Научная статья на тему 'К проблеме психологической адаптации современного человека к условиям информационной среды'

К проблеме психологической адаптации современного человека к условиям информационной среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ / COPING MECHANISMS / ЛИЧНОСТНО-СРЕДОВЫЕ КОПИНГ-РЕСУРСЫ / PERSONAL AND ENVIRONMENTAL COPING RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева Н. И.

В статье поднимается проблема информационной безопасности, психической саморегуляции современного человека в условиях деструктивной информационной среды. Автор затрагивает проблему формирования механизмов адаптации к предметному и социальному миру как в привычных для человека условиях, так и в неординарных, новых ситуациях, поведенческих стратегий, применяемых человеком в условиях информационного стресса (копинг-стратегии или механизмы совладания). Автор делает вывод о том, что функциональная роль защит в психической регуляции заключается в преодолении аффективного напряжения, возникающего в процессе регуляции, контроле взаимодействия субъекта с окружающим его миром в целях сохранения и поддержания позитивного самоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF MODERN MAN TO CONDITIONS OF THE INFORMATION ENVIRONMENT

The article raises a problem of information security, psychic self-regulation of the modern man in conditions of destructive information environment. The author studies a problem of formation of mechanisms of adaptation to the subject and social world both in the usual circumstances, and in unusual, new situations, behavioral strategies employed by the person in the information of stress (coping strategies or coping mechanisms). The author concludes that the functional role of defenses in mental regulation lies in overcoming affective stress, arising in the process of regulation, control of interaction with the surrounding world, subject to preservation of positive self-relations.

Текст научной работы на тему «К проблеме психологической адаптации современного человека к условиям информационной среды»

ценностей. Ценностная совместимость студентов, вступающих в брак, имеет особенно большую значимость в семейных отношениях. Рассогласование ценностей во взаимодействии молодых людей, особенно в повседневных конфликтах, приводит к почти необратимому разрушению общения и супружеских взаимоотношений. Здесь важным моментом является то, насколько различны оценочные критерии супругов и насколько их индивидуальные оценочные критерии соответствуют общепризнанным. Ценностные отношения личности формируются под влиянием конкретных социокультурных условий жизни.

Состояние института семьи в обществе всегда отражает уровень его развития, зависит от содержания исторического контекста. Отношение к институту семьи в нашей стране

Библиографический список

обусловлено как национальными, культурными особенностями, так и особенностями политико-экономического развития, и является неоднозначным, представляя собой конгломерат традиционных и демократических тенденций. В то же время значительная инерционность культуры, устойчивость матримониальных стереотипов ведёт к сохранению ценностей семьи на достаточно высоком уровне. Являясь социальным институтом, обеспечивающим нормальное существование общества и одновременно предоставляя возможность удовлетворять целый комплекс личностных потребностей разного уровня, семья, несомненно, представляет собой ценностный объект, т. е. объект, наделяемый особым значением в личном и общественном сознании.

1. Здравомыслов В.М. Российская семья: стратегия выживания. Семья в России. 1995; 3 - 4: 89.

2. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Москва, 1979.

3. Черняк Е.М. Семья глазами студентов. Российский журнал социальной работы. 2008; 2: 89.

4. Семейные и внесемейные ценностные ориентации москвичей. Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы: Российская научно-практическая конференция. Липецк, 1999.

5. Магомедова З.Ш. Влияние этноса на формирование духовно-нравственных ценностей. Стандарты и мониторинг в образовании. 2012; 5: 19 - 22.

References

1. Zdravomyslov V.M. Rossijskaya sem'ya: strategiya vyzhivaniya. Sem'ya vRossii. 1995; 3 - 4: 89.

2. Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo vozrasta. Moskva, 1979.

3. Chernyak E.M. Sem'ya glazami studentov. Rossijskijzhurnalsocial'nojraboty. 2008; 2: 89.

4. Semejnye i vnesemejnye cennostnye orientacii moskvichej. Demograficheskie processy i semejnaya politika: regional'nye problemy: Rossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Lipeck, 1999.

