Пугачев В.П.*
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПСИХИКИ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Любовь, дружба, радость жизни, смех, любопытство, храбрость, честность - всего этого у вас уже никогда не будет. Вы станете полым. Мы выдавим из вас все до капли, а потом заполним собой.
Джордж Оруэлл
Что такое программирование психики?
Развитие человеческой цивилизации в эпоху информационного общества знаменуется дальнейшим усложнением общественной организации и, как следствие, нарастанием потребности в социальном управлении. Обострение этой потребности дало мощный импульс развитию принципиально новых методов и технологий управления: синергетических, микрополитических, нейролингвистических и др. Особое место среди них занимает программирование психики.
Оно представляет собой последовательный «процесс планирования, компоновки, кодирования и ввода в психику человека информации с целью получения совершенно определенных реакций в виде мыслей, образов, состояний, желаний, мотивации и поведения»1. Иными словами, программирования психики - это формирования или изменение у человека (группы, общества) психических структур (в том числе ментальных карт и программ) и индивидуальных черт, предопределяющих его поведение в определенных ситуациях и часто используемых для манипуляционных акций.
Программирование психики фактически лишает человека самостоятельности выбора -он возможен лишь в пределах альтернатив, заложенных в ментальной программе. Однако в определенных случаях такое управление может быть открытым, а подчинение -добровольным. Это имеет место в психотерапии, когда человек добровольно соглашается перепрограммировать часть своей психики, например, с помощью НЛП избавиться от ограничивающего личностное развитие способа восприятия действительности, овладеть эффективной моделью мышления, заимствованной, скажем, у Эйнштейна. В таких случаях изменяется лишь заранее оговоренная часть психики. Причем это не используется в целях управления человеком, который сохраняет самоконтроль. В данной статье речь пойдет о манипулятивном психопрограммировании, сам факт или же цели и результаты которого скрываются от его участников и в процессе которого объекты воздействия утрачивают контроль за происходящим.
Манипулятивное программирование психики осуществляется с целью получения в будущем определенных реакций объекта воздействия в форме нужных его субъекту способов восприятия и оценки действительности, а также поведения. Оно позволяет надежно управлять людьми как с помощью заранее сформированных у них психических структур, детерминирующих их внешне свободное поведение, так и посредством стимулирующего
* Пугачев Василий Павлович - доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой управления персоналом факультета государственного управления им. М.В. Ломоносова.
1 Коледа С. Моделирование бессознательного. М., 2000. С. 214.
воздействия, опирающегося на такие структуры. К примеру, если человек жестко запрограммирован на быстрый карьерный рост, то он будет и проявлять самостоятельные усилия к занятию более высокой должности, и сильно реагировать на карьерные стимулы, используемые руководством.
По своей сути программирование психики относится к косвенным, неимперативным методам управления, поскольку оно не предполагает выдвижение к объекту управления каких-либо требований и осуществляется незаметно для него. С его помощью сознательно и планомерно формируются определенные индивидуальные качества человека. И в этом смысле оно, наряду со стихийной социализацией, обучением и воспитанием, - составная часть процесса формирования личности.
Специфическими признаками программирования, по сравнению с традиционными, преимущественно рациональными способами формирования личности являются:
• высокий уровень сознательности и целенаправленности воздействия субъекта. При программировании ставятся четкие, конкретные цели, предполагающие определенные психические и поведенческие реакции объекта воздействия, обычно выделяются необходимые для достижения таких целей ресурсы и устанавливаются конкретные, сравнительно короткие сроки;
• использование новейших научных методов и технологий воздействия на психику, а также традиционных методов внушения и зомбирования, разработанных в религиозных сектах и некоторых религиях. К новейшим способам программирования психики относятся психологические (в том числе НЛП), лингвистические, кибернетические, социосинергетические и другие методы. О традиционных методах речь пойдет ниже;
• введение человека в особые, трансовые состояния сознания, воздействие преимущественно на подсознание (бессознательное) людей с помощью внушения. Как специфический вид коммуникаций внушение отличается слабым вниманием к аргументации и доказательности со стороны внушающего (суггестора) и низкой критичностью восприятия содержания информации со стороны внушаемого (суггерента).
• возможность быстрого формирования не отдельных ценностных ориентаций и поведенческих установок (например, преданности компании), а целых поведенческих программ, определенной жизненной позиции личности. В ходе психопрограммирования изменяется система ценностей человека, его самосознание и жизненная философия, мировоззрение;
• устойчивый, длительный характер изменений психики. При многих видах психопрограммирования не наблюдается постепенное ослабевание поведенческих программ под воздействием практического опыта и разума. Они могут сохраняться на протяжении всей жизни человека и с трудом поддаются депрограммированию;
• применение новейший технических средств воздействия на сознание и, особенно, на бессознательное. К ним относятся в первую очередь аудиовизуальные средства: телевидение, видеоаппаратура, компьютерные системы, радио, кинематограф и т. п.2
• однозначность выполнения объектом воздействия заложенной поведенческой программы, недопущение альтернативных форм поведения;
2 В данном случае речь идет о программировании массовой психики, политическом программировании. На уровне индивидуального, например, психотерапевтического воздействия, технические средства могут не применяться.
• дешевизна, по сравнению с рациональными формами мотивации человека (убеждением, стимулированием, наказанием), требующими гораздо больших материальных и иных затрат.
• скрытность воздействия. При программировании психики его подлинная цель обычно тщательно скрывается. (Исключением являются случаи психотерапевтического программирования, осуществляемого с согласия пациента для преодоления, например, фобий)
• быстрота и высокая эффективность воздействия. При психопрограммировании изменение личности происходит во много раз быстрее, чем при обычном, преимущественно рациональном воздействии, например, обучении.
Все эти качества, и в первую очередь скрытность, однозначность, устойчивость и стабильность поведенческой реакции объектов воздействия, быстрота достижения цели, высокая эффективность в целом, делают психопрограммирование особенно привлекательным методом управления для многих руководителей.
Успешно запрограммированный человек действует подобно роботу, механически реагирующему на определенные символы-команды. Как пишет американский журналист Поль Киган (Кее§ап), прошедший курс обучения в тренинговом центре «Энергия жизни» («ЫГе8рп炙), использующем ментальное (психическое) программирование, с помощью тренингов «людей можно превратить в пучок рефлексов. При определенных обстоятельствах и контролируемых условиях они сделают почти все, что им прикажут»3.
Ментальное программирование может осуществляться на различных уровнях: отдельного человека (это часто происходит в целях психотерапии); компаний (организаций) и государства в целом. В управленческих целях оно применяется главным образом на двух последних уровнях: отдельных организаций в сфере бизнеса и в области государственной политики.
Современное психопрограммирование опирается на традиции, идущие из далекого прошлого, и прежде всего на методы религиозного влияния4. Еще много веков назад специалисты в области «человеческих душ» умели делать из людей послушных и добровольных исполнителей их воли. «Предоставьте нам ребенка до 7 лет - и потом делайте с ним, что хотите, он уже наш» - говорили иезуиты. Эффективнейшие процедуры управления психикой применялись ими и по отношению к взрослым5.
