Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
761
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ОСОЗНАННОСТЬ / РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ланина Надежда Владимировна

В статье обращается внимание на эмоционально-личностное развитие человека в современном мире и пути его гармонизации. Фокусом рассмотрения является тревожность. Раскрывается сущность, виды и причины тревожности как патологического состояния человека. Приводятся данные диагностики тревожности среди студентов. Предлагаются пути и методы профилактики и уменьшения тревоги через работу на уровне тела и психики в условиях педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL METHODS OF WORKING WITH STUDENTS' ANXIETY IN THE CONTEXT

The article draws attention to the emotional and personal development of a person in the modern world and the ways of its harmonization. The focus is on anxiety. The essence, types and causes of anxiety as a pathological state of a person are revealed. The data on diagnostics of anxiety among students are presented. The ways of prevention and reduction of anxiety through work at the level of the body and psyche in the conditions of pedagogical education are proposed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ранее действующей системы ценностей с целью формирования новой культуры через применение знаково-символического инструментария, позволяющего конструировать цивилизованное взаимодействие человека и общества.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

2. Горянова, Л.Н. К вопросу о символическом восприятии мудрости (на материале концептов мудрость и Wisdom) / Л.Н. Горянова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 2. - С. 161-164.

3. Карпова, Е.В. Символические образы правового восприятия пространства / Е.В. Карпова // Политика и общество. -2015. - № 6 (126). - С. 755-762.

4. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М. 1971. - 280 с.

5. Селезнева, А.В. Восприятие своей страны российской молодежью: ценностно-символический и политико-культурный аспекты / А.В. Селезнева, И.С. Палитай // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2019. - Т. 10. - № 2. -С. 123-135.

6. Скаврон, Е.А. Прямой и символический режимы восприятия / Е.А. Скаврон // Сборник статей по материалам XII-XIII международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». - 2018. - С. 69-72.

7. Соболева, М.В. Знаково-символический потенциал рекламного текста и его восприятие молодежной аудиторией / М.В. Соболева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 3-1. - С. 131-136.

8. Почебут, Л.Г. Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос). - СПб.: СпбГУ, 2002. - 176 с.

9. Хасанов, И.А. Время как объективно-субъективный феномен. - М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 328 с.

10. Potter, M.C., Wyble, B., Hagmann, C.E. et al. Detecting meaning in RSVP at 13 ms per picture. Atten Percept Psychophys 76, 270-279 (2014)

Психология

УДК 159.922

кандидат психологтческих наук, доцент Ланина Надежда Владимировна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обращается внимание на эмоционально-личностное развитие человека в современном мире и пути его гармонизации. Фокусом рассмотрения является тревожность. Раскрывается сущность, виды и причины тревожности как патологического состояния человека. Приводятся данные диагностики тревожности среди студентов. Предлагаются пути и методы профилактики и уменьшения тревоги через работу на уровне тела и психики в условиях педагогического образования.

Ключевые слова: тревожность, осознанность, регуляция эмоций и чувств, воспитание, образование.

Annotation. The article draws attention to the emotional and personal development of a person in the modern world and the ways of its harmonization. The focus is on anxiety. The essence, types and causes of anxiety as a pathological state of a person are revealed. The data on diagnostics of anxiety among students are presented. The ways of prevention and reduction of anxiety through work at the level of the body and psyche in the conditions of pedagogical education are proposed.

Keywords: anxiety, awareness, regulation of emotions and feelings, upbringing, education.

Введение. Непременными спутниками жизни современного человека являются длительное стрессовое напряжение, повышенная тревожность и беспокойство. Это обусловлено целым рядом социальных, политических, экономических причин. Сложность современной действительности и неопределенность завтрашнего дня усугубились процессом пандемии, опытом карантина, самоизоляции и угрозами здоровью и жизни для многих людей. Постоянная мобилизация и готовность реагировать на изменения и угрозы со стороны общества сопровождаются неоптимальным расходом психофизических ресурсов человека.

Данная ситуация дополнительно актуализирует проблему развития способностей регулировать свое психофизиологическое состояние, чувства, эмоции, стрессовое психическое напряжение. Такая задача полностью соответствует стратегии общества в направлении развития такой важной характеристики сознания человека, как принятие неопределенности жизни в качестве нормы жизни. Сегодня важно научиться жить в комфортном психическом состоянии, даже находясь в дискомфортных и турбулентных условиях.

