Научная статья на тему 'Лидерство. Психология лидерства. Лидерская эффективность в управлении'

Лидерство. Психология лидерства. Лидерская эффективность в управлении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4352
810
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / СЛАБОСТИ И СИЛА / ЦЕЛЬ / ЛИДЕРСТВО / ЭФФЕКТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО / ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА / ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА / ВНУТРИГРУППОВЫЕ ФАКТОРЫ / ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ / LEADER / TIME MANAGEMENT / DELEGATION / GOAL-SETTING / WEAKNESSES AND STRENGTH / GOAL / LEADERSHIP / EFFECTIVE LEADERSHIP / LEADERSHIP PSYCHOLOGY / LEADERSHIP THEORY / IMPROVING LABOR EFFICIENCY / INTRAGROUP FACTORS / PSYCHOLOGY OF POTENTIAL LEADERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санникова Екатерина Алексеевна

В нашем современном мире огромное внимание уделяют такому понятию, как лидерство. Лидер это человек, который ведет за собой людей и люди идут за ним. Без лидера не возможно управление людьми. Воздействовать на них, без применения методов силы для того, чтобы достичь общих или личных целей. Тема лидерства является наиболее популярной основополагающей в современном мире. В статье рассматриваются вопросы эффективного лидерства, его понятие и психология. Лидерство описывается как врожденная способность, которую следует развивать. Лидер представлен как решительный коммуникатор; описываются его лидерские компетенции, необходимые для осуществления эффективной профессиональной деятельности. Описываются теории фокусировки на качествах лидера и то, как он действует в различных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP. PSYCHOLOGY OF LEADERSHIP. LEADERSHIP EFFECTIVENESS IN MANAGEMENT

In our modern world, great attention is paid to such a notion as leadership. A leader is a person who leads people and people follow him. Without a leader, it is not possible to manage people. Influence them, without using methods of force in order to achieve common or personal goals. The theme of leadership is the most popular fundamental in the modern world. The article discusses the issues of effective leadership, its concept and psychology. Leadership is described as an innate ability to be developed. The leader is presented as a decisive communicator; describes his leadership skills necessary for the implementation of effective professional activities. Theories of focusing on the qualities of a leader and how it operates in different situations are described.

Текст научной работы на тему «Лидерство. Психология лидерства. Лидерская эффективность в управлении»

Sannikova Ekaterina Alekseevna LEADERSHIP. PSYCHOLOGY ..

pedagogical sciences

УДК 37:33.338

ЛИДЕРСТВО. ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА. ЛИДЕРСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ

© 2018

Санникова Екатерина Алексеевна, старший преподаватель департамента бакалавриата «Экономических и управленческих программ» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: Sannikova.ekaterina2014@mail.ru)

Аннотация. В нашем современном мире огромное внимание уделяют такому понятию, как лидерство. Лидер - это человек, который ведет за собой людей и люди идут за ним. Без лидера не возможно управление людьми. Воздействовать на них, без применения методов силы для того, чтобы достичь общих или личных целей. Тема лидерства является наиболее популярной основополагающей в современном мире. В статье рассматриваются вопросы эффективного лидерства, его понятие и психология. Лидерство описывается как врожденная способность, которую следует развивать. Лидер представлен как решительный коммуникатор; описываются его лидерские компетенции, необходимые для осуществления эффективной профессиональной деятельности. Описываются теории фокусировки на качествах лидера и то, как он действует в различных ситуациях.

Ключевые слова: лидер, тайм-менеджмент, делегирование, целеполагание, слабости и сила, цель, лидерство, эффективное лидерство, психология лидерства, теории лидерства, повышение эффективности труда, внутригруппо-вые факторы, психология потенциальных лидеров.

LEADERSHIP. PSYCHOLOGY OF LEADERSHIP. LEADERSHIP EFFECTIVENESS IN MANAGEMENT

© 2018

Sannikova Ekaterina Alekseevna, the senior teacher of department of a bachelor degree "Economic and Management Programs" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: Sannikova.ekaterina2014@mail.ru)

Abstract. In our modern world, great attention is paid to such a notion as leadership. A leader is a person who leads people and people follow him. Without a leader, it is not possible to manage people. Influence them, without using methods of force in order to achieve common or personal goals. The theme of leadership is the most popular fundamental in the modern world. The article discusses the issues of effective leadership, its concept and psychology. Leadership is described as an innate ability to be developed. The leader is presented as a decisive communicator; describes his leadership skills necessary for the implementation of effective professional activities. Theories of focusing on the qualities of a leader and how it operates in different situations are described.

Keywords: leader, time management, delegation, goal-setting, weaknesses and strength, goal, leadership, effective leadership, leadership psychology, leadership theory, improving labor efficiency, intragroup factors, psychology of potential leaders.

