Особенности личностной идентичности и социально-психологической адаптации одаренных подростков
Яшкин Михаил Александрович,
магистрант, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, [email protected]
Солобутина Марина Михайловна
к. психол. наук, доцент, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, [email protected]
Введение: В статье рассмотрены особенности личностной идентичности и адаптации одаренных подростков. Выявлены и проанализированы наиболее используемые одаренными подростками копинг - стратегии для совладания со стрессовыми, а также их взаимосвязь со степенью согласованности структурной организации личностной идентичности. Исследование строилось на теоретических положениях Э.Эриксона, Дж.Марсиа, в частности на положении о существовании различных статусов эго-идентичности (предрешенная, диффузная, мораторий, достигнутая) [7; 8; 6], и на положении о существовании у человека способов психологической защиты в стрессовых ситуациях [1;2;9]. Цель: Исследование личностной идентичности и индивидуальных способов психологической адаптации одаренных подростков.
Материалы и методы: для исследования были применены метод тестирование, методы математической статистики: сравнение средних при помощи критерия Т - Стьюдента, и -критерия Манна - Уитни; корреляционный анализ. Были использованы пакет методик, который включает: 1) «Методика исследования личностной идентичности» (В.Б. Никишина, Е.А. Петраш); 2) «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус); 3) «Диагностика социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд).
Результаты исследования, выводы: одаренные подростки имеют внутренний локус контроля, высокую степень автономности, реже, чем сверстники общеобразовательных школ испытывают эмоциональный комфорт, в следствие психологических особенностей, особенностей обучения, более высоких учебных нагрузок. Одаренные подростки более реалистично воспринимают окружающую действительность. Для совладания с сильным стрессом наиболее эффективное им помогает общение со значимым социальным окружением, интеллектуальное планирование решения возникших трудностей, отвлечение на некоторое время от проблем, временная смена деятельности на более привлекательную. Развитию личностной идентичности одаренных подростков благотворно способствует высокая степень автономности, эмансипации, стабильное эмоциональное состояние принятие себя, собственных особенностей. Ключевые слова и словосочетания: личностная идентичность, копинг-стратегии, социально-психологическая адаптация, одаренные подростки, одаренность, индивидуальные способы психологической адаптации.
п с
А
©
о сч ю
О!
На сегодняшний день существует масса исследований в сфере детской, подростковой одаренности. Эти исследования касаются различных сфер одаренности - особенностей развития интеллекта, эмоциональной сферы, общих психологических особенностей. Изучение феномена одаренности на сегодняшний день базируются на концепциях одаренности, разработанных ещё в начале - середине XX века [13]. Фактически, не учитывается современные особенности, темпы развития общества, современные потребности и условия, предъявляемые школьникам. Стремительно увеличивается количество стрессогенных факторов, явлений, эффективная борьба с влияниями которых, в свою очередь, является условием для успешной адаптации [3]. Многочисленные компетенции, которыми на сегодняшний день должен обладать подросток складываются в картину его эго-идентичности [7]. Если данный процесс происходит гармонично, то и процесс социально-психологической адаптации происходит без излишнего эмоционального напряжения, без серьёзных проблем и конфликтных ситуаций [14]. Если же подросток не в состоянии определиться с приоритетным направлением, его социальные роли находятся в конфликте, то процесс социализации может протекать крайне болезненно, вплоть до возникновения невротических симптомов [7]. Такие психологические особенности одаренных подростков, как повышенный эгоцентризм, склонность переоценивать возможности других людей, стремление к исключительному лидерству, крайний нонконформизм могут как позитивно, так и негативно отразиться на процессе социально-психологической адаптации. Поэтому исследования в данной сфере обретают актуальность на сегодняшний день.
В нашем исследовании приняли участие 60 подростков - учащихся образовательных учреждений республики Татарстан, 30 подростков обладают интеллектуальной одаренностью, обучаются лицее интернатного типа.
На этапе диагностики степени согласованности структурной организации личностной идентичности у подростков была выявлена частота встречаемости различных статусов личностной идентичности (рис. 1) (Рю.1).
