Научная статья на тему 'Психологические, когнитивно-личностные особенности приемных детей и их адаптация в семье'

Психологические, когнитивно-личностные особенности приемных детей и их адаптация в семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1721
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛИ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРИЕМНЫЕ ДЕТИ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / BIOLOGICAL PARENTS / ORPHAN HOME / IDENTIFICATION / COGNITIVE AND PERSONAL CHARACTERISTICS / ADOPTED CHILDREN / FOSTER FAMILY / PSYCHOLOGY / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ломакина Наталья Марковна

Когнитивно-личностное развитие приемного ребенка протекает в определенных микросоциальных условиях, методом организации и упорядочивания коих являются базовые механизмы межличностного взаимодействия. В данной статье проанализированы психологические и когнитивно-личностные особенности приемных детей, а также их адаптация в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and cognitive personality characteristics of adopted children and their adaptation in the family

Cognitive-personal development of the adopted child proceeds in certain microsocial conditions, the method of organization and ordering of which are the basic mechanisms of interpersonal interaction. This article analyzes the psychological and cognitive-personal characteristics of adopted children, as well as their adaptation in the family.

Текст научной работы на тему «Психологические, когнитивно-личностные особенности приемных детей и их адаптация в семье»

УДК 151.8:36 БКК 88.56:65.9(2)27

Н.М. Ломакина

психологические, Когнитивно-личностныЕ особенности приемных детей и их адаптация в семье

Когнитивно-личностное развитие приемного ребенка протекает в определенных микросоциальных условиях, методом организации и упорядочивания коих являются базовые механизмы межличностного взаимодействия. В данной статье проанализированы психологические и когнитивно-личностные особенности приемных детей, а также их адаптация в семье.

Ключевые слова: биологические родители, детский дом, идентификация, когнитивно-личностные особенности, приемные дети, приемная семья, психология, социальная адаптация, социально-психологическая адаптация.

N.M. Lomakina

psychological and cognitive personality characteristics of adopted children and their adaptation in the family

Cognitive-personal development of the adopted child proceeds in certain microsocial conditions, the method of organization and ordering of which are the basic mechanisms of interpersonal interaction. This article analyzes the psychological and cognitive-personal characteristics of adopted children, as well as their adaptation in the family.

Key words: biological parents, orphan home, identification, cognitive and personal characteristics, adopted children, foster family, psychology, social adaptation, social and psychological adaptation.

Термины «социализация» и «когнитивное развитие» применяются, в сущности, в большинстве работ, которые посвящены анализу закономерностей онтогенеза и проблемам личности. С целью познания закономерности взаимодействия человека с миром приемному ребенку требуется некоторый когнитивный баланс, полученный и расширенный лишь в момент взаимодействия с окружающими людьми [13].

Когнитивно-личностное развитие приемного ребенка протекает в определенных микросоциальных условиях, методом организации и упорядочивания коих являются базовые механизмы межличностного взаимодействия. Семья является главным агентом в процессе социализации, специфика семейного воспитания заключается в его эмоциональной составляющей. Эмоциональный

комфорт ребенка в семье - это важное условие его адекватного становления и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений в обществе. В раннем детстве закладывается или изначально доверчивое отношение к миру и людям, или ожидание нежелательных чувств, опасности со стороны мира и остальных людей [10].

Воздействие семьи на развитие приемного ребенка в когнитивном плане протекает при помощи механизма функционирования детско-родительских отношений, но в случае, если присутствует отклонение в семейном воспитании, то проблематичней происходит становление мыслительного процесса у ребенка. Мышление как социально-обусловленный процесс появляется и формируется на базе практического взаимодействия как с реальным миром

