Научная статья на тему 'Ценностно-смысловая модель влияния молодого лидера на внутриколлективные отношения'

Ценностно-смысловая модель влияния молодого лидера на внутриколлективные отношения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
770
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ ЛИДЕР / ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЛИЯНИЕ / ЦЕННОСТИ / СТРАТЕГИИ / YOUNG LEADER / INTRA COLLECTIVE RELATIONS / INFLUENCE / VALUES / STRATEGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бедина Вера Юрьевна

Влияние представляет собой сложный и в то же время важный социально-психологический феномен, пока еще недостаточно изученный теоретической психологией. Влияние, с одной стороны, рассматривается как свойство личности, индивидуальная способность, и, с другой стороны, как процесс взаимодействия, взаимовлияния. Чаще всего проблема влияния тесно соприкасается с феноменом лидерства. Лидер как член группы оказывает влияние на внутриколлективные отношения, используя для этого разнообразные источники, главным из которых является его способность воздействовать на ценностно-смысловую сферу личности. Сопоставив имеющиеся на данный момент в отечественной и зарубежной науке модели влияния лидера на внутриколлективные отношения, автором предложена ценностно-смысловая модель, включающая в себя такие блоки, как личностные характеристики лидера, ценностное содержание влияния, коммуникацию содержания влияния, стратегии преодоления сопротивления влиянию, закрепление результатов влияния, использование результатов влияния в групповой деятельности, что и обусловливает новизну рассматриваемой проблемы. Теоретическая значимость состоит в том, что в статье предложена классификация ценностей молодого лидера, а также рассмотрены его личностные характеристики, составляющие основу ценностного обмена между членами коллектива, результатом которого, в свою очередь, является коммуникация содержания прямого и косвенного влияния лидера на отношения в группе. В статье проанализированы группы стратегий преодоления сопротивления влиянию, а именно: информационные, интерактивные и мотивационные. Для психологической практики особенно значимым будет возможность использования результатов влияния лидера в различных сферах групповой деятельности на основе предложенных признаков, а также с учетом воздействия выделенных социально-психологических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE AND SEMANTIC MODEL OF INFLUENCE OF THE YOUNG LEADER ON THE INTRA COLLECTIVE RELATIONS

Influence represents the difficult and at the same time important social and psychological phenomenon which theoretical psychology has been still insufficiently studying. Influence, on the one hand, acts as property of the personality, individual ability, and, on the other hand, as process of interaction, interference. More often the influence problem closely adjoins to a leadership phenomenon. The leader as the member of group has impact on the intra collective relations, using for this purpose various sources the main thing from which is its ability to influence the valuable and semantic sphere of the personality. Having compared available at present in domestic and foreign science of model of influence of the leader on the intra collective relations, the author offered the valuable and semantic model including such blocks as personal characteristics of the leader, the valuable content of influence, communication of the content of influence, strategy of overcoming of resistance to influence, fixing of results of influence, use of results of influence in group activity, as causes novelty of a considered problem. The theoretical importance consists in that author offered in article classification of values of the young leader, and also considered his personal characteristics making a basis of valuable exchange between members of collective which result, in its turn, is a communication of the content of direct and indirect influence of the leader on the relations in group. In article author analyzed groups of strategy of overcoming of resistance to influence, especially: information, interactive and motivational. For psychological practice possibility of use of results of influence of the leader in various spheres of group activity on the basis of the offered signs, and also taking into account influence of the allocated social and psychological factors will be especially significant.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловая модель влияния молодого лидера на внутриколлективные отношения»

ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

PSYCHOLOGY: ASPECTS OF THEORY AND PRACTICE

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ МОЛОДОГО ЛИДЕРА НА ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЕРА ЮРЬЕВНА БЕДИНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: verusic@inbox.ru

Влияние представляет собой сложный и в то же время важный социально-психологический феномен, пока еще недостаточно изученный теоретической психологией. Влияние, с одной стороны, рассматривается как свойство личности, индивидуальная способность, и, с другой стороны, как процесс взаимодействия, взаимовлияния. Чаще всего проблема влияния тесно соприкасается с феноменом лидерства. Лидер как член группы оказывает влияние на внутриколлективные отношения, используя для этого разнообразные источники, главным из которых является его способность воздействовать на ценностно-смысловую сферу личности.

