Научная статья на тему 'СИМВОЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК МЕХАНИЗМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

СИМВОЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК МЕХАНИЗМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАК / СИМВОЛ / ВОСПРИЯТИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кривцов Валерий Михайлович

Целью настоящего исследования являлось выявление возможности информационного воздействия на современную молодежь с учетом их особенностей символического восприятия реальной действительности, объективно-субъективного мира, который имеет человек в непосредственном восприятии. В ходе исследования были использованы методы, соответствующие заявленной цели и обеспечивающие высокую степень достоверности полученных результатов: теоретический анализ и дедукция данных, представленных в научно-информационных источниках в рамках темы настоящего исследования. Глубокий анализ позволил установить возможность и действенность применения знаково-символического инструментария транслируемой молодежи информации с целью достижения заданных параметров в их обучении и воспитании. Выявленные особенности символического восприятия в молодежной среде послужили основанием для выдвижения гипотезы, согласно которой знание основ и принципов исследуемого феномена позволит улучшить качество коммуникативных взаимодействий, выступив в роли действенного инструмента социализации личности, позволяющего существенно улучшить процесс освоения ею ценностных норм присущих социуму. Результаты исследований многих ученых позволили научно обосновать и подтвердить сформулированную гипотезу, а также сделать вывод о том, что возможности знаково-символического инструмента информации следует использовать с целью преодоления лабильности сознания, характерной для представителей молодежной среды, препятствующей формированию устойчивых представлений о ценностях морали, этики и нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кривцов Валерий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLISTIC PERCEPTION AS A MECHANISM OF TARGETED INTERACTION IN THE YOUTH ENVIRONMENT

The purpose of this study was to identify the possibility of information impact on modern youth, taking into account their characteristics of symbolic perception of reality, the objective-subjective world that a person has in direct perception. In the course of the study, methods were used that correspond to the stated goal and provide a high degree of reliability of the results obtained: theoretical analysis and deduction of data presented in scientific information sources within the framework of the topic of this study. A deep analysis made it possible to establish the possibility and effectiveness of the use of sign-symbolic tools of information transmitted to young people in order to achieve the specified parameters in their education and upbringing. The revealed features of symbolic perception in the youth environment served as the basis for the hypothesis that knowledge of the foundations and principles of the phenomenon under study will improve the quality of communicative interactions, acting as an effective tool for the socialization of the individual, which will significantly improve the process of mastering the value norms inherent in society. The research results of many scientists have made it possible to scientifically substantiate and confirm the formulated hypothesis, as well as to conclude that the possibilities of a sign-symbolic information tool should be used in order to overcome the lability of consciousness characteristic of representatives of the youth environment, which prevents the formation of stable ideas about the values of morality, ethics and morality.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК МЕХАНИЗМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

Психология

УДК 159.99

аспирант Кривцов Валерий Михайлович

Астраханский государственный университет (г. Астрахань)

СИМВОЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК МЕХАНИЗМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В

МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Целью настоящего исследования являлось выявление возможности информационного воздействия на современную молодежь с учетом их особенностей символического восприятия реальной действительности, объективно-субъективного мира, который имеет человек в непосредственном восприятии. В ходе исследования были использованы методы, соответствующие заявленной цели и обеспечивающие высокую степень достоверности полученных результатов: теоретический анализ и дедукция данных, представленных в научно-информационных источниках в рамках темы настоящего исследования. Глубокий анализ позволил установить возможность и действенность применения знаково-символического инструментария транслируемой молодежи информации с целью достижения заданных параметров в их обучении и воспитании. Выявленные особенности символического восприятия в молодежной среде послужили основанием для выдвижения гипотезы, согласно которой знание основ и принципов исследуемого феномена позволит улучшить качество коммуникативных взаимодействий, выступив в роли действенного инструмента социализации личности, позволяющего существенно улучшить процесс освоения ею ценностных норм присущих социуму. Результаты исследований многих ученых позволили научно обосновать и подтвердить сформулированную гипотезу, а также сделать вывод о том, что возможности знаково-символического инструмента информации следует использовать с целью преодоления лабильности сознания, характерной для представителей молодежной среды, препятствующей формированию устойчивых представлений о ценностях морали, этики и нравственности.