ф .и

ф о

^

га н с го ч го

ф

H ф

*

.и X

с

о

вещей, так и с миром взрослых. Связующим для семьи по сравнению с другими агентами социализации, оказывающими положительное воздействие на когнитивное и личностное становление приемного ребенка, является тот фактор, что это способствует появлению и поддержанию познавательной активности, в свою очередь, это дает возможность улучшать формирование когнитивных структур [7, с. 57-70]. В особенности непростой является система связей интеллектуального и личностного становления как показатель целостности и системности формирования психики и крайне динамичной и неустойчивой у приемных детей. Если сиротой становится ребенок из благополучной семьи, то, как правило, есть родственники или близкие, которые готовы взять над ним опеку. Дети, которых предлагают социальные службы потенциальным приемным родителям, в основном являются социальными сиротами, чьи родители лишены родительских прав. Это значительно влияет на психику ребенка. Кроме предательства близких людей, такие дети могли пережить множество лишений и получить значительные психологические травмы. Не всегда о том, как протекала их жизнь, до момента определения в детский дом, может быть доподлинно известно даже работникам социальных служб. Некоторые события в их жизни могли извратить нормальные представления о семейных ценностях и моральных нормах. Самая главная психологическая проблема, которая есть всегда - отсутствие доверия к окружающим, боязнь, что снова предадут и бросят. Ребенок может долгое время оставаться замкнутым и настороженным. В этом случае от приемных родителей требуется терпение и понимание, а какое-либо давление вызовет протест и негодование, даст повод еще больше замкнуться в себе. Ребенок может быть так же излишне коммуникабельным, стараться угодить, в какой-то мере заискивать, но при этом доверие будет отсутствовать. Это одна из форм выражения страха смешанного с чувством вины. Ребенок может считать себя причиной всех своих бед, ощущать себя виноватым

в том, что родители его оставили, что его поведение стало причиной отказа от него. В этом случае вызвать ребенка на откровенность бывает проще. Но не всегда приемные родители могут решить такие проблемы самостоятельно. Стоит воспользоваться психологической помощью специалистов.

Для ребенка очень важен телесный контакт, взгляд «глаза в глаза». Тогда он учится отличать знакомых людей от незнакомых. Постепенно он начинает «приветствовать» взрослого - улыбается, лепечет, двигает ручками и ножками. Психологи называют это комплексом оживления, который является одним из основных признаков нормального психического развития. Младенец, лишенный этого, отстает от сверстников. Такие дети позже начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, говорить. Такое специфическое нарушение развития стало известным в середине XX в. как явление детского госпитализма. Как живет крошечный человечек, оставшийся без матери? Его пеленают и кормят, за ним ухаживают. Но его никогда не приласкают и даже не возьмут на руки «просто так», чтобы проявить внимание. И не потому, что за ним ухаживают бессердечные люди, они просто не могут любить каждого малыша как своего, даже просто «посюсюкать» с ним у них не хватает времени и, главное, душевных сил. Дети подспудно чувствуют, что им незачем жить, многие просто погибают, другие, продолжая борьбу за жизнь, пытаются восполнить нехватку душевного тепла за счет собственных резервов. Тяжело видеть, как малыши сами раскачиваются в кроватке, потому что их некому укачать, бывает, что они бьются головой о стенку, их жажда впечатлений так сильна, что они причиняют себе боль, лишь бы испытать что-либо. Постепенно они все больше «уходят в себя», они уже не верят, что другие люди хотят им добра. Они привыкают, что им «никто не нужен», если ребенок прожил в учреждении 10 лет, то ему очень трудно адаптироваться в семье, постепенно происходит аутизация ребенка - он уходит в себя, прячется в психологическую скорлупу, которая с годами становится все

толще и не пропускает солнечный свет

[9, с. 98-102].

Во-вторых, это дети, которые пришли из семьи, они представляют себе, что это такое - жить дома, и поэтому легче адаптируются. Среди них большинство из неблагополучных семей, им многое пришлось пережить: беспробудное пьянство родителей, голод, холод, жестокое обращение. И все-таки даже такому ребенку легче войти в новую семью, какой бы непутевой и бессердечной ни была их мать: когда-то она его любила. В жизни маленького человека были минуты, когда его брали на руки, целовали, говорили ласковые слова, каким бы ничтожным ни был такой опыт, он хранится в памяти как нечто драгоценное и помогает полюбить новых родителей, пусть и не кровных. Кроме того, такие дети знают, что мама и папа должны ходить на работу, что дома у каждого есть свои обязанности, и чем дольше ребенок находится в учреждении, тем труднее ему стать членом семьи. Он постепенно привыкает жить в ином мире, где есть слово «мама», но оно адресовано любой воспитательнице, и есть крыша над головой, но нет родного очага, говорить, что дети, оставшиеся без попечения родителей, намного чаще других детей страдают нарушениями психического развития, было бы неправильно. Но приемным родителям необходимо иметь представление о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться, знать, на что в поведении детей надо обязательно обращать внимание [2, с. 203-209].

