Научная статья на тему 'Психологические особенности агрессивности и враждебности молодежи юга России (на примере русских и карачаевских девушек)'

Психологические особенности агрессивности и враждебности молодежи юга России (на примере русских и карачаевских девушек) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1340
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ / ЛЕГИТИМИЗИРОВАННАЯ АГРЕССИЯ / ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ / РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТРАДИЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / AGGRESSIVENESS / HOSTILITY / INDIRECT AGGRESSION / LEGITIMIZED AGGRESSION / BEHAVIOR IN CONFLICT / DESTRUCTIVE BEHAVIOR / TRADITIONS / SOCIAL INFLUENCE / ETHNO-CULTURAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковш Е.М., Скиртач И.А., Буняева М.В.

Изучение психологических особенностей молодежи Южного региона России получило особенную актуальность в условиях меняющейся политической, экономической и социальной обстановки. Молодежь во все времена была отражателем прогрессивных идей по усовершенствованию общества, а также отстаивала человеческие права митингами, восстаниями и протестами, являющимися по своей сути проявлениями агрессии. И если раньше целью подобных выступлений была защита прав человека и жажда перемен к лучшему, то сегодня отмечается рост экстремистских и террористических группировок, создатели которых используют желание молодых людей добиться справедливости в своих корыстных целях, делая их опасными для общества субъектами. Вопрос о природе подобных процессов остается открытым. В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению видов, степени выраженности и связи агрессивного и враждебного поведения, предпочтительных стратегий поведения в конфликте, видов социально одобряемой агрессии, а также уровня мотивации достижения успеха / избегания неудач у 105 молодых девушек русской и карачаевской национальностей в возрасте от 18 до 29 лет. Проведен анализ современной литературы, демонстрирующий недостаточность изученности проблемы агрессивного и враждебного поведения у представителей молодежи, а также ее актуальность. Рассмотрены биологические и социальные факторы, лежащие в основе агрессивного поведения личности. По итогам статистической обработки данных выявлены общие черты, присущие представительницам обеих национальностей, а также внутригрупповые особенности. Сделан акцент на необходимости налаживания этнокультурного диалога, а также на потребности общества в существенном снижении диапазона легитимизированной агрессии и усиления социального контроля над ней, т. к. последняя является источником научения конкретным формам агрессивного поведения и способом их осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковш Е.М., Скиртач И.А., Буняева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Features of Aggressiveness and Hostility of Youth of the South of Russia (on the Example of Russian and Karachay Girls)

The study of the psychological features of young people of the Southern Russia received special relevance in the conditions of the changing political, economic and social situation. The youth was a reflector of progressive ideas on improvement of society at all times, and defended the human rights by the meetings, revolts and protests, which are in essence aggression manifestations. If earlier protection of human rights and thirst of changes to the best were the purpose of similar performances, but now on the rise of extremist and terrorist groups, the creators of which use the desire of young people to achieve justice for their own purposes, making them dangerous to society actors. The question about the nature of similar processes remains to be opened. The article presents the results of a study on the types, severity and context of aggressive and hostile behavior, preferred strategies of behavior in conflict, the types of socially approved aggression and level of motivation of achievement / failure avoidance at 105 young girls of the Russian and Karachay nationalities, aged from 18 till 29 years. The analysis of contemporary literature, that demonstrates insufficient knowledge of the problem of aggressive and hostile behavior among young people, as well as its relevance, is carried out. The biological and social factors, that underlie aggressive behavior of the personality, are considered. According to the results of statistical data processing, the common features, inherent in representatives of both nationalities, and intra-group features are revealed. The emphasis is placed on the need to adjustment of ethno-cultural dialogue and on need of society in a significant reduction of the range of legitimized aggression and in the strengthening of social control, because the legitimized aggression is a source of learning specific forms of aggressive behavior and ways for their implementation.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности агрессивности и враждебности молодежи юга России (на примере русских и карачаевских девушек)»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

