Научная статья на тему 'Психологические особенности личности осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении'

Психологические особенности личности осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
634
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОНИИ-ПОСЕЛЕНИЯ / ОТКРЫТАЯ И СКРЫТАЯ ФОРМА ДИАГНОСТИКИ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / COLONIES-SETTLEMENTS / OPEN AND LATENT FORM OF DIAGNOSIS / PSYCH DIAGNOSTIC PERSONALITY RESEARCH / SUICIDAL RISK / PREVENTIVE REGISTRATION / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ежова Олеся Николаевна

Статья посвящена рассмотрению основ функционирования колонии-поселения и психологических особенностей личности осужденных, содержащихся в исправительном учреждении данного типа. В статье прослеживаются этапы развития и формирования современного института колоний-поселений. Особое внимание уделено существующему противоречию между необходимостью применения мер, направленных на профилактику рецидивной преступности, тенденцией к гуманизации уголовной политики нашего государства и ростом правонарушений со стороны осужденных, содержащихся в колониях-поселениях. Выделяются характерные особенности личности осужденных, которые изучаются в процессе психодиагностического исследования, а также при помощи других методов, которые могут быть использованы для получения информации о личности осужденного. Характеризуются категории осужденных, которым в колониях-поселениях следует уделять особое внимание с целью профилактики совершения ими правонарушений. Анализируется характер преступлений, за которые осужденным суды назначают наказание в виде лишения свободы в колониях-поселениях. Основное содержание статьи составляет анализ суицидального риска и степени заострения тех или иных личностных особенностей трех категорий осужденных, совершивших различные виды преступлений. Рекомендации, сформулированные в статье, а также перечень мероприятий, которые следует включить в программу индивидуальной воспитательной работы с осужденными в колониях-поселениях, имеют несомненную практическую значимость и могут быть использованы при подготовке осужденных к ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE PERSONALITY OF CONDEMNED, DELIVERING PUNISHMENT IN COLONY-SETTLEMENT

The article is devoted to the consideration of the basis for the functioning of the colony-settlement and the psychological characteristics of the personality of convicts held in a correctional institution of this type. The article traces the stages of development and formation of the modern institute of colonies-settlements. Particular attention is paid to the existing contradiction between the need to apply measures aimed at the preventing recidivism, the tendency to humanize the criminal policy of our state and the growth of offenses on the part of convicts held in colonies-settlements. The characteristic features of the personality of convicts are identified, which are studied in the process of psych diagnostic research, as well as other methods that can be used to obtain information about the personality of the convict. It describes the categories of convicts who should be given special attention in the colonies-settlements to prevent them from committing offenses. The nature of the crimes for which the convicted courts are sentenced to imprisonment in settlement colonies is analyzed. The main content of the article is an analysis of suicidal risk and the degree of sharpening of certain personal characteristics of the three categories of convicts who have committed various types of crimes. The recommendations formulated in the article, as well as the list of activities that should be included in the program of individual educational work with convicts in colonies-settlements, have undoubted practical significance and can be used in preparing convicts for re-socialization.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности личности осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

Ежова Олеся Николаевна

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, д. 24в, e-mail: e-olesja2008@mail.ru

Olesya N. Еzhova

Candidate of Psychology, Associate Professor, Professor of the Department of penitentiary psychology and pedagogics,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: e-olesja2008@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В КОЛОНИИ-ПОСЕЛЕНИИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основ функционирования колонии-поселения и психологических особенностей личности осужденных, содержащихся в исправительном учреждении данного типа.

В статье прослеживаются этапы развития и формирования современного института колоний-поселений. Особое внимание уделено существующему противоречию между необходимостью применения мер, направленных на профилактику рецидивной преступности, тенденцией к гуманизации уголовной политики нашего государства и ростом правонарушений со стороны осужденных, содержащихся в колониях-поселениях.

Выделяются характерные особенности личности осужденных, которые изучаются в процессе психодиагностического исследования, а также при помощи других методов, которые могут быть использованы для получения информации о личности осужденного.

Характеризуются категории осужденных, которым в колониях-поселениях следует уделять особое внимание с целью профилактики совершения ими правонарушений.

Анализируется характер преступлений, за которые осужденным суды назначают наказание в виде лишения свободы в колониях-поселениях.

Основное содержание статьи составляет анализ суицидального риска и степени заострения тех или иных личностных особенностей трех категорий осужденных, совершивших различные виды преступлений.

