Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП'

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / типы отношений / межличностные отношения / классы профессий / класс «Человек-знак» / класс «Человек-человек» / класс «Человек-общество» / person / types of attitude / interpersonal relations / class of professions / class “Person-sign” / class “Person-person” / class “Personsociety”

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Любовь Анатольевна

В статье отмечается, что в период профессионального становления у молодых людей развиваются базовые характеристики общительности, формируются отношения к себе, другим людям, что обуславливает, необходимость выявления закономерностей и учета особенностей разных видов профессий. Тем не менее, до сих пор практически отсутствуют исследования, позволяющие обнаружить различия в отношениях к себе и другим при сравнении нескольких классов профессий, не ставится вопрос о различиях в отношениях на этапе освоения профессий. В статье представлены результаты изучения особенностей становления разного типа отношений у студентов (возрастные и гендерные особенности), проходящих подготовку к разнообразным видам профессий классов: «Человек-знак», «Человек-человек», «Человек-общество» (по Е.А. Климову). Для анализа проблемы выбрана методика Л.Н. Собчик ДМО («Диагностика межличностных отношений»), которая позволяет выявить типологию индивидуально-личностных свойств и связанные с ними стили (типы) межличностных отношений и поведения. Л.Н. В исследовании участвовали 735 студентов. Для сравнения разных профессиональных групп по количественным показателям использовался 93непараметрический критерий Краскела-Уоллиса, а для сравнения по бинарным и номинальным показателям – критерий Хи-квадрат Пирсона. По результатам исследования показано, что обнаруживается явная связь между личностными и профессиональными характеристиками у студенческой молодежи, проходящей подготовку к разным классам профессий. Так, можно утверждать, что представители класса профессий «Человек-человек» и «Человек-общество» в значительной большей степени нацелены в процессе вузовской подготовки на приобретение навыков по решению большого круга социальных задач. Такого рода факторы, безусловно, будут оказывать существенное влияние на личность молодого человека в целом, на возможности его социализации в обществе и профессиональной адаптации к успешной жизнедеятельности. Полученные в ходе исследования результаты важно учитывать как при профессиональной подготовке, так и в воспитательной работе со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE PROGRESS IN STUDENTS OF VARIOUS PROFESSIONAL GROUPS

The article notes that during the period of professional development, young people develop basic characteristics of sociability, form attitudes towards themselves, other people, which determines the need to identify patterns and take into account the characteristics of different types of professions. Nevertheless, there are still practically when comparing several classes of professions, the question of differences in attitudes at the stage of mastering professions is not raised. The article presents the results of studying the peculiarities of the formation of different types of relations among students (age and gender characteristics) undergoing training for various types of professions of the classes: «Man-sign», «Man-man», «Man-society» (according to E.A. Klimov). To analyze the problem, the method of L.N. Sobchik DME («Diagnostics of interpersonal relations»), which allows to identify the typology of individual-personal properties and the associated styles (types) of interpersonal relationships and behavior. L.N. The study involved 735 students. To compare different professional groups in terms of quantitative indicators, the nonparametric Kruskal-Wallis test was used, and for comparison by binary and nominal indicators, the Pearson Chi-square test was used. According to the results of the study, it is shown that there is a clear connection between personal and professional characteristics in student youth who are preparing for different classes of professions. Thus, it can be argued that representatives of the class of professions «Man-man» and «Man-society» are largely aimed in the process of university training to acquire skills for solving a wide range of social problems. Such factors will undoubtedly have a significant impact on the personality of a young person as a whole, on the possibilities of his socialization in society and professional adaptation to successful life. The results obtained in the course of the study are important to take into account both in professional training and in educational work with students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП1

Журавлева Любовь Анатольевна

Кандидат психологических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Москва), e-mail: jouravlevalubov@mail.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10111

Аннотация:

В статье отмечается, что в период профессионального становления у молодых людей развиваются базовые характеристики общительности, формируются отношения к себе, другим людям, что обуславливает, необходимость выявления закономерностей и учета особенностей разных видов профессий. Тем не менее, до сих пор практически отсутствуют исследования, позволяющие обнаружить различия в отношениях к себе и другим при сравнении нескольких классов профессий, не ставится вопрос о различиях в отношениях на этапе освоения профессий.