Интересный пример достаточно «невинного», по сравнению с современными психотехнологиями, комплексного психопрограммирования в секте ассасинов описывает известный путешественник Марко Поло6. Ассасины - секта фанатиков-мусульман, воевавших против крестоносцев. Она действовала в Персии в 13 веке. Марко Поло описал прекрасный сад, служащий главным местом и средством психопрограммирования. Он располагался между двух гор и был известен только членам секты. Вход в сад защищал укрепленный от нападения замок. Сад был устроен в соответствии с представлениями о рае пророка Магомета.
3 Keegan, Paul: Into the Void. Boston Business. Februar/Marz 1990 (Life-spring).
4 Lauch J. Sekten. Heidelberg: Auer Verlag, 1997: Stamm H. Sekten. Zürich: Kreuz Verlag 1995; Lell M. Das Forum. Protokoll einer Gehirnwäsche. Der Psycho-konzern Landmark Education. München: DTV, 1997.
5 См., например: Kieser A. Disziplinierung durch Selektion // Personal als Strategie: mit flexiblen und lernbereiten human-ressourcen Kernkompetenzen aufbauen. Berlin: Luchterhand, 1997. S. 85-114.
6 См.: Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. М., 1996. № 3.
Как писал Марко Поло, в этом саду «можно было найти всевозможные фрукты и самые прекрасные дворцы в мире. Там были каналы - по одному текла вода, по другому мед, по третьему вино; там находились самые красивые в мире женщины, которые пели и играли на музыкальных инструментах и танцевали лучше кого бы то ни было».
В этот райский сад допускались только те молодые люди, которые желали стать ассасинами. Верховный глава культа определял готовность кандидатов к посвящению в члены секты. После его положительного заключения, им давали гашиш. Затем в состоянии наркотического сна их вносили в сад. Пробудившись, они были поражены несказанным великолепием. Окружающие исполняли их любые причуды. Юноши испытывали на себе блаженство рая, расставаться с которым никто не хотел. В обмен за продление наслаждений и новое вхождение в «земной рай», а также в вечный рай в загробной жизни, ассасины обязывались слепо повиноваться руководству и выполнять его любые задания, которые обычно сводились к убийству рыцарей-крестоносцев.
На традиции мусульман-ассасинов опираются современные террористические организации типа «Алькайда». Как свидетельствует довольно массовое использование террористов-смертников в различных, главным образом исламских странах, их системы программирования человека очень эффективны.
Несмотря на отдельные высокие достижения в области психопрограммирования в традиционном обществе еще не было научных технологий и технических средств программирования сознания и поведения в широких и особенно общегосударственных масштабах. Применительно к хозяйственной деятельности управляющие вполне обходились традиционными методами управления: стимулированием и наказанием.
В наши дни в США и других странах, в том числе в России, действует немало тренинговых центров, осуществляющих психологическое (ментальное) программирование. Один из них - основанная в 1953 г. Роном Хаббардом в США сайентологическая церковь, ныне представляющая собой финансовую империю, распространенную по всему миру. В последние десятилетия она осуществляет широкие образовательные программы для российских руководителей7. Крупными транснациональными центрами ментального программирования являются также компании «Ландмарк» («Landmark»), «Энергия жизни» («Lifespring») и др.8
Использование тренингов с ментальным программированием позволяет руководству компаний получать определенные реакции сотрудников в форме желательных способов восприятия и оценки производственных ситуаций, а также желательного поведения. Сегодня многие американские и другие компании стремятся реализовать модель обучающейся организации, использующую элементы ментального программирования. Как пишут американские специалисты Эд Кур и Рихард Буннинг, цель такой организации - «обучение не только для того, чтобы вести себя по-другому, но также и думать, оценивать и чувствовать по-другому, действовать по-другому» .
Конечно, деятельность большинства современных крупных тренинговых компаний не ограничивается тренингами ментального программирования. Ими используются разнообразные, в том числе рациональные, формы обучения и развития персонала. И все же в последние десятилетия в мире, в том числе и в России, явно наблюдается рост удельного веса
7 См.: Сова Е. Осторожно, Хаббард // Правила игры. 1995. № 2.
8 См.: Singer M, Lalich. Cults in our Midst. San Francisco: Joessy-Bass Inc. 1996; Scheich G. Positives Denken macht krank. Frankfurt: Eichborn Verlag, 1997.
9 Ed Kur, Riehard Bunning. Будущее корпоративного управления // Управление персоналом. 2004. № 5. С. 115.
психопрограммирования и в бизнесе, и в политике. Каковы же важнейшие приемы психопрограммирования, используемые в бизнесе?
Психопрограммирование в бизнесе
Манипулятивные тренинги психопрограммирования (далее используется сокращенное название - МТП), практикуемые в сфере экономики, имеют много общего. Их главные цели -подавить разум человека, его способность к критическому мышлению, разрушить существующую у него систему ценностей для того чтобы сформировать новую систему ценностей и упрощенные модели поведения, записать в его психике новые программы восприятия реальности, мышления и действий. МТП применяют две группы методов психопрограммирования: во-первых, способы, выработанные и отточенные в течение многовековой практики тоталитарными сектами, психокультами в целом, во-вторых, новейшие достижения психологических наук и в частности нейролингвистического программирования. В бизнесе главными целями МТП обычно являются максимальная мотивация сотрудников на цели компании (достичь в любом случае, любой ценой) и полная покорность руководству.
Используя различные исследования и прежде всего работы Бэрбель Швертфегер10, можно выделить следующие специфические черты МТП, отличающие их от преимущественно рациональных форм обучения и развития персонала.
Скрытность. Процесс ментального психопрограммирования происходит только тогда, когда подопытный не знает, как он, шаг за шагом, подвергается манипуляции, открывается для внедрения новых идей и ценностей. При этом ему говорят, что эффективность тренинга обеспечивается лишь тогда, когда участник не знаком с последовательностью тренинга и доверяет его руководителю.
Интимные исповеди и самобичевание. Чтобы «записать» в психику человека новые, угодные заказчикам программы восприятия действительности и реагирования на нее, необходимо освободить для этого место, т. е. разрушить существующие систему ценностей и способы реагирования на определенные события. Эффективным средством для этого служат эмоциональные, волнующие исповеди, просмотр своей предыдущей жизни сквозь призму неудач и упущенных возможностей. Такой негативный ретроспективный взгляд на собственную жизнь побуждает человека отказаться от прежних ценностей и принять новую веру и модель мышления. Исповеди решают и другую важную задачу психопрограммирования: накаляют эмоциональную атмосферу и «выворачивают душу человека наизнанку» - делают достоянием всех его интимную жизнь. Во время исповеди некоторые тренеры специально унижают человека, усиливают его негативные оценки собственного поведения. В результате такого самобичевания и унижений со стороны тренера дестабилизируется его Я-концепция, система личностной самооценки и самоуважения. Человек чувствует себя полностью дезориентированным, всеми покинутым и глубоко несчастным и поэтому готов полностью довериться тренеру. Чтобы перенести это невыносимое, стрессовое состояние он бессознательно использует такую форму преодолевающего поведения11, как отстранение, предполагающую отключение
10Schwertfeger B. Der Griff nach der Psyche: was umstrittene Persönlichkeitstrainer in Unternehmen anrichten. Frankfurt/Main, New York: Campus Verlag, 1998; Schwertfeger B., Koch. Der Therapieführer. München: Heyne Verlag, 1995; Schwertfeger, Bärbel: In drei Tagen zum Glück. // SüddeutscJie Zeitung. 1997.13. März.
