Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидер / лидерство / феномен / образ / черты / качества / психологические особенности лидерства / leader / leadership / phenomenon / image / traits / qualities / psychological characteristics of leadership

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Текеев Руслан Азимович

В статье рассматриваются психологические особенности лидерства. Лидерство является важным явлением современного общества. Лидерская компетентность определяется как способность человека достигать результатов через мотивацию, стремление к власти и к успешной деятельности. Лидерство это процесс влияния и взаимодействия лидера и подчиненных с целью достижения общей цели. Зарубежные и отечественные исследователи предлагают различные определения лидерства, что говорит о необходимости его дальнейшего изучения как научного феномена. Отечественные и зарубежные психологические теории и концепции лидерства являются основой исследования данного феномена. Они позволяют понимать сущность данного феномена, какие качества должен иметь лидер, как воздействовать на подчиненных и как принимать управленческие решения. Теории и концепции лидерства также обосновывают различные аспекты лидерства, включая личностные качества лидера, его поведение, подходы к мотивации и управлению, а также влияние социальной ситуации на эффективность лидера. Суть лидерства заключается в способности реализовать процесс лидерства на основе социального опыта и межличностного взаимодействия. В современном обществе понятие «лидер» в некотором смысле является показателем успешного человека. Теоретический анализ теорий и основных понятий, позволяет сформулировать вывод о том, что лидер это человек, который занимает определенный статус в коллективе, который сочетает в себе совокупность определенных личностных качеств, активно влияет и взаимодействует с социумом, направляя его членов к наиболее эффективному порядку действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the psychological features of leadership. Leadership is an important phenomenon of modern society. Leadership competence is defined as a person's ability to achieve results through motivation, the desire for power and success. Leadership is the process of influence and interaction between a leader and subordinates in order to achieve a common goal. Foreign and domestic researchers offer different definitions of leadership, which indicates the need for its further study as a scientific phenomenon. Domestic and foreign psychological theories and concepts of leadership are the basis for the study of this phenomenon. They allow us to understand the essence of this phenomenon, what qualities a leader should have, how to influence subordinates and howto make managerial decisions. Theories and concepts of leadership also substantiate various aspects of leadership, including the personal qualities of the leader, his behavior, approaches to motivation and management, as well as the influence of the social situation on the leader's effectiveness. The essence of leadership lies in the ability to implement the leadership process based on social experience and interpersonal interaction. In modern society, the concept of "leader" in a sense is an indicator of a successful person. A theoretical analysis of theories and basic concepts allows us to conclude that a leader is a person who occupies a certain status in a team, who combines a set of certain personal qualities, actively influences and interacts with society, directing its members to the most effective course of action.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА»

Литература:

1. Викулина, М.А. Роль научно-исследовательской деятельности в развитии профессиональной личности будущего педагога-лингвиста // Вестник Томского государственного университета / М.А. Викулина, Г.В. Сорокоумова. О.В. Шурыгина. -2018,- № 431,- С. 155-161

2. Григорьева, Е.В. Самопознание как основа развития будущей профессиональной личности педагога-лингвиста // Психологическая безопасность образовательной среды: материалы международной научной конференции / Е.В. Григорьева, Г.В. Сорокоумова. - Н. Новгород, НГЛУ, 2019. - С. 134-140

3. Деркач, A.A. Акмеологические основы развития профессионала / A.A. Дергач. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. института; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 752 с.

4. Дружилов, С.А. Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека // Вестник Томского государственного педагогического университета /С.А. Дружилов. - 2005. -№ 1. - С. 51-55

5. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - Москва: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.-400 с.

6. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М. Изд-во Просвещение, 1996. - 309 с.

