Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ОБЩЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красникова Т.В.

В статье выделены теоретические аспекты проблемы межличностных конфликтов в психологической науке, выявлены причины и факторы возникновения межличностных конфликтов среди подростков, обоснованы задачи, формы и методы, используемые в педагогической деятельности по предупреждению и разрешению конфликтов в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INTERPERSONAL CONFLICTS AMONG ADOLESCENTS

The article highlights the theoretical aspects of the problem of interpersonal conflicts in psychological science, identifies the causes and factors of interpersonal conflicts among adolescents, justifies the tasks and methods used in pedagogical activities to prevent and resolve conflicts in adolescence

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159-053.6:316.483

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ Красникова Татьяна Викторовна, старший преподаватель

(tkrasnikova3@mail.ru) Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского,

г.Евпатория, Россия

В статье выделены теоретические аспекты проблемы межличностных конфликтов в психологической науке, выявлены причины и факторы возникновения межличностных конфликтов среди подростков, обоснованы задачи, формы и методы, используемые в педагогической деятельности по предупреждению и разрешению конфликтов в подростковом возрасте.

Ключевые слова: конфликт, общение, межличностные отношения, подростки.

Введение. Возрастающая напряженность в современном мире проявляется в специфических особенностях межличностных конфликтов в обществе. Конфликты в последнее время часто встречаются и в подростковой среде. Связанны они, с одной стороны, с динамичными изменениями в проявлениях возрастного своеобразия современного подростка, а с другой стороны - с фундаментальными изменениями общественного устройства. Изучение факторов, обуславливающих возникновение межличностных конфликтов в подростковой среде, позволяет разработать комплекс форм и методов, направленных на предупреждение конфликтов среди подростков и формирование навыков их успешного разрешения. Это, в свою очередь, способствует не только оказанию помощи подростку в получении знаний об эффективных способах разрешения конфликтов, но и дает ему информацию об основных психологических особенностях, которые предопределяют возникновение межличностных конфликтов, о возможностях саморегуляции в сложных жизненных ситуациях, а также осуществлять целенаправленное влияние на личность с целью гармонизации ее психической и социальной жизни.

Изложение основного материала статьи. Проблема конфликтов всегда привлекала внимание исследователей и изучалась представителями различных психологических направлений, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В зарубежной психологии она представлена работами представителей разных подходов: психоаналитического (А. Адлер, З. Фрейд, К.Г. Юнг); социотропного (У. Мак-Дауголл, С. Сигеле); этологиче-ского (К. Лоренц, Н. Тинберген); теории групповой динамики (Д. Креч, К. Левин); фрустрационно-агрессивного (Д. Доллард, Н. Миллер); поведенческого (А. Басс, А. Бандура); социометрического (Г. Гурвич, Дж. Морено); интеракционистского (Т. Шибутани, Д. Шпигель).

Согласно результатам проведенного анализа актуальных исследований, проблема конфликтов межличностных отношений в подростковом возрасте не является новой, однако, остается достаточно актуальной и в сегодняшнее время. Достаточное количество психологов и педагогов рассматривали в своих исследованиях понятия «взаимоотношения» и «отношения», «межличностные отношения» и «межличностные взаимоотношения», «межличностное общение» (А. С. Белкин, В. Н. Гуров, Е.Н. Ильин, Л. Козер, Я. Л. Коломинский, А. Е. Личко, Ю. Ф. Лукин, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Е.А. Рогов, А.А. Реан, Д. И. Фельдштейн).

Подростковый возраст является периодом непосредственной подготовки подрастающей личности к жизни взрослого человека, к выбору специальности, к непосредственному овладению ею, а также к выполнению ответственных социальных функций. Подрастающая личность постепенно достигает такого уровня физической, психической и социальной зрелости, на котором она целиком способна сознательно и самостоятельно выполнить эти социальные функции, стать полноправным гражданином общества.

В современном обществе конфликты неизбежны и все чаще их проявления можно наблюдать в различных сферах человеческой деятельности, личных, деловых и социальных взаимоотношениях.

Для предупреждения и разрешения конфликтов необходимо рассмотреть природу их возникновения и формы проявления. По мнению А.Я. Анцупова «...конфликт - это вид отношений - межличностных, личности и группы, межгрупповых - в основе которых лежит объективное несовпадение или даже противоречие целей, интересов и умений участников...» [1]. Е.П. Ильин определяет конфликт как «.столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или группы людей, которые связаны с острыми негативными эмоциями, переживаниями.» [4, с. 315]. Функциональная роль конфликта обусловлена необходимостью и целесообразностью изменений в человеческих взаимоотношениях в процессе общения.

