Научная статья на тему 'Психологические механизмы обеспечения безопасности личности в экстремальных условиях'

Психологические механизмы обеспечения безопасности личности в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
449
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / EXTREME SITUATION / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / MENTAL STATE / КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ / COPING MECHANISMS / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / COPING BEHAVIOR / ЖИЗНЕННЫЕ РЕСУРСЫ / VITAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева Н.И.

В статье поднимается проблема формирования совладающего поведения личности в экстремальной ситуации. Автор опирается на современные подходы и исследования, затрагивает проблему жизненных ресурсов личности, показывает их индивидуальные особенности. Жизненные ресурсы можно рассматривать как источник внутренних сил человека, позволяющих ему справиться с необычными жизненными ситуациями, стрессовыми факторами, трудностями внутреннего и внешнего плана, разобраться в проблемах и принять правильное решение, добиться успеха, самоактуализироваться. Автором выделены основные группы личностных ресурсов: мировоззрение и верования человека, сила духа; интеллект, креативность, интерес к миру; системы навыков, умений и знаний; энергетический ресурс, включающий физическое и психическое здоровье; свойства личности, направленные на противостояние разрушительным воздействиям (жизнестойкость, целеустремлённость, оптимизм, локус контроля и т. п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF SAFETY OF A PERSON IN EXTREME CONDITIONS

The work raises a problem of how to form coping behavior of a person in an extreme situation. The author uses contemporary approaches in the research of the stated problem, studies the vital resources of a person, showing his individual characteristics. Life resources of a personality are abilities and personal qualities that help to overcome a difficult situation successfully. Vital resources can be seen as a source of inner strength of the man, enable him to cope with unusual situations, stress factors, difficulties of an internal and external plan, to sort out the issues and make the right decision, to succeed, to realize yourself. The author identified the main groups of personal resources: worldview and beliefs of a person, power of the spirit; intellect, creativity, interest in the world; a system of skills, abilities and knowledge; energy resources, including physical and mental health, the endurance of a person, his temperamental features; personality traits, aimed at countering the devastating impacts (resilience, determination, optimism, locus of control).

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы обеспечения безопасности личности в экстремальных условиях»

3. Golovaha E.I., Kronik A.A. Psihologicheskoe vremya lichnosti. Kiev, 1994.

4. Lyusova O.V., Timasheva L.V. Vozrastnye aspekty samosoznaniya cheloveka v krizisnye periody vzrosleniya. Fundamental'nye issledovaniya. 2015; 2-7: 1518 - 1521.

5. Solyankina L.E., Yaschenko R.V. http://elibrary.ru/item.asp?id=25361429 MaterialyIII-ejMezhdunarodnoj, nauchno-prakticheskojkonferencii. Voronezh, 2015.

6. Nutten J. Future time. Perspective and Motivation. 1985.

Статья поступила в редакцию 12.05.16

УДК 159.9

Medvedeva N.I., Doctor of Psychology, Professor, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol,

Russia), Е-mail: nigstav@mail.ru

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF SAFETY OF A PERSON IN EXTREME CONDITIONS. The work raises a problem of how to form coping behavior of a person in an extreme situation. The author uses contemporary approaches in the research of the stated problem, studies the vital resources of a person, showing his individual characteristics. Life resources of a personality are abilities and personal qualities that help to overcome a difficult situation successfully. Vital resources can be seen as a source of inner strength of the man, enable him to cope with unusual situations, stress factors, difficulties of an internal and external plan, to sort out the issues and make the right decision, to succeed, to realize yourself. The author identified the main groups of personal resources: worldview and beliefs of a person, power of the spirit; intellect, creativity, interest in the world; a system of skills, abilities and knowledge; energy resources, including physical and mental health, the endurance of a person, his temperamental features; personality traits, aimed at countering the devastating impacts (resilience, determination, optimism, locus of control).

Key words: extreme situation, mental state, coping mechanisms, coping behavior, vital resources.

Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф. каф. психологии, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный

педагогический институт», г Ставрополь, Е-mail: nigstav@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

В статье поднимается проблема формирования совладающего поведения личности в экстремальной ситуации. Автор опирается на современные подходы и исследования, затрагивает проблему жизненных ресурсов личности, показывает их индивидуальные особенности. Жизненные ресурсы можно рассматривать как источник внутренних сил человека, позволяющих ему справиться с необычными жизненными ситуациями, стрессовыми факторами, трудностями внутреннего и внешнего плана, разобраться в проблемах и принять правильное решение, добиться успеха, самоактуализироваться. Автором выделены основные группы личностных ресурсов: мировоззрение и верования человека, сила духа; интеллект, креативность, интерес к миру; системы навыков, умений и знаний; энергетический ресурс, включающий физическое и психическое здоровье; свойства личности, направленные на противостояние разрушительным воздействиям (жизнестойкость, целеустремлённость, оптимизм, локус контроля и т. п.).