11 См.: Барлас Т.В. Популярная психология. М., 1997. С. 75-79 и др.
эмоциональной сферы и впадение в легкий транс, полугипнотическое состояние, повышающее эффективность внушения.
Использование клаукеров - специально подобранных помощников, выдающих себя за обычных участников тренинга. Они «заводят» группу, служат образцами поведения, на которые ориентируются новички. Клаукеры потрясают всех заранее подготовленными эмоциональными исповедями о собственной жизни, в нужных местах аплодируют, поощряют правильное поведение, «шипят» на нарушителей правил, словом, делают все то, что повышает эффективность внушения и глубину подчинения участников тренинга.
Иллюзия всесилия как ядро нового мировосприятия. Основополагающая идея МТП - человек сам виноват в своей судьбе. Явно или неявно он сам желал всего того, что произошло в его предшествующей жизни. Это распространяется даже на с виду непредсказуемые факты, например, несчастные случае, болезни и изнасилования. Такого рода внушение порождает у участников тренинга сильную растерянность, смятение, чувство вины. Прежние ценности, образ мышления и поведения ставятся под сомнение. Человек, находясь в смятении, лихорадочно ищет выход из жизненного тупика. И тут ему предлагают (а в действительности незаметно навязывают), новый способ мышления и действий, основополагающей установкой которого является вера в способность реализовать любую личную цель при условии ориентации на новые ценности. В установке на всесилие искажается и гипертрофируется в общем-то правильная идея, что человек часто имеет больше свободы и возможностей в формировании своей собственной жизни, чем он думает. Однако доведенная до крайности эта идея порождает чувство всесилия и самообман, которые иногда могут привести к трагическим последствиям. Так например, известны случаи, когда люди, прошедшие тренинги психопрограммирования, под влиянием чувства всесилия, не умея плавать бросались в воду и тонули, смело ехали на красный свет светофора и попадали в автокатастрофы.
Строгие правила поведения. В самом начале тренинга его участников предупреждают о необходимости неукоснительно соблюдать определенные правила. Это, якобы, является необходимым условием эффективности работы семинара. На самом же деле установление обязательных для участников правил, нередко противоречащих их ценностям и убеждениям, является средством манипуляции. Такие правила служат удержанию участников под полным контролем. При этом используются психические механизмы долга (верность обязательствам) и сила группового давления. Сами правила не могут быть поставлены под сомнение участниками тренинга. Исключаются всякие дискуссии об их правомерности или возможности неисполнения. На практике это выглядит примерно так. В самом начале семинара тренер объявляет установленные им правила и спрашивает, понятны ли они. Вопрос о согласии с ними участников полностью исключается. Как только участники принимают правила (хотя по существу у них нет выбора, поскольку альтернативой согласия является только отказ от тренинга, обычно чреватый санкциями со стороны руководства компании), они ставятся в отношения зависимости и подчинения. Любой человек, преступающий требования правил, не только нарушает собственные обязательства, но и подвергается групповому давлению.
Эффект ошеломления, интерпретация проделанных упражнений задним числом. Мастера психопрограммирования умело используют эффект ошеломления: участники не знают, что с ними будет. Они доверчиво, шаг за шагом следуют указаниям тренера и незаметно для себя превращаются в марионеток, бездумно и безропотно выполняющих все его требования. Человеку не объясняют смысл и цель упражнения. Так, например, от него
требуют пробежать определенное расстояние, не сообщая цель задания. После пробега он слышит неожиданную интерпретацию этого события: «чем медленнее ты бежал, тем больше твое сопротивление переменам». Бессмысленное выполнение упражнений и их неожиданная, ошеломляющая последующая интерпретация служат отключению разума, формированию слепого, бездумного послушания. Думать во время тренинга бесполезно - все равно не угадаешь смысл происходящего. Остается одно - полностью положиться на тренера-гуру.
Обещания конфиденциальности и отказа от претензий к тренерам. В начале МТП участники дают ряд обещаний, в том числе письменных: не выдвигать каких-либо претензий к тренеру после завершения семинара (в том числе в случае, например, нервного срыва), ничего не говорить посторонним о содержании тренинга, соблюдать правила и др. Многие тренеры подчеркивают важность верности слову. В обычной жизни это действительно так. Однако в данном случае верность обещаниям служит усилению контроля. Поведение связанных обещаниями участников легко прогнозировать, ими просто управлять.
Создание ситуации, порождающей чувство бессилия что-либо изменить. МТП осуществляются в тренинговом центре, находящемся в удаленном, незнакомом месте. Участники едут туда обычно на 3-5 суток (через некоторое время организуется новый тренинг) в автобусе или на катере. Они должны сдать часы и личные вещи. Бегство с места тренинга затруднено. Они не знают, какая программа их ожидает. В результате всего этого они чувствуют себя бессильными что-либо изменить и вынуждены полностью положиться на тренера. Чувство бессилия парализует несогласие и сопротивление и повышает послушание тренеру.
Физическое и (или) психологическое изнурение. Этот метод заимствован тренерами ментального программирования у тоталитарных сект. Он используется для того, чтобы ввести человека в легкий транс и повысить его внушаемость. Кроме того, из-за интенсивных занятий и отсутствия свободного времени люди не имеют возможности осмыслить свои
переживания и обдумать поведение. Как доказано многими экспериментами, в том числе
12
знаменитыми опытами С. Милграма, давление времени резко повышает послушание . Изнурение участников на МТП обычно достигается с помощью длительного рабочего дня, утомительных многочасовых заседаний, короткого сна, трудных физических упражнений, скромной вегетарианской пищи и т. д. Такое питание изменяет химический состав крови, выводит человека из состояния физиологического равновесия и вызывает дисфункциональные явления в нервной системе. Запреты на курение и прием алкоголя также препятствуют снятию стрессовых состояний привычными способами.
Блокирование коммуникаций, социальная изоляция. Всякое общение с другими участниками запрещено. Чтобы предотвратить доверительное общение и совместное обсуждение происходящего, после очередной паузы каждый участник тренинга меняет соседей. Запрет общения предотвращает возможность поделиться мнениями, выразить сомнение, несогласие или критику. Люди чувствуют себя в социальной изоляции, не могут опереться на поддержку единомышленников. Это резко повышает их конформность и усиливает послушание13.
Использование специальных техник дыхания. Одна из таких часто используемых в МТП техник - ребиртинг, или интерактивное дыхание. Такое дыхание в частности предполагает отсутствие пауз между вдохами, что ведет к усиленному выдоху диоксида
12 См., например: Milgram, S. Obedience to authority. New York: Harper & Row, 1974; См.: Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001.
13 См.: Пугачев В.П. Управление свободой. М., КомКнига, 2005. С. 129-155 и др.