В статье представлены результаты изучения особенностей становления разного типа отношений у студентов (возрастные и гендерные особенности), проходящих подготовку к разнообразным видам профессий классов: «Человек-знак», «Человек-человек», «Человек-общество» (по Е.А. Климову). Для анализа проблемы выбрана методика Л.Н. Собчик ДМО («Диагностика межличностных отношений»), которая позволяет выявить типологию индивидуально-личностных свойств и связанные с ними стили (типы) межличностных отношений и поведения. Л.Н. В исследовании участвовали 735 студентов. Для сравнения разных профессиональных групп по количественным показателям использовался

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (Проект 18-013-01142)

непараметрический критерий Краскела-Уоллиса, а для сравнения по бинарным и номинальным показателям - критерий Хи-квадрат Пирсона.

По результатам исследования показано, что обнаруживается явная связь между личностными и профессиональными характеристиками у студенческой молодежи, проходящей подготовку к разным классам профессий. Так, можно утверждать, что представители класса профессий «Человек-человек» и «Человек-общество» в значительной большей степени нацелены в процессе вузовской подготовки на приобретение навыков по решению большого круга социальных задач. Такого рода факторы, безусловно, будут оказывать существенное влияние на личность молодого человека в целом, на возможности его социализации в обществе и профессиональной адаптации к успешной жизнедеятельности. Полученные в ходе исследования результаты важно учитывать как при профессиональной подготовке, так и в воспитательной работе со студентами.

Ключевые слова: личность, типы отношений, межличностные отношения, классы профессий, класс «Человек-знак», класс «Человек-человек», класс «Человек-общество».

ATTITUDE PROGRESS IN STUDENTS OF VARIOUS PROFESSIONAL GROUPS

Zhuravleva Lyubov Anatolyevna

Candíate of Psychological Sciences, Associate Professor, Russian economical University namedaffer C.V. Plekhanov (Moscow), e-mail: jouravlevalubov@mail.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10111

Abstract:

The article notes that during the period of professional development, young people develop basic characteristics of sociability, form attitudes towards themselves, other people, which determines the need to identify patterns and take into account the characteristics of different types of professions. Nevertheless, there are still practically

no studies that allow one to find differences in attitudes towards oneself and others when comparing several classes of professions, the question of differences in attitudes at the stage of mastering professions is not raised.

The article presents the results of studying the peculiarities of the formation of different types of relations among students (age and gender characteristics) undergoing training for various types of professions of the classes: «Man-sign», «Man-man», «Man-society» (according to E.A. Klimov). To analyze the problem, the method of L.N. Sobchik DME («Diagnostics of interpersonal relations»), which allows to identify the typology of individual-personal properties and the associated styles (types) of interpersonal relationships and behavior. L.N. The study involved 735 students. To compare different professional groups in terms of quantitative indicators, the nonparametric Kruskal-Wallis test was used, and for comparison by binary and nominal indicators, the Pearson Chi-square test was used.

According to the results of the study, it is shown that there is a clear connection between personal and professional characteristics in student youth who are preparing for different classes of professions. Thus, it can be argued that representatives of the class of professions «Man-man» and «Man-society» are largely aimed in the process of university training to acquire skills for solving a wide range of social problems. Such factors will undoubtedly have a significant impact on the personality of a young person as a whole, on the possibilities of his socialization in society and professional adaptation to successful life. The results obtained in the course of the study are important to take into account both in professional training and in educational work with students.

Keywords: person, types of attitude, interpersonal relations, class of professions, class "Person-sign", class "Person-person", class "Person- society".

В настоящее время становится крайне значимым выявление и учет разнообразных личностных характеристик, как молодых специалистов, начинающих свою трудовую деятельность, так и опытных работников, так как именно такие характеристики во многом определяют успехи в профессиональной деятельности. В период профессионального становления закладываются и развиваются базовые характеристики общительности, формируются отношения к себе, другим людям и др. [1, 15, 16]. Поэтому, во-первых, принципиально знать эти закономерности, а во-вторых, необходимы конкретные данные, позволяющие учитывать особенности разных видов профессий для понимания и учета этих закономерностей.

