Научная статья на тему 'Психологические особенности механизмов адаптации воспитанников детского дома'

Психологические особенности механизмов адаптации воспитанников детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
989
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никитина Диана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности механизмов адаптации воспитанников детского дома»

16. Петшак, В. Эмоциональное развитие глухих детей / В. Петшак // Дисс. на соиск. уч. степ, д.п.н. — М. — 1991. — 199 с.

17. Пискун, О. К). Коррекция эмоционально-волевого и когнитивного развития детей с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения: учебно-методическое пособие / О. Ю. Пискун // Новосибирск: Изд. НГПУ. - 2005. - 173 с.

18. Пуйк, Т, Э. Особенности оценки и самооценки социально значимых черт личности у глухих школьников / Т. Э. Пуйк // Исследование личности детей с нарушениями слуха. -М. — 1981. - С. 12-17.

19. Собкин, В. С, Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. - М.: ЦСО РАО. - 1997. - 94 с.

20. Хватцев, М. Е. Особенности психологии глухого школьника/М. Е. Хватцев, С. Н. Шабалин. - М.: Учпедгиз, - 1961,- 189 с.

21. Чиж, О. А, Особенности межличностного познания неслышащих учащихся профессионального училища / О. А. Чиж. // Автореф. канд. дис. — СПб. - 2004. -18 с.

22. Шиф, Ж. И. Отношение глухих школьников к овладению языком / Ж. И.. Шиф // Психология глухих детей. - М.: Изд-во «Педагогика». - 1971. — С. 348-353.

УДК 159.922. 7+159.97+376.6

Д. Е. Никитина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их психологической и социально-психологической адаптации к условиям современной действительности, формирования эффективных форм адаптивного поведения являются острыми проблемами, стоящими перед педагогическими коллективами детских домов и школ-интернатов.

В 80-90-х гг. прошлого века внимание отечественных психологов было направлено преимущественно на изучение особенностей психического развития детей в условиях воспитания в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах: особенностей развития эмоциональной, волевой, личностной сферы, особенностей развития познавательной деятельности, речи и общения (И. В. Дубровина, М. С. Мухина, Л. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова, Н. Н. Авдеева, Л. М. Царегородцева, Л. Н. Галигузова, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Л. И. Божович, Т. И. Юфе-рова и др.).

В последнее десятилетие увеличивается количество психологических исследований, связанных с вопросами адаптации детей и подростков в социальной среде, так как знание психологических особенностей развития той или иной личности важно именно в контексте реализации личностью себя в социуме.

Современные исследования вопросов адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (В. В. Козлов, 2003; А. Н. Голик, 2000; Е. Н. Трухманова, 2004; Е. Г. Трошихина, 1997; 3. М. Сотруева, 2003; Е. JI. Яковлева, 2004; Н. Г. Травникова, 1999; И. А. Коробейников, 2000 и др.) показали, что к подростковому возрасту у данной группы детей, формируются личностные черты и стратегии поведения, препятствующие эффективной адаптации в социуме и выступающие в качестве фактора их последующей дезадаптации. К личностным особенностям, усиливающим процесс социально-психологической дезадаптации детей-сирот, относятся: ущербность самооценки; неадекватность Я-концепции; слабая развитость волевых качеств; агрессивность и конфликтность; тревожность, состояние одиночества, изолированности; зависимость от окружающих высокого уровня и несамостоятельность в суждении и поведении; гипертрофированные защитные тенденции (Е. Н. Трухманова, 2004). Для подростков - воспитанников детского дома является характерной модель пассивного копинг - поведения, которая выражается в преобладании пассивных копинг - стратегий над активными, в преимущественной ориентации на «избегание» и уход от решения проблем, а также в низкой эффективности использования лич-ностно - средовых ресурсов (Н. Я. Сирота и В. М. Ялтонский, 1994).

Основываясь на идеях и концепциях отечественной психологии о социальной детерминации личностного поведения (JL С. Выготский. Б. Г, Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), можно сделать вывод о том, что неконструктивное адаптивное поведение детей-сирот формируется в процессе онтогенетической социализации в условиях общественного воспитания. При этом неконструктивное адаптивное поведение обусловлено специфическими особенностями действия механизмов адаптации. Данные специфические особенности механизмов адаптации в подростковом возрасте являются продуктами предшествующего периода воспитания и социализации.

