- отсутствии колебаний и борьбы мотивов долга и личной выгоды;
- готовности к энергичным, смелым, неотступным действиям, бдительности, осмотрительности и разумной осторожности;
- собранности и готовности к неожиданностям, быстроте реакций, полном владении собой, устойчивости к риску [3, с. 174].
Экстремальными являются ситуации, которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности.
У сотрудников спецподразделений ФСИН России при выполнении боевых задач должна присутствовать способность поддерживать оптимальный уровень функционирования, возможность устранять возникающие внешние и внутренние угрозы, сохранять на дееспособном уровне выполнение служебно-боевых задач в обычных и экстремальных условиях. Это, в свою очередь, предполагает умение активировать личную систему обеспечения безопасности [4, с. 114] как комплекс мер, позволяющих человеку контролировать ряд внешних и внутренних параметров, обеспечивающих баланс со средой на телесном, энергетическом и информационном уровне в соответствии с жизненной целью, в нашем случае - в соответствии с содержанием профессиональной задачи.
В основе большинства представлений об экстремальных условиях жизнедеятельности, по мнению А. В. Пищелко, «... лежат конкретные острые события, сопровождающиеся нарушением психического, душевного или эмоционального равновесия» [5, а 12].
Как отмечает А. И. Папкин, познавательные, эмоциональные, морально-психологические и коммуникативные качества в совокупности характеризуют психологический потенциал сотрудников спецподразделений по отношению к деятельности в экстремальных ситуациях [6, а 67].
К значимым личностным качествам сотрудников спецподразделений ФСИН России относят: высокое чувство профессионального долга, чувство справедливости, принципиальность, честность, смелость, мужество, установка на соблюдение законности и служебной дисциплины. Все перечисленные проявления личности требуют прежде всего ее зрелости, гибкости, что обусловливает способность принимать решения в условиях дефицита времени, развитой волевой составляющей, устойчивости мотивационной сферы, адекватной самооценки, критичности.
А. М. Столяренко предлагает такую оценку личности сотрудникам уголовно-исполнительной системы: «.вести себя всегда и везде ответственно, по долгу и совести, быть верным моральным ценностям общества и профессиональной деятельности, постоянно сверять по ним свои отношения и поведение, защищать добро и справедливость, бороться со злом и несправедливостью. Поступать морально в экстремальных ситуациях не просто, но тот, кто морально не справляется с их трудностями, встает на путь трусости, отказа, обмана, лжи, измены, предательства, правонарушений» [3, с. 353].
Морально-психологическая подготовленность -один из высших показателей экстремальной подготовленности сотрудника, он, в свою очередь, является мощной внутренней силой, которая позволяет преодолевать трудности, сохранять личное достоинство в тяжелых испытаниях жизни и профессиональной деятельности. Отступление от моральных норм в экстремальных ситуациях зачеркивает все другие достоинства сотрудника, порождая проступки, правонарушения и даже преступления. Для того чтобы достичь зрелого, постконвенционального уровня морали, требуется социальная направленность личности, способность к эмпатии, развитые духовные качества. Можно говорить о том, что вся правоохранительная деятельность, по словам А. Г. Малышева, пронизана моралью. Он справедливо утверждает, что «психологический механизм действия права немыслим вне влияния морали: существует единство психологического действия правовых и моральных норм» [7].
Выполнение служебно-боевых задач порой может носить жесткий характер с реальной угрозой для жизни, поэтому нельзя надеяться на то, что сформированные и натренированные в обычных условиях умения и навыки постепенно приобретут необходимую устойчивость. Кроме того, выполнение сотрудниками спецподразделений ФСИН России других служебно-боевых задач, не связанных с боевыми действиями (охрана общественного порядка, сопровождение должностных лиц, проверка паспортного режима), также требует высокой психологической устойчивости, особых психологических качеств личности и способности переносить значительную эмоциональную нагрузку. Это, в свою очередь, требует развитых волевых качеств. Сотрудники психологической службы при подготовке сотрудников спецподразделений ФСИН России в горячую точку проводят ряд специальных мероприятий по формированию моральной и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях, а именно:
- информационную подготовку (сведения об этнографических особенностях региона, предыстории конфликта, особенностях оперативной обстановки и состоянии дел на современном этапе, о национальном характере и народных традициях и т. д.);
- мероприятия по выработке у каждого сотрудника убежденности в обоснованности целей и задач, стоящих перед отделом в период его пребывания в данном регионе (знание законов, регламентирующих их деятельность);
- выработку уверенности в гуманности и необходимости предпринимаемых мер по локализации и урегулированию конфликта;
- поддержку правовой и социальной защищенности каждого сотрудника и членов его семьи;
- подготовку к несению службы в неординарных условиях эмоциональной напряженности физического и огневого противоборства, в случае необходимости принимать и реализовывать самостоятельные решения, отработку особых специальных умений и навыков (оказание первой доврачебной помощи пострадавшему; общение с представителями конфликтующих сторон, предполагающее знание различных жестов и выражений);
- обучение умению располагать к себе граждан в процессе общения, вызывать у них чувство уважения.