5. Magomedova Z.Sh. Vliyanie 'etnosa na formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2012; 5: 19 - 22.

Статья поступила в редакцию 30.10.17

УДК 159

Medvedeva N.I., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: nigstav@mail.ru

ON THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF MODERN MAN TO CONDITIONS OF THE INFORMATION ENVIRONMENT. The article raises a problem of information security, psychic self-regulation of the modern man in conditions of destructive information environment. The author studies a problem of formation of mechanisms of adaptation to the subject and social world both in the usual circumstances, and in unusual, new situations, behavioral strategies employed by the person in the information of stress (coping strategies or coping mechanisms). The author concludes that the functional role of defenses in mental regulation lies in overcoming affective stress, arising in the process of regulation, control of interaction with the surrounding world, subject to preservation of positive self-relations.

Key words: information security, coping mechanisms, personal and environmental coping resources.

Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф. каф. психологии, ГБОУ ВПО «Ставропольский

государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: nigstav@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

В статье поднимается проблема информационной безопасности, психической саморегуляции современного человека в условиях деструктивной информационной среды. Автор затрагивает проблему формирования механизмов адаптации к предметному и социальному миру как в привычных для человека условиях, так и в неординарных, новых ситуациях, поведенческих стратегий, применяемых человеком в условиях информационного стресса (копинг-стратегии или механизмы совладания). Автор делает вывод о том, что функциональная роль защит в психической регуляции заключается в преодолении аффективного напряжения, возникающего в процессе регуляции, контроле взаимодействия субъекта с окружающим его миром в целях сохранения и поддержания позитивного самоотношения.

Ключевые слова: информационная безопасность, копинг-механизмы, личностно-средовые копинг-ресурсы.

Значительное расширение информационной среды в современном мире поднимает новую глобальную проблему перед обществом - природу взаимодействия информации и человека. Исследователи изучают специфику влияния средств массовой информации (СМИ) на механизмы сознания, убеждения, мнения, поведение людей, пытаются объяснить эффекты, которые СМИ оказывают на «потребителей информации». В самом общем виде вопрос можно сформулировать следующим образом: какова степень обусловленности человеческого поведения тем, что насаждается СМИ. За последнее время всё больше накапливается данных, которые свидетельствуют о возрастающем деструктивном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье населения.

Аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что известные информационные телепрограммы («Сегодня», «Новости», «Вести» и сравнение др.) вызывают поиск у телезрителей: в 60 % - чувство тревоги; в 45 % - разочарование;

в 49 % - страх, добиться чувство неопределённости, избыточные паники.

На основе разнообразных данных и ряда извращенных аналогичных исследований был психологи сделан вывод понятием о том, что адаптацию деятельность СМИ переключение в российском обществе известные приобрела не только дисфункциональный, ин-формационноено и зачастую деструктивный аутизм характер.

При этом жизненно медики, психологи поведенческие констатируют, что возникающие конечном при просмотре котором многих телепередач поиск отрицательные эмоции человеку накапливаются и в конечном человека итоге могут отвлечении приводить к нарушениям извращенных сна, повышению ежедневно уровня тревожности, которые развитию предневротических и невротических человека расстройств и, в целом, переключение к подрыву психического агрессия здоровья населения.

Тем агрессия самым телевидение чувство и другие СМИ преодоления становятся источником качествами и средством доставки психическая в сознание людей человеку разнообразных многократно механизмы тиражируемых социально-стрессовых сохранения воздействий. Это стратегии способствует развитию внутреннего массовых расстройств переключение в форме разнообразных российскомневротических, депрессивных, сомато-формных, когнитивные тревожных, психосоматических преодоления расстройств.

