Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРИ АДАПТАЦИИ В РАЗНЫХ ФАЗАХ ПАНДЕМИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРИ АДАПТАЦИИ В РАЗНЫХ ФАЗАХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологические особенности личности / адаптация / тревожность / фазы пандемии / psychological characteristics of personality / adaptation / anxiety / pandemic phases

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е В. Бахадова, О Д. Беляева

В статье обсуждается проведенное исследование психологических особенностей личности, проявляющихся при адаптации личности к пандемии «COVID-19». Выделены три фазы пандемии: активная фаза (2020 год), пассивная фаза (2021 год) и фаза снятия ограничений (2022 год), где в каждой из фаз протекания выявляется уровень адаптации и уровень тревожности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е В. Бахадова, О Д. Беляева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE INDIVIDUAL, MANIFESTED DURING ADAPTATION IN DIFFERENT PHASES OF A PANDEMIC

The article discusses the study of psychological characteristics of personality, manifested during the adaptation of personality in the pandemic «COVID-19». Three phases of the pandemic have been identified: the active phase (2020), the passive phase (2021) and the phase of lifting restrictions (2022), where the level of adaptation and the level of anxiety of the population are revealed in each of the phases.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРИ АДАПТАЦИИ В РАЗНЫХ ФАЗАХ ПАНДЕМИИ»

ПСИХОЛОГИЯ

PSYHOLOGY

УДК 159.9

doi: 10.52470/2619046X_2023_3_73

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРИ АДАПТАЦИИ В РАЗНЫХ ФАЗАХ ПАНДЕМИИ

Е.В. Бахадова, О.Д. Беляева

Аннотация. В статье обсуждается проведенное исследование психологических особенностей личности, проявляющихся при адаптации личности к пандемии «COVЮ-19». Выделены три фазы пандемии: активная фаза (2020 год), пассивная фаза (2021 год) и фаза снятия ограничений (2022 год), где в каждой из фаз протекания выявляется уровень адаптации и уровень тревожности населения.

Ключевые слова: психологические особенности личности, адаптация, тревожность, фазы пандемии.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE INDIVIDUAL, MANIFESTED DURING ADAPTATION IN DIFFERENT PHASES OF A PANDEMIC

E.V. Bakhadova, O.D. Belyaeva

Abstract. The article discusses the study of psychological characteristics of personality, manifested during the adaptation of personality in the pandemic «COVID-19». Three phases of the pandemic have been identified: the active phase (2020), the passive phase (2021) and the phase of lifting restrictions (2022), where the level of adaptation and the level of anxiety of the population are revealed in each of the phases.

Keywords: psychological characteristics of personality, adaptation, anxiety, pandemic phases.

Актуальность темы исследования связана со значительными трансформациями времени, социального и личного пространства человека в период, начавшейся для нас с 2020 г. и до сегодняшнего дня. Пандемия коронавирусной инфекции, ставшая цивилизационным вызовом для всего мира, оказалась в центре внимания биологов, медиков, психологов, экономистов, социологов, найдя свое отражение в многочисленных исследованиях. Перед психологическим сообществом встал вопрос о положении человека и его трудностях, его самочувствии, адаптации и качестве жизни в новых условиях. Выявить и проследить изменения, связанные с разворачивающейся проблемной и не стабильной, то нарастающей, то утихающей эпидемиологической ситуацией, проследить изменения отношений человека к условиям пандемии, его социальной адаптацией оказалось крайне важным, в связи с необходимостью и организации психологической помощи в условиях неопределенности, и постоянно возникающими реакциями на опасность для человека.

Будучи достаточно сложным социальным процессом, адаптация включается в разные грани жизни человека. Если рассматривать адаптацию как процесс, то она подразумевает под собой приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к реальной, социальной среде. Социальная адаптация - процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения [5], что понимается как перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой уметь приспосабливаться к различным требованиям данной среды [2]. Все это свидетельствует о том, что именно адаптация является одним из самых важных психологических процессов в период пандемии.