В связи с этим психологи отделов специальных назначений ФСИН России разрабатывают программы психологической подготовки перед выездом в служебную командировку в зоны вооруженных конфликтов, которые включают в себя различные тренинги, направленные на умение быстро принимать решения, развитие волевой сферы, стратегий совладания с фрустрацией, эмпатии и харизматичности, устойчивой мотивации на выполнение служебных задач, контроль эмоций.
Следует упомянуть о внутренней устойчивой мотивации к самореализации как воина-профессионала. Деятельность в экстремальной ситуации и успешное выполнение служебной задачи являются хорошим «полигоном» для актуализации этого качества. Устойчивая мотивация и развитая волевая регуляция обеспечивают преимущество в экстремальной ситуации даже при относительно невысоко развитых физических качествах.
Исследования военных психологов и психологов, которые работают в области юридической психологии [8], подтвердили, что экстремальные факторы и ситуации у части людей, обладающих определенными качествами, подготовленностью и опытом, вызывают положительные изменения в психической деятельности и способствуют успеху
выполняемых действий. Основные виды таких изменений у сотрудников следующие:
- происходит интенсификация в сфере мотивации: усиливается мотивация достижений, желание испытать себя, самоутвердиться, а также появляются мотивы здорового честолюбия - стремление отличиться, быть замеченным, сформировать. социально значимое мнение о себе как о мужественном человеке, заслужить одобрение, награду. У части сотрудников, неоднократно побывавших в опасных, рискованных ситуациях, возникает экстремальная «адреналиновая зависимость», потребность и тяга к тому, чтобы еще раз пережить напряженную ситуацию;
- в познавательной сфере снижаются пороги ощущений, повышается активность сенсорной сферы (зрения, слуха, обоняния и др.), усиливается внимательность, осмотрительность; активизируется, ускоряется и структурируется мышление, повышается его системность, последовательность, прогностич-ность, появляется или усиливается интуитивность, повышаются мнестические способности;
- в эмоциональной сфере обостряются высшие чувства: личное достоинство, уважение к себе, порядочность, совесть; возрастает эмоциональный подъем, увлеченность, азарт, страсть, вера в свои силы и успех; устанавливается оптимальная интенсивность психологического стресса, повышенная толерантность, эмоциональная устойчивость к психогенным факторам;
- в волевой сфере: оптимальная мобилизованность, концентрация сил на решение задачи, внутренняя готовность к встрече с трудностями и их преодолению, повышение бдительности, большая настойчивость и упорство в достижении целей; проявления стойкости, мужества и готовности в ряде случаев к самопожертвованию;
- в психофизиологической сфере ускоряются адаптационные перестройки в организме, проявляется высокий уровень работоспособности, повышенная выносливость к дискомфортным условиям, устойчивость к заболеваниям, снижение болевой чувствительности.
Однако последствия экстремальных ситуаций могут быть не только позитивными, но и негативными. Эти изменения образуют целый комплекс в зависимости от вида экстремальных ситуаций, индивидуальных особенностей человека, стечения обстоятельств и других моментов. Негативные последствия образуют комплекс посттравматических расстройств в диапазоне от невротических реакций до пограничных и психотических. Мы можем предположить, что изначально (до экстремальной ситуации) неразвитые значимые и перечисленные
личностные качества обусловливают общую незрелость, слабую мотивационную и волевую сферы, невозможность развить высокие моральные качества. Это, в свою очередь, приводит к дистрессу, посттравматическому стрессововму расстройству и в дальнейшем к выраженным личностным искажениям, препятствующим продолжению профессиональной деятельности в УИС.
