Научная статья на тему 'Многомерный анализ социально-психологических факторов риска суицидального поведения у лиц трудоспособного возраста'

Многомерный анализ социально-психологических факторов риска суицидального поведения у лиц трудоспособного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
376
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКИЙ РИСК СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / НИЗКИЙ РИСК СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / МНОГОМЕРНЫЙ ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ЛИЦА ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА / ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА / АГРЕССИЯ / САМОАГРЕССИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / КОНФЛИКТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Градскова Ульяна Игоревна

С помощью специально подобранных критериев выделены группы лиц трудоспособного возраста с высоким (106 чел.) и низким (113 чел.) уровнем риска суицидального поведения. В статье представлены результаты факторного анализа психодиагностических показателей групп с высоким и низким риском суицидального поведения. Результаты проведённого анализа позволили выявить структуру социально-психологических факторов детерминирующих высокий или низкий риск суицидального поведения лиц трудоспособного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Градскова Ульяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multidimensional analysis of the social and psychological risk factors of suicide behavior at persons of working-age

By the means of specially picked up criteria the working-age groups of persons with high (106 people) and low (113 people) risk level of suicide behavior have been allocated. Results of the factorial analysis of psycho-diagnostic indicators of groups with high and low risk of suicide behavior have been presented in the article. Results of the carried-out analysis allowed revealing the structure of the social and psychological factors of the persons of working-age determining high or low risk of suicide behavior.

Текст научной работы на тему «Многомерный анализ социально-психологических факторов риска суицидального поведения у лиц трудоспособного возраста»

Психологические науки

УДК 159.9.075 : 616.89

МНОГОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ ТРУДОСПОСОБНОГО

ВОЗРАСТА

Ульяна Игоревна Градскова, аспирант, Институт экономики и бизнеса (ИНЭКБИ) Фонда Профессионального образования и Инновационной деятельности Торгово-промышленной палаты России, г. Москва

Аннотация

С помощью специально подобранных критериев выделены группы лиц трудоспособного возраста с высоким (106 чел.) и низким (113 чел.) уровнем риска суицидального поведения. В статье представлены результаты факторного анализа психодиагностических показателей групп с высоким и низким риском суицидального поведения. Результаты проведённого анализа позволили выявить структуру социально-психологических факторов детерминирующих высокий или низкий риск суицидального поведения лиц трудоспособного возраста.

Ключевые слова: высокий риск суицидального поведения, низкий риск суицидального поведения, многомерный факторный анализ, лица трудоспособного возраста, социально-психологические факторы риска, личностные факторы риска, агрессия, самоагрессия, тревожность, конфликтность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p250-257

MULTIDIMENSIONAL ANALYSIS OF THE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL RISK

FACTORS OF SUICIDE BEHAVIOR AT PERSONS OF WORKING-AGE

Ulyana Igorevna Gradskova, the post-graduate student, Institution: Institute of Economics and Business Foundation of Vocational Education and Innovation activity of the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation, Moscow

Annotation

By the means of specially picked up criteria the working-age groups of persons with high (106 people) and low (113 people) risk level of suicide behavior have been allocated. Results of the factorial analysis of psycho-diagnostic indicators of groups with high and low risk of suicide behavior have been presented in the article. Results of the carried-out analysis allowed revealing the structure of the social and psychological factors of the persons of working-age determining high or low risk of suicide behavior.

Keywords: high risk of suicide behavior, low risk of suicide behavior, multidimensional factorial analysis, persons of working-age, social and psychological risk factors, personal risk factors, aggression, self-aggression, uneasiness, conflictness.

ВВЕДЕНИЕ

Самоубийство - это одна из наиболее существенных проблем общественного здоровья. Статистические данные показывают, что ежегодно в мире кончают с собой примерно миллион человек [3].

