Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренность / психологические особенности / личностные характеристики / психологическое благополучие / проблемы развития одаренных / giftedness / psychological characteristics / personal characteristics / psychological well-being / problems of development of the gifted

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черкасова К.А., Черкасова К.А.

Несмотря на значительный объем и разнообразие публикаций, посвященных проблеме одаренности, актуальным остается вопрос о специфических личностных характеристиках и психологических особенностях, присущих одаренным подросткам. Существуют ли особые черты характера и какими качествами обладают одаренные подростки? Отличаются они от своих сверстников без признаков одаренности? Ответы на эти вопросы позволят сделать более эффективным сопровождение одаренных детей и подростков, создать условия для формирования психологически благополучной личности, могут послужить основой в разработке методических и практических материалов для обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черкасова К.А., Черкасова К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF GIFTED TEENAGERS

Despite the significant volume and variety of publications devoted to the problem of giftedness, the question of specific personal characteristics and psychological characteristics inherent in gifted adolescents remains relevant. Are there special character traits and what qualities do gifted teenagers have? Do they differ from their peers without signs of giftedness? The answers to these questions will make it possible to make support for gifted children and adolescents more effective, create conditions for the formation of a psychologically prosperous personality, and can serve as the basis for the development of methodological and practical materials for students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9

Черкасова К.А.

студент магистратуры 2 курса психолого-педагогического факультета ВГПУ,

г. Воронеж, РФ.

Научный руководитель: Маркова И.И. канд. психол. наук, доц. каф. практической психологии ВГПУ,

г. Воронеж, РФ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

Несмотря на значительный объем и разнообразие публикаций, посвященных проблеме одаренности, актуальным остается вопрос о специфических личностных характеристиках и психологических особенностях, присущих одаренным подросткам. Существуют ли особые черты характера и какими качествами обладают одаренные подростки? Отличаются они от своих сверстников без признаков одаренности? Ответы на эти вопросы позволят сделать более эффективным сопровождение одаренных детей и подростков, создать условия для формирования психологически благополучной личности, могут послужить основой в разработке методических и практических материалов для обучающихся.

Ключевые слова

одаренность, психологические особенности, личностные характеристики, психологическое благополучие, проблемы развития одаренных.

Cherkasova K.A.,

2nd year Master's student of the Psychological and Pedagogical Faculty of VSPU, Voronezh,

Russian Federation.

Scientific supervisor: Markova I. I., PhD. Psychology, Associate Professor of Practical Psychology, VSPU, Voronezh,

Russian Federation.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF GIFTED TEENAGERS

ABSTRACT

Despite the significant volume and variety of publications devoted to the problem of giftedness, the question of specific personal characteristics and psychological characteristics inherent in gifted adolescents remains relevant. Are there special character traits and what qualities do gifted teenagers have? Do they differ from their peers without signs of giftedness? The answers to these questions will make it possible to make support for gifted children and adolescents more effective, create conditions for the formation of a psychologically prosperous personality, and can serve as the basis for the development of methodological and practical materials for students.

Keywords

giftedness, psychological characteristics, personal characteristics, psychological well-being,

problems of development of the gifted.

Отличительной особенностью процесса социализации одаренных детей является ориентация на способность к саморазвитию, самосовершенствованию, воспитание человека, обладающего склонностью

к нестандартным способам решения проблем в различных жизненных ситуациях [3].

В исследованиях, посвященных изучению личностных особенностей и проблемам развития одаренных детей [5], подчеркивается наличие некоторых индивидуально-личностных характеристик (например, высокая впечатлительность, эмоциональная чувствительность, повышенная требовательность к себе, обостренное восприятие неудач и др.), которые требуют особого внимания в процессе взаимодействия (Хазова). Большинство авторов сходятся во мнении, что существуют определенные черты, присущие одаренным (А.И. Савенков, А.М. Матюшкин и др.), хотя каких-либо специфических особенностей, отличающих их от сверстников, не много.

По мнению Налетовой Е.А. и Лакреевой А.В. одаренный ребенок, обладая различными качествами, а именно активностью, любознательностью, лидерством, высокой требовательностью к результатам своей деятельности, не всегда способен рассчитать свои возможности. Также, одаренный подросток высококонкурентоспособен, поскольку обладает способностями, свойствами и качествами личности, характеризующих его потенциальные возможности в достижении успеха и высоких побед. Поэтому социализация одаренного ребенка зависит от проявления конкурентоспособности личности, а именно, определение общепринятого поведения в быстро меняющихся условиях, обеспечивающих уверенность в себе, саморегуляцию и гармонию с окружающей средой. При этом одаренный подросток осваивает социальный опыт посредством определенных механизмов [6] В.Т. Лисовский и Ф.А. Мустаева, выделили следующие механизмы социализации одаренных детей: традиционный (влияние семьи и ближайшего окружения), межличностный (развитие коммуникативных качеств), институциональный (влияние социальных институтов), рефлексивный (осозние своей уникальности).