Информационное насилие - это, фрустраторапрежде всего, жизненно избыточность информации. Информационное жизненно насилие превращает внешних человека в существо количество механическое и приводит человеку к атрофии эмоций успеваети рефлексии, лишая сравнение его критического насе-леняподхода к окружающему возникающие миру. Избыточные значения потоки информации копингпрепятствуют критическому переключение суждению и оценкам, внешнихадекватному отношению количество к действительности. Ежедневно поведенческие поступают в головной работы мозг масса подвергаясь сведений, фактов, защиты оценок, рекомендаций, механизмы которые нередко адаптацию противоречат друг содержание другу и которые работы человеческое сознание способности не успевает как стратегии следует переварить, добитьсяпорождая «интеллектуальную содержание диспепсию», сбивая следует человека с толку. Такая фрустратораситуация не даёт избыточные возможности человеку когнитивные самоопределиться ни в интеллектуальном, стратегии познавательном, ни в нравственном отвлечении отношении. СМИ, своив том числе телевидение, рационализация способны моделировать добиться поведение «потребителей» информации. Это репрессия важно учитывать, переключение так как котором количество сцен сравнение насилия в самых сравнение жестоких и извращенных формах превзошло границы вида восприятия его заботе нормальным человеком. Психологи жизненно отмечают, что эмоциональные насилие, лавиной таким обрушивающееся с экрана, конечном становится «нормой» досуга тревожит не только для взрослых, информаци-онноено и для детей и подростков.

Проблема ежедневно защиты от новых информации видов воздействия, порождённых информатизацией, него тревожит многих населеняисследователей современного извращенных общества, ей посвящена привычных обширная исследовательская эмоциональной литература и количество механизмы работ, посвящённых исследованию переключение проблем информационной таким безопасности, постоянно растёт. В позволяющий Законе Российской привычных Федерации «О безопасности» содержание него понятия «безопасность» трактуется вида как «состояние защищённости жизненно привычных важных интересов человек личности, общества фрустратораи государства от внутренних переключение и внешних угроз». Совершенно ко-пингочевидно, что котором понятие «информационная уедине-ниибезопасность» взаимосвязано способности с понятием «безопасность исследований информации». Главенствующее поиск положение в перечне проекция требований к информации важно с позиции обеспечения сохранять информационной безопасности исследований занимает её достоверность.

Таким поведенческие образом, в сущностном проблемный плане, информационная поведенческие безопасность есть извращенных такое состояние информации объекта, при следует котором состояние другого информационной среды, атрофии в которой он находится, позволяющий позволяет ему когнитивные сохранять способность работы и возможность принимать трево-жити реализовывать решения психологи сообразно своим постоянно целям, направленным свои на прогрессивное развитие.

Встала известные проблема современного следует человека: как, невротических подвергаясь регулярному механизмы потоку агрессивных свои факторов, защитить атрофии себя, какие информации психические механизмы саморегуляции задействовать? Как невротическихосуществить эффективную копингадап-тацию человека копингк условиям внешнего внутреннего мира и защиту? Психическая механизмы саморегуляция включает

тревожит как сознательные, жизненно так и бессознательные зачастую механизмы. Эти человеку механизмы обеспечивают известные адаптацию к предметному конечноми социальному миру сравнение как в привычных другого для человека важно условиях, так позволяющий и в неординарных, новых могут ситуациях. Поведенческие стратегии, населеняприменяемые человеком российскомв условиях информационного относятся стресса (копинг-стратегии постоянно или механизмы совладания) [1] -это стратегии зачастую действий, предпринимаемые досуга человеком в ситуациях тиражируемых психологической угрозы, человеку в частности в условиях разнообразных приспособления к болезни содержание как угрозе способности физическому, личностному чувство и социальному благополучию. Копинг-по-ведение другого может проявляться эмоциональнымкогнитивны-ми, эмоциональными агрессия и поведенческими стратегиями сохранять функционирования личности. Когнитивные проекция стратегии включают отвлечение становятся или переключение механизмы мыслей на другие эмоциональные темы; проблемный преодоления анализ ситуации механизмы и её последствий, поиск числе соответствующей информации, заботе взвешенный подход агрессия к решениям; относительность переключение в оценке ситуации, количество сравнение с другими, работы находящимися в худшем человеку положении; придание заботе сложной ситуации жизненно значения и смысла. Эмоциональные преодоления стратегии копинг-поведения могут становятся быть представлены конечном в виде переживания свои протеста, возмущения, котором противостояния проблемной зачастую ситуации; эмоциональной переключение разрядки - отреагиро-вания чувств, количество например, плачем; агрессия сохранения самообладания - равновесия, направленным самоконтроля.

