Научная статья на тему 'Психологические особенности китайского этноса'

Психологические особенности китайского этноса Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
8906
1311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Резников Е. Н.

Рассматриваются факторы, сформировавшие психологические характеристики китайцев, психологические особенности китайцев, включая особенности ценностных ориентаций китайского этноса, отношение китайцев к различным сторонам жизнедеятельности, общепсихологические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Features of the Chinese Ethnos

The article considers the factors that have generated the psychological characteristics of the Chinese and their psychological features, including the peculiarities of value orientations of the Chinese ethnos, the attitude of the Chinese to the various aspects of life, their general psychological features.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности китайского этноса»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОГО ЭТНОСА*

Е.Н. Резников

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Рассматриваются факторы, сформировавшие психологические характеристики китайцев, психологические особенности китайцев, включая особенности ценностных ориентаций китайского этноса, отношение китайцев к различным сторонам жизнедеятельности, общепсихологические особенности.

Население Китая по данным 1994 г. составляет свыше 1 млрд 200 млн человек. Китайцы (хань) составляют 93% населения. Кроме них проживают и другие национальности и народности (уйгуры, монголы, тибетцы, корейцы, чжуа-ны и др.) [4].

Факторы, сформировавшие психологические характеристики китайцев

В антропологическом плане китайцы, проживающие на юге и севере страны, отличаются друг от друга. Южане обычно среднего роста, худощавые, но выносливые и сильные люди, а северяне более высокого роста.

Природно-географические условия в стране различны. На западе Гималайские горы, в северо-западной части — Тян-Шанские горы. На западе резко континентальный, а на востоке муссонный климат. Поэтому в зависимости от места проживания китайцев природно-географические условия у них обусловливали разные психологические особенности.

Виды производственной деятельности. В прошлом экономическая структура страны носила ярко выраженный аграрный характер. Трудовая деятельность в сельском хозяйстве сформировала у китайцев трудолюбие, настойчивость и целеустремленность в работе, долготерпение и пр.

После провозглашения национальной независимости в 1949 г. в стране постепенно развивалась промышленность. С 1978 г. в политической и экономической сферах жизни страны стал осуществляться новый курс по модернизации промышленности и сельского хозяйства. В настоящее время экономика Китая стремительно увеличивает свою мощь. Наряду с государственными предприятиями почти половину продукции выпускает частный сектор (мелкие и кустарные предприятия, часто семейный подряд).

* Данная статья написана в рамках реализации Инновационной образовательной программы в РУДН «Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно реализовывать государственные интересы РФ через систему экспорта образовательных услуг».

Развитие рыночных отношений, с одной стороны, способствовало резкому подъему выпускаемой продукции, а с другой стороны, выпуску большого количества недоброкачественных товаров.

Несмотря на большое население, в Китае остаются еще целинные земли и власти стремятся их заселять их людьми из густо заселенных районов Китая [1].

Религия. Церковь в Китае отделена от государства. Исторически среди верующих распространены конфуцианство, даосизм, буддизм. Большинство китайцев атеисты, а верующие в значительной части проживают в сельской местности.

Конфуций (Кун-цзы) проживал в 551—479 гг. до н.э., являлся философом, основал конфуцианство. Свои взгляды он изложил в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Суть его мировоззренческого подхода заключалась в почитании предков; культе семьи, главой которой является отец; неравенстве взаимоотношений (почтительное отношение детей к родителям, младших в почитании старших; в «сохранении лица»; труд должен вознаграждаться; умеренность во всем и др.). Многие подходы Конфуция и в настоящее время проявляются в образе жизни китайцев (например, культ семьи; «сохранение лица»).

Даосизм возник в VI в. до н.э. на основе верований шаманского характера. Лао-Цзы (Ли Эр) древний философ, написавший трактат «Лао-Цзы» (древнее название «Дао дэ цзин»), в котором изложены основополагающие подходы этого религиозного направления. Понятие «дао» — это всеобщий закон (его порождение и начало), которому подчинена вся вселенная. Смысл данного религиозного направления заключается в здоровом образе жизни, разумном вегетарианстве, самосовершенствовании с помощью дыхательных и физических упражнений и пр.