углерода и ослаблению кровообращения мозга. В результате появляется головокружение, ослабевает мышление, обостряются чувства. У некоторых появляется ощущения легкости, полета. Иногда случаются и обмороки, потеря сознания, психические сдвиги, судороги. Специальные техники дыхания приводят человека в особое состояние сознания, повышающее воздействие тренера на его подсознание. Иногда для приведения психики людей в трансовое состояние используются длительные громкие крики.
Запрет что-либо записывать и обдумывать события. Это делается для того, чтобы человек не мог зафиксировать свои действия и слова тренера и затем проанализировать их. Рациональный анализ неизбежно привел бы многих к пониманию нелепости, абсурдности и унизительности ряда элементов тренинга. Рациональное мышление рассматривается как препятствие для успеха тренинга. Ставка делается на чувства и действия. Чтобы предотвратить осмысление происходящего, участникам не дают свободного времени. Между отдельными упражнениями имеются лишь короткие паузы. Тренинг построен так, чтобы не оставлять человека наедине с собой или для беседы с другими, чтобы отключить его разум.
Групповое давление. Многие эксперименты, проведенные во второй половине XX в., показали, какое огромное, незаметное и обычно недооцениваемое влияние на человека оказывает группа14. Весьма эффективно возможности этого влияния используют тоталитарные секты. Их опыт применяется и в МТП. Здесь группа является главным инструментом ментального программирования и проводником действий тренера. В результате обязательств соблюдать групповые правила, интенсивности управляемых тренером коммуникаций, коллективных исповедей и обсуждений, поощрений аплодисментами и похвалой, атмосферы интимности и секретности и т. д. у участников формируется сильное чувство групповой сплоченности, исключительности (а затем и избранности) и обособленности от других. Это резко повышает индивидуальную значимость групповых реакций: санкций и поощрений на индивидуальное поведение. Возможность формирования неформальных групп единомышленников блокируется, поэтому несогласному не на кого опереться. Всякое отклонение от групповых правил рассматривается как препятствие на пути группового успеха, противопоставление себя коллективу. Каждый боится быть отвергнутым группой, получить ее осуждение.
Новый групповой язык. Язык является одним из важнейших инструментов ментального программирования. Он задает человеку определенные модели, программы мышления и восприятия реальности в целом. Как отмечает известный современный специалист в области НЛП Роберт Дилтс, нейролингвистические» программы «в большей степени, чем сама действительность, определяют то, как мы интерпретируем и реагируем на окружающий мир, каков смысл придаем нашему поведению и опыту»15. Они структурируют наше восприятие и определяют интерпретацию действительности, управляют сенсорным опытом. От их характера и совершенства непосредственно зависят восприятие и обработка информации, «образ мышления, ощущения, действий и жизни вообще»16. И с этой точки зрения нашу психику можно уподобить компьютеру, в котором восприятие и обработка информации осуществляются по определенным программам, смысл которых задается значениями используемых слов и речевых выражений.
МТП, как и близкие им психокульты, создают специальный язык, на котором общаются лишь посвященные и который непонятен непосвященным. Яркий пример такого языка,
14 Там же. С. 131-139.
15 Дилтс Р.Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001. С. 29 и др.
16 Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии / Пер. с англ. М., 2000. С. 13.
воплощающего определенное мировоззрение - весьма сложная терминология, изложенная в библии сайентологов - «Дионетике» Р. Хаббарда. Специфический язык не только определенным образом программирует мышление участников тренингов, но и формирует у них чувство избранности, а также камуфлирует подлинное значение слов и выражений для непосвященных.
Релаксация и индуцирование грез, фантазии, воспоминаний. Современной психологической науке известно множество (свыше ста) способов введения человека в гипнотическое состояние сознания. МТП широко используют в частности метод введения людей в транс с помощью расслабления, индуцирования фантазий и воскрешения воспоминаний детства. Суть этого метода состоит в построении внушающего сообщения таким образом, что в расслабляющие предложения незаметно встраивается команда, которая из-за состояния релаксации, в котором находится человек, и неожиданности приобретает особую силу. Этот прием часто используют профессиональные гипнотизеры. Вот пример такого внушающего сообщения, которое использовал известный психотерапевт А.М. Кашпировский. (В тексте внушающие команды выделены шрифтом).
«Вы можете делать, что хотите, - сидите или двигайтесь, можете слушать меня или нет, можете держать глаза закрытыми или открытыми. Сядьте удобно в кресле и расслабьтесь. Вы можете думать о чем-то приятном, вспоминать приятные события из вашей жизни. Можете вообще не обращать на меня внимания. Лечение уже началось. Вы можете спать; если не хотите - не спите, но веки ваши тяжелеют. Резервные возможности вашего организма безграничны. Действует не сила врача, а ваши собственные возможности. Вы сейчас раскованы, дыхание ваше ровное, сердце ваше бьется ровно и спокойно. Я вам ничего не навязываю, ничего не внушаю. Вы сами выберете из моих слов все то, что вам нужно. Но окружающее вам уже не мешает; оно ушло на задний план, растворилось. Вы можете на время отвлечься от моих слов, представить себя на берегу моря. Вас приятно греет солнце, тело ваше теплое и отяжелевшее. Вам не обязательно спать, но это так приятно. Вам так хочется расслабиться и уснуть...»
Во время МТП тренер предлагает участникам расслабиться, перенестись с помощью воображения в какое-то состояние, при этом рассказывая им истории и параболы, содержащие определенные команды. В условиях релаксации и грез наше левое, связанное с рациональным мышлением полушарие мозга отключается, правое же полушарие, в котором коренится наше подсознание (бессознательное), некритически усваивает встроенные в рассказы команды. Нередко тренеры индуцируют в подсознании участников бессознательный страх, например, страх не выполнить поручение руководства.
Введение в транс с помощью парадоксов и противоречий. Этот прием также используют психотерапевты для того, чтобы незаметно ввести человека в состояние гипноза и предотвратить его сопротивление. Высказывая сложные, парадоксальные суждения, тренер отключает разум. Человек не может ухватить их смысл и поэтому левое полушарие его мозга чувствует себя перегруженным и, как следствие, связанное с ним сознание отключается. При этом открывается правое полушарие, беззащитное против программирующего влияния извне. Парадоксальные суждения строятся вполне логично, однако их смысл невозможно понять. Вот один из таких примеров: «Чем больше ты пытаешься уклониться от процесса, тем больше ты втягиваешься в него».
Повторяющиеся движения или музыка. Они также используются для введения человека в особое, трансовое состояние сознание. Гипнотическое влияние повторяющихся воздействий на наши органы чувств давно известно. Звуко-ритмическое воздействие лежит в основе
любой религиозно-магической системы. У древних и многих современных народов бой барабанов, ритмические танцы и песнопения используются для введения людей в транс, повышающий силу внушения и даже вызывающий определенные видения. Поэтому специалисты причисляют ритмическую музыку и другие повторяющиеся воздействия к искусственным наркотикам. Помимо ритмической музыки, в МТП наиболее часто используются повторяющееся групповое скандирование, аплодисменты после каждого правильного поведения, вставания, повороты вокруг собственной оси и т. д.