7. Потапова, Т.К. Учебные и производственные практики младших курсов как эффективный метод формирования проектной компетентности будущих педагогов / Т.К. Потапова, Г.В. Сорокоумова // Научно-педагогическое обозрение «Pedagogical Review». - 2022. - №6 (46). - С. 9-18

8. Сенин, И.Г. Опросник терминальных ценностей ОТеЦ / И.Г. Сенин [Электронный ресурс]. - URL: http://www.acme-alr.com/?p=386#.WJNmyThmOtg (дата обращения 03.03.2023)

9. Сорокоумова, Г.В. Мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте (на примере профессии учителя иностранного языка): автореферат дис. ... канд. псх. наук: 19 00 07 / Г.В. Сорокоумова. - Москва, МГУ. 1990. - 18 с.

10. Сорокоумова, Г.В. Психологические условия формирования профессиональной личности педагога-лингвиста / Г.В. Сорокоумова // Интерактивная наука. - 2018. - № 1 (23). - С. 48-53

11. Сорокоумова, Г.В. Методы развития творческого потенциала студентов - будущих педагогов-лингвистов в учебной деятельности / Г.В. Сорокоумова // 2 Международная научно-практическая онлайн конференция 2020. - Сеть конференций SHS 117, 06004 (2021) / [Электронный ресурс]. - URL: https://doi.org/10.1051/shsconf/202111706004 (дата обращения 16.06.2023)

12. Федько, Л.А. Мастерство и профессионализм как основные показатели зрелости специалиста / Л.А. Федько // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2008. - № 4 / [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/masterstvo-i-professionalizm-kak-osnovnye-pokazateli-zrelosti-spetsialista (дата обращения 10.06.2023)

13. Фонарев, А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А.Р. Фонарев. - Москва; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2005. - 558 с.

Психология

УДК 159.9

аспирант кафедры общей и педагогической психологии Текеев Руслан Азимович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности лидерства. Лидерство является важным явлением современного общества. Лидерская компетентность определяется как способность человека достигать результатов через мотивацию, стремление к власти и к успешной деятельности. Лидерство - это процесс влияния и взаимодействия лидера и подчиненных с целью достижения общей цели. Зарубежные и отечественные исследователи предлагают различные определения лидерства, что говорит о необходимости его дальнейшего изучения как научного феномена. Отечественные и зарубежные психологические теории и концепции лидерства являются основой исследования данного феномена. Они позволяют понимать сущность данного феномена, какие качества должен иметь лидер, как воздействовать на подчиненных и как принимать управленческие решения. Теории и концепции лидерства также обосновывают различные аспекты лидерства, включая личностные качества лидера, его поведение, подходы к мотивации и управлению, а также влияние социальной ситуации на эффективность лидера. Суть лидерства заключается в способности реализовать процесс лидерства на основе социального опыта и межличностного взаимодействия. В современном обществе понятие «лидер» в некотором смысле является показателем успешного человека. Теоретический анализ теорий и основных понятий, позволяет сформулировать вывод о том, что лидер - это человек, который занимает определенный статус в коллективе, который сочетает в себе совокупность определенных личностных качеств, активно влияет и взаимодействует с социумом, направляя его членов к наиболее эффективному порядку действий.

Ключевые слова: лидер, лидерство, феномен, образ, черты, качества, психологические особенности лидерства.

Annotation. The article deals with the psychological features of leadership. Leadership is an important phenomenon of modern society. Leadership competence is defined as a person's ability to achieve results through motivation, the desire for power and success. Leadership is the process of influence and interaction between a leader and subordinates in order to achieve a common goal. Foreign and domestic researchers offer different definitions of leadership, which indicates the need for its further study as a scientific phenomenon. Domestic and foreign psychological theories and concepts of leadership are the basis for the study of this phenomenon. They allow us to understand the essence of this phenomenon, what qualities a leader should have, how to influence subordinates and how to make managerial decisions. Theories and concepts of leadership also substantiate various aspects of leadership, including the personal qualities of the leader, his behavior, approaches to motivation and management, as well as the influence of the social situation on the leader's effectiveness. The essence of leadership lies in the ability to implement the leadership process based on social experience and interpersonal interaction. In modern society, the concept of "leader" in a sense is an indicator of a successful person. A theoretical analysis of theories and basic concepts allows us to conclude that a leader is a person who occupies a certain status in a team, who combines a set of certain personal qualities, actively influences and interacts with society, directing its members to the most effective course of action.