Буддизм — одна из мировых религий, зародились в VI—V вв. до н. э. В образе жизни данное религиозное направление сформировало у китайцев необходимость стойко переносить страдания, лишения и невзгоды. Достижение гармонии можно осуществлять путем медитации.

По мнению исследователей, в Китае важна не сама религиозность, а влияние ее обрядов на образ жизни населения.

Идеология. После образования Китайской Народной Республики в 1949 г., основополагающей и организующей силой в обществе стала Коммунистическая партия Китая. Опираясь на традиционные устои общества, коммунистическая идеология стала распространяться среди всего населения страны, причем идеологическая работа опиралась на принципы иерархичности построения любой группы (лидер обладает властью, в группе должно быть главенство-подчинение, неравенство необходимо, отношение к власти должно быть позитивное, так как она существует вечно).

История. Китай — это страна с большой и длительной историей. Китайцы в древние и средние века отличались воинственностью и постоянно вели войны. Вместе с тем длительная самоизоляция сформировала у них мнение о себе как о мирном народе, способном отстоять свою национальную независимость. Это способствовало появлению в национальном чувстве нескрываемой гордости за свою национальную независимость. Имевшие место в конце XIX и начале XX в. агрессивные действия со стороны японских, английских, французских и других

агрессоров расцениваются китайцами как факт агрессии со стороны более сильных государств. Это сформировало отношение к своему народу как многострадальному, способному в будущем стать лидером всех угнетенных народов и сыграть определяющую роль в судьбах человечества [4].

До конца XIX в. Китай был феодальной страной, в начале XX в. стал развиваться капитализм. На формирование этнопсихологических особенностей китайцев повлияла достаточно длительная изоляция страны от влияния мировой цивилизации. На западной границе Китая находятся высокие горы, которые представляли трудности для проникновения в Китай, а также Великая китайская стена.

Вместе с тем, несмотря на ценность исторического прошлого Китая, в настоящее время в образе жизни населения проявляются новые тенденции, обусловленные развитием рыночных отношений и появлением новых видов трудовой деятельности.

Культура. Китай имеет древнюю культуру. В этом плане китайская культура оказала влияние на многие страны Юго-Восточной Азии. Это обусловило наличие «определенной общности психического склада китайцев, японцев, корейцев и вьетнамцев. Общность национальных культур прослеживается и при сопоставлении мировоззренческих характеристик и моральных критериев. Это обусловливается также тем, что на мировоззрение этих народов значительное влияние оказали конфуцианство и буддизм, а также общность культуры и языка» [4. С. 86]. Так как Китай взаимодействовал с этносами, значительно уступающими культуре Китая, это сформировало у китайцев представление о себе как о центре мировой цивилизации [4. С. 86].

Культурное наследие проявляется в многочисленных памятниках, национальных ремеслах (например, изготовление посуды, изделий из шелка и т.д.). Влияние культуры на психологический облик просматривается в приверженности китайцев в выполнении многих национальных норм поведения, в психологических особенностях семьи, бытовых традициях, приверженности к коллективизму и др.

Таким образом, влияние культуры сформировало у китайцев чувство уверенности в своем народе, гордость за его прошлые достижения, веру в величие своей страны и др.

Психологические особенности китайцев Ценностные ориентации

Ценности-цели. Основополагающей идеей всех ценностей китайцев является почитание национальных традиций, которые формировались тысячелетиями. Отличительная черта образа жизни китайцев заключается также в регламентации выполнения различных форм трудовой активности и поведения.

К нравственно-психологическим ценностям нужно отнести понимание китайцами соотношения жизни и смерти. Смысл жизни они видят в реальном бытии, а не в загробном мире. Понимание жизни базируется на целесообразности и необходимости довольствоваться минимумом. В качестве разумной альтернативы богатству и славе конфуцианская мораль предлагает модель совершенного (идеала) «цзюньцзы», включающую долг перед семьей и обществом. Избравший

путь совершенствования китаец обязан всю жизнь стремится к овладению добродетелей «цзюньцзы», а уровень достижения может определить лишь авторитет, стоящий выше его. По религиозно-нравственным представлениям китайцев смерть — это переход из одного состояния в другое, и к ней надо готовиться при жизни.

