Научная статья на тему 'Психологические особенности кандидата в замещающие родители'

Психологические особенности кандидата в замещающие родители Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
482
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩЕЕ РОДИТЕЛЬСТВО / ГОТОВНОСТЬ К ЗАМЕЩАЮЩЕМУ РОДИТЕЛЬСТВУ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / РЕСУРСЫ / FOSTER PARENTING / READINESS FOR ADOPTIVE AND FOSTER PARENTING / FOSTER FAMILY / RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федорова Юлия Александровна, Еремеев Вячеслав Юрьевич, Карташев Никита Иванович

В статье рассмотрены основные психологические особенности личности кандидата в замещающие родители. Исследование проводилось в школе приемных родителей на базе ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» с 50 кандидатами в замещающие родители 34 женщинами и 16 мужчинами в возрасте от 25 до 65 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федорова Юлия Александровна, Еремеев Вячеслав Юрьевич, Карташев Никита Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE CANDIDATE FOR SUBSTITUTING PARENTS

The article deals with the main psychological features of the personality of the candidate for substitute parents. The study was conducted at the school of foster parents on the basis of FSBEI HE «Bashkir state pedagogical University. M. Akmulla» with 50 candidates for substitute parents 34 women and 16 men aged 25 to 65 years.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности кандидата в замещающие родители»

Психология

УДК 159. 962

кандидат педагогических наук, доцент Федорова Юлия Александровна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); старший преподаватель кафедры физической культуры Еремеев Вячеслав Юрьевич

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа);

старший преподаватель кафедры физической культуры Карташев Никита Иванович

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАНДИДАТА В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные психологические особенности личности кандидата в замещающие родители. Исследование проводилось в школе приемных родителей на базе ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» с 50 кандидатами в замещающие родители - 34 женщинами и 16 мужчинами в возрасте от 25 до 65 лет.

Ключевые слова: замещающее родительство, готовность к замещающему родительству, приемная семья, ресурсы.

Annotation. The article deals with the main psychological features of the personality of the candidate for substitute parents. The study was conducted at the school of foster parents on the basis of FSBEI HE «Bashkir state pedagogical University. M. Akmulla» with 50 candidates for substitute parents - 34 women and 16 men aged 25 to 65 years.

Keywords: foster parenting, readiness for adoptive and foster parenting, the foster family, the resources.

Введение. В современной семейной системе есть особая категория семей - замещающая. Замещающая семья представляет собой новое семейное пространство, которое развивается так же, как и любая другая семья, в ней существуют те же функции [1]. Замещающие родители берут на себя ответственность по воспитанию ребенка, имеющего свое прошлое, не зависимое от данной семьи. Перед замещающей семьей стоит сложная задача - создание необходимых условий для успешной адаптации принятого ребенка, развитие у него полноценного чувства успешной социализации, развитие у него подлинного чувства привязанности к новой семье [2, 4].

Однако, воспитание приемного ребенка в замещающей семье сопряжено с некоторыми трудностями. Во-первых, само появление ребенка - это кризисный период для супружеской пары. Во-вторых, приемный ребенок обладает особенностями развития, требующими от родителей дополнительных сил и эмоциональных ресурсов. В-третьих, частое отсутствие опыта воспитания собственных детей и низкая родительская компетентность становятся дополнительным стрессовым фактором для родителей [5, 6].

От психологических особенностей замещающих родителей, их способности противостоять воздействию социальных стресс-факторов и успешности в преодолении трудных жизненных ситуаций, возникающих в пространстве профессиональной замещающей семьи зависит психическое здоровье и развитие приемного ребенка [3, 7].

В этом контексте приобретает большие значение исследование личностных особенностей и стрессоустойчивость замещающих родителей. Данный факт обосновывает актуальность данного исследования.

Целью данного исследования является изучение психологических особенностей кандидатов в замещающие родители.

Организация и методы исследования. В период с сентября по декабрь 2018 года было проведено исследование в школе приемных родителей на базе ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» с 50 кандидатами в замещающие родители - 34 женщинами и 16 мужчинами в возрасте от 25 до 65 лет.

Для выявления личностных характеристик кандидатов в замещающие родители применялся шестнадцати-факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Для исследования стрессоустойчивости использовалась методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге.

Математико-статистическая обработка полученного материала проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Exsel 2007 и программного пакета SPSS-22 с использованием общепринятых методов вариационной статистики. При интерпретации полученных результатов оценивались высокие, средние и низкие значения факторов, а также рассматривали не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетания, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и регуляторных личностных свойств.

Изложение основного материала статьи. В рамках работы школы приемных родителей были исследованы психологические особенности приемных родителей. Результаты анализа шестнадцати-факторного личностного опросника Р. Кеттелла представлены в таблице 1.

