УДК 316.6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Т.В. Костяк
Аннотация. Исследование направлено на уточнение и дополнение имеющихся данных о психологических особенностях активных участников социальных сетей старшего подросткового возраста. Использовались опросники на уровень Интернет-активности и зависимости от Интернета, методики диагностики уровня самооценки и притязаний, локуса контроля, субъективного ощущения одиночества, стратегий самоутверждения личности. Получены данные о том, что активные опПпе-пользователи предпочитают виртуальное общение реальному, высоко зависимы от Интернета, плохо контролируют свое время пребывания в Сети, имеют нереалистичные оценки себя и своих возможностей по личностным качествам, свои успехи и неудачи связывают с внешними обстоятельствами.
Ключевые слова: подростки, социальные сети, психологические особенности.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ACTIVE SOCIAL NETWORKS' USERS
T.V. Kostyak
Abstract. The study specifies and adds some information about the psychological characteristics of older adolescents - active social networks' users. Questionnaires of Internet activity and Internet addiction has been used. Diagnostic techniques of self-evaluation and level of aspiration have also been regarded in this research. Methodologies of the locus of control, subjective sensation of loneliness, personal self-affirmation strategies have also been used. The obtained results show that active online users prefer virtual communication, they strongly depend upon the Internet and have a bad control of network time as well as unrealistic assessment of their personal qualities and capabilities.
Keywords: adolescents, social networks, psychological features.
Жизнь современного человека уже невозможно представить без средств коммуникации, имеющих выход в сеть Интернет. Активно развивающиеся технологии обеспечения мобильных устройств высокоскоростным Интернетом позволяет пользователям находится online почти круглосуточно. Наряду с появлением новых возможностей и с достижением более высокого уровня комфорта во взаимодействии с виртуальной средой многие исследователи отмечают и растущую психологическую зависимость людей от Интернет-коммуникации.
Современные психологические исследования взаимодействия личности с IT-технологиями в основном посвящены изучению влияния Интернет-коммуникации на личность человека в разные возрастные периоды [1; 2; 4; 9; 18; 20; 22], роли виртуальной среды в процессе социализации детей и подростков [5; 13; 19], проблемам психологической зависимости от Интернет-общения [6; 10] и компьютерной игровой зависимости [7; 12].
Важным аспектом изучения психологических особенностей Интернет-коммуникации является анализ психологических характеристик людей, предрасположенных к активности в социальных сетях вопреки реальной жизни. Большинство исследователей указывают на такие черты активных online-пользователей, как неуверенность в себе, эгоцентризм, заниженная самооценка, осознание собственной социальной неуспешности, стремление к уходу в мир фантазий [14; 17], несамостоятельность, внушаемость, ранимость и чувствительность
к критике, избегание ответственности, пассивная жизненная позиция, страх одиночества, социальная дезадаптация, неумение достигать поставленных целей и др. [3; 15; 16]. Однако проблема взаимовлияния и взаимной обусловленности отношений личности и виртуальной среды далека от окончательного решения. В этом смысле особую значимость приобретает изучение психологических особенностей людей, погруженных в Интернет-коммуникацию и предпочитающих ее реальным взаимоотношениям в социальном пространстве.
Целью нашего исследования было уточнение и дополнение имеющихся данных о психологических особенностях активных участников социальных сетей старшего подросткового возраста.
В эмпирическом исследовании приняло участие 120 подростков в возрасте 15-16 лет, учащиеся московских школ (гомогенная выборка по половому и социально-экономическому критериям).
Для определения уровня активности в социальных сетях мы применили авторскую анкету, вопросы которой были направлены на выяснение характера Интернет-активности подростков и времени, проводимого ими в социальных сетях. По результатам анкетирования респонденты были разделены на две группы: умеренные и активные опНпе-пользователи (таблица 1), по 60 чел. в каждой группе (30 мальчиков и 30 девочек в каждой из двух групп).
Таблица 1
Уровни Интернет-активности подростков
№ Показатели Умеренные внИне-пользователи Активные впИпе-пользователи
1 Наличие домашнего стационарного доступа в Интернет Да Да
2 Общее количество мобильных устройств с выходом в Интернет 1 (смартфон) Более 2 (смартфон, планшет, ноутбук)
3 Наличие аккаунтов в социальных сетях, блог-платформах и др. 1-2 Более 4
4 Периодичность входа в аккаунт, обновление, добавление фото, видео 1 раз в день и реже Постоянно online
5 Пользование электронной почтой 1 раз в день Более 4 раз в день
6 Повод обращения к Интернету Поиск информации, проверка электронных писем Пользование социальными сетями
Опросник Е.А. Щепилиной позволил нам оценить изучаемые психологические феномены по трем показателям:
- зависимость от Интернета (принадлежность к сетевой субкультуре, нецеленаправленность поведения, потребность в сенсорной стимуляции);
- восприятие Интернета (мотивация использования Интернета, изменение состояния сознания в результате использования Интернета, восприятие Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью («уход»);
- последствия (время и пространство в Интернете, восприятие Интернета как проективной и одушевленной реальности, стремление перенести нормы виртуального мира в реальный).