Постановка проблемы. На сегодняшний день, в условиях социального развития общество нуждается в компетентных, активных и целеустремленных специалистах, которые смогут самостоятельно принимать решения, готовые брать на себя ответственность за их выполнение, умеющие правильно строить отношения с окружающими и командой. В последнее время отмечается высокая потребность организаций в поиске успешных лидеров. Можно сказать, что лидерство - это один из редких явлений политической и общественной жизни, связанный с выполнением функций власти. Оно неизбежно в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности. Лидерство - это умение в кратчайшие сроки находить оптимальное решение проблемы и организовывать людей на воплощение этого решения в жизнь. И это большая ответственность за последствия действия группы, лидером которой являешься.

Анализ последних исследований и публикаций. Среди отечественных специалистов понятие лидерства и эффективное развитие его в современном мире представлено в работах следующих авторов: В.Б. Сергеева, А.А. Токарева [11], Л.В. Тайкова, С.М. Тайков [12], И.М. Марковская [13], Т.А. Крылова [14], Л.Г. Почебут, Е.Н. Газогареева [15], О.В. Евтихов [16], С.О. Пожарский [17] и др. [18-26]. Анализ многочисленных исследований [11-26] на данную тему указывает на недостаточную теоретическую и методическую разработанность проблем по развитию лидерских качеств в системе управления. Поэтому необходимо развивать внутренний потенциал лидерских способностей для эффективного управления людьми.

Цель статьи. Лидерство. Психология лидерства. Лидерская эффективность в управлении.

Изложение основного материала исследования.

Быть лидером - чаще всего врожденная способность, которую, как и каждую другую, нужно развивать. Когда

«недолидер» в силу своих способностей умеет зажечь людей и повести их за собой, но не умеет правильно ставить цели, то получается «много шума из ничего». Такому недоучке легко взбудоражить людей, но вести их некуда и незачем. И как следствие, сконцентрировавшаяся людская энергия вспыхивает как фейерверк и рассыпается, оставляя после себя пепел, а не удовлетворение от произошедшего [1-3]. Поэтому, чувствуя в себе способности и желание быть лидером, нужно развивать свою личность, учится ставить правильные цели и находить правильные решения. В этом обязательно поможет самообразование и различные бизнес-курсы развития личности. Бизнес-курсы очертят круг первостепенных навыков, которыми обязан владеть лидер, чтобы направить свою энергию и энергию своей группы по наиболее оптимальному пути.

В дальнейшем развитии лидеру могут очень помочь знания о тайм-менеджменте, делегировании, целепола-гании. А также умение определять тип личности человека, с которым лидер общается, чтобы найти для него наилучшее место в своей команде для решения той или иной задачи. Для лидера очень важно умение правильно определить в свете своей задачи слабости и силу каждого члена своей группы, чтобы сгладить первые и дать возможность для общего дела проявить вторую. Самообразование поможет отточить полученные знания и навыки, а также приспособить их конкретно к своему характеру.

Изучив психологию людей, занимающих высокое положение в обществе и достигших значительных высот, было установлено, что в своей жизни они придерживаются трех законов:

1.Закон притяжения - он заключается в том, что лидерство развивается путем творчества и созидания. Лидеры - творческие личности, способные нестандартно мыслить и находить новые пути для решения по-

педагогические науки

Санникова Екатерина Алексеевна ЛИДЕРСТВО. ПСИХОЛОГИЯ ...

ставленных задач.

2.Закон самосохранения - лидер всегда первый. Однако, несмотря на это, он никогда не погружается в процесс. В любой ситуации лидер наблюдает со стороны, сохраняя способность беспристрастно анализировать происходящее.

З.Закон отдачи - лидер работает не только на себя, но и на общество.

Повести за собой - это только малая часть сферы влияния лидера. Главное - куда повести, к какой цели. Для лидера одним из самых важных навыков является умение правильно видеть и ставить перед собой цель. И четко показывать эту цель людям, а также объяснять пути, по которым следует идти, чтобы достигнуть этой цели

[4]. Чем цель отличается от мечты? И та, и другая - это будущее, каким бы его хотелось видеть. Но если мечта - абстракция, которая мерцает вдали, как воздушный замок, то цель конкретно выражается в цифрах и датах. Цель - это то, о чем можно сказать конкретно: что, когда и сколько. И не важно, насколько цель касается материальных или нематериальных вещей, чувств или благополучия людей. Даже если в ней заключается любовь или желание помочь. Если не будет этих главных составляющих - что, когда и сколько, то мечта будет недостижима. Почему, спросите вы? Все очень просто, если нельзя определить в цифрах цель, то нельзя и определить, что она достигнута. И путь к такой мечте может затянуться дольше, чем продлится жизнь лидера и его группы. Поэтому лидеру очень важно научится правильно и четко ставить цели, а не витать в мечтах. И если вы хотите, чтобы путь к этому умению был как можно коротким, то стоит поучиться этому на семинаре по целеполаганию

[5].