Исследований, направленных на комплексное изучение адаптации детей-сирот дошкольного возраста и особенностей функционирования механизмов адаптации к условиям детского дома в данный возрастной период, в психологической литературе не представлено. Этим обоснована актуальность нашего исследования.

Мы считаем, что выявление предпосылок формирования неконструктивного адаптивного поведения в дошкольном возрасте у детей-сирот на уровне действия адаптационных механизмов, создаст условие для проектирова-

ния и внедрения своевременной психолого-педагогической работы по предупреждению возникновения состояний дезадаптации в последующие возрастные периоды.

Гипотеза исследования заключается в следующем.

Предпосылки формирования неэффективных способов и стратегий адаптивного поведения детей детского дома формируются в дошкольный период детства на основе действия адаптационных механизмов. Механизмы адаптации имеют специфические особенности на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровне адаптации. В дошкольном возрасте данные особенности не выступают в качестве фактора дезадаптации. Однако, закрепившиеся стереотипы реагирования приводят в последующем к формирования тех личностных особенностей и стратегий адаптивного поведения, которые выступают в подростковом возрасте в качестве факторов дезадаптации. Комплексное изменение системы психоло-го-педагогических условий в детском доме может способствовать выработке эффективных механизмов адаптации и формированию эффективного адаптивного поведения.

Методологическую основу исследования составляют современные представления о природе и механизмах адаптации (А. П. Анохин, Ю. А. Александровский. Ф. Б. Березин, А. А. Налчаджан, В. А. Ядов и др.); онтогенетические теории развития личности (Л. С.Выготский, Б. Г. Ананьев); идея об общих закономерностях формирования личности детей в норме и при нарушениях развития (Л. С. Выготский).

Экспериментальной базой исследования выступали ОГОУ Специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии г Новосибирска и МОУ детский сад № 30 «Снегирек» г Новосибирска.

В исследовании принимали участие 84 ребенка старшего дошкольного возраста. 1 группа - дети с задержкой психического развития (311Р), воспитывающиеся в условиях детского дома, - 32 чел.; 2 группа - дети с ЗПР, посещающие детский сад, - 24 чел.; 3 группа- дети с нормой психического развития (НПР), посещающие детский сад, - 28 чел..

Первый этап исследования был направлен на изучение качества психологической и социально-психологической адаптации.

В качестве критериев, относящихся к психологическому уровню, выступали: 1) уровень самооценки и соотношение между самооценкой ребёнка и его оценкой себя с точки зрения воспитателя (для детей детского дома) и родителей (для детей из семьи); 2) уровень тревожности.

На социально-психологическом уровне в качестве критериальных нами рассматривались следующие показатели: 1) социально-психологический статус ребёнка в группе (принятие ребёнка сверстниками); 2) уровень удовлетворённости ребёнка взаимоотношениями; 3) степень социальной адекватности поведения (реакция на фрустрацию, агрессивность).

На данном этапе исследования были использованы следующие методики: модифицированный вариант методики выявления самооценки «Лесенка» С. Г. Якобсон и В. Г. Щур (вариант для воспитанников детских домов и школ-интернатов); тест тревожности (Р. Тэммел, М. Дорки, В. Амен); методика «Выбор в действии» (Я. А. Коломинский); методика исследования фрустрационной толерантности С. Розенцвейга.

По данным,, полученным в ходе исследования, на психологическом уровне имеют высокие показатели процесса адаптации 12,5% детей с ЗПР из детского дома; 8,3% детей с ЗПР, посещающие детский сад; 14,3% детей с нормой психического развития. Средние показатели имеют 43,8% детей 1 группы; 66,7% детей из 2 группы; 64,3% детей из 3 группы. Низкие показатели 43,8% детей из 1 группы; 25% детей из 2 группы; 21,4% детей из 3 группы. Несмотря на количественное преобладание низких показателей в группе детей из детского дома, статически значимых различий между показателями высокого уровня и невысокого (средний и низкий) между детьми всех трех групп не выявлено.