Дисциплинирование мышления. Эта техника управления психикой заимствована тренерами ментального программирования из психотерапии. Она предполагает контроль за нашими мыслями, обнаружение «плохих» мыслей и их замену мыслями «хорошими». Тем самым устраняется негативная установка человека по отношению к какому-либо объекту. Несмотря на свою простоту, эта психотехника очень эффективна и широко используется в психотерапии. Однако в МТП она часто применяется для устранения критического мышления, нравственного самоконтроля, ограничения мышления в целом. Применительно к государственному управлению для успокоения граждан его часто использует, например, «Русское радио». Его дикторы неизменно завершают свои программы успокоительной фразой-командой «Все будет хорошо!».
Устранение всякой критики. Известно, что критический анализ - неотъемлемый элемент рационального осмысления, самостоятельности мышления и оценок человека. Он резко ограничивает возможности всякого рода обмана и в том числе скрытого программирования психики. Поэтому на МТП критика всячески запрещается. Тренеры исходят из установки: «Критик никогда не бываем прав. Кто критикует, тот либо чего-то не понял, либо не готов к участию в тренинге». Чтобы отучить человека от критических суждений и вопросов, тренеры часто используют, например, такие приемы: ведущий спрашивает «Почему ты задаешь этот вопрос?» или «Как выглядит твое сопротивление нашему требованию? Опиши свое чувство». Сосредоточиваясь на своих переживаниях и чувствах, спрашивающий обычно забывает рациональную аргументацию. Этому помогает также явное ощущение неодобрения со стороны тренера и группы.
На основе анализа методов и приемов, используемых в манипулятивных психотренингах, можно выделить общую модель такого тренинга. Она представляет собой систему действий, направленных на программирование работника. Ее главными элементами являются:
1. Введение человека в особое, трансовое состояние сознания, позволяющее эффективно внедрять в его подсознание новые ценности и программы поведения. Введение в транс отключает разум и критическое мышление, дает возможность быстро, без использования каких-либо аргументов записывать в мозге человека определенную информацию, закладывать те или иные эмоционально-поведенческие установки и таким образом предопределять его будущее поведение.
2. Разрушение существующей системы ценностей, а также основ Я-концепции. Это достигается с помощью негативной интерпретации прошлой жизни и прежних ценностей, а также разного рода унижений, которым подвергается человек во время тренинга и которые разрушают структуры его самосознания.
3. Внедрение главным образом в подсознание новых, упрощенных программ восприятия действительности и реагирования на нее. Таким программам чужды рефлексия, сомнения, критическое восприятие действительности, собственное мнение и его отстаивание. Они ориентированы на мотивацию трудовой и организационной активности в заданных
руководством пределах. В целом же они базируются на конформизме, принятии действительности такой, какая она есть. Полностью исключаются любые формы протестного поведения. Чтобы иметь личный успех, участники тренингов «должны принять то, что
17
невозможно изменить, и научиться жить в нем» .
Манипулятивное психопрограммирование служит формированию определенного типа личности работника. Это «одномерный» (Г. Маркузе) человек, всецело подчиненный руководству, не жалеющий сил, времени и здоровья для осуществления корпоративных целей и своей карьеры, готовый на все ради выполнения требований начальства и уверенный в успехе. Руководителей, прошедших МТП, также отличает жажда власти и тотального контроля над подчиненными. Они часто побуждают их к неоплачиваемой сверхурочной работе, требуют полностью жить интересами компании, в том числе в свободное время. Иными словами, главная цель МТП - человек-робот, готовый выполнять любые приказы руководства.
В современном мире, особенно после краха социализма в СССР и ослабления левых партий и движений - сторонников социальной демократии, психопрограммирование руководящего персонала получает массовое распространение. Оно привлекает многих руководителей, поскольку позволяет:
• достигать высокого уровня послушания сотрудников в условиях когда их интересы противоречат целям организации (точнее ее собственников и высших руководителей);
• предотвращать конфликты, несогласие и противодействие организационным целям и распоряжениям руководства;
• укреплять организационный порядок, повышать уверенность в правильности решений руководства и достижимости поставленных целей;
• управлять предприятием в режиме «автопилота», экономить время, расходуемое на разъяснение решений и убеждение сотрудников в их правильности;
• сокращать ресурсы, расходуемые на текущий контроль;
• всецело подчинять личность, ее интеллектуальные и физические ресурсы интересам руководства.
Манипулятивное психопрограммирование по своей сути тоталитарно, поскольку направлено на достижение полного контроля за сознанием, психикой людей, а это, как известно, важнейший признак тоталитаризма18. С помощью психопрограммирования, опирающегося на организованную в государственных масштабах систематическую пропаганду ценностей и идеалов потребительского общества, некоторым компаниям, особенно американским и японским, во многом удалось сформировать массовый тип работника, отличительными чертами которого являются бездуховность, нежелание думать и рассуждать о «высоких материях», самостоятельно критически анализировать факты, привычка механически позитивно реагировать на символы богатства, карьеры и успеха. Таким типом личности легко управлять манипулируя материальными и карьерными стимулами.
Своеобразные психотренинги, основанные на внедрении сильной корпоративной идеологии, использовании определенных ритуалов, корпоративных гимнов и т. п., работники проходят во многих японских корпорациях. Не случайно некоторые исследователи называют японскую модель менеджмента экономическим тоталитаризмом. Тоталитарная идея лежит в
17 Howe, Robert F. Self-Help Course Allegedly Shattered a Life // Washington Post. 1992. 7. Juli.
18 См.: Пугачев В.П. Управление свободой. С. 234-261. Geißler R. Massenmedien, Basiskommunikation und Demokratie. Tübingen, 1973.
самой основе японского типа менеджмента, который стремится распространить управление на всю личность человека, добиться его полной идентификации с компанией. Типичное признание этого - следующее высказывание крупного японского управляющего: «Мы, японцы, распространяем внутрифирменный менеджмент на 24 часа жизни человека»19. В Японии это во многом удается. Не случайно большинство кадровых работников японских компаний выходит досрочно на работу отгуляв лишь половину и без того маленького даже по российским масштабам двухнедельного отпуска.
В современном мире манипулятивное психопрограммирование все более широко используется для достижения не только экономических, но и политических целей.
Психопрограммирование в политике
Массовое психопрограммирование политического поведения граждан стало возможным лишь во второй половине XX века и было связано с развитием науки (прежде всего поведенческих наук, психологии, социологии, кибернетики и информатики), а также техники (электронные СМИ, глобальные информационные сети и в первую очередь Интернет).
Примерно с 60-х годов XX в. в начале в США, а потом и в других странах начался качественно новый виток разработки новейших методов массового психопрограммирования. Как отмечает К. В. Сельченок, «взрывное развитие практической психологии и совершенствование технологий управления информационными потоками посредством массмедиа апокалиптически дополнили друг друга, создав поистине гремучую смесь, которая способна лишить человечество будущего»20.
