Научная статья на тему 'Психологические особенности активных пользователей социальных сетей'

Психологические особенности активных пользователей социальных сетей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1372
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костяк Т.В.

Исследование направлено на уточнение и дополнение имеющихся данных о психоло-гических особенностях активных участников социальных сетей старшего подросткового возраста. Использовались опросники на уровень Интернет-активности и зависимости от Интернета, методики диагностики уровня самооценки и притязаний, локуса контроля, субъективного ощущения одиночества, стратегий самоутверждения личности. Получены данные о том, что активные online-пользователи предпочитают виртуальное общение реальному, высоко зависимы от Интернета, плохо контролируют свое время пребывания в Сети, имеют нереалистичные оценки себя и своих возможностей по лич-ностным качествам, свои успехи и неудачи связывают с внешними обстоятельствами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности активных пользователей социальных сетей»

УДК 316.6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Т.В. Костяк

Аннотация. Исследование направлено на уточнение и дополнение имеющихся данных о психологических особенностях активных участников социальных сетей старшего подросткового возраста. Использовались опросники на уровень Интернет-активности и зависимости от Интернета, методики диагностики уровня самооценки и притязаний, локуса контроля, субъективного ощущения одиночества, стратегий самоутверждения личности. Получены данные о том, что активные опПпе-пользователи предпочитают виртуальное общение реальному, высоко зависимы от Интернета, плохо контролируют свое время пребывания в Сети, имеют нереалистичные оценки себя и своих возможностей по личностным качествам, свои успехи и неудачи связывают с внешними обстоятельствами.

Ключевые слова: подростки, социальные сети, психологические особенности.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ACTIVE SOCIAL NETWORKS' USERS

T.V. Kostyak

Abstract. The study specifies and adds some information about the psychological characteristics of older adolescents - active social networks' users. Questionnaires of Internet activity and Internet addiction has been used. Diagnostic techniques of self-evaluation and level of aspiration have also been regarded in this research. Methodologies of the locus of control, subjective sensation of loneliness, personal self-affirmation strategies have also been used. The obtained results show that active online users prefer virtual communication, they strongly depend upon the Internet and have a bad control of network time as well as unrealistic assessment of their personal qualities and capabilities.

Keywords: adolescents, social networks, psychological features.

Жизнь современного человека уже невозможно представить без средств коммуникации, имеющих выход в сеть Интернет. Активно развивающиеся технологии обеспечения мобильных устройств высокоскоростным Интернетом позволяет пользователям находится online почти круглосуточно. Наряду с появлением новых возможностей и с достижением более высокого уровня комфорта во взаимодействии с виртуальной средой многие исследователи отмечают и растущую психологическую зависимость людей от Интернет-коммуникации.

Современные психологические исследования взаимодействия личности с IT-технологиями в основном посвящены изучению влияния Интернет-коммуникации на личность человека в разные возрастные периоды [1; 2; 4; 9; 18; 20; 22], роли виртуальной среды в процессе социализации детей и подростков [5; 13; 19], проблемам психологической зависимости от Интернет-общения [6; 10] и компьютерной игровой зависимости [7; 12].

Важным аспектом изучения психологических особенностей Интернет-коммуникации является анализ психологических характеристик людей, предрасположенных к активности в социальных сетях вопреки реальной жизни. Большинство исследователей указывают на такие черты активных online-пользователей, как неуверенность в себе, эгоцентризм, заниженная самооценка, осознание собственной социальной неуспешности, стремление к уходу в мир фантазий [14; 17], несамостоятельность, внушаемость, ранимость и чувствительность

к критике, избегание ответственности, пассивная жизненная позиция, страх одиночества, социальная дезадаптация, неумение достигать поставленных целей и др. [3; 15; 16]. Однако проблема взаимовлияния и взаимной обусловленности отношений личности и виртуальной среды далека от окончательного решения. В этом смысле особую значимость приобретает изучение психологических особенностей людей, погруженных в Интернет-коммуникацию и предпочитающих ее реальным взаимоотношениям в социальном пространстве.