Ключевые слова: знак, символ, восприятие, информация, коммуникация, ценности, нравственность, знаково-символический инструментарий.

Annotation. The purpose of this study was to identify the possibility of information impact on modern youth, taking into account their characteristics of symbolic perception of reality, the objective-subjective world that a person has in direct perception. In the course of the study, methods were used that correspond to the stated goal and provide a high degree of reliability of the results obtained: theoretical analysis and deduction of data presented in scientific information sources within the framework of the topic of this study. A deep analysis made it possible to establish the possibility and effectiveness of the use of sign-symbolic tools of information transmitted to young people in order to achieve the specified parameters in their education and upbringing. The revealed features of symbolic perception in the youth environment served as the basis for the hypothesis that knowledge of the foundations and principles of the phenomenon under study will improve the quality of communicative interactions, acting as an effective tool for the socialization of the individual, which will significantly improve the process of mastering the value norms inherent in society. The research results of many scientists have made it possible to scientifically substantiate and confirm the formulated hypothesis, as well as to conclude that the possibilities of a sign-symbolic information tool should be used in order to overcome the lability of consciousness characteristic of representatives of the youth environment, which prevents the formation of stable ideas about the values of morality, ethics and morality.

Keywords: sign, symbol, perception, information, communication, values, morality, sign-symbolic tools.

Введение. Информация на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест в коммуникативном пространстве общества, выступая в качестве неотъемлемой составной частью его культуры. Таким образом, информацию, транслируемую посредством коммуникативных средств, можно рассматривать как важным компонентом современной культуры, представленной в виде текстовой структуры и коммуникативной модели. Обращение представителей различных областей знаний к исследованиям возможностей научно обоснованного использования информации в рамках массовой культуры объясняется высоким потенциалом информации через знаково-символическое представление оказывать влияние на культурологическом, социальном и психологическом уровнях эмоциональной и рациональной сфер социально незащищенных категорий населения - молодежь.

Целью настоящего исследования стало выявление возможностей воздействий информацией на представителей современной молодежи с учетом их особенностей символического восприятия реальной действительности, объективно-субъективного мира, который имеет человек в непосредственном восприятии [9, С. 328].

Методы исследования включали в себя анализ и дедукцию результатов исследований, представленных в научно-информационных источниках в рамках цели настоящей работы.

Изложение основного материала статьи. Первоначально, следует акцентировать внимание на возможностях передачи информации путем использования вербальных (аудиальные знаки) и невербальных (визуальные знаки) средств, в совокупности обеспечивающих целостность и связность семиотического образования, за счёт чего достигается высокий уровень коммуникативного эффекта [6, С. 71].

Получатель информации, увлекаемый на эмоциональном уровне посредством невербальных средств знаково-символического характера путем идентификации близких ему чувств и проявлений, способен актуализировать уникальный смысл информационного сообщения, в последствии дополнив его использованием аудиальных знаков [7, С. 133]. Ярким подтверждением сказанному являются древние свидетельства демонстративной изобразительности, которая также характеризуется знаково-символическими основами, преобладающими в коммуникативной практике конкретного исторического периода становления общества. Таким образом, в качестве фундамента символического восприятия информации человеком выступает сложносоставной визуальный знак, изменение кодов которой при получении информации позволяет интерпретировать смысловую нагрузку коммуникативного взаимодействия. Сложносоставная часть визуального знака, как и любого не визуального объекта символистического восприятия, несет в себе не только его индивидуально-личностную оценку, но и восприятие его как социокультурного объекта, которое, в свою очередь, формируется окружением личности, составляет основу его восприятия, предоставленную обществом своим сложившимся культурным наследием.