Подобные исследования в психологии отношений наиболее интенсивно проводятся в Институте психологии РАН [2, 3, 4, 17 и др.], а также в российских

психологических центрах Владимира [6, 7, 9, 11, 17], Твери [10, 12] и др.

До сих пор устанавливались связи между личностными и профессиональными переменными на примере отдельных профессий или их отдельных классов, в частности социономических профессий (класс «Человек-человек»). Практически отсутствуют исследования, позволяющие обнаружить различия в отношениях к себе и другим людям при сравнении нескольких классов профессий. Более того, отсутствуют такие данные, когда ставится вопрос о различиях в отношениях на этапе освоения профессий, от особенностей которого во многом зависит эффективность и качество трудовой деятельности и социального взаимодействия [5, 8, 13].

Молодые люди чаще неосознанно проявляют положительное или отрицательное отношение к окружающим, причем такие отношения в этом возрасте могут проявляться в выраженной форме, становясь в разной степени типичными для личности. Формирующиеся отношения личности к ближайшему окружению и себе тесно связаны с развитием личности в целом, с индивидуальными характеристиками и, одновременно, типичными возрастными особенностями.

Итак, нами была выбрана методика Л.Н. Собчик ДМО («Диагностика межличностных отношений»), позволяющая изучать типологию индивидуально-личностных свойств и связанные с ними стили (типы) межличностных отношений и поведения. Л.Н. Собчик была выполнена методическая работа по апробации разных вариантов методик для изучения личности, в том числе и методики, которая позволяет накапливать данные с учетом профессиональных особенностей, на это и было направлено наше исследование.

В исследовании участвовали 735 студентов (39 женщин и 340- мужчин). Для сравнения разных профессиональных групп по количественным показателям использовался непараметрический критерий Краскела-Уоллиса, а для сравнения по бинарным и номинальным показателям - критерий Хи-квадрат Пирсона. Целью данной работы было изучение особенностей межличностных отношений у трех групп студентов по следующим классам профессий: «Человек - знак» (253 чел. - студенты, изучающие информационные технологии, программирование, бухгалтерское дело), «Человек-человек» (242 чел. - студенты, изучающие психологию, менеджмент, ресторанное, гостиничное, туристическое, таможенное дело, коммерческое право), «Человек-общество» (240 чел. - студенты, изучающие международную экономическую деятельность, коммерцию, маркетинг, налогообложение).

Особенности отношения к окружающим у студентов, представляющих разные группы профессий. Исследуя типы отношений к другим людям с помощью методики Т. Лири, было обнаружено, что для опрошенных студентов характерным является преобладание властно-лидирующего типа отношений к людям у всех групп респондентов (Табл.1). Студенты группы профессий класса «Человек-человек» в значительно большей степени, чем класса «Человек-общество», стремятся к лидерству, им присущи настойчивые усилия в достижении своих целей, и часть из них проявляет нетерпимость к критике (табл. 1). Значительно

слабее этот тип отношений выражен у студентов группы «Человек-знак».

На втором месте у студентов группы профессий «Человек-знак» находится «Независимо-доминирующий» тип отношений (М=5,73), а на третьем -«Сотрудничающий-конвенциальный» (М=5,53), что добавляет к качествам лидера, стремящегося концентрировать функции воздействия, влияния в своих руках, выраженные качества независимости, доминантности в отношениях с окружающими, а также такое качество, как склонность к партнерскому сотрудничеству в работе. Находящийся на четвертом месте у этой группы студентов «Прямолинейно-агрессивный» тип (М=5,51), проявляет и такие черты во взаимодействии с окружающими, как некоторая агрессивность по отношению к партнерам, прямолинейность в ведении делового общения, настойчивость в достижении целей. Наименее выражены у этой группы студентов такие типы отношений, как «Недоверчиво-скнптический» «Ответственно-великодушный, «Покорно-застенчивый», и «Зависимо-послушный» (Табл. 1).

Таблица 1.