Key words: leader, leadership, phenomenon, image, traits, qualities, psychological characteristics of leadership.

Введение. Изучение лидерства как научного феномена и психологических особенностей лидерства является актуальной проблемой современной психологической науки, поскольку управление на сегодняшний день является сложной и ответственной задачей, которая требует большой концентрации и ориентации на результат. Лидер должен обладать не только широким кругом знаний, но и такими специфичными качествами и компетенциями, которые его будут отличать от других членов коллектива. Данные качества называются лидерскими и проявляются в таких умениях лидера, как мотивация, коммуникация, конфликтная компетентность и т.д. Изучение психологических особенностей лидерства помогает узнать, какие качества и навыки нужны для эффективного управления. Знания в области психологии управления важны для молодых людей, для студентов в период обучения в вузе, когда активно формируется профессиональное сознание и самосознание, личностные качества, которые в последствии могут выступить основой успешной самореализации их в профессиональной карьере [7, С. 336].

Изложение основного материала статьи. В начале 20-го века в психологической науке возрос интерес к лидерству как научному феномену. Отечественные и зарубежные исследователи начали задаваться вопросом, как формируются лидеры. В психологии существуют множество теорий, которые объясняют различные аспекты лидерства.

Ранние теории лидерства делали упор на качествах, которые отличают лидеров от остальных людей (толпы, коллектива и т.д.). Тем временем, более поздние исследования уделяют больше внимания ситуативным факторам, уровню интеллекта и знаниям, которые выступают детерминантами проявления лидерства. Понимание природы лидерства проистекает из определенных потребностей людей и их структуры, которые, в свою очередь, способствуют формированию лидеров.

Теории лидерства раскрывают более детально ее природу и особенности. Личностные качества, которые делают людей великими лидерами, и их свойства неразрывно связаны с теорией эволюции и личностным развитием. Ключевые характеристики лидерства также включают: умение принимать решения, мотивировать коллектив, конфликтологические и коммуникативные компетенции, экспертность в определенных областях (политических, педагогических, экономических и т.д.) [13,С. 176].

Лидерство - как психологическое явление представляет собой гармоничное сочетание природных данных (задатков) человека и обучения, работы над собой. То есть лидерство как качество личности можно целенаправленно развить. На этот процесс оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы, такие как генетика, наследственность, среда, опыт и обучение [3, С. 162].

Изучение лидерства имеет широкое теоретическое значение и прикладное применение. Понимание лидерства и его явлений способно помочь молодым людям стать лидерами в любой области жизни, а также чувствовать себя увереннее в принимаемых решениях и достижении целей [8, С. 202]. Успешному лидеру нужно соответствовать реалиям современного мира: знание IT-технологий, информационно-коммуникативных технологий, хорошее экономическое и социальное образование являются неотъемлемыми атрибутами лидерства; это то, на что нужно ориентировать молодых людей в процессе профессионализации [14, С. 140].

Лидерство - это процесс воздействия на группы людей для достижения какой-то цели и эффективного межличностного взаимодействия с помощью коммуникации. Лидера можно определить, как того, кто принимает ключевые решения в группе, и его степень влияния признают остальные участники группы [1, С. 56].

Существует три теории лидерства, разработанные разными авторами. Личностная теория заключается в том, что качества и психологические черты лидера являются врожденными и обладают естественным набором качеств. Поведенческая теория касается эффективности деятельности лидера, которая не обязательно связана с его врожденными способностями, а с манерой взаимодействия с подчиненными. Ситуационная теория подразумевает выбор лидером индивидуальных способов руководства, в зависимости от изменяющейся ситуации [2, С. 827].

