Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная сфера личности / психологические особенности / учащаяся молодежь / студенчество / профессиональная деятельность / образование / communicative sphere of personality / psychological characteristics / student youth / students / professional activity / education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернышова Е.Л.

В статье обозначена актуальная предметная область научных знаний на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии. Основным объектом исследования является проблемы исследования коммуникативной сферы учащейся молодежи. Методологический аппарат представлен «Тестом для оценки общего уровня общительности» В.Ф. Ряховского, методикой «Эмпатические тенденции Мехрабиана», и методика для исследования эмпатии И.М. Юсупова. Данные диагностики предполагают последующую разработку и совершенствование методики обучения и воспитания, диагностики особенностей коммуникативной сферы через выявления эмпатии в общении. Определены возможности организационного и информационного социально-психологического управления в системе образования. Результаты могут быть направлены на совершенствование учебной и воспитательной деятельности в высших образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE COMMUNICATIVE SPHERE OF STUDENT YOUTH

The article outlines the actual subject area of scientific knowledge at the intersection of social, developmental and educational psychology. The main object of the research is the problem of studying the communicative sphere of student youth. The methodological apparatus is presented by the "Test for assessing the general level of sociability" by V.F. Ryakhovsky, the methodology "Empathic tendencies of Mehrabian", and the methodology for the study of empathy by I.M. Yusupov. These diagnostics imply the subsequent development and improvement of teaching and upbringing methods, diagnostics of the characteristics of the communicative sphere through the identification of empathy in communication. The possibilities of organizational and informational socio-psychological management in the education system are determined. The results can be aimed at improving educational and educational activities in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Чернышова Е. Л., к.псх.н. (Самара, СГСПУ) Chernyshova@pgsga. ru

Аннотация: в статье обозначена актуальная предметная область научных знаний на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии. Основным объектом исследования является проблемы исследования коммуникативной сферы учащейся молодежи. Методологический аппарат представлен «Тестом для оценки общего уровня общительности» В.Ф. Ряховского, методикой «Эмпатические тенденции Мехрабиана», и методика для исследования эмпатии И.М. Юсупова. Данные диагностики предполагают последующую разработку и совершенствование методики обучения и воспитания, диагностики особенностей коммуникативной сферы через выявления эмпатии в общении. Определены возможности организационного и информационного социально-психологического управления в системе образования. Результаты могут быть направлены на совершенствование учебной и воспитательной деятельности в высших образовательных учреждениях.

Ключевые слова: коммуникативная сфера личности,психологические особенности, учащаяся молодежь, студенчество, профессиональная деятельность, образование.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE COMMUNICATIVE SPHERE OF STUDENT YOUTH Chernyshova E. L., к.пс.н. (Samara, SSCPU) Chernyshova@pgsga.ru

Abstract: the article outlines the actual subject area of scientific knowledge at the intersection of social, developmental and educational psychology. The main object of the research is the problem of studying the communicative sphere of student youth. The methodological apparatus is presented by the "Test for assessing the general level of sociability" by V.F. Ryakhov-sky, the methodology "Empathic tendencies of Mehrabian", and the methodology for the study of empathy by I.M. Yusupov. These diagnostics imply the subsequent development and improvement of teaching and upbringing methods, diagnostics of the characteristics of the communicative sphere through the identification of empathy in communication. The possibilities of organizational and informational socio-psychological management in the education system are determined. The results can be aimed at improving educational and educational activities in higher educational institutions.

Keywords: communicative sphere of personality, psychological characteristics, student youth, students, professional activity, education.

Проблема развития коммуникативной сферы личности является одной из наиболее актуальных в современных психологических науках. В периоды интенсивного изменения жизни общества всегда повышается интерес к проблеме главных движущих сил человеческой жизни, возможностям приспособления личности к окружающей ее социальной среде. В связи с этим, вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений. В настоящее время важно изучение личностных коммуникативных характеристик, определяющих организацию межличностного пространства человека и его адаптацию в социальной среде. Следовательно, исследование коммуникативной сферы личности становятся предметом изучения в психологической науке. Вопросы развития коммуникативной сферы личности являются чрезвычайно важными в системе профессиональной подготовки студентов. Именно в ходе начального этапа «освоения» профессии во время обучения в вузе, осуществляется процесс самоопреде-

ления молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуальные способы и приемы его деятельности, поведения и общения. Коммуникативная сфера, являясь профессионально значимой для студентов-психологов, определяет перспективы личностного развития будущих специалистов. По мнению А.А. Бодалева общение - взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми (Бодалев, 2018). А.А. Леонтьев определяет общение как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого и опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении (Леонтьев, 2016). Б.Д. Парыгин отмечает, что процесс общения может выступать в одно и тоже время как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимного влияния, переживания и понимания друг друга (Прыгин, 2010).

