Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЮНОШИ / НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ В ОБЩЕНИИ / АДАПТАЦИЯ / САМОВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бершедова Людмила Ивановна, Морозова Татьяна Юрьевна, Овчаренко Лариса Юрьевна

В статье освещаются результаты исследования, направленного на изучение особенностей общения старшеклассников в ситуации неопределённости, для которой характерны сложности прогнозирования, контроля и самоконтроля, психическое напряжение. Цель исследования - выявление психологических особенностей общения современных старшеклассников и их социально-психологическая адаптация в ситуации неопределённости. Использовались стандартизированные методики и опросники, а также материалы, полученные на Линии поддержки Московского городского университета, открытой в марте 2022 г. Выборка испытуемых составила 378 старшеклассников обоих полов. Полученные результаты показали различия в содержании коммуникации у юношей и девушек, расхождения между потребностью и реальной удовлетворенностью в общении со значимыми взрослыми. Была установлена взаимосвязь характеристик данного процесса с показателями социально-психологической адаптации старшеклассников. Представленные результаты актуальны для понимания современного состояния сферы общения юношей и могут быть использованы в работе психологов, педагогов, социальных педагогов и всех специалистов, работающих со старшеклассниками и их семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MODERN HIGH SCHOOL STUDENTS’ COMMUNICATION IN A SITUATION OF UNCERTAINTY

The article highlights the results of the research aimed at studying the features of high school students’ communication in a situation of uncertainty, which is characterized by difficulties in forecasting, control and self-control, as well as mental stress. The study aims at identifying the psychological features of modern high school students’ communication and their socio-psychological adaptation in a situation of uncertainty. Standardized methods and questionnaires were used, as well as materials obtained from the Moscow City University Support Line, which opened in March 2022. The sample of subjects comprised 378 high school students of both sexes. The results showed differences in the content of communication between boys and girls, and discrepancies between the need and actual satisfaction in communicating with significant adults. The interrelation of communication characteristics of high school students with indicators of their socio-psychological adaptation was established. The presented results are relevant for understanding the current state of young people's communication sphere and can be used in the work of psychologists, teachers, social educators, and all specialists working with high school students and their families.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 3. С. 44-50. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 3. P. 44-50.

Научная статья УДК 37.015.3

https://doi.org/10.24158/spp.2023.3.6

Психологические особенности общения современных старшеклассников

в ситуации неопределенности

Людмила Ивановна Бершедова1, Татьяна Юрьевна Морозова2, Лариса Юрьевна Овчаренко3

123Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

1bershedovaLI@mgpu.ru

2morozovaTU@mgpu.ru

3ovcharenkoLU@mgpu.ru

Аннотация. В статье освещаются результаты исследования, направленного на изучение особенностей общения старшеклассников в ситуации неопределённости, для которой характерны сложности прогнозирования, контроля и самоконтроля, психическое напряжение. Цель исследования - выявление психологических особенностей общения современных старшеклассников и их социально-психологическая адаптация в ситуации неопределённости. Использовались стандартизированные методики и опросники, а также материалы, полученные на Линии поддержки Московского городского университета, открытой в марте 2022 г. Выборка испытуемых составила 378 старшеклассников обоих полов. Полученные результаты показали различия в содержании коммуникации у юношей и девушек, расхождения между потребностью и реальной удовлетворенностью в общении со значимыми взрослыми. Была установлена взаимосвязь характеристик данного процесса с показателями социально-психологической адаптации старшеклассников. Представленные результаты актуальны для понимания современного состояния сферы общения юношей и могут быть использованы в работе психологов, педагогов, социальных педагогов и всех специалистов, работающих со старшеклассниками и их семьями.

Ключевые слова: неопределенность, общение, старшеклассники, юноши, нерегламентированное общение, удовлетворенность в общении, адаптация, самовосприятие

Для цитирования: Бершедова Л.И., Морозова Т.Ю., Овчаренко Л.Ю. Психологические особенности общения современных старшеклассников в ситуации неопределенности // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 3. С. 44-50. https://doi.org/10.24158/spp.2023.3.6.