На социально — психологическом уровне адаптации имеют высокие показатели 18,8% детей 1 группы; 8,3% детей из 2 группы; 14,3% детей из 3 группы. Средние показатели имеют 43,8% детей 1 группы; 58.3% детей из 2 группы: 35,7% детей из 3 группы. Низкие показатели имеют 37,5% детей 1 группы; 33,3% детей из 2 группы; 50% детей из 3 группы. Так же, как и на психологическом уровне, статистически значимых различий между данными подгруппами не выявлено.

Таким образом, показатели адаптации детей всех трех групп на психологическом и социально-психологическом уровне не имеют статистически значимых различий.

Второй этап исследования был направлен на изучение функционирования адаптационных механизмов на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях адаптации.

Под психологическими механизмами адаптации мы понимаем индивидуальные типы реагирования на нарушение сбалансированности в системе «человек - среда», обусловленные усилением или ослаблением тех или иных личностных черт и поведенческих реакций.

На данном этапе исследования применялись методика оценки адаптивного поведения дошкольников (В. А. Калягин, Т, С. Овчинникова); методика «Кинетический рисунок группы» (модифицированный вариант «Кинетического рисунка семьи» О. В. Улыбиной); модифицированный вариант методики Л. Колберга «Моральные дилеммы» (С, Ю. Ганжа); беседа по выбору стратегий поведения в проблемных ситуациях.

Первичным звеном адаптационных механизмов является процесс приема и переработки информации. Анализ данных по методике «Кинетический рисунок группы» выявил особенности восприятия детьми ситуаций взаимодействия в группе (табл. 1).

Таблица 1

Содержание рисунков по методике «Кинетический рисунок группы»

Позиция для анализа Детский дом, ЗПР (%) Детский сад, ЗПР (%) Детский сад, НПР(%)

Включение себя 54,2 66,7 64,3

Включение взрослого 25 25 0

Включение детей (количество):

-1 29,2 16,7 14,3

-2-3 41,6 50 57,1

- 4—5 20,8 33,3 28,6

Включенность в деятельность:

- игровая, театрали- 8,3 50 71,4

зованная;

- занятия; 8,3 33,2 14,3

- общение. 4,2 8,3 7,1

Без деятельности ,79,2 8,3 7,1

Пространство

— игровая комната; 50 83,3 100

— улица; 25 0 0

- не обозначено. 25 16,3 0

Предметы окружаю-

щего мира 16,7 58,3 100

Анализ данных, приведенных в табл. 1. показывает, что дети детского дома не отражают контекст внутригруппового общения и деятельности в группе в отличие от домашних детей. Деятельностный компонент общения не фиксируется ими в сознании и не является предметом анализа. Данный факт свидетельствует также о низком уровне эмоциональной вовлеченности и личностной значимости совместной деятельности с детьми. Уровень статистической значимости различий по данному параметру между детьми из детского дома и семейными детьми составляет р< 0, 001. Таким образом, особенностью действия механизмов приема и переработки информации в адаптационном процессе у детей детского дома является снижение количества воспринимаемой информации, стереотипность восприятия.

Анализ оценки адаптивного поведения по методике В. А. Калягина, Т. С. Овчинниковой показал, что из 16-ти стилей адаптивного поведения, основанных на комбинации сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического стилей с включением дополнительно астеничного и гармоничного стилей, у детей 1 группы выявлено 5 вариантов стилей.

При этом преобладающими стилями являются холеро-меланхолический (33%) и флегмо-меланхолический (33%) стили. Признаки меланхолического стиля у детей детского дома присутствуют в 66% случаев. Уровень значимости различий между детьми 1 и 2 группы по этому показателю составляет р < 0,003, между' детьми 1 и 3 группы - р < 0,038. В целом уровень различий между детьми детского дома и семейными детьми составляет р <0,012.

