Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
519
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Царева Елена Викторовна, Микулец Юлия Дмитриевна, Слюняева Алина Александровна

В статье продемонстрированы результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей стратегий поведения подростков в конфликтах. Кратко сформулирована проблема конфликта в психолого-педагогических источниках. Описаны стратегии поведения в конфликте. Выделены особенности подросткового возраста. Определены основные конфликтогенные факторы школьников подросткового возраста. Проанализирован выбор вариантов поведения в конфликтных ситуациях подростками. Выявлено, что значительная часть респондентов выбирают неэффективные варианты поведения в сложных противоречивых ситуациях. Аргументирована необходимость специально организованных занятий для развития эффективных стратегий поведения подростков в сложных ситуациях. Предложены варианты упражнений для развития эффективных бесконфликтных стратегий поведения. Сформулированы методические рекомендации педагогам по решению конфликтных ситуаций во взаимодействии подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF STRATEGIES OF BEHAVIOR OF ADOLESCENTS IN CONFLICT SITUATIONS

The article demonstrates the results of an empirical study aimed at studying the features of adolescent behavior strategies in conflicts. The problem of conflict in psychological and pedagogical sources is briefly formulated. Strategies of behavior in conflict are described. The main conflictogenic factors of adolescent schoolchildren have been determined. The choice of options for behavior in conflict situations by adolescents is analyzed. It is revealed that a significant part of respondents choose ineffective options for behavior in complex contradictory situations. The necessity of specially organized classes for the development of effective strategies for the behavior of adolescents in difficult situations is argued. Options for exercises for the development of effective conflict-free behavior strategies are proposed. Methodological recommendations for teachers on solving conflict situations in the interaction of adolescents are formulated.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ»

Литература:

1. Барышева, Т.А. Психология творчества: учебник для вузов / Т.А. Барышева. - М.: Юрайт, 2021. - 300 с.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. -3-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2017. - 352 с.

3. Бочкина, Е.В. Способы исследования представлений о цикличности пространственно-временных процессов у детей дошкольного возраста на материале методики «Волшебные ленты» / Е.В. Бочкина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8. - № 1-1. - С. 287-295

4. Володина, К.А. Применение арт-терапии в деятельности практического психолога / К.А. Володина // Организационная психология - 2017. - Т. 7. - № 2. - С. 86-101

5. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта: учебное пособие // Психология мышления / под ред. A.M. Матюшкина. -М., 1965. - С. 433-456

6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: учебное пособие / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - М.: Питер, 2019. - 368 с.

7. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости: учебное пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2018. - 448 с.

8. Любарт Т. Творческий процесс / Т. Любарт, К. Муширу // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2016. - № 4. - С. 76-80

9. Николаева, Е.И., Беляева Е.М. Связь когнитивного контроля с параметрами креативности, оцененными с помощью теста У. Торренса и Дж. Гилфорда / Е.И. Николаева, Е.М. Беляева // Вестник психофизиологии. - 2021. - № 4. - С. 43-49

10. Холодная, М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования / М.А. Холодная. - 2-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2019. - 272 с.

11. Шумакова, Н.Б. Особенности креативности в подростковом возрасте / Н.Б. Шумакова // Психолого-педагогические исследования. - 2017. - Т. 9, № 4. - C. 108-117

12. Шупик, А.В. Особенности развития креативности у детей / А.В. Шупик // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 88-2. - С. 152-154

Психология

УДК 37.015.3

кандидат философских наук, доцент Царева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Микулец Юлия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Слюняева Алина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация. В статье продемонстрированы результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей стратегий поведения подростков в конфликтах. Кратко сформулирована проблема конфликта в психолого-педагогических источниках. Описаны стратегии поведения в конфликте. Выделены особенности подросткового возраста. Определены основные конфликтогенные факторы школьников подросткового возраста. Проанализирован выбор вариантов поведения в конфликтных ситуациях подростками. Выявлено, что значительная часть респондентов выбирают неэффективные варианты поведения в сложных противоречивых ситуациях. Аргументирована необходимость специально организованных занятий для развития эффективных стратегий поведения подростков в сложных ситуациях. Предложены варианты упражнений для развития эффективных бесконфликтных стратегий поведения. Сформулированы методические рекомендации педагогам по решению конфликтных ситуаций во взаимодействии подростков.

Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, подростки, конфликтогенные факторы, стратегии поведения.

Annotation. The article demonstrates the results of an empirical study aimed at studying the features of adolescent behavior strategies in conflicts. The problem of conflict in psychological and pedagogical sources is briefly formulated. Strategies of behavior in conflict are described. The main conflictogenic factors of adolescent schoolchildren have been determined. The choice of options for behavior in conflict situations by adolescents is analyzed. It is revealed that a significant part of respondents choose ineffective options for behavior in complex contradictory situations. The necessity of specially organized classes for the development of effective strategies for the behavior of adolescents in difficult situations is argued. Options for exercises for the development of effective conflict-free behavior strategies are proposed. Methodological recommendations for teachers on solving conflict situations in the interaction of adolescents are formulated.

Key words: conflict, conflict situation, adolescents, conflictogenic factors, behavior strategies.

Введение. Современный социум характеризуется усилением конфликтности в поведении подростков, которая сопровождается напряженностью и агрессивностью. Происходит разрушение выработанных стереотипов поведения, трансформируются ценностные ориентации, что неизбежно провоцирует конфликт. Кроме того, установки общества, направленные на конфликтное взаимодействие, становятся более разнообразными и влияют в том числе на особенности поведения подростков. Именно вследствие перестройки всей сложившейся системы отношений с окружающими, недостаточно сформированной коммуникативной компетентности подростков, их неумения анализировать проблемы и выбирать оптимальные варианты решения, в подростковом возрасте часто возникают и обостряются конфликты.

Изложение основного материала статьи. Как показывает анализ специальной литературы, понятие «конфликт» не имеет единственного универсального определения.

В отечественной психологии принято рассматривать проблему конфликта исходя из нескольких подходов: деятельностного, организационного и личностного.

Одна из моделей анализа конфликта разработана Л.А. Петровской, структурными компонентами которой стали структура конфликта, его функции, типы и динамика. Данная схема была усовершенствована А.Я. Анцуповым и

А.И. Шипиловым, предложившим рассматривать конфликт, обращая внимание на: его сущность; функции, генензис; вид; источники, структуру, динамику и методы исследования.

Контент-анализ источников позволяет нам убедиться, что согласно одним авторам, конфликт можно обозначить как осознанные эмоциональные разногласия в сфере отношений, требующие урегулирования, другие в качестве источников конфликта усматривают противоположные мотивы, область интересов и способы поведения. В частности, А.А. Ершов характеризует конфликтное взаимодействие как противоборство конфронтационных мотивов, интересов, стилей поведения [31.

Согласно Н.В. Гришиной, конфликт означает препятствие, возникающее в процессе совместной деятельности для достижения ее целей, расхождение потребностей людей, их культуры, реакцию вследствие противоположности их характеров [21.

А.Г. Ковалев в основе конфликта выделяет противоборство в рамках межличностных и групповых отношений, относя его тем самым к категории реакции психологической защиты и ответной эмоциональной реакции [41.

Исходя из вышеизложенного, конфликтом следует считать осознаваемое противоречие, в основе которого находятся противоположные интересы, социальные установки и направленности конфликтующих сторон, характеризующееся их противоборством.

Повседневные конфликты, полагает Н.В. Гришина, можно анализировать как социально-психологический процесс, включающий определенные этапы: возникновение ситуации напряженности и ее осознание; конфликтное поведение; разрешение (урегулирование) конфликта [21.

Итак, анализ и обобщение имеющихся определений конфликта позволяет выделить его признаки: имеющиеся противоречия или несовместимость целей, круга интересов и т. п.; осознание данных противоречий; активные действия по их преодолению. Поэтому в подобных случаях важна внутренняя переработка, которая проявляется в следующих вариантах: упорство личности в собственной позиции; игнорирование имеющихся противоречий; компромисс; творческий подход к разрешению.

Если проанализировать различия данных стратегий, то можно выделить их отличие в плане осознания и способах разрешения. Упорствование предполагает осознание основного противоречия и попытку разрешить его через необходимую правильно подобранную аргументацию, использующуюся при убеждении оппонентов. Само противоречие считается несущественным и, следовательно, неразрешимым с помощью рациональной аргументации в случае игнорирования. Компромисс, хотя и снимает остроту противоречий, не способствует их нейтрализации, поэтому, данный вариант определяется как чисто механистический путь разрешения противоречий.