Original article

Psychological Features of Modern High School Students' Communication

in a Situation of Uncertainty

Luydmila I. Bershedova1, Tatyana Yu. Morozova2, Larisa Yu. Ovcharenko3

1'2'3 Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia

1bershedovaLI@mgpu.ru

2morozovaTU@mgpu.ru

3ovcharenkoLU@mgpu.ru

Abstract. The article highlights the results of the research aimed at studying the features of high school students' communication in a situation of uncertainty, which is characterized by difficulties in forecasting, control and self-control, as well as mental stress. The study aims at identifying the psychological features of modern high school students' communication and their socio-psychological adaptation in a situation of uncertainty. Standardized methods and questionnaires were used, as well as materials obtained from the Moscow City University Support Line, which opened in March 2022. The sample of subjects comprised 378 high school students of both sexes. The results showed differences in the content of communication between boys and girls, and discrepancies between the need and actual satisfaction in communicating with significant adults. The interrelation of communication characteristics of high school students with indicators of their socio-psychological adaptation was established. The presented results are relevant for understanding the current state of young people's communication sphere and can be used in the work of psychologists, teachers, social educators, and all specialists working with high school students and their families.

Keywords: uncertainty, communication, high school students, young men, imformal communication, satisfaction in communication, adaptation, self-perception

For citation: Bershedova, L.I., Morozova, T.Yu. & Ovcharenko, L.Yu. (2023) Psychological Features of Modern High School Students' Communication in a Situation of Uncertainty. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (3), 44-50. Available from: doi:10.24158/spp.2023.3.6 (In Russian).

© Бершедова Л.И., Морозова Т.Ю., Овчаренко Л.Ю., 2023

- 44 -

Введение. В настоящее время неопределенность присутствует и влияет на самые разные сферы жизни современного человека и выступает «полем взаимодействий, на котором разворачивается активность человека» (Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала человека ..., 2010). Ситуация неопределенности характеризуется довольно резкими изменениями внешних и внутренних факторов социальной среды. Преобразования социальной и экономической ситуации, ограничения в связи с новой коронавирусной инфекцией, которые затронули всё мировое сообщество, а также актуальная для настоящего момента социальная напряженность напрямую связаны с ситуацией неопределенности. Проблема общения современных старшеклассников в этих условиях представляется особенно актуальной, поскольку личностное становление молодых людей в настоящее время происходит в периоды повышенной социальной напряженности и требует внимания и психологической поддержки.

Неопределённость может возникнуть в самых разных сферах жизни - профессиональной, личностной, социальной. В юношеском возрасте подобная ситуация особенно ярко проявляется в коммуникативной сфере. Так, существенно меняются познавательный и эмоциональный компоненты общения у молодых людей, важнейшей частью общения становится обратная связь, которая эффективнее всего реализуется в неформальном или нерегламентированном коммуникативном процессе.

Это подтверждается при рассмотрении запросов, с которыми столкнулись практические психологи, работающие на Линии поддержки Московского городского университета, открытой в марте 2022 г. Анализ формулировок вопросов, исходивших от молодых людей подтверждает тезис об увеличении актуальности нерегламентированного общения для несовершеннолетних в период неопределенности. Обращения, связанные с нарушением контактов между членами семьи, с друзьями, превалировали в общей массе, что доказывает важность и значимость данной темы. В периоды повышенной социальной напряженности дефицит такого общения ощущается сильнее.

Коммуникация является сильнейшим инструментом взаимодействия, который может не только способствовать развитию личности старшеклассника, но и нести для него определенные риски, менять качество жизни юношей.

Методология. Психологические проблемы общения современных школьников раскрывали в своих исследованиях С.Л. Рубинштейн (2012), В.Н. Мясищев (2011), М.И. Лисина (2009), А.Н. Леонтьев (2004) и др.

