Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ЮРИСТА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ЮРИСТА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1571
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСТ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТА / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ ЮРИСТА / LAWYER / EXECUTIVE ACTIVITY OF A LAWYER / PERSONALITY / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PERSONALITY PROFILE OF A LAWYER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Байрамуков Рамазан Махарович

В статье раскрыты теоретические аспекты по вопросу психологических особенностей личностного профиля юриста в исполнительской деятельности. На основе анализа современной психологической литературы, автор рассматривает психологические особенности исполнительской деятельности юристов. В статье представлен теоретический аспект выстраивания личностного профиля исполнительской деятельности юриста, характеризующийся психологическими особенностями, зависящими от специфики труда субъекта профессиональной деятельности. Представленный автором статьи концептуально-теоретический аспект психологических особенностей личностного профиля юриста в исполнительской деятельности основывается на полном понимании специфики профессии - представлений о ее сущности, ее роли, результирующей идеал профессионального поведения. Автором выделены четыре главных психологических составляющих личностного профиля юриста в исполнительской деятельности: личностные психологические особенности (индивидуальные профессионально значимые психологические качества), познавательные психологические особенности (психические познавательные процессы), эмоциональные психологические особенности (психические эмоциональные состояния), этические психологические особенности (социально-психологические установки и ценностные ориентации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONAL PROFILE OF A LAWYER IN EXECUTIVE ACTIVITY: THEORETICAL ASPECTS

The article reveals the theoretical aspects of the psychological characteristics of the personality profile of a lawyer in performing activities. Based on the analysis of modern psychological literature, the author considers the psychological characteristics of the performing activities of lawyers. The article presents the theoretical aspect of building the personal profile of the lawyer's performing activities, characterized by psychological characteristics that depend on the specifics of the subject of professional activity. The conceptual and theoretical aspect presented by the author of the psychological characteristics of the personality profile of a lawyer in performing activities is based on a full understanding of the specifics of the profession - ideas about its essence, its role, resulting in the ideal of professional behavior. The author identifies four main psychological components of the personality profile of a lawyer in performing activities: personal psychological characteristics (individual professionally significant psychological qualities), cognitive psychological characteristics (mental cognitive processes), emotional psychological characteristics (mental emotional states), ethical psychological characteristics (socio-psychological settings and value orientations).

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ЮРИСТА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

3. Выявление своих» областей в социально-информационно-географическом пространстве с целью метою обнаружения учеником возможных направлений личностного развития в профессиональной деятельности и возможность углублённого знакомства с выявленными видами деятетельности.

4. Развитие творческих способностей в сочетании с навыками формирования творческого состояния. Тренировка навыков творческого решения задач (от формально-логических до житейских). Базовое овладение искусствами и ремёслами.

5. Гармоничное развитие личности: развитие тела, душевных качеств, мышления и духовности в отношениях, оптимальных для данной личности в данный момент.

6. Развитие самостоятельности как способности самостоятельно формулировать проблему и творчески находить её решения. Имеется в виду широкий спектр проблем, связанных с социальной адаптацией, сохранением и развитием здоровья, духовного развития, дальнейшего обучения и проч.

7. Приобретение и развитие знаний, навыков и личностных качеств, необходимых для взрослой жизни - бытовых, культурных (в т.ч. научных), профессиональных и проч. Также имеются в виду качества, обеспечивающие в жизни безопасность, эффективную самореализацию, добрые и конструктивные отношения.

8. Физическая культура как культура чувствования своего тела, его связей с эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферами личности [9].

9. Развитие культуры эмоционального проявления необходимо для адекватного построения межличностных отношений и профилактики психосоматических заболеваний. Навыки трансформации эмоций также весьма полезны.

10. Развитие внимания, мышления, памяти и прочих психических процессов.

В детских садах и младших классах важно всесторонне развивать осознанность, в частности - осознание своих интересов и способностей. В средней школе необходимо развивать способность к самостоятельной постановке задач и самостоятельному поиску их решений. В старших классах на передний план выходит способность осваивать не только новую информацию, но и новые виды деятельности.

После такой подготовки молодой человек по окончании школы сможет наитии свою социальную и профессиональную нишу в соответствии как со своими, так и государственными интересами. Это - важное условие как личного благополучия, так и счастливой жизни.

