Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ 1 И 3 КЛАССОВ)'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ 1 И 3 КЛАССОВ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
188
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЛИЧНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / РОДИТЕЛИ / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богатырева А.С., Бостанова С.Н.

Введение. Фундаментом в развитии личности ребенка, являются межличностные отношения, они зарождаются и активно развиваются в детском возрасте. Этот опыт в основном и определяет отношения ребенка к себе, к своим сверстникам и к взрослым. Не все взаимоотношения складываются удачно. Педагоги и психологи все больше обеспокоены значимостью данной проблемы. В статье рассматриваются особенности взаимоотношений младшего школьника с окружающими, вопросы, посвященные умению младшего школьника принимать решения, изучаются аспекты просоциального поведения. В статье анализируются психологические особенности исследуемого возраста, новообразований, закладывающих фундамент дальнейшего развития личности. Цель исследования. Изучить особенности межличностного взаимодействия среди младших школьников. В соответствии с актуальностью и целью исследования нами выбраны следующие методы и методики исследования: 1) методика «Мозаика, цель исследования которой - интерес и эмоциональная вовлеченность в деятельность сверстника; 2) методика «Подарки», целью которой является изучение просоциальности детей (эмпатия, сочувствие, совестливость, справедливость, уступка) как способности поделиться; 3) методика «Рисунок», проводимая с целью выявления у ребенка способности уступать, выполняя определенные условия; 4) методика «Головоломка», с помощью данной методики, экспериментаторы хотели выявить желание ребенка помочь сверстнику; 5) математическая обработка результатов по U-критерию Манна-Уитни. Результаты проведенного исследования расширяют представления практических психологов, раскрывают возможности применения полученных данных в профессиональной деятельности педагогов-психологов, педагогов, тьюторов, учителей в работе с детьми младшего школьного возраста, а также в работе с родителями. Это позволит лучше понимать особенности межличностного взаимодействия детей не только в рамках образовательного пространства, но и за его пределами. Кроме того, данное исследование способствует разработке программ психолого-педагогической поддержки межличностного взаимодействия, программ психологического сопровождения интерактивной коммуникации младших школьников, также формировать компетенции в данной области знаний и применять специалистами на практике. Выводы: проведенное исследование раскрыло совершенно иное восприятие учащимися друг друга: ученики могли быстро включиться в процесс учебной деятельности, более точно усвоить материалы урока, они приобретали такие качества, как умение не только слышать, но и слушать своего партнера, умение отстаивать свою точку зрения и позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Богатырева А.С., Бостанова С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INTERPERSONAL INTERACTION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF GRADES 1 AND 3)

The foundation in the development of a child's personality is interpersonal relationships, they are bom and actively develop in childhood. This experience basically determines the child's relationship to himself, to his peers and to adults. Not all relationships work out well. Educators and psychologists are increasingly concerned about the significance of this problem. The article examines the features of the relationship of a junior student with others, questions about the ability of a junior student to make decisions, aspects of prosocial behavior are studied. The article analyzes the psychological features of the age under study, neoplasms that lay the foundation for further personal development. The purpose of the study. To study the features of interpersonal interaction among younger schoolchildren. In accordance with the relevance and purpose of the study, we have selected the following research methods and techniques: 1) the Mosaic technique, the purpose of the study of which is interest and emotional involvement in the activities of a peer; 2) the "Gifts" technique, the purpose of which is to study the prosociality of children (empathy, empathy, conscientiousness, justice, concession) how to share abilities; 3) the "Drawing" technique, carried out in order to identify the child's ability to concede, fulfilling certain conditions; 4) the "Puzzle" technique, with the help of this technique, the experimenters wanted to identify the child's desire to help a peer; 5) mathematical processing of the results according to the Mann-Whitney U-criterion. The results of the study expand the ideas of practical psychologists, reveal the possibilities of applying the data obtained in the professional activities of teachers-psychologists, teachers, tutors, teachers in working with primary school children, as well as in working with parents. This will allow us to better understand the features of interpersonal interaction of children not only within the educational space, but also beyond it. In addition, this research contributes to the development of programs of psychological and pedagogical support for interpersonal interaction, programs of psychological support for interactive communication of younger schoolchildren, as well as to form competencies in this field of knowledge and apply it by specialists in practice. Conclusions: the study revealed a completely different perception of each other by students: students could quickly get involved in the learning process, more accurately assimilate lesson materials, they acquired qualities such as the ability not only to hear, but also to listen to their partner, the ability to defend their point of view and position.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ 1 И 3 КЛАССОВ)»