Психологическая наука четко разграничивает дефиниции «лидерство» и «управление». Управление - это процесс контроля за работой. В то время как лидерство ориентировано на максимально эффективное определение содержания работы и выбор наилучших способов ее выполнения. Лидерство является одним из главных аспектов в бизнесе, политике и менеджменте. Лидерство - это многогранное явление, которое охватывает различные аспекты воздействия на группы людей. Его цель заключается в стимулировании коллектива и направлении его к достижению совместных целей [5, С. 157]. Лидерство проявляется через межличностное взаимодействие, основанное на эффективной коммуникации, совместном взаимодействии и координации действий. Развитый эмоциональный интеллект является важным качеством лидера [4, С. 92].

Чтобы быть лидером, нужно получить признание большинством группы при выборе группового решения. На данный момент в современной психологической науке актуальны следующие концепции лидерства: концепция личностных качеств (предполагает, что лидер обладает определенным набором личностных качеств и психологических черт); концепция поведенческих качеств (сочетает в себе способность лидера эффективно взаимодействовать с окружающими людьми и настрой на результат деятельности); ситуационное лидерство (рассмотрение того, что подходы к руководству должны выбираться в зависимости от конкретной ситуации и требований коллектива) [11, С. 192].

В зарубежной психологии многие авторы, такие как А. Файоль, Р. Стогдилл и У. Беннис, предлагали свои собственные концепции личностных качеств и лидерства, пытаясь объяснить, что делает человека лидером. А. Файоль был одним из первых исследователей, который исследовал личностные качества лидеров. Его основной тезис заключался в том, что личностные качества играют важную роль в определении способности человека стать лидером. По мнению А.Файоля, успешные лидеры обладают пятью основными личностными качествами: честностью, уверенностью в себе, инициативностью, настойчивостью и коммуникабельностью [15, С. 178].

Сегодня многие авторы по-разному относятся к концепции личностных качеств и лидерства [1, 3, 9]. Но исследователи сходятся в том, что лидерство является проявлением личностных качеств, навыков и опыта лидера в определенной сфере жизнедеятельности, что успешный лидер должен иметь уникальный набор индивидуальных личностных качеств и черт характера, которые способствуют его внутренней мотивации, мобилизации коллег и достижению больших целей в работе. Лидер проявляет себя в реализации профессиональной карьеры [9, С. 105].

Поведенческая концепция лидерства (К. Левин, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Р. Блек, Д. Моутон) подразумевает, что лидерская эффективность зависит от поведения лидера, а не только от его личностных качеств. Изучая поведение лидеров в разных ситуациях, исследователи выделяют два типа лидеров: демократический и авторитарный. Демократический лидер -это человек, который принимает решения вместе с группой. Он уважает мнение своих подчиненных и старается учитывать их интересы. Демократический лидер не пытается контролировать все аспекты работы, а доверяет своим подчиненным. Авторитарный лидер - это человек, который принимает решения самостоятельно и устанавливает жесткие правила работы. Такой лидер стремится контролировать все аспекты работы и не доверяет своим подчиненным. Поведенческая концепция лидерства акцентирует внимание на том, что эффективность лидера зависит от ситуации. То есть демократический лидер может быть эффективным в некоторых ситуациях, а в других авторитарный лидер станет лучшим выбором. Важным

аспектом поведенческой концепции лидерства является фактор мотивации. Лидер должен уметь мотивировать своих подчиненных и создать атмосферу, в которой люди будут стремиться к достижению установленных целей [6, С. 163].

В ходе исследований по поведенческой концепции лидерства было выявлено, что лидеры, наиболее эффективные в работе, проявляют такие качества, как эмпатия, уверенность в себе, честность и эрудированность. Также были выделены такие стилевые кластеры, как авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль лидерства характеризуется тем, что лидер практически полностью контролирует работу организации и управляет процессом весьма жестко, с малой долей уважения к мнению других. Демократический стиль лидерства - это сочетание обеих форм поведения, что также является оптимальным способом создания эффективного коллектива и достижения нужных результатов. Либеральный же стиль руководства подразумевает влияние лидера в минимальном объеме, что зачастую приводит к лени и невыполнению назначенных задач. [5, С. 81]. Поведенческая концепция лидерства является весьма эффективной в создании успешной команды в базе успеха, ее эффективности и качественности.

