Вестник ПСТГУ.
Серия IV: Педагогика. Психология.
2018. Вып. 50. С. 114-126
Григорьева Марина Юрьевна, педагог-психолог ГБПОУ «26 КАДР», аспирант 3-го курса Московского государственного областного университета, Российская Федерация, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, [email protected]
ОЯСЮ: 0000-0001-8052-256Х
Исследование позитивной идентичности подростков
М. Ю. Григорьева
Аннотация: В статье показаны результаты исследования позитивной идентичности подростков, старшеклассников и первокурсников колледжа. Автор представляет сравнительный анализ выраженности позитивных личностной и социальной идентичностей подростков в условиях школы и колледжа. Статья включает описание качественных результатов исследования позитивных личностной и социальной идентичностей подростков и старшеклассников, что позволяет выявить содержательную составляющую достигнутой идентичности. Полученные данные по исследованию позитивной социальной идентичности обучающихся школ и колледжа свидетельствуют, что подростки в основной массе имеют просоциальную направленность, характеризующуюся наличием готовности разделять общегрупповые нормы, правила и ценности, транслируемые в обществе. Позитивная личностная идентичность представлена большим количеством респондентов среди обучающихся десятых классов. Качественный анализ обнаружил сходство предпочтений слов-самоописаний подростков и старшеклассников по методикам МИЛИ и МИСИ. Совпали во всех группах испытуемых слова: «дружба», «общение», подчеркивающие значимость реализации себя в удовлетворяющем общении и среди друзей. Также характерным для позитивной социальной идентичности подростков и старшеклассников стало слово «жизнь». Материалы работы могут быть использованы в деятельности педагогов, социальных педагогов и практических психологов в системе образования при разработке программ сопровождения обучающихся.
Психологические исследования идентичности подросткового и юношеского возрастов становятся необходимым условием успешности социализации в современном меняющемся мире. Поскольку, во-первых, этот период жизни отличается высокой интенсивностью процессов социализации-индивидуализации; во-вторых, формируются психологические новообразования для активного самоопределения, поиска своего места в мире, в обществе, в системе социальных ролей, расширения осознания своих особенностей, способностей, соответствия требованиям социума; в-третьих, идентичность подростка наиболее подвержена преобразованиям и трансформируется в результате интеграции элементов личного опыта, появляющегося в разных сферах жизни, предоставляющих много-
образие возможностей для самовыражения; в-четвертых, личность приобретает способность строить, видоизменять свою идентичность, завоевывая определенную независимость от влияния оценок окружения.
Происходящие в социальной реальности изменения, среди которых: неопределенность жизненных ориентиров, несогласованность ценностных представлений значимых взрослых (родители, педагоги) и сверстников, реально существующий кризис идентичности, переплетенный с нормативным подростковым, наличие четких отрицательных образов и путей, к этому приводящих, при отсутствии ярких позитивных ориентиров и понятных алгоритмов достижения социально одобряемого успеха — затрудняют построение моделей успешной социализации. В современном мире подросток оказался перед необходимостью непрерывного социального и личностного самоопределения, «достраивания» своего «Я», поиска идентичности, поскольку от того, как подростки оценивают свой жизненный опыт в подростковом периоде и формулируют свою идентичность, — зависит их последующая траектория жизни.
Идентичность личности определяется как взаимодействие в сознании каждого человека социального уровня идентичности с индивидуальной (личностной) идентичностью, в связи с чем следует говорить о диалектической взаимосвязи личностной и социальной идентичностей.
Личностная идентичность подростка и старшеклассника — это совокупность неповторимых развивающихся личностных характеристик, дающих осознание собственной уникальности в меняющемся пространстве социальной реальности, позволяющих поддерживать собственную целостность, при этом избегая устойчивой фиксации — сохраняя свободу выбора и открытость новому опыту.
Социальная идентичность подростка и старшеклассника — совокупность развивающихся когнитивно-эмоционально-поведенческих представлений о социальной реальности, согласованных с ожиданиями и нормами его социальной среды, при наличии собственной активной позиции в освоении социальных ролей, инициативы поиска групп идентичности (референтной группы) и социального творчества, позволяющей занять определенное место в обществе.
