Научная статья на тему 'Психологические особенности информационного воздействия на сознание избирателя'

Психологические особенности информационного воздействия на сознание избирателя Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1071
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кононов Максим Михайлович

Процесс борьбы за власть всегда основан на информационном соперничестве сторон. В экономической терминологии существуют понятия «быки», то есть люди зарабатывающие деньги на бирже, играя на повышении курса акций, и «медведи», играющие на понижении. В сфере политических технологий, основанных на информационно-психологическом воздействии на сознание человека, в определенном смысле также возможно применение подобных терминов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности информационного воздействия на сознание избирателя»

Максим КОНОНОВ

психологические особенности информационного воздействия на сознание избирателя

Процесс борьбы за власть всегда основан на информационном соперничестве сторон. В экономической терминологии существуют понятия «быки», то есть люди зарабатывающие деньги на бирже, играя на повышении курса акций, и «медведи», играющие на понижении. В сфере политических технологий, основанных на информационно-психологическом воздействии на сознание человека, в определенном смысле также возможно применение подобных терминов.

Существуют технологи, которые в основе своей деятельности располагают конструктивную, созидательную модель. Иными словами, в данном случае не имеет большого значения, какие приемы они применяют, важно, что девиз их деятельности — «голосуйте за И.И. Иванова потому, что он лучший из лучших!». Таких политтехнологов, эффективно работающих на созидание, немного и их услуги стоят чрезвычайно дорого.

Есть специалисты менее высокого класса, если исходить из особенностей их деятельностей при той же цели. Часто весьма схожи и задачи, однако методы достижения поставленной цели и решения определенных задач характеризуются диаметральной противоположностью. Технологи, которые вкладывают в свою профессиональную деятельность деструктивную модель, действуют по принципу: «голосуйте за И.И. Иванова потому, что остальные еще хуже!». Активное использование деструктивной составляющей обусловлено рядом причин.

Эффект. Скандалы, созданные из ничего, войны компроматов, причем как реально существующих, так и откровенного блефа, черный пиар — все это превращает серьезную процедуру осуществления народом его политического волеизъявления в представление, шоу, а политических конкурентов — в клоунов, шутов.

Сравнительно небольшие затраты. Известная пословица гласит: «ломать — не строить». Процесс создания позитивного образа, а тем более политической программы требует значительных сил и средств, в том числе и денежных. Для того чтобы разрушить созданный позитивный имидж или внести информационно-политическую дезориентацию в процесс восприятия человеком окружающей действительности, иногда достаточно нескольких провокаций, скандалов, или просто публично поставить под сомнение идею, мнение, событие, явление: «а действительно ли дела обстоят КОНОНОВ так, как нам об этом говорит И.И. Иванов?».

Максим Большее количество вариантов действий. По законам противо-

Михайлович - борства, в том числе и информационного, обороняться всегда слож-

кафедра социальных нее, чем наступать. Сложность заключается в определении стратегии

наук и тактики атакующей стороны; применяя военную терминологию

и государственного — в определении направления главного удара. В арсенале агрессо-

управления ра всегда больше способов, приемов и средств воздействия, больше

Московского времени и активного информационного пространства, в пределах

государственного которого осуществляется указанное воздействие.

областного Широкомасштабное применение деструктивного информацион-

университета но-психологического воздействия в коммуникационных процес-

ф

сах дезориентирует социально активную часть населения, вызывает психоэмоциональную и социальную напряженность, что не позволяет гражданам России адекватно воспринимать социально-экономическую, общественно-политическую ситуацию, деятельность субъектов политики, в том числе и высших органов государственной власти. Это в свою очередь усиливает дестабилизацию внутриполитической ситуации и затрудняет реформирование российского общества. Следовательно, перед государством объективно встает проблема усиления контроля над информационными потоками в интересах придания им конструктивной направленности.

Целесообразно выделить три группы факторов, которые определяют подверженность человека психологическим манипуляциям, степень сопротивляемости и, соответственно, степень их действенности и опасности для личности1.

К первой группе можно отнести совокупность «технологических» факторов, то есть непосредственно связанных с содержанием и структурой деструктивных технологий, используемых для оказания соответствующего воздействия на человека.