Россия на протяжении многих лет является одной из стран-лидеров по уровню смертности населения от самоубийств. В период с 1991 по 2008 гг. уровень самоубийств в России в 2-3 раза превышал предельно-критический показатель, установленный Всемирной организацией Здравоохранения (20 случаев на 100 тыс. населения) [6]. По сведениям Росстата, в 2012 г. в России покончили жизнь самоубийством 29 735 человек, а уровень самоубийств составил 20,8 на 100 тыс. населения страны [4]. Большую озабоченность вызывает возрастание частоты завершенных суицидов среди населения трудоспособного возраста (20-60 лет, преимущественно среди мужчин), что влечёт за собой

негативные демографические и экономические последствия для российского общества.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Нами было проведено исследование лиц трудоспособного возраста (20-60 лет) с высоким (106 чел.) и низким (113 чел.) уровнем риска суицидального поведения, ориентированное на выявление социально-психологических факторов риска суицидального поведения [5]. Выделение групп с высоким и низким уровнем риска суицидального поведения производилось с помощью специальных критериев. Критерии отнесения к группе риска суицидального поведения и характеристика выборки приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Критерии подбора и состав групп с высоким и низким риском _суицидального поведения_

Высокий риск суицидального поведения, (п=106) Низкий риск суицидального поведения, (п=113)

- наличие суицидальных попыток в прошлом; - демонстративно-шантажное поведение; - обращения с данной проблемой к врачу психиатру или психотерапевту; - частые депрессивные состояния; - активные и серьёзные размышления, разработка плана суицида, определение способов совершения самоубийства, времени, места его осуществления. - отсутствие суицидальных попыток в прошлом; - отсутствие демонстративно-шантажного поведения; - отсутствие признаков депрессии; - отсутствие обращений к врачу психиатру или психотерапевту.

Количественный и тендерный состав групп с высоким и низким риском суицидального поведения подбирался примерно одинаковым для получения более достоверных результатов исследования.

Ниже приводятся результаты статистической обработки данных, полученных в ходе исследования социально-психологических особенностей лиц с различным риском суицидального поведения с помощью следующих психодиагностических методик:

- опросника ОПРВ (отношение к работе и профессиональное «выгорание») [2];

- методики «MSPSS» (многомерная шкала восприятия социальной поддержки)

[7];

- опросника SACS «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» [1, 7];

- опросника ИТО (индивидуальный типологический опросник) [8];

- «Методики измерения степени агрессивности» (Л.Г. Почебут) [7].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Верификация результатов психодиагностического обследования лиц с высоким и низким уровнем риска суицидального поведения была проведена в рамках математико-статистической процедуры многомерного факторного анализа. Анализ проводился с использованием метода главных компонент.

В группе с высоким уровнем риска суицидального поведения были выделены 3 основных фактора, суммарная дисперсия которых покрывает 76,8% от всей выборки. Результаты анализа представлены в таблицах 2-4.

Наиболее мощный из полученных факторов - «Фактор I» (дисперсия 0,29), объединяет в себе 12 переменных, что подтверждает высокую степень интегрированности структуры. Состав «Фактора I» представлен в таблице 2. Состав переменных, вошедших в «Фактор I», можно, обобщив их смысловое содержание, назвать фактором «Психологический (личностный) фактор риска суицидального поведения». Среди переменных вошедших в фактор прежде всего на себя обращают внимание: «шкала тревожности» (опросник ИТО), указывающая на высокий уровень тревожности у лиц, вошедших в эту группу; «эмоциональное истощение» (опросник ОПРВ), также говорящая о высоком внутреннем напряжении и неспособности адекватно справляться с возникающими жизненными и профессиональными проблемами; «самоагрессия» (методика измерения сте-

пени агрессивности) указывает на стремление лиц входящих в эту группу винить во всех проблемах прежде всего себя; «импульсивные действия» (SACS) указывает на склонность к совершению малообдуманных поступков, поддаваться сиюминутному настроению и порыву.