Значимость проблемы стабилизации эмоционально-личностного развития человека, формирования навыков регуляции чувств и эмоций в структуре эмоционального интеллекта касается практически каждого человека. Известно, что негативные явления тревожных переживаний особенно касаются успешных людей и тех, кто активно стремится к социально значимому успеху. Чрезмерные опасения за неэффективность собственных стратегий становятся причинами психических перегрузок и ошибочных решений. Отдельной категорией рассмотрения является студенческая молодежь, проживающая важный этап профессионального и личностного становления. Период обучения в Вузе является важным этапом и ресурсом для оптимизации эмоционально-личностного развития путем эффективного использования методов и технологий обучения в данном направлении. Особенно важно это для будущих педагогов, деятельность которых требует достаточного уровня стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности.

Целью настоящей статьи является рассмотрение особенностей проживания тревожности в современных условиях среди студентов, а также путей профилактики и коррекции тревоги в условиях педагогического образования.

Изложение основного материала статьи. Тревожность как состояние и как черту личности изучали многие отечественные и зарубежные исследователи: Х. Айзенк, К. Хорни, Р.Л. Астахов, Ю.Л. Ханин, А.М. Прихожан, О.Г. Мельниченко, А. Янов и др. Под тревожностью понимается склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей. Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [4].

Тревоге приписывают как негативные, так и позитивные функции. К позитивным функциям относят сигнальную, информационную, мобилизующую функции. Это полезная тревога, необходимая для эффективного приспособления к реальности. Патологически же высокая тревожность имеет ряд негативных последствий. Доказано, что она приводит к

понижению продуктивности поведения, изменениям на психофизиологическом, биохимическом уровнях, приводит к психосоматическим заболеваниям [5].

Среди факторов возникновения тревоги выделяют как биологические, так и социально-психологические факторы. В контексте влияния последнего фактора тревожность трактуется как выученная реакция или сформированный динамический стереотип на фоне накопления длительно действующих негативных переживаний и выступает уже как черта личности и психологическая защита. И если эмоции являются врожденными инстинктами, направленными на выживание, то тревога -это приобретенное образование в ходе социализации и воспитания [2], [3], [5], [6].

Психологический механизм воспитания заключается в воздействии преимущественно на эмоциональную и мотивационную сферу через создание определенных условий. Однако, зачастую такое воздействие сводится к систематическому использованию страха, вины, жалости как рычагов привития ребенку искусственных социально одобряемых шаблонов поведения. В результате с возрастом формируется невротическая личность, которая лишена спонтанности проявления естественных реакций и творчества. Механизмами регуляции поведения становятся страх, стыд или чувство вины. Тревога - это следствие подавления эмоций и чувств или сопротивления им, это сложное иррациональное образование, которая включает в себя страх, стыд, вину, гнев. В силу такой сложности строения тревога связана с такими негативными эмоциями и состояниями, как депрессия, навязчивые мысли. Тревожные расстройства могут привести к таким проблемам, как фобии; панические атаки в виде резких всплесков сильного страха или ужаса, сопровождаемые сильными физическими ощущениями; посттравматические стрессовые расстройства и др.

По данным опроса многие люди справляется с тревогой такими способами, как успокаивающие средства или лекарства (38%), попытками себя чем-то занять (31%), заеданием (26%), отвлечением на приятное (5%) [1]. Данные нашего опроса студентов показывают, что практически никто не использует даже такой способ саморегуляции, как метод аутогенной тренировки, хотя теоретически все про него знают.

Обусловленный социализацией постоянный контроль со стороны ума человека в связи с опасениями негативных внешних оценок подавляет чувственную сферу, что приводит к отсутствию осознания и регуляции эмоций и чувств. Тогда как только через развитие осознанности возможно гармоничное эмоциональное личностное развитие. Под осознанностью мы понимаем способность распознавать и выражать не только мысли, но и свои телесные ощущения, чувства в каждый настоящий момент. Только через осознанное выражение эмоций и чувств возможна позитивная трансформация личности и развитие ее зрелости [1].

Исследуя состояние тревожности среди студентов ВГПУ, нами были получены следующие результаты. Использование методики «Определение уровня тревожности» (Ч. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) среди студентов 1 курса ф-та иностранных языков ВГПУ показало, что ситуативная тревожность имеет умеренный уровень выраженности - 42,3 баллов Анализ данных личностной тревожности показал высокую личностную тревожность у студентов - 47,03 балла. (Ориентировочные оценка тревожности: до 30 баллов - низкая; 31-44 балла - умеренная; 45 и более - высокая тревожность). При этом высокий уровень ситуативной тревожности выявлен у 37%, студентов, а личностной тревожности - у 51% опрошенных. По данным опроса студентов больше всего у них вызывают тревогу и беспокойство ситуации, в которых они боятся не соответствовать мнению окружающих, а также опасения за благополучие и здоровье близких людей.