Рекомендации, сформулированные в статье, а также перечень мероприятий, которые следует включить в программу индивидуальной воспитательной работы с осужденными в колониях-поселениях, имеют несомненную практическую значимость и могут быть использованы при подготовке осужденных к ресоциализации.

Ключевые слова: колонии-поселения, открытая и скрытая форма диагностики, психодиагностическое исследование личности, суицидальный риск, профилактический учет, профилактика правонарушений.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE PERSONALITY OF CONDEMNED, DELIVERING PUNISHMENT IN COLONY-SETTLEMENT

Summary. The article is devoted to the consideration of the basis for the functioning of the colony-settlement and the psychological characteristics of the personality of convicts held in a correctional institution of this type.

The article traces the stages of development and formation of the modern institute of colonies-settlements. Particular attention is paid to the existing contradiction between the need to apply measures aimed at the preventing recidivism, the tendency to humanize the criminal policy of our state and the growth of offenses on the part of convicts held in colonies-settlements.

The characteristic features of the personality of convicts are identified, which are studied in the process of psych diagnostic research, as well as other methods that can be used to obtain information about the personality of the convict.

It describes the categories of convicts who should be given special attention in the colonies-settlements to prevent them from committing offenses.

The nature of the crimes for which the convicted courts are sentenced to imprisonment in settlement colonies is analyzed.

The main content of the article is an analysis of suicidal risk and the degree of sharpening of certain personal characteristics of the three categories of convicts who have committed various types of crimes.

© 2019 Ежова О. Н.

The recommendations formulated in the article, as well as the list of activities that should be included in the program of individual educational work with convicts in colonies-settlements, have undoubted practical significance and can be used in preparing convicts for re-socialization.

Keywords: colonies-settlements, open and latent form of diagnosis, psych diagnostic personality research, suicidal risk, preventive registration, crime prevention.

На современном этапе развития нашего общества отмечается гуманизация уголовной политики России, которая проявляется в сокращении сферы применения наказания в виде лишения свободы за счет применения альтернативных мер и дифференциации подхода при вынесении приговора (гуманность закона в отношении лиц, которые не совершили тяжкие преступления).

В связи с этим количество осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, значительно выросло. Удельный вес осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, составляет около 5-7 % от общей численности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы [1]. На 1 мая 2018 г., несмотря на уменьшение количества колоний (с 127 до 126), в колониях-поселениях содержалось 34,9 тыс. человек, что на 118 человек больше, чем в 2017 г. [2].

История колоний-поселений как вида исправительных учреждений пенитенциарной системы современной России началась в 1963 г., однако предпосылкой возникновения учреждений этого вида, как отмечает Н. А. Стручков, можно считать наказание в виде ссылки на поселение, у которого правила режима во многом напоминали условия содержания в колонии-поселении [3, с. 198].

Предшественниками института колоний-поселений современного типа следует также считать:

- учреждения переходного типа, созданные в постреволюционной России по аналогии с ирландской прогрессивной системой отбывания наказания в виде лишения свободы;

- исправительно-трудовые лагеря со льготным режимом, а впоследствии исправительно-трудовые колонии Советского Союза 1950-х гг. с облегченным режимом.

Колонии-поселения делятся на учреждения для двух типов осужденных (ч. 2 ст. 128 УИК РФ):

1) тех, кто совершил преступления в силу обстоятельств, по неосторожности, или имел умысел, но последствия не были выше средней тяжести (при этом они ранее не отбывали наказание в виде лишения свободы);

2) осужденных к отбыванию наказания в колонии со строгим или общим режимом, заслуживших своим примерным поведением смягчения меры воздействия, и осужденных, ранее уже отбывавших наказание в виде лишения свободы и совершивших преступление по неосторожности.

В настоящее время согласно норме ст. 128 УИК РФ в колониях-поселениях отбывают наказание в виде лишения свободы осужденные:

а) за преступления, совершенные по неосторожности (если ранее не отбывали наказание в виде лишение свободы);

б) за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести лица (если ранее не имели судимости);

в) за преступления, совершенные по неосторожности (ранее отбывали наказание в виде лишение свободы);

г) переведенные из колоний общего и строгого режима в порядке смягчения меры воздействия.

