Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСТЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / РАБОТА / ТРУД / LAWYERS / PROFESSIONALIZATION / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / WORK / LABOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Байрамуков Рамазан Махарович

Рассматривая выполняемые на сегодняшний день общественные функции, учитывая трудовое содержание, все профессиональные юристы представлены несколькими специализированными и основными подразделениями: судьями, прокурорами, следователями, юрисконсультами, а также нотариусами, судебными экспертами и приставами. В настоящее время профессиональную юридическую деятельность сопровождает заметная напряжённость, характеризует повышенная ответственность, что объясняется большим объёмом сложностей при выполнении многообразной работы. В статье проведено исследование психологических особенностей исполнительской деятельности юриста в процессе профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Байрамуков Рамазан Махарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL STUDY OF PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE EXECUTIVE ACTIVITY OF A LAWYER IN THE PROCESS OF PROFESSIONALIZATION

Considering the public functions performed today, taking into account the labor content, all professional lawyers are represented by several specialized and main divisions: judges, prosecutors, investigators, legal advisers, as well as notaries, judicial experts and bailiffs. Currently, professional legal work is accompanied by a noticeable tension, characterized by increased responsibility, which is due to the large volume of difficulties in performing a variety of work. The article studies the psychological characteristics of the lawyer's performance in the process of professionalization.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ»

4. Нереализованным остается потенциал таких стимулов, как «влияние одобрения», «влияние критики». Действенность этих стимулов как никаких других зависит от индивидуальных особенностей человека. Но доказано, что «незамеченные» люди, то есть никак не оцениваемые, начинали выполнять деятельность все хуже и хуже вследствие снижения силы мотивов, так как считали, что в ней никто не заинтересован.

5. Среди осознаваемых стимулов студентами не названы:

- материальные поощрения;

- влияние общественного мнения (значимость профессии);

- влияние социально-психологического климата (групповые нормы и ценности);

- соревнование.

6. О потенциальных возможностях управления процессом формирования профессиональной мотивации говорят и результаты сравнения наиболее осознаваемых и наименее осознаваемых студентами стимулов.

Таким образом, в ходе экспериментального изучения расширилась сфера осознания студентами стимулов, изменилась значимость некоторых из них. Однако, возникает вопрос: в какой степени мотивационный потенциал студентов будет использован преподавателями университета? Считаем, что его активизация является одним из направлений в управлении процессом социально-профессиональной адаптации студентов.

Литература:

1. Земцова В.И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода: монография. - М.: Компания Спутник+, 2008. - 207 с.

2. Ильин Е.М. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.

3. Ковалев В.И., Сырникова Н.А. Мотивы труда и адаптации рабочих // Психологический журнал. -1985. - Т. 6. - №6. - С. 49-59.

4. Лесохина Л.Н. Ориентация на воспитательную деятельность и профессиональная позиция молодого учителя // Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей: сб. науч. тр. - Л.: ИОВ РАО, 1981. - С. 23-41.

5. Сыромицкая И.А. Социальное партнерство как фактор профессиональной адаптации студента педагогического вуза: монография. - Орск: Изд-во Орского гуманитарно-технологического ин-та, 2008. - 199 с.

6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.

Психология

УДК 159.923

аспирант Байрамуков Рамазан Махарович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Рассматривая выполняемые на сегодняшний день общественные функции, учитывая трудовое содержание, все профессиональные юристы представлены несколькими специализированными и основными подразделениями: судьями, прокурорами, следователями, юрисконсультами, а также нотариусами, судебными экспертами и приставами. В настоящее время профессиональную юридическую деятельность сопровождает заметная напряжённость, характеризует повышенная ответственность, что объясняется большим объёмом сложностей при выполнении многообразной работы. В статье проведено исследование психологических особенностей исполнительской деятельности юриста в процессе профессионализации.

Ключевые слова: юристы, профессионализация, психологические особенности, работа, труд.

Annotation. Considering the public functions performed today, taking into account the labor content, all professional lawyers are represented by several specialized and main divisions: judges, prosecutors, investigators, legal advisers, as well as notaries, judicial experts and bailiffs. Currently, professional legal work is accompanied by a noticeable tension, characterized by increased responsibility, which is due to the large volume of difficulties in performing a variety of work. The article studies the psychological characteristics of the lawyer's performance in the process of professionalization.