УДК 159.91

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ И ВРАЖДЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ ЮГА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ И КАРАЧАЕВСКИХ ДЕВУШЕК)

Ковш Екатерина Михайловна Скиртач Ирина Анатольевна Буняева Мария Владимировна

Работа выполнена в рамках проектной части внутреннего гранта Южного федерального университета № 213.01-07-2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи»

Изучение психологических особенностей молодежи Южного региона России получило особенную актуальность в условиях меняющейся политической, экономической и социальной обстановки. Молодежь во все времена была отражателем прогрессивных идей по усовершенствованию общества, а также отстаивала человеческие права митингами, восстаниями и протестами, являющимися по своей сути проявлениями агрессии. И если раньше целью подобных выступлений была защита прав человека и жажда перемен к лучшему, то сегодня отмечается рост экстремистских и террористических группировок, создатели которых используют желание молодых людей добиться справедливости в своих корыстных целях, делая их опасными для общества субъектами. Вопрос о природе подобных процессов остается открытым.

В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению видов, степени выраженности и связи агрессивного и враждебного поведения, предпочтительных стратегий поведения в конфликте, видов социально одобряемой агрессии, а также уровня мотивации достижения успеха / избегания неудач у 105 молодых девушек русской и карачаевской национальностей в возрасте от 18 до 29 лет. Проведен анализ современной литературы, демонстрирующий недостаточность изученности проблемы агрессивного и враждебного поведения у представителей молодежи, а также

ее актуальность. Рассмотрены биологические и социальные факторы, лежащие в основе агрессивного поведения личности. По итогам статистической обработки данных выявлены общие черты, присущие представительницам обеих национальностей, а также внутригрупповые особенности. Сделан акцент на необходимости налаживания этнокультурного диалога, а также на потребности общества в существенном снижении диапазона легитимизированной агрессии и усиления социального контроля над ней, т. к. последняя является источником научения конкретным формам агрессивного поведения и способом их осуществления.

Ключевые слова: агрессивность, враждебность, косвенная агрессия, легитимизированная агрессия, поведение в конфликте, разрушительное поведение, традиции, социальное влияние, этнокультурный диалог.

В последние десятилетия, по данным различных исследователей, отмечается стабильный рост агрессии среди молодежи [3, 5, 14, 16, 20, 24, 28, 29]. Данный процесс способствует усугублению криминогенной ситуации в обществе. Социально-экономические и культурно-воспитательные условия жизни разных категорий граждан (групп населения) оказывают непосредственное влияние на динамику социально-психологических отклонений. Низкий уровень этих условий находит отражение в проявлении у населения склонности к различным видам девиантного поведения, распространении идеологии экстремизма и терроризма, развитии интолерантности и др. Культурно-нравственная напряженность приводит к росту активности экстремистских группировок [4, 12]; в условиях отсутствия идеологии толерантности, дружелюбия и взаимопомощи возникают локальные конфликты, имеющие под собой основания в виде межнациональной нетерпимости и проч. Указанные факторы свидетельствуют о необходимости изучения лежащих в основе этих явлений причин, а также создания профилактических мер, направленных на их предотвращение.

Юг России является полиэтническим и поликонфессиональным регионом, в связи с чем актуальным становится вопрос об улучшении взаимопонимания между представителями разных этносов и конфессий [23]. Помочь в достижении этой цели могут в т. ч. проводимые психологические исследования, направленные на изучение личностных особенностей представителей указанных групп.

Одним из важнейших факторов в структуре личности человека выступает агрессивность, изучению ее особенностей у разных групп людей посвящены многие работы [1, 10, 11, 17, 18, 19, 21, 25].