Осужденные, которые переводятся из исправительных колоний общего и строгого режима,

должны соответствовать следующим требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 78 УИК РФ:

- отбыли не менее одной четвертой срока, назначенного по приговору суда, в колонии общего режима;

- отбыли не менее одной трети срока, назначенного по приговору суда, в колонии строгого режима.

Необходимость отбытия определенного срока в исправительной колонии общего и строгого режимов связана с требованием достижения определенной степени исправления осужденного, которую определяет администрация учреждения на основе оценки личности осужденного и его поведения в местах лишения свободы. Необходимым критерием оценки является положительное поведение осужденного: наличие поощрений и отсутствие взысканий (взыскание снимается через год после его наложения). Следует отметить, что законодательно не закреплено содержание понятия «положительная характеристика поведения осужденного», поэтому при оценке поведения осужденного также учитываются: соблюдение правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, в котором содержался осужденный; отношение к трудовой и учебной деятельности,

а также к государственному и личному имуществу; участие в различных мероприятиях, проводимых в исправительном учреждении; отношения с сотрудниками и другими осужденными (отсутствие конфликтов).

Формального деления условий содержания в колонии-поселении нет: все осужденные отбывают наказание в равных условиях. Однако положительно характеризующиеся осужденные могут проживать вместе с семьей на территории колонии-поселения или за ее пределами, а к нарушителям регламентированных норм поведения может быть применен запрет на свободное перемещение в свободное от работы время на срок до одного месяца (выход за пределы общежития).

Как показывают результаты исследования, проведенного Д. В. Горбанем и В. Е. Южаниным, 92,3 % опрошенных сотрудников колоний-поселений утверждают, что проживание вне колонии стимулирует у осужденных стремление к законопослушному поведению и исправлению (62,2 % опрошенных осужденных подтвердили, что стремились к получению этой возможности) [4, с. 25].

В последнее время отмечается тенденция увеличения количества правонарушений со стороны осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях. Как отмечает М. Ю. Рожкова, на территории колоний-поселений совершается 33,92 % преступлений от общего числа преступлений, зарегистрированных в УИС [5]. Это связано с мягкостью условий и отсутствием надлежащего режима в колониях-поселениях, ростом количества осужденных, которые в них содержатся, непродолжительностью их пребывания и ухудшением их личностных и криминогенных характеристик [6, с. 25].

В качестве проблемного вопроса выступает вопрос об изоляции в колонии-поселении осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Рассматриваемое обстоятельство относится к периоду с момента направления в суд необходимых материалов об изменении им вида исправительного учреждения с колонии-поселения на исправительную колонию до вступления решения суда об этом в законную силу.

На практике отмечается, что зачастую в этот период данные осужденные, совершают побеги, которые в силу разных психологических, мотивационных особенностей не всегда возможно предотвратить мероприятиями воспитательного характера.

Поскольку осужденные могут несколько раз подавать апелляцию на судебное решение, данный период может затянуться на несколько месяцев. Оснований для изоляции и ограничения установленного порядка передвижения таких осужденных законом не предусмотрено [7, с. 39]: как уже отмечалось выше, в колониях-поселениях осужденные отбывают лишение свободы в одних и тех же условиях (ч. 2 ст. 128 УИК РФ), что создает трудности изоляции в них злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания.

Эффективность воспитательного воздействия в колонии-поселении из-за ограниченности во времени в гораздо большей степени зависит от понимания личностных особенностей осужденного.

Представления о личности осужденного в колонии-поселении должны складываться из результатов наблюдения (открытая (гласная) форма диагностики), психодиагностического исследования (полускрытая форма диагностики, так как часть тестов и их интерпретация находятся в открытом доступе) и оперативной профилактики (скрытая (негласная) форма диагностики).

Психологическая диагностика позволяет выявить возможность противоправного поведения осужденных на ранних стадиях развития с целью постановки их на профилактический учет.

При изучении личности осужденных внимание уделяется следующим особенностям:

- мотив поведения (выделяют мотив достижения успеха и мотив достижения неудач);

- черты личности;

- акцентуация характера;

- способность к адаптации;

- способность совладать со стрессом;

- степень конфликтности;

- способ эмоционального реагирования (импульсивный/сдержанный);

- характер общения с другими людьми;

- наличие аддиктивного поведения (алкогольная, наркотическая, игровая и иная зависимость);

- склонность к побегам и другим видам противоправного поведения;

- потребности и интересы.

