Научная статья на тему 'Миграционные процессы и маргинализация культуры'

Миграционные процессы и маргинализация культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
722
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / МАРГИНАЛИЗАЦИЯ / МАРГИНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК / МАРГИНАЛЬНАЯ ГРУППА / MIGRATIONS / INTEGRATION / MARGINALIZATION / MARGINAL PERSON / MARGINAL GROUP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чистякова Ольга Александровна

В статье в двух аспектах рассматривается актуальный для современной социологии вопрос взаимосвязь процессов миграции и маргинализации в современном обществе. Первый аспект связан с анализом миграции и последствий увеличивающейся миграционной активности, а второй аспект напрямую касается маргинализации культуры и ее основных черт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migratory processes and cultural marginalization

The paper discusses two aspects of the question, topical for the contemporary sociology: interrelation of processes of migration and cultural marginalization in the contemporary society. The first aspect deals with the analysis of migration and consequences of the increasing migratory activity, and the second aspect directly concerns cultural marginalization and its main features.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы и маргинализация культуры»

УДК 314.7 : 316.75 ББК 60.723.5 Ч 68

О.А. Чистякова,

соискатель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79183510960, e-mail: olgaMelniko-va08@mail.ru

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И МАРГИНАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ

( Рецензирована )

Аннотация: В статье в двух аспектах рассматривается актуальный для современной социологии вопрос — взаимосвязь процессов миграции и маргинализации в современном обществе. Первый аспект связан с анализом миграции и последствий увеличивающейся миграционной активности, а второй аспект напрямую касается маргинализации культуры и ее основных черт.

Ключевые слова: миграции, интеграция, маргинализация, маргинальный человек, маргинальная группа.

О.А. Chistyakova,

Applicant of the Department of Philosophy and Sociology, the Adyghe State University, Maikop, ph.: +79183510960, e-mail: olga_Melnikova08@mail.ru

MIGRATORY PROCESSES AND CULTURAL MARGIN ALIZATION

Abstract: The paper discusses two aspects of the question, topical for the contemporary sociology: interrelation of processes of migration and cultural marginalization in the contemporary society. The first aspect deals with the analysis of migration and consequences of the increasing migratory activity, and the second aspect directly concerns cultural marginalization and its main features.

Keywords: migrations, integration, marginalization, marginal person, marginal group.

Характеризуя глобальное социальное пространство современности, отмечая его отличие от других этапов развития социума, нельзя не остановиться на таком явлении, как миграция, очень тесно связанном с феноменом маргинализации. По мнению Т.Н. Юдиной [1], современная российская наука насчитывает около 40 определений понятия «миграция» (перемещение, переселение). Но все эти определения объединены смысловой составляющей - миграция появилась так же давно, как и сам человек, а до

появления человека мигрировали все его человекообразные прародители. Миграционные процессы присущи человеческому обществу. Интенсивность протекания миграционных процессов сказывается на динамике социальных процессов, на существенных изменениях срезов социальной структуры населения и на изменении его территориального размещения. Миграция способствует обмену трудовыми навыками и производственным опытом, содействует развитию личности, влияет на семейный состав и половозрастную

структуру, непосредственно связана с социальной, отраслевой и профессиональной мобильностью населения. И невзирая на то, что миграции происходили во все времена, сегодня они наиболее масштабны. В некоторой мере данное явление объясняется тем, что яркой чертой социального бытия современного человека является свобода передвижения, которая включена в перечень базовых прав личности, свобода передвижения и пользование ею - сугубо современный феномен [2].

Можно согласиться с мнением о том, что в исторические периоды, когда миграции не были массовыми, «...проблема социокультурной адаптации решалась проще: чтобы выжить, иммигранты были вынуждены приспосабливаться и перенимать обычаи и традиции страны. Те же, кто не стремился ассимилироваться, были не многочисленны, не претендовали на высокие статусные позиции и занимали свою социально-экономическую нишу» [3].

Каковы же причины все увеличивающейся миграционной активности миллионов современников XXI века (по данным Международной организации по миграции, в 2015 году число международных мигрантов в мире - людей, живущих в государстве, в котором они не родились, - составило 244 млн человек [4]), какие закономерности ее определяют, о каких последствиях социально-экономического и демографического характера следует знать, на основе каких принципов должна строиться миграционная политика различных государств, и Российской Федерации - в частности? Вот вопросы, которые вызывают научный как теоретический, так и прикладной интерес.