Обращает на себя внимание тот факт, что чаще всего изучается агрессия подростков, т. к. данный период жизни является одним из кризисных

этапов становления личности. Он насыщен переменами как в биологических механизмах, так и в социальной сфере. Однако это не означает, что другие периоды не сопровождаются значимыми изменениями для человека как биосоциальной системы. Молодость (ранняя взрослость) также является одним из кризисных этапов в жизни любого человека. Согласно теории Э. Эриксона, данный период характеризуется способностью человека устанавливать теплые, доверительные отношения [22]. Невозможность должным образом реализовывать эти потребности приводит к фрустрации, одиночеству и изоляции, зачастую сопровождающимся высоким уровнем агрессивности.

Изучая агрессию молодежи, необходимо учитывать тот факт, что этому периоду предшествовали и другие, на которых уровень агрессии у тех же личностей мог быть выше или ниже актуального, ввиду, например, действия физиологических факторов (гормональный всплеск в подростковом возрасте и т. д.). К периоду ранней взрослости люди уже вырабатывают механизмы для сублимации или маскировки агрессии [15]. Таким образом, агрессивное поведение в молодом возрасте может быть в некоторой степени обусловлено биологическими факторами, но в основном его причины кроются в состоянии стресс-фрустрации, вызванном необходимостью приспосабливаться к новым жизненным условиям (профессиональное становление, образование собственной семьи, материальное самообеспечение и др.).

Необходимо также помнить о том, что модели агрессивного поведения, несомненно, связаны с индивидуальным опытом человека. У каждого индивида существует свой порог чувствительности к различным агрессогенным факторам. Одни и те же ситуации вызывают у разных людей отличающиеся по знаку и интенсивности реакции [18, 27].

Современные научные подходы рассматривают агрессию как механизм адаптации к условиям окружающей среды [10, 18]. На практике мы встречаем большое количество случаев и ситуаций, когда агрессия, вопреки ее адаптирующему предназначению, приводит к еще более дезадаптирующему результату. Данные случаи свидетельствуют о том, что мощный психический ресурс в виде большого потенциала агрессивной энергии был направлен неправильно, что привело к нежелательному для личности или группы лиц результату. Учитывая изложенное выше, возникает вопрос о том, как оценить ресурсный потенциал агрессии, взаимодействие с какими составляющими поведения направляет агрессивную энергию в пользу или во вред.

Рассмотрение агрессии в сочетании со стратегиями поведения в конфликте, на наш взгляд, позволяет оценить, насколько выражается или подавляется ее разрушительный потенциал. Реализация этого потенциала будет способствовать более гармоничному функционированию личности, в то время как подавление агрессии без ее сублимации является дисфункциональным.

Интересным является исследование социально осуждаемых форм агрессии в их взаимосвязи с социально приемлемыми, легитимизированными формами мотивированного деструктивного поведения [11]. Данное направление исследований зародилось на Западе, в его основу легли представления о том, что принимаемые и транслируемые обществом формы агрессивного поведения оказывают влияние на представленность в поведенческом репертуаре носителей той или иной культуры социально неприемлемых форм разрушающего поведения [26]. Иными словами, существует предположение о том, что трансляция в средствах массовой информации, паттернах воспитания, а также в других объектах и формах реализации особенностей культуры и традиций народа различных форм насилия (допустимость физических наказаний в школе, легализация смертной казни, причиняющие серьезный вред здоровью виды спорта и др.) приводит к повышению уровня агрессии и враждебности населения. В России же особенности легитимизированной агрессии и ее связь с другими психологическими характеристиками изучены недостаточно полно.

Целью нашего исследования было изучение психологических особенностей (моделей агрессивного и враждебного поведения) молодежи Юга России. Выборку составили 60 русских девушек (жительницы г. Ростова-на-Дону) и 45 карачаевок (жительницы г. Карачаевск) в возрасте от 18 до 29 лет.

