные переживания, личностная активность, ненасыщаемые потребности, теоретическое мышление, когнитивная устойчивость.

COGNITIVE NEEDS AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Aprelikova Natalia Ruslanovna

Senior lecturer at the Higher School of Business Technologies (Moscow), e-mail: [email protected]

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10107

Abstract:

The study of cognitive needs is one of the recognized problems of fundamental psychology. The concepts developed in this direction are distinguished by their diversity, both in understanding the phenomenon itself and its structural and content elements, as well as functional mechanisms. The work notes that the structure of a person's cognitive needs is subject to changes depending on the individual characteristics of a person's development and the impact of the social environment. The article analyzes the position widespread in science that cognitive needs are closely interconnected with the emotional world of a person and allow us to talk about the inseparable unity of the intellectual and emotional components of cognitive needs. The work examines a number of theoretical provisions presented in domestic and foreign psychology, in particular: on the independence of cognitive and vital needs; about the features of the impact of

the external environment; the ratio of cognitive needs and goals; internal determinants of the activation of cognitive needs; potential features of cognitive needs due to life experience and individual and personal characteristics.

The article analyzes a number of theoretical concepts. For example, the mutual influence of the level of stability of cognitive needs and the productivity of cognitive activity: it is assumed that an increased level of stability leads to an increase in the creativity of thinking, it is noted that the higher the degree of uncertainty of problematic life situations, the higher the value of the stability of cognitive needs.

The work shows that within the framework of psychology, a unified definition of cognitive processes has not been formed, which requires the development of author's approaches to the analysis of various research situations. An analysis of the cognitive needs of an individual for knowledge in psychology is proposed as promising directions for such research.

Key words: history of the formation of psychology, cognitive needs, intellectual development, emotional experiences, personality activity, unsaturated needs, theoretical thinking, cognitive stability.

Введение в проблему. Одной из классических проблем психологии является изучение познавательных потребностей личности [1, 4, 7]. Нужно отметить, что изучение проблемы имеет глубокие исторические корни. Еще в период Античности (VII в. до н.э.- IV в. н.э.) проблемой потребностей занимались Гераклит, Сократ, Аристотель, Эпикур, Плотин, К. Галлен. С древних времен и до наших дней единого мнения в определении феномена познавательных потребностей так и не сформировалось. До сих пор, в различных научных источниках можно встретить разрозненные, хоть и близкие по смыслу, трактовки познавательных потребностей, которые определяются как «умственная активность», «потребность в познании», «исследовательская потребность», «потребность в умственной деятельности» и т.д. К примеру, в современном психологическом словаре, под редакцией С.Ю. Головина познавательная потребность определяется как потребность во внешних впечатлениях и отмечается, что «.. .потребность в приобретении новых знаний складывается лишь в ситуациях, способствующих осознанию необходимости этих знаний для жизни и деятельности» [2]. Л.И. Божович обозначает познавательную потребность, как потребность в новой информации, где сама информация рассматривается в различных формах - как «новое знание», «новое представление о мире» или «новый стимул» (Божович, 1972). Г.И. Щукина определяет «познавательную потребность - как чувство «интеллектуального голода» [1], а В.С. Юркевич рассматривает ее как «потребность в деятельности, направленной на получение нового знания» [3].

Познавательные потребности как предмет психологического исследования. Вместе с признанием психологами ведущей роли интеллектуальных способностей человека в начале 50-х годов прошлого века познавательная потребность обретает статус самостоятельной психологической категории и выделяется в отдельную область изучения. К проблеме изучения роли потребностей в познавательной деятельности обращались как многие отечественные (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Н.Ф. Добрынин, В.С. Ильин, В.С. Юркевич, М.А. Холодная и др.), так и зарубежные ученые (А. Маслоу, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Обуховский и др.).