Выраженность типов отношения личности к людям в группах профессий «Человек-Знак», «Человек-Человек», «Человек-Общество» (оценка «я»)

Тип отношения к людям Ч-З Ч-Ч Ч-О

М 5 М 5 М 5

Властно-лидирующий 6,32 3,27 7,63 3,45 7,18 3,49

Независимо-доминирующий 5,73 2,94 5,90 2,91 6,01 2,86

Прямолинейно-агрессивный 5,51 2,83 5,57 2,59 5,53 2,52

Недоверчиво-скнптиче ский 5,22 3,04 5,12 2,83 4,98 2,71

Покорно-застенчивый 4,47 2,66 4,50 2,88 4,40 2,75

Зависимо-послушный 4,18 2,46 4,76 2,54 4,17 2,33

Сотрудничающий-конвенциальный 5,53 3,02 6,57 3,03 6,38 2,76

Ответственно-великодушный 5,01 3,47 6,17 3,49 6,11 3,16

У студентов, осваивающих профессии, входящие в классы «Человек-Человек» и «Человек-Общество», типы отношений выстраивались идентично: на втором месте у них находится «Сотрудничающий-конвенциальный» тип (соответственно, М=6,57 и М=6,38), на третьем - «Ответственно-великодушный» (соответственно, М=6,17 и М=6,11) , на четвертом - «Независимо-доминирующий» тип (соответственно, М=5,90 и М=6,01). Последние три места занимают: «Недоверчиво-скептический», «Покорно-застенчивый» и «Зависимо-послушный» типы.

Хорошо видно, что студенты, нацеленные в своей будущей профессии на работу с людьми и разными по величине и деловой направленности группами (Ч-Ч и Ч-О), кроме стремления к лидерству, имеют выраженные ориентации на решение следующих задач, в большей степени проявляют такие особенности

(качества) в отношениях, как стремление к доброжелательному взаимодействию с референтной группой, желание учитывать мнение окружающих, ответственность и великодушие.

Группа студентов, связанная в будущей профессии с техническими средствами (Ч-З), также стремится к лидерству, ярко проявляет индивидуализм во взаимодействии с другими людьми, легкое пренебрежение к окружающим, доминирование во взаимодействии, вплоть до проявления некоторой агрессивности.

Данные таблицы 2 говорят о том, что типы отношений к окружающим сгруппировались в четыре блока, имеющие достоверные различия. Первые два блока включают ведущие типы отношений. Первый блок у студентов всех трех групп профессий представлен «Властно-лидирующим» типом отношений. Второй блок состоит из 3-х типов: 1) у группы профессий «Человек-знак»: «Независимо-доминирующий», «Сотрудничающий-конвенциальный», «Прямолинейно-агрессивный»; 2) у групп профессий «Человек-человек» и «Человек-общество»: «Сотрудничающий-конвенциальный», «Ответственно-великодушный», «Независимо-доминирующий».

Важно отметить наличие значимых различий, проявившихся у студентов группы профессий «Человек-знак» от двух других групп, у которых распределение типов отношений по блокам совпадает.

Таким образом, профессиональная направленность в обучении студентов формирует специфически выраженные формы отношений, их направленность, что отражается на поведении молодых людей в разных ситуациях общения с коллегами, друзьями, в целом со своим ближайшим окружением.

Наиболее выраженный тип отношений у студентов всех трех групп профессий - «Властно-лидирующий», который в общении предполагает проявление лидерских качеств, стремление играть ведущую роль в коллективе, браться за решение сложных задач, быть в центре событий, временами проявляя жесткость в подходах к взаимодействию с людьми. Наиболее ярко этот тип отношений проявился в группе профессий «Человек-человек», несколько менее выражены эти проявления в групп профессий «Человек- общество», и достоверно значительно ниже в группе профессий «Человек-знак», так как в работе с техническими средствами не так велика потребность конкурировать в общении с ближайшим окружением.

В группе профессий (Ч-З) круг делового общения уже, а результативность в профессиональной деятельности повышается при концентрации на работе с техникой. Общение же с окружающими не столь значимо для этого класса профессий. Наиболее выражен в группе профессий «Человек-человек» «Властно-лидирующий» тип взаимодействия. Именно в этой группе отношения с людьми строятся на основе общения с ними, при этом для решения значительного числа социальных задач необходимо проявлять инициативу, умение убеждать, иногда используя напор или даже жесткость в отношениях, особенно для достижения необходимых и значимых результатов деятельности.