Выводы. В данной статье мы предлагаем для обсуждения основные положения такой системы образования, которая, на наш взгляд, наиболее способствовала бы гармоничному развитию учащихся, а также гармонии в их взаимодействии с социумом и природой. Конечно же, это - лишь предварительный набросок, нуждающийся в дальнейшем обсуждении и коррекции. Однако мы надеемся, что посеянные здесь семена ещё принесут свои плоды.

Литература:

1. Андреев А.С. Телесно ориентированный тренинг личностного роста на интегративной основе: возможные социально-психологические приложения. Гумаштарш науки. № 1, 2010. С. 29-36

2. Андреев А.С. Возможности применения интегративного подхода в решении актуальных проблем общения. "Оновлення змюту, форм та методiв навчання i виховання в закладах освт". Выпуск 38, 2007. Науюда записки РДГУ С. 104-108.

3. Андреев А.С. Развитие экологического сознания посредством психологических тренингов. Конференция «Дни Петербургской философии». Тезисы и статьи секции: «Новый век: гармония природы и интеллекта». СПб. 2008 - 130 с.

4. А.С. Андреев Личностный рост как развитие осознанности. «Мир психологии», №2, 2016, с. 70-77.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. / 3-е издание. - СПб: Питер, 2003. - 352 с.

6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.

7. Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с.

8. Энциклопедический словарь. / Главный редактор Б.А. Введенский. Т. 2. - С. 527. М.: Научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1954. - 719 с.

9. Kepner J. Body process. - San-Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1993. - 223 p.

Психология

УДК 159.923

аспирант Байрамуков Рамазан Махарович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ЮРИСТА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье раскрыты теоретические аспекты по вопросу психологических особенностей личностного профиля юриста в исполнительской деятельности. На основе анализа современной психологической литературы, автор рассматривает психологические особенности исполнительской деятельности юристов. В статье представлен теоретический аспект выстраивания личностного профиля исполнительской деятельности юриста, характеризующийся психологическими особенностями, зависящими от специфики труда субъекта профессиональной деятельности. Представленный автором статьи концептуально-теоретический аспект психологических особенностей личностного профиля юриста в исполнительской деятельности основывается на полном понимании специфики профессии - представлений о ее сущности, ее роли, результирующей идеал профессионального поведения. Автором выделены четыре главных психологических составляющих личностного профиля юриста в исполнительской деятельности: личностные психологические особенности (индивидуальные профессионально значимые психологические качества), познавательные психологические особенности (психические познавательные процессы), эмоциональные психологические особенности (психические эмоциональные состояния), этические психологические особенности (социально-психологические установки и ценностные ориентации).

Ключевые слова: юрист, исполнительская деятельность юриста, личность, психологические особенности, личностный профиль юриста.

Annotation. The article reveals the theoretical aspects of the psychological characteristics of the personality profile of a lawyer in performing activities. Based on the analysis of modern psychological literature, the author considers the psychological characteristics of the performing activities of lawyers. The article presents the theoretical aspect of building the personal profile of the lawyer's performing activities, characterized by psychological characteristics that depend on the specifics of the subject of professional activity. The conceptual and theoretical aspect presented by the author of the psychological characteristics of the personality profile of a lawyer in performing activities is based on a full understanding of the specifics of the profession - ideas about its essence, its role, resulting in the ideal of professional behavior. The author identifies four main psychological components of the personality profile of a lawyer in performing activities: personal psychological characteristics (individual professionally significant psychological qualities), cognitive psychological characteristics (mental cognitive processes), emotional psychological characteristics (mental emotional states), ethical psychological characteristics (socio-psychological settings and value orientations).

Keywords: lawyer, executive activity of a lawyer, personality, psychological characteristics, personality profile of a lawyer.

Введение. В современных условиях профессиональная деятельность стала более сложной и оказывает значительное влияние на психологические особенности их личности. Эти особенности определяют понимание правовых явлений, отношение к ним, а также потенциал для профессиональной деятельности в сфере правосудия. Исследование значимости психологических особенностей личностного профиля юриста и их влияние на характер и эффективность исполнительской деятельности является актуальной задачей современной психологической науки. Знание психологических особенностей личностного профиля юриста необходимо также для понимания закономерностей развития исполнительской деятельности.