В результате сравнения средних значений показателя при помощи и - критерия Манна - Уитни - степень согласованности структурной организа-
ции компонентов личностной идентичности достоверно выше у подростков из средних общеобразовательных школ. Это, вероятно, связанно с тем, что у обычных подростков более широкий круг социального общения. Соответственно, у них больше источников обратной информационной связи, подростки знают себя в различных проявлениях [7] .
Рис. 1 Частоты встречаемости различных статусов личностной идентичности в группах одаренных и подростков учащихся общеобразовательных школ
Большинство подростков как одаренных, так и учащиеся средней общеобразовательной школы используют копинг - стратегии в «погранично» адаптивной форме, т.е. копинги, чаще всего, используются адекватно возникшей стрессовой ситуации, эффективно способствуют социально - психологической адаптации. Однако, у подростков ещё активно протекают процессы личностного развития, ещё в процессе активного формирования находятся ценностные ориентации, профессиональная идентичность, модели поведения, в том числе и совладающего. В силу несовершенства моделей копинг - поведения у подростков проявляется и некоторая некомпетентность в использовании копинг - стратегий [1].
Вместе с тем, у одаренных и подростков учащихся средних общеобразовательных школ в использовании стратегий совладания имеются и различия. Так, в выборке одаренных подростков у большинства в значительной степени оказалась напряженной копинг - стратегия «бегство» (Рис. 2) (Рю.2), а у подростков - учащихся общеобразовательных школ - «Положительная переоценка». (Рис. 3).
Рис. 2 Уровни напряженности копинг- стратегий у одаренных подростков.
Менее интенсивное, относительно среднестатистических, использование копинга «дистанцирование» у одаренных подростков связанно с
тем, что они более ответственно относятся к поставленным задачам, они менее склонны ощущать себя беспомощными в трудных ситуациях, поэтому с большей эффективностью и энтузиазмом подходят к разрешению проблемных ситуаций. [12]
Рис. 3 Уровни напряженности копинг- стратегий у подростков - учащихся общеобразовательных школ где, 1 - «Конфронтация» («Confrontation»); 2 - «Дистанцирование» («Distance»); 3 - «Самоконтроль» («self control»); 4 -«Поиск социальной поддержки» («Search for social support»); 5 - «Принятие ответственности» («Taking responsibility»); 6 -«Бегство» («Escape»); 7 - «Планирование решения проблем» («Problem solving planning»); 8 - «Положительная переоценка» («Positive revaluation»).
В результате сравнения средних значений выборок по критерию Т - Стьюдента были выявлены значимые достоверные различия в использовании таких копинг - стратегий как «дистанцирование», «принятие ответственности», «бегство», «положительная переоценка» см. табл. 1
Таблица 1
Результаты сравнения средних значений результатов по опроснику
Копинги- Критерий Значи- Средние Средние зна-
стратегии равен- мость дву- значения у чения у под-
(coping ства дис- сторонняя одаренных ростков об-
strategies) персий (The (The щеобра-
Ливиня importance average зовтельных
(Levene's of bilatéral) values for школ
criterion the gifted) (Average
of equality values in
of adolescents of
variances) secondary
schools)
«Дистанциро- 0,587 0,01 10 12
вание»
(«Distance»)
«Принятие 0,081 0,000... 10 7
ответственно-
сти» («Taking
responsibility»)
«Бегство» 0,124 0,001 10 5
(«Escape»)
«Положитель- 0,672 0,045 10,6 12,4
ная переоцен-
ка» («Positive
revaluation»)
Более высокий уровень напряженности копинга «Принятие ответственности» у одаренных связан с их природным эгоцентризмом, автономией, стремлениями к исключительному лидерству, так же со склонностью к перфекционизму [13]. Сравнительно высокая напряженность копинга «Бегство» у одаренных обосновывается тем, что одаренные дети, подростки склонны заниматься наиболее привлекательной для них деятельно-
6 У X
ДА
>
ö-X
т m А
о п m
т;
о
-С
m
о т; О
U Д
о
-о О ГО Ö-Я
«
стью, поэтому они избегают не вызывающей у них интерес деятельности [13]. Одаренные подростки реалистично воспринимают действительность, не пытаются ее исказить. Об этом говорит и менее, чем у подростков - учащихся общеобразовательных школ, интенсивность использования копинга «Положительная переоценка».