Ситуационные концепции лидерства - это подход к исследованию лидерства, который утверждает, что эффективность лидера определяется ситуацией, так как стиль лидерства, который эффективен в одной ситуации, может оказаться неэффективным в другой [11, С. 208].

Ситуационные концепции лидерства были разработаны в 1950-1960-х годах и ориентированы на конкретные ситуации, в которых действуют лидеры. Согласно этим концепциям, стиль лидерства должен соответствовать особенностям ситуации и потребностям подчиненных.

Ситуационные концепции лидерства - это теории, которые основываются на предположении, что эффективность лидеров зависит от ситуации, в которой они находятся. Одной из наиболее известных концепций ситуационного лидерства является теория Ф. Фидлера. Его теория предполагает, что эффективность лидера зависит от трех факторов: лидерства, окружающей среды и задачи. Лидерство характеризуется стилем руководства. Ф. Фидлер выделил два основных стиля: «отношения» и «задачи». Стиль «отношения» включает в себя межличностные связи, которые лидер устанавливает с подчиненными. Стиль «задачи» сосредоточен на достижении целей и задач. Согласно ситуационной модели Ф. Фидлера, лидеры с высоким уровнем задачного поведения наиболее успешны в ситуациях, когда задача и окружающие условия стабильны и неизменны, а подчиненные заинтересованы в выполнении задачи. Наоборот, лидеры с высоким уровнем отношений поведения наиболее эффективны в ситуациях, когда окружающие условия нестабильны, а подчиненные не заинтересованы в выполнении задачи. Ф. Фидлер выделяет три типа ситуаций: благоприятная, нейтральная и неблагоприятная. В благоприятной ситуации лидер имеет положительные отношения с подчиненными и работает в стабильной среде, что позволяет ему добиваться высоких результатов в работе. В нейтральной ситуации лидер не имеет явных преимуществ, но может подчеркивать свои качества в лидерстве только при наличии соответствующей поддержки и ресурсов. В неблагоприятной ситуации лидер может столкнуться с сложными условиями, а наличие неустойчивых отношений между подчиненными может привести к бедственным последствиям в работе [6, С. 163].

Окружающая среда включает в себя факторы, которые могут повлиять на лидерство, такие как взаимодействие с подчиненными, общественное мнение, поддержка, тендерные и этнические особенности и другое .

Задача определяет, насколько сложна и неопределенна ситуация. Сложная и неопределенная задача предполагает, что лидер должен быть гибким и уметь быстро адаптироваться к ситуации.

В психологии широко распространена и концепция лидерского поведения Танненбаума-Шмидта, которая разделяет стили руководства на две категории: авторитарный (автократ) и демократический (демократ). Они утверждают, что лидеры должны находить баланс между стилем, который лучше подходит для их команд, и стилем, который они предпочитают [12, С. 105].

Важно знать, что концепции ситуационного лидерства обеспечивают универсальный подход к руководству. Лидеры, совершенствуя свои навыки, могут адаптированный свой стиль в зависимости от конкретных условий, делая таким образом свой подход максимально эффективным.

Ситуационная модель Митчелла-Хауса, также известная как «путь-цель», одна из наиболее известных теорий ситуационного лидерства. Теория была разработана Р. Хаусом и М. Митчеллом в 1970-х годах и основана на позициях, что лидер должен адаптировать свой стиль к ситуации и нуждам подчиненных. Основной идеей теории путь-цель является то, что лидер должен установить «путь» к цели и помочь подчиненным открыть «путь» к достижению этой цели, позволяя им преодолеть препятствия и испытания на пути к успеху. Лидер должен выбрать подход, который будет наилучшим для его подчиненных и для конкретной ситуации, включая учет индивидуальных потребностей, способностей и уровня мотивации подчиненных [12, С. 106].