Исследователи акцентируют внимание на пяти основных типов поведения в конфликте. Избегание (уход) основывается на нежелании объединяться с партнерами для совместного его разрешения. Обычно используется при отсутствии важности проблемы, нежелании людей тратить собственные силы, при наличии чувства собственной неправоты или большей власти противоположной стороны. В данном случае обе стороны остаются в проигрыше.

Конкуренция определяется высокой степенью вовлеченности и заинтересованности личности в устранении конфликта только с учетом собственной позиции. Сотрудничество предусматривает скооперированность общих усилий, направленных на достижение согласия. Приспособление можно охарактеризовать как поведение на основе кооперации, но при отсутствии собственной заинтересованности в решении противоречия. Подобные личности, часто характеризуются окружающими как бесхарактерные ведомые люди, хотя в общем оцениваются с положительной стороны.

Компромисс способствует быстрому урегулированию противоречий, обычно при значительном преимуществе одной из сторон. При этом личность, использующая данный стиль (стратегию) поведения, руководствуется необходимостью частичного учета собственных интересов и интересов оппонента.

Подростковый возраст - это очень ответственный период в жизни каждого человека, поскольку в нем формируются нравственные основы личности, закладываются социальные установки, позиция отношения к себе, к окружающим людям, и обществу в целом. Так же в подростковом возрасте полным ходом идет стабилизация черт характера и базовых форм межличностного общения. Все эти качества могут правильно сформироваться лишь при общении подростка с окружающими людьми.

Подростковый возраст является крайне сложным временем, временем бурных перемен во всех сферах жизни. Подростки, в силу своих индивидуальных личностных особенностей переносят это время по-разному - кто-то спокойно и размеренно, а кто-то ярко и, порой, болезненно. Подростки, ощущая психические и физические изменения, пытаются доказать всем, что они не дети, стремятся к самостоятельности, жаждут чтобы их мнение услышали и посчитали правильным. Однако они не в состоянии примирится с тем фактом, что социально и финансово они зависят от взрослых. Такое противоречие очень часто становится причиной конфликтов.

Специфика общения подростков заключается в беспредметности межличностных отношений в группе сверстников и внутригрупповых явлений принятия и отверженности.

Именно взаимоотношения со сверстниками определяют многие стороны жизни подростков.

С точки зрения многих исследователей, подростковый возраст считается одним их наиболее конфликтогенных периодов вследствие категоричности суждений подростков, обидчивости, эмоциональной нестабильности и т. д. При этом деструктивные конфликты, особенно со сверстниками, отрицательно сказываются на поведении и деятельности подростков в целом.

Нами выделено наиболее распространенные из них:

- конфликты лидерства, представляющие противоборство лидеров и их группировок за первенство в классе;

- оскорбления, клевета, зависть, доносы;

- недопонимание и др.

Отметим, что личностные особенности подростков (упрямство, обидчивость, агрессивность, низкая ответственность, недобросовестность) становятся основными предпосылками конфликтов.

Основные конфликтогенные факторы школьников подросткового возраста: удовлетворение собственных потребностей, желание обратить на себя внимание, выделиться, утверждение в референтной группе, неадекватность самооценки и уровня притязаний и т.д.

Кроме того, выбор подростками конкретного варианта поведения в конфликтной ситуации зависит от социально-психологического типа личности. Например, подростки сензитивного типа не могут применить имеющиеся знания при разрешении конфликта. Инфантильные подростки долгое время находятся в состоянии конфликта в результате неспособности к его разрешению.

Подростки гармоничного типа всегда готовы к разрешению конфликтной ситуации, как и подростки конформного типа. Неверным поступком считают конфликт подростки интровертивного типа, подростки доминирующего типа

характеризуются сильной эмоциональной реакцией на несправедливость в конфликтной ситуации, а подростки, относящиеся к тревожному типу, чаще всего применяют в ситуации конфликта давление и насилие.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базах МБОУ г.о. Саранска. В нем участвовали 104 подростка в возрасте 12-15 лет.

Для реализации цели и задач экспериментального исследования нами подобран соответствующий диагностический инструментарий.

1. «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса. Методика направлена на определение доминирующей формы поведения в ситуации конфликта. Школьникам предлагалось выбрать наиболее приемлемый для них вариант поведения в предложенных 30 парах.

При обработке на основе подсчета баллов в соответствии с ключом делался вывод об выраженности одной или нескольких форм поведения в конфликтных ситуациях.

2. Методика «Как вы действуете в конфликтной ситуации?» Н.И. Леонова. Назначение данной методики -определить тип поведения личности в конфликтной ситуации на основе оценивания пословиц и афоризмов.

Вывод о преобладающем типе поведенческой стратегии делался по общей сумме каждого из показателей на основе ключа.

Данные исследования по первой методике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Данные диагностики по методике «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса

Стратегии поведения в конфликтной ситуации Количество подростков

абс. %

Соперничество 33 32,8

Сотрудничество 12 11,5

Компромисс 14 13,5

Избегание 22 21,1

Приспособление 22 21,1

Анализ таблицы 2 позволяет утверждать, что соперничество в качестве предпочитаемой стратегии поведения выбирают 32,8% респондентов. Основная их цель в конфликте - удовлетворение собственных интересов в ущерб другим.

Сотрудничество в конфликтной ситуации привлекательно для 11,5% школьников. Важным для данной группы респондентов является альтернатива с целью полного удовлетворения интересы обеих сторон.

13,5% подростков в конфликтной ситуации предпочитают компромисс, избегание - 21,1% респондентов, приспособление (жертвуют собственными интересами ради интересов другого) - 21,1% опрашиваемых.

Подобная ситуация сложилась и при анализе методики «Стратегии поведения в конфликтной ситуации подростков (методика Н.И. Леонова)». Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Стратегии поведения в конфликтной ситуации школьников (методика Н.И. Леонова)

Стратегии поведения в конфликтной ситуации Количество школьников

абс. %

Избегание 23 23

Конкуренция 33 32,8

Приспособление 20 19,2

Компромисс 14 13,5

Честная конфронтация и сотрудничество 12 11,5

Из таблицы 2 видно, что честную конфронтацию и сотрудничество как вариант поведения в конфликте применяют 11,5% респондентов. Для этой группы важна степень личной вовлеченности в него и интенсивное желание скооперировать общие усилия для разрешения межличностного конфликта.

На использование компромисса как стратегию поведения указали 13,5% подростков и старшеклассников. Они способны отказаться от некоторых собственных целей в силу умеренного отношения как к целям, так и к взаимоотношениям.

Приспособление в качестве ведущего вида стратегии отмечается у 19,2% респондентов. Для них характерно поведение на основе кооперации, но при отсутствии собственной заинтересованности в решении противоречия. Кроме того, они более заинтересованы именно в поддержании взаимоотношений.

Стратегию избегания в конфликтной ситуации предпочитают 23% респондентов, отказываясь как от достижения личных целей, так и от участия во взаимоотношениях с окружающими.

32,8% подростков выбирают силовую стратегию конкуренции, предполагающую акцентирование внимания на важности целей и игнорирование сохранения взаимоотношений.

Выводы. Таким образом, большая часть подростков, принявших участие в исследовании, в конфликтной ситуации выбирает стратегии соперничества и конкуренции.

Результаты констатирующего эксперименты позволили сделать вывод о необходимости развития эффективных стратегий поведения подростков.

Мы считаем, что одним из эффективных средств развития эффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростков является социально-психологический тренинг - метод формирования умений и навыков самопознания, эффективного общения и взаимодействия в группе.

Предлагаем некоторые формы работы.

Например, дискуссия «Конфликт - это...», в рамках которой подросткам предлагается сформулировать определение конфликта и выделить его причины и последствия.

Беседа «Что хорошо, что плохо?». Направлена на понимание подростками существующих правил в обществе, согласно которым, оцениваются все явления и поступки с положительной и отрицательной стороны.

Упражнение «Движение, действие занятие, которое я люблю делать» позволяет отработать навыки анализа поведения. Каждому подростку поочередно предлагается не вербально показать движение, действие или занятие, которое ему нравиться выполнять - остальным важно отгадать увиденное.

Также можно предложить методические рекомендации педагогам по решению конфликтной ситуации подростков.