По мере развития методов и технологий программирования психики и массового манипулирования человек становится все более беззащитным перед скрытым влиянием извне. Сегодня изменение психики «среднего» гражданина - это скорее вопрос денег и времени, чем удачи или искусства. Чем же вызван столь бурный рост развития и массового использования методов психопрограммирования в конце XX - начале XXI вв.?
Главные причины этого состоят не только в появлении несравненно более эффективных, чем прежде, научных методов и технологий влияния на подсознания и сознание человека, но и в социальных и политических реалиях современного общества, характеризующихся высокой степенью конфликтности. Подавляющее большинство современных государств считаются демократическими или, по крайней мере, имеют демократическую форму государственного правления. В то же время многие из них имеют высокий или даже крайне высокий уровень социального неравенства, обусловливающий наличие высокого конфликтного потенциала, осознание и политическое проявление которого несовместимо с господством правящих классов и групп.
Важнейшие показатели социального неравенства - доход, богатство, власть, престиж, образование. Чем выше уровень неравенства по этим показателям, тем больше конфликтный потенциал общества (организации) и тем меньше возможностей для демократии и свободы21. Известно, что реальная демократия не может существовать в условиях высокого уровня социально нелигитимного неравенства - при предоставлении избирателям возможности осознанного политического выбора они предпочтут те партии и тех лидеров, которые
19 Управление персоналом. 1999. № 10. С. 15.
20 Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн., М., 2001. С. 4-5.
21 См.: Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. 4-е изд. М.: Аспект Пресс, 2004. С.240-242 и др.
выступают за более справедливое общественное устройство. Однако, как убедительно свидетельствует опыт истории, правящее меньшинство никак не желает добровольно отказываться от своих привилегий и господства.
В условиях остроконфликтных общественных систем для сохранения социального статус-кво у власть имущих имеются в конечном счете лишь две альтернативы: либо отказаться от всякой демократии и свободы и использовать авторитарные, принудительные методы управления, либо сделать демократию и свободу управляемыми, т. е. научиться управлять сознанием и подсознанием людей, сохраняя у них при этом иллюзию свободного выбора.
В последнем случае люди не ощущают какого-нибудь внешнего насилия, принуждения, чувствуют себя свободными. Им кажется, что они сами принимают решения, делают выбор. И в то же время их «свобода» запрограммирована, управляется и тем самым превращается в иллюзию.
В современном мире, когда подавляющая большинство индустриально развитых стран и Международное Сообщество в целом объявили свободу центральной ценностью, вариант ее открытого насильственного ограничения является чаще всего неприемлемым. Это определяет новый исторический выбор привилегированного меньшинства в информационном обществе - управление индивидуальной и коллективной психикой, ее целенаправленное массовое программирование.
В 21 веке управление сознанием и подсознанием становятся наиболее надежным методом социального господства, достижения целей в условиях острого конфликта интересов. Это специфически проявляется на разных уровнях. В международной политике важнейшим инструментом влияния становятся психологические войны или психологические операции (акции). В США и некоторых других странах в последние десятилетия выделилась целая новая сфера профессиональной деятельности - «психологические войны / операции»22. Во внутренней политике государств деятельность по управлению сознанием и подсознанием граждан воплощается прежде всего в шумных и дорогостоящих пиар-компаниях, в использовании изощренных политических технологий, особенно широко применяемых в предвыборные периоды.
Огромным, во многом уникальным испытательным полигоном для современных технологий управления массовым сознанием стала постсоветская Россия. Еще до прихода к власти нынешняя правящая группировка претендовала на демократическую легитимность, установление «свободного общества», «освобождение страны от коммунизма» и т. п. В то же время номенклатурно-криминальный характер приватизации, олигархическая поляризация богатства и бедности, нищенские зарплаты и пенсии большинства населения, продолжающееся финансовое обескровливание страны за счет вывоза капиталов (в последние годы - по разным оценкам от 3-х до 10-ти млрд. долларов в месяц), беспрецедентное для мирного времени падение производства, массовые криминальный террор, алкоголизация и наркотизация населения и т. д. - все это сформировало огромный потенциал острейших социальных конфликтов, осознание и разрешение которых неизбежно привело бы к смене власти и глубоким изменениям в распределении общественных ресурсов.
Наличие столь мощного конфликтного потенциала, а также невозможность в нынешних условиях полностью отказаться от лозунга свободы и от традиционных демократических институтов буквально обрекли российский правящий класс на широчайшее использование целой системы методов и технологий, обеспечивающих управление «свободным выбором»
22 Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2000. С. 56-57 и др.
граждан для сохранение у власти криминализированных групп и кланов, не способных эффективно руководить страной. В силу этих причин, а также исторически обусловленной доверчивости россиян, отсутствия у них иммунитета против современных технологий программирования психики и манипуляций, управление общественным сознанием и политическим поведением проявляется у нас в стране, наверное, более масштабно и отчетливо, чем в каком-либо другом государстве мира. Вот уже на протяжении многих постсоветских лет граждане являются объектом (и жертвой) огромного по своим масштабам «общенационального тренинга» по политическому психопрограммированию. Его цели и замыслы внешне незаметны и в целом он осуществляется примерно по той же схеме, что и тренинги по манипулятивному ментальному программированию в сфере бизнеса:
• с помощью гипнотической силы телевидения и других электронных масс-медиа (рекламы, сенсаций, шоу, многосерийных телесериалов, эмоционально взвинчивающих телепрограмм, сублиминального воздействия и др.) у людей создается особое, трансовое состояние сознание, отключается разум, желание серьезно думать, анализировать, участвовать в политике;
• разрушаются прежние в своей основе гуманные общечеловеческие ценности и на их место «записываются» программы поведения примитивного бездушного эгоиста, лишенного основополагающих нравственных ценностей: честности, справедливости, сострадания к ближним и т. д., склонного к насилию, ненасытного в своих первичных потребностях (вертолеты, дворцы, яхты, топмодели, собственные футбольные клубы, предметы роскоши, морские острова и т. п.) и стремящегося лишь к богатству и развлечениям.
Результаты российского общенационального тренинга по психопрограммированию особенно ярко проявляются у молодежи. По социологическим опросам, в современной России более 50 % школьников готовы добыть деньги любым способом и свыше трети 15-летних школьников считают допустимыми воровство и рэкет. По данным Комитета молодежи при правительстве РФ, 6 % молодых людей, т. е. 2 миллиона граждан, готовы совершить убийство, если им за это «хорошо заплатят». Как отмечает В. Добреньков, у нас в стране «происходит тотальное приучение населения к антисоциальному, антиправовому и антигуманному поведению, особенно в области трудовых отношений»23.
Важнейшим инструментом массового психопрограммирования является телевидение. Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать национальную ненависть, сеять недоверие и страх, программировать определенный, угодный владельцам СМИ тип личности.
Телевидение обладает широкими возможностями не только информационного
24
манипулирования , но и введения многомиллионной аудитории в транс и программирования психики людей с помощью аудио- и видеоэффектов. Создавая впечатление реальности и достоверности всего происходящего, телевидение, гораздо больше, чем другие СМИ, обладает авторитетом объективности, публичности, представителя всего общества или, по меньшей мере, подавляющего большинства граждан. И с этой точки зрения авторитет
23 Молчание ягнят. Беседа с профессором, президентом Российской социологической ассоциации, деканом социологического факультета МГУ В. Добреньковым // Тверская, 13. 2004. № 230. 28 октября.