Поведенческие досуга стратегии совладания могут эмоциональным быть выражены населеняв отвлечении - обращении направленным к какой-либо деятельности, постоянно уход в работу; возникающие альтруизме - заботе психическая о других, когда которые собственные потребности стратегии отодвигаются на второй человека план; уединении - пребывании проекция в покое, размышление помощью о себе; активное эмоциональные сотрудничество; поиск способности эмоциональной поддержки -стремление могут быть выслушанным, аутизм встретить содействие важно и понимание.

Следует отметить копингважность эмоционального человека состояния человека, человек активность и продуктивность таким работы интеллекта известные по преодолению негативных механизмы последствий экстремальной свои ситуации. Продуктивность разнообразных поведения человека добиться в отношении успешного позволяющий поиска выхода помощью из экстремальной ситуации информации и преодоления её последствий жизненно определяется имеющимися чувство у него качествами защитных личности и способностями. Снятие заботе напряжения, сопровождаемого поведенческие эмоциональным возбуждением, механизмы препятствующим рациональному работы выбору информации, разнообразных деструктивными последствиями, человеку происходит с помощью адаптацию психологических защит. Рассмотрим помощью примеры наиболее фрустраторачасто встречающихся защитных копингтипов поведения. Это, проблемныйпрежде всего, следующие эмоциональные типы поведения:

- сублимация;

- аутизм (самозамыкание, «уход механизмы от фрустрато-ра»);

- агрессия (или человек нападение на «фрустратора»);

- рационализация (объяснение атрофии поведения ложными успевает мотивами, «оправдание фрустратора»);

- репрессия (подавление внешних желаний, «отказ могут от фрустратора»);

- переключение поведения аутизм с неудачной деятельности тревожит на новую, «замещение фрустратора»)

- проекция собственной исследований вины на всех психологи других («Сами тревожитвиноваты!») и др.

Способности становятся и личностные качества, досуга помогающие успешно сохранять преодолевать сложные атрофии ситуации, называют следует жизненными ресурсами агрессия личности. Жизненные защиты ресурсы можно поиск рассматривать как возникающие источник внутренних невротических сил человека, направленным позволяющий ему котором справиться с необычными внутреннего жизненными ситуациями, стратегии стрессовыми факторами, чувство трудностями внутреннего российском и внешнего плана, подвергаясь разобраться в пробле-

мах населеняи принять правильное решение, добиться сохранять успеха, самоактуализироваться.

Существует два привычных вида таких привычных ресурсов: внутренние атрофии и внешние. К внешним относятся него социальная поддержка, уединении симпатия окружающих, таким взаимопомощь, к внутренним - интеллектуальные помощью и эмоциональные ресурсы, копингдуховный потенциал, следует стрессоустойчивость [2]. Чтобы заботе использовать внешние репрессия ресурсы, человек психическая также должен избыточные обладать определёнными личностными таким качествами -открытостью, чувство доверием, толерантностью, эмоциональные умением и желанием российском понять, принять значения другого человека, информационное разобраться в тех работы людях, которым психологи он может доверить числе свои тайны котором и показать «скелеты способности в шкафу».

Внутренние ресурсы включают эмоциональный и социальный интеллекты. В эмоциональном интеллекте интегрируются умственные способности, позволяющие обработать эмоциональную информацию, которые включают структурные компоненты - распознавание собственных эмоций, эмоциональная регуляция (адекватность выражения эмоций), понимание эмоций. Качества, характеризующие эмоциональный интеллект включают эмоциональную насыщенность жизни, эмоциональную устойчивость к стрессовым ситуациям, способность принимать свои

Библиографический список

эмоции, а не закрываться от них, способность к конгруэнтному выражению эмоций, способность «чувствовать» других людей, понимать и принимать их эмоции, способность сопереживать, сочувствовать другим людям

Резюмируя вышеизложенное, выделим группы личностных ресурсов, позволяющие противостоять неблагоприятным информационным воздействиям:

- интерес к миру;

- вера человека,

- развитый всесторонний интеллект,

- сила духа;

- креативность,

- выносливость человека,

- система навыков, умений и знаний.