Таблица 2

Первый фактор по результатам факторного анализа показателей группы с высоким

Номер фактора и его факторный вес Методика, показатель Факторная нагрузка (модуль) показателя

Р1-%ДП=29,4 «Психологический (личностный) фактор риска суицидального поведения» «Шкала тревожности», опросник ИТО 0,879

«Семейная поддержка», методика MSPSS -0,859

«Эмоциональное истощение», опросник ОПРВ 0,813

«Самоагрессия», методика измерения степени агрессивности 0,802

«Шкала зависимости», опросник ИТО 0,771

«Напряжённость в работе», опросник ОПРВ 0,758

«Шкала агрессивности», опросник ИТО 0,733

«Импульсивные действия», SACS 0,731

«Агрессивные действия», SACS 0,710

«Шкала интроверсии», опросник ИТО 0,667

«Состояние здоровья и общая адаптация», ОПРВ -0,644

«Ассертивные действия», SACS -0,629

Другие переменные, вошедшие в «Фактор I» лишь дополняют картину личностных свойств людей вошедших в группу с высоким риском суицидального поведения: низкая «семейная поддержка» (MSPSS); высокие показатели «шкалы зависимости» (ИТО); высокие показатели шкалы «напряжённость в работе» (опросник ОПРВ); высокие показатели «шкалы агрессивности» (ИТО); высокие показатели шкалы «агрессивные действия» (SACS); ярко выраженная «шкала интроверсии» (ИТО); низке оценки «состояния здоровья и общей адаптации» (ОПРВ); высокие показатели шкалы «ассертивные действия» (SACS). Особенно обращает на себя высокие показатели по шкалам агрессии сразу по трем разным методикам, что говорит о её высокой значимости в формировании суицидального поведения.

Второй по мощности в группе лиц с высоким риском суицидального поведения -«Фактор II» (дисперсия 0,28), объединяет в себе 7 переменных. Состав «Фактора II» представлен в таблице 3.

Таблица 3

Второй фактор по результатам факторного анализа показателей группы с высоким

риском суицидального поведения

Номер фактора и его факторный вес Методика, показатель Факторная нагрузка (модуль) показателя

Б2- %ДП=27,8 «Анамнестический социальный фактор риска суицидального поведения» «Дружеская поддержка», методика MSPSS - 0,912

«Помощь и психологическая поддержка коллег в работе», опросник ОПРВ - 0,867

«Шкала конфликтности», опросник ИТО 0,835

«Шкала коммуникативности», опросник ИТО - 0,786

«Значимые другие», методика MSPSS - 0,654

«Агрессивные действия», SACS; 0,643

«Шкала сензитивности», опросник ИТО; 0,611

Переменные, вошедшие в «Фактор II», обобщает по смыслу все переменные указывающие на «Анамнестический социальный фактор риска суицидального поведения». Название фактора определяется значением следующих переменных: низкими показателями «дружеской поддержки» (М8Р88), «помощи и психологической поддержки коллег в работе» (ОПРВ), «шкалы коммуникативности» (ИТО) и низкими показателями под-

держки «значимых других» - референтной группы (MSPSS); высокими показателями «шкалы конфликтности» (ИТО), шкалы «агрессивные действия» (SACS) и «шкалы сен-зитивности» (ИТО), говорящей о высокой ранимости и чувствительности.

Третий по мощности - «Фактор III» (дисперсия 0,20), объединил в себе 5 переменных. Состав «Фактора III» представлен в таблице 4.

