Научная статья на тему 'Психологические особенности межличностных отношений'

Психологические особенности межличностных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2197
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рашидова Зулайхо Олимжановна

В данной статье рассматриваются межличностные отношения, взаимодействие в коллективе. А также приведены особенности межличностных отношений между студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности межличностных отношений»

дальнейшие экспериментальные и клинические исследование выяснят насколько он похож на монолингвальный и чем он отличатся.

Некоторые билингвы сообщают, что переключаясь на другой язык, изменяется отношение и поведение людей. Наряду с переходом на другой язык изменяется языковое поведение, ориентированное на соответствующие культурные стереотипы. Чешская пословица гласит, что «выучить новый язык это получить новую душу». Можно предположить, что наблюдается раздвоение личности у двуязычных людей. На самом деле нет реальных доказательств того, что у билингвы страдают больше от психических расстройств, чем монолингвы. На самом деле, заметное изменение поведения это переход в отношение и поведение, соответствующий сдвиг в ситуации или контексте независимо от языка. Как мы отмечали выше, билингвы гибко выбирают язык в зависимости от ситуации, собеседника, темы и цели беседы. Эти факторы вызывают различные мнения, впечатления и поведение, и, таким образом, то, что принимают за изменение личности изза языкового сдвига может быть действительно сдвигом в ситуации общения. Словом, это среда в целом способствует изменению языкового поведения двуязычных на наряду с настроением и чувствами. Основное различие между монолингвами и билингвами в этом отношении является то, что билингвы переходят на другой язык. Кроме того, билингвы могут часто переключаться с одной культуры на другую, многие из них являются или бикультурными или «имитируют образцы, нормы и стереотипы иной культуры» [2, с. 89], тогда как монолингвы, как правило, остаются в пределах одной культуры.

Список литературы

1. Алоян Н.Л. Феномен страдания в архаическом обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2008. № 1. С. 86-89.

2. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф. Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2008. № 1. С. 70-73.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ Рашидова З.О.

Рашидова Зулайхо Олимжановна - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются межличностные отношения, взаимодействие в коллективе. А также приведены особенности межличностных отношений между студентами.

Ключевые слова: межличностные отношения, социометрическая техника, морально-психологический климат.

Взаимодействие - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В результате взаимодействия складываются межличностные отношения, т.е. субъективные связи и отношения, складывающиеся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Изучением межличностных отношений занимались многие учёные, известно множество крупнейших направлений в этой области, Р. Браун, Г. Левитт, Р. Лайкерт осуществляли исследование межличностных отношений в сфере управленческой деятельности. Среди отечественных психологов разработкой проблем

межличностного взаимодействия занимались: Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, В.М. Бехтерев, и многие другие учёные.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степенисплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакамсимпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Какие виды межличностных отношений в студенческом коллективе

можно выделить? Каким образом можно достичь благоприятного климата в студенческом коллективе? Как состояние психологического климата в коллективе отражается на еесплоченности? Особый интерес в данной связи представляет изучение степени влияния морально психологического климата на сплоченность студенческого коллектива. В данной работе мы предприняли попытку изучить взаимосвязь двух названных факторов.

В психологии принято разделять отношения, возникающие междулюдьми, на общественные и межличностные. Под общественными отношениями мы понимаем те, что складываются между индивидуумами, либомежду социальными группами людей в сфере экономических, политических отношений. Такой вид общения не затрагивает напрямую личности людей, т.е. человек выступает субъектом общественной группы (класс, профессии, партии, общественные движения и т.д.) и представляеттолько ее интересы. Такие отношения «обусловлены объективно, носят обезличенный характер и сущность их во взаимодействии конкретныхсоциальныхролей» [2, с. 130].

Такие отношения строятся ненаосновесимпатий или антипатий, а на основе определенного положения,занимаемого каждым в обществе. Тем не менее, не будем забывать тот факт, что человек, являясь носителем более чем одной социальной роли, отличается от других людей индивидуальными психологическими особенностями, которые можно прекрасно увидеть в зависимости от той или иной социальной роли. Человек неизбежно показывает свое отношение к проблеме, прибавляет личностную оценку. Поэтому вполне целесообразно говорить о «построении внутри системы безличныхобщественных отношений второго ряда отношений — межличностных» [1, с. 384].

Отдельные моменты общественных отношений представляются ихучастникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как «злой преподаватель», как «нерадивый студент»как «козел отпущения» и т.д. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта эмоциональная основа. Поэтому

межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоции в межличностных отношениях говорят о том, что отношения между людьми появляются на основе чувств, которые люди переживают по отношению к другим людям.

Важная роль в формировании межличностных отношений принадлежит конкретным условиям, в которых люди общаются. Прежде всего, это связано с видами совместной деятельности, в ходе которых устанавливаются межличностные контакты (учеба, работа, отдых), ситуацией (обычная повседневная, экстремальная), этнической средой, гендерным составом группы и т. д.

Мы в данной работе предполагаем, что межличностные отношения, именно их эмоциональная составляющая, тесно связаны и воздействуютопределенным образом не только на совместимость членов той или иной группы, но и на сплоченность коллектива, в частности студенческого.

Список литературы

1. АндрееваГ.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Наука, 1994. 384 с.

2. Мокшанцев Р.И. Социальная психология / Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. М., Новосибирск: Инфра-М, 2001. 408 с.

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Олейникова Е.Ю.

Олейникова Екатерина Юрьевна - магистрант, направление психологическое консультирование, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Аннотация: в статье рассматривается понятие «гендерная идентичность» и его основные характеристики. Кратко изложены основные идеи современных авторов по исследованию гендерной идентичности.

Ключевые слова: гендерная идентичность, гендер, формирование гендерной идентичности.

Р. Столлер в конце 1960-х гг. предложил понятийно разделить человеческую сексуальность по двум аспектам: биологическому, за которым он предложил закрепить термин «пол», и социальному, за которым он предложил закрепить термин «гендер» [3].

С. Кесслер и У. Маккенна внесли свой вклад в развитие понятия «гендер», предложив обозначать термином «гендер» не только социокультурные представления и индивидуальные когнитивные схемы восприятия биологического пола, но также и те аспекты бытия женщины или мужчины, которые традиционно считались биологическими. Они предложили оставить за термином «пол» только репродуктивную активность. Именно С. Кесслер и У. Маккенна ввели практику обозначения термином «гендер» любые проявления пола, не связанные прямо с репродуктивной активностью [3].

Гендер содержит когнитивные (гендерное самосознание), эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (гендерные роли, особенности поведения) компоненты [2].

Гендерное самосознание включает [2]: осознание своего тела как тела человека определенного пола; осознание себя, своей личности, своего жизненного пути как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.