Позитивная идентичность современных подростков и старшеклассников складывается из баланса личностного и социального ее компонентов. Личностная идентичность выстраивается в результате прохождения в течение всей жизни кризисов и структурно, и качественно базируется на основе выхода из них. Этапы жизни подростка включают так называемые точки бифуркации, попадая в которые личность подростков претерпевает те или иные возможные изменения. От направленности вектора дальнейшего развития личности подростков можно оценить, как прошел данный возрастной этап, приумножились ли их силы, компетенции для дальнейшего жизненного пути, или данный этап не пройден и затрудняет их развитие.
В отечественной науке обширно представлены исследования различных видов идентичности, таких как личностная, социальная, социокультурная, этническая, гражданская, гендерная, полоролевая, профессиональная и т. д.
Вопрос о позитивной идентичности не рассматривался отдельно в отечественной психологии, в основном ученые опирались на понятие и подход Э. Эрик-
сона. Исследований позитивной идентичности как определенного вида в научных работах отечественных ученых не выявлено. При этом значимость позитивной идентичности подчеркивается во многих работах социальных психологов (Андреевой Г. М., Урбанович З. Ф., Шнейдер Л. Б., Хрусталевой В. В., Живаевой Ю. В., Савиной О. О., Шавдаровой Е. А., Гимаевой Р. М.).
Одно из первых определений позитивной идентичности дано З. Ф. Урбанович (1998, 2001). По мнению автора, «позитивная идентичность — самоопределение, способствующее самопринятию и восприятию окружающего мира как стабильного, надежного, справедливого, сбалансированного»1.
И только в работах Л. Б. Шнейдер (2007) мы находим новый взгляд на позитивную идентичность, в ее исследованиях представлено определение позитивной (зрелой) достигнутой идентичности как одного из пяти типов идентичности. Л. Б. Шнейдер установлено, что является репрезентацией достигнутой идентичности «позитивное самоотношение при положительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с социумом, а также полной координации механизмов идентификации и обособления»2. Ею определены критерии позитивной идентичности, среди которых: высокая самоценность и одновременно предполагаемая ценность своего «Я» для других, повышенная рефлексия, осознание трудностей, высокая событийность и общительность.
К вопросу позитивной идентичности обращаются и специалисты других сфер. Так политологи И. С. Семененко, В. В. Лапкин, В. И. Пантин (2004, 2010), исследовавшие проблемы социальной идентичности человека в условиях российской модернизации, считают, что следует различать позитивную и негативную идентичность. По их мнению, позитивная идентичность предполагает ощущение индивидом гордости и самоуважения при отождествлении себя с какой-либо группой или общностью на основе приписываемых ей определенных позитивных качеств и характеристик — таких как успех, статус, функция, достоинство. Авторы, предсказывая в будущем консолидацию больших социокультурных сообществ, полагают, что основанием для этого может быть позитивно ориентированная идентичность личности, которая предполагает готовность к диалогу, поддержание широкого консенсуса вокруг выбора модели общественного развития, «гражданскую лояльность и согласие вокруг необходимости "самостояния" России как уникальной социальной и культурной общности»3. В более ранних исследованиях (авторов И. С. Семененко, В. В. Лапкина, В. И. Пантина) понятие позитивной социальной идентичности рассматривают как тенденцию к укреплению социальной солидарности, которая, в свою очередь, становится фундаментом распространения социального творчества. Подчеркивается значимость позитивной социальной идентичности для формирования настроя на развитие реального сектора экономики, «черпающей из соотнесенности личной страте-
1 Цит. по: Малкина-ШаИ. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (Справочник практического психолога). М., 2005. С. 268.
2 Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007. С. 65.
3 Пантин В. И., Семененко И. С., Лапкин В. В. Идентичность в системе координат мирового развития // Вызовы глобальных политических изменений. М., 2010. С. 53.
гии "человека действующего" — предпринимателя, управленца, профессионала любой сферы — с перспективами развития национального сообщества»4.
Г. М. Андреева (2011) выделяет несомненную важность для личности обладания позитивной идентичностью, поскольку это формирует «определенное социальное самочувствие человека и позволяет ему ощущать себя комфортно в окружающей его социальной реальности». При этом автор подчеркивает, что дело не просто в комфортности, «но и в поведенческих последствиях тех или иных проявлений самоидентификации»5.
Таким образом, одним из факторов социализации будущего поколения является формирование позитивной идентичности.