24 О методах информационного манипулирования см, например: Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
телевидения даже превосходит авторитет государственной власти и ее носителей: президентов, премьеров, депутатов и т. п.
Как отмечает Т. Миронова, «увеличительная телелинза, наведенная на исполнителя монологов - телекомментатора, депутата, президента, банкира, удивительным образом умножает объем мозгов и значимость слов всякого, на кого умело наведена. Вспомним, как подавали с экрана речи больного и пьяного Ельцина в бытность его президентом России: вырезали нетрезвые детали, несуразицы и глупости, произнесенные им «не в себе». И эти отредактированные монологи выдавались за тронные слова, которые, представьте, многих брали за душу! А как его осудить, если он говорит, а ты молчишь, ты же подсознательно оказываешься в роли провинившегося сына пред очами строгого отца. А разве отца выбирают, разве отца можно судить? Вот так волшебная линза телеэкрана из визгливо тявкающей моськи делает многозначительно трубящего слона, из лилипута - Гулливера»25.
Авторитет может использоваться как один из эффективных способов отключения разума, рационально-критического анализа событий и раскрытия подсознания для внушающих команд. При этом телевидение, как и в МТП, для большей эффективности внушения использует так называемый «приносной авторитет», т. е. авторитет присутствующих во время телепередачи людей. Это с успехом применяется, например, в «ток-шоу», где действуют три лица: ведущий, гость и телезрители. Ведущий задает вопросы гостю (что уже допускает возможность манипуляции с помощью их составления и подбора), а публика -телезрители высказывают одобрение или неодобрение, создающие эмоциональный фон передачи. Посредством подбора нужной аудитории, в том числе штатных клаукеров, (опять как в бизнес-тренингах!), ведущий управляет эмоциональной тональностью телепередачи и создает нужное ему мнение большинства. В силу действия механизмов конформности на это мнение и ориентируется основная часть телезрителей.
Поразительное сходство политического психопрограммирования с тоталитарными бизнес-тренингами проявляется по целому ряду направлений. Это, например, навязывание участникам «общенационального психотренинга» определенных правил игры, по которым все несогласные в лице оппозиции лишь один раз в четыре года в период предвыборной компании получают крайне ограниченный и контролируемый телеведущими доступ к национальным телевидению и радио. В «тренинговой группе», членами которой с помощью телевидения стали все граждане страны, запрещается всякая критика сценария этого крупномасштабного тренинга - навязанной народу губительной для страны утопической по своей сути программы реформирования26, а также «главного тренера» - Президента.
Перед выборами правящая партия вообще выходит из поля критики - ее кандидаты не участвуют даже в теледебатах. Телеведущие, с помощью искусной манипуляции специально подобранными вопросами для обсуждений, фактически лишают оппозиционных кандидатов возможности критически анализировать государственную политику и даже последовательно изложить свою позицию по жизненно важным для страны проблемам. В электронных СМИ вообще нет места для каких-либо дискуссий о правомерности государственной политики, ее последствиях, коррумпированности высших эшелонов власти, альтернативных путях развития общества и т. п. По существу вне обсуждений остаются поистине судьбоносные для страны вопросы: физическое вымирание уже в обозримой перспективе русского народа как крупной нации; нелегитимное присвоение олигархами, преимущественно из числа лиц некоренной национальности, основного национального богатства России; финансовое
25 Миронова Т. Телетранс // Советская Россия. 2004. № 35. 18 марта.
26 См.: Пугачев В.П. Управление свободой. С. 221-260 и др.
обескровливание страны в результате продолжающегося вывоза капитала и крайне невыгодного хранения в западных банках огромных денежных средств, полученных от подорожания нефти; разрушительная политика внутренних цен на сырье и энергетические ресурсы, блокирующая развитие национального производства и др.
Общим знаменателем различных методов политического психопрограммирования является антирационализм, блокирование критического социального мышления и интереса к политике27. Это достигается разными средствами. Одно из них - красочно оформленные душещипательные, сентиментальные телесериалы. Они оказывают на зрителей наркотическое воздействие, вызывают (как в бизнес-тренингах) релаксацию, приятные грезы и фантазии зрителей. Подобно алкоголю и более сильным наркотикам, они удовлетворяют в иллюзорной форме нереализованные потребности в яркой, красивой жизни, в больших чувствах, жизненной справедливости и т. п. Превратившиеся в насущную потребность низкопробные насыщенные определенным ценностным, идеологическим содержанием телесериалы и захватывающие топ-шоу выполняют целый ряд политических функций. Они:
• приучают людей к пассивности - реальные действия в защиту своих прав и интересов заменяются созерцанием иллюзорного счастья;
• отвлекают граждан от других, более основательных и объективных источников информации и прежде всего газет, журналов и книг. На их чтение и осмысление просто не остается времени;
• отучают людей мыслить, думать, анализировать. Телесериалы построены достаточно примитивно, упрощают реальность, представляют все просто и контрастно: одни герои, добрые и отважные, противостоят другим, злым и коварным;
• продуцируют определенные политические и социальные иллюзии, укрепляют или даже порождают мифы, например, о богатых, честных, благородных и отважных «новых русских», о мужественных, благородных и непобедимых американцах («Агент 007» и др.), о кавказцах, арабах и других исламских народах как врагах России («Кодекс чести» и др.), о капитализме как обществе равных возможностей и т. п. Красочность и эмоциональная насыщенность телесериалов позволяет отключать сознание зрителя и «записывать» в его открытом для восприятия подсознании определенные оценочные стереотипы. Подобные приемы снятия рациональных фильтров сознания и приведения психики человека в особое состояние с помощью эмоций широко используется и в информационных, а также политических телепередачах.
Российское телевидение использует и целый ряд других методов, позволяющих внедрять непосредственно в подсознание граждан нужные его хозяевам идеи и программировать их эмоционально-поведенческие аттитюды и установки. В отличие от демократических стран, где программирование психики избирателей с помощью сублиминальных и других подобных методов воздействия находится под запретом, у нас такого рода психотехнологии используются практически открыто. В России в предвыборной команде практически любой партии, не находящейся в оппозиции к правящему режиму, имеется специалист по НЛП.
Возможности телевидения по введению огромных масс людей в особые состояния сознания и внушению им определенных идей и ценностей значительно расширились с
27 Как убедительно свидетельствует в частности постсоветский опыт, наша жизнь, в том числе зарплаты, пенсии, стипендии и т. д., больше зависят от политики, чем от трудового усердия - для доказательства этого достаточно вспомнить, например, о нищенских зарплатах учителей, врачей, ученых и т. д. при одновременной перекачке огромных денежных средств (около триллиона долларов за весь постсоветский период) в страны запада.
массовым распространением компьютеров. Впервые за всю историю человечества появилась возможность проникать в подсознание человека и программировать его с помощью компьютера. Как свидетельствует крупнейший специалист в этой области И.В. Смирнов, «с помощью компьютерного психосемантического анализа мы узнаем, что нарушено в психике и почему, - и корректируем. Мы влезаем в святая святых человека - его душу. И впервые это
сделано не с помощью интуиции, психологического обаяния, гипноза, а с помощью
28
инструмента, железки. Мы придумали скальпель для души! Это, конечно, страшно» .
