Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕГИТИМИЗАЦИИ АГРЕССИИ У МОЛОДЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕГИТИМИЗАЦИИ АГРЕССИИ У МОЛОДЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГИТИМНАЯ АГРЕССИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Д. Е., Грушко Н. В.

Статья посвящена результатам исследования, в ходе которого были обнаружены значимые взаимосвязи легитимной агрессии и таких феноменов, как самоотношение и автономия личности. При этом было выявлено, что фактором легитимизации агрессии является безличная каузальная ориентация личности. Помимо исследования, авторами представлены результаты пилотажного тренинга, который направлен на профилактику и коррекцию агрессивного поведения у студентов в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF LEGITIMIZATION OF AGGRESSION AMONG YOUNG INTERNET USERS IN SOCIAL NETWORKS

The article is devoted to the results of a study that revealed significant relationships between legitimate aggression and such phenomena as self-attitude and personal autonomy. At the same time, it was revealed that the impersonal causal orientation of the individual is a factor in legitimizing aggression. In addition to the study, the authors present the results of an aerobatic training, which is aimed at preventing and correcting aggressive behavior among students in social networks.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕГИТИМИЗАЦИИ АГРЕССИИ У МОЛОДЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 3. С. 18-23. УДК: 159.99

DOI: 10.24147/2410-6364.2021.3.18-23

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕГИТИМИЗАЦИИ АГРЕССИИ У МОЛОДЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Д. Е. Козлова, Н. В. Грушко

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Статья посвящена результатам исследования, в ходе которого были обнаружены значимые взаимосвязи легитимной агрессии и таких феноменов, как самоотношение и автономия личности. При этом было выявлено, что фактором легитимизации агрессии является безличная каузальная ориентация личности. Помимо исследования, авторами представлены результаты пилотажного тренинга, который направлен на профилактику и коррекцию агрессивного поведения у студентов в социальных сетях.

Ключевые слова: легитимная агрессия; самоотношение; автономия личности; профилактика и коррекция агрессивного поведения.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF LEGITIMIZATION OF AGGRESSION AMONG YOUNG INTERNET USERS IN SOCIAL NETWORKS

D. E. Kozlova, N. V.Grushko

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

The article is devoted to the results of a study that revealed significant relationships between legitimate aggression and such phenomena as self-attitude and personal autonomy. At the same time, it was revealed that the impersonal causal orientation of the individual is a factor in legitimizing aggression. In addition to the study, the authors present the results of an aerobatic training, which is aimed at preventing and correcting aggressive behavior among students in social networks.

Keywords: legitimate aggression; self-attitude; personal autonomy; prevention and correction of aggressive behavior.

В современном коммуникативном пространстве, а конкретно социальных сетях, существует тенденция проявления агрессивных форм поведения, в особенности среди молодежи. Агрессия в киберпространстве является легитимной, так как негативная обратная связь в сетях не всегда может быть направлена на объект, который вызвал у конкретного коммуникатора гнев, это может быть отреагирование отрицательных эмоций, которое невозможно в реальной жизни и которое может повлечь за собой целую волну ответной агрессии. Самоотношение и автономия личности также являются детерминантами легитимизации агрессии - целостность представлений о себе, согласованность всех ее компонентов могут приводить в гармонию самодетерминацию личности, что, в свою

очередь, может иметь влияние на нивелирование агрессивных импульсов или их трансформацию в конструктивную агрессивность, направленную на достижение цели и преодоление трудностей.

С. Н. Ениколопов и Н. В. Чудова отмечают, что легитимная агрессия проявляется как компонент образа «Я», и как представление о позитивной роли насилия в жизни человека, и как избегание принятия ответственности на себя в ситуациях фрустрации [1]. Различным видам деструктивного поведения в сетевых сообществах дано название - «киберагрес-сия», которая означает форму девиантного поведения в интернет-среде. К нему относятся оскорбления, манипулирование, агрессивные нападки, преследование посредством коммуникативных технологий [2]. Как правило,

© Козлова Д. Е., Грушко Н. В., 2021 18

агрессоры в интернет-коммуникации, рассчитывая на анонимность, не предполагают какую-либо ответственность за свои действия, т. е. демонстрируют феномен безличной каузальной ориентации, который свидетельствует о низкой автономии личности. Низкий уровень автономии личности характеризуется трудностями при контакте с окружающими, наличием социальной тревожности, неуверенностью в общении. Также эта форма поведения получила название «феномен социального растормаживания», когда люди, не опасаясь потенциального наказания и неодобрения, позволяют себе гораздо больше, чем привыкли в обычной жизни, где они несут ответственность за свои поступки и высказывания [3].