Таблица 4

Третий фактор по результатам факторного анализа показателей группы с высоким

риском суицидального поведения

Номер фактора и его факторный вес Методика, показатель Факторная нагрузка (модуль) показателя

Р3-%ДП=19,6 «Конфликтогенный фактор риска суицидального поведения» «Шкала конфликтности», опросник ИТО 0,909

«Вступление в социальный контакт», SACS - 0,857

«Профессиональный перфекционизм», опросник ОПРВ - 0,826

«Шкала спонтанности», опросник ИТО 0,771

«Суммарная агрессия», методика измерения степени агрессивности 0,684

Переменные, формирующие «Фактор III», можно обобщить по смысловому содержанию названием «Конфликтогенный фактор риска суицидального поведения». Обоснованность названия данного фактора демонстрируют состав и свойства переменных в него вошедших: высокие значения по «шкале конфликтности» и «шкале спонтанности» (ИТО), указывающие на наличие постоянно тлеющих и вновь возникающих конфликтов у лиц данной группы, что подкрепляется высокими показателями «суммарной агрессии» (методика измерения степени агрессивности), что может быть как причиной, так и следствием повышенной конфликтности. При этом сниженные показатели шкал «вступление в социальный контакт» (SACS) и «профессиональный перфекционизм» (ОПРВ) подтверждают сделанное ранее заключение, указывая на неумение общаться и отсутствие стремления к качественному выполнению своих профессиональных обязанностей.

Далее мы проводили процедуру многомерного факторного анализа показателей группы с низким риском суицидального поведения. Для этой группы нами были получены 4 фактора, суммарная дисперсия которых составила 71,3% от всей выборки. Большее количество факторов при более низкой суммарной дисперсии указывает на меньшую ин-тегрированность переменных в группе с низким риском суицидального поведения. Результаты анализа представлены в таблицах 5-8.

Наиболее мощный из полученных факторов - «Фактор I» (дисперсия 0,25), объединяет в себе 11 переменных. Состав «Фактора I» представлен в таблице 5.

Таблица 5

Первый фактор по результатам факторного анализа показателей группы с низким

риском суицидального поведения

Номер фактора и его факторный вес Методика, показатель Факторная нагрузка (модуль) показателя

Р1-%ДП=25,4 «Высокие социальные ресурсы» «Вступление в социальный контакт», SACS 0,961

«Помощь и психологическая поддержка коллег в работе», опросник ОПРВ 0,932

«Шкала коммуникативности», опросник ИТО 0,881

«Поиск социальной поддержки», SACS 0,865

«Шкала экстраверсии», опросник ИТО 0,831

«Вербальная агрессия», методика измерения степени агрессивности - 0,732

«Шкала лабильности», опросник ИТО 0,729

«Семейная поддержка», методика MSPSS 0,731

«Суммарная оценка», методика измерения степени агрессивности - 0,689

«Манипулятивные действия», SACS - 0,658

«Напряжённость в работе», ОПРВ - 0,631

Состав переменных, вошедших в «Фактор I», можно, обобщив их смысловое содержание, назвать фактором «Высокие социальные ресурсы». Среди переменных вошедших в фактор прежде наибольшую значимость имеют: «вступление в социальный контакт» и «поиск социальной поддержки» (SACS), «семейная поддержка» (MSPSS), указывающие на лёгкость вступления в социальный контакт и получения поддержки и помощи; «помощь и психологическая поддержка коллег в работе» (ОПРВ), указывающая на хорошие отношения в профессиональной деятельности с коллегами и лёгкость получения помощи с их стороны, при этом сниженные показатели по шкале «напряжённость в работе» (ОПРВ), что вполне объясняется благоприятными условиями на работе; высокие показатели по шкалам «коммуникативности», «экстраверсии» и «лабильности» (ИТО) лишь подтверждают способность данной группы легко вступать в контакт с окружающими, поддерживать с ними дружеские отношения и получать помощь и поддержку в трудных жизненных ситуациях; показатели же агрессии «вербальная агрессия», «суммарная оценка» (методика измерения степени агрессивности) и манипулятивной стратегии копинг поведения (SACS), вошедшие в данный фактор все сниженные и говорят о невысоком уровне агрессивности и пренебрежения окружающими у лиц данной группы.

Второй по мощности в группе лиц с низким риском суицидального поведения -«Фактор II» (дисперсия 0,20), объединяет в себе 8 переменных. Состав «Фактора II» представлен в таблице 6.