В качестве методик для исследования психологических особенностей респондентов были использованы: опросник Басса-Дарки (в адаптации А. К. Осницкого), направленный на выявление преобладающих видов агрессии и уровня их выраженности; методика «ЛА-44» С. Н. Ениколопова, Н. П. Цибульского, имеющая целью диагностику отношения субъекта к социально приемлемым формам насилия; тест К. Томаса (в адаптации Н. В. Гришиной), предназначенный для выявления предпочтительных стратегий поведения в конфликтах, а также тест-опросник А. Мехрабиана для измерения уровня мотивации достижения / избегания неудач (в адаптации М. Ш. Магомед-Эминова).

Для статистической обработки полученных данных использовался непараметрический и-критерий Манна-Уитни, а также коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Подойдя к рассмотрению вопроса о связи уровня агрессии и враждебности с выраженностью мотивации достижения успеха или избегания неудач, мы предположили, что достигающему поведению будет сопутствовать высокий уровень агрессии, которая в данном случае выступала бы ресурсом к созданию, а не механизмом разрушения. Однако изучить описанные свойства в их взаимосвязи нам не удалось, т. к. из 105 респондентов ориентацию на достижение успеха (по А. Мехрабиану) имели только 6 человек. Подавляющее

большинство демонстрирует избегающее поведение, что является препятствием для гармоничной реализации личностного потенциала человека, а также часто сопровождает невротический тип развития личности [6, 7, 8, 9].

На основании результатов статистической обработки данных мы можем сделать вывод о наличии значимых различий в выраженности форм, уровня агрессии и враждебности у девушек, имеющих различную этническую принадлежность. Данные отражены на рисунке 1.

«/ У

у у / / * ' '

■ Русские Карачаевки

Рисунок 1. Выраженность типов агрессивных реакций у русских девушек и карачаевок

Условные обозначения: * - различия между группами значимы (р < 0,01).

30

30

70

59

30

54

50

40

30

20

10

0

Как видно из диаграммы, русские девушки имеют более высокий уровень косвенной агрессии, что может выражаться в распространении сплетен, в завуалированных словесных угрозах, саркастических высказываниях, в разрушительных действиях по отношению к «расширенному Я» соперника (его личным вещам), в получении удовольствия от созерцания драк и деструктивных действий, совершаемых другими людьми; либо не проявляться вовсе.

Продукт развития общества - появление скрытых форм агрессии - имеет весомые побочные эффекты: подавляемая агрессия соматизируется, трансформируется в телесные симптомы, что влечет за собой развитие психосоматических заболеваний [2].

Осуждаемое обществом, но более органичное в эволюционном ракурсе поведение человека - проявление физической агрессии, выражающееся в открытом нападении на соперника с причинением ему телесного ущерба, имеет высокий уровень проявленности у карачаевских девушек. Индекс враждебности также выше у карачаевок, т. е. имеется некоторая настороженная установка по отношению к окружающим, ожидание от них подвоха и неприятностей, - это общая реакция, усиливающая отрицательные чувства, эмоции и оценки окружающих людей и происходящих событий.

Обратим внимание на высокий уровень аутоагрессии (чувства вины), присутствующий в обеих выборках. Данный факт может быть связан с особенностями воспитания девушек в обеих культурах, а может быть также объяснен интернальным локусом контроля респонденток (когда ответственность переходит в самообвинение).

На рисунке 2 отражены результаты сравнительного анализа выраженности различных видов социально приемлемых форм агрессии у русских и карачаевских девушек.

Политика Личный опыт Воспитание Спорт СМИ Интегральная

шкала

Русские ■ Карачаевки

Рисунок 2. Выраженность видов легитимизированной агрессии у русских девушек и карачаевок

Условные обозначения: * - различия между группами значимы (р < 0,01), ** - различия между группами значимы (р < 0,05).

