Научная статья на тему 'Психологические особенности отношения современной молодежи к гражданскому браку и семье'

Психологические особенности отношения современной молодежи к гражданскому браку и семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4569
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В СЕМЬЕ / СОЖИТЕЛЬСТВО / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / ОЖИДАНИЯ В БРАКЕ / FAMILY / FAMILY RELATIONS / ROLE POSITIONS IN THE FAMILY / COHABITATION / FAMILY FUNCTIONS / EXPECTATIONS IN MARRIAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шукшина Людмила Викторовна, Мизонова Ольга Викторовна

В последнее время в современном обществе традиционная семья постепенно теряет свою привлекательность для значительной части населения. Наметилась четкая тенденция изменения семейно-брачных отношений. Распространяется практика, когда формирующаяся семья уходит от официальной регистрации отношений, создавая семью на основе так называемого «гражданского брака».В статье представлены результаты экспериментального исследования отношения современной молодежи к браку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ATTITUDE OF MODERN YOUTH TOWARDS CIVIL MARRIAGE AND FAMILY

Recently, in modern society, the traditional family is gradually losing its appeal to a large part of the population. There has been a clear trend of change in family and marital relations. It is common practice for an emerging family to move away from the formal registration of a relationship by creating a family on the basis of so-called "civil marriage".The article presents the results of an experimental study of the relationship of modern youth to marriage.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности отношения современной молодежи к гражданскому браку и семье»

Психология

УДК: 370

доктор философских наук, доцент Шукшина Людмила Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (г.Москва);

кандидат философских наук, доцент Мизонова Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва» (г. Саранск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К

ГРАЖДАНСКОМУ БРАКУ И СЕМЬЕ

Аннотация. В последнее время в современном обществе традиционная семья постепенно теряет свою привлекательность для значительной части населения. Наметилась четкая тенденция изменения семейно-брачных отношений. Распространяется практика, когда формирующаяся семья уходит от официальной регистрации отношений, создавая семью на основе так называемого «гражданского брака» .В статье представлены результаты экспериментального исследования отношения современной молодежи к браку.

Ключевые слова: семья, семейные отношения, ролевые позиции в семье, сожительство, функции семьи,ожидания в браке.

Annotation. Recently, in modern society, the traditional family is gradually losing its appeal to a large part of the population. There has been a clear trend of change in family and marital relations. It is common practice for an emerging family to move away from the formal registration of a relationship by creating a family on the basis of so-called "civil marriage".The article presents the results of an experimental study of the relationship of modern youth to marriage.

Keyword: family, family relations, role positions in the family, cohabitation, family functions, expectations in marriage.

Введение. Сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей [1]. И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. Семья в силу своего постоянного и концентрированного воздействия на индивида способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации [2], она является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Состояние семьи является одновременно как следствием, так и причиной целого ряда процессов, происходящих в современном обществе. Она не просто испытывает на себе мощное влияние всех действующих факторов социальной динамики, но во многом и сама эти факторы определяет и воспроизводит [4].

В настоящее время в России наметилась четкая тенденция изменения семейно-брачных отношений. Распространяется практика, когда формирующаяся семья уходит от официальной регистрации отношений, создавая семью на основе так называемого «гражданского брака» [10].. Понятие «гражданский брак» появилось в России в XIX в. среди части передовой интеллигенции как альтернатива церковному браку, который в сознании большинства населения был единственно законным. После отделения церкви от государства единственным легитимным браком в России становится официальный, государственный, т. е. гражданский брак. Однако часть населения по-прежнему стала называть гражданским браком неофициальные брачные отношения. Возник феномен российского «гражданского брака». По существу «гражданский брак» в России - это сожительство людей, не желающих связывать себя супружескими и родительскими правами и обязанностями.

«Гражданский брак» также в целом характеризуется лояльным отношением к нему полов, однако здесь еще четче проявляются гендерные различия в оценках [ 6].

