Научная статья на тему 'Типы доверия и отношение студентов к окружающим на разных этапах профессионализации'

Типы доверия и отношение студентов к окружающим на разных этапах профессионализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
796
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ / ЛИЧНОСТЬ / TRUST / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / THE TYPES OF ATTITUDES / THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Любовь Анатольевна, Сумарокова Вера Александровна

В статье проанализирована тенденция к проявлению всех типов доверия у студентов на разных этапах профессионализации. Выявлены отрицательные связи выраженности доверия, основанного на тождестве, и этапов профессионализации. Обнаружены связи между разными типами доверия или недоверия личности и типами ее отношения к людям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Types of Trust and Students’ Attitude to Other People at Different Stages of Professional Growth

The article analyzes the tendency to the manifestation of all types of trust among students at various levels of professional development. The negative associations between trust expression — which is based on identity — and stages of professional growth are revealed. The authors discover connections between various types of person’s trust/distrust and types of his/her attitudes to people.

Текст научной работы на тему «Типы доверия и отношение студентов к окружающим на разных этапах профессионализации»

Типы доверия и отношение студентов к окружающим на разных этапах профессионализации*

Л. А. Журавлева, В. А. Сумарокова (Российский государственный торгово-экономический университет)

В статье проанализирована тенденция к проявлению всех типов доверия у студентов на разных этапах профессионализации. Выявлены отрицательные связи выраженности доверия, основанного на тождестве, и этапов профессионализации. Обнаружены связи между разными типами доверия или недоверия личности и типами ее отношения к людям.

Ключевые слова: доверие, профессионализация, типы отношения к людям, личность.

В настоящее время проблема доверия вызывает большой интерес во многих дисциплинах: социологии, экономике, политике, истории, биологии, педагогике, антропологии и др. Ученые фокусируются на определениях доверия, динамике доверия и ключевой роли, которую играет доверие в создании и сохране-

нии продуктивных индивидуальных и организационных отношений. В современной психологической науке отмечается, что «понятие доверия, являясь достаточно сложным и многоплановым, до сих пор не введено в контекст общей системы психологического знания» (Абульханова-Славская, 1980: 84).

* Статья написана при поддержке РГНФ (проект № 10-06-00842а).

АНАЛИЗ ДОВЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

В данной работе была использована методика исследования доверия П. И. Левицки, Б. Б. Бункер (Lewicki, Bunker, 1995), а также методика изучения отношений личности к окружающим Т. Лири (см.: Собчик, 1990). Испытуемыми стали студенты московских вузов экономических факультетов — учащиеся, находящиеся на разных стадиях обучения. Исследование проводилось в 2004 г. Л. А. Журавлевой.

Результаты исследования выявили положительную корреляционную связь между психологическими типами доверия личности по расчету и доверия по тождеству (р < 0,001). Также обнаружена положительная корреляция и между психологическими типами доверия по знанию и доверия по тождеству (р < 0,001). Выявлена положительная связь между психологическими типами доверия по расчету и доверия по знанию (р < 0,001).

Результаты исследования показали, что психологические типы недоверия по тождеству и по расчету положительно связаны между собой (р < 0,001). Было обнаружено, что существует корреляционная связь между психологическими типами недоверия по знанию и по расчету. Была выявлена положительная связь между психологическим типом доверия по расчету и типом недоверия по расчету (р < 0,001). Студентам, доверяющим по расчету, чаще свойственно недоверие по расчету.

Обнаружено, что психологический тип «недоверие по расчету» положительно коррелирует с общим высоким уровнем доверия (р < 0,001). Студенты, высоко доверяющие окружающим, в редких случаях, когда кому-то не доверяют, то не доверяют по «расчету». Студенты, стремящиеся со всеми иметь доверительные отношения, иногда проявляют недоверие к людям по расчету.

На 5-процентном уровне значимости выявлена положительная связь между общим высоким уровнем недоверия личности и типом доверия по расчету. Студентам с высоким уровнем недоверия окружающим в редких случаях свойственен тип доверия по расчету. Доминирование недоверительных отношений личности к окружающим в большей степени

характерно для студентов со склонностью проявлять доверие к тем людям, по отношению к которым оно приносит пользу личного характера.