Далее было проведено сравнение уровня социально-психологической адаптации одаренных и среднестатистических подростков при помощи «Методики диагностики социально -психологической адаптации» К. Роджерса [10] и критерия Т - Стьюдента.
Табл. 2
Сравнение средних значений выборок одаренных и неодаренных подростков по методике «Исследование социально ■ психологической адаптации»
Шкалы Критерий равенства дисперсий Ливиня (значимость) T- эмпирическое (знач. двусторонняя) Ср.з. одар. Ср. знач. Неодар
Адаптация 0,8>0,05 0,006 52 57
Эмоц. комфорт 0,278>0,05 0,000.. 50,5 59,5
Интернальность 0,465>0,05 0,000.. 55,6 47
п
с <
в
0 сч
fO
01
В результате сравнения были выявлены достоверные различия по шкалам «Адаптация», «Эмоциональный комфорт», «Интернальность». Уровень социально психологической адаптации у одаренных подростков ниже, чем у подростков общеобразовательной школы, так же они в меньшей степени испытывают эмоциональный комфорт, но при этом, они более интернальны. Одаренные подростки склонны решать собственные проблемы самостоятельно, у них выражена потребность в автономии, к ому же, специфика учебного заведения - лицея - повышенные учебные нагрузки, проживание в интернате
- вдали от родителей способствует развитию внутреннего локуса контроля, автономии. Однако, если возникшая проблема достаточно сложная, то они могут замыкаться в себе. Самостоятельное разрешение возникающих трудностей как в плане учебы, так и в отношениях со сверстниками вызывает значительное эмоциональное напряжение. Учитывая склонности к замыканию в себе, у одаренных подростков это может оказать негативное влияние на социально
- психологическую адаптацию. [12]
В результате корреляционного анализа было выявлено, что уровень адаптации имеет обратную сильную связь со степенью напряженности таких копинг - стратегий как «Поиск социальной поддержки» (гху= -0,482, р<0.001), «Дистанцирование» (гху= -0,521, р<0.005), «Конфронтация» (гху= -0,754, р<0.005), «Бегство» (гху= -0,636, р<0.001) , «Планирование решения проблем» (гху= -0,689, р<0.005) и слабую обратную связь с уровнем напряженности копинга «Приянтие ответственности» (гху= -0,451, р<0.05). Что говорит о том, что рациональное, адекватное ситуации использование данных копинг - стратегий в наибольшей степени обеспечивает социально -
психологическую адаптацию одаренных подростков.
Стоит так же выделить и то, что уровень согласованности структурной организации компонентов личностной идентичности имеет сильные прямые связи с такими элементами как «Интернальность», «Эмоциональный комфорт», «Самопринятие», обратную сильную с уровнем напряженности копинга «Конфронтация» и, непосредственно, сильную прямую с «Адаптацией». Из выявленных особенностей следует, что наиболее значимыми элементами личностной идентичности одаренных подростков являются внутренний контроль (интернальность), эмоциональный комфорт и принятие себя. Так же, стоит отметить, что степень согласованности структурной организации компонентов личностной идентичности напрямую взаимосвязана с уровнем социально - психологической адаптации, что свидетельствует о том, что у одаренных подростков степень достижения личностной идентичности отражается и на уровне социально - психологической адаптации.
Таким образом, одаренные подростки имеют внутренний локус контроля, высокую степень автономности, реже, чем сверстники общеобразовательных школ испытывают эмоциональный комфорт, в следствие психологических особенностей, особенностей обучения, более высоких учебных нагрузок. Одаренные подростки более реалистично воспринимают окружающую действительность. Для совлвдания с сильным стрессом наиболее эффективное им помогает общение со значимым социальным окружением, интеллектуальное планирование решения возникших трудностей, отвлечение на некоторое время от проблем, временная смена деятельности на более привлекательную, либо игнорирование трудности, если подросток не может ни коим образом повлиять не ее разрешение. Развитию личностной идентичности одаренных подростков благотворно способствует высокая степень автономности, эмансипации, стабильное эмоциональное состояние принятие себя, собственных особенностей. Важно так же отметить, что чем более сформирована у такого подростка идентичность, чем более согласованны её основные компоненты, тем более стабильно у него происходит процесс социально -психологической адаптации, более адекватно и эффективно им используются копинговые стратегии.