Позитивные последствия, как уже указывалось, выражаются в личностном росте и самореализации -ощущение собственной ценности, уверенность в своих силах, умение владеть собой, формирование новых жизненных приоритетов.
Проиллюстрируем изложенное примером эмпирического исследования. Были изучены психодинамические особенности личности сотрудников спецподразделений ФСИН России, отражающие существенные аспекты их личностного роста, которые неизбежно происходят в экстремальных условиях службы в спецподразделениях ФСИН России и в разных по экстремальности условиях. Альтернативой личностному росту в экстремаль -ных условиях службы, как уже указывалось, является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). В исследовании удалось экспериментально изучить и показать различия личностного роста в более экстремальных (Чеченская Республика) и менее экстремальных (г. Нальчик) условиях службы. Меньшая экстремальность ведет к накопительному, постепенному личностному росту, когда развитие протекает поступательно, с формированием готовности к изменениям и «плавным наращиванием» личностных качеств, обусловливающих эти изменения. Большая экстремальность ведет к обострению внутриличностного конфликта, каковой всегда присутствует у развивающейся личности в условиях меняющейся среды. Личностный рост при этом происходит «скачками», в соответствии с кризисным сценарием развития, то есть посредством энергии внутреннего конфликта внутри личности происходят некие «взрывы», порождающие новые качества [9].
Общая картина изменений психодинамики поведения сотрудников спецподразделений ФСИН России после возвращения из зоны вооруженного конфликта представляет два существенных момента:
- нарастание внутреннего конфликта между сознанием (боевой) самодостаточности и неосознаваемой острой потребностью понимания близким окружением;
- нарастание внутреннего конфликта между осознаваемой защищенностью, устроенностью и неосознаваемой социальной дезадаптацией.
Основным вектором изменения внутренней психодинамики, обусловливающей личностный рост сотрудников спецподразделений ФСИН России, является нарастающее глубинное противодействие между осознаваемым ростом самодостаточности и неосознаваемой острой потребностью в принятии близким окружением и самопринятии. Изменения личности сотрудников спецподразделений ФСИН России в период выполнения боевых задач по типу личностного роста происходят по двум основным направлениям:
- перестройка защитной сферы личности в направлении снижения сопротивления личностному росту;
- перестройка психодинамики базовых личностных свойств, направленная на принятие близким окружением и формирование нового, устойчивого социального статуса в новом качестве и на новом уровне личностного развития.
Данные были эмпирически подтверждены расчетом психодинамических коэффициентов Д. В. Сочив-ко по цветовым выборам теста Люшера [3, с. 104].
Научно подтвержденные знания о психологических особенностях сотрудников спецподразделений ФСИН России в измененных и экстремальных условиях жизнедеятельности, знание психодинамики личности этой группы позволяют разработать адекватную психокоррекцию, систему тренингов для подготовки, сопровождения и постэкстремального периода выполнения служебных задач.
Список литературы
1. Смирнова И. Н., Щербаков А. В. Совершенствование организационного обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1. С. 14-16.
2. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17-21.
3. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика : учеб. пособие. М., 2002. 554 с.
4. Секач М. Ф. Комплексный подход к обеспечению психологической безопасности в экстремальных ситуациях // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 113-117.
5. Пищелко А. В. Психосоциальная реабилитация работников органов внутренних дел после чрезвычайных ситуаций : учеб. пособие. Домодедово, 1998. 32 с.
6. Папкин А. И. Личная безопасность сотрудников ОВД. Тактика и психология безопасной деятельности. М., 1996.
7. Малышев А. Г. Морально-психологические особенности личности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. 2012. № 4. С. 148-149.
8. Социально-психологическая компетентность руководителя органа внутренних дел : учеб.-метод. пособие / М. И. Марьин [и др.]. М., 2005. 255 с.
9. Красикова Ю. Ю. Психодинамика личности сотрудников спецподразделений ФСИН России, участвовавших в выполнении служебно-боевых задач : дис. .канд. психол. наук. Рязань, 2007. 199 с.
10. Литвишков В. М., Корнеева Г. К., Семенов В. А. Психология деятельности сотрудников исправительных учреждений в экстремальных ситуациях: курс лекций. М., 2007. 92 с.