Такие показатели свидетельствуют о необходимости проведения комплексной психолого-педагогической помощи среди студентов в условиях образования. В условиях усиления практической составляющей в педагогическом образовании актуальным является адекватное содержательное наполнение практических занятий по психологии, особенно в структуре педагогической практики на протяжении всего процесса обучения. В системе дополнительного образования эффективны и востребованы групповые тренинги, специальные курсы. При этом важно учитывать механизмы и разные факторы развития тревожности, используя как телесные, так и психологические ресурсы личности студентов.

Следует отметить, что при организации работы со студентами в направлении развития навыков эмоциональной саморегуляции важно исходить из того, что:

1) Тревожность - это выученная реакция в ходе воспитания как формы социализации. Это дает возможность работать с ней через создание новых нейронных связей и перестройку старого динамического стереотипа.

2) Тревожность, как и любое эмоциональное переживание тесно связано с психофизиологией человека и состоянием тела, с инстинктами. Работа с тревожностью успешно проводится через работу с психофизиологическими телесными характеристиками.

3) Тревожность тесно связана с мыслями, установками и убеждениями. Они либо запускают, либо устраняют тревогу. Перевод иррациональных мыслей и убеждений в рациональные является фактором оптимизации эмоционального состояния.

4) Тревожность запускает целый ряд дополнительных эмоций, которые человек зачастую не дифференцирует (в частности, гнев, грусть, удивление, отвращение, стыд и другие эмоции). Осознанная работа в данном направлении способствует регуляции негативных эмоций и чувств.

5) Тревожность влияет на поведение, и в случае чрезмерной выраженности:

- может запускать целый ряд навязчивых привычек (грызть ногти, теребить волосы и т.п.);

- может способствовать таким деструктивным стилям поведения, как избегание, побег, отвлечение на приятное, попытки получить власть или защитить себя через агрессию, выражение гнева, собственное превосходство или запугивание других [4].

Таким образом, с развитием умений и навыков регуляции тревоги также станут успешнее поведение и общение человека в целом. Кроме того, такое понимание тревожности позволяет выстраивать многоуровневый и системный подход в работе по формированию навыков оптимизации тревожного эмоционального состояния.

Поскольку требования современной жизни значительно превышают врожденные способности человека к управлению своим психоэмоциональным состоянием и поведением, сегодня в направлении развития эмоционального интеллекта используются разные подходы и технологии. Чаще выделяют следующие подходы к тревожности:

1. Психодинамический подход, согласно которому тревожность является следствием внутренних конфликтов, мотивов, неосознаваемых слоев психики. Согласно данному подходу работа с тревожностью предполагает работу с бессознательным.

2. Гуманистический подход причины тревожности усматривает в ошибочной Я-концепции человека, негативном самовосприятии личности и работает в направлении обогащения внутренних ресурсов.

3. Бихевиористский подход делает акцент на поведение, эффекты научения и обусловливания.

4. Когнитивный подход ведущим фактором тревожности считает искаженное мышление, которое приводит к преувеличению неудач, угроз, опасений.

Данные точки зрения на возникновение тревожности предполагают соответствующие методы психологической помощи и вполне могут комбинироваться. Достаточно популярной в направлении регуляции эмоций считается когнитивно-поведенческая модель, в число методов которой входят психомышечная релаксация; мысленная репетиция; психотренинг

волевого внимания; медитации и др. Характерна опора на сенсорные ощущения разной модальности, процессы визуализации. Опираясь на описанный опыт сторонников данной модели, мы также признаем ее эффективность и активно применяем на тренинговых занятиях со студентами наряду с другими технологиями, например, с гештальт-подходом. При этом особенно важными блоками тренинговой работы считаем:

- информационный блок, направленный на расширение и углубление знаний студентов о психологии, функциях и механизмах тревожности;

- психодиагностический блок, позволяющий познавать собственные особенности и ресурсы эмоционального состояния и поведения;

- психопрофилактический и психокоррекционный блоки, непосредственно способствующие развитию способности к саморегуляции эмоциональным состоянием и поведением.

Поскольку тревожность имеет разные уровни проявления, а именно: физиологический, когнитивный, психологический, эмоциональный, поведенческий, - важно учитывать все ее уровни. Программа нашего тренинга включает использование методов работы с телом и физическими состояниями в комплексной работе с тревогой; использование метафор и образов как средств расширения осознанного управления эмоциями; работу с иррациональными убеждениями и установками; формирование адекватных моделей поведения на основе осознанного принятия эмоций, работу с осознанием чувств в ходе общения как средства эффективного общения.