Совокупность профессиональных и личностных качеств, составляющих коммуникативную сферу психолога, отражает уровень его профессиональной подготовленности и зрелости, что является критерием успешности в будущей профессиональной деятельности.

Коммуникативные действия вызваны различными целями и потребностями. Согласно Е.П. Ильину цели общения могут быть двух видов: функциональные и объективные. Функциональные цели: оказание помощи другому, получение помощи, поиск партнера для беседы, совместной деятельности, поиск человека, от которого можно получить понимание, эмоциональный отклик, сочувствие; самовыражение; приобщение другого человека к своим или общечеловеческим ценностям; изменение мнения, намерения, поведения другого человека. Объективные цели связаны с выбором партнера по общению (Ильин, 2009).

Обобщив данные психологических исследований, М.Ю. Коноваленко и В.А. Коно-валенко выделяют следующие виды целей в общении: контактные, информационные, побудительные, координационные, амотивные, установочные, развивающие, связанные с достижением понимания и взаимопонимания, оказания влияния, познания другого человека и самопознание (Коноваленко, 2016).

Для молодежи характерно интенсивное межличностное общение, особенно в студенческие годы. Одна из главных функций межличностного общения - выработка взаимоприемлемых решений, устранение противоречий, порождающих вражду и непримиримость - т. е. достижение группой объединения на основе общих договоренностей и взаимных уступок.

Молодежь и студенческая молодежь представляет собой обширную и прогрессивную часть современного российского общества. Активно воплощая в жизнь свои стремления и цели, студенческая молодежь задают вектор будущего развития современного общества. Как субъект студенческая молодежь реализуются в конкретных исторических и социальных условиях общества в целом, помимо этого происходит и выбор индивидуальной позиции молодого человека. Для научного описания молодежи, применяются несколько подходов: воспроизводственный, интегральный, рискологический. Данные подходы помогают изучить молодежь, как многочисленную и многогранную социально - демографическую группу общества. Например, для создания интегрированного студенчества, обладающего высоким уровнем социализации необходимо улучшать межэтнические, межгрупповые, межличностные взаимоотношения. С точки зрения возрастной психологии молодежь, в том числе студенческая, включает людей, возраст которых варьирует от 16 до 30 лет, а в настоящий момент до 35 лет (Абрамова, 2018). Как раз в этом возрастном диапазоне происходит устойчивое формирование системы жизненных ценностей, социального статуса личности, становление самосознания. Также происходит развитие критического мышления, способности оценивать жизненные явления, исходя из собственного индивидуального мировоззрения. Молодежь обладает способностью перерабатывать и усваивать

большое количество информации, что в свою очередь формирует способность молодого человека находить оригинальные способы решения трудных ситуаций. Помимо того, у молодых людей активно развивается коммуникативная сфера личности. Это связано с нахождением и установлением новых общественных связей, а также с высокой потребностью в динамичном общении молодых людей.

В качестве базы исследования был выбран Самарский государственный социально - педагогический университет. Выборку исследования составили 25 студентов - бакалавров 1 курса факультета психологии и специального образования, профиль социальная психология, возрастом от 17 до 21 года. Для анализа особенностей коммуникативной сферы студентов - бакалавров были проведены тестирования с использованием следующих методик: «Эмпатические тенденции Мехрабиана»; методика для исследования эмпатии И.М. Юсупова; тест В.Ф. Ряховского для оценки общего уровня общительности (Гриценко, 2004).

Методику «Эмпатические тенденции Мехрабиана» и методику для исследования эмпатии И.М. Юсупова применяют для анализа восприятия и понимания между людьми. Данная методика раскрывает основной механизм социальной перцепции: идентификации, аттракции, эмпатии, социальной рефлексии, стереотипизации, каузальной атрибуции. Для оценки коммуникабельности и общительности выбран тест В.Ф. Ряховского. Согласно психологии общения коммуникабельность - это умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогощающему общению с другими людьми. Коммуникабельность представляет один из навыков успешного социального взаимодействия и затрагивает как профессиональную так личную сферу общения (Караяни, 2015). Коммуникабельность относится к одному из важных личных качеств людей, профессия которых предусматривает активное, прямое общение с другими людьми.

В ходе проведенного исследования коммуникативной сферы студентов - бакалавров 1 курса было выявлено следующее показатели, представленные в диаграмме (рис. 1.)