Целью нашего исследования было уточнение и дополнение имеющихся данных о психологических особенностях активных участников социальных сетей старшего подросткового возраста.

В эмпирическом исследовании приняло участие 120 подростков в возрасте 15-16 лет, учащиеся московских школ (гомогенная выборка по половому и социально-экономическому критериям).

Для определения уровня активности в социальных сетях мы применили авторскую анкету, вопросы которой были направлены на выяснение характера Интернет-активности подростков и времени, проводимого ими в социальных сетях. По результатам анкетирования респонденты были разделены на две группы: умеренные и активные опНпе-пользователи (таблица 1), по 60 чел. в каждой группе (30 мальчиков и 30 девочек в каждой из двух групп).

Таблица 1

Уровни Интернет-активности подростков

№ Показатели Умеренные внИне-пользователи Активные впИпе-пользователи

1 Наличие домашнего стационарного доступа в Интернет Да Да

2 Общее количество мобильных устройств с выходом в Интернет 1 (смартфон) Более 2 (смартфон, планшет, ноутбук)

3 Наличие аккаунтов в социальных сетях, блог-платформах и др. 1-2 Более 4

4 Периодичность входа в аккаунт, обновление, добавление фото, видео 1 раз в день и реже Постоянно online

5 Пользование электронной почтой 1 раз в день Более 4 раз в день

6 Повод обращения к Интернету Поиск информации, проверка электронных писем Пользование социальными сетями

Опросник Е.А. Щепилиной позволил нам оценить изучаемые психологические феномены по трем показателям:

- зависимость от Интернета (принадлежность к сетевой субкультуре, нецеленаправленность поведения, потребность в сенсорной стимуляции);

- восприятие Интернета (мотивация использования Интернета, изменение состояния сознания в результате использования Интернета, восприятие Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью («уход»);

- последствия (время и пространство в Интернете, восприятие Интернета как проективной и одушевленной реальности, стремление перенести нормы виртуального мира в реальный).

Данные опросника выявили различия между активными и умеренными пользователями социальных сетей почти по всем показателям опросника.

Большинство умеренных опНпе-пользователей не относят себя к какой-либо сетевой субкультуре, в то время как активные пользователи социальных сетей в основном являются представителями той или иной сетевой субкультуры.

Показатель нецеленаправленности поведения у умеренных пользователей сдвинут в сторону низких значений, а у активных - ближе к средним. Выявлена также поляризация потребности в сенсорной стимуляции: для половины умеренных пользователей эта потребность неактуальна, тогда как у примерно такого же количества активных пользователей эта потребность ярко выражена.

Мотивация использования Интернета у активных пользователей выше, чем у умеренных; воздействие Интернета на состояние сознания у активных пользователей сильнее, чем у умеренных. Уход в виртуальное пространство от реальных проблем в целом не характерен для умеренных пользователей, тогда как больше половины активных пользователей применяют данную стратегию в своей жизни.

Общением в Интернете увлечены и активные, и умеренные пользователи: этот показатель находится в пределах средних значений. Активные опНпе-пользователи больше времени проводят в Интернете, воспринимают его как проективную реальность и стремятся перенести нормы виртуального общения в реальный мир. Восприятие пространства Интернета как одушевленного более характерно для активных пользователей.

Таким образом, активные пользователи социальных сетей чаще относят себя к определенной сетевой субкультуре, их поведение менее целенаправленно по сравнению с умеренными пользователями, потребность в сенсорной стимуляции и мотивация использования Интернета у них выше. Их сознание больше подвержено влиянию виртуальности; время и пространство, а также нормы поведения в Интернете для них более предпочтительны по сравнению с реальным миром.