В качестве основной особенности восприятия человека следует назвать большую степень его доверия к визуальной информации, ценность которой превосходит значимость аудиальных знаков, особенно, по мнению ряда отечественных ученых (Л.Н. Горянова, Е.В. Карпова, А.В. Селезнева), у молодежи. Опираясь на вышесказанное, можно заключить об актуальности и необходимости рассмотрения действенного использования символистического восприятия в молодежной среде.

Исследованиями зарубежных ученых отмечена важная техническая часть восприятия информации, а именно: в результате проведенных исследований нейробиологами (Potter, M.C., Wyble, B., Hagmann, C.E.) Массачусетского технологического института установлен нижний порог времени, в течение которого необходимо проецировать изображение человеку, чтобы мозг сумел извлечь из него смысловую составляющую. Полученный показатель равен 13 миллисекундам [10, С. 277].

В ходе трансляции информации при совершении коммуникативного акта используются знаки и символы, которые несмотря на наличие «родственных» характеристик, обладают рядом отличительных особенностей: знак характеризуется в большей степени однозначность восприятия, что увеличивает степень конструктивности его использования; символ -многозначен содержателен, заключая в себе обобщенный принцип, предполагающий возможность его дальнейшего развертывания смыслового содержания с одновременным ростом эмоционального и ценностного насыщения. Сказанное позволяет предположить о возможности применения символов (визуальных знаков) в формировании идентичности представителей молодежной среды, образуя общность конкретных групп людей, субкультур и т.д.

Каждый символ включает в себя две составляющие - символизирующее (предметный образ) и символизируемое (глубинный смысл), где собственное представление символа являет собой образ, который своим проявлением заставляет человека проецировать свой опыт, познания и накопленный культурный багаж на осознание значения этого символа в рамках его социокультурной парадигмы.

Каждая целевая группа коммуникаторов (целевая аудитория) подвержена влиянию определенной системе символов, привязанных к иерархической конструкции ценностной системы посредством совокупности символов «одного рода». Сказанное позволяет сделать вывод о возможности оказания целенаправленного информационного воздействия с целью активизации подсознания и формирования осознанной потребности в реализации своего опыта. В данном случае, путем применения символов возможно усилить воздействие на реципиента информации через его эмоционально-чувственную сферу, достигнув заданных параметров в стимулировании выбора определенного поведенческого шаблона, в полной мере соответствующих социально-нравственным критериям.

Выше отмеченное позволяет предположить возможность применения символистического восприятия в молодежной среде с целью удовлетворения потребностей, доминирующих в конкретной социальной группе, а также для принятия новой информации реципиентом. В данном случае важным, на наш взгляд, будет являться необходимость сопоставления используемых для трансляции информации знаков, символов и ситуаций наиболее актуальным ценностям конкретной целевой аудитории. При этом, в ходе планирования и непосредственной организации исследуемого коммуникативного явления, следует отслеживать характер соотношений объективно-информативного блока транслируемой информации и создаваемой ею симулятивного образа реальности [2, С. 163]. Знаково-символический потенциал информации и её восприятие, способны оказать существенное воздействие через эмоционально-суггестивные манипуляции, формирующие у представителей молодежной среды желание к приобретению новых ценностей, трансформируя формы общественного сознания, модифицируя их потребности. Представленный механизм позволяет выстроить целостную систему взаимодействий, посредством которых достигается единство всеобщего (социально значимого) и единичного (индивидуального) в современных условиях жизнедеятельности общества, формируя образ и стиль жизни молодежи. В подтверждение высказанному предположению можно привести мнение Е.В. Карпова, согласно которому стиль жизни определяет логически непротиворечивую структуру стимулов к действию, целенаправленно формируя конкретные ценностные ориентации, нормы поведения и устойчивые образы [3, С. 176].