коммуникабельность

весьма общительный высокий нормальный I низкий

Рис.1.Уровень коммуникабельности

У 16 % опрошенных высокий уровень коммуникации, 56% - весьма общительны, у 24 % - нормальный уровень и у 4% низкий.

Особенностью коммуникативной сферы студентов является ее изменчивость. Помимо этого, общительность, контактность, гибкость поведения, динамичность поведенческой реакции, эмоциональная сдержанность относятся к важным профессиональным качествам будущего психолога. По результатам проведенного исследования большинство опрошенных весьма общительны, что характеризуется некоторым любопытством, разго-

ворчивостью, легкостью высказывания своего мнения по разным вопросам, охотно устанавливают новые контакты. Также значительная часть респондентов показала нормальный уровень коммуникабельности. Данный уровень отражает любознательность, умение слушать и слышать собеседника, проявлять в общении достаточную терпеливость, благоприятное отношение к новым встречам и знакомствам. Помимо этого, некоторая часть тестируемых показала высокий уровень коммуникабельности. Они всегда в курсе всех событий и дел, весьма охотно принимают участие во всех дискуссиях. Темы для общения предпочитают легкие в восприятии, не достает серьезности в выполнении дел.

уровень эмпатииности

высоким

нормальный

средний

Рис. 2.Уровеньэмпатийности

уровень тенденции к эмпатии

высокий нормальный I низкий

Рис.3.Уровень тенденции к эмпатии

76 % опрошенных показали нормальный уровень эмпатийности и у 40 % - нормальный уровень тенденции к эмпатии. 12 % показали высокий уровень эмпатийности и 36 % - высокий уровень тенденции к эмпатии; у 12 % опрошенных наблюдается средний уровень эмпатийности и 24% показали низкий уровень тенденции к эмпатии.

Уровень эмпатийности и уровень тенденции к эмпатии у большинства опрошенных находятся на нормальном уровне, что характерно подавляющего большинства людей в

целом. Нормальный уровень эмпатийности отражает умеренную чувствительность по отношению к окружающим людям. Что касается межличностных отношений, люди с нормальным уровнем эмпатии в своих суждениях о других людях опираются на поступки, нежели на свои личные впечатления. В процессе общения внимательны, при этом контролируют личные эмоции. Полученные результаты весьма характерны и отражают уровень межличностных коммуникаций, присущих для возраста опрошенных. К тому же полученные результаты показывают личностное становление и готовность к освоению выбранной профессии и самореализации в ней. Что подчеркивает перспективность освоения студентами профессиональных компетенций в процессе дальнейшего обучения.

Таким образом, студенчество накапливает социокультурный опыт, обучаясь в вузе, активно участвует в деятельности, являющейся общественно-значимой. В этот период происходит формирование чувства ответственности, показывающей уровень соотношения личных и общественных интересов и потребностей. Одним из важных компонентов успешной профессиональной деятельности будущего психолога является умение устанавливать межличностные связи, выделять наиболее значимые моменты межличностного общения для эффективной реализации профессиональной деятельности, характеризующейся проведением бесед, интервью, умением располагать к себе людей, формированием правильного, без оценочного восприятия других людей. Поэтому, не мало важное значение имеет формирование у будущих специалистов навыка эффективной межличностной коммуникации. Контактность - еще одни важный аспект в умении общаться. В основе этого социального умения лежит природная общительность и способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе общения доверительные отношения, основанные на взаимном принятии.

Все вышеперечисленные аспекты коммуникационной сферы важны в становлении студентов как профессиональных психологов. Наряду с профессиональными знаниями, умениями и компетенциями, необходимо развивать коммуникативную сферу и навыки межличностной коммуникации, формировать эмпатийные тенденции в воспитательных целях. Что актуализирует разработку и внедрение в учебный процесс методов развития коммуникативной сферы в программы по воспитанию студентов, способствующие формированию эмпатии и развитию коммуникабельности.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие. 2-е изд.,испр. и перераб. М.: Прометей, 2018. 708 с.

2. Бодалев А.А. Психология общения: избранные психологические труды. М.: Изд-во Института практической психологии. Воронеж, 2010. 256 с.

3. Гриценко В.В. Социально-психологический практикум: учеб.-метод. пособие для студентов ф-та психологии и социальной работы. Балашов: Николаев, 2004. 184 с.

4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.

5. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учеб. пособие / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. М.:Юнити-Дана, 2015. 247 с.

6. Коноваленко М. Ю. Психология общения: учебник для среднего профессионального образования / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. М.: Юрайт, 2016. 468 с.

7. Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд.М.:Смысл, 2016. 365 с.

8. Прыгин Б.Д. Социальная психология: истоки и перспективы / Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов. СПб.:СПбГУП, 2010. 532 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.