Интересен смысл понятия борьбы для китайца, который заключается в преодолении своих недостатков и формировании у себя высоко моральных качеств «цзюньцзы», причем при оценке всех своих действий необходимо исходить из того, какую практическую выгоду получает китаец [4].

К этой же группе ценностей относится и сохранение своего лица, которое поддерживается чувством стыда. При выполнении любой социальной роли (на работе, в партийной ячейке, семье, обществе друзей и пр.) китаец стремится выполнять свои обязанности и демонстрировать набор добродетелей. В этом случае его авторитет сохраняется, и он среди конкретной группы людей пользуется уважением. Внутренним мотивом выполнения роли и показа своих лучших качеств является чувство стыда.

Рядом с названной ценностью находится чувство долга перед семьей и членами общества, которое реализуется в выполнении перед ними обязательств, в ответственности.

К нравственно-психологическим ценностям можно также отнести свод жизненных правил, которыми должен руководствоваться каждый китаец: «жить спокойно, без суеты»; «жить без избыточных желаний»; «уметь довольствоваться малым»; «думать о ежеминутной выгоде»; «всегда сохранять главенство морального над материальным» и др. (1).

Одной из важных ценностей в Китае является семья, в которую вкладывается понятие забота о детях и забота о родителях.

Следующей нравственно-психологической ценностью является уважительное отношение младших к старшим и забота старших о младших. Стремление закрепить в сознании китайцев иерархичность отношений обусловливалось в прошлом необходимостью сглаживания социальных и экономических противоречий (богатые-бедные) в обществе и стремлением представить его в виде идеальной единой семьи и, главное, не допустить появления идеи равноправных отношений. В.В. Собольников полагает, что и сейчас «мысль об иерархичности отношений между членами группы остается в сознании превалирующей над идеей равноправных отношений между ними» [4. С. 32].

Ценятся среди китайцев профессиональные навыки и умения.

Для китайцев важны ценности, связанные с отношениями с представителями своей национальности (особенно за рубежом).

Для китайцев важны престиж и авторитет, которые выражают общественное мнение о личности. В.В. Собольников считает, что чем выше авторитет китайца (например, если он занимает высокое социальное или экономическое положение), тем медленнее и многозначительнее должна быть его речь. Престиж для китайцев является показателем скорее внешнего, формального плана, нежели внутреннего. Поэтому для них более характерны своего рода маскировки или

сглаживание негативно оцениваемых ими моментов своего бытия и, наоборот, гипертрофирование положительные оценки характеризуемых [4].

Несмотря на существующий коллективизм в стране, В.В. Собольников, ссылаясь на результаты многочисленных зарубежных исследований, показывает, что среди молодежи проявляется тенденция постепенного изменения отношения к традиционному коллективизму и трансформация отдельных традиционных ценностей [4].

В связи с новой политикой КПК в сфере поднятия экономики страны в настоящее время стала повышаться значимость материальных ценностей в китайском обществе.

Перечень качеств личности, ценимых китайцами, обстоятельно дает Р.Д. Льюис (например, скромность, терпимость, сыновья почтительность, учтивость) [2].

Отношения китайцев к различным сторонам жизнедеятельности

Межличностные отношения среди китайцев можно охарактеризовать как уважительные, вежливые, сдержанные и с достоинством. Мужчины, как правило, следуют строго мужскому стилю поведения. В отдельных случаях проявляют искренность, а иногда, когда собеседники затрагивают их интересы, и бесцеремонность.

Среди китайцев ценность польза является важной. «Если действие партнера по коммуникации непонятно и необъяснимо, то это вызывает у китайца чувство беспокойства. Для него существование бескорыстных мотивов не представляется возможным» [4. С. 48]. Думается, что это важно учитывать в процессе общения с китайцами, в плане более четкого пояснения своих намерений и мотивов общения с ними.

Китайцы непритязательны и быстро приспосабливаются к новым условиям общения, работы и проживания.