Молодые люди в наше время считают, что гражданский брак - это приемлемый этап в построении семейной жизни и положительно его расценивают [7]. Они определяют это как способ изучения поведения партнёра в семейной обстановке - это очень важный показатель совместного проживания т.к. бытовые проблемы часто становятся причиной разногласий и расставания [8].

Изложение основного материала статьи. Семья традиционно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передает детям.

Целью экспериментально-диагностического этапа исследования состояло в изучении особенностей отношении студентов к семье и гражданскому браку, в котором участвовало 15 официально зарегистрированных пар (проживших вместе 1-3 года), и 15 пар, состоящих в гражданским браке (проживших вместе 1-3 года).

Для получения необходимых эмпирических данных об особенностях отношения студентов к гражданскому браку и семье были выбраны следующие методики:

- Анкета «Отношение молодежи к семье и гражданскому браку»;

- Опросник «Ролевые ожидания в браке» (А. Н. Волковой);

- Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (faces-3);

- Методика «Распределение ролей в семье».

С помощью анкеты «Отношение молодежи к семье и гражданскому браку» выявляется общее представление о семье и браке Данная анкета включает в себя ряд аспектов как отношение молодежи к семье, гражданскому браку, влияния уровня образования на брак, преимущества гражданского и официального брака и ряд других аспектов.

По результатам проведенной анкеты, мы выяснили, что 50 % находятся в гражданском браке (15 пар). Большинство студентов (67 %) принимают современную трактовку термина «семья» как семейного союза, признанного церковью и государством (15 пар состоящих в браке; 5 пар состоящих в гражданском браке).Также нами было установлено, что большинство студентов (67 %) отрицательно относятся к гражданскому браку (15 пар состоящих в официальном браке; 5 пар - в гражданском).

С помощью опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» исследовались иерархии семейных ценностей супругов.

Данные, полученные с помощью опросника «Ролевые ожидания в браке» (А. Н. Волковой), свидетельствуют о том, что у 27 % студентов выражена такая ценность как «Внешняя привлекательность» (7 пар состоящих в гражданском браке; 1 пара в официальном). Это отражает установку личности на значимость внешнего облика, его соответствие стандартам современной моды. Для 17 % студентов свойственна «Интимно-сексуальная» ценность (3 пары состоящих в гражданском браке; 2 пары в официальном). Это означают, что партнер считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к партнеру существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. 13 % студентам характерна ценность «Социальная активность» (2 пары состоящих в гражданском браке; 2 в официальном). Это отражает установку на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений.

В равной степени по 13 % у студентов выражены ценности «Личностная идентификация с супругом» (3 пары состоящих в гражданском браке; 1 пара в официальном) отражающая установку партнера на личностную идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов время препровождения и «Хозяйственно-бытовая» (4 пары состоящих в официальном браке) ценность измеряет установку партнеров на реализацию хозяйственно-бытовой функции семьи.

Для 10 % испытуемых характерна «Родительско-воспитательная» (3 пары состоящих в официальном браке) ценность, она позволяет судить об отношении супругов к своим родительским обязанностям. У 7 % студентов выражена «Эмоционально-психотерапевтическая» ценность (2 пары состоящих в официальном браке, она выражает установку на значимость эмоционально - психотерапевтической функции брака.

Исходя из данных, полученных по данной методике, выявлено, что у студентов доминируют ценности «Внешняя привлекательность», «Интимно-сексуальная» и «Социальная активность».

Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (faces-3 предназначен для оценки семейной структуры. По результатам проведенной методики наибольшее число официально зарегистрированных пар обладают эмоциональной связью (27 %), семейной сплоченностью (27 %). Также такие пары обладают семейными границами (13 %), принятие решений (13 %). В меньшей степени (7 %) у официально зарегистрированных пар проявляется семейная, адаптация, контроль и правила.

У пар, находящихся в гражданском браке преобладает категория друзья (27 %), время (20 %). Также проявляются интересы и отдых (13 %), лидерство (13 %). В меньшей степени (7 %) у пар находящихся в гражданском браке проявляется эмоциональная связь, семейная сплоченность и роли.