Сопоставив имеющиеся на данный момент в отечественной и зарубежной науке модели влияния лидера на внутриколлективные отношения, автором предложена ценностно-смысловая модель, включающая в себя такие блоки, как личностные характеристики лидера, ценностное содержание влияния, коммуникацию содержания влияния, стратегии преодоления сопротивления влиянию, закрепление результатов влияния, использование результатов влияния в групповой деятельности, что и обусловливает новизну рассматриваемой проблемы.

Теоретическая значимость состоит в том, что в статье предложена классификация ценностей молодого лидера, а также рассмотрены его личностные характеристики, составляющие основу ценностного обмена между членами коллектива, результатом которого, в свою очередь, является коммуникация содержания прямого и косвенного влияния лидера на отношения в группе. В статье проанализированы группы стратегий преодоления сопротивления влиянию, а именно: информационные, интерактивные и мотивационные.

Для психологической практики особенно значимым будет возможность использования результатов влияния лидера в различных сферах групповой деятельности на основе предложенных признаков, а также с учетом воздействия выделенных социально-психологических факторов.

Ключевые слова: молодой лидер , внутриколлективные отношения, влияние, ценности, стратегии.

Лидер определяется как наиболее референтное для группы лицо в отношении совместной деятельности, некий общий для группы средний член межличностных отношений, оказывающих влияние на ее эффективность независимо от того, наделен ли лидер официальной властью.

Лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, поэтому эффективность лидерства понимается как способность оказывать позитивное влияние на группу в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи. В связи с этим влияние лидера можно определить как форму контроля жизни социума индивидом или группой средствами анализа ситуации, опережающего видения ее преобразования, предвидения последствий принимаемых решений, коммуникацию идей и рефлексивное отражение своего взаимодействия с социальным окружением [1].

Лидер оказывает влияние через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, а также с использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Можно выделить две большие группы прямого (директивное, регламентирующее, лимитирующее) и косвенного (инструктирующее, поручающее, уполномочивающее) влияния на систему межличностных отношений в коллективе.

Следует подчеркнуть, что лидер в большинстве случаев служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение [2]. Ранее нами были выделены следующие группы ценностей молодого лидера в коллективе: материальные, духовные, социальные, личностные и организационные, каждая из которых имеют собственное содержание, выраженное в совокупности индивидуальных ценностей молодого лидера [3]. Ценностное содержание влияния молодого лидера в кол-

лективе заключается в стремлении донести ценности лидера до группы и сделать их достоянием каждого члена коллектива. Только в таком случае возможно влияние лидера на группу.

Влияние лидера на межличностное взаимодействие членов группы в ряде случаев представляет собой недостаточно управляемый процесс, в связи с чем нами была разработана ценностно-смысловая модель влияния молодого лидера на внутриколлективные отношения.

В науке известно несколько моделей лидерства и лидерского влияния. Так, ситуационная модель лидерства Ф. Фидлера сосредоточила внимание на ситуации и выявила факторы, влияющие на поведение лидера/руководителя [4]. Реализация модели зависит от специфики ситуации: первая является наиболее благоприятной для руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия большие, а отношения между руководителем и подчинёнными доверительные, что создаёт максимальную возможность для оказания влияния. Вторая ситуация наименее благоприятная, потому что должностные полномочия невелики, отношения с подчинёнными плохие, и задача не структурирована. Результаты исследований Фидлера показывают, что самым эффективным стилем руководства в обоих этих крайних случаях будет ориентация на задачу.

Стиль руководства, ориентированный на человеческие отношения, скорее всего, расширит возможности лидера оказывать влияние на коллектив за счет улучшения отношений между лидером и коллективом. Вместе с тем, это будет возможно при условии, что подчинённые мотивированы потребностями более высокого уровня [5].