УДК 159.923

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ 1 И 3 КЛАССОВ)

Асият Сагитовна Богатырева, старший преподаватель, Светлана Николаевна Бо-станова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск

Аннотация

Введение. Фундаментом в развитии личности ребенка, являются межличностные отношения, они зарождаются и активно развиваются в детском возрасте. Этот опыт в основном и определяет отношения ребенка к себе, к своим сверстникам и к взрослым. Не все взаимоотношения складываются удачно. Педагоги и психологи все больше обеспокоены значимостью данной проблемы. В статье рассматриваются особенности взаимоотношений младшего школьника с окружающими, вопросы, посвященные умению младшего школьника принимать решения, изучаются аспекты просоциального поведения. В статье анализируются психологические особенности исследуемого возраста, новообразований, закладывающих фундамент дальнейшего развития личности. Цель исследования. Изучить особенности межличностного взаимодействия среди младших школьников. В соответствии с актуальностью и целью исследования нами выбраны следующие методы и методики исследования: 1) методика «Мозаика, цель исследования которой - интерес и эмоциональная вовлеченность в деятельность сверстника; 2) методика «Подарки», целью которой является изучение про-социальности детей (эмпатия, сочувствие, совестливость, справедливость, уступка) как способности поделиться; 3) методика «Рисунок», проводимая с целью выявления у ребенка способности уступать, выполняя определенные условия; 4) методика «Головоломка», с помощью данной методики, экспериментаторы хотели выявить желание ребенка помочь сверстнику; 5) математическая обработка результатов по U-критерию Манна-Уитни. Результаты проведенного исследования расширяют представления практических психологов, раскрывают возможности применения полученных данных в профессиональной деятельности педагогов-психологов, педагогов, тьюторов, учителей в работе с детьми младшего школьного возраста, а также в работе с родителями. Это позволит лучше понимать особенности межличностного взаимодействия детей не только в рамках образовательного пространства, но и за его пределами. Кроме того, данное исследование способствует разработке программ психолого-педагогической поддержки межличностного взаимодействия, программ психологического сопровождения интерактивной коммуникации младших школьников, также формировать компетенции в данной области знаний и применять специалистами на практике. Выводы: проведенное исследование раскрыло совершенно иное восприятие учащимися друг друга: ученики могли быстро включиться в процесс учебной деятельности, более точно усвоить материалы урока, они приобретали такие качества, как умение не только слышать, но и слушать своего партнера, умение отстаивать свою точку зрения и позицию.

Ключевые слова: младший школьный возраст, младший школьник, личность, межличностные отношения, взаимодействие детей, развитие личности, родители, учитель.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p493-497

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INTERPERSONAL INTERACTION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF

GRADES 1 AND 3)

Asiyat Sagitovna Bogatyreva, the senior teacher, Svetlana Nikolaevna Bostanova, the candidate of psychological sciences, docent, department chair, Umar Aliev Karachi-Cherkess State