Исследование выявило корреляцию между психологическим типом недоверия личности по расчету и психологическим типом доверия по знанию (р < 0,01). Студентам, не доверяющим другим людям по расчету, чаще характерен тип доверия по знанию. Для респондентов, проявляющих недоверие к окружающим преимущественно по расчету, т. е. основываясь на предположении о том, что в данной ситуации другой человек не оправдает доверие, так как это не принесет ему выгоды, характерно проявление доверительных отношений к людям исходя из прошлого позитивного опыта взаимодействия с ними.

Исследование показало, что психологический тип недоверия по расчету положительно связан с психологическим типом доверия по тождеству (р < 0,05). Студентам, не доверяющим по расчету, свойственно чаще доверие по тождеству. Студенты, проявляющие недоверительные отношения к людям, предполагая, что доверие не будет оправданно, характеризуются и проявлением доверия чаще к тем окружающим, которые имеют похожие установки и взгляды.

Исследование показало, что студенты, как единая социальная группа, обнаруживают тенденцию к проявлению всех трех изучавшихся нами психологических типов доверия в процессе взаимодействия. Средние арифметические показатели таковы: М=3,56 (доверие по расчету); М=4,07 (доверие по знанию); М=3,84 (доверие по тождеству) (табл. 1, с. 246).

Как в мужской, так и в женской выборке доминирует недоверие, основанное на знании, т. е. респонденты проявляют недоверие к человеку на основании прошлого опыта общения с ним. Средние арифметические показатели таковы: М=2,83 (недоверие по расчету); М=2,99 (недоверие по знанию); М=2,28 (недоверие по тождеству).

В результате дисперсионного анализа были выявлены отрицательные связи выраженности доверия, основанного на тождестве, и этапов профессионализации (курсов обучения). Сле-

Таблица 1

ВЫРАЖЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ ДОВЕРИЯ ЛИЧНОСТИ (СРЕДНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ)

Психологический тип доверия Общая выборка Мужчины Женщины

Доверие по расчету 3,56 3,54 3,57

Доверие по знанию О, 4,01 4,11

Доверие по тождеству 3,84 3,77 3,88

Общий уровень доверия 3,82 3,8 3,84

Недоверие по расчету 2,83 2,69 3,31

Недоверие по знанию 2, 2,94 3,01

Недоверие по тождеству 2,28 2,22 2,32

Общий уровень недоверия 2,71 2,62 2,74

довательно, по мере прохождения этапов профессионализации респонденты реже проявляют доверие человеку лишь потому, что он по убеждениям, установкам, мировоззрению является похожим на них самих (р < 0,06). Это можно объяснить возрастанием роли рациональных, прагматичных критериев оценки в межличностных отношениях.

АНАЛИЗ ТИПОВ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ЛЮДЯМ

Исследование показало, что для опрошенных студентов характерным является пре-

обладание властно-лидирующего типа отношения к людям (М=6,37), т. е. таких личностных особенностей, как стремление к лидерству, нетерпимость к критике, настойчивость в достижении целей (табл. 2). Сотрудничаю-щий-конвенциальный тип отношения к людям также распространен среди респондентов (М=6,12). Это свидетельствует о том, что опрошенным свойственно стремление к сотрудничеству с референтной группой. Независимо-доминирующий (М=5,41) и ответственно-великодушный типы отношений к окружающим (М=5,47) также являются распростра-

ВЫРАЖЕННОСТЬ ТИПОВ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ЛЮДЯМ (СРЕДНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ)