Представленные на рисунке 2 данные позволяют сделать заключение о том, что воспитанные семьей и обществом формы агрессии, выражающиеся в узаконенных наказаниях, в большей степени проявлены у карачаевских девушек. Ими набраны достоверно более высокие баллы, по сравнению с русскими девушками, в таких показателях, как: 1) легитимизация агрессии

в политической сфере («Я бы одобрил принятие закона, разрешающего свободную продажу оружия»); 2) легитимизация агрессии в сфере воспитания («Наиболее эффективный способ успокоить неугомонного ребенка - отшлепать его»); 3) легитимизация агрессии в спорте («Собачьи бои могли бы стать популярным видом спорта»); 4) легитимизация агрессии в СМИ («Необходимо запретить показ документальных съемок убийств по телевидению»); 5) интегральная шкала. Данная закономерность может быть связана с основанными на традициях особенностями воспитания девушек в строгости и под угрозой наказания за преступление морального или юридического закона. На основании собственного опыта девушки могут экстраполировать данную установку на окружение.

Рисунок 3 демонстрирует наличие статистически значимых различий в предпочтительных стратегиях поведения в конфликте девушек различных национальностей.

9 8,2*

8

7 6,5 6,5 6 2

III

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление

Русские ■ Карачаевки

Рисунок 3. Предпочтительные стратегии поведения в конфликте у русских девушек и карачаевок

Условные обозначения: * - различия между группами значимы (p < 0,01).

Согласно полученным результатам, в поведенческом репертуаре русских девушек более выражена одна из самых адаптивных стратегий поведения в конфликте - компромисс. Указанная тактика позволяет учесть интересы каждой стороны конфликта с учетом минимальных потерь. Таким образом, оба оппонента остаются в выигрыше, незначительно уступив. Карачаевки, согласно представленным данным, в конфликтных ситуациях чаще прибегают к стратегии приспособления, которая является менее адаптивной и влечет за собой отказ от личных интересов в угоду интересам оппонента. Данная

стратегия зачастую влечет за собой подавление агрессии, что способствует ее накоплению и выражению иными способами. Указанная тактика, скорее всего, также является воспитанной в русле традиционных представлений о покорной, подчиняющейся мужчине и представителям старшего поколения, кавказской девушке.

На рисунках 4, 5, 6 представлены результаты корреляционного анализа.

Рисунок 4. Наличие корреляционных связей между изучаемыми психологическими признаками в выборке карачаевских девушек (уровень значимости р < 0,05)

Условные обозначения: ^ прямая связь.

Легитимизация агрессии в личном опыте у карачаевских девушек положительно коррелирует с индексом агрессивности ^ = 0,47) и индексом враждебности (Гб = 0,42). Данный факт может свидетельствовать о том, что указанные свойства личности являются приобретенными в процессе жизни.

Также прямая связь была установлена между показателем «Индекс враждебности» и стратегией приспособления в конфликтной ситуации (Гб = 0,42). Отметим, что данная особенность была обнаружена и в выборке русских девушек (рисунок 6; Гб = 0,3), что может свидетельствовать о закономерности связи между необходимостью подчиняться сопернику или оппоненту, и появлением негативной установки к этому человеку и похожим на него группе людей или обществу у молодых девушек вне зависимости от национальности и особенностей воспитания.

Рисунок 5. Наличие корреляционных связей между индексом агрессивности и другими изучаемыми признаками в выборке русских девушек (уровень значимости р < 0,05)

Условные обозначения: ^ прямая связь, -* обратная связь.

В результате исследования у русских девушек обнаружена достоверная связь индекса агрессивности с уровнем легитимизированной агрессии в политике ^ = 0,29) и СМИ ^ = 0,26), а также с интегральным показателем легитимизированной агрессии и стратегией соперничества в конфликте ^ = 0,32). Таким образом, более высока вероятность деструктивности со стороны русских девушек, легитимизирующих большой объем агрессии в политике и СМИ, а также соперничающих в конфликте. Заметим, что стратегия соперничества зачастую является выгодной для ее носителя, поэтому в данном случае можно предположить, что сопровождающая эту форму поведения агрессия помогает человеку достичь поставленной цели. В то же время, стратегия избегания конфликта, имеющая обратную связь с индексом агрессивности у русских девушек ^ = -0,26), в большинстве случаев является непродуктивной для избравшего ее человека; подавление агрессии и невозможность выплеснуть ее в сопернической борьбе приводят к появлению внутреннего конфликта, что создает дополнительные препятствия в реализации личностного потенциала и отстаивании собственных интересов. Также можно сказать о том, что стратегию избегания конфликта выбирают неагрессивные русские девушки.