Молодежь, как одна из целевых аудиторий с определенными возрастными рамками, на этапе разнообразных модификационных процессов в развитии российского общества в большей степени подвержена трансформации ценностей, что определяет значимость включения знаково-символического инструмента информации в процесс обучения и воспитания с целью преодоления дифференциаций ценностной системы восприятия себя и окружающего мира. Указанная дифференциация обусловлена несколькими причинами, среди которых нами выделены следующие: 1) большим возрастным диапазоном групп, причисляемых к молодежи; 2) разницу в образцах сознания, потребностях, интересах, а значит и ценностях; 3) различия в социальном статусе представителей молодежной среды; 4) объективная изменчивость потребностей.

Преодоление вышеперечисленного, способного стать препятствием на пути формирования заданных обществом параметров жизнедеятельности представителей молодежной среды, может быть осуществлено через непосредственное использование в практике обучения и воспитания разных групп молодежи общего знаменателя, посредством которого возможно построение результативных коммуникационных действий. архитектонику общего знаменателя составляют: 1) стиль поведения, определяющий молодежь как гомогенную группу; 2) склонность к крайностям в проявлениях (поведении, оценки, отражении, восприятии и т.д.); 3) интерес и готовность к овладению новыми технологиями и инновациями.

Выводы. Резюмируя осуществленную в рамках темы исследования работу, можно сделать ряд выводов, практическая значимость которых обусловлена современными реалиями, сложившимися в молодежной среде под воздействиями информационных воздействий и достижений, определяющих современный образ представителей рассматриваемой возрастной группы. В большей степени, возможности знаково-символического инструмента информации следует использовать с целью преодоления лабильности сознания, характерной для представителей молодежной среды, препятствующей формированию устойчивых представлений о ценностях морали, этики и нравственности. Каждая из названных систем причисляется к открытым, что позволяет предопределить возможность возникновения достаточно бурных реакций, зависящих от яркости представляемого образа, способных увести представителей молодежной среды от ценностных ориентиров, заданных обществом.

В качестве основы механизма целенаправленного воздействия следует рассматривать особенности символического восприятия, которое при возможном отсутствии структуры и логики, способно доносить заданный смысловой контент до потребителя информации. Многими исследователями, представителями различных научных знаний и направлений, подчеркивается положительный воздействующий эффект от транслируемой информации, представленной в форме информационно-семиотической технологической модели. Разнообразие применяемых в коммуникативной практике взаимодействий моделей способно существенно обогатить ассоциативно-образный потенциал практически любой транслируемой информации, тем самым оказывая влияние на все сферы жизнедеятельности социальной системы в целом и молодежную среду в частности.

Знание основ и принципов символического восприятия представителей молодежной среды позволит улучшить качество коммуникативных взаимодействий, выступив в роли действенного инструмента социализации личности, позволяющего существенно улучшить процесс освоения ею ценностных норм присущих конкретному социуму. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования особенно актуальны в достаточно сложных трансформационных условиях

ранее действующей системы ценностей с целью формирования новой культуры через применение знаково-символического инструментария, позволяющего конструировать цивилизованное взаимодействие человека и общества.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

2. Горянова, Л.Н. К вопросу о символическом восприятии мудрости (на материале концептов мудрость и Wisdom) / Л.Н. Горянова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 2. - С. 161-164.

3. Карпова, Е.В. Символические образы правового восприятия пространства / Е.В. Карпова // Политика и общество. -2015. - № 6 (126). - С. 755-762.

4. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М. 1971. - 280 с.

5. Селезнева, А.В. Восприятие своей страны российской молодежью: ценностно-символический и политико-культурный аспекты / А.В. Селезнева, И.С. Палитай // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2019. - Т. 10. - № 2. -С. 123-135.

6. Скаврон, Е.А. Прямой и символический режимы восприятия / Е.А. Скаврон // Сборник статей по материалам XII-XIII международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». - 2018. - С. 69-72.

7. Соболева, М.В. Знаково-символический потенциал рекламного текста и его восприятие молодежной аудиторией / М.В. Соболева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 3-1. - С. 131-136.