Миграция - это многовариантное, многоуровневое явление, которое можно анализировать с позиции разных критериев. Например, в двух разрезах - в межтерриториальном и межпоселенном. В миграции различают территориальное

перемещение населения внутри городской местности, территориальное перемещение населения внутри сельской местности и миграционный обмен населением между городской и сельской местностями (сельско-городская миграция). Миграции бывают внутригосударственными, перемещения населения внутри одной страны, и межгосударственными, международными, которые часто приводят к смене гражданства. Миграции носят добровольный, вынужденный (беженцы, перемещенные лица) или принудительный (депортация и др.) характер.

Перемещения населения, как внутренние, так и внешние, существенно влияют на видоизменение демографической структуры, на этнические процессы, воспроизводство населения, социальное движение и другие стороны жизнедеятельности населения.

Миграция - это часть объективной реальности, существующей в социоэкономическом пространстве современной России. Существующая в стране миграция вовлекает в свой оборот огромные массы людей, перекраивая этнографическую карту России, обнажая социокультурную проблематику, обостряя конкурентную борьбу на национальном рынке труда.

Наиболее важными, на наш взгляд, причинами активизации миграционных процессов, нарастания миграционных потоков в современных условиях послужили экономические факторы, прежде всего - стремление к повышению уровня и улучшению качества жизни. Население депрессивных, бюджето-дефицитных территорий, территорий со слаборазвитой социальной инфраструктурой, стагнирующей хозяйственной системой стремится к переселению либо внутри региона (например, из сельских муниципалитетов в городские), либо к переезду из одного региона в другой, более развитый в социально-

экономическом плане, либо к эмиграции в другую страну. Желание людей изменить социально-экономические параметры своей жизни, в свою очередь, могут быть вызваны кризисными явлениями в экономике: падением доходов, сокращением рабочих мест, изменением отраслевой структуры хозяйства и т.д.

Другим ключевым экономическим фактором, оказывающим значительное влияние на динамику миграции в современных условиях функционирования российского социума, является желание реализовать личные профессиональные компетенции и ориентации, творческий потенциал, что выражается в поиске возможности трудоустройства в другом месте проживания на лучших условиях работы и оплаты труда, на желаемой должности, по имеющейся специальности или профессии.

Игнорирование данного фактора со стороны государства является, на наш взгляд, основной причиной неэффективного использования накопленного человеческого капитала. Модернизация и ускорение социально-экономического развития хозяйственной системы страны призваны нивелировать негативное влияние этого аспекта на социально-демографическую структуру общества.

Еще одним ключевым фактором, то замедляющим, то ускоряющим миграционные процессы, как в государстве в целом, так и в его отдельных регионах, является принцип размещения в том или ином регионе крупных производственных и инфраструктурных объектов, реализации масштабных инвестиционных программ и проектов. Действие указанного компонента приводит к повышению мобильности определенных профессиональных групп населения (например, строителей, военных), более широкому внедрению специфических способов трудовой деятельности

(например, вахтовый метод), изменению структуры рынка труда в отдельных регионах, перестройке системы профессионального образования, социокультурным сдвигам в региональном социуме.

Также миграция входит в число факторов, обусловливающих социальные и культурные изменения, так как выступает причиной сложных социальных процессов, в результате которых рождается современный мир, совершенно не похожий на исторически ему предшествовавшие миры. Как и все социальные процессы, этот процесс, приобретающий все более широкие и, в конечном счете, глобальные масштабы, совершается в людях и через людей.

Миграции сталкивают в непосредственном контакте людей, которые прежде строили свою жизнедеятельность в ранее не соприкасавшихся мирах, что приводит к появлению как межкультурного взаимодействия, так и культурных конфликтов. Успешному построению взаимодействия могут мешать разновекторные способы реакции на происходящие события, различные стереотипы, разноуровневый аксиологический аспект жизни людей, идентифицирующих себя с различными государствами, обществами, культурой. Для сохранения возможности взаимодействия вчерашние мигранты и так называемое «коренное население» с течением времени должны выстроить на месте различных «мы» новое общее «мы», для которого прежние различия будут уже несущественны, если вообще сохранятся. И эти процессы встраиваются в различные модели.

Миграции предполагают не только социальное и демографическое перемещение. Они связаны с изменениями в жизни человека, которые затрагивают как мышление, так и поведение личности. Представитель Чикагской школы социологии Р. Парк [5] в качестве теоретического переосмысления

человеческого измерения миграции разработал концепцию «маргинального человека», которая в дальнейшем была развита его учениками и последователями.

Теории маргинальное™ в социологической науке отводится немаловажная роль, однако в определении содержания понятия маргинальности есть немало белых пятен. В социологии оно существует с 1928 г., благодаря Р. Парку, который впервые употребил его при изучении процессов, протекающих в среде иммигрантов. Р. Парк, исследуя иммигрантские сообщества в американских городах и расовое межкультурное взаимодействие, поставил вопрос о типе «пограничного» человека, характерном для интенсивных миграционных процессов в американском обществе и обозначающим пограничное существование индивида между конфликтующими культурами. Впоследствии понятие маргинальное™ стало ключевым при изучении последствий не-адаптированности мигрантов.