Таблица 2

Тип отношения к людям Общая выборка Мужчины Женщины

Властно-лидирующий 6,37 6,63 6,23

Независимо-доминирующий 5,41 6,3 5,00

Прямолинейно-агрессивный 5,14 5,97 4,71

Недоверчиво-скептический 4,86 5,03 4,76

Покорно-застенчивый 4,44 3,97 4,62

Зависимо-послушный 4,27 4,12 4,31

Сотрудничающий-конвенциальный 6,12 5,94 6,17

Ответственно-великодушный 5,47 5,17 5,58

Фактор доминирования 3,74 5,82 2,74

Фактор доброжелательности 0,19 -1,92 1,19

ненными среди студентов. Для властно-лиди-рующего типа характерны такие особенности, как независимость, чувство превосходства над окружающими, а для сотрудничающего конвенциального типа — гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм. Прямолинейно-агрессивный тип отношения к людям (М=5,14) характеризуется агрессивностью в отношениях с людьми, прямолинейностью, настойчивостью. Покорно-застенчивый (М=4,44) и зависимо-послушный (М=4,27) типы отношений к людям в меньшей степени свойственны респондентам, чем вышеперечисленные. Это свидетельствует о том, что зависимость от мнения другого, покорность, застенчивость менее свойственны опрошенным. Фактор доминантности значительно преобладает у студентов (М=3,74), в отличие от фактора доброжелательности (М=0,19). Таким образом, респондентам в большей степени характерны стремление к лидерству, независимость, властность, чем покорность и застенчивость.

В мужской выборке преобладают властно-лидирующий (М=6,63), независимо-доминирующий (М=6,30) и прямолинейно-агрессивный (М=5,97) типы отношений к людям, а также сотрудничающий-конвенциальный тип отношения к окружающим (М=5,94). В женской выборке преобладают властно-лидирую-щий (М=6,23), сотрудничающий-конвенциаль-ный (М=6,17), ответственно-великодушный (М=5,58) типы отношений к людям. Фактор доминирования преобладает чаще у мужчин (М=5,82) и в меньшей степени фактор доброжелательности (М=1,92). В женской выборке фактор доминантности (М=2,74) и фактор доброжелательности (М=1,19) имеют близкие значения.

То есть для мужчин являются характерными стремление к властности, независимость, доминирование во взаимодействии с людьми, а для женщин — как стремление к лидерству, доминантности, так и склонность к компромиссам, уступчивость, доброжелательность в межличностных отношениях.

ВЛИЯНИЕ ИЗУЧАЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НА ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ К ЛЮДЯМ

Выявлены половые различия в преобладающих типах отношения студентов к людям. Результаты дисперсионного анализа показали, что мужчинам чаще свойственны независимодоминирующий (р < 0,001) и прямолинейноагрессивный (р < 0,001) типы отношения к другим людям, а также более выраженной является общая доминантность (р < 0,001). Так, независимо-доминирующий тип отношения личности к людям характеризует 31,09% мужчин и 17,52% женщин (в 1,8 раза меньше). В свою очередь, прямолинейно-агрессивный тип отношения к окружающим является преобладающим (свыше 7 баллов) для 24,36% мужчин и 11,96% женщин (т. е. в 2 раза реже). Иначе говоря, мужчины чаще, чем женщины, характеризуются уверенностью, независимостью, прямолинейностью в межличностных отношениях, склонностью к соперничеству во взаимодействии с людьми, настойчивостью в достижении целей, доминантностью и жесткостью по отношению к окружающим, чем женщины. В женской же выборке чаще ярко выраженным является покорно-застенчивый тип отношения к людям (р < 0,05) и общая доброжелательность (р < 0,001). Так, покорнозастенчивый тип отношения к окружающим является преобладающим для 17,08% женщин и 10,08% мужчин (т. е. в 1,7 раза реже). Следовательно, женщины чаще отличаются скромностью, застенчивостью, уступчивостью в отношениях с людьми, склонностью брать на себя чужие обязанности, чем мужчины, доброжелательностью.