Так, было установлено, что большинство мужчин-кандидатов в замещающие родители легко устанавливают социальные контакты, не испытывают трудностей в общении. Средние баллы по фактору А характеризуют мужчин-родителей, как людей не избегающих взаимоотношений с другими людьми, но и не проявляющих собственную активность в установлении и сохранении контактов. Такие отцы могут становиться инициаторами общения, если затрагиваются их личные интересы или проблема решается только с помощью общения. Они весьма избирательны в общении, имеют небольшой круг друзей, которые близки им по ценностным ориентациям и интересам и, с которыми им комфортно. Интересен тот факт, что женщины в изучаемой выборке легко и быстро, часто по собственной инициативе вступают в контакт с незнакомыми людьми. Они сохраняют уверенность в себе, способны отстоять свою позицию при общении с авторитетными людьми.

Таблица 1

Личностные особенности замещающих родителей

Факторы Мужчины (п=16) | Женщины (п=34)

баллы

А: замкнутость - общительность 6,4 8,3

В: конкретное - абстрактное мышление 5,3 5,6

С: - эмоциональная нестабильность / стабильность 7,0 5,8

Е: покорность - доминантность 5,8 6,5

F: рассудительность - безрассудство 4,8 5,8

G: низкая / высокая нормативность поведения 6,2 6,3

Н: робость - смелость 5,2 4,9

I: жесткость - чувствительность 4,7 5,8

L: доверчивость и подозрительность 4,6 5,5

М: практичность - мечтательность 5,2 5,0

№ прямолинейность - проницательность 5 6

Q: спокойствие - тревожность 4 5

Q1: консерватизм - радикализм 4,7 5,2

Q2: конформизм - нонконформизм 4,2 4,8

Q3: - низкий / высокий самоконтроль 5,0 4,8

Q3: расслабленность - эмоциональность 4,8 5,2

Изучение фактора В (конкретное - абстрактное мышление) показало, что довольно часто встречаются кандидаты склонные медленно понимать материал при обучении, предпочитают конкретные мысли, без желания понимать абстрактные идеи.

Следующий фактор С - фактор эмоциональной стабильности позволяет утверждать об эмоциональной зрелости, устойчивости, невозмутимости кандидатов. Они трезво оценивают действительность, приспособляемы в трудных ситуациях.

Подавляющее большинство потенциальных замещающих родителей покорны, уступчивы другим, признающие вину, мягкие, конформные, скромные, податливые. Стремятся к соблюдению правил. У некоторых родителей с развитым абстрактным мышлением и высокой способностью к обучению наблюдается независимость, желание самоутвердиться. Они руководствуются своими правилами, часто бывают враждебны (Фактор Е: покорность - доминантность).

По фактору F (рассудительность - безрассудство) подавляющее большинство исследуемых являются осторожными, трезвыми, серьезными, молчаливыми. Они неторопливы, сдержанны и осмотрительны, считаются надежными. В большинстве - это женщины. Некоторые мужчины же характеризуются безалаберностью, импульсивностью, живостью, энтузиазмом, веселостью, активностью, часто беззаботностью.

Фактор Н (робость - смелость) говорит о застенчивости, сдержанности, робости и боязливости у большинства кандидатов в приемные родители. Выявлено, что слабых, зависимых, беспомощных, сензитивных личностей в выборке больше, чем тех, кого можно назвать сильными, независимыми, реалистичными, не терпящими бессмысленности. Фактор I подтверждает баллы фактора Е.

Фактор L (доверчивость и подозрительность). Больше половины кандидатов доверчивы, неревнивы, уживчивы, не склонны к конфликтам, при желании могут конкурировать в разных сферах жизни с другими, но не яро. Есть и не поддающиеся обману, подозрительные, имеющие собственное мнение кандидаты. Они мало заботятся о других, плохо работают в команде.

Среди отобранных потенциальных замещающих родителей редкими исключениями становятся лица с развитым воображением, богемные, погруженные во внутренние потребности. В основном, выборку составляют практичные, тщательные, управляемые внешними обстоятельствами люди (Фактор М: практичность - мечтательность).

Далее проанализирован фактор N (прямолинейность - проницательность), который показал, что наибольшая часть исследуемых бесхитростные, сентиментальные, естественные, склонные к отсутствию утонченности, не склонны к анализу, интеллектуальному подходу к оценке ситуации.

Таким образом, можно сделать выводы, что большая часть кандидатов, прошедших «Школу приемных родителей» достаточно спокойны, безмятежны, невозмутимы. Они уверены в себе и своих возможностях, могут не видеть угрозы ни со своей стороны, ни с другой.