Данные опросника выявили различия между активными и умеренными пользователями социальных сетей почти по всем показателям опросника.
Большинство умеренных опНпе-пользователей не относят себя к какой-либо сетевой субкультуре, в то время как активные пользователи социальных сетей в основном являются представителями той или иной сетевой субкультуры.
Показатель нецеленаправленности поведения у умеренных пользователей сдвинут в сторону низких значений, а у активных - ближе к средним. Выявлена также поляризация потребности в сенсорной стимуляции: для половины умеренных пользователей эта потребность неактуальна, тогда как у примерно такого же количества активных пользователей эта потребность ярко выражена.
Мотивация использования Интернета у активных пользователей выше, чем у умеренных; воздействие Интернета на состояние сознания у активных пользователей сильнее, чем у умеренных. Уход в виртуальное пространство от реальных проблем в целом не характерен для умеренных пользователей, тогда как больше половины активных пользователей применяют данную стратегию в своей жизни.
Общением в Интернете увлечены и активные, и умеренные пользователи: этот показатель находится в пределах средних значений. Активные опНпе-пользователи больше времени проводят в Интернете, воспринимают его как проективную реальность и стремятся перенести нормы виртуального общения в реальный мир. Восприятие пространства Интернета как одушевленного более характерно для активных пользователей.
Таким образом, активные пользователи социальных сетей чаще относят себя к определенной сетевой субкультуре, их поведение менее целенаправленно по сравнению с умеренными пользователями, потребность в сенсорной стимуляции и мотивация использования Интернета у них выше. Их сознание больше подвержено влиянию виртуальности; время и пространство, а также нормы поведения в Интернете для них более предпочтительны по сравнению с реальным миром.
На основании результатов опросника Е.А. Щепилиной мы предположили наличие Интернет-зависимости у активных пользователей социальных сетей. Это предположение мы проверили при помощи Теста на Интернет-зависимость К. Янг в модификации В.А. Буровой [8]. У умеренных пользователей социальных сетей выявлены низкий (у 42 % респондентов) и средний (у 46 %) уровни Интернет-зависимости, в то время как более половины (54 %) активных пользователей показали высокий уровень Интернет-зависимости.
Анализ результатов по отдельным тестовым показателям выявил различия между активными и умеренными пользователями социальных сетей (за исключением шкалы 8). Результаты представлены на рисунке 1.
92 %
69"%
94 %
0,78
69 %
52 %
78 %
1 2 3 4 5 6 7 8
Умеренные опНпе-пользователи □ Активные опНпе-пользователи
Рисунок 1. Показатели Интернет-зависимости по результатам теста К. Янг в модификации В.А. Буровой, средние баллы
Из рисунка 1 видно, что существует сходство и различия в отдельных показателях Интернет-зависимости активных и умеренных online-пользователей. Так, и те, и другие используют Интернет как средство ухода от проблем и повышения настроения (шкала 8). Кроме того, большинство подростков вне зависимости от уровня их активности в Интернете проводят там времени больше, чем планировали. Однако активные online-пользователи хуже контролируют время в Интернете (шкала 3), испытывают из-за этого эмоциональные трудности (шкала 4), проблемы с учебой (шкала 6), вынуждены обманывать родителей, чтобы скрыть время своего пребывания в Интернете (шкала 7).
Таким образом, пребывание в Интернете позволяет подросткам избавиться от дурного настроения и передохнуть от проблем, однако активные пользователи социальных сетей более зависимы от Интернета, испытывают трудности в контроле времени пребывания в социальных сетях, что сказывается на их эмоциональном самочувствии, общении с родителями и учебе.
Изучение самооценки и уровня притязаний подростков мы проводили при помощи методики Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Об адекватной самооценке говорит количество баллов от 50 до 75, о завышенной самооценке - от 75 до 100, а количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку. О реалистичном уровне притязаний говорит количество баллов от 60 до 90, о некритичном отношении к своим возможностям говорит количество баллов от 90 до 100, а результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний.
Средние значения показателей самооценки и уровня притязаний умеренных и активных пользователей социальных сетей представлены на рисунке 2.