Вторая группа объединяет внешние (например, технико-физические) факторы информационно-коммуникативных ситуаций, которые повышают или снижают эффективность манипулятивно-го воздействия. Например, техническое состояние информационных каналов, качество звука, изображения, комфортность обстановки, отсутствие или наличие отвлекающих воздействий и условий (снижающих внимание, ухудшающих восприятие).

В третью группу включаются внутренние, собственно психологические факторы, определяющие подверженность человека манипулятивному воздействию, которые, в свою очередь, представляется возможным разделить на две относительно самостоятельные подгруппы. К первой подгруппе целесообразно отнести так называемые ситуативные, или ситуационные факторы, связанные непосредственно с четко определенной информационно-коммуникативной ситуацией, например, психические состояния, вызванные нахождени-

1 Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. СПб., «Питер», 2007, стр. 15

ем в толпе, на митинге, дома в обществе людей определенного эмоционального настроя, жизненной позиции, убеждений, а также различными стрессогенными факторами, участием в групповой дискуссии, переговорах, в том числе в экстремальных условиях. Ко второй — внеситуативные, или внеситуационные, — устойчивые психологические характеристики, индивидуально-личностные особенности человека, влияющие на его подверженность психологическим манипуляциям, например, внушаемость, критичность, подозрительность, негативизм, недоверчивость2.

Как уже было отмечено, информационная среда приобретает для человека характер второй, субъективной реальности. Ту ее часть, которая содержит информацию, неадекватно отражающую окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, которые затрудняют или препятствуют адекватности восприятия и понимания человеком окружающего и самого себя, можно условно обозначить понятием «иллюзорная реальность» или «виртуальная реальность». Несмотря на свою иллюзорность, и даже в силу своей иллюзорности, но в форме кажущейся реальности, она является основным внешним источником угроз информационно-психологической безопасности личности. Следовательно, в информационной среде в поливариативных сочетаниях и многообразных формах переплетены адекватная и иллюзорная субъективные реальности. Взаимодействуя и интегрируя друг в друга, изменяясь и развиваясь по собственным законам, они расставляют многочисленные загадки и ловушки, расшифровывать которые человеку приходится ежедневно и ежечасно, и чем дальше, тем чаще и больше, если он хочет остаться действительно полноценной и свободной личностью, а не быть послушной марионеткой в паутине психологических манипуляций.

В качестве наиболее распространенных последствий комплексного воздействия, которые одновременно являются целями информационно-психологической атаки, представляется возможным выделить: изменения поведения людей, приводящие к ущемлению жизненно важных интересов, прав и свобод личности, пси-

2 Щербатых Ю.В. Психология выборов. М., Изд-во «Эксмо», 2007, стр. 162

хоэмоциональной и социальной напряженности в обществе, усилению дестабилизации внутриполитической обстановки и формированию угроз информационнопсихологической безопасности личности, общества и государства.

Все деструктивные информационнополитические технологии обладают агрессивной формой воздействия на сознание личности. В первую очередь они нейтрализуют, а в дальнейшем разрушают чувство уверенности в сознании избирателя. Данный факт создает предпосылки для формирования сомнений в установившихся убеждениях, идеалах и моральнонравственных устоях, недоверия, чувства тревоги. Ситуация, когда человек теряет былые убеждения и не верит в прежние идеалы, снижает уровень восприимчивости сознания личности к позитивным и конструктивным элементам воздействия, то есть всевозможным обещаниям, пусть даже искренним попыткам помочь. Напротив, степень эффективности восприятия сознанием человека различных негативных аспектов, например, скандалов, громких разоблачений, открытой лжи, резко возрастает.

Следует также сказать о том, что в процессе применения деструктивных информационно-политических технологий основную смысловую нагрузку несут не столько доводы, сколько их соответствующий анализ и определенные четко сформулированные выводы, поэтому количество фактов и доводов не должно быть слишком большим. Чаще всего скандалы и разоблачения формируют на основе одного, максимум двух информационных блоков, которыми являются упомянутые факты и доводы, поскольку большинство людей физически не в состоянии обработать большее количество информации для дальнейшей переработки, обсуждения. При этом совершенно не обязательно, чтобы эти факты были убедительными, поскольку таковыми они станут именно в процессе проведения информации через фильтры, которыми являются средства массовой коммуникации, политические деятели, известные люди, народные массы. В сущности, единственное, о чем остается позаботиться специалистам по разрушительному психологическому воздействию, это вызвать интерес у человека к предлагаемой информации, что определенно не

является большой проблемой, учитывая врожденную страсть людей к различного рода таинственным событиям, слухам, сплетням, по поводу определенных отрицательных моментов во всех отраслях жизни и деятельности личности.