Таким образом, поведение детей из детского дома является более стереотипным, причем присутствие большого количества меланхолических реакций в данном случае является проявлением работы регуляторных механизмов, направленных на быструю разрядку эмоционального и психомоторного напряжения у данной группы детей. В тоже время данный факт свидетельствует о снижении порога фрустрационной толерантности у детей детского дома по сравнению с домашними детьми.

Изучение прогнозов поведения сверстников в проблемной ситуации и копинг-стратегий детей в проблемной ситуации также выявило своеобразие функционирования адаптационных механизмов.

Данные по прогнозам проведения сверстников в проблемной ситуации приведены в табл. 2.

Таблица 2

Прогнозы поведения сверстников в проблемной ситуации

Агрессивные проявления, (%) Альтернативные способы, (%) Обращение к посреднику, (%) Уход, (%)

Детский дом, ЗПР 54,2 ! 2,5 6,3 27,1

Детский сад, ЗПР 33,3 27,8 22,2 14,3

Детский сад, НПР 23,8 50 14,3 11,9

При прогнозе социального поведения сверстника дети с ЗПР из детского дома высказывают предположение о поведении, содержащем агрессивные действия, в 54,2% случаев. Дети с ЗПР из детского сада - в 33,3% случаев, Дети с НПР из детского сада - в 23,8% случаев. По результатам математического анализа выявлены статистически значимые различия между группами. Так, различия между 1 и 2 группами составляют р<0,027; различия меду 1 и 3 группами составляют р<0, 001.

Вторая группа высказываний содержит вариативные формы поведения, приводящие к конструктивному разрешению социальной проблемной ситуации. Данный вид прогноза содержат 12,5% высказываний детей

из 1 группы, 27,8% высказываний детей из 2 группы и 50% высказываний детей из 3 группы. Уровень значимости различий составляет между 1 и 2 группой р<0,04, между 1 и 3 группой р<0,001, между 2 и 3 группой р<0,022. Таким образом, наиболее вариативные прогнозы поведения дают дети с нормой психического развития.

Обращение к посреднику за помощью по поводу решений возникшей проблемной ситуации в качестве прогноза высказывают 6,3% детей из группы 1; 22,2% детей из 2 группы; 14,3% детей из 3 группы. Статистически значимыми являются различия между группами 1 и 2-р=0,016. Дети с ЗПР из детского дома меньше по сравнению с семейными детьми ЗПР используют данную стратегию. Различий между детьми из детского дома и семейными детьми с нормой психического развития не выявлено.

Последняя, четвертая стратегия поведения, присутствующая в прогнозировании социального поведения, определяется как «уход». Данный вариант прогноза присутствует у 27,1% детей из 1 группы, у 14,3% детей из 2 группы и у 11,9% детей из 3 группы. Статистически значимыми являются различия между 1и 3 группой детей - р=0,032. Между детьми 1 и 2, 2 и 3 групп по данному варианту ответов статистически значимых различий не выявлено. Таким образом, дети детского дома прогнозируют данную стратегию чаще по сравнению с детьми нормы психического развития,

По итогам анализа результатов можно сделать вывод о качественном своеобразии прогноза социального поведения сверстников в проблемной ситуации детьми из детского дома и характерной для них тенденции к стереотипному прогнозированию, заключающейся в значительном преобладании двух неконструктивных типов реакций при разрешении проблемных ситуаций (агрессивные действия и «уход») над двумя более конструктивными.

Анализ стратегий поведения детей в общении со взрослым по поводу нарушения нравственной нормы также выявил различия в использовании стратегий у детей из детского дома и детей из семьи.

К конструктивным стратегиям решения проблемных ситуаций, т, е. ведущим к осознанному выбору решения, отнесены стратегии, при применении которых испытуемый подвергает анализу обе альтернативы и активно ищет пути решения. К ним относятся следующие: колеблющийся с выбором, колеблющийся без выбора и ригидный. К неконструктивным стратегиям, т. е. не ведущим к осознанному выбору решения проблемной ситуации - уход, непонимание, конформный.

Детям предлагались для анализа ситуации нарушения нравственной нормы, обусловленные актуализацией пищевой потребности (ситуация 1), познавательной потребности (ситуация 2), социальной потребности (ситуация 3).

