Таблица 1
Ведущие принципы интерактивного менеджмента
Принцип Его содержание
1.принцип Весь процесс управления строится вокруг крепких доверительных взаимоотношений, которые требуют открытости и честности со стороны руководителя и сотрудника.
2. принцип Подчиненные выполняют указания не потому, что их заставляют, а потому, что они чувствуют понимание со стороны своего руководителя и сами понимают проблему.
3. принцип Люди отстаивают свое право принимать самостоятельные решения. Им не нравится, когда ими манипулируют, устраивают проверки или принуждают принять решение, даже если в конечном счете они сами к нему придут.
4. принцип Не решайте проблемы подчиненных. Они будут недовольны решением. И если вы как менеджер настоите на этом решении, они будут также недовольны и вами. Указывайте на проблемы, не решая их. Дайте подчиненным решать их собственные проблемы с вашей помощью.
ные взаимоотношения как поддержку. Для такого взаимовыгодного союза характерны доверие, уверенность в партнере и открытость. При этом сотрудник вместе с менеджером полностью вовлечен в процесс поиска решения. Это даёт сотруднику возможность почувствовать большую личную причастность к претворению плана в жизнь и ответственность за это.
Таким образом, при интерактивном же менеджменте нормой являются доверие, одобрение и понимание. Процесс общения руководителя и сотрудника характеризуется открытостью, честностью и прямотой. Происходит постоянный обмен информацией, и проблемы решаются на деле, а не на словах. Независимо от того, принимается решение или нет, как руководитель, так и сотрудник чувствуют взаимное расположение и довольны взаимодействием друг с другом. Обе стороны в выигрыше.
Следуя указанным принципам, интерактивный менеджер даёт сотрудникам возможность оптимального самовыражения на работе. Персоналу разрешается быть скорее активным, чем пассивным, более независимым, чем зависимым, в большей мере контролировать свой мир, чувствовать себя востребованным и уважаемым и использовать множество своих еще более важных способностей. Когда сотрудники проходят через все это вместе со своим руководителем, формируется атмосфера дове-
Библиографический список
рия, которая способствует созданию и укреплению эффективно работающей команды, состоящей из заинтересованных, творческих индивидуумов, объединенных здоровыми межличностными взаимоотношениями.
Необходимо также отметить, что преуспевающие менеджеры в сегодняшнем быстро меняющемся мире известны не столько благодаря набору технических управленческих навыков, сколько благодаря своей способности учиться и адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям рынка. Постоянный успех требует способностей открывать новые возможности и учиться на опыте прошлых удач и поражений.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что, в конечном счёте, именно постоянное сопровождение определяет взаимоотношения с сотрудником. Интерактивный менеджер разрабатывает подробную стратегию постоянного сопровождения для каждого отдельного сотрудника, которая прочно скрепляет их долговременные профессиональные и личные отношения. В результате постоянное сопровождение, основанное на эффективном взаимодействии менеджера и сотрудника, в отличие от традиционного подозрительно-надзирательского подхода, является созидательным процессом и способствует процветанию как самой фирмы, так и каждого её сотрудника.
1. Вахрушев В.Ф. Управление персоналом в современных условиях. Сайт национальной гильдии профессиональных консультантов. Available at: www.ngpc.ru.
2. Фатхутдинов РА. Новые методы управления персоналом. 9 октября 2006. Available at: http://www.elitarium.ru.
3. Шапиро С.А., Шатаева О.В. Основы управления персоналом в современных организациях. «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2008.
4. Хансейкер Ф., Алессандра Э. Искусство управления людьми. Москва, 2004.
References
1. Vahrushev V.F. Upravlenie personalom v sovremennyh usloviyah. Sajt nacional'noj gil'dii professional'nyh konsul'tantov. Available at: www. ngpc.ru.
2. Fatxutdinov R.A. Novye metody upravleniya personalom. 9 oktyabrya 2006. Available at: http://www.elitarium.ru.
3. Shapiro S.A., Shataeva O.V. Osnovy upravleniya personalom vsovremennyh organizaciyah. "GrossMedia", "ROSBUH", 2008.
4. Hansejker F., Alessandra 'E. Iskusstvo upravleniya lyud'mi. Moskva, 2004.
Статья поступила в редакцию 15.11.16
УДК 159.99
Nurgaleev V.S., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Yudin P.A., postgraduate, Department of Psychology of Professional Work, Siberian State Technical University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF WORKERS AND FACTORS AFFECTING THEM. The paper is dedicated to issues related to the formation and implementation of migration trends towards an individual. Motives of migration related to dissatisfaction of a number of mental needs of an individual, for example, with a pronounced inferiority complex, forming the steady pulse of the internal voltage, which depends on the tightness and increased shyness in front of other people. People with a similar ailment are constantly in search for their place in life, in their view, migration can be the only way out of the current situation, sort of an outlet on the tight mental state. As a rule, contrary to their expectations, the special work may remove mental tension when a person moves to another country. Key words: migrant, migration, frustration, inferiority complex.