В динамике социальной и личностной идентичностей подростково-юношеский период взросления рассматривался отечественными учеными (Гринфильд И. Л., 2004; Белинской Е. П., 2006, 2013; Савиной О. О., 2011; Жи-ваевой Ю. В., 2014, 2015; Хузеевой Г. Р., 2016).
Учеными затронуты вопросы важности развития позитивной идентичности у школьников и студентов. Следует отметить, что исследования ее проявлений в возрастном периоде 13—18 лет проводились лишь косвенно.
Подрастающий человек в современном мире сталкивается с трудноразрешимой проблемой поиска вариантов позитивной идентичности.
Стремительные перемены в социуме диктуют необходимость инноваций в образовании, наличия ресурса подвижности и гибкости в изменении пространства образовательного учреждения и требуют от взрослых новых подходов, программ, технологий развития позитивной идентичности как фактора успешной социализации подростка.
Соответственно, наука, образовательная практика и общество в целом заинтересованы в изучении значимых социально-психологических факторов формирования позитивной идентичности, а также в целостном исследовании позитивных социальной и личностной идентичностей в подростково-юношеский период.
Наше исследование посвящено изучению позитивной идентичности подростков и старших школьников как фактора социализации.
Мы предполагаем, что позитивная идентичность представляет собой совокупность достигнутых личностной и социальной идентичностей. В данной статье мы приводим результаты исследования идентичности подростков, старшеклассников и студентов колледжа по двум ассоциативным методикам: методике исследования социальной идентичности (МИСИ), разработанной Л. Б. Шнейдер, В. В. Хрусталевой6; методике исследования личностной идентичности (МИЛИ), автор Л. Б. Шнейдер.
4 Пантин В. И., Семененко И. С. Проблемы идентичности и российская модернизация // Поиск национально-цивилизованной идентичности и концепт «особого пути» в российском массовом сознании. М., 2004. С. 1—9.
5Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6 (20). С. 4. URL: http:// psystudy.ru
6 См.: Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83—96.
Всего в исследовании приняло участие 494 респондента, обучающихся 8—10 классов и студентов 1 курса колледжа г. Москвы в возрасте 13—18 лет, из них 206 юношей и 288 девушек.
На рис. 1 показана выраженность типов социальной идентичности подростков 8—10 классов и студентов 1 курса колледжа. В диаграмме (рис. 1) использованы соответствующие сокращения: ДифИ — диффузная идентичность, МИ — мораторий идентичности, ДосИ — достигнутая позитивная идентичность, ВДИ — высокая достигнутая идентичность, ПсИ — псевдоидентичность.
Рис. 1. Показатели социальной идентичности обучающихся
Выраженность показателей позитивной социальной идентичности сильнее проявляется у старших подростков, обучающихся 10 классов (20% — 24 чел. и 36% — 43 чел. соответственно) и первокурсников колледжа (31% — 37 чел. и 23% — 27 чел.). Можно предположить, что старшие подростки в большей степени, чем 8- (51 чел.) и 9-классники (50 чел.) стремятся показать свою готовность быть членами общества, принимать нормы, правила, поскольку в этот жизненный период студенты колледжа только начинают знакомиться с условиями обучения в новой образовательной организации, в новой учебной группе, соответственно сталкиваются с необходимостью зарекомендовать себя с лучшей стороны, проявить свои достоинства. Десятиклассники также в условиях профильности меняют коллектив и переходят на новые учебные планы. Перед ними стоит задача адаптации к новому коллективу сверстников и педагогов. Для подростков тоже высока потребность в групповом членстве, а значит, есть желание принимать нормы и правила общества, в котором они находятся. При этом им приходится
активно отстаивать себя и свои интересы в общении не только со сверстниками, но и с педагогами и родителями, что бывает равносильно бунту против правил взрослых и может выражаться в подростковый период конфликтностью, не гибкостью связей с социумом. Это и отражено в результатах исследования.
При сопоставлении двух выборок (подростки (8—9 классы) и респонденты юношеского возраста (старшеклассники и первокурсники колледжа)) с применением критерия Фишера получено значимое различие (ф*эмп = 2,933, прир < 0,01) между результатами этих групп.
Значимых различий при сопоставлении данных 8 и 9 классов, а также старшеклассников и первокурсников колледжа не обнаружено.