YULIA YURIEVNA KRASIKOVA,
phd in psychology,
head of the department of psychology of professional activity in penal system;
YULIA VALERIEVNA VLASOVA,
phd in psychology,
assistant professor of the department of psychology of professional activity in penal system
(Academy of the FPS of Russia) Е-mail: [email protected].
PERSONAL PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF THE STUFF OF THE SPECIAL FORCES OF FEDERAL PENAL ENFORCEMENT SERVICE OF RUSSIAN FEDERATION IN THE MODIFIED OR EXTREME STANDARDS OF LIVING
Annotation: the stuff of the special forces of Federal Penal Enforcement Service perform service and service-combat missions in the restoration of the constitutional order on the armed conflict territories. The successful activity in the extreme situation requires special measures for maintenance of the psychological and mental health. The level and the quality of the professional and moral-psychological training of the employees affect on psychodynamic aspects which reflect the essential moments of their personal growth, which will inevitably occur under extreme conditions of service in the special forces of the Federal penitentiary service of Russia and in different level of extreme conditions. The research allowed studying experimentally and showing the differences of the personal growth in more extreme service-combat and less extreme, current service conditions. The research is confirmed by the example of the empirical research.
Inevitable in the extreme conditions and connected with the personality development the personal psycho-dynamic traits of the stuff members of the special forces of Federal Penal Enforcement Service of Russian Federation were explored. The alternative way to the personality development in the service conditions is posttraumatic stress disorder (PTSD). The study shows the differences of personal growth in a more extreme (Chechen Republic) and less extreme (, Nalchik) conditions of service. The less extreme service conditions leads to cumulative, gradual personal growth when development proceeds onward, with the formation of readiness for change. The most extreme leads to the aggravation of intrapersonal conflict, which is always present in developing individual in changing conditions. Personal growth happens in accordance with the crisis scenario. By the internal conflict energy the transformation appears in the personality, generating the new features.
The pattern of the psychodynamic behavioral fluctuations of the stuff of the special forces of Federal Penal Enforcement Service of Russian Federation after returning from the zone of the armed conflict represent the two main issues:
- the increase in the internal conflict between the consciousness of the professional self-containment and unconscious critical need of the comprehension of the relatives
- the increase in the internal conflict between the conscious safety, establishment and unconscious social maladaptive behavior
The material was empirically confirmed by the calculation of the psychodynamic coefficients by the D.V. Sochivko based on the color selections of the Luscher test.
Key words: stuff of the special forces of the FPS of Russia, military-service issues, extreme circumstances, emergency situation, psychic health, psychological health, stress, distress, personal development, moral and psychological qualities of personality.
References
1. Smirnova I. N., Shcherbakov A. V. Sovershenstvovanie organizacionnogo obespechenija bezopasnosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. [Imporoving the organizational security of the penal system ]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal Law, 2014, no. 1. pp. 14-16.
2. Dubrovina I. V. Psihicheskoe i psihologicheskoe zdorov'e v kontekste psihologicheskoj kul'tury lichnosti [Psychic and psychological health in the context of psychological culture of the personality]. Vestnik prakticheskoj psi-hologii obrazovanija - Reporter of the practical psychology of the education, 2009, no. 3, pp. 17-21.
3. Stoljarenko A. M. Ekstremal'naja psihopedagogika [Extreme psychopedagogy]. Moscow, 2002, p. 554.
4. Sekach M. F. Kompleksnyj podhod k obespecheniju psihologicheskoj bezopasnosti v jekstremal'nyh situacijah. [Sekach M.F. The Complex approach to the psychological safety in extreme situations]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2010, no. 3. pp. 112-117.
5. Pishhelko A. V. Psihosocial'naja reabilitacija rabotnikov organov vnutrennih del posle chrezvychajnyh situacij [The psychological rehabilitation of the stuff of the internal affairs agencies after the emergency situations]. Domodedovo, 1998, 32 p.
6. Papkin A. I. Lichnaja bezopasnost' sotrudnikov organov vnutrennih del: Taktika i psihologija bezopasnoj dejatel'nosti [The personal safety of the stuff of the internal affairs agencies: the tactics and the psychology of safe activity]. Moscow, 1996, p. 67.
7. Malyshev A. G. Moral'no-psihologicheskiie osobennosti lichnosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossiyskoj Federatcsii [Moral and psychological characteristics of the Russian Federation penal officer's personality]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2012, no. 4, pp. 148-149.