Таблица 6

Второй фактор по результатам факторного анализа показателей группы с низким

риском суицидального поведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Номер фактора и его факторный вес Методика, показатель Факторная нагрузка (модуль) показателя

F2- %ДП=20,3 «Неконфликтное поведение» «Самооценка качества работы», опросник ОПРВ 0,942

«Дружеская поддержка», методика MSPSS 0,915

«Самоагрессия», методика измерения степени агрессивности - 0,872

«Асоциальные действия», SACS - 0,843

«Шкала конфликтности», опросник ИТО - 0,754

«Профессиональное развитие и самоусовершенствование», опросник ОПРВ 0,729

«Осторожные действия», SACS 0,662

«Значимые другие», методика MSPSS; 0,641

«Фактор II», обобщает по смыслу все переменные, указывающие на «Неконфликтное поведение». Название фактора определяется, прежде всего, сниженными показателями по «шкале конфликтности» (ИТО) и шкале «асоциальные действия» (SACS). Кроме того, можно отметить наоборот повышенные значения показателей «самооценка качества работы» и «профессиональное развитие и самоусовершенствование» (ОПРВ), «дружеская поддержка» и «значимые другие» (MSPSS) и «осторожные действия» (SACS), указывающие на высокую самооценку качества своей работы, стремление к профессиональному развитию, опору на дружескую поддержку людей входящих в референтную группу, при стремлении соблюдать осторожность в своих действиях, чтобы не навредить окружающим и не испортить ни с кем отношения. Помимо вышесказанного в данный фактор вошёл сниженный показатель «самоагрессии» (методика измерения степени агрессивности), говорящий об отсутствии стремления винить во всём себя.

Третий по мощности - «Фактор III» (дисперсия 0,15), объединил в себе 6 переменных. Состав «Фактора III» представлен в таблице 7. Переменные, формирующие «Фактор III», можно обобщить по смысловому содержанию названием «Личностная общительность (коммуникативность)». Обоснованность названия данного фактора демонстрируют состав высокие показатели по «шкале экстраверсии» и «шкале коммуникативности» (ИТО), «вступление в социальный контакт» и «поиск социальной поддержки» (SACS) при сниженных значениях показателей «физическая агрессия» (методика измерения сте-

пени агрессивности) и «эмоциональное истощение» (ОПРВ).

Таблица 7

Третий фактор по результатам факторного анализа показателей группы с низким

Номер фактора и его факторный вес Методика, показатель Факторная нагрузка (модуль) показателя

Бз-%ДП=14,7 «Личностная общительность (коммуникативность)» «Шкала экстраверсии», опросник ИТО 0,918

«Шкала коммуникативности», опросник ИТО 0,893

«Вступление в социальный контакт», SACS 0,865

«Физическая агрессия», методика измерения степени агрессивности - 0,832

«Эмоциональное истощение», опросник ОПРВ - 0,792

«Поиск социальной поддержки», SACS 0,698

Четвёртый по мощности - «Фактор IV» (дисперсия 0,11), объединил в себе 4 переменные. Состав «Фактора IV» представлен в таблице 8.

Таблица 8

Четвёртый фактор по результатам факторного анализа показателей группы

Номер фактора и его факторный вес Методика, показатель Факторная нагрузка (модуль) показателя

Б4-%ДП=10,9 «Психологическая устойчивость» «Общая самооценка», опросник ОПРВ 0,953

«Ассертивные действия», SACS 0,891

«Шкала компромиссности», опросник ИТО 0,811

«Состояние здоровья и общая адаптация», опросник ОПРВ 0,765

Смысловое значение показателей, вошедших в «Фактор IV» мы обобщили названием «Психологическая устойчивость». Обоснованность предлагаемого названия подтверждается составом и высокими значениями переменных в него вошедших: «общая самооценка» и «состояние здоровья и общая адаптация» (ОПРВ), «ассертивные действия» (SACS), «шкала компромиссности» (ИТО). Перечисленные переменные по своей сути являются компонентами психологической устойчивости и их высокие показатели говорят о сформированности данного качества у лиц с низким риском суицидального поведения.

