2006. - 280 с.
REFERENCES
1. Barchukova, G.V. Bogushas, V.M. and Matytsin, O.V. (2006), Theory and methodology of table tennis: a textbook for students, publishing center "Academy", Moscow.
2. Barchukova, G.V. and Rodionov, A.V. (2010), "Influence of mental state on the effectiveness of competition activity of skilled players in table tennis", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp 68-70.
3. Bulkin, V.A. (1984), Pedagogical diagnostics as a factor in the control of motor activity athlete, Science, Leningrad.
4. Gorbunov, G.D. (2007), Psycho Sports, Soviet sport, Moscow.
5. Yeliseyev, O.P. (2010), Workshop on the psychology of personality, Piter, St. Petersburg.
6. Marishchuk, V.L. and Bludov, Yu.M. (1994), Methods of psychodiagnostics in sports, Physical Culture and Sport, Moscow.
7. Matytsin, O.V. (2001), Long-term training of young athletes in table tennis, Theory and Practice of Physical Culture, Moscow.
8. Rozhentsov, V.V. and Polevshchikov M.M. (2006), Fatigue during physical education and sports problems, methods of research: monograph, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: t.abset@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 30.06.2015.
УДК 159.9.075
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ ТРУДОСПОСОБНОГО
ВОЗРАСТА С ВЫСОКИМ РИСКОМ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Виктор Никитич Подобедов, кандидат экономических наук, профессор, ректор, Ульяна Игоревна Градскова, аспирант, Государственное образовательное учреждение Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Институт Экономики
Бизнеса», г. Москва
Аннотация
В выделенных группах лиц трудоспособного возраста с высоким (106 чел.) и низким (113 чел.) уровнем риска суицидального поведения проведён сравнительный анализ показателей психодиагностических методик (ОПРВ, «MSPSS», SACS). Результаты проведённого анализа позволили выявить психологические особенности лиц трудоспособного возраста с высоким риском суицидального поведения.
Ключевые слова: лица трудоспособного возраста, высокий риск суицидального поведения, сравнительный анализ, психологические факторы риска, социальная поддержка, профессиональное «выгорание», стресс, копинг стратегии.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p243-247
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PEOPLE AT WORKING AGE WITH HIGH RISK OF SUICIDAL BEHAVIOR
Victor Nikitich Podobedov, the candidate of economical sciences, professor, rector, Ulyana Igorevna Gradskova, the post-graduate student, State educational institution of autonomous non-profit educational institution of higher education "Institute of Business Economics" (INEKBI) Foundation of Vocational Education andIn-novation activity of the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation, Moscow
Annotation
In the allocated working-age groups of people with high (106 people) and low (113 people) risk level of suicide behavior the authors carried out the comparative analysis of indicators of psycho diagnostic techniques (OPRV, "MSPSS", SACS). Results of the carried-out analysis allowed revealing the psy-
chological characteristics of the people of working-age with high risk of suicide behavior.
Keywords: working-age people, high risk of suicide behavior, comparative analysis, psychological risk factors, social support, professional "burning out", stress, coping strategies.
ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно в России официально регистрируется около 20-30 тыс. завершённых самоубийств, при этом уровень самоубийств колеблется от 20,1 до 39,1 на 100 тысяч населения [4]. Уровень самоубийств в стране рассматривается как низкий, если количестве завершенных суицидов составляет до 10 случаев на 100 тыс. и как средний - при показателе от 10 до 20 случаев на 100 тыс. населения [3]. В нашей стране этот показатель превышает цифру 20, что указывает на высокий уровень самоубийств. При этом, отмечается возрастание частоты завершённых суицидов среди населения трудоспособного возраста (20-60 лет, преимущественно среди мужчин). Исходя из этого, нами было проведено исследование психологических факторов риска суицидального поведения, связанных с социальной поддержкой, профессиональной деятельностью, используемыми копинг стратегиями.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Нами было проведено исследование лиц трудоспособного возраста (20-60 лет) с высоким (106 чел.) и низким (113 чел.) уровнем риска суицидального поведения, ориентированное на выявление социально-психологических факторов риска суицидального поведения. Выделение групп с высоким и низким уровнем риска суицидального поведения производилось с помощью специальных критериев. Критерии отнесения к группе риска суицидального поведения и характеристика выборки приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Критерии подбора и состав групп с высоким и низким риском _суицидального поведения_
Высокий риск суицидального поведения, (п=106) Низкий риск суицидального поведения, (п=113)
- наличие суицидальных попыток в прошлом; - демонстративно-шантажное поведение; - обращения с данной проблемой к врачу психиатру или психотерапевту; - частые депрессивные состояния; - активные и серьёзные размышления, разработка плана суицида, определение способов совершения самоубийства, времени, места его осуществления. - отсутствие суицидальных попыток в прошлом; - отсутствие демонстративно-шантажного поведения; - отсутствие признаков депрессии; - отсутствие обращений к врачу психиатру или психотерапевту;
Количественный и тендерный состав групп с высоким и низким риском суицидального поведения подбирался примерно одинаковым для получения более достоверных результатов исследования.