Как показывает фактор Q2 (конформизм - нонконформизм), подтверждая фактор Е, большая часть группы зависящая от окружения, ведомая другими. Она предпочитает работать и принимать решения совместно; возможно, что эта часть группы просто нуждается в поддержке, будучи не самым общительным ее членом.

Редким интерпретационным элементом в нашей выборке при факторе Q3 считается высокий самоконтроль. Наибольшее количество человек с низким самоконтролем, внутренней недисциплинированностью, контролируемые отражением собственного «Я»-образа.

Один из последних первичных факторов Q4 (расслабленность - эмоциональность) подтверждает интерпретацию фактора О, характеризуя выборку аналогичными чертами. Кандидаты в замещающие родители расслаблены, нефрустрированы, склонны к уравновешенности, иногда ленивы, склонны достигать низких результатов. Им противопоказан высокий уровень напряжения, так как это может привести к разладу в их работе.

Один из значимых факторов, обозначающих самооценку исследуемых, является фактор МБ. Он показывает, что почти все кандидаты имеют либо завышенную самооценку, либо адекватную. Завышенная оценка говорит о некритическом отношении к себе, адекватная - о знании себя и своих качеств.

В рамках работы школы приемных родителей была также исследована стрессоустойчивость кандидатов в замещающие родители по методике Т. Холмса и Р. Раге. Результаты представлены в таблице 2.

Полученные данные свидетельствуют о том, стрессоустойчивость женщин незначительно выше, чем стрессоустойчивость мужчин, различия не достигли достоверно значимых различий. Данные различия могут объясняться способом реагирования женщин и мужчин.

Таблица 2

Особенности стрессоустойчивости кандидатов в замещающие родители (п=50)

Обследуемая группа Стрессоустойчивость по методике Т. Холмса, Р. Раге Достоверность различий Р

Мужчины (п=16) 122,2 >0,05

Женщины (п=34) 129,6

Женщины более эмоциональны и коммуникабельны по своей природе, поэтому они способны делиться своими переживаниями и более эффективно противостоять стрессу. В процессе общения женщинам становится проще понять и пережить свои эмоции, что, в конечном счете, приводит к принятию более взвешенных и легких решений. Мужчины в трудной ситуации, напротив, замыкаются в себе и совсем перестают понимать, что чувствуют они сами и окружающие их люди.

Выводы. Было установлено, что стрессоустойчивость характеризуется определенными чертами личности, которые впоследствии могли бы помочь эффективно растить, воспитывать и обучать приемных детей.

Было выяснено, что стрессоустойчивые люди легко устанавливают социальные контакты, не испытывают трудности в общении. Высокие баллы говорят о внимательности к людям, приспособляемости, мягкосердечности, доброте.

Они склонны медленнее понимать материал при обучении, предпочитают конкретные мысли, не всегда понимают абстрактные идеи. Трезво оценивают действительность, приспособляемы в трудных ситуациях. Большинство кандидатов покорны, уступчивы другим, признают вину. Мягкие, конформные, скромные, податливые. Стремятся к соблюдению правил. У некоторых родителей с развитым абстрактным мышлением и высокой способностью к обучению наблюдается независимость, желание самоутвердиться.

Их можно назвать практичными, естественными, уживчивыми, ненапряженными, расслабленными. Нуждаются в социальной поддержке, часто следуют требованиям окружения.

Замещающему родителю придется приложить немало усилий для адаптации ребенка к новой форме жизни. Будут и ночные крики, кражи, драки, конфликты в школе и дома, уходы от родителей, поиски себя и своих биологических родственников. Замещающая семья проходят через колоссальный стресс, требующий максимальной самоотдачи ребенку, терпения и сил выдержать предстоящие трудности.

Литература:

1. Ашимбаева Д.С. Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства в настоящее время / Д.С. Ашимбаева // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы Международной науч. конференции (Краснодар, август, 2016). - Краснодар: Издательский дом «Новация», 2016. - С. 76-77.

2. Бешкарева Е.М. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи. Семья, брак и родительство в современной России / Е.М. Бешкарева. - М.: Когито-Центр, 2014. - 100 с.

3. Котова Т.Е. Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т.Е. Котова. - Ярославль, 2011. - 27 с.

4. Отделкина Т.Н. Формирование и сопровождение замещающей семьи как формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... канд. соц. наук / Т.Н. Отделкина - Нижний Новгород, 2017. - 16 с.

5. Трофимова Е.В. Успешное замещающее родительство: книга для приемных родителей / авторы-составители: Е.В. Трофимова, О.Н. Хахлова. - Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2015. - 200 с.

6. Федорова Ю.А. Осознанное родительство как психолого-педагогический феномен / Ю.А. Федорова, О.Н. Хахлова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2017. - № 6 (73). - С. 16-24.

7. Швецова М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: монография / М.Н. Швецова. - М.: МПГУ, 2013. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.