А.В. Пилипенко
Использование приемов нейролингвистического программирования в общественно-политическом процессе
Со времен античности многих исследователей интересовала проблема так называемого массовидного поведения людей, которые совершали поступки, формально без очевидного для них предшествующего личностного поведенческого решения. По представлениям автора, это, в сущности, было первой формулировкой проблемы эффектов нейролингвистического программирования (НЛП), которое при любой трактовке его природы основано на попытке спровоцировать желаемые поступки, используя чисто психологические методы воздействия. Это, во-первых.
Во-вторых, внимание к избранной проблематике всегда привлекалось аналогичными политическими процессами: общеизвестными, вызывавшими удивление неподготовленных аналитиков случаями массового одобрения избирателями заведомо авторитарных политиков, провалом попыток объяснить политическую историю с точки зрения здравого смысла, и т. д. На это не раз указывали Платон, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье и др. Особенно актуальным это становится в конце ХХ века, когда развитие политических технологий сделало манипулирование психологией масс осязаемой для всех практикой общественной жизни.
НЛП - достаточно молодая отрасль гуманитарного знания, многие направления которого пока только намечены. Например, многие западные специалисты, которые и определили впервые теоретические и практические подходы к рассмотрению природы НЛП, трактуют ее как программирование, навязывание человеку того, чего он не хочет. Этот подход лежит в основе «черных PR технологий», где главное - заставить человека сделать то, что нужно манипуляторам. Другие специалисты определяли феномен нейролингвистического программирования как направление науки о совершенстве поведенческой деятельности, цель которой - помочь человеку действовать более эффективно в окружающем мире.
Впрочем, еще задолго до появления самого термина НЛП, ученые исследовали феномены заражения, внушения, идеомоторных реакций наиболее часто связанных с ролью государства, психическим корням внушаемого поведения (в общественно-политических процессах), феноменам «слепой веры», зная которые можно управлять поведением человека, что прямо подразумевается проблемным полем современного НЛП.
В первобытном обществе прослеживаются приемы воздействия на индивида в обрядах шаманизма и магии. Отработанные до мелочей системы йоги и дзен-буддизма, бесспорно, располагают мощными методами «изменения» человеческой психики, радикально меняя личность, ее мироощущение, образ жизни и стиль поведения, где основной идеей идеального бытия человека является самопрограммирование. Главным содержанием конфуцианства стало нравственное воспитание человека для поддержания порядка в стране. Не фразы, а логические формы софистов убеждали людей, заставляя верить в сказанное. Чрезвычайно влиятельной оказалась римская цивилизация, которая определяла риторику как «искусство говорить хорошо», «искусство украшения речи», призванная «убеждать, увлекать». Утописты (Мор, Кампанелла) предложили одну из первых моделей программированного тоталитарного общества, где на все стороны жизни человека оказывается мощное воздействие со стороны государства. НЛП, по И. Канту, - влияние на индивида, которое основано на прагматизме, здравом смысле и следовании естественному нравственному закону. НЛП, или «волей к власти», по Ф. Ницше, пронизано все общество, в котором одни управляют, а другие подчиняются, что философ считал нормальным состоянием общества.
Психологические идеи З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, М. Адлера относительно влияния, воздействия на подсознание человека можно считать одним из теоретических истоков современного НЛП. Объяснить поведение масс психологическими побуждениями, причем преимущественно бессознательными пытались, и довольно успешно, русские ученые Н.К. Михайловский и В.М. Бехтерев.
С возникновением собственно политических отношений учет таких феноменов массового общения становится одним из аргументов политической борьбы; умение программировать поведение масс, учитывать естественные для них механизмы психического заражения, внушения и подражания стала формой существования идеологии. С появлением СМИ такой опыт стал кодироваться, приобретать черты государственной информационной политики (например, один из первых мощных опытов в этом направлении был сделан в информационной политике Наполеона I и его первого министра Фуше).