Очень значимо для китайцев приветствие при встрече. В беседах они с удовольствием рассказывают о национальной истории и кухне, семье, о присоединении Тайваня к Китаю и др. За рубежом интересуются достопримечательностями страны, образом жизни коренных народов. В том случае, если они находят в стране что-то общее с китайской действительностью, то это вызывает у них радость.

Для китайцев характерно в процессе общения не смотреть в глаза собеседника, что иногда смущает европейцев. В официальных ситуациях они почти не используют жесты. Вместе с тем имеются региональные различия в использовании невербальных средств общения. Так, южане более раскованы и им присуща непринужденная манера общения. Кроме того, в разговорном этикете китайцы достаточно часто используют многочисленные извинения, которые в отдельных случаях можно расценить как самоуничижение. Многие считают это частью китайской культуры общения [4].

В целом можно отметить, что китайцы сензитивны (чувствительны) к позитивному отношению.

Отношения руководства и подчинения. «Уважение к власти» у китайцев вырабатывалось веками под воздействием конфуцианства. На выполнение действий, которые не разрешены властью, они могут решиться крайне редко [4].

При работе с китайскими студентами с позиции руководителя (ректората, кафедры, аспирантуры и пр.) желательно деликатно, вежливо, но не очень часто, подчеркивать свою властную позицию.

Пожилые люди пользуются среди китайцев уважением и почетом. При принятии сложных решений с ними советуются.

Семья как уже отмечалось выше, является одной из самых значимых ценностей среди китайцев. Главой семьи является отец. Младшие дети подчиняются старшим братьям и сестрам, а те проявляют заботу о младших.

Отношения между соседями, как правило, равноправные, с чувством собственного достоинства, иногда безразличные.

Поведенческие характеристики. Обычно китайцы соотносят свое поведение с конкретной ситуацией, которая им уже знакома и они знают, как себя в ней вести. Вместе с тем, они стремятся перевести официальные отношения в межличностные. В разговоре они могут спросить о семье (детях, родителях и пр.), возрасте собеседника, пригласить его в кафе и т.д. В целом китайцы гостеприимны.

В деловой беседе китайцы стремятся к тому, чтобы партнер по общению заговорил первым о деле.

Китайцы в своей жизни ориентируются на прошлое и настоящее, в меньшей степени на будущее.

Отношение к народам, проживающим в Китае. К представителям других народов китайцы относятся вежливо и сдержано. Традиционно хорошие отношения сложились между китайцами и населением России. На Востоке нашей страны активно развиваются торговые отношения. Большое количество китайцев проживает в России, а в Китае — представители разных этносов нашей страны.

Отношение к этносам (народам), проживающим в других странах. К иностранцам у китайцев, как правило, двойственное отношение. С одной стороны, они отдают должное достижениям американцев и европейцев в научно-технической области. Политическое руководство страны направляет на учебу за границу большое количество студентов, чтобы они осваивали передовые технологии Запада, а потом, после возвращения на родину, их реализовывали в своей стране. С другой стороны, китайцы осознают свое превосходство в морально-нравственных ценностях своей страны, которой уже более 3000 лет, и в достижениях в некоторых сферах своей экономики. В целом, китайцы могут скрывать неприязненное отношения к иностранцам, но в то же время вести себя с ними достойно, вежливо и тактично.

В.В. Собольников полагает, что «в национальном самосознании китайцев укоренилось представление о японцах, англичанах, американцах и других народов как об агрессорах, что способствовало формированию устойчивого негативного отношения к ним» [4. С. 37].

Отношение к материальным ценностям и своему внешнему виду зависит от социально-экономического положения семьи, профессии, образования и вос-

питания в семье. Вместе с тем в связи с невысоким уровнем жизни основной массы населения, китайцы постоянно стремятся зарабатывать деньги на жизнь; деньги они расходуют экономно, иногда проявляют скупость.

К внешнему виду китайцы непритязательны.

В трудовой деятельности китайцы проявляют добросовестность, организованность, дисциплину, трудолюбие, терпение, аккуратность, практичность, усердие и др. «Китайцы, обладая отличающей их способностью переносить трудности и лишения, зачастую выполняют те виды работ, от которых отказываются другие. Они непритязательны и быстро приспосабливаются к новым условиям работы и проживания» [4. С. 32]. В связи с формированием свободных рынков появилась тенденция к нововведениям на производстве, которую поддерживает центральное правительство.