Корреляционный анализ между выраженностью типов отношения личности к другим людям и этапами профессионализации (курсами обучения) показал, что выраженность властно-лидирующего (р < 0,01), независимодоминирующего (р < 0,001), прямолинейноагрессивного (р < 0,05) типов отношения личности к окружающим в большей степени свой-

ственна студентам, находящимся на начальных этапах профессионализации. Так, власт-но-лидирующий тип отношения к людям является преобладающим (свыше 7 баллов) для 38,85% первокурсников, 32,15% — студентов 2-3-х курсов и 15,39% — старших курсов. Независимо-доминирующий тип отношения к людям характерен для 29,76% первокурсников, 19,05% — студентов 2-3-х курсов и 7,7% — старшекурсников. Прямолинейноагрессивный тип отношения к людям ярко выражен у 21,49% группы первокурсников, 13,70% — студентов 2-3-х курсов и 10,26% — студентов 4-5-х курсов.

Другими словами, респонденты, находящиеся на начальных этапах профессионализации, в большей степени характеризуются такими личностными особенностями, как уверенность в себе, доминантность, независимость, энергичность, склонность к соперничеству, прямолинейность, настойчивость в достижении собственных целей, стремление лидировать в различных видах деятельности, склонность к организаторской деятельности.

Менее достоверные, но также отрицательные связи (р < 0,06) обнаружены с выраженностью сотрудничающего-конвенционального типа отношения к людям. Выявлено, что 40,50% первокурсников характеризуются данным типом отношения к окружающим, а на последующих этапах профессионализации значительно меньше — в среднем 29,96% студентов. То есть на начальных этапах профессионализации более выраженным является стремление к сотрудничеству, к дружелюбному отношению к окружающим, желание чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание в группе.

Выявлена положительная связь с выраженностью покорно-застенчивого типа отношения личности к другим людям (р < 0,01), что свидетельствует о том, что студенты старших курсов обучения в большей степени отличаются эмоциональной сдержанностью, способностью подчиняться, застенчивостью, склонностью уступать окружающим и брать на себя чужие обязанности. По результатам исследования, данный тип отношения к людям яв-

ляется преобладающим лишь у 9,1% первокурсников, 16,67% студентов 2-3-х курсов (т. е. в 1,8 раза больше) и 30,77% старшекурсников (в 1,8 раза больше).

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОВЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

И ТИПОВ ЕЕ ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ

При сопоставлении каждой из трех пар сравниваемых типов доверия были обнаружены достоверные различия (р < 0,01). Из этого следует, что каждый психологический тип доверия является относительно самостоятельным. Аналогично значимые различия (р < 0,01) выявлены между каждой из трех пар типов недоверия. Это также свидетельствует об относительной самостоятельности типов недоверия.

Сравнительный анализ мужской и женской выборок показал, что среди женщин чаще, чем среди мужчин, встречается тип недоверия, основанный на «расчете». Это означает, что женщины чаще, чем мужчины, не будут доверять человеку, если им выгодно так к нему относиться (р < 0,01). Таким образом, мужчины менее склонны, чем женщины, проявлять недоверие к тому или иному человеку, взвесив все плюсы и минусы таких отношений. Мужчины реже принимают в расчет тот факт, смогут ли принести пользу такие отношения или нет, а чаще проявляют недоверие к человеку на основании других критериев, не задумываясь о выгодности такого отношения. Общий уровень недоверия также выше у женщин (р < 0,05). Это говорит о том, что женщины, в отличие от мужчин, в большей степени склонны не доверять людям.

Результаты корреляционного анализа между выраженностью типов доверия личности и типов ее отношения к людям показали следующее. Выраженность доверия по «расчету» имеет положительную связь с властно-ли-дирующим и сотрудничающим-конвенцио-нальным типами отношения личности к людям (р ^ 0,05).

Иными словами, респонденты, которые будут доверять человеку, только если уверены, что он несомненно его оправдает и выполнит обещание, так как чем-то обязан, чаще характеризуются такими личностными

особенностями, как доминантность, энергичность, настойчивость в достижении цели, склонность к соперничеству. Менее достоверные связи (р < 0,10) обнаружены с выраженностью показателя доминирования. То есть студенты, преимущественно характеризующиеся типом доверия, основанным на расчете, также отличаются стремлением к лидерству и доминированию в различных видах деятельности.