Стилевая модель лидерства больше известная в науке как «управленческая сетка Блейка и Моутона» содержит в своей основе ставшее традиционным различение в ориентации лидеров на задание и на сотрудников. Данная сетка представляет собой матрицу, образованную пересечением двух переменных: интерес к производству (горизонтальная ось) и интерес к людям (вертикальная ось). Указанные переменные носят характер расположения (к чему-либо или к кому-либо) и взгляда (на что-то), предопределяющих последующее поведение, т. е. оба интереса связаны как с человеческим сознанием, так и с действиями человека, а не с чем-либо одним [6].

Следует отметить, что Блейк и Моутон создавали свою сетку с целью выявления самого эффективного способа управления людьми, и определили его как стиль «групповое управление», но

дальнейшие исследования не подтвердили их выводов.

Целевая модель лидерства Хауса и Митче-ла, выраженная схемой «путь - цель», пытается дать объяснение тому влиянию, которое производит поведение лидера на мотивацию, удовлетворённость и производительность труда коллектива. Согласно этому подходу, лидер может побуждать в коллективе достижение целей организаций, воздействие на пути в достижение этих целей.

Хаус подчеркивает, что один и тот же лидер в зависимости от обстоятельств может применять четыре стиля лидерства: инструментальное, поддерживающее, партнерское и лидерство, ориентированное на достижении [7].

Динамическая модель лидерства, разработанная В. Врумом, Ф. Йеттоном и дополненная А. Яго, концентрирует внимание на процессе принятия решений [8]. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может использовать лидер/руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений.

Чтобы помочь руководителям оценить ситуацию, ученые разработали восемь критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные -руководитель»: требование к качеству, требования к приверженности, информированность лидера, структура проблемы, вероятность поддержки, согласованность цели, конфликт между подчиненными, информированность подчиненных. В процессе принятия решения взвешивается ряд переменных, особенно время, качество решения, а также удовлетворенность и развитие подчиненных. Для быстрой обработки ответов используется «дерево принятия решений» Врума-Йеттона-Яго.

Трансформационные модели лидерства [9] представляют лидера как героя, который может единолично совершить переворот в развитии коллектива и вывести его из кризиса, что важно для понимания значимости личностного фактора в развитии влияния молодого лидера на коллектив.

Так, исследование, проведенное Тичи и Де-ванной, позволило описать процесс трансформационного лидерства как последовательность трех стадий: осознание потребности в изменении; создание нового видения; институциализирование изменений.

Другое исследование, проведенное Беннисом и Нанусом, показало, что для эффективных лидеров характерно использование четырех стратегий, определяющих сущность лидерства: внимательность за счет ясности представлений, значимость за счет внушения своих представлений, доверие

за счет проведения своей линии, самоутверждение за счет позитивного образа мысли.

Модели делегирующего лидерства [5] представляют лидера как учителя и советника, привлекающего людей к выполнению лидерской задачи, что во многом проясняет специфику влияния молодого лидера на коллектив.

Признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы/организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. Лидеры должны проектировать организацию в смысле представления ее будущего, целей, основных ценностей и предлагать структуры, посредством которых эти идеи могут быть транслированы в решения.

Компетентностная модель лидерства. Анализируя различные теории и модели лидерства, Е. Ю. Грудзинская в своей работе «Эффективное лидерство в управлении человеческими ресурсами с использованием информационных технологий» полагает, что модель эффективного лидерства будет динамической, если в равной мере будут сформированы и актуализированы четыре лидерских компетенции: умение лидером создать значение через коммуникацию, управление лидером доверием через постоянство, гибкость лидера в принятии решений и способность лидера к управлению вниманием через видение [5].