Литература
1. Рокицкая Ю.А. Факторная структура копинг-поведения подростков // Вестник ЧГПУ. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktornaya-struktura-koping-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 23.05.2019).
2. Колиева Регина Робертовна Анализ копинг-стратегий подростков склонных к девиантному поведению // Проблемы Науки. 2014. №3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-koping-strategiy-podrostkov-sklonnyh-k-deviantnomu-povedeniyu (дата обращения: 25.06.2019).
3. Батухтина Татьяна Владимировна Психологические ресурсы адаптации к стрессовым ситуациям у творчески одаренных подростков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №105. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/psiholog ich eskie-resursy-adaptatsii-k-stressovym-situatsiyam-u-tvorcheski-odarennyh-podrostkov (дата обращения: 27.05.2019).
4. Рысева А. А. Самосознание личности и его особенности у интеллектуально одаренных подростков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №43-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samosoznanie-lichnosti-i-ego-osobennosti-u-intellektualno-odarennyh-podrostkov (дата обращения: 28.05.2019).
5. Щебланова Е.И. Интеллектуальная я-концепция одаренных подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnaya-ya-kontseptsiya-odarennyh-podrostkov (дата обращения: 28.05.2019).
6. Никишина В. Б., Петраш Е. А. Методика исследования личностной идентичности: методология и технология стандартизации // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2014. №13 (184). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-issledovaniya-lichnostnoy-identichnosti-metodologiya-i-tehnologiya-standartizatsii-1 (дата обращения: 26.05.2019).
7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ.. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
8. Marcia J. E., Friedman M. L. Ego identity status in college women // J. Person. 1970. V. 38. -N 2. - р. 249 - 268.
9. Lazarus, R.S., Folkman, S., Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984.
10.Роджерс К.Р. // Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2014
11.Синенко Василий Яковлевич Ведущие проблемы работы с интеллектуально одарёнными детьми // Сибирский педагогический журнал. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veduschie-problemy-raboty-s-intellektualno-odaryonnymi-detmi (дата обращения: 25.05.2019).
12.Хазова С. А. Интеллектуальная одаренность и совладание с трудностями // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnaya-odarennost-i-sovladanie-s-trudnostyami (дата обращения: 20.05.2019).
13.Савенков А.И. Психология детской одаренности. - М.: Генезис, 2010 - 440 c.
14. Авдеев Евгений Александрович К проблеме утраты ценностных оснований личностной идентичности в современном обществе // Гуманитарные, социально-экономические и обще-
ственные науки. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-utraty-tsennostnyh-osnovaniy-lichnostnoy-identichnosti-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 27.05.2019).
Some features of personal identity and socio-psychological
adaptation of gifted adolescents Yashkin M.A. Salobutina M.M.