Также в ходе исследования феноменов легитимной агрессии, самоотношения и личностной автономии студентов нами изучены различные подходы к профилактике и психокоррекции агрессии; выбраны конкретные приемы для практического взаимодействия со студентами.

Практическая часть работы была представлена следующими видами деятельности: адаптивный перевод и апробация конкретных приемов коррекции агрессии из методического пособия М. Е. Хеегард «Рисуем и управляем гневом вместе» [4], использование в процессе работы по профилактике агрессивного поведения в социальных сетях среди студентов техник «Магические слова» (К. Бессер-Зигмунд) [5] и «Психологическое айкидо» (М. Е. Литвак) [6]; разработка тренинга для студентов факультета психологии с использованием данных методик и также методик в русле «Психокоррекция творческим самовыражением» Н. В. Грушко [7].

В ходе исследовании в фокусе внимания находилась проблема взаимосвязи легитимной агрессии с самоотношением и автономией личности у студенческой молодежи.

Данная проблема была предметом научного интереса следующих отечественных и зарубежных исследователей: С. Н. Ениколопова, С. Л. Соловьёвой, А. К. Осницкого, В. В. Сто-лина, С. Р. Пантилеева, Т. Ю. Гущиной, Е. Де-си и Р. Райана, Д. А. Леонтьева и О. Е. Дерга-чевой.

В нашем исследовании мы опирались на ключевые понятия, представленные в трудах отечественных ученых. По мнению С. Р. Пан-тилеева, самоотношение - личностное обра-

зование, строение и содержание которого может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности [8, с. 28-29].

С. Л. Соловьёва считает, что агрессивность - системное социально-психологическое свойство, формирующееся в процессе социализации личности и приобретающее в зависимости от воздействующих биологических, психологических и социальных факторов конструктивный (социализированный) либо, при нарушении социализации, деструктивный характер [9, с. 42].

Д. А. Леонтьев характеризует автономию как личностную черту, обусловленную самосознанием и ответственностью личности, которая выражается в ориентации на собственный закон развития [10].

Таким образом, объектом исследования являются личностные особенности молодых интернет-пользователей, предметом - взаимосвязь легитимной агрессии, самоотношения и личностной автономии у молодых интернет-пользователей.

Цель исследования заключается в следующем: установить взаимосвязь легитимной агрессии, самоотношения и личностной автономии у молодых интернет-пользователей, сравнить между собой данные психологические характеристики студентов, имеющих психологическое образование (далее - группа 1), и студентов, не имеющих психологического образования (далее - группа 2), а также провести серию практикумов по профилактике агрессии среди студенческой молодежи с использованием авторских методик.

Выборочную совокупность составили 100 человек, из них 50 - лица, получающие психологическое образование, и 50 - лица, не имеющие психологического образования, 27 юношей и 73 девушки в возрасте от 18 до 26 лет.

Для исследования был выбран следующий психодиагностический инструментарий: опросник легитимизированной агрессии (С. Н. Ениколопов, Н. П. Цибульский), методика исследования самоотношения - МИС (С. Р. Пантилеев), опросник каузальных ори-ентаций (Е. Деси и Р. Райан, адаптация Д. А. Леонтьева, О. Е. Дергачевой). Для обработки данных был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена и однофак-

торный дисперсионный анализ ЛКОУЛ. Для проведения пилотажного тренинга по профилактике агрессивного поведения использованы авторские методики: «Рисуем и управляем гневом вместе» (М. Е. Хеегард, адаптация Д. Е. Козловой и Н. В. Грушко), «Магические слова» (К. Бессер-Зигмунд), «Психологическое айкидо» (М. Литвак).