Для понимания развития влияния молодого лидера на коллектив и моделирования этого процесса важно рассмотреть личностную модель лидерства, изложенную в работе О. В. Евтихова «Тренинг лидерства» [10]. Автор разработал четы-рехкомпонентную модель, которая затем была взята за основу проводимых им тренингов лидерства и включающую индивидуально-личностные качества, организационно-управленческие качества, социально-психологические качества и перцептивно-лидерские качества лидера, с помощью которых лидер, взаимодействуя с коллективом, может оказывать на него конструктивное влияние.

Важным направлением в разработке моделей влияния лидера на коллектив стали исследования Р. Л. Кричевского, разработавшего модель ценностного обмена [11]. В данной концепции лидерство рассматривается как «процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы, и направленный на достижение стоящих перед группой целей», а лидера — как «члена группы, обладающего наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе» [11],

при этом в лидерстве отражена субординирован-ность позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и, что весьма существенно, их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.

Ценностно-смысловая модель лидерства предложена нами по материалам проведенного исследования. Для полноты характеристики данной модели был проведен факторный анализ. С этой целью был составлен опросник, который включал двадцать восемь психологических характеристик, полученных в ходе теоретико-методологического анализа научной литературы по проблеме исследования, наблюдения и беседы. Полученные характеристики оценивались испытуемыми по 10-ти балльной шкале. В качестве испытуемых выступили 66 чел., из них 39 мужчин и 27 женщин в возрасте от 23 до 56 лет.

Полученные данные обрабатывались с помощью факторного анализа с использованием программного пакета SPSS 17.0 for Windows.

В ходе эмпирического исследования после вращения «Varimax» были выделены пять факторов: признание роли лидера в групповых отношениях, наличие среди членов группы поддерживающего ядра, существование в группе потенциальной оппозиции влиянию лидера, атрибуцию результатов групповой деятельности влиянию лидера, стабильность и последовательность влияния лидера на отношения в группе.

Рассмотренные модели раскрывают различные аспекты влияния молодого лидера на отношения в группе, что позволило разработать ценностно-смысловую модель влияния молодого лидера на отношения в группе (рис. 1). Она содержит следующие функциональные блоки: личностные характеристики лидера, ценностное содержание влияния, коммуникацию содержания влияния, стратегии преодоления сопротивления влиянию, закрепление результатов влияния, использование результатов влияния в групповой деятельности.

Личностные характеристики лидера (индивидуально-личностные, организационно-управленческие, социально-психологические, перцептивно-лидерские качества) будет определять ведущие лидерские компетенции (эффективная коммуникация, видение перспективы, гибкость в управлении, доверие), ведущий стиль лидерства (авторитарный, демократический, либеральный), особенности принятия решения и осознание лидером цели влияния применительно к данной ситуации, что, в свою очередь, будет выражаться в ценностном содержании влияния как результате ценност-

Личностные характеристики лидера

Лидерские компетенции

Особенности принятия решения

Рефлексия (сознание цели влияния)

Ценностное содержание влияния

Ценности лидера

Материальные

Духовные

Социальные

Личностные

Организационные

Z1 N

Ценности группы

Коммуникация содержания влияния

Прямое влияние

- Директивное

- Регламентирующее

- Лимитирующее

Косвенное влияние

- Инструктирующее

- Поручающее

- Уполномочивающее

Ф А К Т О Р Ы В Л И Я Н И Я

Стратегии преодоления сопротивления влиянию

- атрибуция результатов деятельности

- стабильность и последовательность влияния

V_У

- авторитет лидера

- унификация ценностей группы

- повышение сплоченности

- иерархия статусов в группе

- изменение аттитюдов

-CL

Использование результатов влияния

- мобилизация ресурсов

- приоритет групповых интересов

- вовлеченность в групповую деятельность

- возможность жесткого руководства

- делегирование полномочий

- система санкций

Рис. 1. Ценностно-смысловая модель влияния молодого лидера на отношения в группе

ного обмена между членами группы. Результатом ценностного обмена будет коммуникация содержания влияния лидера на отношения в группе -прямого и косвенного.