Особого внимания в колониях-поселениях требуют следующие категории осужденных:

- склонные к совершению краж (высокая степень криминальной зараженности), хулиганских действий (конфликтность, импульсивность, несдержанность, склонность к употреблению спиртных напитков), побегов (импульсивность, не любят подчиняться; не задумываются о последствиях своих поступков);

- имеющие отклонения в психике;

- употребляющие психоактивные вещества;

- уклоняющиеся от учета;

- ранее судимые за побеги из исправительных учреждений;

- готовящиеся к освобождению;

- допускающие самовольные отлучки из колоний-поселений;

- относящиеся недобросовестно к своим производственным обязанностям.

Психологическая диагностика осужденных осуществляется:

- в отношении вновь прибывшего в учреждение;

- при принятии решения о бесконвойном передвижении или о предоставлении отпуска с выездом;

- при постановке или снятии с профилактического учета;

- при назначении осужденного на должность;

- при переводе в другое исправительное учреждение;

- при принятии решения о предоставлении осужденного к условно -досрочному освобождению;

- при подаче прошения о помиловании.

При составлении характеристики на вновь прибывшего осужденного используются опросник суицидального риска, проективные методики, позволяющие определить самооценку осужденного и его умение контролировать свои эмоции в стрессовых и конфликтных ситуациях (методика «Человек под дождем»), методика Шмишека, позволяющая определить акцентуацию характера.

Указываются наличие попыток самоубийства и членовредительства, отношение к работе или учебе, стоял ли на учете у специалистов, жалобы на состояние здоровья, оценивается его умение находить компромиссные решения в сложных ситуациях, основные черты личности (степень доверчивости, коммуникабельности, осторожности, рассудительности, целеустремленности, способность принимать самостоятельные решения, решать проблемы и подчиняться, отношение к критике).

При предоставлении права бесконвойного передвижения или при предоставлении отпуска с выездом оцениваются наличие отклонений в поведении и психике, самооценка и самоконтроль, способ поведения в стрессовых ситуациях, настроение, эмоциональная устойчивость, чувствительность в отношении тех негативных событий или неудач, которые предположительно могут случиться или произойти, отношение к традиционным ценностям, характер межличностных отношений, реакция на критику и отношение к работе, ориентация на соблюдение социальных норм и правил.

При назначении на должность акцент делается на степень общительности, активности, конфликтности, эмоциональной устойчивости, на проблемы адаптации, уровень личностной тревоги, уровень самооценки, наличие черт лидера, предпочтительный вид деятельности.

При постановке и снятии с профилактического учета - черты характера, степень эмоциональной устойчивости, характер отношений с окружающими, повышенная чувствительность к каким-либо проявлениям в отношении себя, наличие психических отклонений и склонность к определенным видам деятельности, характер адаптивных способностей.

При снятии с учета в случае большого срока отбывания наказания оценивается длительность срока, во время которого осужденный не допускал правонарушений, признание вины, степень активности участия в жизни отряда.

По итогам психодиагностического обследования психологом даются рекомендации.

Нами было проведено исследование на базе федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 12» УФСИН России по Оренбургской области». Колония предназначена для отбывания наказания в виде лишения свободы лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавших наказания в виде лишения свободы, а также впервые осужденных за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести. Лимит колонии-поселения составляет 450 осужденных (мужчин и женщин), которые проживают в отдельных общежитиях. Общая численность персонала согласно штатному расписанию составляет 44 человека.

На профилактическом учете в ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области состоят 34 осужденных, 35 % из которых составляют осужденные, склонные к совершению побега, 24 % - склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; 15 % - склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов; по 12 % - склонные к посягательствам на половую неприкосновенность и склонные к совершению суицида и членовредительства.

В ходе проведенного нами сравнительного анализа преступлений, за которые осужденные отбывают наказание в ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области, были выявлены наиболее часто встречающиеся виды преступлений за период 2016-2018 гг. (см. таблицу 1).

Таблица 1

Виды преступлений, за которые отбывают наказание осужденные в колонии-поселении

2016 г. 2017 г. 2018 г.