Психологические особенности детей зависят от многих причин: наследственности, воспитания, условий жизни, отношения окружающих. Каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность, не похожую на остальных. Однако существуют общие закономерности, характерные для детей, которые росли и воспитывались в детских домах и интернатах и были лишены родительской любви и заботы [5, с. 309-314].

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми являются фундаментом и первопричиной жизненных сил для ребенка. Они являются основой для

формирования начального доверия к окружающему миру, формируют предпосылки для динамичного изучения мира и полноценного общения. Когда ребенок растет в семье, где его любят и заботятся о нем, удовлетворяют его потребности, разговаривают с ним, у него формируется первичная эмоциональная привязанность к взрослым. Привязанностью является способность и потребность людей формировать и сохранять стабильные эмоциональные связи с остальными людьми. В семье ребенок чувствует себя защищенным, он учится доверять окружающему миру, ребенок умеет правильно строить отношения с детьми и взрослыми, прислушивается к советам и спокойно реагирует на замечания в свой адрес.

Дети, лишенные родительской любви, часто не понимают, что чувствуют другие люди, и не умеют описать свои переживания, эмоции, они очень болезненно реагируют на критику и замечания, часто не уверены в себе, тревожны и вспыльчивы, агрессивны, или наоборот, очень застенчивы и плаксивы. У таких детей можно увидеть на лице «глупую улыбку» в то время, когда его ругают, или «пустые глаза», которые ничего не выражают. У приемных детей могут прослеживаться астенические состояния, связанные с истощением нервной системы. Ребенок стабильно ощущает слабость, повышенную усталость, так же характерными признаками для ребенка являются скачки в настроении, повышенная нервозность и плаксивость, в том числе может наблюдаться расстройство сна. Истощение нервной системы проявляется по-разному, в частности в том, что ребенок начинает испытывать страх. Принято считать, что в случае, если ребенок до 5 лет чего-то боится, то это вполне нормально: он должен научиться бояться, научиться осторожности, в случае, если страхи остаются и в дальнейшем, либо носят навязчивый характер, то это является причиной для обращения к специалисту [11].

Страхи выражаются по-разному, зачастую ребенок не способен уснуть один в темной комнате, в том числе он способен пугаться злых людей, животных либо вымышленных персонажей, у де-

ф

ф о

^

га н с го ч го

ф

н ф

ч

><

-О X

с

I-

о о

X

X

ф

ю о о

о ф

XI X I-

о о

X

т

о

X

ш ^

I-^

X !_

о

^

о ф

т ^

о с; о

X ^

о С

о

тей, в частности, младших школьников, могут быть и школьные фобии. Как правило школьник не хочет посещать школу не по причине своей лени или нежелания учиться, а по причине того, что он боится учительницы. Школьные сложности зачастую тесно переплетены с неблагополучием детей в эмоциональном плане, непростыми переживаниями, непрерывным внутренним напряжением, что отнимает массу душевных и физических сил, ребенку сложно сконцентрироваться на уроках, и он стремительно утомляется. Ребенок не рождается с социальными навыками: они формируются в общении для того, чтобы ребенок стал полноценным членом общества, он должен овладеть всеми социальными навыками: уметь пользоваться предметами по их назначению, иметь навыки самообслуживания и навыки общения. В семье ребенок овладевает всеми этими навыками непроизвольно, подражая родителям, в совместных играх и занятиях. В детских домах и интернатах ребенок часто не знает названия многих предметов и их назначения, у детей ограничен кругозор и мало знаний об окружающем мире. Часто такие дети не понимают, что чужого брать нельзя, потому что у них все было общее, поэтому они могут взять чужую вещь без спроса, в период адаптации приемных детей самым сложным является процесс социализации: привитие детям норм и правил поведения в обществе. У большинства детей, которые очутились в приютах, отмечаются те либо другие сложности интеллектуального характера: незначительный багаж умений, ограниченная развитость некоторых психических функций, педагогическая запущенность, пониженная умственная работоспособность, а также задержка психического развития [3, с. 149-153].