8. Почебут, Л.Г. Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос). - СПб.: СпбГУ, 2002. - 176 с.

9. Хасанов, И.А. Время как объективно-субъективный феномен. - М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 328 с.

10. Potter, M.C., Wyble, B., Hagmann, C.E. et al. Detecting meaning in RSVP at 13 ms per picture. Atten Percept Psychophys 76, 270-279 (2014)

Психология

УДК 159.922

кандидат психологтческих наук, доцент Ланина Надежда Владимировна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обращается внимание на эмоционально-личностное развитие человека в современном мире и пути его гармонизации. Фокусом рассмотрения является тревожность. Раскрывается сущность, виды и причины тревожности как патологического состояния человека. Приводятся данные диагностики тревожности среди студентов. Предлагаются пути и методы профилактики и уменьшения тревоги через работу на уровне тела и психики в условиях педагогического образования.

Ключевые слова: тревожность, осознанность, регуляция эмоций и чувств, воспитание, образование.

Annotation. The article draws attention to the emotional and personal development of a person in the modern world and the ways of its harmonization. The focus is on anxiety. The essence, types and causes of anxiety as a pathological state of a person are revealed. The data on diagnostics of anxiety among students are presented. The ways of prevention and reduction of anxiety through work at the level of the body and psyche in the conditions of pedagogical education are proposed.

Keywords: anxiety, awareness, regulation of emotions and feelings, upbringing, education.

Введение. Непременными спутниками жизни современного человека являются длительное стрессовое напряжение, повышенная тревожность и беспокойство. Это обусловлено целым рядом социальных, политических, экономических причин. Сложность современной действительности и неопределенность завтрашнего дня усугубились процессом пандемии, опытом карантина, самоизоляции и угрозами здоровью и жизни для многих людей. Постоянная мобилизация и готовность реагировать на изменения и угрозы со стороны общества сопровождаются неоптимальным расходом психофизических ресурсов человека.

Данная ситуация дополнительно актуализирует проблему развития способностей регулировать свое психофизиологическое состояние, чувства, эмоции, стрессовое психическое напряжение. Такая задача полностью соответствует стратегии общества в направлении развития такой важной характеристики сознания человека, как принятие неопределенности жизни в качестве нормы жизни. Сегодня важно научиться жить в комфортном психическом состоянии, даже находясь в дискомфортных и турбулентных условиях.

Значимость проблемы стабилизации эмоционально-личностного развития человека, формирования навыков регуляции чувств и эмоций в структуре эмоционального интеллекта касается практически каждого человека. Известно, что негативные явления тревожных переживаний особенно касаются успешных людей и тех, кто активно стремится к социально значимому успеху. Чрезмерные опасения за неэффективность собственных стратегий становятся причинами психических перегрузок и ошибочных решений. Отдельной категорией рассмотрения является студенческая молодежь, проживающая важный этап профессионального и личностного становления. Период обучения в Вузе является важным этапом и ресурсом для оптимизации эмоционально-личностного развития путем эффективного использования методов и технологий обучения в данном направлении. Особенно важно это для будущих педагогов, деятельность которых требует достаточного уровня стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности.

Целью настоящей статьи является рассмотрение особенностей проживания тревожности в современных условиях среди студентов, а также путей профилактики и коррекции тревоги в условиях педагогического образования.

Изложение основного материала статьи. Тревожность как состояние и как черту личности изучали многие отечественные и зарубежные исследователи: Х. Айзенк, К. Хорни, Р.Л. Астахов, Ю.Л. Ханин, А.М. Прихожан, О.Г. Мельниченко, А. Янов и др. Под тревожностью понимается склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей. Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [4].

Тревоге приписывают как негативные, так и позитивные функции. К позитивным функциям относят сигнальную, информационную, мобилизующую функции. Это полезная тревога, необходимая для эффективного приспособления к реальности. Патологически же высокая тревожность имеет ряд негативных последствий. Доказано, что она приводит к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.