Keywords: lawyers, professionalization, psychological characteristics, work, labor.

Введение. Достаточно часто причиной очень продолжительных нервных и довольно сильных психических перегрузок становится усугубление нерегулярности смены условий работы или вынужденные отказы от привычного для большинства отдыха. В подобных условиях высока вероятность развития стойкого состояния психического перенапряжения, эмоциональной нестабильности, а также повышенной фрустрированности. Повышается риск таких проявлений, как сложные невротические реакции, психосоматические или функциональные расстройства. Именно по этой причине юристы, особенно служащие в правоохранительных органах, обязаны обращать внимание на своё физическое здоровье, нервно-психическую и эмоциональную стабильность.

К самым основным задачам юридической деятельности относится влияние на поведенческие особенности человека на самых разных этапах правового регулирования. Представители этой профессии принимают самое непосредственное участие в организации ценностно-нормативной системы. Ими регулируется поведение всех членов общества в правовой сфере с осуществлением соответствующего контроля.

Изложение основного материала статьи. Согласно правовым аспектам и требованиям законности юристами оцениваются поведенческие характеристики на всех этапах правоприменительной деятельности, а также формируется правомерное поведение на основе профилактических мероприятий и правового воспитания. На основе вышеизложенного главная цель профессионально-юридической деятельности представлена в настоящее время активным преобразованием и регулированием, обеспечением и

закреплением, охраной взаимоотношений с установлением режима законности и требуемого правопорядка. В этом плане специальная, определяемая чисто функциональным содержанием, задача юридической, социальной и профессиональной группы заключается в нормальном функционировании всех существующих в настоящее время механизмов правового регулирования.

Применяемые юристами средства на сегодняшний день исключительно разнообразны, поэтому представлены правовыми инструментами, элементами механизмов правового регулирования, или нормами законов, строго индивидуальными предписаниями, договорами и средствами специальной техники [4].

К профессиональным юридическим средствам относятся рассмотренные и совершаемые действия. Особое внимание в последние годы в свете развития информационных технологий уделяется использованию современной компьютерной техники. Эффективность юридической практики в условиях профессиональной структуры, напрямую зависит от целого ряда аспектов, к числу которых относится получение, переработка и применение фиксированной информации. Обязательно выявляются и формулируются проблемные ситуации, получается фактическая значимая информация, а также анализируются все правовые возможности с прогнозированием вероятных последствий в условиях действующих ограничений. При выборе оптимальных вариантов требуется учитывать любой риск нежелательного результата в процессе решений проблемных ситуаций.

Анализ профессиональной деятельности способствует выделению необходимых для юристов психических свойств, среди которых особое значение отводится творческому мышлению, а также коммуникабельности, волевым качествам, организаторским способностям, возможности легко переносить отрицательные эмоциональные воздействия.

Целью эмпирического исследования является проверка гипотезы о наличии психологических особенностей исполнительской деятельности юриста в процессе профессионализации. В группу психологических особенностей были выделены, как качественные, так и количественные, в частности статистически существенные различия относительно степени выраженности конкретных психологических личностных качеств, черт и свойств у обследуемых.

Методология и материалы исследования.

В качестве базы для проведения эмпирического исследования был выбран «ХХХ». Исследование было организовано в соответствии со следующими этапами:

- 1 этап: проведение психологической диагностики юристов, поступивши на работу не ранее последних 6 месяцев. Сроки проведения данного этапа: май 2019 г. - октябрь 2019 г.

- 2 этап: из всего объема результатов, полученных по итогам диагностики и проверок, были отобраны те данные, которые непосредственно относились к цели, сформулированной в рамках текущего эмпирического исследования.

- 3 этап: направлен на оценку качественных и количественных показателей, а также проведение статистического сравнения обследуемых экспериментального звена и контрольной группы в соответствии с параметрами использованных для данного исследования методик психологической направленности.

- 4 этап: мониторинг, рассмотрение и обобщение итоговых эмпирических данных, формулировка выводов и рекомендаций практического характера по результатам проведенной работы.

