ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^^_ ^^ И^?ИХОЛОГИЧЕСКИЕ^НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД
А.В. ТРОИЦКАЯ,
адъюнкт кафедры психологии Московского университета МВД России
alla-tav@yandex. ru
Научный руководитель доктор психологических наук, профессор
И.Б. ЛЕБЕДЕВ
Аннотация. Рассматриваются профессионализм человека, достижения им высоких профессиональных результатов. Анализируются разные психологические факты, являющиеся показателями успешного профессионального становления личности. Выделяются мотивационная направленность, сфор-мированность психических качеств, имеющих значение для эффективного выполнения его профессиональной деятельности.
Ключевые слова: деятельность, профессионализм, профессиональные результаты, психологические факты, становление личности.
THE PSYCHOLOGICAL COMPONENTS OF PROFESSIONAL FORMATIVE OFFICER ATS
A.V. TROITSKAYA,
Associate Professor, Department of Psychology MIA of Russia at Moscow University Senior Inspector
The summary. The article deals with professional people, reaching the highest professional results. There are various psychological facts that are indicators of a successful professional growth. The text stands motivational orientation, of formation of mental qualities, relevant to the effective performance of his professional activity.
Key words: activity, professionalism, professional results, the psychological facts, the formation of personality.
Любой вид профессии предъявляет к личности специфические условия, с помощью которых составляются и выделяются профессионально важные качества, умения и навыки, которыми должна обладать личность профессионала. Качество выполнения работником должностных обязанностей определяется уровнем сформированности профессионально важных качеств и уровнем его профессиональной подготовки.
Анализ литературы по проблеме изучения деятельности сотрудников ОВД показал, что ряд ученых акцентировали внимание на факте выявления профессионально значимых качеств, умений и навыков. Можно указать на недостаточную разработанность описания развития профессионально важных качеств в ходе деятельности, процесса профессионального становления личности и вопроса развития психологических компонентов профессионального становления сотрудников ОВД.
Немаловажными остаются вопросы выявления тех профессионально значимых качеств личности, наличие которых наиболее существенно для включения в практическую деятельность для успешного становления личности сотрудников ОВД, определения психодиагностических показателей успешности развития
этих качеств и разработки способов развития и оптимизации процесса профессионального становления.
Отечественные специалисты в области психологии труда (В.Д. Шадриков, А.К. Маркова, В.Л. Ма-рищук и др.) утверждают, что для успешного выполнения профессиональной деятельности, человек должен обладать рядом психологических качеств, иметь определенный уровень сформированности профессионально-значимых качеств личности. Так В.Д. Шадриков под профессионально важными (профессионально значимыми) качествами предлагает понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения [5]. А.К. Маркова профессионально важные качества определяет как «качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.)» [4].
Более широкое определение дает В.Л. Марищук. В качестве таковых он предлагает рассматривать отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства, а также физические качества, соответствующие требованиям какой-либо определенной профессии к человеку, способствующие успешному овладению этой профессией [3].
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.......................... *
Каждому человеку как индивидуальной личности присущи индивидуальные, специфические особенности, психологические черты, свойственные только ему. Человек имеет основные и ведущие целостные стороны, включающие в себя личные черты и качества. В процессе осуществления профессиональной деятельности общая структура личности преломляется соответствующим образом через профессиональную деятельность. При этом оказывается, что не все стороны личности имеют равноценное значение для успешного осуществления трудовой деятельности. Одни существенно влияют на эффект деятельности (они и называются профессионально значимыми), другие могут совсем не влиять или оказывать незначительное влияние. Для того чтобы профессиональная деятельность осуществлялась эффективно, необходимо соответствие структуры личности сотрудника ОВД психологической структуре этой профессии.
Профессионально значимые качества в аспектах проблемы способностей играют роль подчиненную, являются их компонентами, решают относительно частные задачи. Структура способностей охватывает все уровни личности, а профессионально значимые качества могут относительно узко быть выражены или не выражены в каждой из этих сфер в отдельности.
Процесс овладения человеком трудовой деятельностью на протяжении всего профессионального пути в психологической литературе обозначается разными терминами. К наиболее часто употребляемым относятся такие, как профессионализация, профессиональное становление, формирование профессионала и профессиональное развитие. Являющиеся для них родовыми, понятия «развитие», «формирование», «становление» часто употребляются как синонимы.
Развитие личности — это прогрессивные изменения системного качества человека, возникновение и развитие которого детерминировано взаимодействием внешних обстоятельств (социальной ситуации и деятельности) и внутренних биопсихических функций индивида.
Понятие «профессиональное развитие» описывает закономерности изменения личности в ходе профессиональной деятельности, т.е. количественные, качественные и структурные преобразования индивида, обеспечивающие его функционирование и развитие как субъекта труда.
Зарубежные психологи исследуют результативную сторону становления профессионалов, занимаются обобщением качеств, черт профессионально состоявшихся личностей. В результате приспособление человека к его профессиональной деятельности, приобретаемые им профессиональные черты начинают проявляться во всех сферах жизнедеятельности и определяют его отношение к действительности; происходит идентификация человека с профессией. Итогом полноценной идентификации становится
* И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
формирование профессионального типа личности, приспособленной к требованиям профессии.
Следующим основанием разделений стадий профессионального становления должна выступать деятельность. Ее освоение, совершенствование способов выполнения могут привести к развитию и изменению личности. Очевидно, что деятельность, осуществляемая на репродуктивном уровне, предъявляет иные требования к личности, чем творческая. Психологическая организация личности молодого специалиста, осваивающего профессиональную деятельность, несомненно, отличается от личности профессионала. Психологические механизмы реализации конкретной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях настолько отличаются, что их можно отнести к разным типам деятельности, т.е. переход от одного уровня выполнения деятельности к другому, более высокому, сопровождается перестройкой личности.