В.С. Нургалеев, д-р психол. наук, проф., Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, г. Москва, Е-mail: [email protected]
П.А. Юдин, соискатель каф. психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный технический университет, г. Красноярск, Е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МИГРАНТА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НИХ
Статья посвящена вопросам, связанным с формированием и реализацией тенденций к миграции у индивида. Мигрантами становятся люди, по разным причинам не нашедшие своего места в жизни. Они непрерывно пребывают в состоянии поиска лучшей доли, удовлетворяя потребности путём реализации имеющегося потенциала в чужой стране. Мотивы миграции могут быть связаны с неудовлетворением ряда психических потребностей индивида, к примеру, с ярко выраженным комплексом неполноценности, формирующим устойчивый импульс внутреннего напряжения, который зависит от чувства стеснения и повышенной застенчивости перед другими людьми.
Ключевые слова: мигрант, миграция, неудовлетворенность, комплекс неполноценности.
Понятие «миграция» происходит от латинского тлдгайо - переселение и имеет множество определений, основанных на наличии у субъекта миграции потребностного мотива, реализуемого посредствам мобильности и направленного на приобретение материального благосостояния, воплощение индивидуальных потребностей, изменение социальной среды [1].
Сегодня миграция представляет собой глобальное явление. Многие государства оказываются втянутыми в миграционные процессы, от которых зависят их экономическое и политическое положение, культурная жизнь, целостность территории. Миграционные потоки играют важную роль внешних факторов воздействия на структуру и систему государственных и мировых общественных отношений, в которых миграция выступает средством приспособления к происходящим изменениям. Именно поэтому, миграцию изучают различные ученые - историки, социологи, антропологи, политологи, экономисты, психологи и специалисты в других областях знаний. Непосредственно психология занимается изучением проблем адаптации мигрантов и спецификой миграционного поведения отдельных этнических групп населения, а также психологическими проблемами взаимодействия этносов).
Исторически, миграционные процессы отличались по форме, масштабу распространению, интенсивности и последствиям. В зависимости от целей миграции происходили существенные изменения её признаков. Первоначально, покидая оседлые места, скотоводческие племена ставили перед собой цель освоение новых плодородных земель и развитие животноводства. После приобретения государством четких очертаний, мотивом миграции стало решение экономических и территориальных проблем военным путем. Ярким примером миграции, осуществленной в указанных целях, является открытие в XV веке Нового Света, давшего мощную волну процессу колонизации. Сегодня конечные цели переселения различны, однако общим между ними остаётся потребность индивида в улучшении среды жиз-необитания.
Специалисты в области миграции выделяют следующие причины, влияющие на её развитие. Социально-экономические (переселение в поисках свободных сельскохозяйственных земель, работы; высоких доходов; переселение с целью перемены образа жизни - сельского на городской, и наоборот; приобретение более высокого социального статуса и др.); политические - бегство от политических репрессий, расовых и религиозных притеснений, репатриация в связи с изменением политических условий или государственных границ; военные - эвакуация и реэвакуация, депортация; этнические (национальные); демографические (объединения семей, брачная миграция); нередко определенную роль играют природные условия, например климат; экологические условия - загрязнение окружающей среды, вызывающие заболевание и другие [2].
В ХХ столетии масштабы миграции не убавились, а лишь возросли. Её форма обусловлена расовым многообразием и уникальностью культуры народов, неравномерным распределением природных ресурсов, уровнем социально-экономического развития. Формирование институтов государственной власти привело к появлению такого специфического явления как юридическое поле, законодательные нормы которого призваны обеспечивать целостность государственного суверенитета, стабильность общественного строя, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Введены законы, направленные на урегулирование миграционных процессов внутри государства и за его пределами. Несмотря на то, что в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом 16 декабря 1966 г., говорится о том, что каждый человек обладает правом покинуть территорию любого государства, в том числе и своего собственного, право на миграцию может быть ограничено. Это привело к появлению та-
кого специфического явления, как нелегальная миграция, то есть миграция, происходящая за рамками правового поля. Легальные мигранты пересекают границу и находятся в стране на законных основаниях, нелегальные мигранты - люди, незаконно прибывшие, либо утратившие законное право находится на территории чужого государства.