В качестве объекта данного эмпирического исследования выступают юристы, которые находятся в процессе профессионализации в системе МВД. В частности, выборка обследуемых составила 80 мужчин в возрасте от 21 до 30 лет, обладающих высшим образованием, поступивши на работу не ранее последних 6 месяцев. Группа участников была разделена на экспериментальную подгруппу (40 человек) и контрольную подгруппу (40 человек).

Экспериментальная подгруппа состояла из намеренно искажавших информацию при проведении анкетирования по вопросам исполнения прямых обязанностей и общего уровня профессионализации. Были выделены использованы определенные критерии для подбора кандидатов для данной группы из общего числа опрошенных (сюда не включены критерии, выделенные при описании выборки):

1) участник по завершении определенного теста или собеседования в целом, признавал, что в его ответах есть целенаправленное и намеренное искажение информации о его собственных ощущениях по результатам исполнительской деятельности в ходе профессионализации;

2) участник скрывал факт искажения информации в ответах при первичном анкетировании и собеседовании, однако по результатам анализа полученных данных выявлялись по крайней мере 2 ситуации, которые с высоким процентом вероятности показывали возможную несоответствующую действительности оценку собственных результатов исполнительской деятельности.

Контрольная подгруппа была представлена теми обследуемыми, чьи ответы по результатам анкетирования и собеседования были наиболее честными и откровенными, совпадая с объективной оценкой их исполнительской деятельности в процессе профессионализации. В данном случае были применены такие критерии отбора участников, как:

1) по итогам первичного анкетирования и собеседования не было выявлено фактов искажения информации в ответах или несоответствующих реальности оценок;

2) в собеседовании кандидат максимально развернуто отвечал на вопросы, а не ограничивался краткими вариантами «да» или «нет». В качестве примера приведем следующую ситуацию: участник на собеседовании после вопросов психолога о конфликтных ситуациях с коллегами, приводил в пример конкретные факты таких взаимоотношений. В случае, когда результаты собеседования соответствовали заявленным параметрам, ответы участника признавались откровенным и его утверждали в качестве обследуемого в указанном исследовании.

Базовым методом, который использовался в ходе проведения эмпирического исследования с целью выделения личностных психологических особенностей в процессе профессионализации юриста, стал опросный метод, реализованный на практике в виде следующих методик:

1. Методика СМИЛ, которая является адаптированной версией другого общеизвестного теста MMPI. Данное исследование основывается на сравнении показателей в экспериментальной и контрольной подгруппах, в частности по базисным шкалам методики оценивались следующие психологические особенности личности и степень их выраженности: невротический сверхконтроль, пессимистичность, оптимистичность, тревожность, импульсивность, мужественность, ригидность, интроверсия, эмоциональная лабильность, индивидуалистичность.

2. Методика КОТ (краткого ориентировочного теста), которая была использована при диагностировании уровня интеллектуального развития участников исследования. КОТ - это адаптированная версия теста Вандерлика. Структура этой версии теста отражает структуру общих способностей личности. В основе получения интегрального показателя по результатам теста лежит критерий обучаемости. Обучаемость выражается в общих способностях личности, проявляющихся в познавательной активности человека и новых знаниях, действиях, сложных формах деятельности, усвоенных им. В результате обработки полученных ответов теста были определены шесть основных интегральных показателей:

1) уровень интеллектуального развития,

2) способность обобщать и анализировать информацию,

3) возможность пространственного мышления,

4) минимальный уровень эмоциональной деструкции (т.е. высоко устойчивая мыслительная деятельность),

5) гибкие мыслительные процессы,

6) достаточная концентрация внимания.

3. Методика цветового выбора (МЦВ), являющаяся модифицированным и адаптированным вариантом теста Люшера. Автором указанной методики является Л.Н. Собчик. Данная модификация методики была апробирована в клинических условиях, и в рамках нормы (свыше 5000 проведенных исследований). Методика цветового выбора проводится в виде простого теста, который содержит восемь разноцветных карточек. Испытуемому предлагают провести ранжирование этих карточек, на основе его собственных предпочтений, от наиболее до наименее понравившегося. После нескольких минут отдыха, участник должен сделать еще один выбор. Суть теста заключается в том, что испытуемый, предположительно, отождествляет себя с теми цветами, которые он выбирает, что дает возможность оценить присущие человеку психологические особенности и реакции в различных жизненных сферах.