Выраженность типов личностной идентичности подростков 8—10 классов и студентов 1 курса колледжа отражена на рис. 2.
В диаграмме (рис. 2) использованы соответствующие сокращения: ПВИ — преждевременная идентичность, ДИ — диффузная идентичность, МИ — мораторий идентичности, ДПИ — достигнутая позитивная идентичность, ПсИ — псевдоидентичность.
Рис. 2. Показатели личностной идентичности обучающихся
Среди обучающихся 10 классов (18% — 21 чел.) больше подростков, которые имеют тип позитивной личностной идентичности. Возможно, осознание самого факта того, что человек перешел в старшую школу и ожидает для себя лучшее будущее, с его точки зрения (например, поступление в престижный вуз), приводит к более высокой степени согласованности структурной организации идентичности, к формированию позитивной идентичности у большего количества обучающихся 10 классов. А для обучающихся 9 классов (16% — 21 чел.) это рубежное время осмысления дальнейшего пути. Определение предметов дополнительного изучения для сдачи экзаменов по выбору, которые помогут в поступлении в вуз, что и стало залогом активного поиска и изучения себя. 8-классники и студенты
колледжа (10% — 13 чел. и 13% — 16 чел. соответственно) в меньшем количестве имеют тип позитивной личностной идентичности. Можно предположить, что 8 класс является периодом, не требующим быстрых решений и взятия ответственности за свою жизнь, что может высветить проблему продвижения в развитии подростков. Среди первокурсников колледжа, несмотря на один возраст с 10-классниками, в гораздо меньшей степени выражена позитивная идентичность, поскольку многие старшие подростки, оказавшись в колледже, не видят для себя вектора позитивного будущего. Первокурсники в меньшем количестве достигают высокой степени согласованности структурной организации идентичности — возможно, из-за обесценивания места, где придется учиться несколько лет, а также сравнения себя с одноклассниками, продолжившими обучение в 10 классе, на их взгляд более успешными.
При сопоставлении двух выборок с применением критерия Фишера подростков 8 и 9 классов, 9 и 10 классов, 10 класса и первокурсников колледжа полученные эмпирические значения находятся в зоне незначимости. При сопоставлении данных 8 и 10 классов полученное эмпирическое значение Ф*эмп = 1,673 находится в зоне неопределенности.
Описание качественных результатов исследования позитивной идентичности подростков и старшеклассников позволяет выявить содержательную составляющую достигнутой идентичности. Нами были выделены наиболее предпочтительные слова (по частотности), выбираемые респондентами с позитивной личностной и позитивной социальной идентичностью отдельно мужского и женского пола. Числа в круглых скобках рядом со словами — это сумма выборов девушек и юношей, деленная пополам.
Так подсчет используемых слов подростками и старшеклассниками со статусом позитивной достигнутой идентичности показал следующие результаты (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Избирательное предпочтение слов-самоописаний подростков и старшеклассников со статусом позитивной достигнутой социальной идентичности
Название методики Ключевые слова, чаще всего выбиравшиеся в группе обучающихся 8 классов Ключевые слова, чаще всего выбиравшиеся в группе обучающихся 9 классов Ключевые слова, чаще всего выбиравшиеся в группе обучающихся 10 классов Ключевые слова, чаще всего выбиравшиеся в группе первокурсников
МИСИ Дружба (11,5), непохожесть* (9), человек (9), жизнь (9), общение (8,5), совесть (8,5) Дружба (11,5), общение (9,5), жизнь (8,5), лень* (8,5), надежда (8,5), человек (8) Дружба (15,5), общение (14), жизнь (14), понимание (13), любовь (12), человек (12) Дружба (16,5), жизнь (16), общение (15), непохожесть* (13), совесть (13), лень* (12,5)
*Слова из блока «асоциальной направленности».