Человеку в период пандемии приходилось принимать непривычные решения по организации своей жизни, быта и работы, сталкиваясь с новой ситуацией, сложившейся вокруг. Но каждый человек обладает уникальными психологическими особенностями и по-особенному проходит адаптацию, хотя условия, зачастую диктуют некоторые общие тенденции для способности к выживанию. Психологические особенности личности - это «обобщенное понятие, которое включает в себя направленность личности, особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, характера, темперамента, познавательной деятельности, стереотипы поведения и эмоционального реагирования». Широкое распространение данное понятие получило в современной психологии и медицине, направленной на изучение личности человека, впервые же понятие «индивидуально-психологические особенности» употребил Френсис Гальтон в конце XIX в. [1].

Необходимо также принимать во внимание эмоциональный компонент психологической сферы личности. Тревога стала одной из центральной из характеристик данной сферы в этот период, проявляя себя как психологическая характеристика личности. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам», которая рассматривается либо как личное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то, и другое одновременно [4].

За период пандемии было немало исследований, направленных на изучение эмоциональных проблем населения страны. Это такие работы, как: «Опрос о психологических особенностях переживания неопределенности пандемии COVID-19» И.Г. Скотникова, П.И. Егорова, Ю.Л. Дубинской и Л.С. Жиганова, работа М.А Падун, поднимающая такую важную тему, как «COVГО-19: риск психической травматизации среди медицинских работников». Вопросом развития аффективной сферы в условиях пандемии задавались Н.Е. Харламенкова, Д.А. Никитина, Ю.В. Быховец и др. [3].

В данном исследовании для того, чтобы проследить динамику изменений в ходе пандемии, динамику тенденций в развитии эмоциональных состояний и динамику самоотношения человека, были выделены этапы проявление пандемии коронавирусной инфекции, которые можно условно разделить на несколько фаз или периодов протекания: активная фаза, пассивная и фаза снятия ограничений. Данные фазы были выделены на основании изменений в социальной сфере нашей жизни, а именно: ограничение в передвижении, продление карантина или полное его снятие, изменения в учебной деятельности - введение дистанционного обучения и т.д.

Активная фаза пандемии связана с ее вторжением в общественную жизнь, когда достаточно быстро из привычного образа жизни населению пришлось перейти к соблюдениям мер предосторожности по заражению, начиная с марта 2020 г.: ношение средств индивидуальной защиты (СИЗ), ограничение перемещений, включая общественный транспорт и блокировку социальных карт), измерение нормы температурного режима, закрытие границ

и перелётов. Все эти нюансы достаточно стремительно вошли в нашу жизнь. Высокий процент заражаемости, неизвестность и от ситуации, и от болезни в целом, - всё это привело к активным разработкам вакцины и к карантину, а точнее - к переходу на удаленную работу из дома и дистанционное обучение школьников и студентов средних специальных и высших учебных заведений. Так можно охарактеризовать активную фазу пандемии.

Следующий этап - это пассивная фаза. Ее период пришелся на лето и осень 2021 г. Началось постепенное снятие ограничений, перчатки стали необязательны в общественном транспорте, частично сохранялись удаленные форматы работы и обучения, работодателям было разрешено часть сотрудников оставить в дистанционном формате в сочетании с возвращением к обычному режиму занятости. В эту фазу общая эпидемиологическая картина не становилась принципиально лучше, однако пошла положительная тенденция в связи с введением вакцины в оборот. Активная вакцинация населения начала положительно влиять на психологическое состояние населения, но по-прежнему оставалось чувство неопределённости. Отчасти новый вирус становился привычным, но прогноз по-прежнему оставлял всех в неизвестности.

Последним этапом мы считаем фазу снятия ограничений. Этот период начался с конца января - начала февраля 2022 г. Полностью были сняты любые ограничения, всё возвращалось в привычный ритм жизни, дистанционное обучение снималось, как и средства индивидуальной защиты, хотя пандемия еще окончательно не была побеждена.