У представителей группы профессий «Человек-общество» возникает задача добиваться успеха через организацию широкого круга отношений не только с

отдельными людьми, но и с многообразными их группами, учитывая их мнение, потребности, социальные запросы, что требует, скорее, умения договариваться, координируя разноплановые точки зрения, проявляя настойчивость и даже жесткость в каких-то ситуациях

Таблица 2.

Распределение типов отношений по их блокам в разных группах профессий

Группы профессий

Человек-знак (Ы - 253) Человек-человек (Ы - 242), Человек-общество (Ы - 240)

1. блок 1. Властно-лидирующий 1. блок 1. Властно-лидирующий

2. блок 2.Независимо-доминирующий 3.Сотрудничающий-конвенциальный 4. Прямолинейно-агрессивный 2. блок 2. Сотрудничающий-конвенциаль-ный 3. Ответственно-великодушный 4. Независимо-доминирующий

3. блок 5. Недоверчиво-скептический б.Ответственно-великодушный 3. блок 5. Прямолинейно-агрессивный 6. Недоверчиво-скептический

4. блок 7. Покорно-застенчивый 8. Зависимо-послушный 4. блок 7. Покорно-застенчивый 8. Зависимо-послушный

ЖЕНЩИНЫ (1, 2 курв) ^ - 353) ЖЕНЩИНЫ (3, 4 курс) ^ - 382)

1. блок 1. Властно-лидирующий 1. блок 1. Властно-лидирующий

2. блок 2.Сотрудничающий-конвенциальный 3.Ответственно-великодушный 2. блок 2. Сотрудничающий-конвенциаль-ный 3. Ответственно-великодушный

3. блок 4. Независимо-доминирующий 5.Недоверчиво-скептический 6. Прямолинейно-агрессивный 3. блок 4. Независимо-доминирующий 5. Прямолинейно-агрессивный 6. Недоверчиво-скептический

4. блок 7.Покорно-застенчивый 8.Зависимо-послушный 4. блок 7. Покорно-застенчивый 8. Зависимо-послушный

МУЖЧИНЫ (1, 2 курс) МУЖЧИНЫ (3, 4 курс)

1. блок 1. Властно-лидирующий 2.Независимо-доминирующий 1. блок 1. Властно-лидирующий

2. блок 3.Прямолинейно-агрессивный 4.Сотрудничающий-конвенциальный 2. блок 2. Независимо-доминирующий

3. блок 5.Недоверчиво-скептический б.Ответственно-великодушный 3. блок 3.Сотрудничающий-конвенциаль-ный 4. Прямолинейно-агрессивный 5.Ответственно-великодушный

4. блок 7.Покорно-застенчивый 8.Зависимо-послушный 4. блок 6. Недоверчиво-скептический 7. Зависимо-послушный 8. Покорно-застенчивый

Во втором блоке у группы профессий «Человек-знак» отношения выстроились в такой последовательности: «Независимо-доминирующий», «Сотрудничающий-конвенциальный», «Прямолинейно-агрессивный». Таким образом, студентам этой группы профессий свойственно в большей степени добиваться доминирования в отношениях, во что бы то не стало, и только потом прислушиваться к мнению других, соглашаясь на сотрудничество, а, в случае неудач, напрямую жестко добиваться своих целей, используя в том числе агрессию. От младших к старшим курсам у женщин снижается выраженность «Независимо-доминирующего» типа отношений, у мужчин наблюдается незначительное его понижение. У взрослых работающих женщин он становится слабо выраженным, у мужчин он также выражен слабее, но все же остается во втором блоке. Таким образом, с возрастом независимое доминирование уступает место стремлению к паритетному сотрудничеству у женщин, а у мужчин этот тип отношений занимает лидирующие позиции, хотя и его выраженность несколько снижается.