Изложение основного материала статьи. Исполнительская деятельность юристов имеет много особенностей, отличающие ее от исполнительской деятельности представителей других профессии [10]. Профессиональная деятельность юриста является сложной социальной открытой системой, так как являются частью общественно-правовой системы, а также исполняет государственные задачи правосудия, личной и общественной безопасности, предотвращения преступлений.

Н.В. Гулидова характеризует исполнительскую деятельность юристов как решение широкого круга задач правоохранительных органов с участием различных юристов при исполнении судейской, следственной, адвокатской и прокурорской деятельности, а также юристов, занимающихся решением гражданско-правовых ситуаций при исполнении консультативной, нотариальной и другой деятельности [2].

Профессия юриста относится к разряду тех профессий, в которых выраженным является умение развивать себя как профессионала. Авторы Т.С. Пухарева и И.Н. Улитин отмечают, специфичность профессиональной деятельности юриста заключается в том, что она протекает в рамках правового поля, направлена на исполнение закона, защиту прав, свобод и интересов граждан и государственности [7]. Юристы различных профессиональных профилей в своем труде опираются на объемную базу действующего законодательства, а его изменения, пробелы и коллизии требуют высокого уровня владения теоретико-практическими знаниями, способности к постоянному переобучению и профессиональному самообновлению.

В.Л. Васильев выделяет следующие особенности исполнительской деятельности юристов: многочисленность и уникальность исполнительных задач; регламентация исполнительской деятельности юристов; правовые условия исполнительных межличностных отношений; высокая морально-нравственная ответственность в управлении человеческими судьбами; повышенная эмоциональная напряженность; креативный характер исполнительской деятельности юристов, но ограниченный законом [1].

Концептуальные подходы к проблеме сознания и личности рассматриваются различными науками [3]. В этом контексте признается, что личность юриста представляет собой субъект, который занимается профессиональной юридической практикой, в которой применяет физические и психические усилия, испытывает успехи и поражения для достижения конкретных целей.

Психологический анализ феномена «исполнительской деятельности» приводит к пониманию необходимости анализа и учета тех или иных ситуаций, возникающих в поле профессиональной деятельности [9]. Содержательное наполнение данного феномена зависит как от специфики профессии, так и конкретной деятельности, выполняемой субъектом труда [8].

Исполнительская деятельность юристов проявляется в различных видах деятельности в сфере познания, организации, коммуникации, управления, регламентации, контроля, надзора и т.д.

В результате современная психология выстраивает определенный личностный профиль юриста в исполнительской деятельности, отличающийся теми или иными психологическими особенностями личности в зависимости от профиля деятельности: судья, прокурор, адвокат, следователь, судебный пристав, нотариус и т.д. Личностный профиль юриста в исполнительской деятельности - это отражение его профессионально важных качеств, необходимых для эффективного осуществления исполнительской деятельности, а также определение показателей результативности их труда [5].

Личностный профиль юриста в исполнительской деятельности включает в себя ряд составляющих, отражающих те или иные психологические особенности. Главной составляющей личностного профиля юриста являются его индивидуальные профессионально значимые психологические качества.

Анализ современной психологической литературы и психологических особенностей исполнительской деятельности юристов позволяет выделить следующие их качества личностной компетенции: повышенная степень развития общего и профессионального правосознания; преобладание социально важных стимулов в исполнительской деятельности (защищать права людей, достичь справедливости, бороться с преступностью, решительно отстаивать верховенство закона, добиваться успеха в работе, полностью реализовать свой потенциал, завоевать профессиональный авторитет и признание и т.д.); преобладание волевых качеств личности (мужество, честность, принципиальность, самоотверженность, целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание, выносливость, чувство долга, сознательность, смелость, ответственность, исполнительность, добросовестность,

дисциплинированность и т.д.).

Л.Э. Кузнецова описывает психологические качества, которые характеризуют волевую устойчивость, в числе которых: высокая степень исполнительности, стойкость (высокая работоспособность) в условиях продолжительной, усиленной физической и психической загруженности, способность поддерживать оперативную значимость и результативность деятельности; способность сохранять устойчивость к стрессам, высокий уровень эмоционального и поведенческого самоконтроля, самообладание, способность контролировать неожиданные непроизвольные реакции; высокая адаптивность психики (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамизм процессов, происходящих в нервной системе человека); упорство (твердость), умение, несмотря на многие трудности, достичь поставленной цели, исполнить решение, завершить начатую работу; выносливость, самоконтроль, который проявляется в способности контролировать возникновение негативных психических состояний, чувств, мешающих достижению цели [4].