Рассмотрим взаимосвязь легитимной агрессии и самоотношения. Было обнаружено, что легитимная агрессия в сфере СМИ связана с замкнутостью обратно (г = -0,221 при р < 0,05), а значит, что, чем выше вероятность проявления агрессии в опосредованной коммуникации, в частности в социальных сетях, тем ниже критичность студентов по отношению к себе, т. е. возможность отреагирования агрессии в негативном комментарии, отзыве и чувство безнаказанности за данные действия могут способствовать компенсации собственной несостоятельности и получению социальной поддержки, которой не хватает за пределами виртуального пространства.

Интегральный показатель легитимной агрессии имеет обратную связь с замкнутостью (г = -0,244 при р < 0,05), что означает следующее: чем больше молодому человеку свойственна выраженная мотивация социального одобрения и конформность, тем выше вероятность проявления агрессии, поощряемой и одобряемой в социуме.

Была обнаружена связь такого компонента самоотношения, как самопринятие, с легитимизацией агрессии в сфере СМИ у студентов 1-й группы.

Легитимная агрессия в сфере СМИ связана с самопринятием обратно (г = -0,296 при р < 0,05), что означает следующее: чем больше молодому человеку свойственно выражать свои агрессивные импульсы в опосредованной коммуникации, т. е. социальных сетях, тем меньше ему будет свойственно лояльное отношение к себе - принятие себя со всеми своими условными «достоинствами» и «недостатками». Мы можем предположить, что, поскольку студенты факультета психологии, в отличие от других, глубже знакомы с представлениями об экологичном общении и взаимодействии друг с другом, это является сдерживающим фактором агрессии, которая при нарушении чужих личных границ может спровоцировать у студента-психолога чувство вины.

Легитимная агрессия в сфере личного опыта связана с замкнутостью обратно (г = -0,466 при р < 0,01), что означает следующее: чем больше молодой человек контейниру-ет эмоциональные переживания внутри себя, тем меньше ему свойственно проявлять агрессивность в межличностной коммуникации. Это может быть связано с тем, что от студентов психологического факультета окружающие ожидают более толерантного и лояльного отношения к различным проявлениям эмоций, даже некорректных, по отношению к ним, в связи с этим они предпочитают контролировать и перенаправлять агрессию на себя, проживать ее только наедине с самими собой, а не реализовывать в другом виде деятельности, с помощью которого можно отреагировать чувство гнева, например, с помощью вступления в молодежные сообщества и приобщения к субкультурам, ценностью которых является открытое выражение эмоций, протест.

Была обнаружена взаимосвязь легитимной агрессии в сфере личного опыта с таким компонентом самоотношения, как внутренняя конфликтность, у студентов 2-й группы.

Легитимная агрессия в сфере личного опыта обратно связана с внутренней конфликтностью (г = -0,312 при р < 0,05), что означает следующее: чем больше молодой человек переживает состояние рассогласованности с самим собой, тем меньше он готов проявлять агрессию в межличностных контактах. Можно предположить, что, проявляя агрессивность в личном опыте, студенты, не имеющие психологического образования, таким образом адаптируются к новой ситуации коммуникации, не допуская возникновения внутренних конфликтов.

Самоценность с легитимной агрессией в сфере личного опыта связана прямо (г = 0,418 при р < 0,01), что означает следующее: чем больше молодой человек ценит себя как личность, тем более он готов проявлять агрессию в межличностных контактах. Можно предположить, что, проявляя агрессивность в личном опыте, студенты, не имеющие психологического образования, за счет демонстрации готовности отстоять свои интересы в коммуникативном акте повышают чувство собственной важности.

Теперь обратимся к взаимосвязи автономии личности и легитимной агрессии в сфере личного опыта у студентов 1-й группы.

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 3. С. 18-23

Автономия личности связана прямо с легитимной агрессией в сфере личного опыта (г = 0,306 при р < 0,05), а значит, что, чем выше способность молодого человека оперировать внутренней мотивационной системой на основе интересов и внутренних ценностей, тем выше вероятность проявления агрессии в межличностном взаимодействии, которая может проявляться в отстаивании своей точки зрения в коммуникации.

Также обнаружена взаимосвязь безличной каузальной ориентации с легитимизацией агрессии в личном опыте и интегральным показателем агрессии у студентов 2-й группы.