Научные представления о влиянии общих потребностей на развитие познавательной деятельности различны, как в понимании самого феномена, так и при анализе его структурных и содержательных элементов, специфики развития в онтогенезе [11, 12]. Тем не менее, можно проследить определенную хронологию развития этого направления в рамках различных психологических теорий. Так, А. Маслоу, изучая мотивы поведения личности указал на динамические (протяженные во времени) характеристики человеческих потребностей, отметив, что потребности, детерминирующие активность личности, редко достигают своего полного удовлетворения, поскольку «человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть» [1]. Автор также указал, что потребности организованы в иерархическую систему, с явным эффектом доминирования одних потребностей относительно других, отметив, что многие из высших потребностей личности, связанные с реализацией познавательных потребностей человека близки к потребностям в самоактуализации и, практически, не насыщаемы. Таким образом, автор указал на механизмы функционирования познавательных потребностей, их (потребностей) процессуальную цикличность и ненасыщаемость.

Непосредственно проблемы познавательных потребностей рассматривали многие, которые подчеркивали их значимость в выработке новых знаний, отмечая, что эти потребности, наряду с потребностями в поиске знаний, относятся к группе интеллектуальных потребностей [10]. Исследователями отмечалось, что поиск новой информации, потребность в новых впечатлениях, направленность деятельности на получение нового знания - все эти феномены лежат в основе познавательной активности личности. Здесь необходимо упомянуть о взглядах А.Ф. Лазурского, считавшим познавательную активность - исходным понятием психологии и рассматривавшим в качестве критерия для классификации -уровень ее (активности) проявления. По мнению ученого стремление человека к преобразованию внешней среды, согласно его влечениям и потребностям, выраженное через творчество, является ярким показателем познавательных потребностей личности [6]. Советские исследователи указали, что познавательная активность связана с постановкой новых целей и непрерывным циклом дальнейшей активизации (формирования) познавательного интереса.

Следующая позиция связана с тем, что познавательная потребность сопряжена с эмоциональными переживаниями, - например, с такой положительной

эмоцией, как «радость познания», - что позволяет говорить о единстве интеллектуального и эмоционального компонентов познавательных потребностей. Эмоции, переживаемые и выступающие в качестве конкретной психической формы познавательной потребности, выражают активную сторону этой потребности и являются побудителями к дальнейшему познавательному действию [9]. Таким образом, познавательная потребность связана не только с фактом приобретения новых знаний или расширением кругозора, но и с эмоциональными импульсами в процессе их реализации. К положительным эмоциям такого рода можно отнести чувство удовлетворения, возникающее в процессе познавательной деятельности, приподнятого настроения, иногда даже интеллектуального восторга. Отмечается, что наличие позитивного эмоционального фона способствует развитию интеллектуальных способностей без «тяжелых усилий» - незаметно, быстро и легко. При отсутствии позитивных эмоций (или же наличии отрицательных) интеллектуальные способности не удается развить и за долгие часы напряженной умственной работы [6]. Такого рода связи между эмоциональными и интеллектуальными компонентами познавательных потребностей не всегда очевидны, как и механизмы их связывающие. Так, С. Л. Рубинштейн писал, что «эмоциональность, или аффективность, — это всегда лишь одна, специфическая, сторона процессов, которые в действительности являются вместе с тем познавательными процессами, отражающими - пусть специфическим образом - действительность. Эмоциональные процессы, таким образом, никак не могут противопоставляться процессам познавательным, как внешние, друг друга исключающие противоположности» [9], с. 552).

В эмпирических исследованиях Ю.Е. Виноградова, направленных на анализ влияния эмоциональных процессов на структуру мыслительной деятельности было отмечено, что «без эмоциональной активации невозможно объективно верное решение субъективно сложных мыслительных задач, хотя наличие этой активации еще не гарантирует достижение объективно верного результата» [3, с. 17]. Автор отмечал, что эмоции регулируют и процесс поиска познания, выполняя эвристическую функцию.

Следующая позиция связана с тем, что структура познавательной потребности подвержена изменениям в ходе индивидуального развития человека. По мнению А.В. Брушлинского такого рода изменения детерминированы закономерностями онтогенеза и социальной историей личности и потому они могут считаться важными симптомами индивидуального развития человека [1]. В отечественной психологии сложилось мнение, что индивидуально-личностный характер познания проявляется, прежде всего, в мотивационной направленности познавательного процесса, при выделении субъектом значимых и второстепенных для него сторон изучаемого объекта.

В.Г. Асеев в работе «Личность и значимость побуждений» рассматривает проблему соотношения объективного и субъективного в познании, которая своеобразно проявляется при анализе объективности познавательной деятельности.