В виду многовариантности конечной цели миграция делиться на постоянную и временную, вынужденную (насильственную) или добровольную. По типу - на внутреннюю (в пределах границ одного государства), внешнюю или международную (межконтинентальную и внутриконтинентальную). Субъектами внутренней миграции остаются мигранты. Субъектами внешней - иммигранты, то есть иностранцы, въезжающие в новую страну, и эмигранты, жители страны, покидающие её.
Хотя миграция есть своеобразное проявление мобильности человека, заметим, что кратковременные переезды из страны в страну, могут быть связаны исключительно с рабочей командировкой или туристической поездкой, а не с желанием обосноваться на постоянное или долговременное проживание. Такие перемещения относятся к временной или трудовой миграции, связанной с систематическим (к примеру, сезонным) перемещением в другое государство на заработки. Цель трудовой миграции состоит в улучшении своего материального благосостояния в стране исхода за счет денежных средств, вырученных от работы за рубежом. Однако, конечной целью «полноценного» мигранта (мигранта, представляющего наибольший интерес для научной психологии) является потребность в переезде на постоянное место жительства, натурализации в новом социуме, получении гражданских прав, постоянной работы. Такие мигранты, как правило, ассоциируют новую страну со второй родиной, либо местом, где можно компенсировать ряд социальных и, даже, психологических потребностей. Сама потребность в перемещении у них формируется под воздействием внутреннего психологического импульса, устойчивого психического напряжения, возникающего в силу неудовлетворения некоторых потребностей, которое индивид не в состоянии преодолеть стандартными способами в силу особенностей психики или окружающих условий. Очаг напряженности может стать настолько велик, что человек покидает родные места вопреки предстоящим трудностям, связанным с переменой места жительства, расставанием с близкими людьми, дорогими сердцу местами, родительским домом и привычной жизнью. Ведь большинство перемещений сопряжено с материальными затратами и опасностью лишиться нажитого, порой, за долгие годы благосостояния, оставляемого в стране исхода, с риском оказаться еще в более сложном социальном положении [3].
Например, переселение жителей соседних государств на территорию России в основном связано с её привлекательностью для жителей стран Средней Азии по причине значительного не освоенного жизненного пространства, возможности трудоустройства, доступа к получению востребованного образования. Миграционный прирост в России и других экономически-развитых странах (Канада, США, Европа и др.) зависит от процессов всемирной глобализации, вовлекающих в мировое хозяйство колоссальные трудовые ресурсы. Увеличение численности народонаселения в странах Азии и Африки, а также низкий уровень жизни населения стран участниц СНГ ведут к росту численности мигрирующих именно из этих стран. Войны и вооружённые конфликты, дестабилизирующие ситуацию в различных регионах мира, в частности, гражданская войны в Афганистане, война в Ливии, военная операция против ИГИЛ, кризис в Сербии и в Косово, вооружённый конфликт на востоке Украины, религиозные столкновения в Нигерии, конфликты в Йемене и Пакистане, привели к значительному потоку беженцев из этих стран в страны Евросоюза.
Но мотивы миграции могут быть связаны с неудовлетворением ряда психических потребностей человека. Характерным примером такой миграции может явиться индивид с ярко выраженным комплексом неполноценности, формирующим устойчивый импульс внутреннего напряжения, который зависит от чувства стеснения и повышенной застенчивости перед другими людьми. Страдающие подобным недугом постоянно пребывают в поиске своего места в жизни, по их представлению миграция может стать единственным выходом из сложившейся ситуации, своего рода, отдушина в стесненном психическом состоянии. Как правило, вопреки их ожиданиям снять психическое напряжение посредствам переезда в другую страну, это не удаётся. На новом месте возникают аналогичные жизненные ситуации, как и в стране исхода, формирующие прежнюю модель поведения застенчивости перед окружающими. Наряду с этим, переезд в другую страну может вызвать большое напряжение, возникшее в силу неспособности мигранта адаптироваться к культурной и социальной среде. И, наоборот, раскрывшись перед окружающим миром, мигрант может существенно преуспеть в жизни, так сказать, удвоить собственные жизненные ресурсы, повысить психологическую выживаемость благодаря сильному стремлению изменить жизнь в лучшую сторону, воплотить замыслы и достичь поставленной цели. В числе наиболее преуспевших мигрантов И.В. Сталин и А. Гитлер. На своей родине эти люди стояли на низкой ступени социального положения и не могли оказать существенное влияние на мнения окружающих. Мигрировав в другую страну (из Австралии в Европу - межконтинентальная миграция и из Грузии в Россию - внутренняя миграции), каждый достиг пика социального положения [4].