1. Важно признать наличие конфликта.

2. Следующим шагом является определение возможности переговоров (с посредником, устраивающим обе стороны, или без посредника).

3. Необходимо согласовать процедуру переговоров.

4. Важным моментом является определение круга вопросов относительно составляющих предмет конфликта.

5. Затем необходимо разработать варианты решений, учитывая возможные последствия каждого из них.

6. Следующий этап - принятие согласованного решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Реализовать принятое решение на практике.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шилов. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 525 с.

2. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 462 с.

3. Ершов, А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение / А.А. Ершов. -Ленинград: Знание, 1976. - 40 с.

4. Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. - Москва: Академия, 2005. - 215 с.

5. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта Л.А. Покровская // Психология конфликта / сост. Н.В. Гришина. - Санкт-Петербург: Питер. 2011. - 309 с.

Психология

УДК 159. 9

кандидат психологических наук, доцент Шабанова Татьяна Леонидовна

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Иванова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Павлова Яна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

АБНОТИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ОБЗОР

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Аннотация. В статье анализируются подходы отечественных ученых к пониманию абнотивности. Описаны ее структурные элементы и условия формирования у педагогов необходимых качеств для работы с одаренными детьми. Структуру абнотивности составляет комплекс способностей к рефлексии, эмпатии; социальный интеллект; креативность; мотивационно-когнитивный компонент (качества профессионального мышления и мотивации). Выполнен анализ подходов отечественных авторов к содержанию понятия базовых педагогических компетенций и места абнотивности в этой системе. Систематизируются психолого-педагогические условия развития абнотивности. Анализируются педагогические барьеры, характеризующие неготовность учителя к обучению одаренных школьников, и способы их предупреждения. Приведены конкретные направления и формы работы по развитию абнотивности как базовой компетенции у профессионалов и будущих педагогов.

Ключевые слова: абнотивность педагога, педагогическая компетенция, одаренность, рефлексия, эмпатия социальный интеллект, креативность, мотивационно-когнитивный компонент (качества профессионального мышления и мотивации), психолого-педагогические условия, направления и формы работы по развитию абнотивности педагога.

An^tatton. The article analyzes the approaches of Russian scientists to the understanding of abnotivnost. Its structural elements and conditions for the formation of teachers of the necessary qualities for working with gifted children are described. The structure of abnotivnost consists of a complex of abilities for reflection, empathy; social intelligence; creativity; motivational and cognitive component (qualities of professional thinking and motivation). The analysis of the approaches of Russian authors to the content of the concept of basic pedagogical competencies and the place of abnotivnost in this system is carried out. The psychological and pedagogical conditions of the development of abnotivnost are systematized. The pedagogical barriers characterizing the teacher's unwillingness to teach gifted schoolchildren and ways to prevent them are analyzed. Specific directions and forms of work on the development of creativity as a basic competence of professionals and future teachers are given.

Key words: teacher's abnotivnost, pedagogical competence, giftedness, reflection, empathy, social intelligence, creativity, motivational and cognitive component (qualities of professional thinking and motivation), psychological and pedagogical conditions, directions and forms of work on the development of teacher's abnotivnost.

Введение. Гуманистическая ориентация современного образования на развитие потенциала личности каждого ученика, формирование у него качеств субъекта собственной деятельности предполагает решение педагогами новых профессиональных задач.

Особое внимание педагогов должно быть уделено работе с одаренными и талантливыми детьми. Одаренные дети составляют особую группу учащихся, и в настоящее время их число растет. Одаренным школьникам с гармоничным типом развития свойственна повышенная самостоятельность и инициативность в обучении, специфическая направленность мотивации, управление собственными познавательными интересами, повышенная любознательность, стремление задавать вопросы, глубокие и сложные. Существует и другая категория одаренных учащихся с дисгармоничным типом личности, которые составляют группу психолого-педагогического риска, связанного с неравномерностью развития (значительным опережением в умственной сфере и отставанием в развитии эмоциональной, социальной, физической сфер), особой системой ценностей, пристрастным отношением к деятельности, составляющей сферу личных интересов; конфликтностью или отчужденностью от группы сверстников; противоречивостью и неустойчивостью самооценки; перфекционизмом;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.