На основании результатов опросника Е.А. Щепилиной мы предположили наличие Интернет-зависимости у активных пользователей социальных сетей. Это предположение мы проверили при помощи Теста на Интернет-зависимость К. Янг в модификации В.А. Буровой [8]. У умеренных пользователей социальных сетей выявлены низкий (у 42 % респондентов) и средний (у 46 %) уровни Интернет-зависимости, в то время как более половины (54 %) активных пользователей показали высокий уровень Интернет-зависимости.

Анализ результатов по отдельным тестовым показателям выявил различия между активными и умеренными пользователями социальных сетей (за исключением шкалы 8). Результаты представлены на рисунке 1.

92 %

69"%

94 %

0,78

69 %

52 %

78 %

1 2 3 4 5 6 7 8

Умеренные опНпе-пользователи □ Активные опНпе-пользователи

Рисунок 1. Показатели Интернет-зависимости по результатам теста К. Янг в модификации В.А. Буровой, средние баллы

Из рисунка 1 видно, что существует сходство и различия в отдельных показателях Интернет-зависимости активных и умеренных online-пользователей. Так, и те, и другие используют Интернет как средство ухода от проблем и повышения настроения (шкала 8). Кроме того, большинство подростков вне зависимости от уровня их активности в Интернете проводят там времени больше, чем планировали. Однако активные online-пользователи хуже контролируют время в Интернете (шкала 3), испытывают из-за этого эмоциональные трудности (шкала 4), проблемы с учебой (шкала 6), вынуждены обманывать родителей, чтобы скрыть время своего пребывания в Интернете (шкала 7).

Таким образом, пребывание в Интернете позволяет подросткам избавиться от дурного настроения и передохнуть от проблем, однако активные пользователи социальных сетей более зависимы от Интернета, испытывают трудности в контроле времени пребывания в социальных сетях, что сказывается на их эмоциональном самочувствии, общении с родителями и учебе.

Изучение самооценки и уровня притязаний подростков мы проводили при помощи методики Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Об адекватной самооценке говорит количество баллов от 50 до 75, о завышенной самооценке - от 75 до 100, а количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку. О реалистичном уровне притязаний говорит количество баллов от 60 до 90, о некритичном отношении к своим возможностям говорит количество баллов от 90 до 100, а результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний.

Средние значения показателей самооценки и уровня притязаний умеренных и активных пользователей социальных сетей представлены на рисунке 2.

Как видно из рисунка 2, уровень самооценки активных online-пользователей выше, чем у умеренных, как в целом, так и по отдельным параметрам. Наибольшее сходство между двумя группами респондентов мы выявили в самооценках здоровья и ума, а наибольшие различия - в самооценках характера, авторитета и внешности (по этим параметрам уровень самооценки активных online-пользователей превышает почти на половину). Таким образом, активные пользователи социальных сетей демонстрируют повышенные самооценки характера, авторитета и внешности.

На рисунке 3 представлены результаты изучения уровня притязаний подростков. Как показали полученные данные, уровень притязаний активных online-пользователей выше, чем у умеренных, как в целом, так и по отдельным параметрам. Наибольшее сходство между двумя группами респондентов мы выявили в уровнях притязаний по внешности и уверенности, а наибольшие различия - в уровнях притязаний по характеру и способностям.

Здоровье Ум Способности Характер Авторитет Внешность Уверенность Общий уровень

Умеренные online-пользователи □ Активные online-пользователи

Рисунок 2. Средние значения самооценки умеренных и активных online-пользователей по методике Дембо-Рубинштейн, баллы

80

Здоровье Ум Способности Характер Авторитет Внешность Уверенность Общий уровень

Умеренные опПпе-пользователи □ Активные опПпе-пользователи

Рисунок 3. Средние значения уровня притязаний умеренных и активных online-пользователей по методике Дембо-Рубинштейн, баллы

Таким образом, активные пользователи социальных сетей демонстрируют более высокие притязания по психологическим качествам (характер и способности).