Подростковый возраст можно охарактеризовать как один из наиболее дисгармоничных периодов в жизни человека, который сложен как для личности самого подростка, так и его окружения. В данном возрастном периоде часто можно наблюдать негативизм подростка, раздражительность, импульсивность, смену интересов, возможно снижение успеваемости, вследствие снижения активности когнитивных процессов, страх перед будущим, нередко подросток проявляет грубость в общениисо взрослыми и сверстниками. В межличностном общении подростков часто наблюдаются конфликты, вызванные проявлениями кризиса пубертатного периода. Межличностный конфликт подростка проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами, т.е. конфликт может проявляться вовзаимоот-ношениях с родителями, со сверстниками, с педагогами.

Н. А. Журавлева отмечает, что «... важным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости, которое определяет уровень стремлений. Чувство взрослости в этом возрасте не является обязательно осознанным, однако, оно выступает специфичной для подросткового возраста формой самосознания, социального по содержанию. Подросток требует признания своей самостоятельности, равенства с взрослыми, хотя реальные физические, интеллектуальные и социальные предпосылки к этому отсутствуют. Только в специально организованной педагогической деятельности можно создать ситуации, в которых взаимоотношения со взрослыми (педагогами и родителями) и сверстниками отвечали бы притязаниям и потребностям подростков. При этом следует учитывать, что ведущей деятельностью в этот период выступает интимно-личностное общение.»

[3].

Е.П. Ильин утверждает, что «.общение подростков со сверстниками выходит за рамки школьной жизни и учебной деятельности, охватывает новые интересы, виды деятельности, отношения, выделяясь в отдельную, самостоятельную и чрезвычайно важную для подростка сферу жизни.» [4, с. 117].

Общение со сверстниками, членами учебного коллектива является фактором формирования личности в период подросткового возраста. Коллектив препятствует формированию индивидуалистических черт у подростка. Результативность воспитательного влияния на отдельную личность в большей степени зависит от общественного мнения коллектива. Однако, неадекватная самооценка некоторых подростков, в отдельных случаях, приводит совсем к противоположному отношению к коллективу. Это также может спровоцировать появление межличностных конфликтов. Поэтому, организуя и осуществляя воспитательную работу, необходимо учитывать особенности самооценки подростков.

В подростковом возрасте потребность в общении приобретает специфические формы эмоциональной и индивидуальной потребности в дружке и любви. Соотношение дружбы и любви в подростковом возрасте является сложной проблемой. С одной стороны, они кажутся достаточно альтернативными. Так появление любви у девушки снижает значение однополой дружбы. С другой стороны, любовь требует высшей ступени интимности, чем дружба [2].

Е.П. Ильин отмечает, что «.возникновение межличностных конфликтов у подростков связано не только с характером отношений, но и с их состоянием в системе межличностных отношений:

- главными и ведущими для подростков являются их отношения с друзьями;

- значительно снижается роль семьи;

- резко возрастает роль свободного общения. Наиболее важным условием удовлетворения подростком процесса общения выступает совпадение самооценки личности и оценки ее окружающими. Если у ребенка возни-

кают трудности в общении, он реагирует на них типичным для себя способом поведения в конфликте» [4, с. 315].

Наиболее важным фактором развития личности в подростковом возрасте являются взаимоотношения молодежи со старшими, и, прежде всего, с родителями. Эти взаимоотношения глобально изменяют свой характер по сравнению предшествующим возрастным периодом младшего школьного возраста. На первое место в детско-родительских отношениях выдвигается принцип равноправия. К родителям подростки стремятся относиться как к старшим товарищам. И это отношение зависит, прежде всего, от того, на-скольковзрослые, по мнению подростка, считают их взрослыми и самостоятельными, и способны правильно оценить их. У детей подросткового возраста можно наблюдать возрастание побуждений, стремлений к доброжелательным взаимоотношениям со взрослыми. Зачастую подростки готовы прощать родителям ошибки и недостатки, исходя из анализа их причин.

Гуманизация образования на современном этапе требует кардинальных качественных изменений во взаимоотношениях педагога-наставника и обучающихся. Необходим осознанный перевод этих взаимоотношений из плоскости подчинения в плоскость партнерства на основе принципа социального равенства, который предусматривает, прежде всего, осознание гуманитарных знаний о сущности человека, путей его реализации и его личностной ответственности. В результате такого взаимодействия происходит развитие адекватной рефлексии личности, ее умений анализировать собственные качества и действия, формирование критичного отношения к себе как к субъекту труда и человеку. Данные качества формируются в учебной деятельности при условии не только кардинального изменения ее содержания, но и благодаря поиску новых подходов в отношениях педагога и обучающихся.