Как видно из рисунка 2, уровень самооценки активных online-пользователей выше, чем у умеренных, как в целом, так и по отдельным параметрам. Наибольшее сходство между двумя группами респондентов мы выявили в самооценках здоровья и ума, а наибольшие различия - в самооценках характера, авторитета и внешности (по этим параметрам уровень самооценки активных online-пользователей превышает почти на половину). Таким образом, активные пользователи социальных сетей демонстрируют повышенные самооценки характера, авторитета и внешности.
На рисунке 3 представлены результаты изучения уровня притязаний подростков. Как показали полученные данные, уровень притязаний активных online-пользователей выше, чем у умеренных, как в целом, так и по отдельным параметрам. Наибольшее сходство между двумя группами респондентов мы выявили в уровнях притязаний по внешности и уверенности, а наибольшие различия - в уровнях притязаний по характеру и способностям.
Здоровье Ум Способности Характер Авторитет Внешность Уверенность Общий уровень
Умеренные online-пользователи □ Активные online-пользователи
Рисунок 2. Средние значения самооценки умеренных и активных online-пользователей по методике Дембо-Рубинштейн, баллы
80
Здоровье Ум Способности Характер Авторитет Внешность Уверенность Общий уровень
Умеренные опПпе-пользователи □ Активные опПпе-пользователи
Рисунок 3. Средние значения уровня притязаний умеренных и активных online-пользователей по методике Дембо-Рубинштейн, баллы
Таким образом, активные пользователи социальных сетей демонстрируют более высокие притязания по психологическим качествам (характер и способности).
Для исследования уровня субъективного переживания одиночества мы применили шкалу С.В. Духновского [11]. Переживание одиночества является индикатором степени гармоничности-дисгармоничности межличностных отношений, а также степени близости-отдаленности между субъектами отношений.
Очень высокий уровень субъективного переживания одиночества выявлен у 18 % умеренных online-пользователей (и отсутствует у активных), что говорит об испытываемом ими эмоциональном дискомфорте, связанном с неудовлетворенностью межличностными отношениями из-за недоверия другим людям. Незначительное количество подростков (по 5 % в обеих группах) показали высокий уровень переживания одиночества, что, скорее всего, связано с индивидуальными особенностями респондентов (неуверенность в себе, завышенные требования к окружающим, идеализация партнера по общению).
Больше половины активных (64 %) и умеренных (52 %) пользователей имеют низкий уровень переживания одиночества, а 31 % активных и 22 % умеренных пользователей имеют средний уровень переживания одиночества. Эти данные мы можем проинтерпретировать таким образом: эти подростки дружелюбны и открыты для общения, а чувство одиночества возникает у них чаще всего в ситуации фрустрации их потребности в общении. Очень низкий уровень переживания одиночества в целом не характерен для нашей выборки: он выявлен только у 3 % умеренных пользователей социальных сетей и отсутствует у активных.
Психологические особенности локуса контроля мы исследовали при помощи методики Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда [21]. Результаты данной методики позволяют определить экстернальный (ниже 5,5 стена) или интернальный (выше 5,5 стена) локус контроля у подростков.
Как показали полученные данные, вне зависимости от уровня активности в социальных сетях для наших подростков в целом характерен экстернальный локус контроля по шкалам 1 (общая интернальность), 2 (интернальность в области достижений), 3 (интернальность в области неудач), 5 (интернальность в области формальных отношений). Это означает, что подростки, принявшие участие в нашем исследовании, связывают свои успехи и неудачи, а также общение в формальных группах (в классе) больше с внешними обстоятельствами, чем с собственными усилиями и способностями.
В то же время у умеренных пользователей социальных сетей выявлена интернальность в семейных отношениях (шкала 4), в межличностных отношениях (шкала 6) и в отношении
к здоровью (шкала 7). Это означает, что такие подростки связывают отношения с близкими людьми и свое здоровье с собственными усилиями, и воспринимают эти сферы жизни как подчиняющиеся контролю.
Для изучения стратегий самоутверждения личности мы применили опросник Е.П. Никитина и Н.Е. Харламенковой [21]. Опросник позволяет выявить предпочтительный способ организации личностью своей жизни в социуме: самоподавление, конструктивность и агрессивность.
Больше половины наших респондентов в обеих группах (64 % активных и 68 % умеренных пользователей) используют конструктивную стратегию самоутверждения. Такие подростки стремятся решать возникающие проблемы, стремятся к спонтанному проявлению своих способностей и творчеству. 29 % активных и 20 % умеренных пользователей социальных сетей применяют агрессивную стратегию самоутверждения либо в форме вербальной агрессии, либо в виде создания искусственных препятствий и связанных с ними состояний фрустрации у другого человека (скрывают важную информацию, подменяют ее вымышленной, используют эмоциональное давление или изоляцию партнера по общению). Стратегия самоподавления характерна для небольшого количества наших респондентов (8 % активных и 12 % умеренных пользователей): она проявляется в конформности по отношению к группе, ориентации на авторитет, сверхответственности. Таким людям сложно раскрыться, проявить себя в спонтанности и творчестве.
