Научная статья на тему 'Психологические особенности инновационной деятельности вуза'

Психологические особенности инновационной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
998
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGY OF INNOVATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES / УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИЙ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR INNOVATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ / THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF INNOVATION / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATION PROCESS / TERMS OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юндин Р. Н.

В данной статье рассматриваются психологические особенности инновационной деятельности вуза, раскрывается понятие инновации, инновационной деятельности вуза. В последние годы данная проблема очень актуальна, из-за повсеместного введения инновационных технологий в образование. Но отмечаются некоторые психологические барьеры, препятствующие продвижению нововведений. В статье также отмечается способ решения данной проблемы, а также личностно-психологические факторы, влияющие на принятие нововведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological characteristics of the innovation activities of the university

This article discusses the psychological features of the innovation of high school, disclosed the concept of innovation, innovation activities of the university. In recent years, the problem is very urgent, because of the widespread introduction of innovative technologies in education. But notes some of the psychological barriers to the promotion of innovation. The article also notes how this problem as well as personal and psychological factors influencing the adoption of innovations.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности инновационной деятельности вуза»

2. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск: Ойкумена. - 2005. - 469 с.

3. Хасанов Р. Х. Синергетический эффект кластера // Проблемы современной экономики. - 2009. - N 3 (31).

Юндин Р.Н.

Психологические особенности инновационной деятельности вуза

В настоящее время активно разрабатывается общая технология нововведений. Наиболее полно она освещена в трудах Н.С. Данакина, Л.Я. Дятченко, В.Н. Иванова, М. Маркова, С.Б. Мельникова, В.И. Патрушева, Ю.М. Плотинского и др. В научных работах И.Г. Балабанова, И.В. Волковой, B.C. Кабакова, Л.Н. Оголевой, Е.Е. Румянцевой, Н.А. Стульбы и других исследователей проанализирован процесс управления инновационным развитием.

Общая теория инновационных процессов, реструктуризации фирмы и описание явления внутрифирменного (инновационного) сопротивления раскрывается в трудах И. Ансоффа, X. Виссема, Ф. Гуияра, Дж. Келли, А.И. Пригожина, Н. Смелзера. Большое значение для формирования понятия инновационного образования имеют работы В.Е. Шукшунова, В.Ф. Взятышева, Л.И. Романковой.

В контексте исследуемой проблемы инновационной деятельности вуза уместно будет рассмотрение содержательной стороны дефиниции - «инновация». Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе, примерно, с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране. Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового:» Новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.» Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового [6].

В последние годы, особенно в последнее десятилетие, сложилась практика внедрения различных новшеств в систему образования. Однако необходимость рассмотрения вопросов психологического обеспечения внедрения инноваций отсутствовала.

Психологическим проблемам внедрения нововведений посвятили свои исследования такие отечественные ученые, как Н.И. Лапин, В.Ф. Галыгин,

Е.Т. Гребнев, Ю. Воогаайд, А.И. Пригожий, Н.А. Ильина, О.С. Советова, а также зарубежные ученые К. Денис, Т. Питере, Р. Уотермен, Н. Тичи, М. Деванна и др.

Трансформация российской системы образования из репродуктивной в непрерывно-развивающуюся, открытую, обусловливает необходимость изменения отношения к своей деятельности главных субъектов образовательной системы обучающихся и преподавателей.

Таким образом, инновационный процесс является на сегодняшний день необходимым фактором обновления системы образования, так как благодаря данному процессу происходит масштабное вовлечение обучающихся в реализацию собственных образовательных и социокультурных интересов.

Применение инноваций в образовательном процессе позволяет повысить уровень подготовки молодых специалистов и активизировать роль научно-исследовательской работы студентов.

Следует обозначить основные инновации системы образования: использование новейших компьютерных технологий; внедрение повсеместного доступа к сети Интернет; использование программного обеспечения обучающего и контролирующего характера; ориентация на современные информационные технологии при формировании методов преподавания [9].

Проблема готовности личности преподавателя к принятию и реализации ситуаций совместной творческой деятельности с обучающимися становится центральной проблемой инновационного движения в образовании. Ее оперативное решение предполагает создание сети разнообразных форм непрерывного постдипломного образования и администрации, и преподавателей, осваивающих психологические требования к конструированию ситуаций инновационного обучения в самом процессе, их проектирования и организации. Причины необходимости нововведений определяются проблемной ситуацией, а именно: заказом общества; снижением качества и эффективности образования; стремлением к самосовершенствованию; новыми обстоятельствами, условиями учебной деятельности [4].

Прогрессивные изменения образовательной реальности связаны, как правило, с новыми педагогическими разработками. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями, и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Н .Б. Лаврентьева ключевым понятием в инноватике обозначает инновационный процесс. Инновационные процессы в образовании рассматриваются, по мнению автора, в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся психологические условия могут способствовать,

либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами [5].

Инновационные процессы довольно давно являются предметом исследования отечественных и зарубежных авторов. Классические теории инновационного развития были предложены еще в работах И. Шумпетера, Н. Д. Кондратьева и др. Вклад в развитие инноватики внесли такие западные ученые как А. Бандура, А. Грублер, П. Друкер, Ф. Котлер, Э. Роджерс, Д. Шон и др. Среди отечественных исследователей большое значение имеют работы И.В. Бестужева-Лады, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина и др.