Таблица 2
Избирательное предпочтение слов-самоописаний подростков и старшеклассников со статусом позитивной достигнутой личностной идентичности
Название методики Ключевые слова, чаще всего выбиравшиеся в группе обучающихся 8 классов Ключевые слова, чаще всего выбиравшиеся в группе обучающихся 9 классов Ключевые слова, чаще всего выбиравшиеся в группе обучающихся 10 классов Ключевые слова, чаще всего выбиравшиеся в группе первокурсников
МИЛИ Дружба (9), здоровый (8), близкие* (8), интерес (8), семья (7,5), общение (7,5), еда (7,5) Общение (10), разговор (9,5), веселиться (9,5), отдых (9,5), дружба (9), родители (9), смеяться (9), улыбаться (9) Дружба (10), смеяться (9,5), знания (9), жизнерадостный (9), будущее (8,5), близкие* (8,5), интерес (8,5) Дружба (11,5), будущее (10), веселиться (10), счастливый (10), настоящий (9,5), общение (9,5), улыбаться (9,5)
*Слова из блока «мертвое».
Качественный анализ обнаружил наличие сходства предпочтений слов-самоописаний подростков и старшеклассников по методике МИСИ, в которой предлагалось выбрать слова, имеющие отношение к себе или к социальной реальности. Совпали во всех группах испытуемых слова: «дружба», «жизнь», «общение».
Характерными для позитивной социальной идентичности обучающихся 8 классов и первокурсников стали следующие слова: «непохожесть», «совесть». Непохожесть проявилась, возможно, как видение своей уникальности, неповторимости. Совесть стало значимой категорией, вероятно, по причине интенсивного осмысления подростками социальной реальности и необходимости формирования внутренней картины мира — как категории, дающей внутреннюю убежденность в том, что является добром и злом, осознание нравственной ответственности за свое поведение. Характерными для позитивной социальной идентичности обучающихся 9 классов и первокурсников стало слово «лень». Возможно, как определенный ярлык, которым оправдываются неуспехи в чем-то, нежелание что-то делать, не прикладывание усилий в разрешение собственных проблем, нехватку сил, энергии. Лень, скорее, выступает как своеобразная защита для позитивной идентичности, позволяющая оставаться умным, способным (при отсутствии подтверждающих достижений), но... ленивым.
Также для обучающихся 9 классов часто выбираемым стало слово «надежда». Вероятно, «надежда» является значимой категорией для подростков в период подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА), поскольку ребята переживают постоянный стресс. Скорее всего, подростки с достигнутой позитивной социальной идентичностью с большей верой надеются на позитивный исход на экзамене, позитивный вариант дальнейшего жизненного и профессионального пути, и это позволяет справиться со страхом прохождения ГИА-9.
Характерным для позитивной социальной идентичности обучающихся 10 классов стало слово «любовь». Любовь в подростково-юношеском возрасте — это и мечта о любви, которая выражает потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости человека противоположного пола, и чувство, которое ищет выхода при необходимости реализовать физиологическую потребность. Слово «понимание» — как важность наличия понимания со стороны окружающих и собственного осмысления происходящего вокруг.
Качественный анализ показал наличие сходства предпочтений слов-самоописаний подростков и старшеклассников по методике МИЛИ и тем, какие слова имеют отношение к тебе и твоей жизни. Совпали слова «дружба» и «общение», подчеркивающие значимость реализации себя в удовлетворяющем общении и наличии друзей.
Характерными для позитивной личностной идентичности обучающихся 8 классов стали слова: здоровый, семья, еда. Можно предположить, что подростки начинают осознавать значимость здоровья, дорожат своей семьей. Подростки лучше осознают свои потребности и заявляют о них, а также в связи с гормональной перестройкой организма нуждаются в большем количестве пищи — поэтому для них актуально слово «еда».
Характерными для позитивной личностной идентичности обучающихся 8 и 10 классов стали слова: близкие, интерес. Для них значимо наличие близких людей (их участие, поддержка). Интерес рассматривается нами как отражение реальных причин действий, событий и фиксация направленности деятельности подростков на явления определенного круга. Это и про интерес к изучению того или иного учебного предмета, и про интерес к определенным взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.
Характерным для позитивной личностной идентичности первокурсников и обучающихся 10 классов стало слово «будущее». Л. И. Божович отразила в своих работах отличие подростка от старшего школьника, которое выражается в том, что юноши и девушки смотрят на настоящее с позиции будущего7. Старшеклассники начинают видеть ближайшие перспективы и планировать свое будущее.