Безличная каузальная ориентация связана прямо с легитимной агрессией в сфере личного опыта (г = 0,373 при р < 0,01), а значит, что, чем ниже уровень самодетерминации личности, тем выше вероятность проявления агрессивного поведения студентов при взаимодействии с окружающими людьми. Интерес к проявлению насилия в хобби и интересах может быть связан с фрустрацией определенных потребностей, которые, в свою очередь, провоцируют у молодого человека отказ от активных действий. Преобладание автоматического, беспомощного поведения, переживание состояния жертвы обстоятельств, нежелание брать на себя ответственность за себя и свои действия только усиливают фрустрацию.

Безличная каузальная ориентация имеет прямую связь с интегральной легитимной агрессией (г = 0,380 при р < 0,01), а значит, что, чем меньше молодой человек предпринимает активных действий по отношению к среде, тем больше для него характерно проявление непрямых агрессивных форм поведения, что может быть связано с недостаточным разнообразием поведенческого репертуара и ко-пинга у студентов, не обучающихся на факультете психологии.

По результатам однофакторного дисперсионного анализа нами было установлено следующее: безличная каузальная ориентация является фактором интегральной легитимной агрессии (^ = 4,068 при р < 0,05), что означает статистически достоверное влияние феномена выученной беспомощности на проявление молодыми людьми социально одобряемой агрессии, т. е. отсутствие самодетерминации у студента, которое проявляется в автоматическом поведении и фокусировке на бесполезности каких-либо действий, прямо

связано с легитимизацией агрессии, которая, в свою очередь, может привести к проявлению собственно агрессивных форм поведения, выходящих за рамки социальных норм.

Следующим этапом исследования стало проведение пилотажного тренинга, состоящего из серии практикумов и направленного на профилактику агрессивного поведения в коммуникации. В задачи тренинга входили: активизация рефлексии студентов по отношению к своим эмоциональным реакциям. В ходе тренинговых занятий необходимо было определить, какие конкретно явления в интернет-коммуникации у них вызывают чувство гнева и раздражения, как в их представлении выглядит агрессор в социальных сетях. Важным моментом было обсуждение образа агрессивности с помощью рисуночных упражнений, изучение представлений молодежи о конструктивной и деструктивной агрессии. Нами были также разработаны занятия в русле метода «Психокоррекция творческим самовыражением» Н. В. Грушко [7, с. 69]. Например, участникам предлагалось оценить, с каким образом (литературным, кинематографическим или известной личности) данные направления агрессии могут быть связаны, отразить это с применением методов изотера-пии. Психокоррекционной задачей тренинга было овладение конкретными техниками, помогающими конструктивно ответить на агрессивную реакцию другого человека; отреа-гирование негативных эмоций посредством методик психокоррекции творческим самовыражением с применением рисуночных практик, создания терапевтических метафор, взаимодействия с кинетическим песком. Всего было проведено 7 практических занятий с 3 студенческими группами (более 40 человек, направления подготовки: «Психология» и «Организация работы с молодежью»), средняя продолжительность каждого занятия -1,5 часа.

В качестве практического инструментария в работе с агрессивным поведением молодых людей на основании проведенного пилотажного тренинга нами был разработан Handbook - методическое пособие, содержащее конкретные техники и приемы психокоррекции деструктивных эмоциональных состояний. Содержанием методического пособия стало выявление собственных агрессивных реакций, их отреагирование с помощью рисуночных техник. Результатом работы с

методиками, включенными в Handbook, согласно обратной связи участников тренинга стала выработка навыка понимания и управления своими агрессивными эмоциями, углубление знаний о конструктивных способах выражения агрессивных импульсов, а также выработка копинга по отношению к агрессии другого человека.

Цель Handbook'а - развитие у молодого человека навыков управления своими агрессивными импульсами, а также совладающего поведения по отношению к проявлениям агрессии другого человека на основе знания того, как выглядит и ощущается собственный гнев и гнев другого человека, с какими трудностями сталкивается человек, когда испытывает негативные эмоции.

Интегририруя различные методики психокоррекции агрессивности, мы включили в содержание Handbook'а различные практические задания. Нами была переведена на русский язык книга М. Е. Хеегард «Рисуем и управляем гневом вместе» [4], которая базируется на арт-терапевтическом подходе и направлена на работу с детьми, демонстрирующими агрессивное поведение. По мнению автора, книга помогает детям понять и отследить проявления как своего гнева, так и гнева сверстника или взрослого, найти собственный экологичный способ выражения агрессивных импульсов, развить навык эффективного разрешения конфликтов, а также научиться лучше справляться с чувствами разочарования и фрустрации.