Парк трактует маргинала как мигранта, живущего одновременно в нескольких мирах, которому характерны: чувство моральной дихотомии, раздвоения и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые еще не сформированы. Это состояние можно определить как кризисное, как состояние перманентного кризиса, который способен трансформироваться в тип личности, включающей в себя следующие черты: сомнения в своей личной ценности, неопределенность связей с друзьями и постоянную боязнь быть отвергнутым, склонность избегать неопределенных ситуаций, чтобы не рисковать унижением, болезненную застенчивость в присутствии других людей, одиночество и чрезмерную мечтательность, излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного предприятия, неспособность наслаждаться и уверенность в том, что окружающие несправедливо с ним обращаются.

В то же время Р. Парк не сводит концепцию маргинального человека к типу личности, а связывает ее с социальным процессом. Маргинальный человек предстает перед нами как некий результат процесса аккультурации, когда представители различных культур и рас налаживают взаимодействия, общую жизнь, и поэтому маргинальный человек исследуется с точки зрения общества, частью которого он является.

Парк приходит к выводу о том, что маргинальная личность воплощает в себе новый тип культурных взаимоотношений, складывающихся на новом уровне цивилизации в результате глобальных этносоциальных процессов. Маргинальный человек - это результат взаимодействий различных сообществ, где из конфликта культур появляются новые сообщества и культуры. Маргиналы вынужденно существуют в нескольких мирах одновременно, что обязывает их быть более интеллектуально развитыми, с более широким мировоззренческим горизонтом.

Другой американский социолог, Эверетт Стоунквист, явление маргинальности описывает как существование между двух огней. В данной ситуации человек находится на краю различных культур, но не принадлежит ни одной из них. Маргинальный человек - это личность, занимающая ключевую позицию в контактах культур. Среда переплетения культур, в центре которого расположен маргинальный человек, борющийся за лидерство, - это маргинальная среда. Маргинальный человек, маргинальная группа балансируют между двумя социальными мирами, причем один мир преобладает над другим. Внутренний мир маргинального человека характеризуется следующими чертами:

- дезорганизованность, ошеломленность, неспособность определить источник конфликта;

- ощущение «неприступной стены», неприспособленности, неудачливости;

- беспокойство, тревожность, внутреннее напряжение;

- изолированность, отчужденность, непричастность, стесненность;

- разочарованность, отчаяние;

- разрушение «жизненной организации», психическая дезорганизация, бессмысленность существования;

- эгоцентричность, честолюбие и агрессивность.

Таким образом, миграция как перемещение из одного места

организации быта и жизни в другое всегда в той или иной степени мар-гинализирует. Мигрируя, человек не может оставаться в точности тем же самым, кем он был раньше, не может удерживать в неприкосновенном виде свою прежнюю идентичность. Однако маргинализация как процесс, описываемый пространственно-временными характеристиками, не может протекать одинаково, она зависит от конкретных условий и обстоятельств, обусловливающих ее.

Примечания:

1. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. М., 2007. URL: http:// yanko.lib.ru/books/cultur/yudina-migraciya-slov-term-2007-a.htm (дата обращения: 04.11.2016 г.).

2. Блумер Г. Социологические импликации мышления Джорджа Герберта Мида // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2008. № 1. С. 114-133.

3. Ляушева С.А., Хот 3.3. К вопросу о социокультурной интеграции мигрантов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведе-ние: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. Вып. 2. С. 170.

4. Россия заняла третье место в мире по числу мигрантов // Newsru.com. URL: http://www.newsru.com/russia/19apr2016/migrants.html.

5. Парк Р.Э. Человеческая миграция и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1998. № 3. С. 167-176.

References:

1. Yudina T.N. Migration: A glossary of key terms. M., 2007. [Electronic resource]: http://yanko.lib.ru/books/cultur/yudina-migraciya-slov-term-2007-a.htm (date of access: 11.04.2016).

2. Bloomer G. Sociological implications of the thought of George Herbert Mead // Social and Human Sciences. Ser. 11. Sociology. 2008. No. 1. P. 114-133.

3. Lyausheva S.A., Hot Z.Z. On the problem of the social and cultural integration of migrants // Bulletin of Adyghe State University. Series 1: Area Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political science and Cultural studies. 2012. No. 2. P. 170.

4. Russia ranked the third place in the world in the number of migrants / Newsru.com //http://www.newsru.com/russia/19apr2016/migrants.html.

5. Park R.E. Human migration and a marginal man // Social and Human Sciences. Ser. 11. Sociology. 1998. No. 3. P. 167-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.