Выраженность доверительных отношений по «знанию» положительно связана с сотруд-ничающим-конвенциональным типом отношения (р < 0,05) и показателем дружелюбия личности (р < 0,01). Это означает, что студенты, проявляющие доверие преимущественно к тем людям, с которыми уже имелся положительный опыт взаимодействия и которые выполнили обещания, характеризуются стремлением к сотрудничеству, компромиссным поведением и дружелюбием в отношениях с людьми. Кроме того, выявлена отрицательная связь с прямолинейно-агрессивным типом отношения к людям (р < 0,10). Другими словами, респондентам, которые будут проявлять доверие чаще к тому человеку, который оправдал его ранее, не свойственны такие личностные особенности, как прямолинейность, настойчивость в достижении цели, упорство и несдержанность.

Выраженность доверия, проявляемого по «тождеству», положительно коррелирует с властно-лидирующим (р < 0,001), сотрудни-чающим-конвенциональным (р < 0,001), ответственно-великодушным (р < 0,05) типами отношения к людям. А также менее достоверные связи (р < 0,10) обнаружены с выраженностью зависимо-послушного типа отношения к людям и показателями доминирования и дружелюбия. Иными словами, проявлением доверительных отношений к людям, потому что они являются по убеждениям, установкам, мировоззрению похожими на самого субъекта доверия, характеризуются респонденты, обладающие уверенностью в себе, умением быть хорошим организатором, потребностью в доверии со стороны окружающих, потребностью в признании окружающими, стремлением к сотрудничеству, развитым

чувством ответственности, готовностью помочь окружающим. Выраженность типа доверия, основанного на тождестве, отличает респондентов как стремящихся к лидерству, доминантности, так и со склонностью к компромиссам, доброжелательности в межличностных отношениях.

Общий уровень доверия личности людям связан с выраженностью властно-лидирующе-го (р < 0,001), сотрудничающего-конвенцио-нального (р < 0,001), ответственно-великодушного (р < 0,05) типов отношения к людям, а также интегральными показателями доминирования и дружелюбия (р < 0,05). Таким образом, респонденты, стремящиеся к частым доверительным отношениям с людьми, обладают уверенностью в себе, энергичностью, свойствами организатора, развитым чувством ответственности, настойчивостью в достижении цели, а также стремлением к сотрудничеству, отличаются дружелюбным отношением с окружающими людьми.

Результаты исследования обнаружили значимые положительные связи между выраженностью типа недоверия, основанного на расчете, и выраженностью властно-лидирующего типа отношения личности к другим людям (р < 0,01), а также между выраженностью недоверия по расчету и выраженностью сотруд-ничающего-конвенционального (р < 0,10), ответственно-великодушного типов отношения индивида к окружающим (р < 0,05), показателя доминирования (р < 0,10). Это свидетельствует о том, что респонденты, которые не будут доверять человеку, прежде всего если доверие к нему невыгодно, отличаются следующими личностными особенностями: уверенностью в себе, настойчивостью в достижении поставленных целей, энергичностью, склонностью к организаторской деятельности, развитым чувством ответственности, стремлением доминировать в различных видах деятельности. Выраженность типа недоверия по «знанию» положительно связана с выраженностью вла-стно-лидирующего типа отношения к людям (р < 0,10). Другими словами, студенты, которые преимущественно проявляют недоверие людям на основе прошлого негативного опыта взаимодействия с ними, характеризуются

властностью, энергичностью, стремлением к лидерству и доминированию. А тип недоверия по «тождеству», так же как и общий уровень недоверия, не имеет значимых корреляционных связей с типами отношения личности к людям.

Выводы. 1. Исследование показало, что студенты как единая социальная группа обнаруживают тенденцию к проявлению всех трех изучавшихся нами психологических типов доверия в процессе взаимодействия. Наиболее распространенным является тип доверия людям, основанного на знании. Наименее распространенным является тип доверия, основанного на расчете.