Ключевые слова: экстремальная ситуация, психическое состояние, копинг-механизмы, совладающее поведение, жизненные ресурсы.

Психология как область научных знаний рассматривает и интерпретирует психические состояния человека, в том числе возникающие в чрезвычайных и экстремальных ситуациях. Несмотря на пристальное внимание и интенсивное изучение отечественными и зарубежными психологами проблемы психических состояний, очень многое остаётся неясным. Как считает Т.А. Нем-чин, «необходима успешная разработка этой проблемы потому, что психические состояния существенно определяют характер деятельности человека» [1]. Лишь в нормальном психическом состоянии человек способен регулировать себя в любом виде деятельности и поведении. Чего ждёт человек от науки? Объяснения феномена психического состояния или практического совета как регулировать себя и своё состояние? До сих пор мало исследованы потенциалы личности, позволяющие регулировать своё психическое состояние. Психологическая подготовка человека - один из важнейших факторов регуляции психического состояния. Русский физиолог И.П. Павлов саму науку психологию считал наукой о психических состояниях, благодаря психологии можно представить всю сложность субъективного [2].

Проанализировав большое разнообразие мнений по поводу определения, состава, структур, функций, механизмов, классификаций и других проблем, связанных с психическим состоянием, можно отметить, что практически все авторы едины во мнении о значимости проблемы. Н.Д. Левитов впервые поставил понятие «психическое состояние» в статус психологической категории [3]. Он считал, что решение данной проблемы восполняет имеющуюся брешь в психологии - разрыв между учением о психических процессах и психических свойствах личности. По этому поводу Ю.Е. Сосновикова пишет: «Нельзя понять психику в целом, не исследуя её конкретных интегральных проявлений в форме психических состояний»[4].

Анализируя исследования и подходы разных авторов, мы встречаем термин «напряжённые ситуации» (М.И. Дьяченко,

Л.А. Кандыбович), «крайние условия» (Л.Г. Дикая), «сложные ситуации» (А.В. Либин), «стрессовые ситуации» (Г. Селье, Ки-таев-Смык), «острособытийные ситуации» (В.В. Авдеев), «чрезвычайные ситуации» (А.Ф. Майдыков), «нештатные условия» (В.Д. Туманов), «особые условия» (С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая). Термин «экстремальные ситуации» встречается у многих авторов (Т.А. Немчина, В.Г. Андросюк, В.И. Лебедева, Г.В. Суворова и других).

Выделяя значимость субъективного восприятия чрезвычайной или экстремальной ситуации, хотелось отметить, что такая ситуация для личности является усложнением условий деятельности и жизни, приобретая особую значимость. Экстремальные ситуации отличаются тем, что вторгаются в относительно устоявшееся течение жизни человека и их негативные последствия сказываются на здоровье, жизненных планах, карьере, отношениях. Ситуации переживаются людьми как экстремальные в том случае, если человек осознанно или неосознанно устанавливает её смысл для себя и значимых людей. Экстремальная ситуация затрагивает важную для человека ценность. Таким образом, сложные объективные условия жизни и деятельности становятся экстремальной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, осознаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т. д. Достаточно часто такое состояние системы жизнедеятельности опасно для жизни и здоровья, неблагоприятно для функционирования психики человека и может вызывать психическую напряжённость и требует максимальной мобилизации ресурсов организма.

Совокупность факторов, приводящих к психической напряжённости может оказывать как положительное, мобилизующее влияние на человека, так и отрицательное, дезорганизующее воздействие. Мы рассматриваем ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, которое имеет мобилизующее значение и приводит к положительным изменениям в эмоциональной, по-

знавательной и поведенческой сфере личности. У неподготовленных психологически появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, возможен психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами.

Под действием регулярного потока агрессивных факторов, но, благодаря психическим механизмам саморегуляции системы, осуществляется эффективная защита человека и его адаптация к условиям внешнего мира. Психическая саморегуляция включает как сознательные, так и бессознательные механизмы. Эти механизмы обеспечивают адаптацию к предметному и социальному миру как в привычных для человека условиях, так и в неординарных, новых ситуациях. Поведенческие стратегии, применяемые человеком для разрешения экстремальной ситуации, называют копинг-стратегиями или механизмами совла-дания. Это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности, в условиях приспособления к болезни как угрозе, физическому, личностному и социальному благополучию. Копинг-поведение может проявляться когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями функционирования личности. Когнитивные стратегии включают отвлечение или переключение мыслей на другие темы; проблемный анализ ситуации и её последствий, поиск соответствующей информации, взвешенный подход к решениям; относительность в оценке ситуации, сравнение с другими, находящимися в худшем положении; придание сложной ситуации значения и смысла. Эмоциональные стратегии ко-пинг-поведения могут быть представлены в виде переживания протеста, возмущения, противостояния проблемной ситуации; эмоциональной разрядки - выражением чувств, например, плачем; сохранения самообладания - равновесия, самоконтроля. Поведенческие стратегии совладания могут быть выражены в отвлечении - обращении к какой-либо деятельности, уходе в работу; альтруизме - заботе о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; уединении - пребывании в покое, размышлении о себе; активном сотрудничестве; поиске эмоциональной поддержки - стремлении встретить содействие и понимание.