Построение диалогичных взаимоотношений и условий для учебного общения выступает особенностью организации эмоционально-личностных отношений педагога и обучающихся-подростков. В таком диалогичном взаимодействии в учебном коллективе появляются потенциальные возможности кооперации, самостоятельности, конкуренции, соревнования, что является основой инициативы, без которой невозможно формирование личности. Одна из функций диалогического общения - самоутверждение личности, которое осуществимо при условии осознания подростком собственного «Я», чувства собственной личностной значимости, формирования адекватной самооценки. Взаимодействие подростков и педагогов в процессе освоения субъект-субъектных знаний в диалогическом общении характеризуется: равенством социальных позиций участников взаимодействия; активностью субъектов общения в сотворчестве, при котором каждая сторона не только подвержена влиянию, но и сама в одинаковой мере влияет на другого субъекта общения; взаимным партнерством в мире чувств и

переживаний; готовностью принять позицию другой стороны; стремлением к соучастию, сопереживанию; активной гуманистической установкой.

И.М. Гаврилова выделяет следующие особенности межличностных конфликтов у подростов:

1) противоборство подростков осуществляется здесь и сейчас, непосредственно, лицом к лицу на основе личных мотивов;

2) в межличностных конфликтах среди подростков проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных и т. д.;

3) в таких конфликтах субъекты взаимодействия - подростки проверяют свой характер, волю, способности, интеллект и другие индивидуальные психические особенности;

4) конфликты в подростковой среде отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;

5) в конфликтах с участием подростков затрагиваются интересы не только конфликтующих, но и тех, кто непосредственно связан с этими субъектами либо служебными, либо межличностными отношениями [2].

В условиях долговременного и острого конфликта с коллективом подростков или отдельной его частью происходит следующее:

- в атмосфере конфликта ребенок подросткового возраста некомфортно чувствует себя в значимом для него окружении;

- новые отрицательные переживания подростка наслаиваются друг на друга;

- подростку необходимо из нескольких вариантов разрешения выбрать один, наиболее оптимальный.

Как следствие, по окончанию конфликта, у подростка возможно появление ощущения тревожной уязвимости, ухудшение возможностей саморегуляции, возможность проявлений нервного срыва, возникновение невротического состояния, которое влияет на дальнейшее развитие личности. В результате этого у подростка, субъекта межличностного конфликта,может возникнуть узость интересов, пассивность, барьер на пути адаптации в новом круге лиц, в незнакомом коллективе. Учитывая, что конфликты - неизбежные спутники нашей жизни, необходимым и важным является вос-питаниеу подрастающего поколения способности в разных конфликтных ситуациях отстаивать свои убеждения спокойно, без резких эмоциональных срывов.

Конфликты в подростковой среде могут проявляться по-разному. Они могут выражаться в активной или пассивной форме. Согласно Н.Н. Обозову, в общем виде к ним можно отнести [5]:

- скрытые состояния неудовлетворения, выражающиеся в стойкой внутренней несогласованности с действиями, решениями при формальном выполнении приказа, равнодушии, поверхностности, самоизоляции от коллектива;

- открытые столкновения, определяющие резкое выражение своего несогласия в виде спора, ссоры, бунта, драки, отказа выполнять задания, разные формы неповиновения, агрессивности, аффективных действий;

- пассивный протест, проявляющийся в виде сознательного ухода в мир фантазий, мир искривленных образов, сознательная локализация неприглядных моментов в конфликтной ситуации, гиперболизация тех картин, которые способны снизить или подавить чувство тревожности, внутренней эмоциональной напряженности по причине конфликта.

Формы выражения конфликта во многом зависят от типа конфликта и группы, его участников, их личностных качеств, индивидуального жизненного опыта конфликтующих сторон, от специфики деятельности и общения в группе, от стиля управления ею [5]. Избегание, компромисс и соперничество являются наиболее распространенными формами поведения подростков в конфликте. Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор участниками стратегии выхода из него.

В.Н. Панферов выделяет положительные и отрицательные результаты межличностных конфликтов. «.К положительным последствиям межличностных конфликтов обычно относят: успешность совместной деятельности; стойкость межличностных связей; адекватность взаимопонимания и познания; удовлетворенность общением и результатами совместной деятельности.

Отрицательными результатами неэффективных межличностных конфликтов могут быть: невыполнение задач общения и взаимодействия; снижение продуктивности совместной деятельности; деформация и даже разрыв межличностных отношений; негативные психические состояния субъектов взаимодействия; снижение продуктивности индивидуальной деятельности.» [6].

