УДК 159.9
Робинова Ю. А.
Старший преподаватель кафедры иностранных языков в начальной школе Московский педагогический государственный университет
Россия, г. Москва DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10696 ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА
Robinova. Yu.A.
Assistant Professor The Chair of foreign languages at primary school Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia
PSYCHOLOGY OF LEADERSHIP
Abstract:
The article discusses the types of groups, the personality of the leader, the traits of his character that are required to become the leader, the relationship between the leader and the rest of the members of the group, explores leadership theories and types of leaders. The relevance of this topic is due to the need for the presence of a leader in any group that solves the task assigned to it.
Аннотация:
В статье рассмотрены типы групп, личность лидера, черты его характера, способствующие становлению его лидером, отношения между лидером и остальными членами данной группы, изучены теории лидерства и типы лидеров. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью присутствия лидера в любой группе, решающей поставленную перед ней задачу.
Ключевые слова: психология, лидер, вождь, психология толпы, теории лидерства, лидерство в малой группе
Keywords: psychology, leader, psychology of the crowd, leadership theory, leadership in a small group
С самого начала истории человечества наблюдается борьба за власть, так как должность лидера являлась привлекательной для индивида, что обуславливало различного рода споры и войны. В истории существует множество подобных таких примеров, достаточно вспомнить Смутное время в России, то есть 1598-1613 года. Кризис и бедствие -характеристики этого периода, и все это происходило в результате борьбы за власть.
В истории также существовали и существуют разные типы лидеров. Разный период истории -разные лидеры. В данной статье рассматривается лидерство с нескольких сторон: лидерство в толпе, политическое лидерство, а также и в более мелких масштабах, то есть в малой группе. Поскольку лидер не существует без управляемой ею группы, следует рассмотреть и их.
Толпа - это большое скопление, множество сошедшихся вместе людей1, а также самая случайная связь людей, объединенных в данном пространстве чисто временным, преходящим интересом.2 Основной чертой толп является слияние индивидов, личностные различия становятся слабовыраженными и снижаются интеллектуальные способности. В толпе человек поступает не в соответствии со
своим опытом, а в соответствии с мнением большинства или вождя.
Толпы характеризуются альтруизмом и равнодушием, вместе с тем толпа наделена и экстремизмом. В ней исключены сомнения и отклонения, которые могут привести к риску порождения разногласия, она стремится избавиться от сомнений и неуверенности и сформировать неподвижность и стабильность, таким образом, толпы внушаемы.
Для формирования толпы необходима вера. Лишенные верования, основополагающей цели, человеческие группы распадаются, а такая вера является утопической. В качестве примера можно привести то, как люди верили Кашпировскому, Чумаку, целителям и астрологам, экстрасенсам.
Член толпы эмоционально вовлечен во все ее действия. Другой член толпы становится для него близким человеком, с которым он разделяет все чувства. К примеру, футбольные болельщики на стадионе. Всех их объединяет одна страсть - любимый клуб. У них есть вера, то есть вера в его победу.
У толп существуют лидеры, называемые вождями. Вождь — руководитель общественного
1 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / авт.-сост.. — 2-е изд. — СПб. : Типогра-
фия М. О. Вольфа, 1880—1882.
2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
движения, партии, идейный руководитель.3 Вождь является напоминанием о коллективной вере - инструменте, связывающем людей. Вождь превращает внушаемую толпу в коллективное движение, сплоченное одной верой, направляемое одной целью, он формирует толпу. В ее глазах он воплощает идею, опирается не на насилие, а на верование. Для толпы вера имеет ключевое значение и тот, кто ею владеет, обладает возможностью превратить множество скептически настроенных индивидов в легко управляемых.
Таким образом, одно из качеств вождя - это вера, доведенная до крайности. Уверенность в правильности идеи порождает доверие толпы. Вождь должен обращаться к толпе для того, чтобы сплотить их, увлечь к заранее поставленной цели. Для сохранения психологического господства над ними он должен постоянно расширять свою речевую палитру, затрагивая новые верования. Примерами могут послужить Наполеон и Сталин.
Существуют два типа мышления, предназначенные для объяснения реальности: первый нацелен на идею-понятие, второй - на идею-образ. Первый действует по законам логики, второй взывает к законам памяти и внушения. Первый присущ индивиду, второй - толпе.4
Следует помнить, что толпу не склонить к идее, если она сама к ней не склонна. Ле Бон утверждает, что иным образом обращаться к массе нельзя. Владеть искусством производить впечатление на толпы, значит, владеть искусством управлять ими. Необходимо использование образа во всех его формах, поскольку тем самым «человек должен еще меньше напрягать свой рассудок: ему достаточно всего-навсего посмотреть и прочитать самые коротенькие тексты» (А. Гитлер). Вожди сами находятся во власти иллюзии, к которой призывают.
Утверждение вождя имеет четкую позицию. Чем решительнее и точнее суждение, тем больше силы имеет утверждение, так как в этом видят доказательство убежденности и правоты говорящего. Утверждение означает отказ от обсуждения, это просьба принять идею без взвешивания «за» и «против», к таким утверждениям относятся и риторические вопросы. Даже бездоказательные, но высказанные с большим убеждением слова, оказывают большое влияние на толпу.