Целью исследования стало изучение психологических особенностей личности, проявляющихся при адаптации в разных фазах пандемии. Объектом исследования стала социальная адаптация личности, предметом исследования - уровень тревожности личности при адаптации в разных фазах пандемии. Гипотезами исследования выступили следующие предположения:

- с каждой фазой пандемии уровень адаптации личности будет повышаться;

- уровень тревожности личности будет значительно выше в активную фазу пандемии;

- уровень тревожности личности будет взаимосвязан с уровнем её адаптации.

В исследовании приняли участие 44 испытуемых в возрасте от 18 до 23 лет, которые исследовались три раза, в разные фазы пандемии: с марта 2020 г. по февраль 2022 г. Задачи разделения респондентов в группе по полу поставлено не было.

Изучение психологических особенностей личности, проявляющихся при адаптации в разных фазах пандемии, было выстроено следующим образом: все респонденты отвечали на вопросы двух методик три раза - на каждом этапе исследования. Был использован следующий психодиагностический инструментарий: тест «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджер и Р. Даймонд, который позволил определить интегральный уровень адаптации личности; «Тест Тревожности» Ч.Д. Спилберга (в адаптации Ю.Л. Ханина), позволивший определить состояния личностной и ситуативной тревожности, где личностная тревога (личностная тревожность) - это оценка в стабильных аспектов личности, то есть её наклонность к беспокойству, оценка чувства спокойствия, безопасности и уверенности; ситуационная тревога (ситуативная тревожность) - это оценка текущего состояния тревоги, которое измеряет, как себя чувствует респондент в данную минуту, прямо сейчас, оно использует субъективные чувства, такие как страх, нервозность, напряжение, беспокойство.

Группа статистических методов выявляла значимые различия и корреляционные связи и представлена следующими инструментами: Г-критерием различий Вилкоксона, для двух измерений связной выборки испытуемых; Г-критерий Фридмана, для трех измерений связной выборки испытуемых; коэффициент корреляция Пирсона. Различия считались достоверными при уровне значимости Н< 0,05.

Рисунок 1. Соотношение уровней интегрального уровня адаптивности респондентов по группам адаптации в каждой фазе пандемии

Поученные данные по выборке показали, что уровень адаптации от фазы к фазе менялся, были выделены несколько групп по уровню адаптации: группа с более высоким уровнем адаптации, группа со средним уровнем адаптации и группа с более низким уровнем адаптацией (рисунок 1). Обращает на себя внимание тот факт, что средние показатели у группы с более высоким уровнем адаптации примерно одинаковые в каждую из фаз пандемии (70.67, 71,22 и 71.59 баллов), такая же картина и у группы со средним уровнем адаптации (52,25 и 53,1 баллов). Группа же респондентов с пониженным уровнем адаптации показывает самый низкий уровень в пассивную фазу пандемии. (3,5 и 35,33 баллов) и чуть выше в активную фазу. Но при этом такая группа отсутствуют в фазу снятия ограничений. Статистические значимые различия (Г-критерием различий Вилкоксона на уровне значимости р<0,01) между высоким и низким уровнем адаптации наблюдается во всех фазах развития пандемии (рисунок 1).

Если обратить внимание на распределение респондентов в этих группах, то можно заметить, что в пассивную фазу наибольшее количество респондентов (14%) имеет низкую адаптацию. После активной фазы пандемии падает количество респондентов с высоким уровнем адаптации (с 55% до 40%), как и количество оптимистов, и возрастает количество пессимистов. Тогда как наибольшее количество высокого уровня адаптации показывают те же самые респонденты в фазу снятия ограничений, они составляют уже 82 %, а также прослеживается полное отсутствие группы с низким уровнем адаптации. Эта неожиданная ситуация, такой резкий сдвиг, свидетельствует о том, что респонденты адаптировались к третьей волне пандемии, внешние условия при снятии всех ограничений были знаком освобождения и переключения внимания с пандемии на другие объекты (рисунок 2).