Для исследования уровня субъективного переживания одиночества мы применили шкалу С.В. Духновского [11]. Переживание одиночества является индикатором степени гармоничности-дисгармоничности межличностных отношений, а также степени близости-отдаленности между субъектами отношений.

Очень высокий уровень субъективного переживания одиночества выявлен у 18 % умеренных online-пользователей (и отсутствует у активных), что говорит об испытываемом ими эмоциональном дискомфорте, связанном с неудовлетворенностью межличностными отношениями из-за недоверия другим людям. Незначительное количество подростков (по 5 % в обеих группах) показали высокий уровень переживания одиночества, что, скорее всего, связано с индивидуальными особенностями респондентов (неуверенность в себе, завышенные требования к окружающим, идеализация партнера по общению).

Больше половины активных (64 %) и умеренных (52 %) пользователей имеют низкий уровень переживания одиночества, а 31 % активных и 22 % умеренных пользователей имеют средний уровень переживания одиночества. Эти данные мы можем проинтерпретировать таким образом: эти подростки дружелюбны и открыты для общения, а чувство одиночества возникает у них чаще всего в ситуации фрустрации их потребности в общении. Очень низкий уровень переживания одиночества в целом не характерен для нашей выборки: он выявлен только у 3 % умеренных пользователей социальных сетей и отсутствует у активных.

Психологические особенности локуса контроля мы исследовали при помощи методики Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда [21]. Результаты данной методики позволяют определить экстернальный (ниже 5,5 стена) или интернальный (выше 5,5 стена) локус контроля у подростков.

Как показали полученные данные, вне зависимости от уровня активности в социальных сетях для наших подростков в целом характерен экстернальный локус контроля по шкалам 1 (общая интернальность), 2 (интернальность в области достижений), 3 (интернальность в области неудач), 5 (интернальность в области формальных отношений). Это означает, что подростки, принявшие участие в нашем исследовании, связывают свои успехи и неудачи, а также общение в формальных группах (в классе) больше с внешними обстоятельствами, чем с собственными усилиями и способностями.

В то же время у умеренных пользователей социальных сетей выявлена интернальность в семейных отношениях (шкала 4), в межличностных отношениях (шкала 6) и в отношении

к здоровью (шкала 7). Это означает, что такие подростки связывают отношения с близкими людьми и свое здоровье с собственными усилиями, и воспринимают эти сферы жизни как подчиняющиеся контролю.

Для изучения стратегий самоутверждения личности мы применили опросник Е.П. Никитина и Н.Е. Харламенковой [21]. Опросник позволяет выявить предпочтительный способ организации личностью своей жизни в социуме: самоподавление, конструктивность и агрессивность.

Больше половины наших респондентов в обеих группах (64 % активных и 68 % умеренных пользователей) используют конструктивную стратегию самоутверждения. Такие подростки стремятся решать возникающие проблемы, стремятся к спонтанному проявлению своих способностей и творчеству. 29 % активных и 20 % умеренных пользователей социальных сетей применяют агрессивную стратегию самоутверждения либо в форме вербальной агрессии, либо в виде создания искусственных препятствий и связанных с ними состояний фрустрации у другого человека (скрывают важную информацию, подменяют ее вымышленной, используют эмоциональное давление или изоляцию партнера по общению). Стратегия самоподавления характерна для небольшого количества наших респондентов (8 % активных и 12 % умеренных пользователей): она проявляется в конформности по отношению к группе, ориентации на авторитет, сверхответственности. Таким людям сложно раскрыться, проявить себя в спонтанности и творчестве.

Проведенное исследование психологических особенностей активных пользователей социальных сетей позволяет нам сделать следующие выводы.

1. Более половины активных пользователей социальных сетей имеют высокий уровень зависимости от Интернета: воспринимают виртуальную реальность как параллельное пространство, в котором они находят более привлекательные способы удовлетворения потребности в общении и ухода от имеющихся проблем, чем в реальной жизни. В сравнении с ними умеренные пользователи социальных сетей не имеют Интернет-зависимости, или она средняя.