ст. 158 «Кража»

ст. 318 «Применение насилия в отношении представителя власти»

ст. 222 «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ст. 161 «Грабеж»

ст. 322 «Незаконное пересечение Государственной границы РФ»

ст. 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»

ст. 116 «Побои» ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»

ст. 119 «Угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью»

ст. 112 - Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

ст. 157 «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»

ст. 159 «Мошенничество»

ст. 205 «Террористический акт»

ст. 258 «Незаконная охота» ст. 314 «Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера»

ст. 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» ст. 134 «Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста»

ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью»

ст. 319 «Оскорбление представителя власти»

ст. 151 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий»

ст. 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»

ст. 109 «Причинение смерти по неосторожности»

Как видно из таблицы, за последние три года расширился перечень и изменился характер преступлений, за которые осужденным суды назначают наказание в виде лишения свободы в колониях-поселениях.

Мы проанализировали особенности личности трех групп осужденных (по 6 человек в каждой):

- осужденных по ст. 157 УК РФ - за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (женщины 30, 35 и 36 лет и мужчины 35, 38 и 45 лет);

- осужденных по ст. 158 УК РФ - за кражу (мужчины 22, 26, 39, 42, 43 лет и женщина 27 лет);

- осужденных по ст. 318 УК РФ - за применение насилия в отношении представителя власти (мужчин 28, 28, 33, 41, 45 и 47 лет).

Выбор этих групп определен частотой совершения подобных видов преступлений осужденными.

Психологические особенности личности осужденных мы анализировали по результатам двух методик:

- Опросник суицидального риска;

- 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла.

Результаты, полученные в группах с помощью Опросника суицидального риска, представлены на рисунке 1.

-1-1-1-1-1-1-1-1-

Д А У Н СП СКБ М ВП АФ

-•-ст. 318 -»-ст. 157 -*-ст. 158

Рис. 1. Средние значения показателей, полученных у осужденных с помощью методики

«Опросник суицидального риска»

Опросник суицидального риска (далее - ОСР) содержит 29 вопросов и позволяет выявить у осужденных не только склонность к суициду, но и личностные черты, которые могут этому способствовать: демонстративность (Д); аффективность (А); восприятие всего, что происходит с ним в жизни, как явления исключительного - уникальность (У); несостоятельность (Н); социальный пессимизм (СП); слом культурных барьеров (СКБ); фиксация на неудачах при максимизации ценности всех потерь - максимализм (М); отсутствие умений и навыков планирования своего будущего - временная перспектива (ВП); чувство долга и ответственности за близких - антисуицидальный фактор (АФ).

У 44 % осужденных отмечается средний уровень суицидального риска, у 50 % - уровень низкий или ниже среднего и только у 6 % существует при определенных обстоятельствах риск суицида (осужденный по ст. 318 УК РФ).

У 83 % лиц, осужденных за злостное уклонение от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей или детей (ст. 157 УК РФ), вне зависимости от показателей по другим шкалам отмечаются максимально высокие показатели по шкале «антисуицидальный фактор», что свидетельствует о сформированном у этой категории осужденных отрицательном отношении к такому способу решения жизненных проблем и боязни физических страданий. Кроме того, такие люди при неблагоприятных жизненных ситуациях показывают хорошие результаты при коррек-ционной работе. Парадокс, который связан с тем, что, несмотря на то что данный показатель отражает наличие чувства долга и ответственности за близких людей, осужденные отбывают наказание по ст. 157 УК РФ (не заботятся о детях или родителях), объясняется тем, что все испытуемые данной группы склонны к употреблению спиртных напитков, при этом у большинства из них отмечается социальный пессимизм и склонность к аффектам, что под действием алкоголя представляют дополнительный риск.

При подготовке осужденных к ресоциализации следует обратить внимание на осужденных, имеющих проблемы с временной перспективой. Это может быть связано либо с неумением планировать свою жизнь (таких осужденных в рамках индивидуальных консультаций или во время групповой работы следует этому обучать), либо с сильными переживаниями по поводу настоящей ситуации (они могут испытывать даже глобальный страх неудач и поражений в будущем на фоне чувства неразрешимости возникшей проблемы).

Для определения у осужденных степени заострения тех или иных личностных особенностей (выделение черт личности осуществлялось нами на основе факторного анализа) мы использовали сокращенный вариант 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла (97 вопросов), обработка результатов осуществлялась с помощью психодиагностической программы Psychometric Expert - 9.0.6. Сокращенный вариант позволяет выявить не 16, а 13 личностных черт.