2. Наиболее распространенным среди опрошенных является тип недоверия, основанного на знании. Вторым по частоте встречаемости является тип недоверия, основанного на расчете, и последним — тип недоверия, основанного на тождестве.

3. Были выявлены отрицательные связи выраженности доверия, основанного на тождестве, и этапов профессионализации (курсов обучения). Следовательно, по мере прохождения этапов профессионализации респонденты реже проявляют доверие человеку лишь потому, что он по убеждениям, установкам, мировоззрению является похожим на них самих. Это можно объяснить возрастанием роли рациональных, прагматичных критериев оценки в межличностных отношениях.

4. Независимо-доминирующий тип отношения личности к другим людям чаще характерен для мужской выборки. Преобладание прямолинейно-агрессивного типа отношения личности к людям свойственно в большей степени для мужской выборки, чем женской. Покорно-застенчивый тип отношения к другим людям доминирует на женской выборке. Показатель доминантности является более выраженным в группе мужчин, а показатель дружелюбия — в группе женщин.

5. Студенты, находящиеся на начальных этапах профессионализации, характеризуются выраженностью властно-лидирующе-го (р < 0,01), независимо-доминирующего (р < 0,001), прямолинейно-агрессивного

(р < 0,05) типами отношения личности к окружающим. Отрицательные связи (р < 0,06) обнаружены с выраженностью сотрудничаю-щего-конвенционального типа отношения к людям.

6. Студенты старших курсов обучения в большей степени отличаются эмоциональной сдержанностью (выраженностью покорно-застенчивого типа у них (р < 0,01)). По результатам исследования, данный тип отношения к людям преобладает у 9,1% первокурсников, у 16,67% студентов 2-3-х курсов и 30,77% старшекурсников (в 1,8 раза больше).

7. Выраженность доверия по «расчету» имеет положительную связь с властно-лиди-рующим и сотрудничающим-конвенциональ-ным типами отношений личности к людям. Выраженность доверительных отношений по «знанию» положительно связана с сотрудни-чающим-конвенциональным типом отношения и показателем дружелюбия личности. Выраженность типа доверия, проявляемого по «тождеству», положительно коррелирует с властно-лидирующим, сотрудничающим-конвенциональным, ответственно-великодушным типами отношения личности к людям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абульханова-Славская, К. А. (1980) Деятельность и психология личности. М. : Наука.

Собчик, Л. Н. (1990) Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. М. : МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгориспол-кома.

Lewicki, R. J., Bunker, B. B. (1995) Trust in Relationships: A Model of Trust Development and Decline // Conflict, Cooperation, and Justice: Essay inspired by the Work of Morton Deutsch / ed. by B. B. Bunker, J. Z. Rubin. San Francisco, CA : Jossey-Bass. P. 133-174.

THE TYPES OF TRUST AND STUDENTS’ ATTITUDE TO OTHER PEOPLE AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONAL GROWTH L. A. Zhuravleva, V. A. Sumarokova (The Russian State University of Trade and Economics)

The article analyzes the tendency to the manifestation of all types of trust among students at various levels of professional development. The negative

associations between trust expression — which is based on identity — and stages of professional growth are revealed. The authors discover connections between various types of person’s trust/distrust and types of his/her attitudes to people.

Keywords: trust, professional development, the types of attitudes, person.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Abul’khanova-Slavskaia, K. A. (1980) Deiatel’-nost’ i psikhologiia lichnosti. M. : Nauka.

Sobchik, L. N. (1990) Metody psikhologicheskoi diagnostiki. Diagnostika mezhlichnostnykh otno-shenii: modifitsirovannyi variant interpersonal’noi diagnostiki T. Liri. M. : MKTs GU po trudu i sotsial’-nym voprosam Mosgorispolkoma.

Lewicki, R. J., Bunker, B. B. (1995) Trust in Relationships: A Model of Trust Development and Decline // Conflict, Cooperation, and Justice: Essay inspired by the Work of Morton Deutsch / ed. by B. B. Bunker, J. Z. Rubin. San Francisco, CA : Jossey-Bass. P. 133-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.