Для обработки и интерпретации данных по результатам применения указанных методик для проведения диагностики, были использованы качественный, количественный, а также статистический методы анализа. В качестве основных сравнительных критериев параметров экспериментальной подгруппы и контрольной подгрупп определены следующие критерии: X Колмогорова-Смирнова, / 2 Пирсона, критерий F Фишера.

Результаты эмпирического исследования.

1. Методика СМИЛ не выявила статистически существенных расхождений: критерий Колмогорова-Смирнова не позволил выявить различия показателей экспериментальной подгруппы в сравнении с показателями контрольной подгруппы по любой из десяти названных шкал. Максимальное расхождение показателей определено по шкале «Оптимистичности» (эмпирический показатель «х» 0,89, критическийий 1,36 на уровне р < 0,05). При этом статистически существенные расхождения установлены в дисперсиях (разбросе) результатов в шкалах «Импульсивности» и «Оптимистичности» на уровне р < 0,05. Вариативность эмпирических данных относительно шкалы «Импульсивности» в контрольные подгруппы превышает показатели экспериментальной, шкала «Оптимистичности» показала более высокий разброс данных в экспериментальной подгруппе. Таким образом, полученные данные не дают оснований для утверждения о том, что на исполнительскую деятельность юриста в процессе профессионализации влияют те или иные психологические черты, которые являются характерными для индивида с большей степенью выраженностии по какой-либо шкале в рамках методики СМИЛ. Это подтверждает и критерийй X Колмогорова-Смирнова. Однако, также можно сделать вывод о том, что гипотеза, заявленная перед началом исследования, частично находит свое подтверждение при проведении методики СМИЛ поскольку были установлены психологические отличительные особенности, различные для экспериментальной и контрольной подгрупп. Средние значения по результатам методики по всем шкалам в обеих подгруппах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения по базисным шкалам методики СМИЛ в экспериментальной и контрольной

подгруппах

Название шкалы Экспериментальная группа Контрольная группа

1. «Сверхконтроль» 51,33Т 49,73Т

2. «Пессимистичность» 49,98Т 50,00Т

3. «Эмоциональная лабильность» 52,45Т 50,3Т

4. «Импульсивность» 54,20Т 55,38Т

5. «Мужественность» 45,68Т 45,95Т

6. «Ригидность» 45,25Т 45,25Т

7. «Тревожность» 51,95Т 50,25Т

8. «Индивидуалистичность» 52,95Т 50,30Т

9. «Оптимистичность» 58,05Т 55,75Т

0. «Интроверсия» 45,60Т 46,23Т

Мметодикаа краткого ориентировочного теста также не выявила статистически существенных различий, также, как и по критерию Колмогорова-Смирнова не установлено расхождений ни по одной из шкал. Максимально расходящиеся значения касаются показателя интеллекта: «Обобщение и анализ информации» (эмпирическое значение «А» состаляет 0,78). Значение средних показателей по всем шкалам приведены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели средних значений интеллектуального развития по шкалам методики КОТ в экспериментальной и контрольной подгруппах

Название шкалы Экспериментальная подгруппа Контрольная подгруппа

Интегральный показатель 6,13 5,73

Способность к обобщению и анализу информации 5,73 5,10

Способность к пространственному мышлению 5,48 5,33

Отсутствие эмоциональной деструкции 5,08 4,50

Гибкость мыслительных процессов 6,70 6,45

Способность к концентрации внимания 3,75 3,75

Таким образом гипотеза, заявленная в эксперименте, может быть частично подтверждена по итогам проведения методики КОТ, в связи с тем, что удалось выявить психологические индивидуальные особенности, испытуемых в экспериментальной подгруппе от испытуемых в контрольной подгруппе — по 5 из 6 шкал методики КОТ экспериментальные обследуемые продемонстрировали более высокие показатели, но по шкале «Способность к концентрации внимания» показатели оказались разными. Кроме того, шкала «Интегральный показатель интеллекта» в экспериментальной подгруппе не дала результатов, которые свидетельствовали бы о более низком уровне интеллекта, при этом обследуемые в контрольной подгруппе продемонстрировали такие показатели.