Большинство психологов выделяют пять основных видов информационнопсихологического воздействия как конструктивного, так и деструктивного характера: убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание, мода. Последнее время к ним стали добавлять и нейролингвистическое программирование (НЛП)1, как особый вид психологического воздействия, направленный непосредственно на подсознание людей и программирующий их поведение в ситуации выбора.

Рассмотрим более подробно перечисленные виды информационно-психологического воздействия деструктивного характера. Убеждение является, пожалуй, наименее вредным для психики методом психологического воздействия на избирателя, характеризующимся заранее объявленной целью, открытым характером аргументации и доказательств, их логической обоснованностью, допущением обоюдосторонней критики, а в итоге добровольным принятием позиции субъекта воздействия, а следовательно, и соответствующим этой позиции выбором. Убеждающее воздействие применяется, как правило, в устных формах: выступлениях перед избирателями, в теледебатах, пресс-конференциях, то есть при условии, когда имеется достаточное время или пространство для текста. В других видах политической рекламы, например, плакатах, листовках, видеоклипах убеждение применять практически бессмысленно, так как данный метод психологического воздействия не может вписаться в жесткие ограничительные временные или пространственные рамки, поскольку одной яркой фразой или предложением убедить чрезвычайно сложно, необходима система аргументов, разрушение доказательной основы позиции оппонентов, повтор аргументации.

Для достижения целей убеждающего воздействия недостаточно только лишь усилий субъекта политической рекла-

1 Хоган К. Психология влияния: техники манипуляции в бизнесе и личном общении. М., «Диалектика—Вильямс», 2007, стр. 17

ф

мы, необходимым условием является так называемое «встречное движение» субъекта и объекта. Поэтому важным фактором эффективности убеждающего воздействия является учет имеющихся на данный момент чувств и настроений избирателей, их психологических установок, симпатий и антипатий, тревог и ожиданий. Стоит заметить, что одним из важнейших признаков предрасположенности индивида к убеждающему воздействию является заинтересованность в получении соответствующей информации, потребность в осмыслении волнующей проблемы в ситуации выбора. Другими важными психологическими условиями являются: единство профессионального языка, знание информационного и языкового запаса избирателей, последовательность и логичность изложения, умение привлечь внимание, применение специальных приемов убеждающего воздействия. Убеждающее воздействие, при соблюдении необходимых психологических условий его эффективного применения, может повлечь за собой целый ряд изменений в сознании избирателей — от подкрепления имеющихся установок до их полного изменения.

Психологическое заражение как вид информационно-психологического воздействия активно применяется в процессе формирования в сознании личности негативных представлений об элементах политической действительности. Его проявления разнообразны: от группового спортивного азарта или религиозного экстаза до массовых психозов.

Эффект психологического заражения находится в прямой зависимости от однородности группы, ее единства, сплоченности, интеллектуального статуса, степени взаимного доверия, а следовательно, и взаимной внушаемости. Однако стоит отметить, что особая роль в осуществлении психологического заражения принадлежит субъекту воздействия, особенно его эмоциональности, воли, коммуникативным умениям, артистизму и внешним данным. Психологическое заражение отличается от убеждения бессознательным характером передачи информации через психические состояния, помимо воли объекта, являясь при этом стимулом к волнообразному нарастанию определенных настроений. Психологическое заражение как воздействие эффективно

тогда, когда в обществе кризис, который власти пытаются ликвидировать, перенасыщая его позитивной информацией. При этом возникает противоречие между тем, что человек видит в повседневной жизни собственными глазами и тем, о чем ему говорят представители правящей политической элиты.

Осуществлять психологическое заражение лучше всего удается харизматическим лидерам, которые реально обладают природным магнетизмом, способным «быстро определить» правых и виноватых и акцентировать внимание электората на всем самом негативном, что окружает людей в этой стране. Поэтому психологическое заражение используется прежде всего в процессе непосредственного общения с избирателями, на митингах, во время появления стихийных групп, то есть когда поведение и настроения отдельной личности серьезно зависят от состояния группы.