В проводимых исследованиях по изучению девиантогенных рисков социализации одаренных школьников И.В. Дубровина [1] выделяет следующие нарушения: 6-7 лет - повышенный уровень интеллектуального развития (одаренный ребенок ощущает стресс и эмоциональное выгорание); 11-12 лет - эмоционально-волевое и поведенческое нарушение; 15-16 лет - наличие коммуникативного барьера со сверстниками, тревожность в ситуациях школьного и межличностного взаимодействия, неуверенность в себе.

М.А. Холодная выделяет качества личности одаренного ребенка, которые затрудняют его социализацию. Этими качествами личности являются: низкий уровень коммуникативности, перфекционизм, нереалистические цели, сверхчувствительность и нетерпимости. Поэтому одним из основных рисков социализации одаренных детей является нарушение коммуникативных качеств, вызванное затруднением общения со сверстниками. Завышенная самооценка и «головокружение» от успехов предъявляет новые требования к деятельности одаренного ребенка, что может порождать страх неудачи, опасения не оправдать ожидания родителей и учителей. Появление страхов приводит к повышению тревожности, что может спровоцировать снижение самооценки, веры в собственные силы, утрату внутренних ресурсов для выполнения какой-либо деятельности. Именно социальные и психологические проблемы, возникающие у одаренных детей в процессе социализации, рассматриваются как фактор формирования девиантных установок и форм поведения [7].

Исследователи признают, что описываемые ими личностные характеристики одаренных детей, во-первых, присущи не каждому из них, а во-вторых, встречаются и у других детей. К особенностям личности одаренных детей с гармоничным типом развития относятся стремление к творчеству, отказ от традиционных методов решения; высокая самостоятельность и инициативность в процессе обучения; высокий уровень познавательной потребности, увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями; перфекционизм, стремление добиваться совершенства; независимость, автономность, отсутствие склонности думать и поступать в соответствии с мнением большинства. Однако, в подростковом возрасте в меньшей степени проявлены осознание свободы выбора и ответственности за

него, понимание и принятие другого человека. Несбалансированность структуры субъектности характерна для подросткового возраста. Например, при высоком уровне осознания собственной активности (подросток имеет большое количество увлечений и интересов, занимается разнообразными видами деятельности, активен) может одновременно проявляться низкий уровень развития рефлексии, или, например, при высоком уровне осознания свободы выбора и ответственности за него может быть выражен относительно низкий уровень понимания и принятия другого. Недостаточное проявление (или, напротив, гипервыраженное проявление) того или иного компонента субъектности нарушает процесс развития личности. Например, при гипервыраженном значении способности к рефлексии у подростка может блокироваться развитие активной деятельной позиции; непринятие собственной уникальности будет связано со снижением ощущения ценности собственной личности. Признание собственной уникальности, но отсутствие способности понимать и принимать другого человека будет способствовать развитию эгоизма и черствости подростка [2].

В работах Лактионовой Е.Б. становление одаренности может проходить под влиянием самых разнообразных факторов, в том числе негативных, поэтому в ходе проведенного ранее теоретического анализа в качестве личностных ресурсов одаренных учащихся были определены следующие характеристики: жизнестойкость, копинг-стратегии, самоотношение, креативность и стиль познания [4].

Одарённым подросткам свойственны как положительные, так и отрицательные черты личности. Положительные черты личности имеют различные формы проявления, например, стремление к учению, к приобретению новых знаний. Отрицательными чертами личности могут стать: неумеренная самоуверенность, пренебрежительное отношение к окружающим, эгоизм, лживость, грубость, склонность к насилию, к асоциальным поступкам.

Внимание исследователей к личностному потенциалу делает актуальной проблему изучения одаренности. Современное общество может помочь раскрыться и реализоваться одаренным индивидам. При положительном взаимодействии и взаимовлиянии одаренных индивидов и неотмеченных одаренностью людей возможен симбиоз и гармоничное развитие социума в различных научных и социальных направлениях.

Список использованной литературы:

1. Дубровина, И.В. Психологическое благополучие школьников: учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 140 с.

2. Лактионова, Е.Б., Грецов, А.Г., Орлова, А.В., Тузова, А.С. Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем креативности. Психологическая наука и образование. - 2021. т. 26, № 2, с. 28-39.

3. Лактионова, Е.Б., Тузова, А.С. Личностные особенности одаренных подростков/ Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2021. -№ 4- С. 319-326.

4. Лактионова, Е.Б., Тузова, А.С. Психологические особенности одаренных учащихся как ресурсы их психологического благополучия/ В.В. Ковров // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник материалов Второй Международной научно-практической конференции, - 2020 с. 387-390.

5. Леонтьева М.Д. Психологические особенности актуально одаренных старшеклассников // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 N2. С.1-11, https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN220.pdf

6. Налетова Е.А., Лакреева А.В. Девиантогенные риски социализации творчески одарённых детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 150-153.

7. Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность // Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. проф. Л. И. Ларионовой, проф. А. И. Савенкова. — М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С.149-163.

© Черкасова К.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.