С одной стороны, познание должно быть беспристрастным, что является одним из важнейших условий его объективности. С другой стороны, всякое познание имеет определенное побуждение, практическое или общепознавательное, и исходит из сложившихся теоретических положений или конкретных гипотез, т. е. детерминируется определенной системой ожиданий, установок и диспозиций. Таким образом, «человек всегда так или иначе заинтересован в определенном исходе познания, следовательно, оно (познание) всегда в той или иной мере пристрастно, подчинено побуждению или целой системе побуждений, которые могут искажать его истинность или ограничивать масштабы познавательной деятельности» [2, с. 49].

Необходимо отметить и гипотезу Г.Дж. Фейста, согласно которой уровень интереса к науке может быть предсказана выраженностью познавательной потребности. Автор отмечает, что в своих действиях человек ориентируется на собственную конституциональность (индивидуально - личностные особенности), так же, как и на внешние условия среды, - условия, в рамках которой он имеет возможность к осуществлению тех или иных действий без относительности к свойствам своего характера. Познавательные потребности активно влияют на особенности научного интереса, что создает возможности для неограниченных перспектив развития познавательного интереса личности [8].

В психологических теориях обосновывается и целый ряд особенностей анализа различных аспектов познавательной потребности, таких как становление познавательных потребностей, их связь с другими потребностями, динамика развития, цикличность и т.д. Так, 3. Фрейд указывал на детские впечатления как первооснову взрослых влечений к познанию, выполняющих заместительную функцию сексуальным влечениям, а Э. Фромм отмечал, что наличие стремления к познанию, к освоению мира является одним из глубоких интимных влечений личности - желанием познать логику окружающего мира, удовлетворить свое стремление к пониманию смысла существования. К. Обуховский отмечает, что процесс познания выступает активной индивидуальной деятельностью, которая «динамизирована посредством факторов, связанных с самим появлением проблемы, требующей познания, и может считаться, следовательно, в определенном смысле апрактичной» [1, с.111].

С середины ХХ века стало признаваться, что развитие познавательной потребности положительно сказывается на формировании мотивации и личности в целом. Указывается, что познавательная потребность способствует интенсивному развитию интеллектуальных процессов (восприятие, мышление, воображение) и отмечается, что возможно формирование такого типа жизненной мотивации личности, при котором познавательная потребность становится ведущим мотивом жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Г. Асеев, В.А. Петровский, В.А. Иванников, О.К. Тихомирова). Специалисты стали говорить и о взаимообусловленности мотивов и типов поведения в сфере познавательной активности личностью.

Васюкова Е.Е. разделила познавательные потребности на ситуативные и устойчивые, основываясь на том, что уровни развития познавательной потребности могут различаться по уровню устойчивости и оказывать соответствующее воздействие на структуру и продуктивность когнитивной деятельности. Предполагается, что повышенный уровень приводит к возрастанию креативности мышления, усиливает разнообразие и оригинальность идей. Автор отмечает, что чем выше степень неопределенности проблемных жизненных ситуаций, тем больше значение устойчивости познавательной потребности и уровня ее сформированности [3]

Подробно рассматривая специфические особенности познавательных потребностей, авторы не оставили без внимания и ее структурные характеристики. Так, В.С. Юркевич выделила две формы познавательной потребности:

- первая связана с усвоением готовых знаний, обуславливается интеграцией и систематизацией этих знаний, а также формируется потребность в накоплении (потреблении) готовых знаний;

- вторая отражает характер получения нового знания в ходе исследования реальной жизни увязывается с определенной целью, эмоциональной удовлетворенностью, интересом к проблемным ситуациям, а также стремлением к творческой деятельности [1].

Одним из первых проблему познавательной потребности как проявления «психической энергии» поставил А.Ф. Лазурский [5]. Она (энергия), по существу, отождествляется им с основным понятием его системы - понятием нервно-психической энергии. С точки зрения Лазурского, необходимо отличать понятия воли и энергии (активности). Энергия выступает как внутренний источник, определяющий уровень психической деятельности. Лазурский подчеркивал, что энергия и активность — не волевое усилие, а нечто гораздо более широкое, лежащее в основе всех вообще наших душевных процессов и проявлений [3, с. 21].