В группах профессий «Человек-человек» и «Человек-общество» типы отношений во втором блоке выстроились следующим образом: «Сотрудничающий-конвенциальный», «Ответственно-великодушный», «Независимо-доминирующий». Следовательно, для этих групп студентов наиболее характерным является стремление к паритетному взаимодействию, партнерству, к принятию ответственности в делах, склонность оказывать поддержку, помощь в ходе сотрудничества с окружающими и в меньшей степени - склонность к принятию решений без учета мнений окружающих и неоправданному доминированию, чем в группе профессий «Ч-З». От младших к старшим курсам у женщин «Сотрудничающий-конвенциальный» тип отношений достоверно уменьшается, но все же достаточно выраженным. У взрослых работающих женщин он занимает уже лидирующую, то есть 1-ую позицию; у студентов-мужчин он значительно возрастает к старшим курсам. У взрослых работающих мужчин данный тип отношений занимает второе по значимости место, но все же не достигает уровня выраженности, который наблюдается у взрослых представителей женкой выборки.

Значимость «Ответственно-великодушного» типа отношений на женской выборке также несколько уменьшается к старшему возрасту, оставаясь, относительно выраженным типом, а у взрослых женщин он переходит на второе место по значению. У мужчин - этот же тип отношений к старшим курсам достоверно растет по степени выраженности, перемещаясь с шестого на пятое место по значимости, а у взрослых мужчин - даже на четвертое место.

Здесь важно обратить внимание на то, что в группе профессий «Человек-знак», такой тип отношений, как «Ответственно-великодушный», а в группах «Человек-человек» и «Человек-общество», «Прямолинейно-агрессивный» тип отношений - слабо выражены. Следовательно, ответственность и великодушие для студентов группы профессий «Ч-З» не характерны, а для двух других групп не характерны прямолинейность и агрессивность в общении с окружающими людьми.

Следовательно, можно утверждать, что представители класса прфессий «Человек-человек» и «Человек-общество» в значительной большей степени

нацелены в процессе вузовской подготовки на приобретение навыков по решению большого круга социальных задач, В этой связи для них высоко значимыми оказываются такие типы отношений, как «Сотрудничающий-конвенциальный» и «Ответственно-великодушный». Судя по результатам, студенты убеждены в том, что именно через налаживание широкого круга общения в общении как с отдельными личностями, так и с разнообразными группами, они смогут достигнуть более высоких результатов в будущей профессиональной деятельности, обеспечивая, таким образом, карьерный рост. Эти утверждение оказывается справедливым, как для мужской, так и для женской выборки.

Итак, обнаруживается явная связь между личностными и профессиональными характеристиками у студенческой молодежи, проходящей подготовку к разным классам профессий, что, безусловно, оказывает существенное влияние на личность молодого человека в целом, на возможности его социализации в обществе, профессиональной адаптации к успешной жизнедеятельности. Эти результаты важно учитывать как при профессиональной подготовке, так и в воспитательной работе со студентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апреликова Н.Р., Китова Д.А. Структура потребностей студенческой молодежи в знаниях по психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 4. № 2 (14). С. 110-133.

2. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 4. С. 24-32.

3. Журавлева Л.А. Сравнительный анализ доверительных отношений у студенческой молодежи и взрослых // Вестник УРАО. 2019. № 3. С. 56-63.

4. Журавлева Н.А., Роль нравственного воспитания в становлении морально-этических ценностей молодежи // Актуальные проблемы исследования массового сознания. 2019. С. 75-78.

5. И вновь на перепутье? Постсоветским трансформациям 30 лет... М.: Изд-во «Новые печатные технологии», 2019. 382 с.

6. Китова Д.А., Журавлев А.Л. Социально-психологические ресурсы развития общества в условиях цифровых технологий//Социологическая наука и социальная практика. 2020.Т. 8. № 2 (30). С. 24-55.

7. Купрейченко А.Б., Журавлев А.Л. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. С. 89 - 109.

8. Проблемы социальных конфликтов в современной психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 412 с.

9. Психология отношений: полисистемный субъектно-деятельностный подход. Владимир, 2009.

10. Психология отношения человека к жизнедеятельности: проблемы и перспективы: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Владимир, 2016.

11. Психология, управление, бизнес: проблемы взаимодействия: коллективная монография. Тверь: Изд-во ТвГУ, 2016.

12. Современное состояние и перспективы развития психологии отношения человека к жизнедеятельности: Сборник научных трудов, посвященный 125-летию со дня рождения В.Н. Мясищева. Владимир - Москва: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2018.

13. Соснин В.А., Журавлев А.Л., Китова Д.А., Нестик Т.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 424 с.