С позиции результативности в сфере адаптации ребенка в приемной семье любопытной можно назвать иерархию потребностей детей - они наиболее определенные, косвенно это может указывать на преобразование идентификации в приемных семьях, и, как итог, о несостоявшейся адаптации, потому как собственно присутствие идентификации

ребенка с приемными родителями и есть базовым условием продуктивной адаптации ребенка в приемной семье. Отец, который воплощает основу реальности, в обычной семье задает при стандартной идентификации у ребенка схожее мнение о жизни и окружающем мире, создает рациональный анализ ситуации, возможность принимать решения и размышлять, в то время как у мальчиков в приемной семье при нарушенной аутентификации не создается в надлежащей мере осмысленный взгляд на вещи.

Вместе с тем у приемных девочек, принимая во внимание обстоятельства, оценка реальности является наиболее ясной и рациональной - они при помощи этого адаптируются к трудностям. Огромные требования среды влекут за собой увеличение эмоциональной возбудимости, некой вспыльчивости, своенравности и капризности. Невзирая на тот факт, что ребенок пребывает в установленных общественных рамках, увеличение вспыльчивости может выражаться вовне, дети способны вести себя возбужденно либо требовательно. Но требовательности свойственна в большей мере реакция на окружение, чем умение держать под контролем свои эмоции. Посредством требовательности либо неготовности держать под контролем выражение своих эмоций они шунтируют свое эмоциональное напряжение. Вместе с тем они имеют весьма определенную иерархичность своих мотивов, понимая, чего они хотят в большей мере. Недостаточное сдерживание эмоциональных проявлений в большинстве случаев характеризуется несформированной способностью самоконтроля, пониманием того, что родители не родные, что, в свою очередь, уменьшает уровень понимания детьми нравственных принципов и этических догм. На первый взгляд, дети становятся наиболее критичными к нормативным догмам, но в противовес этому не возникает интроекцирования родительских указаний [6, с. 212-217].

У приемных детей тем временем увеличивается предел чувствительности к угрозе. Они в наибольшей степени готовы к переменам и опасности. Сам по себе

момент угрозы для них наиболее привычен - они росли в наиболее жесткой среде, которая требовала быть готовым к встрече с опасностью. В их эмоциональной среде было наименьшее количество (либо вовсе были лишены) материнского тепла, как один из компенсационных механизмов создается тонкое, практически художественное, метафоричное понимание полутонов и окраса человеческих взаимоотношений. В приемных семьях детей можно смело назвать наиболее предусмотрительными - они чаще задумываются, прежде, чем что-либо сделать или сказать, их действия наиболее рациональны и внимательны, поступки обдуманны, этот феномен, в том числе, носит приспособительную форму. Адаптация ребенка в замещающей семье является двухсторонним действием, при котором родители, и ребенок должны приспособиться к переменам в структуре семьи. Под адаптацией ребенка к приемной семье понимается включение ребенка в систему семьи, принятие им установленной роли, догм и принципов, становление привязанности и симпатии к родителям и нормализация продуктивных моделей общения и партнерства. Адаптация родителей к новому члену семьи включает в себя принятие и изучение непривычных функциональных ролей. Базис будущих отношений закладывается в семье в первые две-три недели, в свою очередь благополучие адаптации ребенка безусловно зависит от способности взрослых выстроить внутрисемейный контакт [12, с. 610-612].

На успешность первых шагов в первую очередь влияет тот настрой, который проявят друг к другу воспитатель, семья и ребенок. Очень часто взрослые считают, что ребенок воспринимает помещение его в семью как добро, своего рода спасение, но зачастую ребенок, которого забрали из его родной семьи, пусть и осознавая, что там не все было гладко, мечтает о возвращении к своим родителям, родным, и жизнь в приемной семье воспринимает больше как негативный фактор, чем положительный. По этой причине самым главным шагом должно быть определение положения

ребенка в данной семье, ребенок редко способен осознавать, по какой причине он здесь, сколько будет находиться в данной семье, состоится ли его возвращение к своим родным, разрешат ли с ними видеться. Все это надлежит объяснить ребенку, найти доступные способы для стабилизации эмоционального баланса в отношениях с ребенком, тогда он будет способен скорее принять жизнь новой семьи [8, с. 39-53].