В теории «путь-цель» обосновывается, что лидер, работающий в условиях, которые не вдохновляют подчиненных, должен создать новые условия или изменить текущие, что позволит лучше мотивировать подчиненных. Это может быть скорректировано через управление поведением лидера. Конкретный тип стиля лидерства, который будет эффективным в каждой конкретной ситуации, зависит от типа задачи и характеристик подчиненных.

Типы стилей лидерства, описанные в теории «путь-цель», включают директивный стиль, посреднический стиль, поддерживающий стиль и участие. Директивный стиль лидерства применяется, когда задача сложная и подчиненные не имеют необходимых навыков и знаний, чтобы ее выполнить. Посреднический стиль используется для задач, где требуется сотрудничество и коммуникация между подчиненными.

Множество теорий лидерства, психологических трудов ученых показывают неоднозначность данного научного феномена, его актуальность для современной науки и практики и перспективность дальнейших исследований в данной научной проблематики.

Выводы. Лидерство - является социально-психологическим феноменом. Современная психологическая наука рассматривает лидерство не только как набор личных качеств лидера, а как совокупность знаний, умений, навыков, направленных на решение ключевых задач с учетом множества факторов (социальных, экономических, политических и т.д.), в которых лидер должен действовать эффективно. В психологических исследованиях выявлена связь между личностными качествами (коммуникативная и конфликтологическая компетентность, эмоциональный интеллект, стремление к власти, ответственность и т.д.) и лидерством, однако, только наличие этих качеств не является гарантией успешного лидерства. Важным фактором является способность правильно оценить множество условий и взять на себя ответственность за выбор решения в различных обстановках. Важным фактором является постоянная работа над собой и саморазвитие лидера.

Литература:

1. Бендас, Т.В. Психология лидерства / Т.В. Бендас. - Москва: Юрайт, 2019. - 502 с.

2. Дивина, Л.Э. Современные подходы к анализу теоретических концепций лидерства / Л.Э. Дивина // Экономика и предпринимательство. - 2023. - № 3 (152). - С. 826-829

3. Ильин, В.А. Психология лидерства / В.А. Ильин. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 311 с.

4. Лепшокова, A.A. Психологические особенности эмоционального интеллекта и его роль в различных сферах жизнедеятельности человека / A.A. Лепшокова, Ф.О. Семенова // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. - С. 89-93

5. Селезнева, Е.В. Лидерство / Е.В. Селезнева. - Москва: Юрайт, 2023. - 429 с.

6. Семина, Д.В. Зарубежные исследования психологии лидерства / Д.В. Семина // Молодой ученый. - 2022. - № 37 (432).-С. 162-164

7. Семенова, Ф.О. Профессиональное самосознание юношей и девушек в процессе обучения в вузе - результат противодействия и деструктивного влияния на современную молодежь / Ф.О. Семенова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения: материалы II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. - 2019. - С. 335-340.

8. Семенова, Ф.О. Психология профессионализации: выбор профессии и планирование профессиональной карьеры в юности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030300 - Психология / Ф.О. Семенова; М-во образования и науки РФ, Федеральный ин-т развития образования. - Санкт-Петербург: Копи-Р Групп, 2010. - 324 с.

9. Семенова, Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы: монография: [в 2 ч.] / Ф.О. Семенова // Российская акад. образования, Южное отд-ние Российской акад. образования, Ин-т образовательных технологий Российской акад. образования. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского обл. ИПКиПРО, 2010.-121 с.

10. Силищева, О.В. Власть и лидерство в концепции менеджмента / О.В. Силищева // В сборнике: Современный менеджмент: проблемы и перспективы, сборник научных трудов по материалам ежегодной региональной научно-практической конференции. -2017. - С. 141-144

11. Спивак, В.А. Лидерство /В.А. Спивак. - Москва: Юрайт, 2023. - 361 с.