Актуальная сегодня ситуация социальной и психологической неопределенности усиливает важность содержательного и эмоционального наполнения коммуникативных процессов несовершеннолетних. Для сохранения психологической целостности личности старшего школьника жизненно необходимо общение, основанное на принятии, поддержке, способности и возможности строить открытые, эмоционально насыщенные коммуникативные связи.

В возрастно-психологических исследованиях ряда авторов, таких как И.С. Кон (1982), феномен неопределенности характеризуется с позиции множественного выбора, преодоление которого лежит в основе создания психологического новообразования на каждом кризисном возрастном этапе (Белорусова, 2018).

Исследования личности в ситуации общения, показывающие значимость коммуникаций для юношеского периода развития, отражают идеи о том, что личность не только сама формирует отношение к другим, но и фиксирует отношение к себе со стороны окружающих. Таким образом, она воплощает в себе синтез собственного отношения и свойств, приписанных другими участниками взаимодействия (Братусь, 2019). Взаимосвязь с другими субъектами общения для личности имеет существенное значение. Особая значимость ее обнаруживается при наличии социальных контактов с другими индивидами, значимых для процессов развития индивида.

Кризисное становление личности в подростковом и юношеском возрасте отличается развитием самосознания юношей и девушек, которое характеризуется синтезом культивирования своей уникальности и неповторимости и зависимостью от отношения со стороны окружающих. Все это порождает стремление к построению общения со значимыми другими, которое будет наполнено индивидуальными смыслами и ориентировано на эффективное развитие личности.

Проблема ценности и значения общения, потребности в нём, его содержания, понимания его как деятельности, занимающей огромное место в жизни старшеклассников, приобретает новое видение. Для развития личности подростка большое значение имеют разнообразные виды общения. Актуальными всегда будут его формализованные варианты, регламентированная, деловая и ролевая разновидности, имеющие прямое отношение к развитию ведущей деятельности, сопряженные с познавательными и деловыми группами мотивов. Данные формы общения будут ключевыми в рамках учебной деятельности, профессионального самоопределения, построения образовательного и карьерного маршрутов. Однако наиболее значимыми все же остаются нере-гламентированные виды коммуникации - доверительное и личностное общение1. Именно они

1 Мудрик А.В. Социализация человека : учебное пособие. М. ; Воронеж, 2011. 624 с.

- 45 -

обеспечивают максимальное удовлетворение потребности в эмоционально насыщенном, значимом для молодых людей общении, социальном взаимодействии.

Важным компонентом развития личности старшего школьника является реализация потребности именно в нерегламентированном общении, которое должно быть доверительным, мотивированным со стороны каждого субъекта и представлять собой личностную ценность (Бра-тусь, 2019; Дубровина, 1989).

Исследования взрослости определили, что именно в юности она проявляется сменой ориентировки личности юношей и девушек со сверстников на окружающих взрослых, чье мнение начинает определять направления личностных изменений старших школьников. Отношения с ними, в том числе с родителями, становятся постоянной темой юношеской рефлексии1 (Кон, 1982). От того, насколько коммуникация старшеклассников содержательна и качественна, будет зависеть становление и взросление личности.

Эксперимент. Для выявления потребности в нерегламентированном общении и степени ее реального удовлетворения были использованы методики Х. Ниеми «Размышления о смысле жизни» и «Области жизнедеятельности» (в адаптации М.Р. Гинзбурга) (Гинзбург, 1994).

С целью определения адаптированности личности была использована методика «Социально-психологической адаптации личности К. Роджерс, Р. Даймонд» (в адаптации А.К. Осниц-кого)2. С помощью шкал «Адаптация», «Приятие других», «Интернальность», «Самовосприятие», «Эмоциональная комфортность» и «Стремление к доминированию» была выявлена взаимосвязь между удовлетворенностью в общении и социально-психологической адаптированностью личности. Результаты исследования были подвергнуты корреляционному анализу, в результате которого удалось установить математически значимые связи между компонентами эксперимента.