В качестве дополнительных заданий на понимание, отреагирование и трансформацию агрессии в позитивное чувство в нашем методическом пособии представлены техника «Магические слова» К. Бессер-Зигмунд, рисуночные методки в русле метода «Психокоррекция творческим самовыражением» Н. В. Грушко, которые были апробированы во время тренинга: «Образ агрессивности» и «Образ хейтера».

Handbook может быть применен как в индивидуальной работе, так и в групповой. Также важным условием является обсуждение эмоций молодого человека в ходе выполнения упражнений и использование техник. Как показали наши практические занятия со студентами факультета психологии, при обсуждении рисунков или применении других техник студенты обращали внимание на разнообразие представлений и интерпретаций

обсуждаемого образа агрессивности, им было интересно разобраться в причинах, провоцирующих гнев другого человека, и понять то, как это можно трансформировать в более позитивную эмоцию, разорвав таким образом замкнутый круг агрессивных реакций, когда агрессия порождает агрессию.

Таким образом, результатом нашего исследования стало обнаружение значимых взаимосвязей между легитимной агрессией, самоотношением и автономией личности. Кроме того, по итогам проведения пилотажного тренинга нами был разработан Handbook, содержащий конкретные техники и методики профилактики и коррекции агрессивного поведения молодежи. Обратная связь по результатам тренинга показала востребованность практико-ориентирован-ных форм работы у молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ениколопов С. Н., Чудова Н. В. Агрессивность и имплицитная теория насилия // Прикладная юридическая психология. -2017. - № 2. - С. 18-26. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/agressivnost-i-implitsitnaya-teoriya-nasiliya (дата обращения: 21.04.2021).

2. Васильев А. А. (Иеромонах Тихон). Негативные аспекты виртуальной коммуникации и их пастырская оценка // Христианское чтение. -2016. - № 6 (71). - С. 311-329. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/negativnye-aspekty-virtualnoy-kommunikatsii-i-ih-pastyrs kaya-otsenka (дата обращения: 21.04.2021).

3. Deci E. L., Ryan R. M. Handbook of Self-Determination Research. - New York : Rochester, 2004. - 470 р.

4. Heegaard M. E. Drawing Together to Manage Anger. - Minneapolis : Fairview Press, 2003. -32 p.

5. Бессер-Зигмунд К. Магические слова. -СПб. : Питер, 1996. - 224 с.

6. Литвак М. Е. Психологическое айкидо : учебное пособие. - Ростов н/Д, 2008. -192 с.

7. Грушко Н. В. Метод «Психокоррекция самовыражением» в работе практического психолога // Психотерапия здоровых. Психотерапия России. Практическое руководство по характерологической креатологии / сост. и отв. ред. Г. Ю. Канарш ; общ. ред. М. Е. Бурно. - М. : Институт консультирования и системных решений, 2015. - С. 69103.

8. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 100 с.

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 3. С. 18-23

9. Соловьёва С. Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1996. - 48 с.

10. Леонтьев Д. А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция выбор лично-

Информация о статье Дата поступления 24 сентября 2021 Дата принятия в печать 22 октября 2021

Сведения об авторах

Козлова Дарья Евгеньевна - магистрант факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: darija_99@mail.ru.

Грушко Наталья Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: natvic2000@mail.ru.

Для цитирования

Козлова Д. Е., Грушко Н. В. Психологические особенности легитимизации агрессии у молодых интернет-пользователей в социальных сетях // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2021. - № 3. - С. 18-23. - DOI: 10.24147/2410-6364.2021.3.18-23.

сти в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е. И. Яцуты. - Кемерово : Графика, 2002. -С. 3-34.

Article info

Received

September 24, 2021 Accepted October 22, 2021

About the authors

Kozlova Daria Evgenievna - Master's degree student at the Faculty of Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: darija_99@mail.ru.

Grushko Natalia Victorovna - PhD in

Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of General and Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: natvic2000@mail.ru.

For citations

Kozlova D. E., Grushko N. V. Psychological Features of Legitimization of Aggression among Young Internet Users in Social Networks. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2021, no. 3, pp. 18-23. DOI: 10.24147/2410-6364.2021. 3.18-23. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.