Исследование психологических особенностей лиц трудоспособного возраста с высоким риском суицидального поведения проводилось с использованием следующих психодиагностических методик: опросника ОПРВ (отношение к работе и профессиональное «выгорание») [2], методики «MSPSS» (многомерная шкала восприятия социальной поддержки) [5], опросника SACS «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» [1, 5].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для этого нами был использован опросник ОПРВ (отношение к работе и профессиональное «выгорание»), специально разработанный для исследования эмоциональных реакций и стилей отношения к работе у профессионалов в процессе развития выгорания. С помощью опросника выявляются стили эмоционального реагирования на стрессовые ситуации в работе и разнообразные динамичные взаимоотношения в системе «личность -профессиональная среда», что позволяет исследовать группы анамнестических и кон-фликтогенных факторов риска суицидального поведения.
В таблице 2. приводятся результаты сравнительного анализа показателей опросника ОПРВ для групп с высоким и низким риском суицидального поведения.
Таблица 2
Сравнение показателей профессионального «выгорания» в группах
Шкалы опросника «ОПРВ» Высокий риск суицидального поведения, (п=106) Низкий риск суицидального поведения, (п=113) Р<
Эмоциональное истощение 65,71±2,32 34,23±1,76 0,001
Напряжённость в работе 56,48±1,83 41,36±1,44 0,001
Снижение удовлетворённости работой и оценка её значимости 55,67±1,77 39,62±1,95 0,001
Профессиональный перфекционизм 43,57±2,36 51,24±1,57 0,01
Общая самооценка 36,41±1,53 41,59±1,74 0,05
Самооценка качества работы 40,22±1,61 53,84±2,07 0,001
Помощь и психологическая поддержка коллег в работе 33,29±1,84 41,76±1,68 0,001
Профессиональное развитие и самоусовершенствование 32,11±1,57 39,64±1,91 0,01
Состояние здоровья и общая адаптация 39,54±1,37 45,86±1,78 0,01
Выявлены достоверные различия по 9 из 9 шкал (100%)
Согласно данным таблицы 2, достоверные отличия между группами с высоким и низким риском суицидального поведения выявлены по всем шкалам опросника ОПРВ.
В группе с высоким риском суицидального поведения отмечается достоверно более высокий уровень снижения удовлетворённости работой, эмоционального истощения, напряжённости в работе (при этом между показателями по этим шкалам существует корреляционная связь г=0,74, р<0,05), что указывает на высокий уровень стрессогенности профессиональной деятельности для лиц этой группы. Кроме того, у лиц с высоким риском суицидального поведения отмечается достоверно более низкий профессиональный перфекционизм, более низкая общая самооценка и самооценка качества работы, что говорит об их низкой удовлетворённости своей профессиональной деятельностью. И наконец, у испытуемых группы с высоким уровнем суицидального поведения отмечаются достоверно более низкие оценки помощи и психологической поддержки коллег по работе, стремления к профессиональному развитию и более низкие самооценки состояния здоровья и общей адаптации.
Для исследования влияния факторов риска суицидального поведения, связанных с социальной поддержкой, нами была использована методика «МЕР88» (Многомерная шкала восприятия социальной поддержки). Результаты сравнительного анализа показателей этой методики в группах с высоким и низким риском суицидального поведения приводятся в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ показателей методики «MSPSS» в группах с высоким и
низким риском суицидального поведения, (M±m)
Средовой копинг-ресурс Высокий риск суицидального поведения, (п=106) Низкий риск суицидального поведения, (п=113) Р<
Семейная поддержка 1,73±0,12 3,86±0,21 0,001
Поддержка коллег по работе 1,92±0,14 3,15±0,17 0,001
Дружеская поддержка 1,59±0,23 2,98±0,25 0,001
Значимые другие 2,11±0,21 3,11±0,27 0,01
Общественные организации 2,34±0,22 2,45±0,31 -
Выявлены достоверные различия по 4 из 5 шкал (80%)
Исходя из результатов, приведённых в таблице 3, в группе с высоким риском суицидального поведения отмечается достоверно более низкий уровень поддержки семьи и коллег по работе (что хорошо согласуется с данными полученными по опроснику ОПРВ), дружеской поддержки и поддержки значимых других. По шкале поддержки общественных организаций достоверных различий не выявлено, что указывает на одинаково низ-
кую оценку деятельности общественных организации у респондентов, входящих в обе группы. Далее мы исследовали стратегии стресс-преодолевающего поведения в группах с высоким и низким риском суицидального поведения, результаты приводятся в таблице 4.