University, Karachaevsk

Abstract

The foundation in the development of a child's personality is interpersonal relationships, they are born and actively develop in childhood. This experience basically determines the child's relationship to himself, to his peers and to adults. Not all relationships work out well. Educators and psychologists are

increasingly concerned about the significance of this problem. The article examines the features of the relationship of a junior student with others, questions about the ability of a junior student to make decisions, aspects of prosocial behavior are studied. The article analyzes the psychological features of the age under study, neoplasms that lay the foundation for further personal development. The purpose of the study. To study the features of interpersonal interaction among younger schoolchildren. In accordance with the relevance and purpose of the study, we have selected the following research methods and techniques: 1) the Mosaic technique, the purpose of the study of which is interest and emotional involvement in the activities of a peer; 2) the "Gifts" technique, the purpose of which is to study the prosociality of children (empathy, empathy, conscientiousness, justice, concession) how to share abilities; 3) the "Drawing" technique, carried out in order to identify the child's ability to concede, fulfilling certain conditions; 4) the "Puzzle" technique, with the help of this technique, the experimenters wanted to identify the child's desire to help a peer; 5) mathematical processing of the results according to the Mann-Whitney U-criterion. The results of the study expand the ideas of practical psychologists, reveal the possibilities of applying the data obtained in the professional activities of teachers-psychologists, teachers, tutors, teachers in working with primary school children, as well as in working with parents. This will allow us to better understand the features of interpersonal interaction of children not only within the educational space, but also beyond it. In addition, this research contributes to the development of programs of psychological and pedagogical support for interpersonal interaction, programs of psychological support for interactive communication of younger schoolchildren, as well as to form competencies in this field of knowledge and apply it by specialists in practice. Conclusions: the study revealed a completely different perception of each other by students: students could quickly get involved in the learning process, more accurately assimilate lesson materials, they acquired qualities such as the ability not only to hear, but also to listen to their partner, the ability to defend their point of view and position.

Ключевые слова: младший школьный возраст, младший школьник, личность, межличностные отношения, взаимодействие детей, развитие личности, родители, учитель.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимоотношения детей имеет как теоретическое, так и практическое значение. Проникая в область контакта ребенка со сверстниками и взрослыми, исследование становится многообразным и глубоким, что позволяет более детально и четко выявить все «горячие точки».

Взросление, а именно переход из дошкольного возраста в младший школьный возраст, становится наиболее ответственным в жизни ребенка. Повышенная чувствительность к внешним событиям (высокая сензитивность), определяет разностороннее развитие и потенциал [2, 4, 5].

Новые правила поведения на уроках, новая социальная ситуация, вхождение в новый коллектив со временем помогают ребенку повысить уровень комфортности в школьном социуме [1, 2]. Главная роль в этом возрасте отводится общению со сверстниками.

Учебная деятельность для детей младшего школьного возраста является основополагающей и взаимосвязана с различными психологическими процессами, такими как: познавательные способности ребенка, рефлексия и компоненты учебной деятельности [1, 3].

Проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками достаточно подробно изучалась такими психологами, как В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др. Как и предыдущие наши исследования, данная работа расширяет представления об особенностях межличностных отношений детей младшего школьного возраста [5]. Также эмпирически показаны возрастные особенности взаимодействия младших школьников 1 и 3 классов в период обучения в начальной школе.

Цель исследования: изучить особенности межличностного взаимодействия среди младших школьников.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с актуальностью и целью исследования нами выбраны следующие методы и методики исследования: 1) методика «Мозаика», цель исследования которой -

интерес и эмоциональная вовлеченность в деятельность сверстника; 2) методика «Фотограф», целью которой является изучение просоциальности детей (эмпатия, сочувствие, совестливость, справедливость, уступка) как способности поделиться; 3) методика «Рисунок», проводимая с целью выявления у ребенка способности уступать, выполняя определенные условия; 4) методика «Пьедестал», с помощью данной методики, экспериментаторы хотели выявить желание ребенка помочь сверстнику; 5) математическая обработка результатов по и-критерию Манна-Уитни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Практическая значимость заключается в возможности применения полученных данных в практической деятельности педагогов и психологов в работе с детьми младшего школьного возраста.

При построении данного эмпирического исследования в качестве основных показателей межличностных отношений мы использовали такие параметры как 1) эмоциональная вовлеченность в деятельность другого, 2) эмоциональное отношение к нему, т. е. способность к соучастию, сопереживанию сверстнику, и 3) просоциальность поведения.