Ребенок, попадая в приемную семью, строит отношения со всей семьей в целом. Иначе говоря, ребенку, воспитывающемуся в приемной семье, необходимо адаптироваться к особенностям функционирования всей семейной системы, а иначе он будет отвергнут. В момент адаптации семья старается внести улучшения в самого ребенка, адаптировать его к своим требованиям. Но и семья изменятся как на этапе структуры, так и на этапе построения нового плана функционирования. В процессе вхождения в новую семью приемный ребенок либо становится её частью и адаптируется в ней, либо остается в стороне, внешним по отношению к приемной семье, то есть дезадаптируется. В приемных семьях присутствуют определенные психологические свойства, которые способствуют адаптации ребенка, но в то же время способны вытеснить его из системы. Другими словами, для успешной адаптации в семье приемных детей необходимы заинтересованность и положительный настрой всех ее членов [4, с. 78-84].

Идентификация ребенка с приемными родителями становится одной из базовых психологических проблем. Создание идентичности и есть то самое необходимое условие для эффективной адаптации приемного ребенка в любой замещающей семье. Ребенок, которого взяли в приемную семью, не способен осознать роль биологического ребенка, и по этой причине для него свойственно заторможенное становление идентичности, что выражается в беспокойном понимании своего статуса в приемной семье, в чувстве униженности, в переживании сложностей верности приемным и биологическим родителям, в тревож-

ф

ф о

^

га н с го ч го

ф

н ф

ч

><

-О X

с

I-

о о

X

X

ф

ю о о

о ф

XI X I-

о о

X

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

X

ш ^

I-^

X !_

о

^

о ф

т ^

о с; о

X ^

о С

ности из-за утраты биологических родителей. Имитация поведения членов семьи является главным механизмом адаптации ребенка в приемной семье, к примеру, если в семье доминирует враждебность и зависть, то и для ребенка данное поведение будет определяющим. Разрушение эмоциональной связи с родной семьей является неблагоприятным моментом для психического формирования и для приспособления детей в приемной семье. Нарушение связи с биологическими родителями - это основание для формирования у ребенка сказочных образов биологических родителей, в которых он нуждается с целью того, чтобы справиться с потрясением от отделения, когда происходит изоляция от биологических родителей, то это влечет за собой ощущение отвержения, проступка, не-проявленной ярости. По этой причине к одним из главных критериев успеха приемной семьи является наличие у ребенка

возможности возвращения к биологическим родителям [1, с. 46-54].

Таким образом, социально-психологическая адаптация является социально-психологическим процессом, при благоприятном течении которого личность приходит к состоянию адаптированное™, иными словами, к такому виду отношения индивидуума и группы, когда индивидуум без долгих внешних и внутренних кон-фронтаций эффективно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяя свои базовые потребности, в полной мере идет на встречу ролевым ожиданиям, предъявляемым к ней группой, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Для более детального изучения специфики социально-психологической адаптации детей в приемных семьях необходим взгляд на семью как систему, с ее внутренними и внешними связями и устройством.

о

Библиографический список

1. Алексеева, Е.Е. Характеристика критериев адаптации ребенка в приемной семье [Текст] / Е.Е. Алексеева // Образование и семья: проблемы приемных родителей. - СПб.: Политехника 2015.- С. 46-54.

2. Дубровина, И.В. Психологическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 2013. - 264 с.

3. Костина, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка к приемной семье [Текст] / Е.А. Костина, Д.В. Наумова // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. -СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2015. - С. 149-153.

4. Лесина, Е.А. Приемная семья для ребенка и ребенок для приемной семьи [Текст] / Е.А. Лесина // Социальная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 78-84.

5. Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии [Текст] / А.А. Налчад-жян. - М.: Эксмо, 2015. - 368 с.

6. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / под ред. В. Жукова. - М.: РГСУ, 2013. - 452 с.

7. Ослон, В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России [Текст] / В.Н. Ослон // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 57-70.

8. Ослон, В.Н. Психологическое сопровождение замещающей семьи [Текст] / В.Н. Ослон // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 39-53.

9. Пашина, Е.П. Особенности эмоциональной сферы у воспитанников и сотрудников детского дома [Текст] / Е.П. Пашин / под ред. Е.П. Пашина, А.Х. Рязанова. - М.: Издательство Института психологии, 2014. - 139 с.

10. Прихожан, А.М. Психология сиротства [Текст] / А.М. Прихожан; под ред. А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 400 с.

11. Соломатина, Г.М. Приемные дети. Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье [Текст] / Г.М. Соломатина. - М.: Владос, 2014. - 120 с.

12. Суслина, Т.В. Социально-педагогическая замещающих родителей к воспитанию приемного ребенка [Текст] / Т.В. Суслина, В.А. Попов // Молодой ученый. - 2015. - № 4. - С. 610-612.

13. Шипицына, Л.М. Дети социального риска и их воспитание [Текст] / Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2013. - 477 с.

Referencеs

1. Alekseeva E.E. The characteristics of the criteria of adaptation of the child in foster family. Education and the family: problems of foster parents. SPb.: Politekhnika, 2015. P. 46-54. [in Russian].

2. Dubrovina I.V. Psychological development of orphanage. M.: Pedagogika, 2013. P. 264. [in Russian].

3. Kostina E.A., Naumov D.V. Psycho-pedagogical support of adaptation of the child to foster care. Child in the educational space of the metropolis. SPb.: OOO «NITS» ART, 2015. P. 149-153. [in Russian].

4. Lesina E.A. Foster family for the child and the child to the foster family. Sotsialnaiapedagogika, 2015. №. 3. P. 78-84. [in Russian].

5. Nalchadzhyan A.A. Psychological adaptation: mechanisms and strategies. M.: Eksmo, 2015. P. 368. [in Russian].

6. Experience and problems of living arrangement of children-orphans and children left without guardianship, in the modern world. Ed. V. Zhukov. M.: RGSU, 2013. P. 452. [in Russian].

7. Oslon V.N. Substitute professional family as one of the models address the problem of orphanhood in Russia. Voprosy psikhologii, 2015. №. 3. P. 57-70. [in Russian].

8. Oslon V.N. Psychological support of foster families. Voprosy psikhologii, 2015. №. 4. P. 39-53. [in Russian].

9. Flank E.P. Features of the emotional sphere in pupils and employees of children's home. Ed. E.P. Pashin, A.K. Ry-azanov. M.: Izdf-vo Instituta psikhologii, 2014. P. 139. [in Russian].

10. Parishioners A.M. Psychology of orphanhood. Ed. A.M. Parishioners, N.N. Thick. 3rd ed. SPb.: Piter, 2014. P. 400. [in Russian].

11. Solomatina G.M. Foster kids. How to cope with problems of adaptation and education in a substitute family. M.: Vlados, 2014. P. 120. [in Russian].

12. Suslina T.V., Popov V.A. The socio-pedagogical substitute parents to the upbringing of the adopted child. Molodoi uchenyi, 2015. №. 4. P. 610-612. [in Russian].

13. Shipitsyna L.M. Children of social risk and their upbringing. SPb.: Rech, 2013. P. 477. [in Russian].

сведения об авторе: Яомакина наталья марковна,

младший научный сотрудник института психологии социологии и социальных отношений,

Московский городской педагогический университет,

г. Москва, Российская Федерация. КтаИ: ndimant@mail.ru

Information about the author: Lomakina Natalia Markovna,

Junior researcher,

Institute of Psychology, Sociology and Social Relations,

Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia. E-mail: ndimant@mail.ru

<u .0

<u о

J ro Ic

ro

ro

Ф I-

Ф

ч

><

.0 X

с

I-

o о

X X

Ф Ю

о о

о ф

.0 X I-

о о

X

т

о

X са s Is X

о

О ф

т

о с; о

X s о 1=

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.