12. Тягунова, Е.А. Множественность интерпретаций феномена лидерства в зарубежных и отечественных концепциях и теориях / Е.А. Тягунова // В книге: Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире. Материалы докладов Международной научно-практической конференции; под ред. Г.А. Берулава. -2017. - С. 105-110

13. Эбзеев, М.М. Формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста в процессе обучения в вузе / М.М. Эбзеев, Ф.О. Семенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 10(92). - С. 174-178

14. Эбзеев, М.М. Роль информационно-коммуникационных технологий в подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе в современных условиях / М.М. Эбзеев, Ф.О. Семенова // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: Сборник научных трудов / отв. ред Чомаева Г.А. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2019. - С. 139-143

15. Юсупова, Д.А. Вклад Анри Файоля в теорию развития менеджмента / Д.А. Юсупова // В сборнике: Современный менеджмент: проблемы и перспективы, сборник научных трудов по материалам ежегодной региональной научно-практической конференции. - Ставрополь: СГАУ, 2017. - С. 178-183

Психология

УДК 159.9

аспирант кафедры общей и педагогической психологии Узденов Хасанбий Ханапиевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В научной статье рассматриваются психологические особенности личностной тревожности в юношеском возрасте. Представлен теоретический обзор проблемы личностной тревожности в юношеском возрасте, основных условий сохранения психологической устойчивости и факторов, формирующих психологическую устойчивость личности. Формирование всесторонне развитого, образованного, способного продуктивно работать в нестандартных ситуациях человека определяет будущее государства и отражено во всех законах, связанных с реформированием образования в современной России. Качественное образование предполагает усвоение большого объема новых знаний, умений и навыков, что приводит к росту учебной нагрузки в учебных заведениях, что требует значительных усилий и напряжения и обуславливает возникновение тревожности, сначала как ситуативного состояния, а при условии его многократного повторения, как устойчивой черты личности. Изучение личностной тревожности в юношеском возрасте является актуальным направлением современной психологии в связи с ростом социальной и экономической нестабильности и действием интенсивных стрессовых факторов, которые влияют на человека в течение его жизни и ведут к снижению успешности учебной деятельности, формированию негативных психических состояний, ухудшению уровня общего здоровья. Особого внимания требует определение факторов повышения психологической устойчивости современной молодежи, что позволит разработать эффективные программы психологической поддержки лиц юношеского возраста. Важно помнить и о том, что стрессовые ситуации никогда не удастся полностью исключить из жизни, потому что они являются ее полноценной составляющей. И целью любого человека должно быть не избавление от этих ситуаций, а воспитание и культивирование в себе именно психологической устойчивости к ним.

Ключевые слова: юношеский возраст, эмоциональные состояния, адаптированность, дезадаптированность, тревожность, депрессия, стрессоустойчивость, жизнестойкость, саморегуляция, факторы психологической устойчивости.

Annotation. The scientific article discusses the psychological characteristics of personal anxiety in adolescence. A theoretical review of the problem of personal anxiety in adolescence, the main conditions for maintaining psychological stability and the factors that form the psychological stability of a person are presented. The formation of a comprehensively developed, educated person who is able to work productively in non-standard situations determines the future of the state and is reflected in all laws related to the reform of education in modern Russia. High-quality education involves the assimilation of a large amount of new knowledge, skills and abilities, which leads to an increase in the teaching load in educational institutions, which requires significant effort and stress and causes the emergence of anxiety - first as a situational state, and subject to its repeated repetition - as a stable personality trait. The study of personal anxiety in adolescence is a relevant area of modern psychology due to the growth of social and economic instability and the action of intense stress factors that affect a person throughout his life and lead to a decrease in the success of educational activities, the formation of negative mental states, and a deterioration in the level of general health. Particular attention should be paid to the identification of factors for increasing the psychological stability of today's youth, which will make it possible to develop effective programs of psychological support for adolescents. It is important to remember that stressful situations can never

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.