Концептуально-теоретический аспект психологических особенностей личностного профиля юриста в исполнительской деятельности основывается на полном понимании концепции профессии - представлений о ее сущности, ее роли, результирующей идеал профессионального поведения.

Следовательно, следующей немаловажной составляющей при построении личностного профиля юриста в исполнительской деятельности являются психические познавательные процессы. Знание психических познавательных процессов в исполнительской деятельности, таких как: ощущения (сенсорика), восприятия, внимания, памяти, мышление и воображения необходимо в исполнительской деятельности юристов. Рассмотрим эти процессы более подробно.

Ощущения и восприятия. Знание механизма и характеристик ощущений (зрительных, слуховых и т.д.) помогают юристу правильно оценивать свидетельские показания, подзащитных и других участников правового процесса (уголовного, административного, гражданского, трудового и т.д.). В отличие от ощущений, восприятие приводит к целостному взгляду на предмет, ситуацию.

Память. В исполнительской деятельности юристов память должна обладать достаточным объемом, силой запоминания, высокой мобилизацией, чтобы точно и своевременно воспроизвести необходимую информацию и факты. Память особо важна в оперативно-розыскной деятельности. Умение извлекать информацию из памяти, применяя знание технологии запоминания, сохранения и воспроизведения, является профессионально необходимой особенностью юристов при исполнении следственной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, прокурорской, судейской и адвокатской деятельности [4].

Мышление. В исполнительской деятельности юристов мышление способствует решению трудных и проблемных ситуаций, включающих ряд альтернативных решений, помогающих оценить эти события и понять их юридические последствия. Безусловно, логическое мышление у юристов является важным процессом. Дискуссионное мышление у юристов важно при доказывании вины обвиняемого, при выяснении обстоятельств преступления, при изучении гражданско-правовых дел, требующих детального анализа, выявления взаимосвязей и несоответствий в тех или иных фактах. Поэтому мышление юристов должно отличаться когнитивной активностью, эффективностью генерации идей, масштабом и охватом, альтернативностью и рефлективностью, самостоятельностью, гибкостью и подвижностью.

Воображение. Особенно ярко этот психический познавательный процесс проявляется при исполнении следственной и оперативно-розыскной деятельности. Недостаток необходимой информации, загадка ситуации призывают следователя структурно представить механизм совершенного деяния, мысленно сформировать образ разыскиваемого преступника. Воображение в некоторой степени восполняет недостающие сведения, благодаря чему усиливается мышление следователя, дознавателя, помогая им находить правильные решения, а так же видеть результат своих действий. Профессионально важной чертой личности юриста также является творческое воображение.

Внимание. В исполнительской деятельности юристов внимание напрямую влияет на качество исполнения их обязанностей. Способность юриста распределять внимание является ключевой квалификацией юриста, особенно в ситуациях загруженности и напряжения. При активном участии в деятельности внимательность зарождается и развивается в силе воли, решимости и осознании важности оперативных задач, которые юрист должен решить при исполнении.

Таким образом, психические познавательные процессы являются неотъемлемой составляющей личностного профиля юриста в исполнительской деятельности, поскольку их осознание необходимо как при оценке показаний конкретного участника юридического процесса, роста результативности своей исполнительской деятельности, так и потому, что они взаимосвязаны с интеллектом, осведомленностью различных участников уголовного, гражданского, административного судопроизводства.

Еще одной составляющей при построении личностного профиля юриста в исполнительской деятельности являются психические эмоциональные состояния, поскольку они оказывают непосредственное влияние на результативность работы и являются ключом развития межличностных отношений юристов исполнительской деятельности в части установления психологического контакта и взаимопонимания между ними (например, между судьей и адвокатом, между судьей и прокурором, между прокурором и адвокатом и т.д.).

В этой связи умение справляться со своими эмоциями и чувствами является очень важным навыком юриста. Это отражается как умение оценивать эмоциональные состояния и переживания других лиц, давать психолого-правовую оценку их поведению и действиям.