Наличие и проявления межличностных конфликтов в подростковой среде существенно зависят от внутренней культуры подрастающего человека, стиля воспитания в семье, а также сформированности навыков разрешения конфликтов и выбора правильной стратегии поведения в конфликте. В настоящее время в современной школе программам, направленным на предупреждение и успешное разрешение конфликтов среди подростков, а также предметам эстетического цикла, развивающим эмоциональную сферу подростка, отводится, к сожалению, не так много времени. Важно включать в эту работу деятельность всех участников образовательного процесса (родителей, обучающихся, педагогов) и проводится во внеклассных мероприятиях школы и направлены на решение следующих задач:

- развивать чувство безопасности у подростков,способность адекватно реагировать на конфликтные различные ситуации, умения предупреждать конфликты;

- совершенствовать умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения, ставить позитивные цели разрешения конфликтов и стремления к их разрешению;

- вырабатывать позитивное отношение к самому себе;

- тренировать навыки саморегуляции, использования приемлемых форм поведения в конфликтах;

- обучать пониманию чувств и позиции окружающих людей, методам нахождения решения в конфликтных ситуациях, а также направлять активность в позитивное русло;

- корректировать свое поведение в сторону снижения конфликтности.

В педагогическую деятельность, направленную на предупреждение и успешное разрешение конфликтов целесообразно включать такие формы работы: тематические тренинги, классные часы, методические объединения для педагогов, массовые мероприятия, экскурсии, диспуты, интеллектуальные марафоны, кружки и секции. Наиболее распространенными методами педагогической работы, направленной на предупреждение и разрешение конфликтов являются: метод, убеждения, словесные и наглядные методы, решение и анализ различных конфликтных ситуаций; деловые и ролевые игры; совместную деятельность, включающая конфликтующие стороны; тренинговые упражнения, направленные на выбор оптимального варианта решения конфликтной ситуации; релаксационные упражнения, а также техники медитации, направленные на снятие напряжения в ситуации конфликта и др. В качестве альтернативного метода урегулирования конфликтов может выступать технология медиации, которая включает: техники рефлексивного вмешательства, техники контекстуального вмешательства, техники независимого вмешательства.

Выводы. Взаимосвязь личности и межличностных конфликтов основывается на процессе взаимовлияния, так как личностные образования влияют на личность, формируя ее социально-перцептивную сферу, систему отношений, навыки и умения коммуникативного поведения и т.д.

Межличностный конфликт - это ситуация, при которой один или оба партнера являются субъектами сложного общения. Они по-разному осознают социальные потребности другого, препятствуют достижению целей общения, в результате чего один или оба участника общения ощущают острые эмоциональные переживания, которые сопровождаются демонстрацией непонимания, нервно-психическим напряжением и т. д.

Снижение уровня конфликтности в среде подростков возможно при условии формирования конфликтной компетентности подростков, результатами которой выступают: овладение системой знаний о закономерностях восприятия людьми друг друга в процессе общения, о межличностных конфликтах, а также способами саморегуляции; проявление умений адекватно выражать собственные эмоции и чувства, трансформировать деструктивные конфликты в конструктивные, приводя их к положительным результатам; формирование гибкости в межличностном взаимодействии,

способности к эффективному разрешению межличностных конфликтов, расширение самосознания, что может быть достигнуто с помощью активных методов обучения.

Список литературы

1. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. -СПб.: Питер, 2008.- 551 с.

2. Гаврилова, И.М. Подросток и конфликты / И.М. Гаврилова, О.Ю. Егорычева. // Молодой ученый.- 2018.- № 24 (210). - С. 303-306.

3. Журавлева, Н. А. Психологическая помощь подросткам в решении межличностных проблем / Н.А. Журавлева // Психолог.- 2008. - №12. С. 3-9.

4. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2010.- 576 с.

5. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - К.: Лыбидь, 1990. - 191 с.

6. Панферов, В.Н. Общение как предмет социально-психологического исследования / В.Н. Панферов. М.: Юрайт, 2016. - 296 с.

Krasnikova Tatyana Viktorovna, senior lecturer (e-mail: tkranikova3@mail.ru) Yevpatoria Institute of Social Sciences (branch) of the FSAET of HE

«V. I. Vernadsky Crimean Federal University», Evpatoria, Russia PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INTERPERSONAL CONFLICTS AMONG ADOLESCENTS

Abstract. The article highlights the theoretical aspects of the problem of interpersonal conflicts in psychological science, identifies the causes and factors of interpersonal conflicts among adolescents, justifies the tasks and methods used in pedagogical activities to prevent and resolve conflicts in adolescence. Keywords: conflict, communication, interpersonal relationships, teenagers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.