Подобранные нами методики позволили выявить результаты по указанным параметрам (рисунок 1).

1 класс 3 класс

■ высокая ■ средняя ■ низкая ■ отсутствует ■ высокая ■ средняя ■ низкая ■ отсутствует Рисунок 1 - Эмоциональная вовлеченность учащихся 1 и 3 классов, в %

Во время проведения эксперимента были замечены дети, которые радовались успехам и достижениям своих сверстников, но также встречались и те, кто показывал негативное отношение к ним, они всячески пытались злорадствовать и принижать их.

По окончании экспериментов было подсчитано количество положительных, отрицательных и нейтральных проявлений во взаимодействиях детей. Эти данные представлены на рисунке 2.

1 класс 1 класс

■ положительный ■ отрицательный ■ нейтральный ■ положительный ■ отрицательный ■ нейтральный Рисунок 2 - Сравнительный анализ проявлений взаимодействия детей 1 и 3 классов

Основываясь на результатах исследования, мы можем утверждать, что межличностные отношения младших школьников в 1-ом и в 3-ем классах существенно отличаются. В

1-ом классе младший школьник больше опирается на себя и на действия учителя, со сверстниками почти не контактирует, есть только его внутренне «я», в 3-ем классе школьник больше общается, взаимодействует с другими ребятами, делится своими «вещами» и пытается как-то наладить контакт.

После проведения эксперимента 1 и 3 классов, полученные результаты позволяют выделить следующее:

1. В ситуации эксперимента, учащиеся 1 классов показали среднюю степень эмоциональной вовлеченности к сверстникам, для учеников 3 класса была характерна высокая эмоциональная вовлеченность. Были видны существенные изменения в поведении и во взаимоотношениях между учениками.

2. Учащиеся 1 классов показали отрицательное отношение к своим сверстникам, т. е. они радовались неудачам других детей и огорчались из-за их успеха, всячески пытались себя возвысить и хвастались своими результатами. В 3 классе наблюдалась положительная динамика, ученики оказывали помощь своим сверстникам, помогали и подбадривали их, расстраивались их неудачам, также дети могли заступиться за своего товарища перед учителями.

3. В 1 классе характер отношения к сверстнику по типу конкурентности превышает характер отношения по типу соучастия.

У учащихся 3 классов превышал характер отношения к сверстнику по типу соучастия. Они чаще оказывали помощь и стремились вместе выполнять задания.

4. Наибольшая выраженность в просоциальности поведения в показатели направленности действий на сверстника было выявлено в 3 классе, тогда как в 1 классе у большинства учеников действия направлены на себя.

5. В 1-ом и в 3-ем классе на принятие решений у большинства школьников, чаще всего влияют такие показатели, как: как общепринятые нормы и правила, нравственность, доброта, душевные качества.

С помощью и-критерия Манна-Уитни оценили достоверность различий в межличностных отношениях учеников младшего школьного возраста в 1 и 3 классах. Полученное эмпирическое значение иэмп(110) находится вне зоны значимости.

ВЫВОДЫ

Основываясь на результатах исследования, мы можем утверждать, что межличностные отношения среди младших школьников в 1-ом и в 3-ем классах существенно отличаются. В 1-ом классе младший школьник больше опирается на себя и на действия учителя, со сверстниками почти не контактирует, есть только его внутреннее «Я». В 3-ем классе школьник больше общается и взаимодействует с другими ребятами, делится своими «вещами» и пытается наладить контакт. Успех, который приобретает школьник, в процессе выполнения различных заданий, повышает его самооценку и приносит моральное удовлетворение, также это сказывается на его дальнейших достижениях.

В школьном социуме взаимодействие учащихся 1 и 3 классов имеет различную динамику: для кого-то оно заключается в направленности действий на себя или на сверстника, а для кого-то эти отношения носят конкурентный характер.