Рисунок 2. Распределение респондентов в процентном соотношении по уровню адаптации в разные фазы пандемии

Лично стная тревожно сть

70 60 50 40 30 20 10 о

61,36

54,6

57,5

37,89

37,82

30,5 30,5 31

II II II

Акт Фаза Пандемии Пасс. Фаза Пандемии Снятие ограничений □ Гр. Повыш Тревожности □ Гр. Нормы ■ Гр. Пониж. Тревожности

Рисунок 3. Показатели уровня личностной тревожности у респондентов

в разные фазы пандемии

Таким образом, первая гипотеза о том, что с каждой фазой пандемии уровень адаптации личности будет повышаться, доказана частично, так как ко второй пассивной фазе она снизилась, но затем в динамике, к третье фазе, мы видим ее повышение.

Далее были выделены результаты личностной и ситуативной тревожности по каждой из фаз пандемии и сравнены с уровнем адаптации в каждый период, что можно наблюдать на рисунках 3 и 4.

Рисунки отражают изменения по ситуативной и личностной тревожности в каждую фазу пандемии, где респонденты разделены на группы по уровню тревожности: «повышенной», «нормативной и «пониженной» тревожности. Важно обратить внимание на то, что личностная тревожность так же, как и ситуативная тревожность, в период пассивной фазы увеличивались. Такие показатели можно объяснить тем фактором, что на период (примерно октябрь 2021 г., когда началось холодное время года и третья волна пандемии) было много неизвестных факторов. Вставал вопрос: вернется ли дистанционное обучение и работа, будут ли внесены изменения по передвижению на транспорте (нужны ли будут маски и перчатки) и т.д. В тот момент фокус внимания был смещен на себя и своё личностное отношение, переживание данной ситуации, из этого вытекает повышенная личностная тревожность, но из-за неоднозначности ситуации и ситуационная тревожность также повышалась. Между всеми показателями были обнаружены значимые различия (Г<0,01).

Рисунок 4. Показатели уровня ситуативной тревожности у респондентов

в разные фазы пандемии

Уровень тревожности за три фазы Пандемии

60

48,95

Акт .Фаза Пандемии Пасс. Фаза Пандемии Снятие ограничении

ЕН Ситуативная I I Личностная -Линейная (Ситуативная).........Линейная (Личностная)

Рисунок 5. Показатели уровня ситуативной и личностной тревожности респондентов

в разные фазы пандемии

Были выведены обобщенные показатели уровня ситуативной и личностной тревожности за все три фазы пандемии. Исследование показывает, что уровень тревожности в динамике от активной фазы к пассивной фазе пандемии увеличивается, в особенности личностная тревожность (рисунок 5). Подобное положение объясняется такими условиями того периода, как неопределённая ситуация социальной среды и личностные переживания во второй волне заболевания, связанные с определенным полученным опытом первой волны, а также переживания, насколько «работает» вакцинация, стоит ли ею пользоваться, нужна ли последующая повторная вакцинация и т.п.

Однако в период снятия ограничений уровень тревожности - как ситуативной, так и личностной - сильно падает. Наблюдаются значимые различия между всеми тремя показателями личностной тревожности (Г<0,026) и показателями ситуативной тревожности (Г<0,021). Механизм снижения тревоги, по всей видимости, как и в случае с повышением уровня адаптации, связан со снижением напряженности в обществе. Таким образом, вторая гипотеза о том, что уровень тревожности личности будет значительно выше в активную фазу пандемии, оказалась опровергнутой, так как наиболее высокий уровень тревожности, как ситуативной, так и личностной, пришёлся на пассивную фазу пандемии.

80

Акт Фаза Пандемии Пасс. Фаза Пандемии Снятие ограшгчений □ Адаптация □ Личностная Тревожность □ Ситуативная Тревожность

Рисунок 6. Соотнесение уровней адаптации, ситуативной и личностной тревожности

в разные фазы пандемии

Далее мы соотнесли уровни ситуативной и личностной тревожности и адаптации в разные фазы пандемии (рисунок 6).