В настоящем исследовании участвовали 378 юношей и девушек, средний возраст испытуемых составил 17,1 лет; абоненты линии поддержки были представлены студентами 1 курса в количестве 54 человек, средний возраст которых составил 17,9 лет. Исследование проводилось в 2022 г.

Результаты. Проведенный эксперимент позволил выявить различия у юношей и девушек в содержании общения со значимыми людьми, реальной потребностью в нем и удовлетворенностью этим процессом, а также установить взаимосвязь с показателями социально-психологической адаптации индивидов.

Ведущее место в жизни каждого человека играют значимые другие люди, близкие родственники, друзья, оказывающие существенное влияние на проживание успехов и неудач, потерь и приобретений, возникновение новых компетенций, интересов и направленности, хобби и форм досуга, любых жизненных целей, потребностей, сомнений и переживаний (Морозова, 2013). В настоящее время, когда старшеклассники испытывают потребность в доверительном общении, они чаще всего обращаются к родителям как значимым другим, которые, безусловно, дают им возможность получить обратную связь. Однако сами родители в настоящее время не всегда имеют внутренние силы и время строить позитивное взаимодействие со своими взрослыми детьми. Ситуация неопределенности порождает дефицит в общении в силу эмоциональной отстраненности, возникающей как ответ на усиливающуюся напряженность и ситуативную тревожность.

На рис. 1 показаны данные, свидетельствующие об имеющихся различиях в содержании общения у юношей и девушек со значимыми взрослыми.

Установлено, что молодые люди демонстрируют различия в реализации потребности в нерегламентированном и доверительном общении и его содержательных аспектах с субъектами референтного круга. Так, юноши чаще обращаются к значимым другими с инструментальными темами, а девушки предпочитают обсуждать вопросы доверительного характера. Для последних эмоционально наполненное общение остается максимально востребованным с членами референтного круга: лучшими друзьями и матерью, а в меньшей степени - с отцом и учителями. Между тем для юношей общение с мужчинами старшего поколения в семье является более привлекательным, нежели для девушек. Учителя для современной молодежи не имеют высокой степени значимости в референтном круге общения.

Результативная психологическая работа должна строиться на основе оптимизации сфер общения юношей и девушек. Все участники референтного круга коммуникации являются, безусловно, важными и не могут взаимозаменить друг друга. Перевес в сторону того или иного субъекта общения может внести негативные искажения в формирование личности старшеклассника.

1 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник. М., 2015. 656 с.

2 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учебное пособие. М., 2002. 488 с.

Рисунок 1 - Различия в содержании общения у юношей и девушек со значимыми взрослыми

Анализ результатов проведенного эксперимента демонстрирует интересный феномен довольно большого разрыва между потребностью в общении с отцом и ее реализацией. Эмоциональный контакт с родителями в этом возрасте у молодых людей ослабевает за счет стремления несовершеннолетних к большей самостоятельности и сепарации от родителей. При этом актуальность доверительного общения с ними, в частности, с отцами, остается достаточно большой. Это подтверждает и анализ запросов студентов на Линию поддержки МГПУ (рис. 2).

Рисунок 2 - Расхождение между потребностью в общении и ее реальной удовлетворенностью

Содержание общения старшеклассника и других значимых взрослых может быть наполнено очень разными темами и вопросами. Очевидно, что самые важные вопросы, являющиеся эмоционально и материально связанными с родителями, юноши и девушки обсуждают именно с ними. Однако в разных семьях сфера взаимодействия в детско-родительской системе окрашена разными красками. Молодые люди с родителями обсуждают чаще всего жизненные смыслы, планы и перспективы, образовательный маршрут, сферу будущей деятельности, выбор партнера - ключевые вопросы, связанные с жизненным самоопределением (Бершедова, 1996).

Юноши и девушки, демонстрирующие более высокую степень удовлетворенности нерегла-ментированным доверительным общением, показывают более высокие результаты по факторам социально-психологической адаптированности: интернальность, эмоциональный комфорт и положительное самовосприятие (рис. 3). Такие старшеклассники отличаются высокой степенью удовлетворенности личностными характеристиками, самооценкой, уровнем понимания и эмоционального отношения к миру, окружающим событиям и людям, предрасположенностью к интернальному ло-кусу контроля, умением принимать на себя ответственность за происходящее (Лисина, 2009).