Методика «Распределение ролей в семье» предназначена для оценки распределения ролей в семье».

При анализе распределения ролей пар находящихся в гражданском браке, и пар, официально зарегистрированных, нами не был выявлено существенных различий. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что на распределение ролей в семье влияют другие факторы, среди которых можно выделить личностные особенности обоих партнеров, тип взаимоотношений в семье и другое.

Выводы. Выбранный комплекс методик помог диагностировать особенности отношения студентов к гражданскому браку и семье, а также по результатам проведенной анкеты, и психодиагностических методик нами было установлено, что 50 % испытуемых находятся в гражданском браке (15 пар). Большинство студентов (67 %) принимают современную трактовку термина «семья» как семейного союза, признанного церковью и государством (15 пар состоящих в браке; 5 пар состоящих в гражданском браке). Также нами было установлено, что большинство студентов (67 %) отрицательно относятся к гражданскому браку (15 пар состоящих в официальном браке; 5 пар - в гражданском). У 27 % студентов выражена такая ценность как «Внешняя привлекательность». По результатам проведенной методики наибольшее число официально зарегистрированных пар обладают эмоциональной связью (27 %), семейной сплоченностью (27 %). У пар, находящихся в гражданском браке преобладает категория друзья (27 %), время (20 %).

По результатам диагностики были даны рекомендации для улучшения психологического климата в семье и взаимопонимания супругов [9]. Таким образом, соблюдение вышеупомянутых нами рекомендаций, позволит супругам значительно улучшить климат в своей семье и со временем выйдут на новый, более высокий уровень отношений.

Литература:

1. Гаспарян Ю. А. Семья на пороге XXI века / Ю. А. Гаспарян. - СПб, 2013. - 217 с.

2. Голикова С. В. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество / С. В. Голикова. -Новосибирск.: Центр развития научного сотрудничества, 2014. - 248 с.

3. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. - СПб.: Речь, 2013. - 272 с.

4. Данилова Е. А. Семья как важнейшая ценность молодежи / Е. А. Данилова. - Москва, 2010. - 54 с.

5. Запесоцкий А. И. Молодежь в современном мире / А. И. Запесоцкий. - СПб, 2012. - 120 с.

6. Разумова И. А. Гражданский брак: понятие, статус, исследования // И. А. Разумова / Труды Кольского научного центра РАН. - 2010. - № 2. - С. 9-24.

7. Троицкая И. Ю. Гражданский брак: за и против / И. Ю. Троицкая, Е. Н. Трухманова, Э. В. Тихонова, А. А. Домахин, А. В. Бондарева // Молодой ученый. - 2015. - № 23-2 (103). - С. 77-80.

8. Шукшина Л.В. Представления студентов о социальных иллюзиях / Л.В. Шукшина.Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 4 (21). С. 48-52.

9. Шукшина Л.В. Экзистенциальная ценность социальных иллюзий. / Л.В. Шукшина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Саранск, 2010 12. с.

10. Шукшина Л.В., Мизонова О.В., Морозова Н.Н., Симонова М.М. Психологическое здоровье как основа формирования здорового образа жизни у современной студенческой молодежи. / Л.В. Шукшина, О.В. Мизонова, Н.Н. Морозова, М.М. Симонова. Теория и практика физической культуры. 2017. № 9. С. 56-58.

Психология

УДК: 616.89-008.42:616-018.2

ассистент кафедры клинической психологии Яворская Марина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ (г. Владивосток); кандидат психологических наук,

доцент кафедры клинической психологии Хмелевская Ольга Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ (г. Владивосток); доктор психологических наук,

заведующая кафедры клинической психологии Кравцова Наталья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ (г. Владивосток)