Специальные компьютерные программы, завораживающие человека и приводящие его в состояние транса, появились еще в конце 80-х годов. Они делают это в частности с помощью такого сочетания видео- и аудиоэффектов, которое вызывает резонанс на альфа-частоте мозга. Уже в 90-е годы одна из таких сравнительно дешевых программ, носившая название «Dazzle», буквально гипнотизировала американских зрителей.
Вот как описывает воздействие программы этого типа И.В. Смирнов: «Мне дискету с этой программой дал один приятель... Хорошо помню свое состояние, когда сел в кресло перед монитором и нажал на запускающую «иконку». Сначала я вроде бы ничего не заметил, а потом мне стало казаться, что в середине экрана появилась воронка, стены в комнате стали изгибаться, пол - качаться, в глазах - дикая резь. Я нашел в себе силы носком ботинка дотянуться до кнопки «Power» и вырубить ток».
Конечно, наиболее эффективные программы компьютерного и телевизионного введения людей в состояние транса и программирования их психики действуют незаметно и держатся в большой тайне. Общественности становятся известны в основном лишь отдельные, побочные эффекты применения программирующих психотехнологий.
Современные достижения в области мультимедиа и прежде всего компьютерной обработки видеоизображений и речи открыли ранее небывалые возможности в области программирования психики и разного рода обмана. Сегодня не составляет большого труда создать с помощью компьютеров и другой специальной аппаратуры видеофильмы, в которых внешне реальные видеоизображения героев совершают любые поступки, на которые они запрограммированы.
Использование голографических (основанных на интерференции волн и позволяющих получать точное объемное изображение) и иных методов отображения объектов и современных компьютерных систем в принципе позволяет подменять действительный мир миром иллюзорным, представлять гражданам с помощью масс-медиа искусственно созданную, виртуальную реальность, программировать их сознание и действия по усмотрению политических режиссеров. Это становится реальностью уже сегодня, завтра же технические средства производства иллюзорного сознания и программирования психики шагнут еще дальше.
Мощнейшим используемым фактически открыто инструментом программирования массовой психики является реклама Как пишут А. Н. Лебедев и А. К. Боковиков, «реклама в целом - это вовсе не информация, как может показаться сначала, это психологическое программирование людей, причем без всякого на то их желания. . Никто не станет выбрасывать огромные деньги только для того, чтобы сообщить нам о том, что появился новый товар, не надеясь, что мы купим его. Возможность выбора при восприятии рекламы призрачна, иллюзорна. Но хорошая реклама обязательно такую иллюзию создает. Она убеждает вас, что вы сделали этот выбор сами и что он является единственно правильным»29.
28 Комсомольская Правда. 1995. 6 октября.
29 Там же.
Человек, прошедший рекламное «промывание мозгов», воспринимает объекты мира не сами по себе, а в их значениях, заданных рекламой, т. е. сквозь призму рекламных стереотипов. Это свойство рекламы действует применительно не только к экономическому, но и к политическому программированию. Хотя политические цели рекламы, как и любой другой манипуляции, обычно тщательно скрываются.
Ориентация рекламы на программирование определенного политически значимого типа личности особенно ярко проявилась в постсоветской России, где, по подсчетам специалистов, расходы на рекламу на телевидении в первые годы «реформирования» в десятки раз превосходили доходы от нее. Как отмечает Б.Л. Борисов, «в реформах 90-х годов на всем постсоветском пространстве реклама и паблик рилейшнз... взяли на себя функцию пропагандистов идеологии потребления. Они не ограничивались экономическими задачами информирования о новых продуктах в море товарного изобилия, а призывали сделать выбор между определенными стилями жизни, задавая некие эталоны поведения и нормы потребления. Подобная тема иронично-язвительно звучит в тексте одного из современных клипов: «Толстый слой шоколада, вот практически все, что от жизни нам надо»30. Если «жаждущие шоколада» вдруг начнут «бузить», то их лидеру (а в случае необходимости и наиболее «шумным» из них) можно подбросить сладкую плитку и все успокоятся.
У нас в стране рекламная пропаганда по своим масштабам приобрела характер не только духовного насилия - поскольку она внедряется в фильмы, прогнозы погоды и другие популярные теле- и радиопередачи вопреки желанию зрителей, но и тотального психологического террора - поскольку она осуществляется каждодневно и систематически, занимая недопустимо большую, по сравнению с западными странами, долю экранного и эфирного времени.
Главная политическая цель рекламы - вытеснить из психики человека духовные ценности или, по меньшей мере, принизить их значимость, гипертрофировать ценности потребительства и статусного успеха (принадлежности к наиболее престижной группе), отучить людей критически думать и анализировать социальные реалии. У людей, особенно детей и молодежи, ежедневно видящих на телеэкране сверкающие привлекательными красками образцы одежды, помады и т. п., роскошные автомобили, сказочные виллы, золотые пляжи с лазурным небом, красивыми девушками и эффектными мужчинами, слышащих оды мультимиллионерам, богатству и потребительству, формируется определенная структура ценностей, в которой не остается места для духовности, высоких нравственных целей, нет места таким «неприбыльным» качествам, как доброта, справедливость, человечность, альтруизм и т. п. Люди, сформировавшиеся под влиянием рекламы, пропаганды эгоизма и потребительства, культа физиологических потребностей, все усилия будут концентрировать на добыче денег и их приятном «проедании». Они не будут читать «бесполезную» (с точки зрения зарабатывания денег) литературу, вступать в политические партии, ходить на митинги, рисковать личным благом ради общего дела. Наиболее влиятельных из них в случае необходимости всегда можно купить или подкупить.
Рамки данной статьи позволяют рассмотреть лишь наиболее важные средства и методы политического программирования. В целом же оно, как и психопрограммирование в бизнесе, несовместимо с гуманным, уважающим человеческую личность управлением. Массовое применение психопрограммирования может привести наше общество к новой,
30 Борисов Б.Л. Технологии рекламы и РЯ: Учеб. пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001, С.17.
информационно-финансовой форме тоталитаризма31, образ которого обрисовал еще в 30-е годы 20 в. один из классиков антитоталитарных утопий Олдос Хаксли. В изображенном им обществе все люди делятся на закрытые, запрограммированные касты - от высших до низших, которые выполняют определенные функции и ведут различный по количеству и качеству благ, но в целом потребительский образ жизни. Предотвратить такой, по существу неототалитарный путь развития современного, информационного общества - общая задача ученых, политиков и всех, кому дорога реальная свобода и кто не хочет быть бессловесной марионеткой в руках искусных политических и экономических кукловодов.
31 Подробнее об этом типе тоталитаризма см: Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. 4-е изд. М.: Аспект Пресс, 2004. С.187-195; Пугачев В.П. Информационно-финансовый тоталитаризм // Вестник Моск. унта. Сер. 12. Политические науки. 1999. № 4 и др. работы автора.