Интересно высказывание иностранца, который полушутя заметил, что в Китае «не принято решать быстро даже самые легкие вопросы».

Среди китайцев проявляется нежелание самостоятельно принимать решения и принимать решения с элементами риска.

В деловых контактах с китайцами важно иметь рекомендательные письма, что придает авторитет бизнесменам. При невыполнении делового обещания китайские предприниматели иногда могут вести себя заносчиво.

Отдых китайцы проводят в общении с родственниками и близкими друзьями (ходят в гости). В связи с рыночными отношениями в городах появились различные развлечения.

Отношение к спорту. В связи с проведением Всемирной олимпиады в Китае было построено большое количество стадионов, открыты спортивные школы для молодежи и др. Думается, что данное событие стимулирует развитие спорта в стране.

Отношение к природе в целом разное — от бережного, сдержанного до потребительского.

Самооценка и отношение к себе. У китайцев проявляется повышенное чувство собственного достоинства. Самооценка среди китайцев слегка завышенная, они сглаживают свои негативные особенности и усиливают позитивные качества.

Общепсихологические особенности

Особенности восприятия и мышления. Для китайцев характерна уклончивая (непрямая) манера общения. Китайцы предпочитают говорить намеками, а если собеседник не понял, то к нему теряется уважение. Точно так же на прямой вопрос следуют витиеватые ответы. Для речевого этикета китайцев характерно повторение одной мысли в разной форме, а иногда оставлять без ответа вопрос или давать ответ в расплывчатой форме.

В мыслительной деятельности у китайцев проявляется конкретность, наглядность и склонность к анализу. У них достаточно развита интуиция, которая наглядно видна в процессе общения с ними.

В процессе восприятия людей у них проявляется наблюдательность.

Память характеризуется способностью к запоминанию на слух.

Эмоциональная сфера характеризуется сдержанностью эмоциональных проявлений, но вместе с тем в отдельных случаях они могут проявлять и сентиментальность.

Национальное чувство проявляется в форме гордости за свою независимость и этноцентризме. «Этноцентризм проявляется также и в стремлении к обособлению при соприкосновении с другими этническими образованиями. Примером этому служат замкнутые китайские колонии в Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, Лаосе, США и ряде других стран» [4. С. 83].

Чувство юмора у китайцев проявляется в использовании несложных шуток, темы которых берутся из жизни.

Волевая сфера у китайцев характеризуется настойчивостью, в отдельных случаях и упрямством. Саморегулирование ориентировано на оценку окружающих лиц (начальства, членов семьи, знакомых и пр.).

Соблюдение этнических норм. Китайцы придерживаются своих исторических норм в семейной жизни, общении и поведении. В незнакомой обстановке ведут себя осторожно, порой застенчиво.

Общественные настроения среди китайцев оптимистические, удовлетворенные, устойчивые и покорные. В целом настроения направлены на сотрудничество.

Темперамент. Среди китайцев проявляются все типы темперамента. Вместе с тем поражает их неторопливость, степенность и активность в работе.

Высокая терпимость (толерантность) у китайцев к материальному и социальному неравенству, психологическому дискомфорту и к власти.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) В Китае высокопоставленных чиновников, укравших из государственной казны большие деньги, в целях предотвращения воровства среди населения после приговора суда сажали в клетки и возили по городам и селам.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Галенович Ю. Трудности общения. Впечатления участника встреч, прошедших под девизом «Год России в Китае» // Азия и Африка сегодня. — 2007. — № 2. — С. 74—78.

[2] Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. — М., 2001.

[3] Резников Е.Н. Теоретико-методологические проблемы этнической психологии. — Минск, 2006.

[4] Собольников В.В. Этнопсихологические особенности китайцев. — Новосибирск, 2001.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE CHINESE ETHNOS

YE.N. Reznikov

The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article considers the factors that have generated the psychological characteristics of the Chinese and their psychological features, including the peculiarities of value orientations of the Chinese ethnos, the attitude of the Chinese to the various aspects of life, their general psychological features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.