Основаниями для выделения стадий профессионального становления личности можно считать социальную ситуацию и уровень реализации профессиональной деятельности.
Эффективность процесса овладения специальностью на каждой стадии, в том числе в ходе профессионального обучения, и, в конечном счете, эффективность последующего осуществления профессиональной деятельности определяются уровнем сформированности основных сфер профессионализма. Вопрос их выделения связан с проблемой определения критериев профессионализма.
Правильным и полным представляется сложившийся в психологической науке такой взгляд на профессионализм человека, в соответствии с которым в качестве критериев последнего предлагается выделять не только достижение человеком высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но обязательно и наличие психологических компонентов его деятельности, обеспечивающих ее максимальную эффективность, что и является главным показателем успешного осуществления профессионального становления личности. Эти компоненты включают в себя внутреннее отношение человека к труду, т.е. мотивационную направленность, и сформированность психических качеств, имеющих большое значение для эффективного выполнения его профессиональной деятельности [1].
В число психологических критериев профессионализма включены две основные составляющие профессионального становления — мотивационная и операциональная.
Основное назначение мотивационной сферы в профессиональной деятельности выражается в том, что она регулирует действия человека, направляет субъекта труда, определяя характер цели в профессиональной деятельности. Кроме того, мотивацион-ная сфера определяет его ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности. Мотива-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ция фиксирует такое состояние профессиональной деятельности, которое желательно для человека, но которого еще нет в наличии [2].
Операциональную сферу трудовой деятельности, по мнению А.К. Марковой, составляют те средства, которые использует человек (его трудовые действия, приемы профессионального мышления и др.), и те ресурсы, которые человек вкладывает (профессиональное сознание, профессиональные способности и т.д.) для реализации имеющихся мотивов. Операциональная сфера включает в себя знания о труде, профессии; качества личности, необходимые для профессии (профессионально значимые качества) и самооценку этих качеств (смысловой, или когнитивный, компонент); трудовые, профессиональные умения и навыки, а также профессиональные способности [4].
Стадия профессионального обучения характеризуется социальной ситуацией, связанной с новой социальной ролью личности (студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, самостоятельностью, возросшей общественной активностью и т.д.
Несмотря на имеющиеся различия в определении структуры профессионально важных качеств (включение в их состав помимо психологических свойств физических), ученые единодушны в том, что они представляют собой индивидуальные качества субъекта деятельности, основное назначение которых состоит в обеспечении эффективности деятельности и успешности ее освоения.
Влияние профессионально важных качеств на успешность освоения и осуществления деятельности предопределило использование в качестве основных принципов изучения профессионально важных качеств принципа единства сознания и деятельности (личности и деятельности, по К.К. Платонову), а также принципа детерминизма. Реализация этих принципов означает, что личность всегда проявляется и формируется в деятельности. Следовательно, все качества личности, свойства должны изучаться в неразрывной связи с профессиональной деятельностью, в том числе процессом обучения и первоначального овладения профессией.
При формировании и развитии профессионально значимых качеств в процессе деятельности необходимо учитывать особенности личности сотрудника ОВД. Для успешного выполнения профессиональных обязанностей необходимо дополнительно разрабатывать соответствующие методы, средства, способы формирования и развития у специалистов профессионально значимых качеств.
Рассмотрение основных научных взглядов на соотношение понятий «профессионально важные качества» и «способности» позволило сформулировать вывод о том, что, когда мы говорим о профессионально значимых качествах, то не имеем в виду только особые задатки и способности. Задатки и способности, конечно,
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
в значительной мере предопределяют овладение профессией и успехи в профессиональной деятельности. Они способствуют формированию и совершенствованию профессионально важных качеств, как физических, так и психологических. Последние характеризуют определенный уровень развития психических процессов, которые зависят от наличных знаний, умений и навыков.
Развитие профессионально значимых качеств осуществляется в процессе профессионального становления личности, которое рассматривается как динамический и непрерывный процесс развития личности в системе взаимосвязанных профессионально значимых видов деятельности.
Становление личности как профессионала осуществляется путем последовательного прохождения ряда стадий профессионализации, основаниями выделения которых являются социальная ситуация развития и уровень реализации профессиональной деятельности (репродуктивный или творческий). С учетом их своеобразия следует рассматривать особенности каждого этапа овладения профессией, в том числе этапа обучения в высшем образовательном учреждении.
Эффективность процесса овладения специальностью на каждой стадии определяется уровнем сфор-мированности основных сфер профессионализма: мотивационной и операциональной. Если основное назначение мотивационной сферы состоит в том, чтобы регулировать действия субъекта труда, определять его ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности, то основными компонентами операциональной сферы являются именно профессионально значимых качества, умения и навыки. Таким образом, по уровню их развития можно судить о сформированности у субъекта труда операциональной сферы профессионализма.
Для подготовки высококвалифицированного профессионала необходимо уделять внимание психологическим особенностям личности, деятельности сотрудника ОВД, развитию профессионально значимых качеств сотрудника ОВД, уровню развития психологических компонентов профессионального становления сотрудников ОВД и поиску способов оптимизации и развития личности.
Литература
1. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. М, 1993.
2. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. № 6.
3. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых ка—честв : авто-реф. ... д-ра психол. наук. Л., 1982.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
5. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.