2. Высокая зависимость от Интернета у активных пользователей социальных сетей проявляется в трудностях контроля времени пребывания online, что отрицательно сказывается на эмоциональном самочувствии таких подростков, их взаимоотношениях с родителями и школьных успехах.

3. Активные пользователи социальных сетей склонны завышать свою самооценку по параметрам характера, авторитета и внешности, а уровень притязаний - по способностям и характеру. Таким образом, активные online-пользователи имеют нереалистичные оценки себя и своих возможностей по личностным качествам. При этом подростки связывают свои успехи и неудачи, а также общение в формальных группах (в классе) больше с внешними обстоятельствами, чем с собственными усилиями и способностями.

4. Переживание одиночества в целом не характерно для активных пользователей социальных сетей, чувство одиночества возникает у них в ситуации недоступности общения, поэтому пребывание online можно рассматривать как компенсаторную функцию защиты от неприятного переживания одиночества.

5. Активные пользователи социальных сетей, так же как и умеренные, чаще используют конструктивную стратегию самоутверждения личности: они стремятся к спонтанности и творчеству в общении. Однако около трети активных пользователей социальных сетей применяют агрессивную стратегию самоутверждения, направленную на манипулирование мнениями и оценками других людей, вовлеченных в общение.

Библиографический список

1. Акимова А.И. Роль Интернета в процессе формирования социокультурной идентичности // Интернет - Культура - Этика: материалы VIII Международных Энгельмейеровских чтений. М., 2006.

2. Андреев И.В. Формирование психологической устойчивости студентов к негативному влиянию Интернет-технологий: дисс. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008.

3. Андреев И.В. Психология воздействия информационных технологий на личность // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7. М., 2012.

4 Бабошин А.К. Влияние культуры информационного общества на стадиальные трансформации личности: дисс. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2011.

5. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30.

6. Богров А.Г. Психологический феномен Интернет-аддикции. Волгоград, 2009.

7. Бурлаков И.В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр. М., 2000.

8. Бурова (Лоскутова) В.А. Результаты исследования Интернет-зависимости среди пользователей Рунета // Тезисы докладов 60-61-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых. Новосибирск, 2010.

9. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2.

10. Волков А.Н. Стратегии преодоления Интернет-зависимости в подростковой среде // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2008.

11. Духновский С.В. Шкала субъективного переживания одиночества. Ярославль, 2008.

12. ЕвстигнееваЮ.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: дисс. ... док. психол. наук. М., 2003.

13. Ефимова Т.В. Интернет как среда социализации современной личности // В мире научных открытий. 2013. № 5 (41).

14. Зубрилин A.A., Александрова Р.И. Эмигрировавшие в Интернет // Человек. 2012. № 4.

15. Иванов М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: дисс. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2005.

16. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М., 2013.

17. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: дисс. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.

18. МохначеваА.П. Социальные сети как феномен современности // Молодежь в меняющемся мире: актуальные проблемы и перспективы изучения. Материалы II всероссийской научно-практической конференции 24 марта 2011 г. / Под ред. Е.А. Дементьевой А.Д. Лашевкой Е.А. Полторак В.С. Харченко. Сост. В.С. Харченко. В 2-х частях. Часть вторая. Екатеринбург, 2011.

19. Проект Ю.Л., Богдановская И.М., Богдановская А.Б. Роль информационно-коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков текст // Психологическая наука и образование. 2013. № 6.

20. Римский В. Воздействие сети Интернет на социальную активность, формирование и развитие идентичностей // Вестник общественного мнения. 2015. № 1.

21. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2009.

22. Шипицин А.И. Феномен социальных сетей в современной культуре // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 3 (57).

Т.В. Костяк

кандидат психологических наук, доцент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преподаватель кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института E-mail: tatianakost@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.