Способности и личностные качества, помогающие успешно преодолевать сложные ситуации, называют жизненными ресурсами личности. Жизненные ресурсы можно рассматривать как

Библиографический список

источник внутренних сил человека, позволяющий ему справиться с необычными жизненными ситуациями, стрессовыми факторами, трудностями внутреннего и внешнего плана, разобраться в проблемах и принять правильное решение, добиться успеха, самоактуализироваться. Существует два вида жизненных ресурсов: внутренние и внешние. К внешним можно отнести социальную поддержку, симпатии окружающих, взаимопомощь, к внутренним - интеллектуальные и эмоциональные ресурсы, духовный потенциал, стрессоустойчивость. Использовать внешние ресурсы возможно в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами - открытостью, доверием, толерантностью, умением и желанием понять, принять другого человека, разобраться в тех людях, которым он может доверить свои тайны. Внутренние ресурсы включают эмоциональный и социальный интеллекты. В эмоциональном интеллекте интегрируются умственные способности, позволяющие обработать эмоциональную информацию, которые включают структурные компоненты - распознавание собственных эмоций, эмоциональная регуляция (адекватность выражения эмоций), понимание эмоций. Качества, характеризующие эмоциональный интеллект, включают эмоциональную насыщенность жизни, эмоциональную устойчивость к стрессовым ситуациям, способность принимать свои эмоции, а не закрываться от них, способность к конгруэнтному выражению эмоций, способность «чувствовать» других людей, понимать и принимать их эмоции, способность сопереживать, сочувствовать другим людям. В целом, нам представляется целесообразным выделить следующие группы личностных ресурсов.

1. Мировоззрение и верования человека, сила духа.

2. Интеллект, креативность, интерес к миру.

3. Системы навыков, умений и знаний.

4. Энергетический ресурс, включающий физическое и психическое здоровье, выносливость человека, его темперамен-тальные характеристики.

5. Свойства личности, направленные на противостояние разрушительным воздействиям (жизнестойкость, целеустремлённость, оптимизм, локус контроля и т. п.).

Функциональная роль жизненных ресурсов в психической регуляции - преодоление аффективного напряжения, возникающего в процессе регуляции, контроль взаимодействия субъекта с окружающим его миром в целях сохранения и поддержания позитивного самоотношения.

1. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Ленинград, 1983 .

2. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Москва, 2001.

3. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. Москва, 2000.

4. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификации и диагностика: пособие для студентов и учителей. Горький, 1975.

References

1. Nemchin T.A. Sostoyaniya nervno-psihicheskogo napryazheniya. Leningrad, 1983 .

2. Pavlov I.P. Lekcii o rabote bol'shih polusharijgolovnogo mozga. Moskva, 2001.

3. Levitov N.D. O psihologicheskih sostoyaniyah cheloveka. Moskva, 2000.

4. Sosnovikova Yu.E. Psihicheskie sostoyaniya cheloveka, ih klassifikacii i diagnostika: posobie dlya studentovi uchitelej. Gor'kij, 1975.

Статья поступила в редакцию 11.05.16

УДК 331

Tohchukov М.О., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Head of Office for Quality of Education, Karachay-Cherkess State University n. a. U. D. Aliev (Cherkessk, Russia), Е-mail: tohchukoff@mail.ru

THE BASIC MECHANISMS OF COOPERATION OF THE SOCIAL PARTNERS DURING THE ECONOMIC CRISIS. The article discusses mechanisms of cooperation of the social partners during the economic crisis, identifies the main problems. The implementation of the anti-crisis package implies the participation of a wide range of workers and representatives. In order to prevent social conflicts it is necessary to use such institutions and procedures, harmonize interests of employees and an employer as a fee for the conclusion and monitoring of the use of collective agreements. Thus, social partnership is a mechanism of regulation of socio-em-ployment relations, based on coordination of interests of workers and employers on issues of work relations and other directly related relations. Practical implementation of mechanisms of social partnership will help to take into account the interests of employees and assist them in times of crisis.

Key words: social partnership, social partnership principles, complex of anti-crisis measures, human resources.

М.О. Тохчуков, канд. экон. наук, доц. каф. экономических и финансовых дисциплин, начальник управления по качеству образования, ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Черкесск, Е- mail: tohchukoff@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.