Существует несколько типов вождей, например, вожди харизматического типа. Это пророки, создатели республик, общественных и религиозных течений (Магомет, Ганди, Линкольн). Харизматические вожди делают все, чтобы поддержать культ их личности, упрочить свою власть. Это пышные блестящие церемонии или магические ритуалы. Появляется живой пантеон, в котором располагаются знаки власти, а сами вожди занимают
3 Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] / под. ред. Д. Н. Ушакова // 1940.
4 Литвак М. Е. «Командовать или подчиняться?», Ростов
н/Д: Феникс, 2008 г
центральное место. Харизматическая власть образуется на основе духовного, личного влияния. Харизма означает некое качество отношения между верующими и учителем, в которого верят. В дальнейшем этот дар действует как символ, он основывается в большей части на верованиях, нежели на личных талантах человека.
Харизматический вождь обладает особыми качествами. Но отношения, которые устанавливаются с ним, субъективны и основаны на иллюзии взаимности. Они позволяют каждому индивиду в толпе представить, что он находится в непосредственном контакте с человеком, которым он восхищается. Вокруг личности такого вождя создается некоторая общность верности и надежды, неподвластная иерархии. Харизматический лидер вызывает страх и восхищение.
Существуют вожди, называемые вождями типа Моисея. Они запрещают сотворение образов. Французский психолог Московичи считает, что запрет на изображение Бога очень важен5, так как абстрактная идея стоит выше. Этот запрет многократно возрождался в ходе истории. Тягу к образам Фрейд рассматривает как возвращение в царство инстинктов. Вместо повиновения богу, повинуются тому, кто его представляет - вождю. Вождь типа Моисея не стремится обрести силу.
Следующее различие состоит в том, что вожди типа Моисея идентифицируют массу с религией, идеей. Их характеристикой является скромность, таким образом, утверждается их принадлежность к множеству обычных людей, власть становится незаметной. Существует разница между вождем и политическим деятелем. Первый является пророком, а второй - оратором.
Говоря о лидерстве, нельзя не затронуть тему политики. Лидерство также проявляется во влиянии на других людей. Влияние политического лидера имеет определенные характеристики: оно является постоянным, обладает широтой влияния и его приоритетом (от лидера - к членам группы), а также опирается на авторитет. Например, диктатор не является лидером.
Каждый лидер обладает специфическими чертами характера, методами руководства, воздействия на массы, способами достижения поставленных целей. Исходя из различных критериев, можно выделить разные типы лидеров. М.Г. Берне разделяет их на две категории: преобразователи и дельцы. Первые действуют в соответствии со своей концепцией общественного развития. Вторые - сосредоточивают внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге. Берне считает, что лидерство, вытекающее из партийно-политической деятельности, в нормальных условиях приводит к «деловому» типу, а в революционных - к «преобразующему». 6
5 Московичи С. «Машина творящая богов», М.: Центр психологии и психотерапии, 1998 г.
6 Литвак М. Е. «Командовать или подчиняться?», Ростов н/Д: Феникс, 2008 г
«шушетим-^шгмаьждаш^шш /
Большое влияние на исследователей оказала типология, разработанная немецким философом и социологом М. Вебером. Он выделил традиционное лидерство, основанное на вере в святость и неизменность традиций (лидером становятся в силу традиций, например, когда сын монарха наследует пост отца после его смерти); харизматическое лидерство, опирающееся на веру в исключительные способности вождя, который обладает харизмой, ниспосланной ему Богом; рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка, избрании и деловой компетенции индивида.7 Наиболее интересным М. Вебер считал феномен харизмы. Примерами лидеров харизматического типа можно назвать Ю. Цезаря, Наполеона, Ф. Кастро, Мао Цзэдуна, В. И. Ленина, И. В. Сталина, Б. Муссолини и А. Гитлера.
Далее будет рассмотрено устройство и классификация малых групп на основе теории Э. Берна. Малая группа — немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.8 Такие группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Наиболее распространенными из них являются: деление малых групп на первичные и вторичные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы.9
Впервые деление малых групп на первичные и вторичные предложил Ч. Кули (семья, друзья, соседи). Впоследствии был выявлен определенный признак, характеризующий первичную группу -это непосредственность контактов. Вторичными являются группу где нет непосредственных контактов, то есть в качестве посредников используются другие люди или средства связи. В дальнейшем будут рассмотрены первичные группы, так как они удовлетворяют критерию малой группы.
Деление на формальные и неформальные группы было предложено американским психологом и социологом Э. Мэйо. Согласно его теории, отличительной чертой формальной группы является четкое определение позиций всех ее членов, которые определяются групповыми нормами. Примером таких групп может быть любая группа, появившаяся в условиях какой-либо конкретной деятельности: бригада врачей, университетская группа и т.д. Э.Мэйо считал, что внутри формальных групп существуют неформальные группы, возникающие случайно, в ней отсутствует четкая система взаимо-
отношений. Например, студенческая группа содержит в себе еще несколько, но состоят они из индивидов, объединенных общим интересом. Неформальная группа может возникать и вне формальной группы.