Юристы в исполнительской деятельности подвержены психическим эмоциональным состояниям, которые негативно сказываются на результате их труда. К таким состояниям относятся: тревожное состояние, страх, стресс и сопутствующие ему состояния депрессии, фрустрации, аффекта, страдания.

Постоянное состояние эмоциональной напряженности, депрессии, может перейти в состояние фрустрации, что способствует проявлению состояния аффекта. Понятие «состояние аффекта» присутствует в уголовном законодательстве.

Страдания представляют собой негативные эмоциональные переживания, которые могут возникнуть в результате событий, влияющих на чувства и эмоциональное состояние человека, наносят ущерб его психике, влияют на настроение, здоровье, самочувствие, структуру личности. Так, законодатель устанавливает два типа таких эмоций: нравственно-психические страдания и физические страдания [4].

Таким образом, понимание юристами роли эмоциональных состояний в исполнительном административном, гражданском и уголовном процессах, помогает им объективно оценивать действия и деяния людей, их мотивацию, принимать правильные решения в своей исполнительской деятельности.

И наконец, также важной составляющей при построении личностного профиля юриста в исполнительской деятельности является социально-психологические установки и ценностные ориентации личности. Т. С. Пухарева при изучении ценностных ориентаций в контексте личностного профессионального развития подчеркивает, что важные ценности для юриста служат неким стимулом для исполнительской деятельности и служат ориентиром саморазвития и самореализации [6].

Таким образом, социально-психологические установки и ценностные ориентации являются органически заложенными явлениями в личность, которые помогают им формировать и определять свой статус в профессиональной деятельности юристов.

Выводы. Вышеизложенный теоретический анализ современной психологической литературы позволяет выделить четыре главных психологических составляющих личностного профиля юриста в исполнительской деятельности:

1. Личностные психологические особенности (индивидуальные профессионально значимые психологические качества), представляющие собой последовательные характеристики психических действий, которые имеют отношение к конкретной профессии юриста в исполнительской деятельности.

2. Познавательные психологические особенности (психические познавательные процессы), знание и осознание которых необходимо в исполнительской деятельности юристов, таких как: ощущения (сенсорика), восприятия, внимания, памяти, мышление и воображения.

3. Эмоциональные психологические особенности (психические эмоциональные состояния), понимание которых в исполнительном административном, гражданском и уголовном процессах, помогает юристам объективно оценивать действия и деяния людей, их мотивацию, принимать правильные решения в своей исполнительской деятельности.

4. Этические психологические особенности (социально-психологические установки и ценностные ориентации), лежащие в основе мотивов профессиональной деятельности, являются органически заложенными явлениями в личность, которые помогают им формировать и определять свой статус в профессиональной деятельности юристов.

Литература:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. 5-е изд. доп. и перераб. / В.Л. Васильев. - СПб.: Питер, 2005. - С. 220-224.

2. Гулидова Н.В. Психологическая составляющая в системе подготовки студентов к деятельности в сфере правосудия: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 Ставрополь, 2006.

3. Китова Д.А., Семенова Ф.О. Феномен сознания как предмет психологического анализа // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. № 4. С. 49-54

4. Кузнецова Л.Э. Основы юридической психологии: учебно-методическое пособие. - Казань: Изд-во «Бук», 2017. - 58 с.

5. Петрова Е.С., Антиперович Е.Г. Психологические особенности миссии и индивидуальных качеств субъекта юридического труда // Сборник трудов конференции Института бизнеса, психологии и управления. - М., 2018. С. 180-184.

6. Пухарева Т.С. Социально-психологические установки и ценности в контексте профессионального развития юристов // Прикладная юридическая психология. 2016. №1. С. 53-61.

7. Пухарева Т.С., Улитин И.Н. Саморазвитие юристов на разных этапах профессионализации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. №2 (25). С. 322-331.

8. Семенова Ф.О., Узденова А.М. Особенности психологической структуры исполнительской деятельности студентов вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 12. С. 108-114.

9. Семенова Ф.О., Узденова А.М. Исполнительская деятельность в языковых фреймах // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 10 (104). С. 144-148.

10. Семенова Ф.О. Социально-психологические предикторы профессиональной успешности личности //Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2018. № 10. С. 98-104.

11. Дихтяренко В.И. Психологические аспекты профессиональной деятельности юристов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(65). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(65).pdf (дата обращения: 02.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.