Таким образом, многомерный факторный анализ психодиагностических показателей групп с высоким и низким риском суицидального поведения позволил выявить наиболее значимые факторы, влияющие на формирование их поведения.

В группе с высоким риском суицидального поведения выявлены факторы: «Психологический (личностный) фактор риска суицидального поведения», объединяющий в себе показатели, указывающие на деструктивные свойства личности лиц входящих в данную группу, приводящие к дезадаптивному поведению; «Анамнестический социальный фактор риска суицидального поведения», указывающий на наличие существенных проблем в отношениях с ближайшим окружением и невозможности найти среди лиц в него входящих опору и поддержку; «Конфликтогенный фактор риска суицидального поведения» указывает на неумение общаться и отсутствие стремления к качественному выполнению своих профессиональных обязанностей, приводящие к наличию постоянных конфликтных отношений с окружающими.

Тогда как в группе с низким риском суицидального поведения выявлены следующие факторы: «Высокие социальные ресурсы», указывающий на широкую опору на ближайшее социальное окружение - семью, друзей, коллег по работе; «Неконфликтное поведение» указывает на способность лиц, входящих в данную группу бесконфликтно строить свои отношения с окружающими; «Личностная общительность (коммуникативность)» указывает на способность устанавливать и поддерживать нормальные отношения практически со всеми окружающими; «Психологическая устойчивость» говорит об уве-

ренности в себе, как в быту (микросоциуме), так и на работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведённого нами статистического анализа позволили нам выявить структуру социально-психологических факторов в группах с высоким и низким уровнем риска суицидального поведения.

В группе с высоким риском суицидального поведения отмечаются высокие показатели по шкалам агрессии и аутоагрессии сразу по трём разным методикам, что говорит о её высокой значимости в формировании суицидального поведения, кроме того отмечается высокий уровень тревожности и конфликтности, указывающий на наличие существенных проблем в отношениях с ближайшим окружением и фактическое отсутствие социальных ресурсов, помогающих преодолевать жизненные проблемы. В целом эти факторы указывают на низкую психологическую устойчивость и неспособность успешно справляться с возникающими проблемами.

Вместе с тем, в группе с низким уровнем риска суицидального поведения отмечается способность легко вступать в контакт с окружающими, поддерживать с ними дружеские отношения и получать помощь и поддержку в трудных жизненных ситуациях, при низких показателях агрессивности, что приводит к существенно меньшей конфликтности, кроме того отмечается высокий уровень уверенности в себе, что в комплексе позволяет говорить о высокой психологической устойчивости и способности успешно справляться с возникающими жизненными трудностями.

Полученные результаты позволяют сформировать более ясное представление о причинах возникновения суицидального поведения, выявить конкретные факторы риска и разрабатывать мероприятия по профилактике суицидального поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вассерман, Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика / Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонов. - СПб. : Речь, 2010. - 192 с.

2. Винокур, В.А. Опросник ОПРВ (отношение к работе и профессиональное «выгорание») / В.А. Винокур. - СПб. : [б.и.], 2009. - 23 с.

3. Гулин, К. А. Суицидальное поведение населения: факторы риска и возможности управления / К.А. Гулин, М.В Морев // Материалы XI международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / отв. ред. Е.Г. Ясин. - М. : Издательский дом ВШЭ, 2011. - С. 217-229.

4. Демографический ежегодник России : стат. сб. / Росстат. - М. : [б.и.], 2013. - 475 с.

5. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / ред. Д. Вассерман ; пер. Е. Ройне. - М. : Смысл, 2005. - 310 с.

6. Погодин, И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты / И.А. Погодин. -М. : Флинта, 2011. - 256 с.

7. Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов / под ред. проф. Рыбникова В.Ю., проф. Чермянина С.В. - СПб. : Изд-во «АЙСИНГ», 2009. - 216 с.

8. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / Л.Н. Собчик. - М. : Издательство Института прикладной психологии, 2000. - 512 с.

REFERENCES

1. Wasserman L.I., Ababkov V.A. and Trifonov, E.A. (2010), Coping: theory andpsychological testing, Speech, St. Petersburg.

2. Vinokur, V.A. (2009), OPRV questionnaire (attitude and professional "burnout"), Publishing house "MAPS", St. Petersburg

3. Gulin, K.A. and Morev, M.V. (2011), "Suicidal behavior of the population: risk factors and management capabilities", materials of the XI International Academic Conference on Economic and So-cialDevelopment, "HSE Publishing House", Moscow, pp. 217-229.

4. Demographic Yearbook of Russia: Article. Sat. (2012), Rosstat, Moscow.

5. Ed. Wasserman, D. (2005), Vain death: causes and prevention of suicide, Meaning, Moscow.

6. Pogodin, I.A. (2011), Suicidal behavior: psychological aspects, Flint, Moscow.

7. Ed. Rybnikova, V.Y. and Chermyaninov S.V. (2009), Psycho-diagnostic methods to identify disadaptative violations in the practice of clinical psychology, "Icing", St. Petersburg.

8. Sobchik, L.N. (2000), Introduction to Psychology of personality, Published by the Institute of applied psychology, Moscow.

Контактная информация: Yliel@icloud.com

Статья поступила в редакцию 14.12.2014.

УДК 159.922.7

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

И ИХ РОДИТЕЛЕЙ Ирина Васильевна Жуйкова, кандидат психологических наук, доцент, Курганский государственный университет (ФГБОУ ВПО КГУ)

Аннотация

Предъявляемые обществом противоречивые требования часто приводят к развитию у формирующейся личности не только социально одобряемых и социально желательных качеств (настойчивости, инициативы, упорства), но и приводят к возникновению агрессивных форм поведения. Согласно теории социального научения А. Бандуры развитию агрессивного поведения у подростков способствует ряд семейных факторов: агрессивность проявляют те подростки, кого родители с детства учили защищать свои права вне дома с помощью кулаков, и в целом поощряли их агрессивность по отношению к другим детям. Целью данной работы выступило стремление показать наличие гендерных отличий в проявлении и взаимосвязи агрессивности мальчиков и девочек и их родителей. С помощью W-критерия Вилкоксона для независимых выборок были доказаны значимые различия по половому признаку, как у подростков, так и у родителей. Корреляционный анализ позволил подтвердить предположение о взаимодействии агрессивности подростков и их родителей, что может послужить основой для разработки коррекционной и профилактической программы.

Ключевые слова: агрессивность, научение, гендерные различия, корреляционный анализ. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p257-261

GENDER FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF THE TEENAGERS AND

THEIR PARENTS

Irina Vasilievna Zhuykova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

Kurgan State University

Annotation

The inconsistent requirements imposed by the society often lead to development not only the socially approved and socially desirable qualities in the formed personality (determination, initiative, persistence), but also lead to emergence of the aggressive forms of behavior. According to the theory of social learning by A. Bandura the development of aggressive behavior among the teenagers is promoted by a number of family factors: aggression is shown by those teenagers whom the parents have learned since the childhood to protect the rights outdoors by means of fists, and in general encouraged their aggression in relation to other children. The aspiration to show existence of gender differences in manifestation and interrelation of aggression of boys and girls and their parents acted as the purpose of this work. By means of Vilkokson's W-criterion for the independent selections the significant distinctions by the sexual sign both at teenagers, and at parents were proved. The correlation analysis allowed confirming the assumption of interaction of the aggression of teenagers and their parents that can form a basis for development of the correctional and preventive program.

Keywords: aggression, learning, gender distinctions, correlation analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.