Третья классификация разделяет группы членства и референтные группы. Изначально предложенная психологом Г. Хайменом, который в своих экспериментах выявил, что часть членов конкретных малых групп разделяет нормы поведения, принятые не в этой группе, а в иной, на которую они ориентируются. Такие группы называются референтными. В дальнейшем были выделены две их функции, сравнительную и нормативную. Таким образом, референтная группа необходима индивиду по двум причинам: как эталон для сравнения собственного поведения с ней и для нормативной оценки.
Деление на группы членства и референтные группы является перспективой для исследований, в частности в области изучения противоправного поведения подростков. К таким исследованиям относится вопрос следующего противоречия: индивид, состоящий в формальной группе, такой как школьный класс, ориентируется на нормы иной группы, будучи не включенным в нее первоначально.
Таким образом, рассмотрены устройство группы и ее типы. Переходя к процессу появления лидера, следует выяснить, каким, образом индивид должен оказывает влияние на группу с целью получить лидерство в ней.
Возвращаясь к определению, данному малой группе, можно сказать, что ее лидер - это индивид, состоящий в ней, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. индивид, обладающий авторитетом, играющий центральную роль в организации совместной деятельности и регулирования взаимоотношений.
Лидер малой группы, как правило, обладает определенным набором личностных качеств: сильный характер, коммуникабельность, уверенность в себе. Позитивное восприятие является одним из наиболее ценных качеств. Это способность, позволяющая смотреть на жизнь только с положительной точки зрения. Такой лидер не видит ограничений и его восприятие задает тон не только для самого лидера, но и для всех, кто следует за ним.
Помимо типов лидерства, существует классификация его стилей. В социально-психологической литературе выделяют следующие стили, предложенные немецко-американским психологом К. Левиным: авторитарный, демократический и попустительский.
Характеристикам авторитарного стиля можно назвать деловые и краткие распоряжения, четкий язык, неприветливый тон. Позиция лидера такого
7 Вебер М. «Избранные произведения», М.: Прогресс, 1990 г.
8 Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2000.,
Глава 11: Общие проблемы малой группы в социальной психологии.
9 Ефимова Н.С., Литвинова А.В. Социальная психология. М., Юрайт - 2015г., с. 126
типа - вне группы. Руководитель является ключевым человеком во всех вопросах. В случае демократического стиля все инструкции имеют форму предложений, преобладает товарищеский тон. Похвала и порицания, в отличие от авторитарного стиля, дается с советами, запреты могут быть предметом дискуссии, сам лидер находится внутри группы. Вся работа предлагается и обсуждается с остальными ее членами. Попустительский стиль характеризует отсутствие похвал и порицаний, а также и сотрудничества как такового. Позиция лидера является незаметной, указания отсутствуют.
Таким образом, лидерство рассмотрено по принципу градации от толпы и ее вождей к малым группам и лидерах в них. Набор характеристик отдельного индивида, необходимых для завоевания и удержания лидерства меняются не только в зависимости от размера управляемой группы, но и от цели ее создания, нужд и интересов (верований).
Список литературы:
1. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] / под. ред. Д. Н. Ушакова // 1940. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov (дата обращения: 05.10.2019).
2. Андреева Г. М. «Социальная психология», М.: Наука, 1994 г.
3. Блондель Ж. «Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу», М.: Прогресс, 1992 г.
4. Вебер М. «Избранные произведения», М.: Прогресс, 1990 г.
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / авт.-сост.. — 2-е
изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880— 1882.
6. Дитрих Отто. Мемуары. «Двенадцать лет с Гитлером», М.: Центрполиграф, 2007 г.
7. Ефимова Н.С., Литвинова А.В. Социальная психология. М., Юрайт - 2015г.
8. Ле Бон Г. «Психология толп», М.: КСП+, 1998 г.
9. Литвак М. Е. «Командовать или подчиняться?», Ростов н/Д: Феникс, 2008 г
10. Литвак М. Е. «Профессия - психолог», Ростов н/Д: Феникс, 1999 г.
11. Литвак М. Е. «Психологическое айкидо», Ростов н/Д: Издательство Ростовского Педагогического Института, 1992 г.
12. Литвак М. Е. «Психологический вампиризм», Ростов н/Д: Феникс, 2001 г.
13. Московичи С. «Век толп», М.: КСП+, 1998 г.
14. Московичи С. «Машина творящая богов», М.: Центр психологии и психотерапии, 1998 г.
15. Краткий психологический словарь, под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского, Ростов н/Д: Феникс, 1999 г.
16. Роджерс К. «О групповой психотерапии», М.: Гиль-Эстель, 1998 г.
17. Рыскова Т.М. «Политический портрет лидера: вопросы типологии», М.: Вестник, 1997 г.
18. Фромм Э. «Человек для себя», Мн.: Коллегиум, 1992 г.
19. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.