- физическое и психическое здоровье,

- темпераментальные харатеристики;

- свойства личности, направленные на противостояние разрушительным воздействиям (целеустремлённость, оптимизм, локус контроля и т. п.).

Функциональная роль защит в психической регуляции заключается в преодолении аффективного напряжения, возникающего в процессе регуляции, контроле взаимодействия субъекта с окружающим его миром в целях сохранения и поддержания позитивного самоотношения.

1. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. Санкт-Петербург, 2009.

2. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека. Психология с человеческим лицом гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Москва, 1997.

3. Медведева Н.И. Психологические защитные механизмы безопасности личности в современных стрессогенных условиях. Международный журнал экспериментального образования. 2015; 11-5: 696 - 697.

References

1. Isaeva E.R. Koping-povedenie ipsihologicheskaya zaschita lichnosti v usloviyah zdorov'ya ibolezni. Sankt-Peterburg, 2009.

2. Leont'ev D.A. Samorealizaciya i suschnostnye sily cheloveka. Psihologiya s chelovecheskim licom gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskojpsihologii. Moskva, 1997.

3. Medvedeva N.I. Psihologicheskie zaschitnye mehanizmy bezopasnosti lichnosti v sovremennyh stressogennyh usloviyah. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015; 11-5: 696 - 697.

Статья поступила в редакцию 06.11.17

УДК 159.9

Nelyubin N.I., Cand. of Sciences (Psychology),senior lecturer, Department of Practical Psychology, Omsk State Pedagogical

University (Omsk, Russia), E-mail: Nelubin2001@yandex.ru

POETIC THINKING CONCEPTS (SUBJECT FIELD EXPERIENCE EXPANSION OF ANTHROPOLOGICAL PSYCHOLOGY).

The purpose of the research is to consider the poetic thinking with the example of a man intellection, taken in his integrity and fullness of life. The necessity to address the modern scientists developing a thinking problem for the poetic texts as to the evidence of a thought formation, reference significant aspects of the author's world is proved. This research practice allows to study the cognitive view of thinking and to consider it as an act of life, where a man appears as an author of his own possibility of meaningful and constructive presence in the life-world. Such aspect corresponds to the interests of the modern anthropological psychology. The author, referring to the poetic concepts of thinking, reveals such human sides of thinking as multidimensionality, mutually aimed at construc-tiveness, temporality, projectivity, non-linearity, metaphoricalness. The article expresses the idea that in the semantic architectonics poetic thinking exposes the entire spectrum of "intense opportunities" of human thinking of so called intellection, where these semantic formations appearing on different "levels" of consciousness, but being in complementary relations, converge into a complete unit of a poetic thought, giving it "dynamic fruitfulness".

Key words: anthropological psychology, thinking and poetic thinking, meaning, mental images, meaning forming, life world.

Н.И. Нелюбин, канд. психол. наук, доц. каф. практической психологии Омского государственного педагогического

университета, г. Омск, E-mail: Nelubin2001@yandex.ru

ПОЭТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ МЫШЛЕНИЯ (ОПЫТ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ)

В статье автор рассматривает поэтическое мышление как образец мышления человека, взятого в его целостности и жизненной полноте. Обосновывается необходимость обращения современных учёных, разрабатывающих проблему мышления, к поэтическим текстам, как свидетельствам становления мысли, референтной значимым аспектам жизненного мира автора. Такая исследовательская практика позволяет выйти за рамки когнитивистского взгляда на мышление и рассмотреть его как жизненный акт, в котором человек предстает в качестве автора собственной возможности осмысленного и созидательного присутствия в жизненном мире, что соответствует интересам современной антропологической психологии. Путём обращения к поэтическим концептам мышления, автор раскрывает такие стороны мышления человека, как многомерность, обою-донаправленную конструктивность, транстемпоральность, проективность, нелинейность, метафоричность. В статье выска-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.