По М. Веберу существует 3 вида лидерства:

1.Традиционное лидерство - основывается на традициях, вере и обычаях. Чаще всего лидером является тот, кто принадлежит к элите.

2.Легально-рациональный (бюрократический) - основывается на разумных существующих порядках общества. Лидером является компетентный, подготовленный, с определенным уровнем знаний человек.

3.Харизматичное лидерство - основывается на необычности, сверхъестественности.

По реальной управленческой практике можно определить пять типов лидеров:

1.Лидер - организатор - активный участник в решении проблем организации и нужд коллектива.

2.Лидер - творец - берется за те дела, которые могут показаться неразрешимыми. Находит новые подходы, применяет новые практики.

3.Лидер - борец - уверенный в своих силах, идет на встречу рискам и неизвестности.

4.Лидер - дипломат - опирается на свои знания, на знания ситуации.

5.Лидер - утешитель - уважает людей, способен поддержать в любом деле.

Существует несколько теорий лидерства, которые фокусируются как на личных качествах лидера, так и на ситуации, в которой он действует. Самой известной является ситуационная теория руководства Фреда Фидлера. Данная теория утверждает, что эффективность лидера прямо пропорциональна его способности контролировать группу, влияя на нее, а также сосредотачивать внимание на задачах или на отношениях. Гипотеза Фидлера заключается в том, что лидеры могут быть разделены на две большие группы. Представители первой группы сосредоточены прежде всего на задаче, второй - на отношениях. Лидер, чье внимание больше ориентировано на задачи, в большей мере обеспокоен тем, что работа выполнена правильно. Отношения и чувства рабочих не в его интересах. Допустимые преимущества этой группы - это скорость принятия решений, основательный контроль над подчиненными. Лидер, который ориентируется на отношения, сначала интересуется

теми чувствами и отношениями, которые возникают у рабочих [6-12]. Его цель - это повышение эффективности труда через улучшение человеческих отношений: поощрение взаимной помощи, обращение внимания на настроение и потребности работников, предоставление возможности на участие в разработке важных решений и т.д. Естественно, через какое-то время было установлено, что стили некоторых менеджеров могут ориентироваться одновременно и на работу, и на человека. По мнению Фидлера, каждая из этих групп эффективна по-своему, они пропорционально значимы и равны между собой. Так как эффективность зависит от ситуации и характера данной ситуации, а именно от уровня контроля лидера и его влияния среди членов группы. Лидеры играют значимую роль в формировании групповых целей, перспектив, а также в организации структуры и совместной деятельности членов группы, так как имеют центральное положение в данной группе [13-15]. Как правило, влияние в группе сосредоточено в руках одного или нескольких лиц, а не равномерно распределено среди всех участников группы. На рисунке 1 представлены отличительные особенности процесса концепции лидерства в группе.

Рисунок 1 - Отличительные особенности процесса концентрации лидерства в группе по Ю.Н. Емельянову

1.Лидеры и ранговая иерархия группы - в процессе количественного роста, увеличения числа функций и конкретизации целей группы, иерархия развивается согласно степени влияния среди членов группы;

2.Лидер и критические ситуации - потребность во влиятельном лидере особенно ощущается группой, когда в процессе достижения групповых целей возникает какое-то препятствие или что-то угрожает группе извне, то есть когда развивается сложная критическая ситуация;

3.Лидеры и крупные руководители - новый лидер, скорее всего, может появиться в то время, когда старый лидер не подходит к своей должности; лидеры и их потребности.

Поведение лидера в группах, как правило обусловлено его психологическим типом. Социальные психологи (Р. Зиллер и др.) разработали следующую типологию личности лидеров:

1.Аполитичные лидеры - лидеры с высокой самооценкой, стараются принимать новую информацию, без угрозы для них.

2.Лидеры - прагматики - деятели с низкой самооценкой, способны прислушиваться к мнениям других.

3.Лидеры идеологи - люди с высокой самооценкой, слабо реагирующие на мнения других.

4.Недетерминированный тип - деятели с низкой самооценкой, старающиеся не обращать внимания не мнения других.

5.Интуитивно-эмоциональный тип - данный тип лидеров заинтересован в личностном росте каждого человека, с которым он сотрудничает.

6.Интуитивно - логический тип - этому лидеру свойственно разрабатывать новые концепции, проявлять творчество в создании нового проекта.