Kazan (Volga region) Federal University
Introduction: The article deals with the features of personal identity and adaptation of gifted adolescents. Identified and analyzed the most used gifted adolescents coping strategies for coping with stress, as well as their relationship with the degree of consistency of the structural organization of personal identity. The study was based on the theoretical positions of E. Erickson, J.Marcia, in particular on the position of the existence of different ego-identity statuses (predetermined, diffuse, moratorium achieved) [7; 8; 6], and on the provision of the existence of human methods of psychological protection in stressful situations [1;2;9]. Objective: to Study the personal identity and individual ways of
psychological adaptation of gifted adolescents. Materials and methods: for the study, the method of testing, methods of mathematical statistics were used: comparison of averages using the t - student criterion, U - Mann - Whitney criterion; correlation analysis. A package of techniques was used, which includes: 1) "Methodology for the study of personal identity" (V. B. Nikishina, E. A. Petrash); 2) "Methods of coping behavior" (R. Lazarus); 3) "Diagnosis of socio-psychological adaptation" (K. Rogers, R. diamond). Conclusions: gifted adolescents have an internal locus of control, a high degree of autonomy, less often than peers of secondary schools experience emotional comfort, as a result of psychological characteristics, learning characteristics, higher educational loads. Gifted teenagers more realistically perceive the surrounding reality. For soldane with strong stress the most effective communication helps them with meaningful social environment, the intellectual planning of the solution of the problem, a distraction for a while from the problem, a temporary change of activity more attractive. High degree of autonomy, emancipation, stable emotional state of self-acceptance, own peculiarities favor the development of personal identity of gifted adolescents. Key words and phrases: personal identity, coping strategies, social and psychological adaptation, gifted adolescents, giftedness, individual ways of psychological adaptation. References
1. Rokicka J. A. Factor structure of the coping behavior of adolescents // Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University. 2018. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktornaya-struktura-koping-povedeniya-podrostkov (date accessed: 23.05.2019).
2. Kolieva Regina Robertovna Analysis of coping strategies of adolescents prone to deviant behavior // Problems of Science. 2014. №3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-koping-strategiy-podrostkov-sklonnyh-k-deviantnomu-povedeniyu (date accessed: 25.06.2019).
3. Batukhtina Tatyana Psychological resources adaptation to stressful situations with gifted adolescents // Izvestiya RGPU im. A. I. Herzen. 2009. No. 105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-resursy-adaptatsii-k-stressovym-situatsiyam-u-tvorcheski-odarennyh-podrostkov (date accessed: 27.05.2019).
4. Rysev, A. A. self-Consciousness and its peculiarities in intellectually gifted adolescents // Izvestiya RGPU im. A. I. Herzen. 2007. No. 43-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samosoznanie-lichnosti-i-ego-osobennosti-u-intellektualno-odarennyh-podrostkov (date accessed: 28.05.2019).
5. Scheblanova E. I. Intellectual self-concept of gifted adolescents
// Theoretical and experimental psychology. 2016. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnaya-ya-kontseptsiya-odarennyh-podrostkov (date accessed: 28.05.2019).
6. Nikishina V. B., Petrash E. A. Methods of research of personal
identity: methodology and technology of standardization //
6 У X
ДА
> tr
X
tr m А о
ZI
m
t;
zi о
-С
m о т; О
u
о ■ö О ГО
tr
Я
Scientific Bulletin of BelSU. Series: Humanities. 2014. №13 (184). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-issledovaniya-lichnostnoy-identichnosti-metodologiya-i-tehnologiya-standartizatsii-1 (date accessed: 26.05.2019).
7. Erickson E. Identity: youth and crisis: Per. with English.. - M.:
Progress, 1996. - 344 p.
8. Marcia J. E., Friedman M. L. Ego identity status in college
women // J. Person. 1970. V. 38. - N 2. - p. 249 - 268.
9. Lazarus, R. S., Folkman, S., Stress, appraisal, and copying.
New York: Springer, 1984.
10. Rogers K. R. // Formation of personality. A look at psychotherapy. M.: Publishing house EKSMO-Press, 2014
11. Sinenko Vasily Yakovlevich Leading problems of work with intellectually gifted children // Siberian pedagogical journal. 2012. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veduschie-problemy-raboty-s-intellektualno-odaryonnymi-detmi (date accessed: 25.05.2019).
12. Khazova Svetlana Alekseevna Intellectual talent and coping with difficulties // Bulletin of Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsiogenetiki. 2008. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnaya-odarennost-i-sovladanie-s-trudnostyami (date accessed: 20.05.2019).
13. Savenkov A. I. Psychology of children's giftedness. - M.: Genesis, 2010 - 440 c.
14. Avdeev Evgeny to the problem of loss of value bases of personal identity in modern society // Humanities, socioeconomic and social Sciences. 2015. C. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-utraty-tsennostnyh-osnovaniy-lichnostnoy-identichnosti-v-sovremennom-obschestve (date accessed: 27.05.2019).
n
a <
©
0 cs
fO
01