14. Субъект труда и организационная среда: проблемы взаимодействия в условиях глобализации. Тверь: Изд-во ТвГУ, 2019.

15. Узденов Т.М., Китова Д.А. Представления студентов о целях и средствах достижения экономического благополучия // Гуманизация образования. 2009. № 3. С. 129-133.

16. Хубиева Р.Т., Китова Д.А. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях // Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 104-109.

17. Ценностные трансформации в психологии отношений: теория, социальная практика и перспективы: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Владимир, 2010.

REFERENCE

1. Aprelikova N.R., Kitova D.A. Struktura potrebnostej studencheskoj molodezhi v znaniyah po psihologii. [The structure of students' needs for knowledge in psychology]. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya. 2018. T. 4. № 2 (14). S. 110-133.

2. ZHuravlev A.L., Poznyakov V.P. Dinamika mezhgruppovyh otnoshenij v usloviyah izmeneniya form sobstvennosti // Psihologicheskij zhurnal. 1992. T. 13. № 4. S. 24-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. ZHuravleva L.A. Sravnitel'nyj analiz doveritel'nyh otnoshenij u studencheskoj molodezhi i vzroslyh // Vestnik URAO. 2019. № 3. S. 56-63.

4. ZHuravleva N.A., Rol' nravstvennogo vospitaniya v stanovlenii moral'no-eticheskih cennostej molodezhi // Aktual'nye problemy issledovaniya massovogo soznaniya. 2019. S. 75-78.

5. I vnov' na pereput'e? Postsovetskim transformaciyam 30 let... [And again, at a crossroads? Post-Soviet transformations are 30 years old ...]. M., 2019. 382 p.

6. Kitova D.A., ZHuravlev A.L. Social'no-psihologicheskie resursy razvitiya

obshchestva v usloviyah cifrovyh tekhnologij//Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2020.T. 8. № 2 (30). S. 24-55.

7. Kuprejchenko A.B., ZHuravlev A.L. Otnoshenie sovremennyh rossijskih predprinimatelej k moral'no-eticheskim normam delovogo povedeniya // Social'no-psihologicheskie issledovaniya rukovodstva i predprinimatel'stva. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 1999. S. 89 - 109.

8. Problemy social'nyh konfliktov v sovremennoj psihologii. [Problems of social conflicts in modern psychology]. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2018. 412 p.

9. Psihologiya otnoshenij: polisistemnyj sub»ektno-deyatel'nostnyj podhod. Vladimir, 2009.

10. Psihologiya otnosheniya cheloveka k zhiznedeyatel'nosti: problemy i perspektivy: Tezisy dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vladimir, 2016.

11. Psihologiya, upravlenie, biznes: problemy vzaimodejstviya: kollektivnaya monografiya. Tver':Izd-vo TvGU, 2016.

12. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya psihologii otnosheniya cheloveka k zhiznedeyatel'nosti: Sbornik nauchnyh trudov, posvyashchennyj 125-letiyu so dnya rozhdeniya V.N. Myasishcheva. Vladimir - Moskva: Izd-vo Vladimirskogo gos. un-ta, 2018.

13. Sub»ekt truda i organizacionnaya sreda: problemy vzaimodejstviya v usloviyah globalizacii. Tver': Izd-vo TvGU, 2019.

14. Uzdenov T.M., Kitova D.A. Predstavleniya studentov o celyah i sredstvah dostizheniya ekonomicheskogo blagopoluchiya. [Students' ideas about the goals and means of achieving economic well-being]. Gumanizaciya obrazovaniya. 2009. № 3. S. 129-133.

15. Sosnin V.A., Zhuravlev A.L., Kitova D.A., Nestik T.A., Yurevich A.V. Massovoe soznanie i povedenie. [Mass consciousness and behavior]. M., 2017. 424 p.

16. Hubieva R.T., Kitova D.A. Psihologicheskaya gotovnost' molodezhi k ekonomicheskim otnosheniyam v sovremennyh usloviyah. [Psychological readiness of young people for economic relations in modern conditions]. Gumanizaciya obrazovaniya. 2009. № 1. S. 104-109.

17. Cennostnye transformacii v psihologii otnoshenij: teoriya, social'naya praktika i perspektivy: Materialy U11 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vladimir, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.