Основателями НЛП в начале 1970-х гг. считаются Джон Гриндер, профессиональный лингвист, и Ричард Бэндлер, психолог и математик. Во многом их работа сводилась к обобщению и упорядочиванию уже известных знаний и умений в различных областях: гештальт-терапии, когнитивной психологии, психолингвистике, бихевиоризме, гипнозе и др.
"Нейролингвистическое программирование" включает в себя три составляющие: "Нейро" отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. "Лингвистическая" часть названия показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочивать мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми. " Программирование" указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, организуем поведение, чтобы получить результаты.
Сегодня НЛП является основой множества подходов к общению и изменению поведения человека. НЛП необходимо рассматривать как научную область знаний, поскольку оно может быть представлено на уровне практических инструментов и технологий в т.ч. политических. Природу НЛП можно выразить следующей дефиницией: НЛП - технология вербального и невербального воздействия на субъект с целью изменения его убеждений и поведения. Сегодня средства массовой информации работают на самого широкого зрителя и взяли на себя, в первую очередь, функцию его информационно-развлекательного «массажа». Прежде всего, телекоммуникация - это процесс распространения
информации, в каком бы виде она ни предъявлялась (зрительные образы, цифровые сигналы, слова). Принципиально важно, что с помощью телевидения происходит распространение социальных установок, моральных норм, устремлений общества. При этом телевидение играет основную роль в формировании феноменов и стереотипов массового сознания и поведения. Эпоха электронных средств массовой информации, по времени развития совпавшая с мощным развитием НЛП, стала великолепным плацдармом для его практического применения. Нейролингвистическое программирование на телевидении выступает, как особый социальный заказ на использование целого пакета современных технологий провоцирования у большинства зрителей нужных впечатлений, ценностей, взглядов и установок. Особенно актуально это в период предвыборных баталий. Такое НЛП представляет собой сочетание осознанных приемов воздействия и стихийно сложившихся в практике ТВ стереотипов, клише, также оказывающих мощное воздействие на зрителя. Причем оба таких вида воздействий имеют ярко выраженную тенденцию к превращению в необходимый элемент образа жизни заметных по численности групп населения. Кроме того, НЛП показывает возможности управления поведением таких групп через систему идеологем центрального и местного ТВ. Телевидение представляет собой наиболее удобный и эффективный канал НЛП, которое осуществляется в идеологии передач и самом построении телекартинки, причем у каждого из видов психологического воздействия есть свой индивидуальный алгоритм воздействия. Критерии эффективности НЛП зависят от содержания, формы, источника воздействия и особенностей реципиентов, а также от социально-политического, культурно-исторического состояния общества.
Наиболее мощные воздействия имеют ангажированный характер, причем магистральной линией является «стереотип волевого политика» и «развлекательная, понятная передача»; механизм навязывания которых массовому сознанию наиболее отлажен за последние несколько лет. По мнению экспертов, до 90 процентов телезрителей, которые смотрят предвыборные ролики полностью или частично поддаются их влиянию, что отражено на диаграмме.
Диаграмма 1
Распределение ответов на вопрос «Скажите, по Вашему мнению, телезрители поддаются
влиянию предвыборных роликов?»
Во время просмотра политической рекламы на реципиента наибольшее влияния оказывает внешний образ кандидата и его выступления (речь). Из этого можно сделать вывод о том, что «избиратели-телезрители» действуют не на основе реальных данных, а исходя из картины мира, которая складывается у них под воздействием СМИ и, в первую очередь, телевидения. Таких примеров можно приводить достаточно много как на федеральном уровне (выборы Президента России в 1996 году) так и на региональном (выборы в Государственную Думу в 2003 году по 171 Тамбовскому избирательному округу) и субрегиональном уровне (выборы главы администрации Инжавинского района Тамбовской области в 2006 году).
Потенциал НЛП огромен - это новая мотивация телезрителей к просмотру телевизионных программ, причем в достаточно короткие сроки (50 лет существования ТВ), и здесь речь идет о коренном изменении сознания и поведения «телевизионного поколения».