Рисунок 3 - Результаты применения методики К. Роджерс, Р. Даймонд к старшеклассникам на предмет выявления у них приоритетных факторов социально-психологической адаптации

С помощью корреляционного коэффициента Спирмена нами было выявлено, что удовлетворенность нерегламентированным общением имеет связь со степенью социально-психологической адаптированности личности.

Старшеклассники, наиболее удовлетворенные общением в референтом кругу, имеют более высокую степень адаптации, личностной зрелости, способности достижения целей в отличие от сверстников с дефицитом референтного нерегламентированного общения с другими взрослыми и друзьями. Обнаружена выраженная связь между уровнем адаптации и удовлетворенностью в общении (при r = 0,422 p < 0,01). Данный тезис дает возможность утверждать, что социально-психологическая адаптация для молодых людей, удовлетворенных референтным общением, является более выраженной и качественной. Особенно важен данный тезис в ситуации неопределенности, которая требует от личности активизации больших ресурсов. Одним и них становится удовлетворенная потребность в нерегламентированном общении юношей и девушек со значимыми другими, в особенности с родителями и друзьями.

Между показателями «интернальность» и «эмоциональная комфортность» также установлена математически подтвержденная связь с удовлетворенностью в нерегламентированном общении (при r = 0,437 p < 0,01). Так, старшеклассники, находящие в родителях и друзьях поддержку, имеющие возможность обсуждать с ними важные для несовершеннолетних темы, очевидно, являются более способными к внутреннему контролю жизнедеятельности в процессе социально-психологической адаптации, к ответственности за происходящие события и определенному эмоциональному отношению к миру в период адаптации к изменяющимся условиям.

Определенно важным фактором является и повышение уровня адекватности самовосприятия у несовершеннолетних, удовлетворенных нерегламентированным общением с представителями своего референтного круга. Выявлен статистически значимый результат взаимосвязи данных критериев (при r = 0,328 p < 0,05).

Выводы. Для полноценного развития личности на этапе взросления необходимо максимальное удовлетворение ее потребности в общении со значимыми другими, характеризующееся принятием, пониманием и эмоциональным обменом. Особенную значимость данный тезис приобретает в ситуациях неопределенности.

Содержательно изменяются роли значимых взрослых в решении юношами и девушками смысложизненных проблем. В настоящее время фиксируется разрыв между потребностью в нерегламентированном доверительном общении юношей и девушек со значимыми взрослыми и реально существующей системой такого общения (Romanova et al., 2018; Sisman et al., 2013).

Одним из самых важных элементов коммуникационного процесса для юношей в период неопределенности становится обратная связь, что усиливает необходимость содержательного и эмоционального наполнения актов взаимодействия.

Выявленные различия в содержании общения и удовлетворенности им со стороны старшеклассников указывают на степень значимости психологически насыщенного общения юношей

с родителями, друзьями и педагогами. Особенно важным для юношей становится общение с отцами на инструментальные темы. Девушки же предпочитают эмоционально значимые доверительные темы для обсуждения.

Удовлетворенность нерегламентированным общением имеет связь со степенью социально-психологической адаптированности личности. В новых или изменяющихся социальных условиях доля молодых людей, удовлетворенных референтным общением, больше. Старшеклассники, имеющие возможность обсуждать важные для них темы с родителями или иными значимыми другими, очевидно, являются более способными к внутреннему контролю жизнедеятельности, ответственности и положительному самовосприятию.

Список источников:

Белорусова Е.А. Ситуация неопределенности как источник развития личности // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 455-459.

Бершедова Л.И. Психологическая готовность современных старшеклассников к жизни. Петрозаводск, 1996. 87 с.

Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. М., 2019. 912 с.

Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-48.

Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. М., 1989. 168 с.

Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982. 191 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. 352 с.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб., 2009. 318 с.