При сравнении статистических показателей выборки в рамках Методики цветового выбора различий выявлено не было. Тем не менее удалось установить, что испытуемые в экспериментальной подгруппе выбирали красный цветы чаще любых других (каждый второй из группы помещал красный на первую или вторую позицию рейтинга), при этом участники в контрольной подгруппе отдавали предпочтение зелёному цвету (ровно половина, т.е. каждый второй испытуемый ставил зелёный цвет на первую или вторую позицию рейтинга). Испытуемые экспериментальной подгруппы ранжировали карточки с цветами на первых четырех позициях в следующим образом: 1 - жёлтый (12 из 40), 2 - красный (15 из 40), 3 - зелёный (13 из 40), 4 - синий (11 из 40). Испытуемые контрольной подгруппы ранжировали карточки с цветами на первых четырех позициях в следующим образом: 1 - желтый и зеленый (12 из 40), 2 - зелёный (11 из 40), 3 - желтый и фиолетовый (10 из 40), 4 - синий (10 из 40).

Выводы:

1. Экспериментальная гипотеза была частично подтверждена путем проведения выше указанных методик среди участников экспериментальной и контрольной подгрупп с целью выявления психологических особенностей исполнительской деятельности юристов в процессе профессионализации. Статистически существенные различия установлены не были (исключения составляют расхождения в дисперсиях по шкалам «Импульсивности» и «Оптимистичности» по методике СМИЛ), однако методика способствовала выявлению определенных качественных различий, которые отличают подгруппы, участвующие в исследовании. Все они подтверждают наличие психологических личностных особенностей, которые характеризуют исследуемых экспериментальной группы.

2. Ни по одной из шкал в рамках методики СМИЛ статистически существенные различия не выявлены. Существует различие дисперсий по шкалам «Импульсивности» и «Оптимистичности». Исследуемые контрольной подгруппы показали более высокий уровень вариативности «импульсивности», при этом экспериментальная подгруппа продемонстрировала более широкое разнообразие по шкале «оптимистичность». Полученные данные дают возможность сформулировать следующий вывод: при наличии низких или высоких (> 65Т) результатов по шкале «Импульсивности», а также показателей в пределах нормативных разбросов по шкале «Оптимистичности», юрист с более высокой вероятностью будет показывать более серьезные и эффективные результаты исполнительской деятельности; при низких или высоких результатах «Оптимистичности», а также средних результатах по шкале «Импульсивности» человек скорее всего будет демонстрировать сниженные показатели деятельности в рамках процесса профессионализации.

3. Ни по одной из шкал в рамках методики Краткого ориентировочного теста статистически существенных различий не выявлено. Гипотеза в данном случае была подтверждена частично: определены психологические особенности, которые отличают экспериментальную подгруппу от контрольной. По результатам установлены более высокие показатели интеллекта по всем шкалам кроме одной («Способность к концентрации внимания»), определяющей успешное протекание мыслительных процессов.

4. В рамках статистического анализа, проведенного по результатам Методики цветового выбора различий не обнаружено ни относительно ранжирования привлекательности конкретных цветов, ни по распределению этих цветовых вариантов в рамках конкретной позиции. Однако, в данном случае нам также удалось частично подтвердить гипотезу, в связи с тем, что удалось выявить качественные расхождения между экспериментальной и контрольной подгруппами. В частности, было установлено, что, юристы, показывающие более низкие и минимально удовлетворительные результаты исполнительской деятельности отдают предпочтение красному цвету, тогда как в контрольной подгруппе доминирующий цвет - зелёный.

5. Таким образом, появляется возможность для описания психологических особенности личности, способствующие более высокой эффективности исполнительской деятельности юристов в процессе профессионализации: средний уровень импульсивности, уверенность, а иногда и самоуверенность испытуемого в себе, высокий уровень самооценки, максимальная мотивация на достижение конечных результатов, уровень интеллекта значительно выше среднего, желание и рвение добиваться поставленных целей любыми методами, склонность к риску, необходимое самоуважение и уважение со стороны других значимых лиц.