Мигрантами становятся люди, по разным причинам не нашедшие своего места в жизни. Они непрерывно пребывают в состоянии поиска лучшей «доли», удовлетворяя потребности путем реализации имеющегося потенциала в чужой стране. В отличие от патриота мигрант не стремится изменить существующего положения на родине, а с удвоенной силой воплощает свои
Библиографический список
намерения за рубежом. На первом этапе (въезд в страну) он подвержен наибольшему стрессу, поскольку смена обстановки априори заставляет его адаптироваться к новой жизни, перерабатывать и запоминать значительные объемы новой информации, получать, либо оттачивать языковые навыки, знакомиться с новыми людьми и правилами поведения. Столкновение с другой культурой и обычаями, иногда неблагоприятными климатическими условиями, агрессивным поведением местного населения вызывают значительный стресс, активирующий ранее не используемые возможности психики, необходимые для полноценной адаптации и выживания в среде. В результате может произойти ряд личностных изменений, обусловленных появлением новых элементов в её структуре (к примеру, коммуникативные навыки), развитием или утратой старых привычек и навыков.
Уровень развития стресса у мигранта бывает тесно связан его социальной защищенностью (достойное финансовое положение, наличие собственного жилья, родственных и деловых связей, наличия в стране социальных программ по обустройству мигрантов, поддержки национальной общины), коммуникативных навыков, лояльности местного населения, культурной адаптивности (знаний и опыта применения обычаев и традиций, уровня владения языком, схожестью культур, терпимости населения к культурным приоритетам мигранта), индивидуальных особенностей личности (уровня образованности, волевых качеств, кругозора) [5].
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что основной психологической особенностью мигранта является потребность в улучшении своего существующего положения, стремления к комфорту, как в материальном, так и в психологическом отношении. При этом, в процессе переезда в новое место, в результате интенсивной работы адаптационного аппарата в психологии мигранта могут происходить видимые изменения на личностном уровне, которые, в свою очередь, связаны с получением (развитием) навыков, необходимых для жизни и деятельности в среде.
1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление). Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
2. Бреева Е.Б. Основы демографии: учебное пособие. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
3. Гуревич К.М., Раевский А.М. Психология личности - личность как субъект психологической диагностики. Психологический журнал. 2001; Том 22, № 5, сентябрь-октябрь.
4. Маклаков А.Г. Человек в экстремальных условиях - личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал. 2001; Том 22, № 1, январь-февраль.
5. Тарас А.Е. Современная этнопсихология: хрестоматия. Харвест, 2003.
References
1. Bondyreva S.K., Kolesov D.V.. Migraciya (suschnost' i yavlenie). Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD'EK», 2004.
2. Breeva E.B. Osnovy demografii: uchebnoe posobie. Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K», 2005.
3. Gurevich K.M., Raevskij A.M. Psihologiya lichnosti - lichnost' kak sub'ekt psihologicheskoj diagnostiki. Psihologicheskij zhurnal. 2001; Tom 22, № 5, sentyabr'-oktyabr'.
4. Maklakov A.G. Chelovek v 'ekstremal'nyh usloviyah - lichnostnyj adaptacionnyj potencial: ego mobilizaciya i prognozirovanie v 'ekstremal'nyh usloviyah. Psihologicheskij zhurnal. 2001; Tom 22, № 1, yanvar'-fevral'.
5. Taras A.E. Sovremennaya 'etnopsihologiya: hrestomatiya. Harvest, 2003.
Статья поступила в редакцию 09.11.16
УДК 37.018.523
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Altai State Pedagogical (Barnaul,
Russia), E-mail: [email protected]
Volohov S.P., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State
Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Shamarina ЕМ, Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State
Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF PROFESSIONAL FORMATION OF TEACHERS WHO WILL WORK AT A SMALL VILLAGE SCHOOL: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH. The authors present a detailed study of practice-oriented features of professional formation of future teachers of ungraded rural schools through parameters such as the study of formation of subject-professional competencies and psychological readiness for the problematic analysis of the psychological and pedagogical texts. The results show that the average level of formation of all subject-professional competences indicates an appropriate level of the development of the students' professional competencies. The data analysis shows that the availability of psychological information to its perception and use in different situations of pedagogical process is defined as a level of development among teachers conceptual mental apparatus, and performing practical tasks, reveals creative abilities for pedagogical interpretation of scientific texts in relation to the practice. These results allow interpreting these options as an innovative resource of professional self-development specialists.
Key words: professional development of future teachers, village school, professional competence, psychological readiness, problem analysis of psychological and pedagogical texts.