Анализ результатов теста показал, что у большинства осужденных отмечается нормальный уровень развития интеллекта (72 %), у 28 % он повышенный (чаще встречается у осужденных за кражу - 50 %). Наибольшее количество осужденных с эмоциональной стабильностью отмечается среди осужденных, применивших насилие в отношении представителя власти, у осужденных, совершивших кражу данный показатель нестабилен. Все категории осужденных имеют либо нормальное стремление к лидерству, либо повышенное (61 % и 39 % соответственно).

Осужденные первой группы отличаются средним уровнем нормативности поведения, а в двух других группах - по 17 % свободно трактующих правила для своей выгоды.

Смелость и дерзость у всех осужденных имеет нормальные и завышенные показатели, аналогичная картина и с потребностью в других - самостоятельностью, и со степенью самостоятельности осужденных (67 % и 33 % соответственно).

Подозрительность у осужденных третьей группы находится на среднем уровне, в двух других группах у части осужденных она повышенная (у 33 % в первой группе, у 50 % - во второй).

Расчетливость в большей степени присуща осужденным, отбывающим наказание за кражу (67 %), во второй группе таких осужденных у осужденных 33 %, а в первой группе у всех отмечается нормальный уровень.

У 5 % осужденных третьей группы (кража) отмечается самоуверенность и отсутствие чувства вины за свои проступки, во второй группе - средний уровень, а в первой этот показатель нестабилен.

Во всех группах у 33 % осужденных отмечается консерватизм и приверженность традициям.

Для 17 % осужденных из второй группы характерна импульсивность, в остальных группах отмечается нормальный или завышенный уровень способности контролировать свои желания (83 % и 17 % соответственно у осужденных первой группы и 50 % и 50 % - третьей).

Таким образом, осужденные, применившие насилие в отношении представителя власти, характеризуются эмоциональной устойчивостью (наибольшее количество осужденных), средним уровнем нормативности поведения, средним уровнем расчетливости, способны контролировать свои желания, часть из них подозрительны (33 %), консервативны, некоторые склонны обвинять себя.

Осужденные за кражу в меньшей степени, чем все остальные осужденные, имеют риск суицида, не испытывают чувства вины за свои проступки, имеют различный уровень эмоциональной стабильности, могут для своей выгоды свободно трактовать правила поведения, существующие в обществе, в меру подозрительны, в большинстве своем расчетливы (67 %), 50 % из них способны контролировать свои желания.

У осужденных за злостное уклонение от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей или детей отмечаются качества, способствующие высокому риску суицидального поведения (для них характерен социальный пессимизм, склонность к аффектам и употреблению спиртных напитков), но у них сформировано отрицательное отношение к такому способу решения жизненных проблем, как суицид, и присутствует боязнь физических страданий. Часть из них ради выгоды могут нарушать правила поведения (17 % из них свободно трактуют правила поведения для своей выгоды), принятые в обществе, расчетливы, придерживаются традиций, импульсивны, половина осужденных этой группы - склонны к подозрительности.

Профилактике правонарушений в колониях-поселениях способствуют: обеспечение осужденных трудовой занятостью и вовлеченность их в культурно-массовую деятельность; обеспечение различных видов надзора за осужденными (наблюдение, психологическая работа и средства оперативно-розыскной деятельности); неформальная индивидуальная работа; формирование мотивации к законопослушному поведению за счет предоставления возможности жить осужденным вместе со своей семьей как на территории колонии-поселения, так и за ее пределами.

Итогом нашего исследования стала разработка перечня мероприятий, которые следует включить в программу индивидуальной воспитательной работы с осужденными в колониях-поселениях.

1. Формирование у осужденных активной жизненной позиции (привлекать к соревновательным видам деятельности; подбор вида деятельности, вызывающего положительное отношение осужденного; способствовать повышению самооценки; поощрять стремление к лидерству; при необходимости использовать наказания, связанные с ограничением или лишением определенных благ; вовлекать в процесс подготовки и принятия решений).

2. Активизация потребности в деятельности (помогать в выявлении профессиональных способностей, задатков; формировать у осужденного динамически развивающиеся перспективы -ближнюю, среднюю и дальнюю; совместно с осужденным анализировать прямые и побочные результаты и последствия его деятельности; мобилизовать положительные начала личности, работать над укреплением связей с родными; работать над нейтрализацией психических состояний, тормозящих активное включение в предстоящую деятельность).