Прямые связи в выборке русских девушек были установлены между шкалами «Индекс враждебности» и «Уровень легитимизированной агрессии в личном опыте» ^ = 0,3). Показатели по интегральной шкале социально одобряемой агрессии положительно коррелируют с индексами агрессивности ^ = 0,32) и враждебности ^ = 0,3).

Рисунок 6. Наличие корреляционных связей между индексом враждебности и другими изучаемыми признаками в выборке русских девушек (уровень значимости р < 0,05)

Условные обозначения: ^ прямая связь.

На основании полученных данных мы можем сделать вывод о наличии сходств и различий в особенностях агрессивного и враждебного поведения молодых девушек, проживающих на Юге России. Эти особенности могут быть объяснены как биологическими, так и социальными факторами. К сходствам можно отнести высокий уровень чувства вины, а также прямую связь индекса враждебности с легитимизированной агрессией в личном опыте и стратегией приспособления в конфликте. Различия: карачаевским девушкам присущ высокий уровень физической агрессии, враждебности и легитимизированных форм насилия в СМИ, политике, воспитании и спорте. Предпочтительный тип поведения в конфликте для них - приспособление. Русские девушки демонстрируют более высокий уровень косвенной агрессии, наиболее часто встречающаяся поведенческая стратегия в конфликтной ситуации - компромисс.

За счет наличия прямых связей между индексами агрессивности и враждебности респонденток и общественно приемлемыми формами проявления агрессии, мы можем сделать заключение о том, что социум вносит существенный пагубный вклад в формирование изучаемых феноменов через открытую демонстрацию оправдываемых форм агрессии. Это значит, что создаваемая обществом тенденция к субъективному оправданию личностью широкого диапазона легитимных насильственных проявлений является причиной и/или результатом враждебного отношения человека к этому обществу.

На сегодняшний день перспективным считается исследование агрессии в ее взаимосвязи с другими защитно-адаптационными стратегиями, что

позволит правильнее понять ее предназначение и успешность достижения цели агрессивного поведения. Важным является тот факт, что агрессия является динамической характеристикой: с усложнением поведенческого репертуара человека, с обогащением его знаний и накоплением жизненного опыта меняются и формы агрессивного поведения, в благоприятном случае они приобретают высокую цель и конструктивную направленность [18]. Это означает, что мы можем способствовать снижению уровня неблагоприятных форм проявления агрессии и их трансформации в сложные, имеющие высшие ценности, стратегии и поведенческие акты. Добиться этого мы можем путем установления строгого контроля над пропагандой насилия, с помощью развития культурно-просветительской деятельности и этнокультурного диалога, обмена опытом, знаниями и традициями между представителями разных национальностей и конфессий; путем повышения уровня психологической грамотности населения (тренинги на формирование навыков управления агрессией, тренинг эффективных коммуникаций, социально-психологические и др. тренинги).

Литература

1. Банщикова Т. Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - № 8.

2. БисалиевР. В., КубековаА. С,Хаджимурадов А. В. Агрессивное поведение в структуре соматических расстройств // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5.

3. Бороноев П. Г. Проявления девиантного поведения в среде студенческой молодежи в современных условиях (на материалах Республики Бурятия): дисс. ... канд. социол. наук. - Улан-Удэ, 2007. - 145 с.

4. БрижакЗ. И. Причины и условия, способствующие распространению идеологии терроризма в разных группах населения Северного Кавказа // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2013. - № 11/2. -С. 55-58.