Важным элементом ценностно-смысловой модели влияния молодого лидера на отношения в группе выступают стратегии преодоления сопротивления влиянию, которые условно можно разделить на три группы: 1) информационные; 2) интерактивные; 3) мотивационные.

К первой, информационной группе стратегий, относятся доступность, понятность, однозначность административной информации; представление себя в качестве человека, осведомленного в конкретном вопросе, уверенном в преподнесении информации; создание атмосферы взаимного доверия; создание корпоративного образа будущего; воздействие на процесс групповой самоидентификации.

К интерактивным стратегиям относятся: создание пространственно-временных предпосылок для более тесного взаимодействия членов группы; создание стратегических альянсов - выявление членов группы, в наибольшей степени разделяющих позицию лидера и создание на их основе круга поддержки; поддержание отношений легкой конфликтности между возможными конкурентами; постоянное поддержание своего авторитета - во всяком случае, не уменьшение его; использование в критических случаях фактора внешней угрозы; возможность смены управленческих установок - с сотрудников на результат и наоборот.

К мотивационным стратегиям можно отнести отражение в образе лидера символов групповых ожиданий, установок и стереотипов; ассоциативное закрепление символов престижа и социального успеха в имиджевых характеристиках лидера; яркое и конкретное описание успеха группы, выраженное в статусном и материальном превосходстве, формирование «образа выгоды от вклада в групповую деятельность», понятного для каждого члена группы.

Использование лидером указанных, достаточно общих стратегий, позволит преодолеть ему сопротивление влияния отдельных членов группы и позволит закрепить на образе своего социального «Я» групповые нормы и ценности, стабилизирует межличностные отношения в группе и его статус как лидера. Основными признаками закрепления результатов влияния молодого лидера на групповые отношения будут: возросший авторитет лидера; унификация, конкретизация и декларация ценностей группы; повышение сплоченности группы; кристаллизация иерархии статусов в

группе; изменение системы аттитюдов каждого члена группы.

Это, в свою очередь, сделает возможным использование результатов влияния лидера в различных сферах групповой деятельности. Среди признаков использования результатов влияния лидера выступают: быстрая мобилизация ресурсов группы в критической ситуации; жертвование членов группы собственными интересами в пользу групповых; вовлеченность в достижение групповых целей каждого члена группы; возможности использования лидером в критических ситуациях жестких авторитарных методов и приемов руководства без выражения протеста у остальных членов группы; делегирование лидером полномочий в решении ряда поставленных задач другим членам группы без опасения их невыполнения или недостаточного исполнения; использование системы как поощрительных, так и запретительных санкций в случае отклонения от соблюдения групповых норм отдельными лицами с одобрением других членов группы.

Таким образом, ценностно-смысловая модель влияния молодого лидера на отношения в группе содержит следующие функциональные блоки: личностные характеристики лидера, ценностное содержание влияния, коммуникацию содержания влияния, стратегии преодоления сопротивления влиянию, закрепление результатов влияния, использование результатов влияния в групповой деятельности, детерминированные социально-психологическими факторами: признание роли лидера в групповых отношениях, наличие среди членов группы поддерживающего ядра, существование в группе потенциальной оппозиции влиянию лидера, атрибуцию результатов групповой деятельности влиянию лидера, стабильность и последовательность влияния лидера на отношения в группе.

Литература

1. Коваль Н. А. Влияние современного социокультурного контекста на развитие личности // Развитие личности в культурно-образовательном пространстве. Тамбов, 2000. С. 5-10.

2. Бедина В. Ю. Политко-экономический альянс: целедостигающие стратегии: монография. Тамбов, 2009.

3. Бедина В. Ю. Ценностная характеристика влияния молодого лидера на внутриколлективные отношения// Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. Вып. 7(123). С. 110-115.

4. Fiedler F.E. Leadership. New York, 1971.

5. Грудзинская Е. Ю. Эффективное лидерство в управлении человеческими ресурсами с использованием информационных технологий. Нижний Новгород, 2006.