Для обучающихся 9 классов стали характерными слова «веселиться», «смеяться», «улыбаться». Вероятно, данные действия дают возможность прервать всякую деятельность и вызывают расслабление. Юмор отвлекает от сомнений, страхов, а выбор нескольких слов одного смыслового ряда подтверждает высокую необходимость снятия напряжения в ситуации ожидания экзаменов. Не случайно также выбрано слово «отдых». Отдых как смена деятельности для восстановления сил, как возможность какое-то время не думать о предстоящем, снять накопившиеся стресс и усталость.
Можно отметить, что происходит смена слов смыслового ряда, относящегося к родственным отношениям от подростков к старшим школьникам: 8 класс «семья», 9 класс «родители», 10 класс «близкие».
В 10 классе к слову «смеяться» добавляется слово «жизнерадостный» — как притягательная характеристика для межличностного общения. У обучающихся 10 классов с позитивной личностной идентичностью в конструкте ценностей
7 См.: Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.
появляется слово «знание». Вероятно, как результат процесса познавательной деятельности старшеклассников, и как значимая составляющая жизни в этот возрастной период, как необходимость изучения выбранного предмета для лучшего самоопределения и большей уверенности в способности овладеть желаемой профессией.
У первокурсников колледжа с позитивной личностной идентичностью так же, как у школьников, встречаем слова «веселиться, улыбаться» и то, которое обнаруживается только у студентов, — «счастливый» — как притягательная особенность мироощущения, желание умения таким быть или характерная личностная способность. Можно утверждать, что атмосфера колледжа более комфортна и дружелюбна для студентов. Здесь они находят новых друзей, новые значимые группы идентичности, референтных взрослых, у которых можно учиться выбранным умениям и навыкам, что дает уверенность в своих силах и компетентность. По проведенным занятиям в свои составляющие понятия счастья все студенты включают наличие друзей. Также для первокурсников характерно слово «настоящий». Возможно, это про счастливое настоящее, и про возможность быть настоящим, и про поиск истинного в жизни, а еще про подлинность, неподдельность верной дружбы.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило рассмотреть позитивную идентичность как совокупность компонентов достигнутого высокого уровня личностной и социальной идентичности.
Сравнительный анализ процесса становления позитивной идентичности подростков 8—10 классов и студентов 1 курса колледжа позволил сделать следующие выводы.
1. Полученные данные по исследованию позитивной социальной идентичности обучающихся школ и колледжа свидетельствуют о том, что подростки в основной массе имеют просоциальную направленность, характеризующуюся готовностью разделять общегрупповые нормы, правила и ценности, транслируемые в обществе.
2. Выявлено значимое различие между результатами данных позитивной социальной идентичности двух выборок: подростки (8—9 класс) и респонденты юношеского возраста (старшеклассники и первокурсники колледжа).
3. Установлены различия в формировании позитивной идентичности в период с 13 до 18 лет, которые могут быть детерминированы разным уровнем развития социальной, личностной идентичности.
4. Обнаружено, что в содержательной составляющей позитивной личностной и социальной идентичностях имеются определенные сходства и различия в ценностных предпочтениях по выбору слов-самоописаний в каждой из четырех выделенных групп выборки.
5. Среди обучающихся 10 классов больше респондентов, которые имеют позитивную личностную идентичность. Можно предположить, что, пройдя ГИА-9 и поступив в 10 класс, обучающиеся начинают ощущать себя более успешными, перед ними открываются перспективы зачисления в вузы. Старшеклассники определяются с выбором учебных предметов, посещают подготовительные курсы в будущем учебном заведении, что помогает в самопознании, самоосозна-
нии, самоутверждении, а соответственно выстраиванию позитивной личностной идентичности через осознание уникальности «Я» при наличии своей принадлежности социальной реальности.
6. Для обучающихся 9 классов это рубежное время осмысления дальнейшего пути. Выбор предметов дополнительного изучения для сдачи экзаменов, которые будут определять дальнейшее направление, что и стало залогом возможности активного поиска и изучения себя. Восьмиклассники и студенты колледжа в меньшем количестве имеют высокий уровень позитивной личностной идентичности.
7. Среди первокурсников колледжа позитивная личностная идентичность менее представлена в сравнении с десятиклассниками, возможно потому, что старшие подростки, поступившие в колледж, не видят для себя вектора позитивного будущего, обесценивая место, где придется учиться несколько лет.
Позитивная идентичность является источником развития социализации подрастающего поколения, поскольку от уровня сформировавшейся в подростковом возрасте идентичности зависит выбор стратегии поведения человека и последующая траектория его жизни.