ОТНОШЕНИЕ К ТЕЛУ У ПАЦИЕНТОВ С СИНДРОМОМ ДИСПЛАЗИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ

ТКАНИ

Аннотация. Данное исследование поведено у пациентов в возрасте 16-18 лет, у которых диагностированы диспластические изменения средней степени выраженности. В результате исследования выявлено, что пациенты с ДСТ не удовлетворены своими отдельными частями тела больше, чем обследуемые такого же возраста без диспластических признаков. Неудовлетворённость пациентов с ДСТ касается их отдельных частей тела, которые проявлялись сколиозом; воронкообразной деформацией грудной клеткой; рубцовыми изменениями после оперированных ранее грыж: пупочной, паховой; диспластическими деформациями в области плеч, предплечий, костей таза, коленей, голеней; наличием продольного и поперечного плоскостопия. Пациенты с диспластическими аномалиями по сравнению с контрольной группой наиболее удовлетворены такими частями тела как: лицо, глаза, нос, уши, губы, область челюсти, кисть, кожа, волосы, рост, т.е. теми частями, где нет деформаций.

Ключевые слова: пациенты с ДСТ, отношение к телу, удовлетворённость\неудовлетворённость отдельными частями тела.

Annоtation. This study was conducted in patients aged 16-18 years, diagnosed as having moderate dysplastic changes. As a result of the study, it was found that patients with dysplastic manifestations are not satisfied with their individual parts of the body more than those of the same age without dysplastic features. The dissatisfaction of patients with DST concerns their individual parts of the body, which were manifested by scoliosis; funnel-shaped deformation of the chest; cicatricial changes after previously operated hernia: umbilical, inguinal; dysplastic deformations in the region of the shoulders, forearms, pelvic bones, knees, shins; the presence of longitudinal and transverse flat feet. Patients with dysplastic abnormalities compared with the control group are most satisfied with such body parts as: face, eyes, nose, ears, lips, jaw area, brush, skin, hair, growth, i.e. those parts where there are no deformations.

Keywords: Patients with DST, attitude to the body, satisfaction / dissatisfaction with individual parts of the body.

Введение. Изучение отношения к телу представляется одной из важных составляющих задач психокоррекционной работы с пациентами, страдающими заболеваниями, изменяющими телесный образ. Имеющаяся удовлетворённость или неудовлетворённость своей внешностью влияет на эмоции и когнитивные функции человека, что изменяет поведение и качество жизни человека [22]. Л.С. Выготский подчёркивал значимость общественного мнения по отношении к телу [5]. Самым важным в период ранней юности является принятие своего тела, переосмысление и преодоление сформированных стереотипов для формирования своего образа тела [1]. Внешность состоит из физического облика, функциональных признаков и наружной составляющей внешнего облика [2]. Утверждается, что в юношеском возрасте внешний облик и отношение к нему влияют на формирование таких личностных качеств, как жизнерадостность, замкнутость, индивидуализм [18]. Важными факторами для гармоничного и полноценного формирования личности являются умение владеть своим телом. В повседневной жизни это отражается у человека на походке, движении тела, ощущении своего собственного тела. Неудовлетворенность собственным телом и внешним обликом может приводить к усилению тревожности и к негативным психическим последствиям (стресс, депрессия). Чтобы сохранить целостность своего «Я», человек вырабатывает защитные механизмы, которые искажают образ я, но сохраняют положительное отношение к себе [8]. Позитивный образ тела ассоциируется с такими качествами личности, как уверенность в себе, коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, и зависит от того, насколько человек удовлетворен своей внешностью [1]. По мнению Скугаревского О.А. и Сивухи С.В. (2006 г.), на качество психологического функционирования индивида влияет то, как индивид удовлетворён своей внешность [22].

Необходимо отметить, что исследований, связанных с изучением отношения к своему телу у пациентов с различными заболеваниями найдено недостаточно. Особенно малочисленны работы, связанные с синдромом дисплазии соединительной ткани.

Дисплазии соединительной ткани (ДСТ) - группа наследуемых или врожденных нарушений соединительной ткани мультифакторной природы, характеризующихся генетической неоднородностью и относительно доброкачественным течением, объединенных в синдромы и фенотипы на основе общности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.