Каждая фаза имеет свое соотношение уровня адаптации и уровня тревожности, полученные данные наглядно показывают обратную взаимосвязь между уровнем адаптации и уровнем тревожности: чем выше адаптация, тем ниже тревожность, и наоборот. В последнюю фазу, при снятии ограничений, это расхождения показало себя наиболее ярко: при более низкой тревожности люди легче адаптируются, приспосабливаются к социальным условиям. Используя коэффициент корреляции Пирсона, была выявлена отрицательная взаимосвязь между интегральным показателем адаптации и ситуативной и личностной тревожностью в целом (таблица 1). Наиболее яркие результаты отмечаются в последнюю фазу пандемии, при снятии всех ограничений, где р=0,000** и р=0,05*.

Полученные данные позволили доказать третью выдвинутую гипотезу, гласившую, что чем выше уровень адаптации испытуемых, тем ниже уровень тревожности, что описывается обратной корреляционной связью показателей.

Таблица 1

Взаимосвязь между всеми уровнями личностной и ситуативной тревожности и уровнями адаптации в разные фазы пандемии, выделенная с помощью коэффициента корреляции Пирсона

Pearson Correlation Актфаз Личност.Тр Пасфаз Личност.Тр Снятиефаз Личност.Тр Актфаз Ситуат.Тр Пасфаз Ситуат.Тр Снятиефаз Ситуат.Тр

Активная фаза Адаптация -,802** ,000 -,766** ,000 -,583** ,004 -754** ,000 -,613** ,002 -,518* ,013

Пассивная фаза Адаптация -802** ,000 -754** ,000 -581** ,005 -,762** ,000 -596** ,003 -,491* ,020

Снятие огр. Адаптация -,831** ,000 -746** ,000 -575** ,005 -767** ,000 -612** ,002 -,469* ,028

Таким образом, было проведено исследование психологических особенностей личности, проявляющихся при адаптации личности в пандемии «COVID-19», выделены три фазы протекания адаптации в условиях пандемии: в активную фаза (2020 г.), пассивную фазу (2021 г.) и в фазу снятия ограничений (2022 г.). Выявлено, что с каждой последующей фазой пандемии уровень адаптации имеет общую динамику к повышению, но это процесс не протекает линейно, а зависит от социальных условий, потому выдвинутая гипотеза о повышении уровня адаптации со временем движения пандемии будет повышаться доказана частично. Аналогично доказано, что уровень тревожности не имеет линейной зависимости, и не имеет наибольшего значения в активную фазу пандемии, что опровергает выдвинутую гипотезу, и так же указывает на обусловленность такой особенности социальной ситуацией, развивающейся в пассивную фазу пандемии. И только утверждение о том, что уровень тревожности личности будет взаимосвязан с уровнем её адаптации, оказалось верным, так как обнаружена повсеместная обратная корреляционная связь между этими показателями.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что социальная ситуация и ее восприятие населением имеет не менее важное значение, наряду с эпидемиологической обстановкой, для формирования психологических особенностей и реагирования личности на в условиях пандемии.

Библиографический список

1. Двинин А.П., Романченко И.А. Психодиагностика. СПб., 2015.

2. Проблемы социальной психологии личности. Саратов, 2008.

3. СкотниковаИ.Г., ЕгороваП.И., Огаркова (Дубинская)Ю.Л., ЖигановЛ.С. Психологические особенности переживания неопределенности при эпидемии covid-19 // Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 2.

4. Хорни К. Тревожность // Собрание сочинений: в 3 т. М., 1997. Т. 2.

5. ЦиткиловП.Я. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов. М., 2011.

Е.В. Бахадова

кандидат психологических наук

доцент кафедры психологи и педагогики образования Институт психологии им. Л.С. Выготского

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва E-mail: bach-ev@ mail.ru

О.Д. Беляева

Институт психологии им. Л.С. Выготского

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.