При решении проблемных ситуаций 1 и 2 не выявлено значимых раз ли-

чий в использовании стратегий решения между группами. При решении проблемной ситуации 3 выявлено преобладание неконструктивных стратегий решения детьми с ЗПР, воспитывающимися в детском доме, как по сравнению с детьми с ЗПР из детского сада (р<0,012), так и по сравнению с детьми с нормой психического развития из детского сада(р<0,003). При этом преобладание неконструктивных стратегий у детей с ЗПР, воспитывающихся в детском доме, в целом по решению всех трех проблемных ситуаций статистически значимо по сравнению с детьми с ЗПР из детского сада (р<0,001) и по сравнению с детьми из детского сада с НПР (р<0,001). При этом применение семейными детьми (ЗПР и НПР) данных стратегий статистически значимых различий не показали.

Отдельно проводился анализ применения детьми при решении проблемных ситуаций такой неконструктивной стратегии как конформная. Результаты исследования показали, что преобладание данной стратегии над двумя другими неконструктивными стратегиями (уход, непонимание) у детей с ЗПР из детского дома преобладает как по сравнению с детьми с ЗПР из детского сада (р<0,036), так и но сравнению с детьми с НПР, посещающими детский сад (р<0,001). При этом применение семейными детьми (ЗПР и НПР) данной стратегии статистически значимых различий не показали.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что в ситуации общения со взрослыми при анализе проблемных ситуаций дети дошкольного возраста с ЗПР, воспитывающиеся в условиях детского дома, значительно чаще используют неконструктивные стратегии поведения по сравнению с домашними детьми, как с нормой психического развития, так и с задержкой психического развития. Кроме этого, наиболее часто применяемой стратегией детей из детского дома является конформная.

Полученные в ходе первого и второго этапа исследования результаты позволяют сделать некоторые предварительные выводы и наметить перспективы дальнейшей экспериментальной и практической работы.

1. У детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, выявлены психологические особенности функционирования адаптационных механизмов.

2. На психофизиологическом уровне формируются стереотипные стили адаптивного поведения, выполняющие функцию психоэмоционального, психофизиологического механизма регуляции.

3. Отмечается специфическая особенность действия механизмов приема и переработки информации. Данная особенность заключается в ограничении количества воспринимаемой информации, утрате при воспроизведении деятельностного компонента социальных ситуаций, фрагментарности воспринимаемых объектов и субъектов ситуаций социального взаимодействия. Детьми не отражается или отражается частично контекст ситуаций межличностного общения. Снижена эмоциональная включенность в

ситуацию. Данные специфические особенности характеризуют когнитивные механизмы адаптивного поведения как стереотипные.

4. Уровень социально-психологической адаптации детей детского дома также характеризуется наличием определенных стереотипов поведения в проблемных ситуациях, В общении со сверстниками в проблемных ситуациях доминирующими стратегиями являются агрессивная и стратегия ухода. Обе стратегии являются неконструктивными для решения проблемных ситуаций. В общении со взрослыми преобладающими стратегиями поведения являются неконструктивные - стратегия ухода и конформная стратегия.

5. Для механизмов всех уровней адаптационной системы детей детского дома является характерным стереотипность их действия.

6. В дошкольном детстве данная особенность механизмов адаптации выступает в качестве условия адаптации и одновременно в качестве фактора дезадаптации в последующие возрастные периода.

7. Социальные факторы усиливают действие биологических факторов, так как показатели по данным всех методик статистически значимо отличаются у детей детского дома и семейных детей.

8. Актуальной проблемой является разработка системы психолого — педагогической работы по формированию конструктивных адаптационных стратегий и оптимизация действия механизмов адаптации у воспитанников детских домов, начиная с дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Ганжа, С. Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья: Автореф. дис... .канд. псих, наук. - Ставрополь. — 2000. — 20 с.

2. Сирота, Н. А., Ялтонский, В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 1994. -№ 1. - С. 63—74.

3. Трухманова, Е. Н. Личностные особенности подростков — сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор их дезадаптации: Автореф. дис. .. .канд. псих. наук. - М. - 2004. - 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.