Таблица 4
Сравнительный анализ показателей методики «SACS» в группах с высоким и низким риском суицидального поведения, (M±m)_
Стратегия стресс-преодолевающего поведения Высокий риск суицидального поведения, (n=106) Низкий риск суицидального поведения, (n=113) P<
Ассертивные действия 16,31±1,32 20,63±1,54 0,05
Вступление в социальный контакт 18,24±1,27 23,41±1,44 0,01
Поиск социальной поддержки 19,27±1,42 22,76±1,47 -
Осторожные действия 20,27±1,21 21,39±1,63 -
Импульсивные действия 21,38±1,62 16,56±1,37 0,05
Избегание 19,34±1,71 15,63±1,53 -
Манипулятивные действия 22,31±1,59 20,48±1,72 -
Асоциальные действия 17,38±1,36 14,92±1,74 -
Агрессивные действия 19,54±1,28 14,77±1,37 0,05
Выявлены достоверные различия по 4 из 9 шкал (44,4%)
Согласно данным таблицы 4, у лиц с высоким риском суицидального поведения достоверно ниже использование активных адаптивных стратегий стресс-преодолевающего поведения - «ассертивные действия», «вступление в социальный контакт». При этом у них отмечается достоверно более частое использование прямых и асоциальных стратегий преодоления стресса - «импульсивные действия», «агрессивные действия», что в конечном итоге приводит к повышенной конфликтогенности данной категории респондентов, снижению их адаптационных возможностей и в конечном итоге к дезадаптации.
ВЫВОДЫ
1. Показатели опросника ОПРВ свидетельствуют о том, что у лиц с высоким уровнем риска суицидального поведения отмечается высокая стрессогенность профессиональной деятельности респондентов и высокий уровень профессионального «выгорания» при сниженных показателях удовлетворённости работой и психологической поддержки коллег по работе.
2. Результаты, полученные по методике «MSPSS» подтверждают достоверно более низкий уровень поддержки семьи и коллег по работе, дружеской поддержки и поддержки значимых других, свидетельствующие о субъективном восприятии отсутствия социальной поддержки у лиц с высоким уровнем риска суицидального поведения.
3. Согласно данным методики «SACS», лица с высоким риском суицидального поведения, для борьбы со стрессом используют прямые и агрессивные стратегии копинг поведения, что не позволяет им успешно решать возникающие проблемные ситуации и ведёт лишь к вторичной травматизации и усилению ощущения замкнутости и безысходности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вассерман, Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика / Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонов. - СПб. : Речь, 2010. - 192 с.
2. Винокур, В.А. Опросник ОПРВ (отношение к работе и профессиональное «выгорание») / В.А. Винокур ; Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования. -СПб. : [б.и.], 2009. - 23 с.
3. Гулин, К.А. Суицидальное поведение населения: факторы риска и возможности управления / Гулин К. А., Морев М.В. // Материалы XI международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / отв. ред. Е.Г. Ясин. - М. : Издательский дом ВШЭ, 2011. - С. 217-229.
4. Демографический ежегодник России : стат. сб. / Росстат. - М. : [б.и.], 2013. - 475 с.
5. Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов / под ред. проф. Рыбникова В.Ю., проф. Чермянина С.В. - СПб. : АЙСИНГ, 2009. - 216 с.
REFERENCES
1. Wasserman, L.I., Ababkov, V.A., and Trifonov E.A. (2010), Coping: theory and psychological testing, Speech, St. Petersburg.
2. Vinokur, V.A. (2009), OPRV questionnaire (attitude and professional "burnout"), MAPS, St. Petersburg.
3. Gulin, K.A. and Morev, M.V. (2011), "Suicidal behavior of the population: risk factors and management capabilities", Materials of the XI International Academic Conference on Economic and Social Development, HSE Publishing House, Moscow, pp. 217-229.
4. Demographic Yearbook of Russia (2013), Rosstat, Moscow.
5. Ed. Rybnikova, V.Y. and Chermyaninov, S.V. (2009), Psycho-diagnostic methods to identify disadaptative violations in the practice of clinical psychology, Icing, St. Petersburg.
Контактная информация: yliel@icloud.com
Статья поступила в редакцию 17.06.2015.
УДК 159.91
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА
Алексей Сергеевич Солодков, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Владислав Викторович Юсупов, доктор медицинских наук доцент, Иван Михайлович Чернега, научный сотрудник, Константин Викторович Днов, кандидат медицинских наук, Алексей Николаевич Ятманов, кандидат медицинских наук, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (ВМА им. С.М. Кирова), г. Санкт-
Петербург
Аннотация
Проведен сравнительный анализ уровня интеллектуального развития и личностных качеств кадетов довузовских военных общеобразовательных учреждений министерства обороны Российской Федерации и учащихся общеобразовательных школ. Результаты указывают на то, что условия обучения в специализированных довузовских военных общеобразовательных учреждениях позволяют сформировать наиболее подготовленного призывника в вооруженные силы Российской Федерации.
Ключевые слова: медико-психологическое сопровождение, интеллектуальное развитие, адаптационные способности, личностные качества.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p
MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE MILITARY AGE
STUDENTS
Aleksey Sergeevich Solodkov, the honored scientist of the Russian Federation, doctor of medical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Vladislav Viktorovich Yusupov, the doctor of medical sciences, senior lecturer, Ivan Mikhailovich Chernega, the researcher, Konstantin Viktorovich Dnov, the candidate of medical sciences, Aleksey Nikolaevich Yatmanov, the candidate of medical sciences, The Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg
Annotation
The comparative analysis of the level of intellectual development and personal qualities of cadets of military pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation and