УДК 159.9
Э.М. Мухаметшина ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ
В настоящее время круг проблем, затрагиваемых при исследовании организации, непрерывно расширяется. Существует множество работ посвященных разработке различных методик для проведения социально-психологических тестов, которые позволяют выявить взаимоотношения в коллективе. Одним из важнейших условий существования или образования социальных групп (обществ), будь это коллеги по работе, либо однокашники является внутренний микроклимат этого общества. В проведенном исследовании раскрывается понятие жизненного пути личности и его важнейшие характеристики, также представлены особенности отношения в коллективе и выраженная личностная готовность к риску, которая была изучена в ходе эмпирического исследования.
Ключевые слова: личность, отношения в группе, особенности социального строя, методологические принципы.
В данной статье описывается, что человек как личность формируется в группе, и не может в основе своей - жить отдельно от общества, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Роль группы относительно личности, заключается, в том, что группа выступает как значимый фактор социализации, задаваемый местом данной группы. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение основных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует. [1] Таким образом, можно сказать, что роль группы объективно увеличивается в жизни человека, потому, что умножается необходимость принятия групповых решений на производстве, в жизни. [2]
Проанализировав историю исследований группы, можно выделить следующие подходы зарубежных психологов:
- теория поля, разработанная К. Левиным. Основная идея этой концепции заключается в том, что поведение личности рассматривается как продукт поля взаимозависимых детерминант. Структурные свойства этого поля представлены - понятиями психологических и социальных сил, т.е. группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением; социометрическое направление представлено множеством эмпирических исследований внутригрупповых отношений, но влияние социометрических работ на развитие теории групп минимально.
- психоаналитический подход базируется на идеях Зигмунда Фрейда и его последователей, фокусируя основное внимание на мотивационных и защитных механизмах личности.
Общепсихологический подход основывается на предположении, что многие представления об индивидуальном поведении применимы к анализу группового поведения -это касается таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной сферы, мотивация. В отечественной социальной психологии выделяются следующие исследовательские подходы к изучению группы:
- Деятельностный подход. Использование принципа деятельности к исследованию социальной группы привело к построению ряда теорий групповой активности, в том числе стратометрической концепции групповой активности А.В. Петровского. Также можно
© Мухаметшина Э.М., 2014.
ISSN 2223-4047 Вестник магистратуры. 2014. № 6(33). Том I
угомянуть прeдложeнный М.Г. Ярoшевским прoгрaммно-рoлeвой пoдхoд к исслeдовaнию нayчнoго кoллективa и рaзрабaтывaемая Е.М. Андреевой мoдeль сoциaльно-перцeптивных прoцeссов сoвмeстной дeятельнoсти.
- Сoциомeтричeскoе нaправлeние ширoкo рaзвитo, кaк и в зарубeжной психoлoгии. Нaибольший вклaд в рaзвитиe этого нaправлeния внeс Я.Л. Коломинский, зaнимaвшийся кoнструировaнием рaзличных сoциомeтричeских прoцeдyр.
- Пaрaмeтрическaя кoнцeпция былa рaзрабoтaна Л. И. Умaнским. Осшвная идeя сoстoит в прeдполoжении, что гоэтапше рaзвитие группы oсущeствляeтся блaгoдaря рaзвитию ee вaжнейших сoциально-психолoгических пaрaметрoв. [3]
Что кaсaется мeтодолoгичeских принцигов исслeдовaния группы, то мнoгие авторы угомитают как oснoвные три слeдyющих: пpинцип дeятeльности; пpинцип систeмнoсти; ^инцип рaзвития. [4]
Нами было проведено эмпирическое исследование социальной группы сотрудников в ЗАО «Газпром нефть Оренбург», в возрасте от 24 до 36 лет. Были отобраны следующие методики: «Определение уровня личностной готовности к риску «RSK» Шуберта» и «Общая оценка психологического климата коллектива». [5] По результатам опросника уровня личностной готовности к риску выявлена средняя готовность к риску сопровождающаяся средней мотивацией к избеганию неудач (защите), т.к. готовность к риску связана прямо пропорционально числу допущенных ошибок. (Рис. 1. Уровень готовности к риску).
50 40 30 20 10 0 -10 -20
>
1 1 1 1 1 . 1
1 1 I. . 1 1 1 1 1
/ш /я
^ ^
.о*
^ ^
Т? V ф V ПГ "и
низкии средний I высокий
Рис. 1. Уровень готовности к риску.
Таким образом в ходе исследования выявлено, что: у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин; у руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у подчиненных; в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий. В ходе изучения особенностей психологического климата в коллективе были получены средние показатели, что указывает на среднюю степень психологического климата коллектива. (Рис. 2. Степень психологического климата коллектива)
Таким образом на данном графике показана обработка результатов исследования по методике «Общей оценки психологического климата коллектива». Анализируя полученные оценки сотрудников о своем психологическом климате в коллективе, можно сказать, что общий климат коллектива положителен.
Практически все сотрудники: с уважением относятся к мнениям друг друга; доброжелательны во взаимоотношении, имеют дружеское расположение; жизнерадостны (преобладает доброе настроение); чувствуют гордость за свой коллектив, если его отмечают руководители; быстро отликаются, если нужно сделать полезное для всех дело; поддерживают
друг друга, а упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями; относятся к новичкам доброжелательно и участливо.
Степень психологического климата коллектива
Рис. 2. Степень психологического климата коллектива
Также можно сказать, что почти все сотрудники проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах и не находят отлика у его членов в случае достижения или неудачи.
Вывод. В соответствии с выбранными методиками определения уровня личностной готовности к риску и общей оценки психологического климата коллектива проведенного в ЗАО «Газпром нефть Оренбург» можно сказать, что в коллективе существует взаимопонимание и командный «дух», который гарантирует работодателю максимальную отдачу в производственных задачах.
Однако, необходимо отметить, что при всех прочих равных отношения вне рабочей обстановки не приветствуется тесное общение. Такое поведение может быть связанно с большой загруженностью в течение рабочего дня, неразвитой социальной программой или малым уде-лением внимания руководства на повышении заинтересованности сотрудника в участии культурно-массовых мероприятий, а также внутренние устои, сложившиеся в рамках каких-либо убеждений. Упущение вышеуказанного факта может негативно повлиять на работоспособность отдельно взятого сотрудника и разладу командного «духа» в перспективе. Ведь для некоторых категорий людей важны факторы неформального общения.
Библиографический список
1. Куницын В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное взаимодействие. - СПб.: "Питер", 2001. - 544 с., ил.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224с.
3. Розанова В.А. Психология управления.- М.: ЗАО "Бизнес - школа" Интел-Синтез. - 2002. -
400 с.
4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М:МГУ, 1991. - 300 с.
5. Зубова Л.В. Методики изучения взрослых//Учебное пособие для студентов, психологов, социальных педагогов/Л.В.Зубова, Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования. Оренбург 2005.-271 с.
МУХАМЕТШИНА Эльвина Мидхатовна - студент факультета гуманитарных и социальных наук, Оренбургский государственный университет.