Морозова Т.Ю. Копинг-стратегии в юношеском возрасте // Проблемы социальной зрелости современной молодежи. Тамбов, 2013. С. 24-29.

Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. М. ; Воронеж, 2011. 398 с.

Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала человека / Т.В. Корнилова [и др.]. М., 2010. 334 с.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 2012. 224 с.

Romanova E.S., Abushkin B., Ovcharenko L.Yu., Shilova T.A., Akhtyan A.G. Socialization Factors of Schoolchildren: Psychological Aspect // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6. № S. P. 299-309.

Sisman B., Yoruk S., Eleren A. Social Anxiety and Usage of Online Technological Communication Tools among Adolescents // Journal of Economic and Social Studies. 2013. Vol. 3, iss. 2. С. 101-115.

References:

Belorusova, E. A. (2018) Situatsiya neopredelennosti kak istochnik razvitiya lichnosti [The Situation of Uncertainty as a Source of Personal Development]. Molodoi uchenyi. (50 (236)), 455-459. (In Russian).

Bershedova, L. I. (1996) Psikhologicheskaya gotovnost'sovremennykh starsheklassnikovk zhizni [Psychological Readiness of Modern High School Students for Life]. Petrozavodsk. 87 р. (In Russian).

Bratus, B. S. (2019) Personality Anomalies. Psychological Approach. Moscow. 912 р. (In Russian).

Dubrovina, I. V. (1989) Formation of a High School Student's Personality. Moscow. 168 р. (In Russian).

Ginzburg, M. R. (1994) Psychological Content of Personal Self-Determination. Voprosypsikhologii. (3), 43-48. (In Russian).

Kon, I. S. (1982) Psikhologiya starsheklassnika [Psychology of a High School Student]. Moscow. 191 р. (In Russian).

Kornilova, T. V., Chumakova, M. A., Kornilov, S. A. & Novikova, M. A. (2010) Psikhologiya neopredelennosti: edinstvo intel-lektual'no-lichnostnogo potentsiala cheloveka [Psychology of Uncertainty: Unity of Human Intellectual and Personal Potential]. Moscow. 334 р. (In Russian).

Leont'ev, A. N. (2004) Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Conscience. Personality]. Moscow. 352 р. (In Russian).

Lisina, M. I. (2009) Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii [Formation of a Child's Personality in Communication]. St. Petersburg. 318 р. (In Russian).

Morozova, T. Yu. (2013) Koping-strategii v yunosheskom vozraste [Coping Strategies in Adolescence]. In: Problemy sotsi-al'noi zrelostisovremennoi molodezhi. Tambov, рр. 24-29. (In Russian).

Myasishchev, V. N. (2011) Psikhologiya otnoshenii: izbrannye psikhologicheskie Trudy [Relationship Psychology: Selected Psychological Works]. Moscow ; Voronezh. 398 р. (In Russian).

Romanova, E. S., Abushkin, B., Ovcharenko, L. Yu., Shilova, T. A. & Akhtyan, A. G. (2018) Socialization Factors of Schoolchildren: Psychological Aspect. Astra Salvensis. 6 (S), 299-309.

Rubinshtein, S. L. (2012) Chelovek i mir [Man and the World]. Moscow. 224 р. (In Russian).

Sisman, B., Yoruk, S. & Eleren, A. (2013) Social Anxiety and Usage of Online Technological Communication Tools among Adolescents. Journal of Economic and Social Studies. 3 (2), 101-115.

Информация об авторах

Л.И. Бершедова - доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=27428

Т.Ю. Морозова - старший преподаватель кафедры общей и практической психологии института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва, Россия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=726970

Л.Ю. Овчаренко - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=766261

Information about the authors L.I. Bershedova - D.Phil. in Psychology, Professor, Department of General and Practical Psychology, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=27428

T.Yu. Morozova - Senior Lecturer at the Department of General and Practical Psychology, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=726970

L.Yu. Ovcharenko - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of General and Practical Psychology, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=766261

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.02.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.