В заключение можно указать еще на ряд положений, развиваемых в рамках теории познавательных потребностей. В частности, познавательные потребности выступают самостоятельным видом потребностей и автономны, т.е. независимы от витальных потребностей; непрерывная изменчивость внешней среды, целей личности непрерывно активируют познавательные потребности, как следствие «жажда» знаний носит ненасыщаемый характер; к внутренним источникам активизации познавательных потребностей относятся информация, получаемая в ходе онтогенетического взросления; потенциал и уровни познавательных потребностей напрямую зависит от природных свойств человека (возрастных, нейродинамических), обусловленных индивидуальным опытом и ступенями развития интеллектуальных способностей; познавательные потребности оказывают воздействие на все виды умственной деятельности и даже могут быть отнесены к исходным и самым общим предпосылкам умственной одаренности,.

Заключение. В рамках психологических исследований единого определения познавательных процессов не сформировалось, т.к. задачи и сферы интересов

исследователей различны и формулируются в соответствии с каждым конкретным случаем, обуславливая необходимость разработки собственной сферы научного интереса. В качестве такой перспективы можно предложить исследование познавательных потребностей личности в знаниях по психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апреликова Н.Р., Китова Д.А. Структура потребностей студенческой молодежи в знаниях по психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 4. № 2 (14). С. 110-133.

2. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: ИП РАН, 1993. 223 с.

3. Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.,1972. 14 с.

4. Китова Д.А. Отечественная психология в условиях развития глобальных процессов // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 128-131.

5. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л.: Изд-во «ГИЗ», 1924. 290 с.

6. Ламерти Ж.О. Человек-машина. М.: Мысль, 1976. 509 с.

7. Нестик Т.А., Журавлев А.Л., Соснин В.А., Китова Д.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 424 с.

8. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.; Смысл, 2002. 608 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2019. 720 с.

10. Тихомиров О.К. Познавательная потребность // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 102—105.

11. Узденов Т.М., Китова Д.А. Представления студентов о целях и средствах достижения экономического благополучия // Гуманизация образования. 2009. № 3. С. 129-133.

12. Хубиева Р.Т., Китова Д.А. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях // Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 104-109.

REFERENCE

1. Aprelikova N.R., Kitova D.A. Struktura potrebnostej studencheskoj molodezhi v znaniyah po psihologii. [The structure of students' needs for knowledge in psychology]. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya. 2018. T. 4. № 2 (14). S. 110-133.

2. Aseev V.G. Lichnost' i znachimost' pobuzhdenij. [Personality and significance of motives]. M.: In-tut psihologii RAN, 1993. 223 p.

3.Vinogradov YU.E. Emocional'naya aktivaciya v strukture myslitel'noj deyatel'nosti cheloveka. [Emotional activation in the structure of human mental activity]. Dis. ... kand. psihol. nauk. M.,1972. 14 p.

4. Kitova D.A. Otechestvennaya psihologiya v usloviyah razvitiya global'nyh processov. [Domestic psychology in the context of the development of global processes]. Psihologicheskij zhurnal. 2019. T. 40. № 2. S. 128-131.

5. Lazurskij A.F. Klassifikaciya lichnostej. [Personal classification]. L.: Izd-vo «GIZ», 1924. 290 p.

6. Lamerti ZH.O. CHelovek-mashina. M.: Mysl', 1976. 509 p.

7. Nestik T.A., ZHuravlev A.L., Sosnin V.A., Kitova D.A., YUrevich A.V. [Mass consciousness and behavior: trends in socio-psychological research]. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2017. 424 p.

8. Nyutten ZH. Motivaciya, dejstvie i perspektiva budushchego. [Motivation, action and future prospects]. M.; Smysl, 2002. 608 p.

9. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii. [Fundamentals of General Psychology]. SPb.: Piter, 2019. 720 p.

10. Tihomirov O.K. Poznavatel'naya potrebnost'. [Cognitive need]. Problemy formirovaniya sociogennyh potrebnostej. Tbilisi, 1974. S. 102—105.

11. Uzdenov T.M., Kitova D.A. Predstavleniya studentov o celyah i sredstvah dostizheniya ekonomicheskogo blagopoluchiya. [Students' ideas about the goals and means of achieving economic well-being]. Gumanizaciya obrazovaniya. 2009. № 3. S. 129-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.