Андрейченко А. О. аспирант второго года обучения кафедра психологии и педагогики Амурский государственный университет
Россия, г. Благовещенск ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТА
Аннотация. Статья посвящена изучению психологических коррелятов социальной креативности студента. Рассмотрены содержательные характеристики социальной креативности. Выявлены взаимосвязи социальной креативности с адаптационными возможностями, социальным интеллектом, самоактуализацией, личностными чертами.
Ключевые слова: социальная креативность, адаптация, социальный интеллект, личностные черты.
Andreychenko A.A., the second year post-graduate student,
chair of psychology and pedagogy Amur State University, Russia, Blagoveshchensk PSYCHOLOGICAL CORRELATES STUDENTS' SOCIAL
CREATIVITY
Abstract. The article deals with psychological correlates of social creativity of the university students'. Studied substantial characteristics of social creativity. Identified are relationships of social creativity with the ability to adapt, social intelligence, self-actualization, personal traits.
Keywords: social creativity, adaptation, social intelligence, personal characteristics.
Теоретический обзор проблемы социальной креативности показал, что вопросы проявления креативности в социальной сфере актуальны для многих исследователей (С.Ю.Канн, Т.Ю.Осипова, В.Н.Куницына, Н.А. Тюрьмина, А.А.Попель, А.Е.Ильиных, Е.Ю.Чичук и др.), но многие из них остаются открытыми. Поэтому необходимо определить наполненность термина социальная креативность. Социальная креативность - способность к гибкой организации новых форм социального взаимодействия, это способность нестандартно, творчески подходить к решению сложных социальных проблем, способность ставить и решать творческие задачи в сфере социальной реальности. Канн С.Ю. предлагает широкое понимание социальной креативности как творческого отношения к общению (в данном контексте следует говорить о социальной креативности), узкое - его включенность в это отношение (в данном случае целесообразно говорить о коммуникативной креативности) [1].
Социальная креативность отличается от предметной креативности спецификой объекта - человека (В.Ю.Писарева). В предметной деятельности субъект имеет дело с реальными материальными объектами, а социальная креативность предполагает творческое преобразование социальной
действительности, результатом является установление значимых отношений или их изменение, разрешение различных социальных проблем [2]. Поскольку проблемы в социальной сфере более распространены среди людей, чем предметные, то нужно заниматься изучением психологических основ социальной креативности. Несмотря на то, что существует множество исследований социальной креативности, нет единого мнения на ее структуру и функции, а отсутствие корреляционных исследований не позволяет определить устойчивые значимые связи феномена с психологическими особенностями личности.
Исходя из этого, целью нашего исследования стало изучение психологических коррелятов социальной креативности.
Исследование проходило в несколько этапов:
Первый этап. Изучалось две группы коррелятов социальной креативности: взаимосвязь с адаптационными возможностями и связь с социальным интеллектом.
Второй этап. Устанавливались связи социальной разновидности креативности и способности к самоактуализации.
Третий этап. Выявлялись корреляционные связи социальной креативности и личностных черт.
Четвертый этап. Изучалась роль социальной креативности в инновационной деятельности.
Использовался следующий пакет методик: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклакова, С.В. Чермятина, «Диагностика социально-психологической адаптации» (К. Роджерса, Р. Даймонда), «Социальный интеллект» (Гилфорда - Салливена), «Диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ)» (А.В. Лазукин, адаптация Н.Ф.Калин), «Методика многофакторного исследования личности» (Р.Б.Кеттелл), «Определение социальной креативности» (А.В. Батаршева).
В ходе реализации последовательности этапов исследования были получены следующие результаты. На первом этапе выявлена связь социальной креативности с личностным адаптационным потенциалом (r=0,44; p <0,05). Для лиц с высокой и нормальной социальной креативностью характерна легкость адаптации к новым условиям деятельности, они быстро входят в новый коллектив. Кроме этого, было выявлено, что социальная креативность имеет взаимосвязь с такими параметрами адаптации как: принятие себя (r=0,47; p<0,05), эмоциональный комфорт (r=0,54; p<0,05), интернальность (r=0,52; p<0,05) и доминирование (r=0,42; p<0,05). Получается, что у социально креативных людей адекватная самооценка и самоуважение, они эмоционально стабильны, устойчивы к стрессам. Так же выявлена положительная взаимосвязь социальной креативности с коммуникативным потенциалом (r=0,44; p<0,05), поведенческой регуляцией (r=0,46; p<0,05).
Социальный интеллект, напротив, отрицательно связан с моральной нормативностью и коммуникативным потенциалом. Выявлена интересная
взаимная связь: социальная креативность положительно связана с доминированием, а социальный интеллект - отрицательно и положительно связан с эскапизмом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что социально креативные люди делают упор на общительность и контроль своего поведения, а люди с высоким социальным интеллектом, напротив, не стремятся соблюдать общепринятые нормы, полагаются на свою способность к прогнозированию и пониманию поведения окружающих.
На втором этапе установлена связь социальной креативности с самоактуализацией личности (г=0,42; р <0,05). Чем выше у человека социальная креативность, тем выше его стремиться к более полной реализации своих личностных возможностей. Существует положительная взаимосвязь социальной креативности с автономностью (г=0,49; р <0,05), спонтанностью (г=0,38; р <0,05), самопониманием (г=0,41; р <0,05) и аутосимпатией (г=0,42; р <0,05). Лица с высокой социальной креативностью имеют значительный уровень чувствительности, сензитивности к своим желаниям и потребностям. Для них характерными чертам является жизненность, самоподдержка, уверенности в себе и доверие к окружающему миру.
На третьем этапе обнаружены прямые связи социальной креативности с «общительностью» (г= 0,47; р <0,05), «доминантностью» (г= 0,37; р <0,05), с «высокой нормативностью поведения» (г= 0,6; р <0,05), «смелостью» (г=
0.58. р <0,05), «нонконформизмом». Чем выше социальная креативность, тем выше его открыть, готовность к сотрудничеству, приспосабливаемость к наличной ситуациям. Получается, что у социально креативных людей развито чувство долга и ответственности, а так же соблюдение общепринятых моральных правил и норм, они имеют деловую направленность.
Таким образом, социальная креативность - интегративное, многоаспектное свойство, связанное с показателями адаптивности: коммуникативным потенциалом, поведенческой регуляцией и ЛАП, а так же с самоактуализацией личности и с такими личностными чертами как общительность, доминантность, высокая нормативность поведения смелость, нонконформиз. Различные элементы этих систем своеобразно складываются в каждой отдельной личности, определяя картину ее социальной креативности.
Использованные источники:
1. Канн С.Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2001. - 22 с.
2. Писарева В.Ю. Особенности развития эмпатии как компонента социальной креативности на отдельных этапах профессионализации личности (на примере старшеклассников и студентов-психологов) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Том 2, выпуск №27. С. 11-23.