Проведенное исследование психологических особенностей активных пользователей социальных сетей позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Более половины активных пользователей социальных сетей имеют высокий уровень зависимости от Интернета: воспринимают виртуальную реальность как параллельное пространство, в котором они находят более привлекательные способы удовлетворения потребности в общении и ухода от имеющихся проблем, чем в реальной жизни. В сравнении с ними умеренные пользователи социальных сетей не имеют Интернет-зависимости, или она средняя.
2. Высокая зависимость от Интернета у активных пользователей социальных сетей проявляется в трудностях контроля времени пребывания online, что отрицательно сказывается на эмоциональном самочувствии таких подростков, их взаимоотношениях с родителями и школьных успехах.
3. Активные пользователи социальных сетей склонны завышать свою самооценку по параметрам характера, авторитета и внешности, а уровень притязаний - по способностям и характеру. Таким образом, активные online-пользователи имеют нереалистичные оценки себя и своих возможностей по личностным качествам. При этом подростки связывают свои успехи и неудачи, а также общение в формальных группах (в классе) больше с внешними обстоятельствами, чем с собственными усилиями и способностями.
4. Переживание одиночества в целом не характерно для активных пользователей социальных сетей, чувство одиночества возникает у них в ситуации недоступности общения, поэтому пребывание online можно рассматривать как компенсаторную функцию защиты от неприятного переживания одиночества.
5. Активные пользователи социальных сетей, так же как и умеренные, чаще используют конструктивную стратегию самоутверждения личности: они стремятся к спонтанности и творчеству в общении. Однако около трети активных пользователей социальных сетей применяют агрессивную стратегию самоутверждения, направленную на манипулирование мнениями и оценками других людей, вовлеченных в общение.
Библиографический список
1. Акимова А.И. Роль Интернета в процессе формирования социокультурной идентичности // Интернет - Культура - Этика: материалы VIII Международных Энгельмейеровских чтений. М., 2006.
2. Андреев И.В. Формирование психологической устойчивости студентов к негативному влиянию Интернет-технологий: дисс. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008.
3. Андреев И.В. Психология воздействия информационных технологий на личность // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7. М., 2012.
4 Бабошин А.К. Влияние культуры информационного общества на стадиальные трансформации личности: дисс. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2011.
5. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30.
6. Богров А.Г. Психологический феномен Интернет-аддикции. Волгоград, 2009.
7. Бурлаков И.В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр. М., 2000.
8. Бурова (Лоскутова) В.А. Результаты исследования Интернет-зависимости среди пользователей Рунета // Тезисы докладов 60-61-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых. Новосибирск, 2010.
9. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2.
10. Волков А.Н. Стратегии преодоления Интернет-зависимости в подростковой среде // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2008.
11. Духновский С.В. Шкала субъективного переживания одиночества. Ярославль, 2008.
12. ЕвстигнееваЮ.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: дисс. ... док. психол. наук. М., 2003.
13. Ефимова Т.В. Интернет как среда социализации современной личности // В мире научных открытий. 2013. № 5 (41).
14. Зубрилин A.A., Александрова Р.И. Эмигрировавшие в Интернет // Человек. 2012. № 4.
15. Иванов М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: дисс. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2005.
16. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М., 2013.
17. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: дисс. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.
18. МохначеваА.П. Социальные сети как феномен современности // Молодежь в меняющемся мире: актуальные проблемы и перспективы изучения. Материалы II всероссийской научно-практической конференции 24 марта 2011 г. / Под ред. Е.А. Дементьевой А.Д. Лашевкой Е.А. Полторак В.С. Харченко. Сост. В.С. Харченко. В 2-х частях. Часть вторая. Екатеринбург, 2011.
19. Проект Ю.Л., Богдановская И.М., Богдановская А.Б. Роль информационно-коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков текст // Психологическая наука и образование. 2013. № 6.
20. Римский В. Воздействие сети Интернет на социальную активность, формирование и развитие идентичностей // Вестник общественного мнения. 2015. № 1.
21. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2009.
22. Шипицин А.И. Феномен социальных сетей в современной культуре // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 3 (57).
Т.В. Костяк
кандидат психологических наук, доцент
преподаватель кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института E-mail: tatianakost@yandex.ru