Таким образом, в данном исследовании представлены особенности межличностного взаимодействия младших школьников 1 и 3 классов, уровень его сформированности, а также проанализированы специфика и феноменология проблемы взаимоотношений детей младшего школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова С.Н. Психологическая поддержка развития личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению :: автореф : дис. ... канд. психол. наук / Волкова Светлана Николаевна. -Ставрополь, 2004. - 22 с.

2. Дотдуева Ж.Б. Психологические детерминанты адаптации первоклассников к обучению в современном образовательном пространстве / Ж.Б. Дотдуева // Гуманизация инновационного

образования в современных условиях: перспективы и достижения : материалы 10 межрегиональной научно-практической конференции с международным участием : к 125-ти летию Л.С. Выготского, Махачкала, 17 ноября 2021 года. Том 10. Часть 1. - Махачкала : Дагестанский государственный педагогический университет, 2021. - С. 149-154.

3. Кахнович С.В. Культура межличностных отношений у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству / С.В. Кахнович. - Москва : ВЛАДОС, 2017. - 319 с.

4. Козуб М.В. Психолого-педагогические условия развития детско-родительских отношений / М.В. Козуб. - Липецк : Липецкий ГПУ, 2021. - 92 с.

5. Эсеккуева, Т. А. Роль межличностных отношений в развитии личности / Т. А. Эсеккуева, А.С. Богатырева // Традиции и инновации в психологии и социальной работе : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Карачаевск, 23-24 октября 2020 года. - Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева, 2020. - С. 189-193.

REFERENCES

1. Volkova, S. N. (2004), Psychological support for the development of the personality of a first-grader at the stage of adaptation to schooling, dissertation, Stavropol.

2. Dotdueva, Zh.B. (2021), "Psychological determinants of adaptation of first-graders to learning in the modern educational space", Humanization of innovative education in modern conditions: prospects and achievements, materials of the 10th interregional scientific and practical conference with international participation: to the 125th anniversary of L.S. Vygotsky, Volume 10, Part 1, Makhachkala, November 17, 2021, pp. 149-154.

3. Kakhnovich, S. V. (2017), The culture of interpersonal relationships among preschool children in visual arts classes, VLADOS, Moscow.

4. Kozub, M.V. (2021), Psychological and pedagogical conditions for the development of child-parent relations, Lipetsk,

5. Esekkueva, T.A. аМ Bogatyreva, A S. (2020), "The role of interpersonal relationships in the development of personality", Traditions and innovations in psychology and social work, Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference, Karachaevsk, pp. 189-193.

Контактная информация: bostanova14@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2023

УДК 159.9:796.01

КОЛЛЕКТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ КОМАНДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анна Александровна Витер, аспирант, Галина Борисовна Горская, доктор психологических наук, профессор, Рауф Заурович Гакаме, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Кубанский государственный университет физической культуры и

спорта, Краснодар

Аннотация

В настоящее время накоплен определенный объем информации о предикторах коллективной эффективности, о ее проявлениях в деятельности спортивных команд. Исследования коллективной эффективности проводились главным образом в зарубежных странах, мы же решаем вопрос воспроизводимости установленных в них закономерностей в командах российских спортсменов. Целью настоящего исследования было установление взаимосвязей показателей коллективной эффективности, сплоченности спортивных команд и показателей самоэффективности членов команд в предметной деятельности и в общении. Были использованы следующие опросники: «Collective efficacy questionnaire for sport» (адаптированный), Маддукса и Шейера, «Group environment questionnaire» (адаптированный). В исследовании приняли участие две команды (футбол, регби) - футболисты - 21 спортсмена мужского пола в возрасте от 17 до 23 лет (средний возраст 19,48 лет), регбисты - 16 спортсменов-мужчин в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст 19,68 лет). Подтверждена целесообразность исследования методом анализа отдельного случая в реально существующих командах. Корреляционные связи показателей коллективной эффективности с показателями групповой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.