8. Mar'in M. I., Petrov V. E., Adaev A. I., Borenko A. V. Social'no-psihologicheskaja kompetentnost' ruko-voditelja organa vnutrennih del [Social-psychological competency of the chief of the internal affairs authority]. Moscow, 2005, 255 p.
9. Krasikova Y. Y. Psihodinamika lichnosti sotrudnikov specpodrazdelenij FSIN Rossii, uchastvovavshih v vypolnenii sluzhebno-boevyh zadach. Dis. kand. psiholog. nauk [Psychodynamics of the personality of the stuff of the Federal penal enforcement service, participationg in military-service issues. Cand. psychological sci. diss.] Rjazan, 2007, 199 p.
10. Litvishkov V. M., Korneeva G. K., Semenov V. A. Psihologija dejatel'nosti sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij v jekstremal'nyh situacijah [Psychology of activity of the stuff of penal enforcement service in extreme situations]. Moscow, 2007, 92 p.
УДК 343 .83 ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ СТРЕЛКОВ,
ББК 67.409.13 преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС
С84 (Академия ФСИН России)
Е-шай: [email protected].
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА И НАДЗОРА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Реферат: в статье рассматриваются основные аспекты подготовки молодых специалистов уголовно-исполнительной системы, а также некоторые, наиболее важные их особенности в области организации режима и надзора. Поднимаются актуальные проблемные вопросы, с которыми сталкиваются молодые специалисты, придя на службу в практические органы, так как именно на первоначальном этапе у сотрудника закладываются те основы поведения, которые впоследствии будут определять его работу. Обращается внимание на недостаточное знание должностных обязанностей, а также психологическую неготовность некоторых выпускников к принятию самостоятельных управленческих решений в пределах своей компетенции, слабое представление о конкретике работы, следствием чего может являться некачественное исполнение ими своих обязанностей, попадание в зависимость к осужденным и возможное преждевременное разочарование в выбранной профессии.
Учитывая актуальность рассматриваемой специализации, связанную с ее непосредственной направленностью на подготовку практических работников для учреждений и органов, исполняющих наказания, в статье описываются наиболее характерные особенности, на которые следует делать акцент при подготовке молодых специалистов. Помимо правовой, обращается внимание на необходимость более углубленной практической и психологической подготовки молодых специалистов, перечисляются те навыки, развитие которых имеет первостепенное значение при обучении будущих сотрудников исправительных учреждений. Так, указывается на необходимость в ходе прохождения практики оказывать конкретную помощь сотрудникам дежурной смены, а не ограничиваться наблюдением за их работой. Рассматривается вопрос психологической готовности действовать в нестандартных, а порой в чрезвычайных ситуациях. Обращается внимание лиц, ответственных за обучение, на недопущение формального подхода руководителей исправительных учреждений к прохождению в них практики обучающимися.
В заключение статьи приводится четкий перечень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать молодой специалист в области режима и надзора, необходимых для его успешной работы на практике.
Ключевые слова: режим, надзор, осужденные, молодые специалисты, законность, исправительные учреждения, уголовно-исполнительная система.
Организация режима и надзора в исправительных учреждениях - сложная и во многом уникальная специализация, без которой сегодня невозможно представить систему подготовки молодых специалистов для уголовно-исполнительной системы. Уникальность данной специализации заключатся в ее практической ценности, так как именно она позволяет подготовить молодых сотрудников непосредственно к деятельности в практических органах и учреждениях УИС на различных должностях в отделах безопасности. С момента создания и по настоящее время отделы безопасности исправительных учреждений призваны не только организовывать режим, надзор за осужденными, профилактировать причинение ущерба здоровью, жизни сотрудников исправительных колоний, осужденных и иных граждан, но и обеспечить достижение основной цели - исполнение наказания [2].
Режим является основным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы и ареста. В нем отражается отношение общества и государства к лицам, поправшим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам. Режим в местах отбывания наказаний - категория общественная, социальная, правовая [1]. Именно поэтому изучение установленного порядка исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях -режима является важнейшей и наиболее насущной дисциплиной для будущих сотрудников отделов безопасности, оперативных и воспитательных отделов исправительных учреждений, так как эти службы в первую очередь обеспечивают нормальное функционирование учреждений и достижение ими целей уголовно-исполни-тельного законодательства Российской Федерации.