3. Повышение устойчивости волевой сферы за счет достижения согласования целей, мотивов, способов действия, способов достижения результатов (воспроизводить условия неожиданного возникновения сложных условий, требующих немедленного реагирования; вводить в деятельность осужденных элементы внезапности, новизны, изменчивости; обучить методам активного самовнушения; формировать решимость в преодолении трудностей).

4. Развитие нравственного самоконтроля над влечениями (развивать стремления изменить конкретные формы своего поведения через самоутверждение личности на основе конкретных

позитивных поступков и через выявление определенных качеств личности как непосредственного объекта коррекции за счет совершенствования системы мотивов, побуждающих к работе над собой посредством бесед, рассказов, обсуждений кинофильмов, книг, жизненных примеров, в которых раскрываются волевые качества, помогающие преодолевать трудности и собственные недостатки; обучать методам саморегуляции; осуществлять периодический контроль за установлением и развитием межличностных отношений; совмещать в воспитательных программах методы стимулирования и торможения; оказывать помощь в самовоспитании, поощрять за достигнутые результаты в самосовершенствовании).

5. Снижение уровня тревожности и страха (создать ощущения комфорта и безопасности; работать над формированием адекватной самооценки; учить планировать будущее, чтобы быть к нему готовым; рекомендовать тренинг стрессоустойчивости, дыхательную гимнастику, упражнения, направленные на развитие волевой мобилизации; в отношениях избегать двусмысленности и неопределенности).

6. Профилактика суицидального поведения (работать над формированием гуманистического (созидательного) мировоззрения, правосознания; помочь сформировать смысл жизни, планы на будущее; работать над повышением статуса осужденного путем привлечения к общественной жизни отряда и колонии, принимая во внимание его способности и интересы; в процессе индивидуально-воспитательной работы путем анализа кризисной ситуации снизить значимость существующих проблем на основе жизненных примеров других людей, показать, что переживания осужденного не являются уникальными; оказывать необходимую помощь при организации переписки с родственниками; проводить работу по формированию адекватной самооценки).

7. Ресоциализация дезадаптированной личности (ориентировать на позитивные элементы окружающей среды; формировать у осужденного собственную систему ценностных ориентаций и отношений с окружающими; включать осужденного в трудовые бригады, в которых преобладает «актив»; вырабатывать стойкие положительные формы поведения; выявить набор новых ситуаций, которые осужденный способен разрешить).

Библиографический список

1. Ежова О. Н. Профилактика деструктивного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 3(39). С. 73-79.

2. Теория государства и права / под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2011. Т. 1. 516 с.

3. Ильин И. А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993. 235 с.

4. Муслумов Р. Р. Правовое сознание личности: учебное пособие. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2013. 83 с.

5. Соколов Н. Я. Профессиональное правосознание юристов. М.: Наука, 1988. 224 с.

6. Шерменев М. А. Деформация профессионального правосознания сотрудников УИС (общеправовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 173 с.

7. Щегорцов В. А. Социология правосознания: монография. М.: Мысль, 2010. 174 с.

References

1. Ezhova O. N. Profilaktika destruktivnogo povedeniya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Prevention of penal off^e^ destructive behaviour]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie ,ispravlenie [Institute bulletin: crime, punishment, correction], 2017, no. 3 (39), pp. 73-79 [in Russian].

2. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of Government and Rights]. In M. N. Marchenko (ed.). Moscow, 2011, т. 1, 516 p. [in Russian].

3. Il'in I. A. O sus^bnosti pravosoznaniya [On the esse^e of legal ranstiousness]. Mosww, 1993, 235 p. [in Russian].

becthhk cm

4. Muslumov R. R. Pravovoe soznanie lichnosti: uchebnoe posobie [Legal consciousness of person]. Ekaterinburg: Ural'skiy federal'nyy universitet, 2013, 83 p. [in Russian].

5. Shermenev M. A. Deformatsiya professional'nogo pravosoznaniya sotrudnikov UIS (obshche-pravovoy analiz). Diss. kand. yurid. nauk [Deformation of professional sense of justice of UIS officers (general legal analysis). Candidate's of Law thesis], Vladimir, 2006, 173 p. [in Russian].

6. Sokolov N. Ya. Professional'noe pravosoznanie yuristov [Professional legal awareness of lawyers]. Moscow: Nauka, 1988, 224 p. [in Russian].

7. Shchegortsov V. A. Sotsiologiya pravosoznaniya: monografiya [Sociology of legal awareness]. Moscow: Mysl', 2010, 174 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.