Следует подчеркнуть единство трех составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трехсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения. Другое системное понятие -инновационная деятельность, которая включает комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п. [7].

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация». Новация выступает именно как средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация выступает как целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью [8].

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать:

научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения выступают как новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений психологической и педагогической наук, при использовании передового педагогического опыта [2].

Так, В.И. Добрынина и Т.Н. Кухтевич прямо отмечают, что внедрению нововведений в высшей школе в значительной степени препятствует высокая конфликтность по линиям «преподаватель - студент» и «преподаватель -преподаватель» [1]. Наиболее успешно нововведения внедряются в относительно небольших коллективах (от 500 до 1000 человек), где легче проводить психологическую подготовку персонала к нововведениям и где быстрее можно пробудить в людях энтузиазм и веру в успех. Отметим, что при внедрении необходимо планировать риск: как отмечают М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, каждое второе организационное нововведение заканчивается неудачей (т. е. риск составляет 50%).

Развитие учебного заведения не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Дабы эффективно управлять этим процессом, его необходимо понять, а потому - познать. Последнее предполагает изучение его строения или, как говорят в науке, - структуры.

Всякий процесс представляет собой сложное динамическое (подвижное, нестатичное) образование - систему. Последняя же полиструктурна, а потому сам инновационный процесс (как и всякая система) полиструктурен.

Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Действительно, всё начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (директора, учителей, учащихся, преподавателей, студентов и др.), определения целей нововведения, преобразования целей в общность задач, разработки содержания инновации и т.д. Не следует забывать, что все названные компоненты деятельности реализуются в определённых условиях (материальных, финансовых, гигиенических, морально-психологических, временных и др.), которые в саму структуру деятельности, как известно, не входят, но при их игнорировании инновационный процесс был бы парализован или протекал неэффективно.

Психологической особенностью инновационного процесса является его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит каждое нововведение: возникновение (старт) - быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинёрами, консерваторами, скептиками) - зрелость - освоение -диффузия (проникновение, распространение) - насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части учебно-воспитательного и управленческого процессов) - рутинизация (имеется в виду достаточно длительное использование новшества - в результате чего для многих людей оно становится

обычным явлением, нормой) - кризис (имеется в виду исчерпанность возможностей применить его в новых областях) - финиш (нововведение перестаёт быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой).

Инновационный вуз потенциально способен превратиться в один из аттракторов нестабильного социокультурного пространства современной России. Эта способность является следствием обладания вузом инновационным потенциалом, представляющим собой комплекс возможностей, которые может использовать вуз при создании, селекции и внедрении инноваций. Инновационный процесс в вузе может рассматриваться как сумма противоречивых интеракций, представляющих собой взаимодействия между основными участниками инновационной деятельности, показателями которых являются: отношение работников вуза к инновациям и инновационным ценностям, восприимчивость к нововведениям, уровень инновационной активности работников вуза, готовность к освоению новшеств [3].

Все структуры органично сплетены между собой не только горизонтальными, но и вертикальными связями, и более того: каждый компонент любой структуры инновационного процесса реализуется в компонентах других структур, то есть этот процесс системен.

Следует отметить, что любое нововведение имеет как технические, так и психологические последствия. В свете сказанного ясна роль психологических факторов при внедрении инноваций. Инициаторы (новаторы, организаторы) нововведения должны обеспечить психологическое сопровождение инновации, чтобы с наименьшими потерями преодолеть барьеры по отношению к нововведениям.

В самом общем виде, под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования психологических и педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения и это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской студентов.

Таким образом, инновация в социально-психологический аспекте представляет собой создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Так, различаются социально-экономические, организационно-управленческие и технико-технологические инновации. Инновационная деятельность, не будучи формализуемым процессом, требует учета человеческого фактора, в частности -преодоления социально-психологических барьеров, возникающих на всех этапах

ее развертывания. В эту деятельность вовлечены различные социальные группы (заказчики, разработчики, изготовители опытных образцов, макетов и пр.), каждая из которых имеет собственные интересы, задачи и цели. Члены каждой из групп могут иметь неоднозначные представления, ожидания и эмоциональные переживания, связанные с возможными последствиями инновации. Преодолению социально-психологических барьеров инновационной деятельности способствуют: учет установок, ориентации ценностных, этических норм поведения ее участников; применение социально-психологических методов активного обучения субъектов образовательного процесса для развития инновационных способностей, формирования готовности к восприятию и участию в инновации.

Литература

1. Добрынина В .И. , Кухтевич Т.Н. Социальные конфликты в высшей школе М., 1993. - (Система воспитания в высшей школе: Обзорная информация / НИИВО.Вып.3

2. Инновации в образовании: от идеи до воплощения. - Пермь.- 1995.

3. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Лияудис. - М.

- 1994.

4. Кулемзина А.В. Модель выбора образовательной стратегии в условиях современного социокультурного кризиса // Образование в Сибири. - 1996. -№1.

5. Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ-ААЭП. - 1998.

6. Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М. - 1961. - 826 с.

7. Панина Т. С, Матвиенко В. А., Пруель Н. А. Теория и практика современного образования в условиях системы повышения квалификации. - Новокузнецк.

- 2000. - 93 с.

8. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. - М. - 1993.

9. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М.: Новая школа.-1995. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.