6. Blake R., Mouton J. The Managerial Grid III: The Key to Leadership Excellence. Houston, 1985.

7. House Robert J. A path-goal theory of leader effectiveness. Administrative Science Quarterly (Johnson Graduate School of Management, Cornell University), 1971. 16 (3). P. 321-339

8. Vroom Victor H., Jago Arthur G. The New Leadership: Managing Participation in Organizations. Eng-lewood Cliffs. NJ: Prentice-Hall, 1988.

9. Модели и методы управления персоналом// Российско-британское учебное пособие / под ред. Е. Б. Моргунова. М. 2001.

10. Евтихов О. В. Тренинг лидерства: монография. СПб., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Кричевский Р. Л. Психология лидерства: учеб. пособие. М., 2007.

References

1. Koval' N. A. Vliyaniye sovrsmennogo sotsiokul'turnogo konteksta na razvitiye lichnosti // Razvitiye lichnosti v kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve. Tambov, 2000. S. 5-10.

2. Bedina V. Yu. Politiko-ekonomicheskiy alyans: tseledostigayushiye strategii: monografiya. Tambov, 2009.

3. Bedina V. Yu. Tsennostnaya kharakteristika vliyaniya molodogo lidera na vnutrekollektivniye otnosheniya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. 2013. Vyp. 7(123). S. 110-115.

4. Fiedler F.E. Leadership. New York, 1971.

5. Grudzinskaya Ye. Yu. Effektivnoye liderstvo v upravlenii chelovecheskimi resursami s ispol'zovaniyem informatsionnykh tekhnologiy. Nizhniy Novgorod, 2006.

6. Blake R., Mouton J. The Managerial Grid III: The Key to Leadership Excellence. Houston, 1985.

7. House Robert J. A path-goal theory of leader effectiveness. Administrative Science Quarterly (Johnson Graduate School of Management, Cornell University), 1971. 16 (3). P. 321-339

8. Vroom Victor H., Jago Arthur G. The New Leadership: Managing Participation in Organizations. Eng-lewood Cliffs. NJ: Prentice-Hall, 1988.

9. Modeli i metody upravleniya personalom // Rossiysko-britanskoye uchebnoye posobiye / pod red. Ye. B. Morgunova. M. 2001.

10. Yevtikhov O. V. Trening liderstva: monografiya. SPb., 2007.

11. Krichevskiy R. L. Psikhologiya liderstva: ucheb. posobiye. M., 2007.

* * *

VALUABLE AND SEMANTIC MODEL OF INFLUENCE OF THE YOUNG LEADER ON THE INTRA COLLECTIVE RELATIONS

VERA YURYEVNA BEDINA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: verusic@inbox.ru

Influence represents the difficult and at the same time important social and psychological phenomenon which theoretical psychology has been still insufficiently studying. Influence, on the one hand, acts as property of the personality, individual ability, and, on the other hand, as process of interaction, interference. More often the influence problem closely adjoins to a leadership phenomenon. The leader as the member of group has impact on the intra collective relations, using for this purpose various sources the main thing from which is its ability to influence the valuable and semantic sphere of the personality. Having compared available at present in domestic and foreign science of model of influence of the leader on the intra collective relations, the author offered the valuable and semantic model including such blocks as personal characteristics of the leader, the valuable content of influence, communication of the content of influence, strategy of overcoming of resistance to influence, fixing of results of influence, use of results of influence in group activity, as causes novelty of a considered problem. The theoretical importance consists in that author offered in article classification of values of the young leader, and also considered his personal characteristics making a basis of valuable exchange between members of collective which result, in its turn, is a communication of the content of direct and indirect influence of the leader on the relations in group. In article author analyzed groups of strategy of overcoming of resistance to influence, especially: information, interactive and motivational. For psychological practice possibility of use of results of influence of the leader in various spheres of group activity on the basis of the offered signs, and also taking into account influence of the allocated social and psychological factors will be especially significant.

Key words: young leader, intra collective relations, influence, values, strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.