Еще одним видом информационного воздействия, находящим активное применение в активизации негативных настроений в сознании избирателей, является подражание. Оно тесно связано с психологическим заражением, у них сходные психологические механизмы действия, но все же они не тождественны. Подражание представляет собой преднамеренное или непреднамеренное копирование избирателями политических мнений, взглядов, форм поведения, общения, установок и оценок, присущих тому или иному политическому лидеру. Данный вид информационно-психологического воздействия с небольшими доработками, дополнениями и корректировками образуют деструктивную составляющую таких информационно-политических технологий, как «ссылка на авторитеты» и «продвижение через медиаторов». Действительно, объектом подражания избирателей может стать политический лидер, который становится кумиром. В этом случае мотивами подражания могут быть желание походить на кумира, принадлежать к группе его сторонников, выделяться из общей массы. То есть появляется возможность формировать народные настроения против политических оппонентов, неугодных организаций, определенных явлений, процессов, идей.

Надо сказать, что рассматриваемый вид информационного воздействия находит

свое применение в сочетании с убеждением и эмоциональным (психологическим) заражением. Наилучшим условием, при котором обозначенное сочетание будет функционировать особенно эффективно, является состояние тревожного ожидания негативных событий, которое можно поддерживать искусственно с помощью средств массовой информации1.

Возможности подражания как психологического воздействия огромны, они практически не используются в современной агитационной деятельности, политической рекламе и других способах завоевания голосов избирателей, так как психологические механизмы действия подражания, направленные на конструирование позитивного имиджа, мало кому известны. Однако, что касается деструктивного характера, то применение данного вида воздействия является не такой большой редкостью. В современной России граждане с большой охотой осуществляют критику коллективно, что при должном уровне организации приносит свои плоды — в результате определенная организация, кандидат, процесс, явление, идея будут подвергнуты жесткой критике и потеряют какое-то количество голосов избирателей, что собственно, и являлось итоговой целью воздействия.

Следующий вид информационно-психологического воздействия, способный носить деструктивный характер, — это внушение. По общему признанию, данный вид является одним из самых действенных методов в сфере формирования негативного отношения личности к определенным элементам политической действительности.

Внушение в качестве объекта воздействия подразумевает большие группы избирателей. В то же время внушающее воздействие может быть адресно направлено на отдельные страты. Субъектами внушающего воздействия могут также являться конкурирующие на выборах политические силы и политические лидеры.

Достаточно полно ответ на вопрос о том, что же на самом деле представля-

1 Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. СПб., «Питер», 2007, стр. 57

ют собой НЛП-технологии, формируется, например, в трудах психолога Д.В. Ольшанского2. Анализ его книг показывает, что нейролингвистическое программирование — это направление прикладной психологии, связанное с изучением и созданием новых или актуализацией известных психологических методов воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание. Основателями НЛП считаются американские ученые Д. Гриндер и Р. Бэндлер, программист и лингвист, открывшие «код эффективного общения». Они обнаружили жесткую взаимосвязь между жестами, мимикой человека и структурой его речи, причем способствующую как установлению контактов, так и осуществлению целенаправленного влияния. Применяя данный «код», можно, по их утверждению, управлять поведением человека, и даже толпы. Данное обстоятельство быстро нашло практическое применение в спецслужбах, у практиков избирательного дела, рекламистов.

Специалисты утверждают, что нейролингвистическое программирование не является аналогом пресловутого зомбиро -вания, с помощью которого человека при -нуждают совершать довольно примитивные поступки и действия. Возможности НЛП, по их мнению, существенно шире.

Итак, по факту рассмотрения и анализа основных видов и форм информационно-психологического воздействия деструктивной направленности, можно сказать, что сфера их применения отличается разнообразием вариантов формирования в сознании личности негативного отношения к определенным идеям, теориям, политическому курсу, организациям, политическим деятелям. Однако стоит учитывать тот факт, что данное воздействие блокирует, а со временем разрушает основные механизмы человеческого мышления, объективного восприятия и адекватной реакции на окружающую действительность.

2 Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. М., «Деловая книга», 2003, стр. 427

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.