Оттого, насколько качественно происходила подготовка молодых специалистов в области организации режима и надзора, во многом зависит начальный, самый важный этап их службы, так как ни для кого не секрет, что как раз на первоначальном этапе у сотрудника закладываются те основы поведения, которые впоследствии будут определять его службу. В связи с этим важно уделить процессу подготовки молодых специалистов в области организации режима и надзора пристальное внимание.
Главное в деятельности любого сотрудника уголовно-исполнительной системы - строжайшее соблюдение законности при исполнении своих обязанностей. Безусловно, соблюдение законности и прав человека имеет большую значимость для нашего общества вообще и для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в частности в период ее реформирования. Закон является основой деятельности исправительных учреждений. Из принципа законности вытекает обязанность должностных лиц и всех сотрудников строго соблюдать нормы законодательства. Законность служит основным методом государственно-властных функций, важнейшим средством обеспечения охраны субъективных прав и реализации юридических обязанностей подозреваемых, обвиняемых, осужденных [4].
Однако большинство молодых сотрудников, приходя на службу, недостаточно серьезно относятся к изучению своих должностных обязанностей, равно как и к изучению нормативной базы, регламентирующей их службу. Прямым следствием такой легкомысленности являются как нарушения служебной дисциплины самим молодым сотрудником, так и выполнение им «чужой» работы, которую пытаются взвалить на него сотрудники других отделов и служб, тем самым облегчив себе работу. Таким образом, отвлекаясь на выполнение посторонних просьб и заданий, молодой сотрудник не успевает в должной мере решать те задачи, которые поставлены непосредственно перед ним в рамках служебной деятельности, что приводит к неудовлетворительным результатам несения службы, а нередко и к дисциплинарным взысканиям. Необходимо отметить, что такие слабо подготовленные в правовом плане специалисты нередко становятся потерпевшими от действий осужденных, которые, пользуясь юридической неграмотностью молодых сотрудников, могут спровоцировать их на неправомерные действия, включая применение физической силы в отношении осужденного, доставку запрещенных предметов или разглашение информации с ограниченным допуском. Следовательно, первоочередной задачей при под-
готовке специалистов в области организации режима и надзора в исправительных учреждениях должно являться изучение нормативной базы, регламентирующей деятельность отдела безопасности и других отделов и служб исправительного учреждения, а также изучение и твердое знание обучаемыми обязанностей всех лиц дежурной смены, участвующих в надзоре, и иных должностных лиц учреждения с целью недопущения молодыми сотрудниками ситуации, при которой им придется исполнять несвойственные для них обязанности.
Как было указано, главной особенностью в процессе подготовки молодых специалистов в области режима и надзора является практическое направление специализации, то есть максимальная приближенность к условиям прохождения дальнейшей службы. Основное внимание в процессе обучения следует уделять практико-ориентирован-ному подходу к подготовке будущих сотрудников исправительных учреждений, который должен включать в себя:
- теоретическую подготовку обучающихся в рамках лекционных и семинарских занятий с обязательным проведением всех форм контроля текущей успеваемости;
- закрепление знаний, полученных на лекциях и семинарах, в рамках практических занятий в специально оборудованных учебных аудиториях, где размещаются учебные рабочие места, с обязательной отработкой вариантов действий молодых сотрудников в различных ситуациях, в том числе нестандартных, когда необходимо принимать быстрые и нетипичные решения без ущерба для себя и для нормальной деятельности исправительного учреждения, а также разбор ситуаций, когда ущерб нормальной деятельности исправительного учреждения уже нанесен и необходимо срочно принять меры для нормализации сложившейся обстановки;
- отработка навыков, полученных обучаемыми на практических занятиях, путем выезда в учреждения ФСИН России, ознакомление будущих сотрудников с особенностями несения службы на различных объектах с учетом специфики учреждения.
Следующей особенностью подготовки молодых специалистов в области организации режима и надзора в исправительных учреждениях является психологическая подготовка будущих сотрудников к работе в экстремальных условиях. Ни для кого не секрет, что осужденные, особенно лица, которые имеют несколько судимостей и провели в местах лишения свободы большую часть жизни, - превосходные психологи. Кроме того, неоднократно судимых и особо опасных рецидивистов отличают чрезвычайно завышенный уровень притязаний, гипертрофированное самомнение. Они причисля-