Рассматривая многообразие методов управления эмоциями, А. Алешина, С. Шабанов [8] рассматривают данный процесс по разным критериям. Во-первых, регуляция эмоциями может быть направлена на А) Снижение интенсивности «негативной эмоции», б) Усиление позитивной эмоции. Во-вторых, управление эмоциями может иметь реактивный характер (работу с реальной эмоцией) и проективный (работа вне конкретной ситуации). Все многообразие техник управления эмоциями они разделяют на телесные (дыхательные техники, физическая активность, релаксация и другие) и ментальные (вербализация чувств, записывание эмоций, рефрейминг и т.д.).

Важно подчеркнуть, что сердцевиной тренинговой работы с нашей точки зрения является развитие осознанности как платформы для развития эмоционального интеллекта. Осознанность как особенный способ обращения внимания включает в себя целенаправленное обращение внимания на все внутренние переживания, мысли, чувства, физические ощущения, а также на то, что происходит вокруг нас в настоящий момент [4, С. 112]. Такое внимание работает по таким принципам, как безоценочное принятие (чувств, эмоций, мыслей); принятие ответственности за собственные чувства или мысли без перекладывания ее на внешние факторы и обстоятельства; обращенность в настоящий момент. Данные принципы приводят к развитию самосострадания и сострадания к другим, к росту самопонимания и понимания других, повышению уверенности поведения, творческого мировосприятия.

Эмоциональное здоровье подразумевает способность адекватно проживать эмоции, не сопротивляясь им, поскольку подавленные эмоции приводят к нервно-психическому напряжению, обеднению эмоциональной сферы и деструктивности взаимодействия с миром.

Выводы. Учитывая особенности тревожности и факторы ее возникновения, важно в условиях педагогического образования создавать условия для профилактики и снятия болезненной тревожности у будущих педагогов, вооружать их психолого-педагогическими средствами оптимизации и регуляции эмоциональной сферы школьников в процессе учебно-воспитательного процесса. Тренинговые технологии позволяют комплексно и творчески организовывать процесс развития навыков регуляции эмоций, чувств и поведения у студентов в условиях обучения в Вузе. Практика применения такого опыта демонстрирует его эффективность, что обнаруживается как в заинтересованности и востребованности такой работы среди студентов, так и в повышении их эмоционального здоровья и конструктивности поведения.

Литература:

1. Леви Э. Практика управления эмоциями. Первая книга тренинга. - М., «Пера», 2020. - 192 с.

2. Ланина Н.В. Психологические проблемы развития осознанности современного человека // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2015. - №1(266). - С. 247-250.

3. Мэй Р. Смысл тревоги / Пер. с англ. М.И. Завалова, А.Ю. Сибуриной. - М.: Класс, 2001. - 379 с.

4. Орсильо С., Ремер Л. Осознанность или тревога. Перестань беспокоиться и верни себе жизнь / Пер. с англ. - Х.: изд-во «Гуманитарный центр», 2016. - 364 с.

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: НПО «МОДЕК», 2007. - 304 с.

6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Москва, 2008. - 168 с.

7. Хабирова Е.Р. Тревожность и ее последствия // Ананьевские чтения-2003. - СПб., 2003. - С. 301-302.

8. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика. - М.: 2016. - 432 с.

9. Spielberger C. Assessment of emotional states and personality traits: measuring psychological vital signs // European Psychologist. - 2006. - Vol. 11(4). - P. 297-303.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Малышева Ольга Александровна

Федеральное казенное образовательное учреждение «Вологодский институт права и экономики» Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда); доктор психологических наук, доцент Малышев Константин Борисович

Федеральное казенное образовательное учреждение «Вологодский институт права и экономики» Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда)

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ В ОБЩЕНИИ

Аннотация. Вопросы моделирования психологической информации в области общения стали очень актуальны в настоящее время. Люди не могут обходиться без общения, оно присутствует в любой деятельности. Личность человека формируется в процессе общения, оно помогает организовать совместную работу, построить личную жизнь. В данной статье показана технология применения системно-базисного подхода для анализа эго-состояний личности, проявляющихся в разных ситуациях общения студентов. Показан алгоритм создания диагностического инструментария по измерению эго-состояний личности и обоснование валидизации авторской методики, выделены особенности проявлений эго-состояний в общении в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.