5. ВолковЮ. Г. Идеология региона и современная идеологическая ситуация в России. - Ростов н/Д, 2005.

6. Воробьева Е. В. Психогенетическое исследование взаимосвязи темперамента и мотивации достижений // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. -2006. - № 3. - С. 110-111.

7. ВоробьеваЕ. В. Современные психогенетические исследования интеллекта и теория мотивации достижения // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 3. - С. 53-59.

8. Воробьева Е. В. Стиль воспитания в семье как средовой фактор психогенетики общих познавательных способностей // Психологический вестник Ростовского государственного университета. - 1996. - Т. 1. -№ 1. - С. 155-169.

9. Воробьева Е. В., Попова В. А. Исследование интеллекта и мотивации достижения близнецов // Российский психологический журнал. - 2009. -Т. 6. - № 1. - С. 46-53.

10. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1.

11. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 2. - С. 90-98.

12. Ермаков П. Н. Профилактика терроризма в условиях кризисных трансформаций личности в постконфликтных регионах ЮФО // Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма». - М., 2008.

13. Ковш Е. М., Воробьева Е. В., Ермаков П. Н. Обзор современных исследований психогенетических факторов агрессивного поведения // Российский психологический журнал. - 2014. - Т. 11. - № 4. - С. 91-103.

14. Ковш Е. М., Ермаков П. Н., Воробьева Е. В. Ассоциация полиморфного маркера Val158Met гена СОМТ с уровнем агрессивности и стратегиями поведения в конфликте у девушек 18-24 лет // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2015. - № 13/3. - С. 15-21.

15. Кон И. С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. - С. 29-34.

16. Магомедова Р. М. О причинах проявления агрессии и агрессивного поведения студентов современного вуза // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 2 (92).

17. МихейкинаС. В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: дисс. ... канд. психол. наук. -Ставрополь, 2004. - 158 с.

18. Налчаджян А. Агрессивность человека. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.

19. Петренко Р. А., Гетманов И. П., Кимстач В. Н. Биологические и социокультурные факторы агрессии: учебное пособие. - Новочеркасск, 2008.

20. Скрипкина Т. П. Установки толерантного сознания, доверия и ксенофобии у молодежи, проживающей в южно-российском регионе РФ // Социальная психология и общество. - 2010. - №. 1. - С. 136-151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Шипунова Т. В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социологические исследования. - 2002. - № 5.

22. ЭриксонЭ. Г. Детство и общество. - СПб.: Ленато, ACT - Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

23. Abakumova I. V., Ermakov P. N., Kolesina K. Yu. On analyzing the results of empirical research into the life-purpose orientations of adults of various ethnic identity and religious affiliation // Psychology in Russia: State of the Art. - 2015.

24. Ermakov P. N., Fedotova O. D. Hostility as forms of emotionally-charged behavior: features of concept's treatment // The 14th European Congress of Psychology. Abstract Book. - Milano, 2015. - pp. 232-233.

25. Makogon I. K., Enikolopov S. N. Problems with the assessment of shame and guilt // Psychology in Russia: State of the Art. - 2013. - no. 6 (4). -pp. 168-175.

26. Sykes G. & Matza D. Techniques of neutralization: A theory of delinquency // American Sociological Review. - 1957. - V. 22.

27. Vorobyeva E., Ermakov P. Manifestations of post-traumatic stress disorder in different generations of Meskhetian Turks families after deportation // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - V. 159. - pp. 391-395.

28. Vorobyeva E. V., Kosonogov V. V., Titova A. Recognition of anger depending on temperamental traits / Linking technology and psychology: feeding the mind, energy for life // The 14th European Congress of Psychology. Abstract Book. - Milano, 2015. - 622 p.

29. Yurevich A. V., UshakovD. V. The Psychological dynamics of modern Russian society: An expert estimate // Psychology in Russia: State of the Art. -2013. - no. 6 (1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.