6. При этом более низкие показатели исполнительской деятельности юриста в процессе профессионализации характеризуются такими психологическими особенностями, как: уровень уровень импульсивности выше среднего, уверенность, (не самоуверенность), высокий уровень пассивности личностных позиций, зависимость от мнения окружающих, сниженное чувство ответственности, не всегда высокий интеллект.

Литература:

1. Байрамуков Р.М. Психологические особенности личностного профиля юриста в исполнительской деятельности: теоретические аспекты // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 2. С. 301-304.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: ИздательствоАкадемия; 2009.

3. Лесин А.М. Психологическая структура инициативности студентов гуманитарных специальностей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7. № 1 (24).

4. Приказ Минобрнауки России № 1511 от 01.12.2016 (ред.от 11.01.2018) «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России № 45038 29.12.2016).

5. Пухарева Т.С. Социально-психологические установки и ценности в контексте профессионального развития юристов // Прикладная юридическаяпсихология. 2016. №1. С. 53-61.

6. Семенова Ф.О., Узденова А.М. Особенности психологической структуры исполнительской деятельности студентов вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 12. С. 108-114.

7. Семенова Ф.О., Узденова А.М. Исполнительская деятельность в языковых фреймах // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 10 (104). С. 144-148.

Психология

УДК 159.9.07

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

старший преподаватель Бисингалиева Жанара Амангельдыевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООТНОШЕНИЯ И ФУНКЦИЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, реализующего задачу изучения взаимосвязи показателей самоотношения и функций психологических границ.

Ключевые слова: самоотношение, психологических границы, функций психологических границ, оптимальное функционирование психологических границ.

Annotation. The article presents the results of an empirical study that implements the task of studying the relationship of indicators of self-relationship and the functions of psychological boundaries.

Keywords: self-attitude, psychological boundaries, functions of psychological boundaries, optimal functioning of psychological boundaries.

Введение. Социально-экономические процессы, происходящие в современном обществе, оказывают существенное влияние на личность и требуют от нее гибкого реагирования и психологической устойчивости. В установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций важнейшую роль играет отношение личности к собственному «Я», самоотношение, как регулятор поведения человека.

Проблему самоотношения исследовали как зарубежные (Р. Бернс, С. Куперсмит, М. Розенберг, Р. Вайли), так и отечественные (Д. Дембо, И.С. Кон, С.Р. Пантилеев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин и др.) ученые. Изучение структуры самоотношения, его развития, представляет огромный интерес, поскольку помогает приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

Изложение основного материала статьи. Самоотношение - это целостное и относительно постоянное чувство в адрес собственного Я, включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие, аутосимпатия и т.п.) в их биполярном выражении [4].

Психологические границы личности - это динамичное психологическое образование, отражающее степень доступности сознанию внешних по отношению к нему воздействий, трансформирующееся в результате непрерывного обмена между внешней и внутренней реальностью и выполняющее разнообразные необходимые для оптимального функционирования личности функции.

Т.С. Леви [1, 3] понимает формирование психологической границы как развитие осознанной избирательной интериоризации и экстериоризации, идущее по спирали от первозданной открытости младенца к осознанной, избирательной открытости. Соотнесение информации о состоянии внутренней и внешней реальности имеет вид последовательно сменяющих друг друга, противоположно направленных векторов: чувствительности к себе со стороны внутренней реальности и чувствительности к миру как результата взаимодействия с внешней реальностью.

Интериоризация и экстериоризация обеспечиваются благодаря сопряженной деятельности функций границ: не впускающая функция делает границы не проницаемыми для внешних вредных воздействий; полностью проницаемая - позволяет Я «слиться» с миром; вбирающая, втягивающая - способствует активному удовлетворению потребности; отдающая - позволяет выражать себя; сдерживающая -контейнирует внутренние импульсы. В совокупности функции границ представляют собой единый цикл развития как последовательного взаимодействия процессов обособления - концентрации -разотождествления - идентификации. Дисбалансированность функций относительно внутренних и внешних импульсов в онтогенезе приводит к трудностям в решении определенного вида задач взаимодействия с внешним миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.