7.Сенсорно-решающий тип - исключительно надежный и жесткий партнер. Выполняет все в срок, учитывает детали и подробности [16, 17, 27, 28].

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Как вывод, можно добавить, что понимание сути возникновения лидерства не такой уж и простой процесс.

Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

25

Sannikova Ekaterina Alekseevna LEADERSHIP. PSYCHOLOGY ..

pedagogical sciences

Для этого нужно учесть не только внутригрупповые факторы, представления и потребности членов группы, но также психологию потенциальных лидеров. Нет лидера без последователей. Если в группе отсутствуют люди, метившие на роль лидера, то члены группы, без фактического лидера, становятся формальными участниками группы, но не сторонниками. По сути в этой группе может быть лидер, но он регулирует деятельность участников только административными и юридическими средствами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Под ред. Никифорова Г.С. Позитивная психология менеджмента. Монография, 2017. - 371 с.

2. Завалкевич Л. Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 2. Субъект управления, 2017. - 260 с.

3. Ершов Н. Законы практической психологии. Все необходимые для успеха знания практической психологии из самых авторитетных источников, 2017. - 90 с.

4. Юртаева, Н.И. Развитие лидерских качеств в процессе профессиональной подготовки: психолого-акме-ологический аспект: монография / Казан. нац. исслед. технол. ун-т, Н.И. Юртаева.— Казань: КНИТУ, 2012. 128 с.

5. Марченко Е. М. Социально-психологические особенности взаимосвязи лидера и малой группы в деятельности клубов исторической реконструкции, 2015. - 164 с.

6. Бюндюгова Т.В. Личность руководителя: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности и направлению подготовки «Управление персоналом», 2012. - 91 с.

7. Современные тенденции и проблемы психологической науки: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения П. М. Якобсона, 17-18 мая 2012 г, г. Уфа: сборник материалов. - 310 с.

8. Маховикова Г.А., Кантор В.Е. Менеджмент: учебный курс, 2017. - 240 с.

9. Калюгина С. Н. Выбор и формирование эффективного стиля управления предприятием в условиях переходной экономики, 2014. - 143 с.

10. Симоненко С.И. Модель эффективного руководителя в рамках концепции динамического лидерства / статья в журнале - научная статья. Издательство: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2012.

11. Сергеева В.Б., Токарева А.А. Лидерство в менеджменте / Вестник НГИЭИ, 2012г.

12. Тайкова Л.В., Тайков С.М. Лидерство как инструмент эффективного управления / Вестник Новгородского государственного университета № 5, 2016г.

13. Марковская И.М. Лидерство: командный подход / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2008г.

14. Крылова Т.А. Развитие теорий лидерства в экономической науке / Экономический журнал, 2015г.

15. Почебут Л.Г., Газогареева Е.Н. Социальные представления о неформальном лидерстве в организации / Организационная психология, 2015г.

16. Евтихов О.В. Социально-психологическая модель развития лидерского потенциала руководителя / Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012г.

17. Пожарский С.О. Исследование лидерского потенциала руководителей / Вестник Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева, 2015г.

18. Горбачева Н.С. Становление политического лидерства в городских округах (на примере Волгограда и Камышина) // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 267-272.

19. Чигишева О.П., Бондаренко А.В., Солтовец Е.М. Функциональные показатели продуктивности научно-исследовательской деятельности молодых ученых //

Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 429-433.

20. Вострокнутов Е.В., Прошин И.А., Устино С.С. Развитие лидерских качеств бакалавров направления подготовки «профессиональное обучение (по отраслям)» средствами учебных дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 71-74.

21. Иванова Т.Н. Деятельность профсоюзных лидеров в студенческой среде // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 165-168.

22. Лейсле Т.В., Ануфриева И.Ю. Влияние возрастных и гендерных факторов на эмоциональную компетентность и лидерство руководителя // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 279-281.

23. Никулина И.В. формирование лидерских качеств у студентов // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 206-211.

24. Фардзинова З.А. Лидерство в партийной среде (на примере приморского регионального отделения ВПП «Единая Россия») // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 417-420.

25. Дзагурова Н.Х. Нормативно-правовая основа политической деятельности современных женщин // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 472-475.

26. Афонин Ю.А., Орлова Л.В. Профессиональные качества современного лидера-управленца: социологический анализ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 59-62.

27. Занковский А.Н. Психология лидерства. От поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме [Электронный ресурс] / А.Н. Занковский. — Электрон. текстовые данные. — М.: Институт психологии РАН, 2011 — 296 с.

28. Котляров И.В. Социология лидерства [Электронный ресурс]: теоретические, методологические и аксиологические аспекты / И.В. Котляров. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Белорусская наука, 2013. — 482 с.

Статья поступила в редакцию 07.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.