Ключевые слова: подростки, старшеклассники, первокурсники колледжа, позитивная идентичность, фактор социализации, социализация, подростково-юношеский период взросления.
Список литературы
Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6 (20). URL: http://psystudy.ru
Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (Справочник практического психолога). М., 2005. Пантин В. И., Семененко И. С. Проблемы идентичности и российская модернизация // Поиск национально-цивилизованной идентичности и концепт «особого пути» в российском массовом сознании. М., 2004. С. 1—9. Пантин В. И., Семененко И. С., Лапкин В. В. Идентичность в системе координат мирового
развития // Вызовы глобальных политических изменений. М., 2010. С. 40—59. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007. Шнейдер Л. Б., Хрусталёва В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83—96.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.
2018. Vol. 50. P. 114-126
Moscow State Regional University, 10A Radio Street, Moscow, 105005, Russian Federation [email protected]
Grigorieva Marina, Graduate Student,
ORCID: 0000-0001-8052-256X
Study of Positive Identity of Teenagers
M. Grigorieva
Abstract. This article presents results of studies of positive identity of adolescents, high school students and first-year college students. The author has carried out a comparative analysis ofthe expression of a positive personal and social identity ofteenagers at schools and colleges. The article includes a description of the qualitative results of the study of positive personal and social identities of adolescents and high school students, which allows us to discover the content of the achieved identity. The obtained data on the study of the positive social identity of school and college students prove that adolescents, on the whole, have a prosocial orientation, characterised by their willingness to share standards common for a group, rules and values which are broadcast in society. Positive personal identity is represented by a large number of respondents among the tenth-grade students. The qualitative analysis revealed the similarity of preferences in words which are self-descriptions of adolescents and high school students by the methods of MILI and MISI. As a result, in all groups of subjects the words "friendship" and "communication" coincided, which emphasises the importance of self-realisation in satisfying communication and among friends. Besides, the word "life" became characteristic of the positive social identity of adolescents and high school students. The materials of the research can be used in activities of teachers, social educators and practical psychologists working in the educational system while developing various assistance programmes for students.
Keywords: adolescents, high school students, first-year college students, positive identity, factor of socialisation, socialization, adolescent and teenage period.
Andreeva G. M. (2011) "K voprosu o krizise identichnosti v usloviiakh sotsial'nykh transformatsii" ["On the Problem ofIdentity Crisis in Conditions ofSocial Transformation"]. Psikhologicheskie issledovaniia, 2011. № 6 (20); available at http://psystudy.ru (01.09.2018). Bozhovich L. I. (1995) Problemy formirovaniia lichnosti [Issues in Formation of Personality]. Moscow, Voronezh.
Malkina-Pykh I. G. (2005) Psikhologicheskaia pomoshch' v krizisnykh situatsiiakh (Spravochnik prakticheskogopsikhologa) [Psychological Help (Handbook of Applied Psychology)]. Moscow.
References
Pantin V. I., Semenenko I. S. (2004) "Problemy identichnosti i rossiiskaia modernizatsiia" ["Problems of Identity and Russian Modernisation"], in Poisk natsional'no-tsivilizovannoi identichnosti i kontsept "osobogoputi" v rossiiskom massovom soznanii [Search of National and Civilisational Identity and Concept of "Specific Way" in Russian Mass Conscience]. Moscow, pp. 1-9.
Pantin V. I., Semenenko I. S., Lapkin V. V. (2010) "Identichnost' v sisteme koordinat mirovogo razvitiia" ["Identity in the Framework of World Development"], in Vyzovy globalnykh politicheskikh izmenenii [Challenges of Global Political Change]. Moscow, pp. 40-59.
Shneider L. B. (2007) Lichnostnaia, gendernaia iprofessionalnaia identichnost': teoriia i metody diagnostiki [Personal, Gender-Related and Professional Identity: Theory and Methods of Diagnosis]. Moscow.
Shneider L. B., Khrustaleva V. V. (2014) "Assotsiativnyi test kak osnova konstruirovaniia metodiki izucheniia sotsial'noi identichnosti" ["Associative Test as Grounds for Constructing Techniques of Study of Social Identity"]. VestnikRMAT, 2014, № 3, pp. 83-96.